Чип-тюнинг двигателя. Плюсы и минусы. А стоит ли вообще делать. Подробно, плюс видео. Чип-тюнинг: панацея или неоправданный риск? Чипирование двигателей

В конце прошлого столетия у автолюбителей появилась возможность усовершенствовать динамические характеристики автомобиля, без ущерба внутренним частям автомобиля. Чип-тюнинг — настройка работы электронных контроллеров двигателя, для увеличения мощности двигателя.

Что такое чип-тюнинг двигателя?

Если сказать более просто, то чип-тюнинг - это электронного блока управления двигателем автомобиля. Делается это для улучшения характеристик настроек транспортного средства. Для чип-тюнинга не требуется вносить изменения с технической или механической стороны. Здесь следует произвести работу только лишь с ЭБУ двигателя.

При помощи чип-тюнинга владелец автомобиля может изменить объем топлива, которое впрыскивается в , обогощение рабочей смеси, измененияугла зажигания и давления наддува. Чтобы сделать , не требуется много свободного времени. Специалист может осуществить его даже за час.

К ЭБУ подключается компьютер через особый разъем. В специальной программе пользователь может управлять настройками системы. Выполняется процесс прошивки и синхронизации данных с устройства. Человек обязан точно знать какие изменения он будет делать. После этого происходит процесс записи новой программы. Как только все завершится, необходимо проверить работу автомобиля.

Чип-тюнинг делается чаще всего для увеличения мощности двигателя и снижения расхода топлива автомобиля. Он выполняется для любых инжекторных моторов. Исключения есть в виде некоторых агрегатов японского производства. Если смотреть в целом, то нет разницы между чип-тюнингом отечественного или зарубежного автомобиля.

Чип-тюнинг можно делать на мотоциклы, яхты, катера и современные тракторы с ЭБУ. После данной процедуры у двигателя увеличивается запас мощности. Она позволяет активировать скрытый потенциал мотора транспортного средства. Коррекция работы двигателя также осуществляется при помощи чип-тюнинга.

Чип-тюнинг подразумевает настройку микросхемы. за счет него происходит обновление и модификация базы данных ЭБУ автомобиля. Они хранятся в двухмерных и трехмерных таблицах. Из-за особого положения различаются блоки управления двигателем. Количество таблиц в них может не совпадать, что говорит о разных производителях. Специальное программное обеспечение позволяет изменять данные в электронных системах автомобилей.

Автомобили нашего времени снабжаются специальным портом OBD, который позволяет вносить изменение в ЭБУ без снятия. На некоторых транспортных средствах наоборот можно только корректировать данные путем изъятия микросхемы. Для такой операции необходимо работать мастеру с высокой квалификацией. Но как бы это не делалось, результат будет превосходный.

Не следует обращаться к тем компаниям, в которых вы сомневаетесь. Недостаточная квалификация рабочего способна вывести ЭБУ из строя. Иногда прошивку делают не так, как следует. Автомастерские загоняют автомобиль на особый стенд и через специальную программу просто корректируют заводские настройки. Не все рабочие знают что в машине может находиться несколько блоков, которые тесно связаны друг с другом. Поэтому если произошли изменения в одном, то и в другом их требуется делать.

Плюсы чип-тюнинга двигателя

Из-за проведении чип-тюнинга владелец автомобиля может повысить мощность примерно на 10 процентов и не более. Можно сказать что это один из лучших способов усовершенствования транспортного средства за короткое время и минимальные затраты.

Итак, какие же положительные моменты есть у чип-тюнинга двигателя автомобиля?

  • Показатели скорости и тяги возрастают, из-за чего управлять машиной становится проще и легче. Автомобиль будет лучше слушаться и откликаться.
  • Ускорение возрастет, что положительно скажется на езде по загруженным трассам.
  • Если машина сильно нагружена и езда сопровождается включенным климат-контролем, то немного заметнее станет легкость передвижения. Чип-тюнинг позволит увеличить силовой запас агрегата с течением времени.
  • Чип-тюнинг происходит быстро, что способно выигрывать перед такими процедурами, как: форсирование, модернизация.
  • Его сделать проще и дешевле из-за отсутствия необходимости вносить конструкционные изменения в двигатель.
  • Чип-тюнинг можно отменить возвратом к заводским настройкам. Особенно это актуально когда есть какие-то плохие последствия.
  • Получить доступ к изменениям от такой процедуры очень легко. Многие специализированные мастерские не нуждаются в получении данных в больших объемах с автомобиля. Из-за этого транспортные средства без труда могут обслуживаться в дилерских центрах и СТО.
  • Чип-тюнинг позволяет автомобилю легко функционировать с определенным топливом. Эта возможность обеспечивает машину скрытым потенциалом двигателя.
  • Также можно адаптировать транспортное средство под установленные дополнительные детали и агрегаты к мотору. Здесь просто делаются специальные настройки, которые обеспечат оптимальную работу всего автомобиля.
  • Чип-тюнинг способен производить различные изменения под определенный стиль езды водителя. Здесь можно адаптировать ЭБУ как к экономичному режиму, так и к быстрой езде. Комбинированные настройки пользуются большой популярностью.

Минусы чип-тюнинга двигателя

Что касается отрицательных сторон, так здесь их чуть меньше. Некоторые из них способны понизить интерес у владельца автомобиля.

  1. Если чип-тюнинг делал непрофессионал, то это может пагубно сказаться на работе блока управления двигателем. В худшем случае ЭБУ выйдет из строя полностью.
  2. Немного ухудшается рабочий ресурс частей мотора автомобиля. Ориентировочно этот показатель равен 3-4 процентам.
  3. При плохом чип-тюнинге есть риск увеличения расхода топлива почти на 20 процентов.
  4. Очень редко бывает что из-за сбоя в ЭБУ неправильно начинают работать более 6-7 процентов всех имеющихся программ. Такой минус способен привести к катастрофическим последствиям.

Других неполадок пока никто не замечал при проведении чип-тюнинга. Если рассматривать в целом все отрицательные и положительные стороны, то чаша весов явно склоняется к плюсам. К тому же цена такого удовольствия достаточно приемлемая, но об этом ниже.

Сто процентов стоит делать чип-тюнинг в том случае, когда заводская прошивка имеет недоработки.

Стоимость чип-тюнинга двигателя

Как вы могли догадаться, стоимость чип-тюнинга напрямую зависит от марки автомобиля. Также очень важен год выпуска, название модели и сами характеристики двигателя транспортного средства. Одним из самых основных факторов, который влияет на цену, является - лицо, производящее прошивку. Им может быть кто угодно: мастерская, дилерский центр, частный сотрудник или рабочий автосервиса.

Цены варьируются в разных пределах. Встречается чип-тюнинг от 2000 до 10000 рублей. Необходимо понимать что стоимость не свидетельствует о высоком качестве процесса. Мастера-самоучки часто могут выполнить работу намного лучше, чем сотрудники дилерского центра. Но не все имеют хорошее и дорогостоящее оборудование для этой процедуры, поэтому и цены отличаются.

В наше время чип-тюнинг выполняет большинство производителей автомобилей. Так что теперь эта операция является официальной. Лучше всего делать его именно там, где вы уверены в качестве и профессионализме мастера. Не стоит скупиться и экономить денежные средства, но и переплачивать не всегда разумно в случае с чип-тюнингом.

Если вы решили сделать его самостоятельно, то лучше проконсультировать у специалиста, ведь неправильные настройки могут привести к неисправности автомобиля. Для чип-тюнинга лучше купить профессиональное оборудование, которое не требует особых навыков для его использования. Сделав этот процесс несколько раз, не потребуется больше обращаться в автосервис.

Чип-тюнинг - стероиды для мотора. А у любого подобного препарата есть свои побочные эффекты. Измененная программа управления двигателем повышает динамические характеристики, но возросшая нагрузка так или иначе сокращает ресурс мотора. И не одного его.

Специализированных компаний и гаражных специалистов, предлагающих взбодрить двигатель, - масса. Их услуги пользуются устойчивым спросом. К примеру, только одна из известных крупных фирм в месяц перенастраивает до 3000 автомобилей.

Вся тюнинговая братия работает по общим законам, идентичны и последствия вмешательства в рабочие процессы двигателей. Положительные и отрицательные стороны чип-тюнинга мы рассмотрим на примере автомобилей концерна Volkswagen - их наибо­лее часто подвергают перенастройке.

Чтобы не распыляться, остановимся на самом востребованном варианте чип-тюнинга - когда вмешиваются только в электронику и не затрагивают «железо». Упор сделаем на турбомоторы, так как их перепрошивка позволяет поднять мощность и крутящий момент на 30–50%. Для атмосферных прирост чаще всего не превышает 10%.

Сливки мощности

Бензиновый двигатель 2.0 TSI третьего поколения (220 л.с.) легко «раздувается» аж до 315 сил. Крупные компании, специализирующиеся на чип-тюнинге автомобилей концерна Volkswagen, - например, APR и Revo - комплексно подходят к изменению программы управления, тратя на это много времени и ресурсов. На выходе получается хороший баланс между значительным повышением отдачи двигателя, сохранением его надежности и уровнем ездового комфорта.

Чип-тюнинг позволяет наслаждаться поведением взбодренного автомобиля не только на трек-днях, но и в повседневной толкотне мегаполисов. Среди бонусов - снижение «задумчивости» и задемпфированности реакций на нажатие педали газа, которой сейчас страдают чуть ли не все массовые модели, и улучшенная адаптация к качеству топлива конкретного типа: некоторые фирмы предлагают прошивки двух видов - например, под 95‑й и 98‑й бензин.

Качественный чип-тюнинг не повышает расход топлива. Более того, в некоторых режимах езды, особенно если двигатель дизельный, возможна его экономия: 5–10%. Фантастика? Мне довелось замерять расход топлива на чипованном дизельном Тигуане нового поколения. Фактическое снижение в смешанном цикле составило 300 мл (измеряли методом долива, используя мерные емкости). Это объяснимо. Наибольший мгновенный расход приходится на переходные и разгонные режимы. При ускорении чипованный двигатель на тех же оборотах имеет больший крутящий момент, а коробка дольше удерживает низшие ступени. Автомобиль разгоняется быстрее, но потребляет топлива не больше, чем при штатной прошивке.

Подобные преимущества трудно получить при установке дешевых программ гаражников или любителей «настольного чипа». Обычно они добавляют мотору мощности и момента в режиме «вкл/выкл» (при нажатии на педаль газа). Калибровщики меняют ограниченное число параметров, не озадачиваясь проверкой программ в реальных дорожных условиях. В итоге автомобиль больше подходит для гоночного трека - на нем становится неудобно ездить в городе из-за обилия пинков, рывков ­и дерготни в различных режимах.

Побочные эффекты

Бесплатного сыра не бывает. Даже качественные прошивки пагубно влияют на ресурс двигателя и коробки передач, что уж говорить о более дешевых программах. Официальные дилеры наловчились выявлять факты чип-тюнинга при обращении владельцев с жалобами на работу силового агрегата, даже если предварительно был сделан «откат» на заводскую программу. Примерно с февраля 2017 года дилеры Volkswagen Group начали массово разоблачать любителей «допинга».

Нейтрализатор, сажевый фильтр, EGR

Многие «тюнеры» убирают у дизелей EGR - систему рециркуляции отработавших газов. На первый взгляд, это безобидная операция, которая отчасти даже полезна для мотора, так как отработавшие газы не загрязняют впуск. Но при повышении отдачи двигателя такое купирование может стать крайне опасным. В современных дизелях система рециркуляции отвечает, в частности, за подогрев впускного воздуха. Во многих случаях чиповка и глушение EGR приводят как минимум к неровной работе мотора.

Сомнительная затея - удаление сажевых фильтров. Мало кому понравится, когда современная дизельная легковушка начинает пахнуть древним КАМАЗом. Вдобавок эта операция требует большого опыта: нужно грамотно «обдурить» программу управления, чтобы та не докучала сообщениями о всяческих ошибках. С другой стороны, оставленный сажевый фильтр будет быстрее забиваться (даже с хорошим софтом интервалы его регенерации сокращаются). А значит, в нем быстрее скопится критическая масса отложений, остающихся после прожигания сажи.

Из-за увеличения потока отработавших газов раньше забьется и нейтрализатор бензинового двигателя. И это с грамотно составленной программой. А дешевый софт может и вовсе привести к быстрому оплавлению сот нейтрализатора. Поэтому крупные зарубежные фирмы вообще не трогают экологические системы двигателя. Ведь они делают софт для глобального рынка, а нормы выбросов вредных веществ во многих странах довольно суровы.

Двигатель

У любого двигателя вследствие повышенной нагрузки раньше наступает момент общей усталости. Растет износ цилиндропоршневой группы, вкладышей, цепей ГРМ и остальных элементов, которые страдают на стоковом моторе. Дешевые прошивки значительно повышают риск детонации из-за неполноценной подстройки топливоподачи. Наибольшие разрушения связаны обычно с чрезмерным обеднением топливовоздушной смеси.

Турбокомпрессор

Повышение давления наддува сильно влияет на здоровье турбокомпрессора. Любая турбина рассчитана на максимально допустимые обороты вала. При превышении этого порога либо начнется характерный и непоправимый износ крыльчаток, либо спасует система смазки, из-за чего при чрезмерных оборотах вала может возникать масляное голодание, имеющее разрушительные последствия. В некоторых случаях от перегрева заклинивает вал, а в других - разрушаются масляные уплотнения. И турбина умирает.

Коробка передач

Не важно, какого типа коробка передач установлена на чипованном автомобиле, - все конструкции значительно страдают от повышенной нагрузки, поскольку рассчитаны на определенный уровень крутящего момента.

У механики первым делом сокращается ресурс сцепления. А если водитель любит участвовать в светофорных гонках, сдается и начинка - синхронизаторы, шестерни, подшипники.

Роботизированные коробки, конструктивно схожие с обычной механикой, страдают примерно так же. Ресурс двойного сцепления (сухого или мокрого) снижается в среднем раза в полтора. Из-за активных стартов с места быстро умирают не только шестерни и подшипники, но и корпусы дифференциалов. Тюнинговый софт не вредит здоровью лишь мехатроников.

У автоматов при превышении допустимого момента не хватает давления в пакетах фрикционов, чтобы его выдерживать. Они начинают активнее пробуксовывать, и продукты износа быстро убивают остальные элементы коробки.

Частные консультации

Трудно назвать даже примерно, насколько снижается ресурс узлов и агрегатов после чип-тюнинга, - многое зависит от конкретной пары мотор/коробка. Хватает примеров из реальной жизни, когда удачные агрегаты «на стероидах» живут долго и счастливо - правда, при адекватной эксплуатации и грамотном уходе. Мероприятия, желательные для обычного автомобиля, критически важны для пережившего чип-тюнинг: замена технических жидкостей с сокращенным интервалом, сезонная проверка состояния радиаторов, использование качественных расходников и масел.

Среди фольксвагеновских моторов, которым чип-тюнинг полезен, отмечают, например, упомянутый выше бензиновый 2.0 TSI (220 л.с.) и дизель 3.0 TDI. Плохо переносит перенастройку парочка двигателей с двойным наддувом: 1.4 TSI предыдущего поколения (150 л.с.) и 2.0 TDI (224 л.с.). Из этих моторов уже в штатном варианте выжаты все соки.

Что касается ресурса механических коробок передач, тут многое зависит от манеры езды водителя. Неплохо переносят моторный «допинг» автоматы Aisin. А роботы DSG разделились на три лагеря. Самая слабая коробка - DQ200 (7-ступенчатая, с сухим сцеплением). У нее ресурс крутящего момента практически исчерпан. Гораздо лучше проявила себя DQ250 (6-ступенчатая, с мокрым сцеплением). Лучше всех - DQ500 (7-ступенчатая, с мокрым сцеплением): заложенный производителем солидный запас прочности позволяет снимать с моторов самые высокие показатели.

Если вы решились на чип-тюнинг, советую отдать предпочтение именитым фирмам. У каждой свой особенный подход, наработки и софт. Не стесняйтесь проявлять дотошность, расспрашивая специалистов, поизу­чайте отзывы автовладельцев. Одни фирмы предлагают действительно универсальные прошивки, позволяющие комфортно передвигаться в любых условиях, другие концентрируются на максимальной отдаче на треке - а это значит, что добавится дискомфорта при движении по городу.

Качественные программы обходятся обычно не дешевле 30 000 рублей. Честные конторы сразу предупреждают обо всех рисках и просят подписать соответствующую бумагу в подтверждение того, что клиент о них осведомлен. Грамотные сервисмены всегда выполняют входную диагностику автомобиля, проверяя состояние двигателя и коробки передач. Вдобавок они предоставляют клиенту возможность в течение 30 дней отказаться от программы и получить назад свои деньги.

Семь раз отмерь

Крупные чип-тюнинговые фирмы очень серьезно подходят к проверке разработанного ими софта. Например, американские компании тратят на стендовые испытания (на динамометрических стендах) автомобилей с новыми прошивками лишь пятую часть времени, а остальное приходится на дорожные тесты. При этом используют ресурсы своих дилеров по всему миру, в том числе и в России, и в итоге подготавливают несколько прошивок - для разных рынков, с учетом местных особенностей эксплуатации машин.

Вот заеду в тюнинг-ателье на машине с мотором МеМЗ объёмом 1,3 л, и он после этого выдаст вдвое больше “лошадей”!

У вы, вдвое мощность увеличить нельзя. Многие обещают прибавку в 20%, но такое возможно только для турбомотора. Для атмосферного мотора серьёзно можно говорить о прибавке в пределах 10%. Достигается она за счёт более точной настройки. Других способов просто нет, атмосферный мотор не может в пассивном режиме получить больше воздуха, чем заложено его производителем. Так что для него увеличение более чем на 10% - фантастика.

Исключение составляют лишь моторы с несколькими уровнями дефорсирования относительно максимальной мощности, заложенными разработчиками. Тут можно вспомнить современный 1,6 серии EA211 от Фольксвагена, который выпускают в версиях на 90 и 110 л.с., а также Mercedes-Benz M276 (249 и 306 л.с.), и некоторые другие, которые имеют абсолютно одинаковое “железо”, но разные прошивки. Тут прирост возможен, но это - единственное исключение из “правила десяти процентов”.

1 / 2

2 / 2

Турбомоторы имеют больший потенциал для чип-тюнинга. Как правило, прирост составляет от 15 до 20%. Иногда можно прибавить даже 50%, но такое возможно только в случае, описанном чуть выше для атмосферных моторов. Пример для турбированных моторов - Volvo с их D3, D4 и D5. Все эти моторы могут выдать до 260-270 л.с., хотя самый слабый в стоке имеет всего лишь 163 л.с.

Под капотом Volvo S80 D5 "2009–11

Отдельного упоминания заслуживают моторы, которые уже с завода выходят с высокой степенью форсирования. Такой, например, стоит на Nissan Juke 1,6 турбо: 200 с лишним “лошадей” с такого объёма - это уже потолок, и ожидать существенного прироста мощности в таких случаях не стоит (не более 15 л.с., которые даже заметить будет трудно), хотя мотор и наддувный. Ну или новые моторы c непосредственным впрыском от Kia и Hyundai - тут потенциал тоже маленький. И если вам обещают с ними прибавку в 30%, то, скорее всего, перед вами люди, которые работают по шаблону “наддувный мотор - плюс 30%”. На таких моторах такой прибавки не будет.

Под капотом Nissan Juke "2014–н.в.

Ситуация с турбодизелем практически такая же, как и с бензиновыми мотором. Тут можно ожидать почти такую же прибавку в 20-30%.

Больше - значит лучше

Следующее распространённое мнение звучит приблизительно так: относительный прирост мощности с трёхлитрового V6 всегда больше, чем с полуторалитровой рядной “четвёрки”. Больше объём - больше потенциал для чип-тюнинга.

Это не так - конечно, если речь идёт именно о процентном соотношении. Ведь 12-20 лошадиных сил прибавляют, например, Mitsubishi Lancer с мотором 1,8 л и Cadillac Escalade с двигателем 6,2 л. Тут всё зависит от того, какой запас есть у мотора конструктивно. Одинаково небольшой прирост мощности можно получить и от Infiniti (3,7 л - не более 10 л.с.), и от Hyundai Solaris (1,6 л - 7-8 л.с.). Так что мнение о том, что с более объёмного мотора всегда можно получить более серьёзную прибавку, ошибочно.


Ломать - так всё!

Ещё один стереотип о чип-тюнинге: повышенная в его ходе мощность (точнее, крутящий момент) сокращает ресурс трансмиссии. Особенно это опасно для АКПП и коробок-роботов. Так ли это?

Если коротко - да. В любом случае с ростом момента растёт и нагрузка на трансмиссию. Другое дело, насколько эта возросшая нагрузка будет критична для конкретной трансмиссии. С атмосферными моторами как-то попроще: те же 10% обычно укладываются в процент погрешности запаса прочности коробки, и никакая КПП такого роста даже не заметит. Тут даже ресурсные испытания разницы не покажут.

Другой вопрос - турбодизель, у которого исходный крутящий момент уже большой. Например, 500 Нм. Мы прибавляем ещё 150, а трансмиссия рассчитана, предположим, на 550 Нм. В этом случае, конечно же, что-то плохое произойти может. Но если речь идёт о машине, где есть ограничения по трансмиссии, хорошие тюнинг-ателье всегда это учитывают, и в прошивке не увеличивают момент на величину большую, чем может переварить трансмиссия.

Тут встаёт первый вопрос философии тюнинга: делать его вообще или нет? Тут уже выбирать вам. И помнить, что тюнинг предполагает неизбежный рост нагрузок на узлы и агрегаты. Чтобы вам там ни писали в интернете, тюнинга без снижения ресурса не бывает.

… и продолжим

Тут совершенно логично вспомнить следующее мнение: чип-тюнинг значительно снижает ресурс мотора. Неужели это всегда так? И да, и нет. Всё зависит от того, какой стоит мотор, какой у него с завода заложен запас, и какой вообще предполагается чип-тюнинг. Последний вопрос особенно интересен.

Вспоминается история, когда одна в целом известная немецкая компания, корифей тюнинга, развалила три атмосферных мотора Chevrolet Cruze подряд. Который сломать тюнингом, на первый взгляд, сложно. Дело было в настолько раннем угле опережения зажигания, что начиналась детонация, которая разрушала поршни. С другой стороны, есть множество клиентов, которые долго и счастливо живут с изначально форсированными чипованными турбомоторами, которые при тщательной настройке свой ресурс смогли сохранить. Поэтому сильно перебарщивать с чип-тюнингом не надо, зато надо знать, как в ходе перепрошивки правильно настроить двигатель.


Под капотом Chevrolet Cruze "2016–н.в.

Да, рост момента способен снизить ресурс агрегатов. Но главный фактор - то, как вы будете распоряжаться полученной прибавкой. Если вы ездите в режиме “газ в пол - холостой ход”, то прибавка в 20% на те же 20% сократит ресурс мотора. А вот если сохранить спокойную манеру, а все блага тюнинга использовать только при необходимости (например, при обгонах), то век мотора не станет короче.

Мужик в соседнем боксе

Есть у меня сосед по гаражу, зовут его Санёк, так тот за пятьсот рублей заливает ту же прошивку, скачанную из Интернета, которую в тюнинг-ателье жадные дядьки заливают за 10-12 тысяч. И я этим извергам за ту же работу столько платить не собираюсь.

Может, такое иногда и бывает, но часто такую работу приходится переделывать. Санёк не знает, что за прошивку он заливает, какие параметры меняет, и как это отразится на работе мотора. Иногда в эту лотерею можно выиграть. Но редко.

Работа тюнинг-ателье подразумевает постоянные расходы, и расходы большие. Связаны они с приобретением нового оборудования, почти каждый месяц выходит что-то новое, нужно покупать новые протоколы, инструменты для контроля. Те же мощностные стенды работают у тюнеров постоянно, они изнашиваются. Труд специалистов (хороших), работающих на них, тоже стоит дорого. Всё это надо оплачивать.

Прошивку тоже нельзя просто так откуда-то скачать. Её надо разработать (или купить), настроить, надо сделать и замеры на стенде, иногда - ресурсные испытания. Всё это заложено в стоимость программы.

Не прокатило…

Съездил на чип-тюнинг, денег отдал, а машина ни фига не едет. Не чувствую прибавки!

Случаются такие кейсы. Особенно это актуально для владельцев автомобилей с атмосферными моторами: 10% прибавки почувствовать трудно. Хотя некоторые не чувствуют прибавку и в 60 л.с. Дело в том, что “попомер” водителя - не самый точный инструмент. Спортсмены, которые настраивают автомобили перед гонками, могут почувствовать изменение даже в одну лошадиную силу, они очень хорошо знают свои моторы, а вот “гражданские лица” на такое обычно не способны. Тут надо обязательно проводить замеры до и после, ощущения - вещь обманчивая. И отсутствие прибавки - это не всегда факт.

“Мне сломали мотор”

Я приехал на тюнинг на почти новом автомобиле (которому десять лет, не битый, не крашеный, без пробега по РФ). Криворукие специалисты во время работы залепили жвачкой масляные каналы на коленвале, и мой 1,4 TSI, который может проехать миллион километров без ремонта, на выезде из бокса закоксовался и заглох. Теперь из-за этих бездарей я вынужден ремонтировать машину.

Бывает такое в жизни? Да, бывает. Развалить мотор неправильной настройкой можно на раз-два-три. Даже хороший мотор может проработать после тюнинга буквально полторы минуты. Всё зависит от тюнеров. Во-первых, перед тюнингом надо провести диагностику мотора, выявить все скрытые и явные неисправности. Во-вторых, программу надо не просто залить, но и настроить под конкретный мотор: даже стоковое “железо” имеет свои особенности.

Впрочем, даже у приличных тюнинг-ателье случаются ошибки. Редко, но бывают. Тут надо понимать, что при большом потоке некоторый процент неудач неизбежен. К тому же бывает, что у двигателя есть какое-то трудно диагностируемое слабое звено, которое может "порваться" именно после тюнинга. Любой, кто идёт на тюнинг, должен это осознавать. И если вы опасаетесь, что что-то пойдёт не так, лучше ездите на стоке.

И никогда нельзя браться за чип-тюнинг неисправного автомобиля. Прошивка не вылечит ни течь масла, ни умерший лямбда-зонд. Сначала - ремонт, потом - тюнинг.

На пользу дела

Я езжу на Focus RS, меня всё устраивает, но приходится лить 98-й бензин. Да и масло дороговато. Мне приходится экономить на “дошираке”, и меня это бесит. Ладно, сделаю чип-тюнинг, после которого можно будет лить 92-й бензин и “минералочку” 10W40 по 600 рублей за пять литров. Тогда и заживу.

Насчёт масла - это вряд ли. А вот изменить марку подходящего бензина иногда действительно можно. Конечно, при условии, что мотор конструктивно предназначен для использования топлива с другим октановым числом. В первую очередь, имеет значение его степень сжатия. Но есть и другая сторона медали.

Применение низкооктанового бензина приведёт к снижению мощности. И чтобы машина более-менее ехала, придётся сильнее “давить на тапочку”. Да, бензин можно заливать дешевле, но расход его вырастет. Так что экономить на этом не получится.

Тюнинг или гарантия?

Купил Hyundai i40 с двухлитровым мотором. Чипанул, он показал вместо 149 почти 170 л.с. И это правильно: в России у него другая прошивка, с которой можно попасть в налоговую ставку до 150 л.с. Всё прекрасно, но я потерял гарантию.

Некоторые дилеры не следят за установленной прошивкой, другие действительно считают чип-тюнинг поводом для отказа от гарантийного обслуживания. Важно, какие методы применяет производитель для защиты от чип-тюнинга на текущий момент. Буквально два года назад проверку проводили единичные дилеры, сейчас процедуру проверки ПО внедряют всё больше производителей.

Но и тюнинг-ателье не стоят на месте. Есть прошивки, которые проходят проверку на оригинальность, и дилеры не могут заметить изменений в ПО. Вместе с тем на некоторых марках “обмануть” дилера невозможно.


Первым делом, решившиеся на чиповку или сомневавшиеся ищут ответы на вопрос, о том что дает чип-тюнинг.

Итак, плюсы:

  • Повышение мощности: можно добиться роста мощности на 25%, если изменить прошивку чипа. Однако, при стандартном чиповании, как правило, достигается прирост в 12-15%.
  • Снижение расхода топлива: пусть потребление топлива и снизится всего на 3-5%, но с учетом нынешних цен на углеводороды, какая-никакая экономия присутствует. Также измененный чип позволит перейти на топливо с пониженным октановым числом.
  • Удаление ошибок двигателя
  • Ну и для самых неудержимых - некоторые прошивки позволяют снять заводские ограничители скорости.
  • Изменения настроек чипа легко откатываются к заводским установкам

Ну и риски, само собой:

  • Некачественная и непрофессиональная прошивка чипа может "убить" блок управления двигателем, в большинстве случаев - наповал. Доверили чип-тюнинг некомпетентным дилетантам - сами виноваты.
  • Чип-тюнинг снижает ресурс частей двигателя. Доказанная правда. Но стоит заметить, что снижение весьма незначительно, в среднем 4%.
  • Неправильно произведенный тюнинг может серьезно увеличить аппетиты автомашины. Расход может вырасти на 1/5.
  • Также в минусы можно вынести и дороговизну данного процесса. Качественный чип-тюнинг обойдется автомобилисту в несколько десятков тысяч рублей.

2 Процесс прошивки чипа

Первым делом нужно узнать все о модели блока управления двигателем. На некоторых моделях установлено неизменяемое программное обеспечение, поэтому тюнинг в этом случае не может быть совершен. Если блок допускает прошивку чипа, то следующий пункт - это диагностика ДВС. Делается это во избежание того, что поломки и ошибки мотора могут повлиять на результаты процесса прошивки.

После этих двух шагов извлекается блок управления и с него считывается заводская программа. Как правило, "весит" она около 1 мб. В этом мегабайте содержаться таблицы с изменяемыми параметрами. Редактируя эти параметры, можно найти оптимальное соотношение мощности и крутящего момента. В программе прошивки чипа может присутствовать несколько десятков таблиц с параметрами, позволяющих делать настройку многих аспектов работы ДВС: температурные режимы, настройка холостого хода и т.д.

Сейчас в процессе чип-тюнинга используется так называемый "Стэп-Пауэр". Это устройство дает возможность загрузить в чип сразу 2-3 прошивки управления. Переключение между настройками двигателя можно осуществлять прямо во время езды. Причем такой процесс совершенно не опасен. Это удобно для автомобилей, функционирующих в смешанном цикле движения.

  1. Автомобили с ГБО. Установленное газовое оборудование обязывает сделать чип-тюнинг. С изменением вида топлива меняются и рабочие характеристики двигателя. Тюнинг нужен 100%.
  2. Автомобили с турбонагнетателем. Для таких машин изменение характеристик чипа наиболее эффективно. Мощность можно повысить до 25%.
  3. С дизельным двигателем. И здесь тюнинг даст ощутимый прирост в том случае турбодизеля. Можно добиться увеличения табуна подкапотных "лошадей" на четверть, а крутящий момент вырастет на целую треть.
  4. Атмосферные моторы. У такого двигателя чип-тюнинг может добавить до 10% мощности.

Чип-тюнинг - очень популярный способ оптимальной настройки автомобильного двигателя. Сильные стороны его вполне прозрачны: снижается потребление топлива, растут мощность и крутящий момент. Также режим работы ДВС можно адаптировать под конкретный стиль езды. Однако и минусы такого вмешательства тоже на поверхности: дороговизна и высокая цена ошибки. Поэтому, если вы намеревайтесь прошить чип - обратитесь к профессионалам, организациям и специалистам, у которых в багаже знаний имеется опыт тюнинга разных типов двигателя. Этот совет главный - пользуйтесь помощью профессионалов. Лучше заплатить больше, но сохранить автомобиль в добром здравии.
Ну а стоит ли делать чип-тюнинг - решать Вам.

В те времена, когда цена бензина помещалась между стоимостью воды просто газированной и воды газированной с сиропом, процветала каста карбюраторщиков. От квалификации и таланта специалиста зависело, как быстро поедет авто и как часто придется искать заправку автомобилисту.

Хороший карбюраторщик жил недолго. Заваленный деньгами, он захлебывался в роскоши и тонул в заказах. Стыд сжигал его душу: исказить оптимальный режим питания двигателя ради юношеских понтов или скаредной жадности - значило предать пламенный мотор...

Когда карбюраторщики вымерли, мировой автопром вынужденно перешел на инжекторный впрыск и электронное управление. Что никак не повлияло на спрос! По-прежнему добрая половина автовладельцев жаждала ездить быстрее, а другая половина стремилась посещать бензоколонки пореже.

И тогда на свет появился чин-тюнинг !

Сui prodest, или кому выгоден чип-тюнинг двигателя более всех?

Психология автомобилиста такова, что даже после банальной замены масла (подкачки колес, протирки стекол) он чувствует явственную прибавку в ходовых качествах машины. Что уж говорить о полуторачасовом сеансе камлания с бубном (ноутбуком) и проводами у распахнутого моторного отсека? Тем более после громогласной рекламной пропаганды, сулящей увеличение мощности, подъем тяги, улучшение динамики - и всё это на фоне снижения расхода топлива?

«Кому выгодно, - учили древнеримские юристы, - тот и виноват!» В первую очередь чип-тюнинг двигателя выгоден станциям техобслуживания. Чипировать исправный мотор - все равно что лечить здорового! Денежно и безопасно!

Коммерческая заинтересованность исполнителя - явный минус чип-тюнинга . Но есть же на свете добросовестные мастера и качественные программы! Уж они-то наверняка помогают мотору работать лучше!

Некоторые технические аспекты чип-тюнинга

Двигателю внутреннего сгорания - так уж повелось испокон веку - не дают работать в полную силу. Отчасти по причине генерируемого шума, но в основном из-за сложности отведения избытков тепловой энергии. Все более важными считаются экологические параметры двигателя. Снижение выбросов вредоносных веществ осуществляется тоже за счет «придушения» мотора.

Тюнинговые прошивки ЭБУ берут на себя смелость ослаблять ограничения - но понемногу. Да, температурный режим работы двигателя после чип-тюнинга делается чуть более жестким - но не до такой степени, чтоб клапана рассыпались в окалину, а поршневые кольца приваривались к стаканам цилиндров.

Конструктивно совершенному мотору тюнинговое увеличение нагрузок не страшно, и ресурс хорошего двигателя в результате чип-тюнинга не страдает никоим образом. Но уверены ли вы в изначальном качестве своего мотора? Так ли безосновательны опасения изготовителей, снимающих гарантию с чипованного авто?

Риск возможного снижения ресурса - минус чип-тюнинга .

Стоит ли пренебрегать экологией?

Наиболее восторженные отзывы о чип-тюнинге раздаются тогда, когда переделка касается не одного только программного оснащения мотора. СТО без всякого стеснения предлагают удаление катализаторов и монтаж прямоточных (читай - малоэффективных) глушителей в качестве комплекса мер, повышающих действенность чиповки .

Между тем, именно автомобили - а вовсе не промышленные предприятия и котельные - являются главными загрязнителями городской атмосферы. В дисциплинированной Европе благодаря новым законам о защите чистоты воздуха можно дышать полной грудью - хоть в толчее Франкфурта, хоть в тумане Лондона. Мы же, ради минимальной прибавки мощности, по-прежнему готовы вдыхать дым автомобильных выхлопов?

Снижение показателей экологической безопасности - минус чип-тюнинга .

Экономия и бережливость

Не вдаваясь в технические подробности, отметим: в большинстве случаев тюнинговые программы действительно способствуют экономии топлива. Минимальной - на уровне нескольких процентов. Да и «способствовать» - не значит «экономить»...

Обеднение рабочей смеси - а это один из инструментов программной экономии топлива - приводит к снижению динамических качеств машины. Почувствовав «притупление», водитель - рефлекторно или осознанно - сильнее жмет на педаль газа. И тогда вся экономия сходит на нет.

Но чаще эффект экономии горючего в результате грамотного чипирования - возникает! Это - плюс чип-тюнинга .

Качественный чип-тюнинг дорог!

Об этом говорят мало и тихо, но хорошие программы перепрошивки пишутся теми же программистами, которые создают штатное ПО для автомобиля. Логика подобного положения дел понятна: кто, как ни досконально разобравшийся в алгоритмах управления специалист, внесет корректные изменения в программу?

Аматорские варианты чип-тюнинга обычно заключаются в искажении показаний ключевых датчиков и грубой перестройке параметров управления агрегатами двигателя. От такого вмешательства вреда точно больше, чем пользы.

Дороговизна качественных программ перепрошивки ЭБУ - не плюс и не минус чип-тюнинга . Это данность!

Тюнинговый эффект невелик

Стоимость самого продвинутого чип-тюнинга измеряется многотысячными суммами. Программы попроще стоят подешевле. Что же получает покупатель услуги чип-тюнинга за свои кровные 500 или 5000 (когда рублей, а когда и долларов)?

Прирост мощности и тягового усилия атмосферного двигателя после чип-тюнинга может достигать 7% (при обещаниях 12-ти %), а в большинстве случаев не дотягивает и до 5%. Турбированный мотор после чипирования становится сильнее на четверть или даже на треть, однако полномерная (в хвост и в гриву) эксплуатация наддувного силового агрегата ведет к резкому снижению срока службы всех систем автомобиля.

Небольшой - а зачастую так и сомнительный - эффект прироста мощности является минусом чип-тюнинга .

А как у дизеля?

Чип-тюнинг дизеля гораздо более продуктивен, нежели перепрошивка бензинового мотора. О подробностях чип-тюнинга дизельного двигателя мы рассказываем в другой статье .

Вместо заключения

Чип-тюнинг двигателя - мода, старательно культивируемая станциями техобслуживания, и вызывающая раздражение у автопроизводителей. На рынке появляется все больше моделей, сложность ПО которых такова, что ни о каком стороннем вмешательстве в алгоритмы работы моторов не может быть и речи.

И если сегодня чип-тюнинг невозможен лишь для автомобилей премиум-сегмента, завтра он уйдет в небытие - как ушли карбюраторы и карбюраторщики...

Вот только когда оно наступит, это благословенное завтра?


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.