Все модификации мотоцикла урал. Новые мотоциклы Урал – фото и характеристики. Современные тенденции мотоциклов Урал

«Урал» единственный российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе Свердловской области в городе Ирбит. В подавляющем большинстве случаев эксплуатируется с коляской. Выпускаются модели мотоцикла как с приводом на колесо коляски, так и без него. Привод колеса коляски — отключаемый, бездифференциальный. «Урал» является дальнейшим развитием мотоцикла М-72, копии немецкого BMW R71.


На предприятии по производству мотоциклов «Урал» работает чуть больше ста человек. Для сравнения в советские годы рабочих было 10 000.




Мотоцикл «Урал» во многой самый-самый и единственный в мире. Загибаем пальцы: единственный всесезонный, не боящийся мороза мотоцикл.


Единственный серийный мотоцикл с коляской.


Единственный полноприводный мотоцикл. Да такое тоже бывает. Если забрался в непролазное, можно жестко подключить колесо на коляске. В этом режиме мотоцикл может ехать только прямо, но зато вывезет из любой каши.


По трассе «Урал» спокойно идет 110 км/ч.


Станки на заводе в основном советские, но есть и новые, например эта лазерная вырезалка.


В цеху окраски работают в основном женщины. Мужики трудятся на сварке, резке и сборке. Один работяга может обслуживать по 10 станков. Работа неспешная, потому что норма — 5 мотоциклов в день. В советское время за каждым станком было по два рабочих.


Работой на заводе дорожат. 25 000 рублей в Ирбите на дороге не валяются.


В год предприятие выпускает около 1000 мотоциклов. 99% идут на экспорт. Работают по предоплате. Дилеры собирают заказы — через несколько недель, покупатель получает свой «Урал». В России их покупают богатые люди, которых накрыла ностальгия.


В России «Урал» можно купить только в трех местах. В США дилер есть почти в каждом штате, в некоторых — по два. Мотоциклы ежегодно проходят жесткое тестирование в США и Европе, чтобы соответствовать экологическим нормам и нормам безопасности.


По большому счету есть только две модели «Урала». Они отличаются только внешним видом. Одна под ретро, другая посовременнее. Конструктив весь идентичен. Зато больше 60 вариантов раскраски.


Сборка стапельная, что обеспечивает высокое качество.


Все по полочкам, коробочкам. Все четко.


Здесь собирают сцепление.


Это скоро будет мотором.


Конструкции уже много лет. Да и по большому счету современный «Урал» — это лишь глубоко модернизированная версия прототипа мотоцикла BMW 40-х годов.




Скелет обрастает кишками.



Вот они тормоза Brembo.


Даже на экспортных вариантах «Урал» пишется по-русски.



Покраска порошковая — тоже самое модная.


Для россиян такой мотоцикл обойдется в сумму около 500 000 рублей.



На специальном стенде тестируют и обкатывают каждый мотоцикл.



Завод пусть и в таком виде, но сохранили, бренд жив. А главное пользуется спросом, продиктованным не модой, а прагматикой. «Урал» — бескомпромиссный проходимец, при этом может везти груз до 150 кило (по паспорту, в реальности больше). Отличный выбор



99% продукции идёт на экспорт, в основном в США.


Урал – тяжелый мотоцикл уже долгие годы выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе. Чаще всего эксплуатируется с боковым прицепом, есть модели с приводом колеса коляски. Предшественник Урала – М-72, а он в свою очередь является копией немецкого BMW R71. За долгое время было выпущено множество моделей, это дорожные, спортивные и специального назначения. Сделать обзор всех моделей мотоциклов Урал в одной статье совершенно невозможно, поэтому рассмотрим только ныне выпускаемые Ирбитским заводом.

Урал Турист – классический мотоцикл, вобравший в себя все самое лучшее из своих многочисленных предшественников. Представляет собой тяжелый мотоцикл с боковым прицепом, отличающийся хорошими техническими и эксплуатационными качествами. Неизменно пользуется спросом, в том числе и за границей. Оснащается четырехтактным двухцилиндровым двигателем, объемом 750 кубических сантиметров и мощностью 45 лошадиных сил. Коробка передач четырехступенчатая с задней скоростью. Привод на колесо карданным валом. Передний тормоз дисковый гидравлический, задний – барабанный. Сиденья раздельные с двойной регулировкой. На мотоцикле используется множество зарубежных деталей и узлов. Например это микропроцессорная система зажигания «Ducati», генератор «DENSO», амортизаторы «Sachs». Максимальная скорость до 120 километров в час.

Урал Турист Т – тяжелый внедорожный мотоцикл, отличный выбор за разумные деньги для любителей путешествий. Он укомплектован четырехтактным двухцилиндровым оппозитным мотором объемом 750 куб. см. Колес спицованные, диаметром 19 дюймов. Он может перевозить трех пассажиров и груз общим весом более 280 килограммов. Сам же он весит 335 килограммов и отличается повышенной проходимостью, в том числе на мягких грунтах. Урал Турист Т успешно продается за рубежом, являясь самой недорогой из экспортируемых моделей мотоциклов Урал.

Урал Волк – байк в стиле чоппер. Эта модель увидела свет в 1999 году и до сих пор пользуется успехом у нас в стране и за границей. Задачей конструкторов была создать отечественный мотоцикл, способный удовлетворить любителей японских и американских чопперов. Интересным является факт разработки этого мотоцикла инженерами завода совместно с представителями байкерского клуба «Ночные волки». Особенностью модели мотоцикла Урал Волк является необычно длинная (1690 мм) база, а также хорошая динамика (разгон до 100 км.час за 10 секунд) и максимальная скорость около 150 километров в час. Эта модель комплектуется комбинированной тормозной системой – задний колодочный с механическим приводом, передние тормоз — дисковый гидравлические фирмы Brembo.

– дорожный мотоцикл, теперь уже классика. Пережил несколько модернизаций в ходе которых увеличился с 650 до 750 см.куб. объем двигателя, изменилась электрическая схема и карбюраторы. Урал Соло мощная и современная модель стилизованная под мотоциклы пятидесятых годов. Этот стиль находит своих почитателей в любое время. Модель укомплектована передней телескопической и задней маятниковой подвеской, электростартером, дугами безопасности. Бензобак хромированный объемом 19 литров. Колеса спицованные, размером 18 дюймов.

Урал Спортсмен. Производство начато в 2006 году, за основу была взята модель мотоцикла Урал Турист. В 2008 году проведена модернизация. Главной отличительной чертой его является полный привод. Колесо коляски легко подключается, превращая его в мотоцикл повышенной проходимости. В остальном узлы традиционные для мотоциклов Урал (четырехтактный, оппозитный двигатель объемом 745 см.куб. и мощностью 40 лошадиных сил, 19 дюймовые колеса, электростартер). Отдельно отметим боковой прицеп. Он сделан из толстой стали, имеет качественные амортизаторы Sachs и оснащен ветровым стеклом. Как итог — хороший выбор для людей, предпочитающих активный отдых на природе, охоту и рыбалку.

Урал Ретро. Современная модель, выполненная однако, в духе мотоциклов середины прошлого века. Это подчеркивается формой руля, каплевидным баком (кстати довольно объемным, целых 22 литра), круглым задним фонарем. Все эти детали были характерны для техники прошлых лет. Особый блеск байку придает черная полировка и обивка сиденья пассажира из натуральной кожи. Точку в великолепном дизайне этой машины ставит рукоятка переключения передач на бензобаке с деревянным набалдашником. В качестве опции предлагаются влагостойкий чехол для мотоцикла, ветровой щиток коляски, дуги безопасности и стояночный тормоз.

Урал Ямал – назван в честь одноименного атомного ледокола. Название символизирует тот факт, что он также надежен, как этот ледокол и может преодолевать препятствия, непосильные обычным байкам. Он окрашен в оранжевый цвет с рисунком акульих зубов (такие же зубы были изображены на носу ледокола). Байк оборудован японскими карбюраторами Keihin, обычным кикстартером и электростартером. На коляске установлены две противотуманные фары, а позади ее запасное внедорожное колесо.

Урал GEAR-UP – технические характеристики этой модели Вы можете узнать .

От Калининграда до Камчатки не найдется человека, который не слышал про мотоцикл «Урал». От столицы и до глухой деревеньки – везде встречаются эти тяжелые мотоциклы.
У многих до сих пор сельская местность ассоциируется с запахом сена и рокотом двигателя старого дедушкиного «Урала». А сам дедушкин мотоцикл кажется таким родным и органичным, что ни верится в истинное происхождение этого аппарата. А родом он из Германии конца 30-х годов двадцатого века.
В конце 30-х годов двадцатого века перед армией СССР встала необходимость оснащать подразделения разведки и связи мотоциклетным транспортом. После анализа существующих вариантов было принято решение взять за основу немецкий BMW R71.
Существует две равноправные версии того как мотоцикл BMW R 71 попал к советским инженерам в 1939 году и был ими скопирован. По первой версии во времена заигрывания нацисткой Германией перед советским союзом, эта модель в числе многого другого была передана СССР для «ознакомления». По второй же версии мотоциклы были закуплены спецслужбами НКВД на территории Швеции, затем разобраны и переправлены в СССР. Достоверность обеих версий в настоящее время проверить практически невозможно.

Достоверно можно сказать только то, что пробные образцы скопированного мотоцикла выпустили в 1941 году под наименованием М-72. Они были похожи на немецкого прародителя как два брата близнеца. «Добро» на старт полномасштабного производства давал лично Иосиф Сталин. Ввиду быстрого прорыва немцев к Москве, мотозавод только начавший выдавать новые М-72 пришлось экстренно перебрасывать в Сибирь. Эвакуированный завод разместили в маленьком Ирбите. Из-за отсутствия свободных производственных помещений предприятие расположили в цехах пивного завода.

Свобода - это не то, что вам дали. Это - то, что у вас нельзя отнять.

К слову сказать, на ИМЗ в музее стоит первый из вывезенных BMW R71, послуживших прародителем нашего М-72. И нет ни чего зазорного в этом копировании. Так как в то время даже легендарные Харлей-Дэвидсон не гнушались копированием немецких мотоциклов BMW, а японцы не стесняясь копировали уже Харлеи и лепили на эти аппараты свои названия и выпускали тысячами под своими брендами.

Первую партию изделий мотоциклетный завод отправил из Ирбита в армию уже в октября 1942 года. Общее число поставленных в армию мотоциклов 9799 шт. Основное использование М-72 происходило на передовой, как правило, в разведке. Еще несколько лет после победы, до 1954 года, завод не переставал настоящему времени счет выпущенных мотоциклов на ИМЗ перевалил за три миллиона единиц.
Первой гражданской моделью для Ирбитских мотостроителей стал М-52. Его узлы и компоновка уже была приспособлена к быстрому движению по асфальтовому покрытию. В движение его приводил надежный оппозитный четырехтактный пятисоткубовый мотор. Двигатель мотоцикла Урал выдавал 24 л.с. и разгонял мотоцикл более 100 км/ч. Это был уникальный утилитарный мотоцикл, поступивший в торговлю. Причем, каждый владелец должен был ставить свой мотоцикл на учет в военкомате.


В 1957 году в серию пошел М-61. От предшественника он отличался возросшей вездеходностью и предназначался для деревенских дорог и легкого бездорожья. Для этого мотоцикла конструкторы доработали мотор подняв до 28 л.с. мощность и увеличили до 650 кубиков объем. Выпуск продолжался вплоть до 1963 года.

До конца 1960-х годов вышли еще 2 модели нового Урала. Изменения в экстерьере и компоновке были минимальны, но конструктора применили на них передовые технологии. На М-63 была установлена первая в СССР перспективная подвеска заднего колеса, маятникового типа, которая затем стала стандартом в отрасли. На М-66 значительно доработали мотор и увеличили до 32 л.с. его мощность.

В 1970-х годах конструкторы завода ИМЗ пошли по накатанной траектории – сначала обкатали новшества конструкции на М-67, затем повысили мощность двигателя, так получилась 36 сильная версия М-67-36. Для очередного повышения мощности мотора понадобилось изменение конструкции двигателя.
Последним настоящим Уралом советской конструкции был Урал 8.1О3-3О. На нем применили улучшенную выхлопную систему. К деревенским потребителям поступала удешевленная модель Урал 8.1О3-1О.
Урал уникальный мотоцикл для отечественной промышленности. Он кардинально отличался от всей остальной продукции советского мотоциклетного производства. Все модели мотоцикла Урал имели карданный вал как на автомобилях, а остальные советские мотоциклы двигались при помощи цепного привода. Смотреть все советские мотоциклы можно .

С развалом СССР средний уровень жизни упал, и люди почти перестали покупать мотоциклы. Те же, кто мог позволить себе дорогие приобретения, предпочитали продукцию иностранных брендов. Несмотря на это, ИМЗ умудрялся производить и продавать свою продукцию, правда, в мизерных количествах.
В 1992 году завод был приватизирован и переименован в Акционерное Общество «Uralmoto». Несмотря на тяжелое экономическое положение и резкое падение продаж в 1990-х годах, завод умудрился выжить, и даже спроектировать ряд принципиально новых мотоциклов. Унификация уступила место специализации и индивидуальности. Теперь нельзя было штамповать безликий массовый продукт, теперь нужно было биться за каждого покупателя. Модельная линейка резко расширилась на любой вкус и кошелек.
Урал Турист – первым в стране получил рычажную вилку. Возможности, заложенные в конструкцию, позволили позднее установить на нее новые четырехтактные двухцилиндровые моторы мощностью 45 л.с. с объемом 750 кубиков.
Мотоцикл Урал Solo – доработанный для езды без коляски Урал «Турист». Он укомплектован четырехступенчатой КПП с возможностью движения задом, электростартером, мощными дисковыми тормозами, а так же прочными боковыми дугами безопасности. Solo может разогнаться до приличных 130 км/ч.


Милитаризированный Урал «Турист» получил обозначение Gear-Up. Он получил привод на два колеса, бездиффиренциальную передачу, а так же крепления для установки вооружения. Уже после поступления в вооруженные силы на мотоцикл устанавливали либо пулемет Калашникова, либо системой запуска противотанковых ракет «Конкурс-М».
В 2002 году армия Ирака, еще под командованием Саддама Хусейна, заказала партию в 2000 штук военных Уралов. 1500 штук даже успели поставить до начала вторжения армии США в Ирак. После начала боевых действий Уралы быстро разошлись по рукам местного населения и многие попали в мобильные подразделения повстанцев. Оптимальная конструкция, запас прочности и тяговитости позволили, устанавливать дополнительное бронирование. Это сильно повышало живучесть техники и экипажа в условиях плотных городских боев.
Особняком в модельном ряду стоит Урал Волк – по своей сути это первый заводской чоппер, причем производимый в России. В процессе его разработки самое активное участие принимали члены популярного мотоциклетного клуба «Ночные волки». Это нашло отражение в его названии. Волк способен разгоняться до 150 км/ч, в этом ему помогает достаточно мощный 40 сильный мотор объемом 745 кубиков.


Самым стильным во всей модельной линейке Уралов считается модель Урал Ретро. Стилизованный под старину Урал пользуется повышенным спросом в США и Великобритании, для последней его специально изготавливают в праворульном исполнении. Эта модель является самой доходной для производителя.

В 2014 году на ИМЗ началась новая веха модернизации. Конструкторское бюро ИМЗ осовременило весь ряд выпускаемых моделей. Многие элементы конструкции подверглись сильной доработке, а так же была усилена кооперация с ведущими мировыми производителями комплектующих и запчастей. Так, например, многие модели будут оснащаться электронным впрыском топлива, дисковые тормоза установят на все колеса (даже на коляску), а так же будет устанавливаться гидравлический рулевой демпфер. Симбиоз старых советских наработок и современных технологий смогли вывести новые мотоциклы Урал на мировой уровень.
Мотоцикл Урал 2015 года – это хорошо востребованный продукт. В настоящий момент только 3% выпускаемых на Ирбитском мотозаводе мотоциклов продаются на территории РФ и ближнего зарубежья. Остальная часть 97% продается за границей. Самая большая доля у рынка США, у Урала в Соединенных Штатах 43 официальных дилера.

10 лет со дня создания отметил первый и единственный в России государственный музей тяжелых мотоциклов. В его экспозициях и фондах хранится более 120 редких, а порой уникальных, мотоциклов и автомобилей отечественных и мировых производителей.

Некоторым экземплярам присвоен статус памятников науки и техники, национального достояния России. А в целом коллекция мотоциклов в Ирбите сделает честь любому из всемирно известных музеев техники.

Мы приехали в гости к собирателю и хранителю коллекции Ирбитского музея мотоциклов Александру Буланову и попросили его провести экскурсию по экспозициям музея.

Советский "немец" в Красной армии

Александр Ильич, музей вряд ли бы появился без мотозавода, а как в Ирбите появился завод мотоциклов?

Александр Буланов: Ирбитский мотозавод, как и многие предприятия на Урале, появился в годы войны. Он был эвакуирован из Москвы, где выпускались для Красной армии мотоциклы М-72 с боковым прицепом. В октябре 1941 года, когда немецкие войска приблизились к столице, Совет по эвакуации отдал распоряжение: Московский мотоциклетный завод эвакуировать в город Ирбит. Эта дата - 21 октября 1941 года - считается днем рождения Ирбитского мотоциклетного завода. Первый эшелон из Москвы прибыл в наш город 17 ноября 1941 года, а 25 февраля из Ирбита на фронт ушел первый состав с готовыми мотоциклами.

Правда ли, что во время эвакуации из Москвы прототип М-72 ехал на крыше одного из вагонов?

Александр Буланов: Да, в том эшелоне был вагон, предназначенный для отдела главного конструктора. Но места в нем было так мало, что эталонный образец - BMW R71 -поместили на крыше. Вот он и стоит в нашей экспозиции, он так и остался эталонным. Всего таких машин, купленных советским торговым представительством в Германии, на Московском мотозаводе было пять. Остальные разобрали на части, разрезали, чтобы использовать в качестве образца в производстве советского мотоцикла М-72. Опытные были собраны весной 1941 года, а в июле пустили серийное производство - 60-70 штук в месяц и успели сделать более тысячи машин. Из заготовок, которые привезли на Урал, и были собраны те мотоциклы, которые с первым эшелоном ушли на фронт в феврале 1942-го.

Сначала думали, что эвакуация будет временной, но поскольку в Ирбите сумели очень быстро наладить производство, это не осталось незамеченным. Постановлением Народного комиссариата среднего машиностроения в Ирбите создается мотоциклетный завод. Вот так пустило в нашем городе корни московское предприятие. В военные годы Ирбитский завод выпустил около 10 тысяч тяжелых мотоциклов М-72. Такие же выпускали в Горьком, на ГАЗе, куда эвакуировали Ленинградский мотозавод. Но горьковский выпустил значительно меньше мотоциклов, чем ирбитский завод.

Линейка байкерских машин: "Вояж", "Кобра", "Волк":

После войны военный заказ на мотоциклы передали в Киев?

Александр Буланов: Не совсем так. Ирбитский завод делал армейские мотоциклы до конца 1955 года. А в Киев сначала решили передать заказ горьковского завода, который стал расширять автомобильное производство. До этого на Киевском мотозаводе выпускали мотоциклы - одиночки и мотоколяски для инвалидов. А когда Никита Хрущев пришел к власти, который был выходцем с Украины и всячески потакал украинской партийно-хозяйственной номенклатуре, в 1955 году весь военный заказ по мотоциклам передали в Киев. Там тяжелые армейские мотоциклы - М-72, потом К-750, а затем "Днепр" - выпускали до конца советской эпохи. А наш завод, который производил только армейские машины, лишился оборонного заказа.

Рождение "Урала"

Давайте пройдем к уральским мотоциклам….

Александр Буланов: М-72М - первый гражданский мотоцикл производства Ирбитского мотозавода. Точно такой же, как армейский, только индекс "М" говорит о том, что он модернизирован: колеса более мощные, спицы большего диаметра, вместо защитной окраски использовалась более широкая цветовая гамма, хромированные детали.

В то время иметь М-72 было престижно. Из автомобилей что было - "Победа" и "Москвич", которые простым гражданам не продавали, они могли рассчитывать только на мотоцикл с коляской. Но не так-то просто было его купить и потом, в 1960-70-е годы. В небольших городах и на селе он был не только престижным, он был, по сути, рабочей лошадкой. Нижнеклапанный двигатель - он же необоротистый, тянет себе и тянет. Десять мешков картошки, копну сена - пожалуйста! В лес по грибы, ягоды, в гости в соседнюю деревню - хоть куда проедет.

Он удивительно напоминает BMW R71.

Александр Буланов: Так это его точная копия. Когда создавали М-72, была установка: ни шагу в сторону. Советский мотоцикл нужен был срочно, а BMW- модель испытанная. Изменения были незначительные: усилили спицы, увеличили бензобак, крылья сделали не штампованные, а более дешевые - прокатные, были другие мелкие изменения. А в принципе это - копия BMW R71.

Параллельно разрабатывался для гражданского применения М-52. У него нижнеклапанный двигатель объемом 750 кубических сантиметров, форсировать его сложно, поскольку увеличение рабочего объема тянет за собой увеличение массы двигателя. А скорость 85 километров в час пор международным меркам была уже маловата, вот и сделали верхнеклапанный двигатель. Кубатура 500 сантиметров, но мощность стала больше - 25 лошадиных сил и скорость 110 километров в час. Но если у нижнеклапанного огромное преимущество за счет того, что он низкооборотистый, идет по грязи, как трактор, и вывозит из любого бездорожья, то здесь - обороты большие и надо газовать, чтобы выбраться из грязи, да и то не всегда успешно. К тому же к нему подцепили коляску от М-72, но десять мешков картошки он уже не тянул. И потом в 1950-60 годы 110 километров в час были неактуальны, не было у нас таких дорог.

В том варианте, что в нашей экспозиции, мотоцикл имеет экспериментальную легкую прогулочную германскую коляску. Она красива и удобна, но как картошку или сено возить? Машина, скажем так, родилась раньше времени, дорог нет, а потребность была именно в рабочей лошадке. М-52 было выпущено всего 678 штук со спортивными модификациями. А М-72 - около 200 тысяч. Теперь эта машина редкая, уникальная, один из опытных образцов - памятник науки и техники.

Кроссовый мотоцикл Ирбитского мотозавода 1980-х годов:

А кто решает: памятник техники это или нет?

Александр Буланов: Мы состоим в Ассоциации технических музеев Российской Федерации, где головным является Московский политехнический музей. И там ведется специальный реестр памятников науки и техники первой категории, ведется перечень памятников национального достояния. В нашем музее таких памятников около десятка.

Постепенно машина М-72 стала архаичной и решили увеличить рабочий объем двигателя до 650 кубических сантиметров, крутящий момент стал значительно выше, чем у М-52, "максималку" увеличили до 95 километров в час, и наши мешки с картошкой стали ему под силу. Это - модели М-61 и М-62 выпуска 1960 года. Именно с М-62 ирбитские мотоциклы стали называться "Уралами". Те, кто именует так мотоциклы более ранней поры, неправы. В этой модели впервые появилось автоматическое опережение угла зажигания.

А 1960-годы, помните? Мотороллеры "Тула", закрытые капотами везде, где только можно. Это мировая тенденция того времени - закрытые части мотоциклов. Завод тоже не остался в стороне, вот модель М-65, максимально закапотированная. Династартер, колеса на 17 дюймов, широкопрофильная резина. По тем временам очень оригинальная машина. Тоже национальное достояние России.

Штучная работа

Что тогда было в приоритете - дизайнерская мысль или техническая, красота или практичность и надежность?

Александр Буланов: Работали и над дизайном, и над техническим решением. Много моделей разработали на заводе, но в серию внедрить было архисложно. Когда еще не отдали заказы Киеву, делали армейские мотоциклы с приводом на колесо коляски. Вот сохранилась одна из таких моделей - И 7Д, с отключаемым приводом на колесо коляски и понижающим демультикликатором, у него было восемь скоростей. Тоже памятник науки и техники, сохранившийся в единственном экземпляре в таком варианте.

А вот, например, М-73 был создан по постановлению советского правительства. Если кратко, то устанавливалось Ирбитскому мотозаводу создать модель тяжелого мотоцикла ни в чем не уступающего мировым образцам. Стали мы разрабатывать его в 1978 году, в 1979 выпустили первые экземпляры: рабочий объем двигателя 750 сантиметров, пятиступенчатая коробка передач, электрозапуск, гидравлические тормоза на все три колеса с разномоментным торможением, чтобы не опрокинуть мотоцикл. В нем около десятка авторских изобретений!

Уникальная машина. Скорость больше 155 километров в час на 93-м бензине при испытаниях по ГОСТу. Это означает, что в экипаже должно быть три человека, каждый весом не менее 75 килограммов. Но двигатель специально сделали менее мощным, максимальную скорость понизили до 120. Потому что после этой отметки неподготовленный человек не сможет удержать руль тяжелого мотоцикла. Зато на этом мотоцикле часами можно было держать скорость за 100, не боясь, что прихватит поршневую группу, а на обычных "Уралах" надо было делать перегазовку. В общем, замечательная оказалась машина, прошла все испытания.

Скоростной английский мотоцикл BSA LIGHTNING с коляской использовался в качестве такси:

Но в серию она не пошла?

Александр Буланов: Заводу постановлением правительства дали задание выпускать до 200 тысяч мотоциклов в месяц. Производственных площадей не хватало, для новых корпусов снесли красивую старинную деревеньку Подкорытово рядом с заводом. Закупили оборудование, нужно было 5,8 миллиона рублей на пятилетку 1980-1985 годов, чуть больше миллиона в год, но не дали.

Завод в это время, работая в три смены, приносил государству ежегодно более 20 миллионов рублей чистой прибыли, а одного миллиона в год на выпуск новой модели для нас не нашлось.

Потом грянула перестройка, и все покатилось вниз. На территории бывшей деревни сейчас свалка, а М-73 остался в истории одной из лучших моделей Ирбитского мотозавода. Их было выпущено всего восемь штук, два мотоцикла хранятся в нашем музее. Они и сейчас современно смотрятся, хотя прошло более 30 лет.

"Акула" - чемпион России по кастомайзингу в национальном классе:

А как появился на свет милицейский мотоцикл?

Александр Буланов: В 1990-е годы завод стал искать рынки сбыта продукции. Тогда появились иномарки и ГАИ стала нуждаться в скоростных мотоциклах. Завод предложил модель с обтекателем, мигалками, рацией и всем необходимым. Милицейское начальство посмотрело и отказалось, а через пару лет возникли автомобильные заторы, пробки, и милиция пришла на завод с просьбой дать им мотоциклы. Рады бы, но производство было ликвидировали, завод не смог его восстановить.

А эта красивая конструкция?

Александр Буланов: Это уже 2000-е годы. Модель сделана в стиле ретро, так и называется. Бензобак старинной формы, на нем рукоятка переключения передач, сидения, глушитель "рыбий хвост", но модифицированная современными узлами - дисковые тормоза, электрозапуск. Машина в России малоизвестная. Ее больше знают за рубежом, сейчас более 95 процентов продукции завода идет за границу. Мотоцикл выпускается в одиночном варианте, без коляски. В России "Ретро" не покупают, он очень дорогой, стоит от 12 до 14 тысяч долларов. Его покупают люди состоятельные, любители мотоциклов, коллекционеры мототехники.

Раритетные зарубежные модели:

Цирк и не только

Ирбитское предприятие выпускало ведь и автомобили?

Александр Буланов: В 1950-е годы, когда у завода забрали армейский заказ на мотоциклы, на предприятии стали искать свободные ниши в производстве похожей техники. Такая ниша нашлась в классе микроавтомобилей. На базе нашего мотоциклетного двигателя с принудительным охлаждением создали автомобиль "Белка", городской и сельский вариант. О нем много писали в прессе, хотели пустить в серию, но потом тема постепенно захирела.

В 1958 году на заводе создали "Огонек" - полноприводный джип с мотоциклетным двигателем. Он есть в нашей коллекции, хранится в фондах. Разрабатывали также армейский плавающий вездеход, чтобы вывозить раненых с поля боя. В нем использована интересная разработка: рулевая колонка выводилась вбок, водитель мог управлять автомобилем, передвигаясь ползком или вплавь, рядом с ним.

А вот "Уралец" обликом смахивает на "Запорожец" и не случайно. В 1950-е годы Хрущев, пока ниша микролитражных автомобилей оставалась свободной, решил: зачем в Ирбите делать микроавтомобили? И отдал проект в Запорожье. И нашу группу, которая в отделе главного конструктора много лет занималась автомобилями, отправили туда и все уральские разработки оказались на Украине. Первый "Запорожец", кстати, испытывали с двигателем от "Урала", правда форма кузова была уже другая.

А уже 1990-годы была попытка сделать коммерческий грузовичок по типу "Газели" и микроавтобус. Идея осталась только в макете.

Экспериментальный гоночный мотоцикл "Стрела-1" до серийного производства не дошел:

Какими экземплярами особенно гордится музей?

Александр Буланов: В коллекции есть цирковой мотоцикл, сделан по заказу цирка Юрия Никулина в 1995 году. В цирке на Цветном бульваре Александр Курбанов придумал байкерский номер, нужно было два мотоцикла. Никулин позвонил на завод, ему обещали сделать.

Я специально ездил в екатеринбургский цирк, прикинул размеры арены, осмотрел систему освещения. На мотоцикл решили установить двигатель с жидкостным охлаждением, электрозапуск и дисковые тормоза, которых на серийных мотоциклах еще не было. И все отхромировали. А в принципе это - серийная модель ИМЗ 8.123. 10, только Александр сделал байкерский руль и сиденья под себя.

Когда мотоцикл выезжал под свет прожекторов и софитов, он весь сиял и производил потрясающий эффект. Десять лет Курбанов с байкерским номером выступал на "ура" в России и за рубежом. Но номер не может быть вечным, а в память о великом артисте Юрии Никулине мы оставили мотоцикл у себя.

Другой уникальный экспонат - "Акула". Это направление появилось в США в 70-е годы прошлого века. Как художник пишет картину, так и байкер, конструктор, механик создает мотоциклетный образ. По кастомайзингу проводят чемпионаты мира, Европы, России. В нашей коллекции представлен чемпион России 2005 года в национальном классе. Создал его Олег Скворцов из города Чайковского на базе нашего экспериментального двигателя с модели М-73, только здесь 1000-кубовый вариант. Олег в аскетичной, лаконичной манере создал образ акулы, даже подставка выполнена в виде плавника акулы.

У вас в коллекции много импортных мотоциклов. Откуда они?

Александр Буланов: Треть коллекции музея - мотоциклы иностранного производства. Первые модели - шесть великолепных экземпляров - были приобретены еще в 1940 году для того, чтобы выбрать прототип для советской армейской модели мотоцикла. Harley Davidson WLA 42, Royal Enfield, NSU, Zundapp, BMW R-12 - все подлинные. А после, когда завод стал выпускать мотоциклы гражданского назначения, зарубежные мотоциклы стали приобретать для сравнения. Ведь глупо в отрыве от всего мира изобретать велосипед, если он уже там изобретен. У завода уже была валюта от экспортных операций и он закупал модели тяжелого класса свыше 500 кубических сантиметров.

Vincent Rapid из нашей коллекции - тоже памятник техники, их было выпущено очень мало. 170 километров в час он развивал в конце 1940-х годов! В Англии есть клуб владельцев этих мотоциклов, их представители приезжали в музей и предположили, что у нас неверная датировка выпуска машины, попросили выслать номера деталей, чтобы установить верную дату. Мы отправили всю информацию, а они прислали документ, в котором сказано, что это был заказ торгового представительства Советского Союза и указан год - 1947-й. Таким образом, дата подтвердилась.

На таких BMW R75 с приводом на коляску с раскраской песочного цвета воевали германские войска армии Роммеля в африканских пустынях:

Как Путин "Волка" оседлал

От этого мотоцикла, помню, молодежь сходила с ума. Это "Волк"?

Александр Буланов: "Вояж". В 1990-е годы в среде байкеров прошло время бесшабашных гонок, хулиганства на дорогах, они стали более степенными, появилась мотоциклетная культура. И для байкеров в 1996 году завод сделал "Вояж", мотоцикл без коляски, с увеличенным углом вилки, кожаными сиденьями, высоко поднятым рулем, электрозапуском. Их было изготовлено около девяти сотен. Он был всем хорош, но все-таки это был круизер, а не чоппер - чисто байкерский мотоцикл с узким передним и широким задним колесами.

Тогда на заводе сделали чоппер с "сухой" рамой, без амортизаторов, назвали "Кобра". Ее забраковали, ну, какая, дескать, "сухая" рама по нашим дорогам, не понимая, что это мотоцикл тусовочный. На нем не надо ездить за тысячу верст на рыбалку. В общем, из 16 выпущенных экземпляров "Кобры" в России осталось три - две в нашем музее, один в Самаре, один в Эстонии, а 12 штук забрали англичане, которые понимают толк в таких машинах.

Потом и у нас оценили мотоцикл, заказы пошли, но завод уже переделал конструкцию, мотоцикл обрел амортизаторы и "Кобра" эволюционировала в "Волка".

Ходят слухи, что у Владимира Путина такой мотоцикл.

Александр Буланов: Это информация идет, как говорится, через пятые уста. Путин сидел на этом мотоцикле, это правда. Было это в 2000 году, его тогда только избрали президентом. В Нижнем Тагиле проходила выставка вооружения, и наши мотоциклы там тоже были представлены - с пулеметами, минометами в колясках. Ну, и "Волк" только что разработанный заводчане тоже привезли туда. Когда тогдашний губернатор Свердловской области Эдуард Россель с Владимиром Путиным проходили мимо, президент остановился, наш директор нажал кнопку запуска и завел двигатель, Путин сел за руль, погазовал, похвалил мотоцикл.

Знакомства с "Волком", как я узнал позже, в президентском регламенте не было. Через два дня, как только вернулись с выставки, этого "Волка" я быстренько прибрал в музей. Но у Путина такого мотоцикла точно нет.

На мотоцикле - в книгу Гиннесса

Как представители Ирбитского мотозавода попали в Книгу рекордов Гиннесса?

Александр Буланов: В Книге рекордов Гиннеса мы вычитали, что один представитель Южной Африки проехал по полигону на мотоцикле Honda с поднятой коляской 3 часа 5 минут. Я испытатель, мастер спорта, что такое для меня три часа с поднятой коляской? В один из заводских праздников в 1992 году пригласили в Ирбит представителей Книги рекордов, и на беговой дорожке стадиона Костя Матвеев (заводской спортсмен - прим. ред.) по кругу перед комиссией ездил с поднятой коляской 8 часов 14 минут, пока у него бензин не кончился.

Поскольку собрали представительную комиссию, то решили и уж заодно и другие рекорды установить. Владимир Глухих задним ходом проехал 171 километр за 8 часов 47 минут. А третий рекорд установили мой друг Толя Бекишев и я. Стартанули, подняли коляску, она весит 92 килограмма, и в таком положении провели 24 часа, проехав 1014 километров. Почему вдвоем? Надо было заправляться на ходу, а одному это сделать невозможно.

М-72 – первый советский армейский тяжелый мотоцикл с коляской:

Как вы это делали?

Александр Буланов: Нам на ходу подавали канистры, и мы заливали бензин в бак. Более того, сменяли друг друга, чтобы отдохнуть, и все это - с поднятой коляской. Эти рекорды не побиты по сей день. Признаюсь, держать в руках 92 килограмма целые сутки - очень сложно. Когда остановились, нас повели чествовать в банкетный зал, а мы не могли взять фужеры с шампанским, настолько набило руки. Пришлось брать бокал двумя руками, как чашу.

А на следующий год решили проверить, сколько может проехать мотоцикл "Урал" без остановки в нормальном положении. Костя Матвеев, Толя Бекишев и я вот на этом мотоцикле проехали без остановки 18 суток, преодолели 25 505 километров. На ходу заправлялись, заменяли колеса. Базовая точка - стадион, где проходили заправка, ремонт, смена водителей на глазах у комиссии, дальше в сопровождении ГАИ выводили за город, там плечо 50 километров прямо, разворот, и обратно. Контрольные пункты, график движения все отмечалось. Ехали поочередно, сменяя друг друга.

Этот рекорд потом итальянцы побили, проехав 32 тысячи километров. Но национальный рекорд остался за нами. В Уральском федеральном округе ирбитчане единственные, кто получил сертификат на установленный рекорд и занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Экспериментальная модель спортивных мотоциклов ИМЗ:

Ирбит и известен как город мотоциклетного спорта.

Александр Буланов: На мотоспорт город был обречен с появлением мотозавода. Первые соревнования прошли еще в годы войны, в 1944 году. А в 1945 году организуется мотоклуб и команда ирбитских пацанов, обкатчиков мотоциклов на первенстве Советского Союза под Москвой стала победителем. А конструктор Игорь Окунев с Алексеем Антроповым стали рекордсменами Советского Союза. С 1945 года по настоящее время ирбитчане завоевали почти 600 наград на первенствах, чемпионатах Советского Союза и России. 59 чемпионов Советского Союза и России, кто стал чемпионом один раз, как я, а кто по десять и более раз. Почти все победы одержаны на ирбитских мотоциклах.

Высокие гости

Нынешний музей создавал ведь не завод?

Александр Буланов: Создавал его я и постарался, чтобы заводскую коллекцию не продали. А там было много машин, в том числе тех, которые покупали в качестве пособий для заводских конструкторов и дизайнеров. Хозяева менялись, коллекцию решено было продать, но не успели - в 2002 году ее выкупил город. Сначала создали муниципальный музей, а потом, учитывая значимость коллекции, государственный.

М-5, опередивший свое время:

Много иностранцев приезжает посмотреть вашу коллекцию?

Александр Буланов: В год две-три сотни туристов из-за рубежа. Для нашего небольшого города это много. Приезжают и на мотоциклах и автобусами их привозят из Екатеринбурга. В Ирбите - четыре известных музея: этнографический, изобразительных искусств, народного быта и музей мотоциклов. Самый популярный - наш. Коллеги ревнуют к нам туристов, но не в обиду им будь сказано: похожие экспонаты можно увидеть и в других местах, а наши - только здесь и нигде больше.

Из знаменитостей кто у вас бывал? Я знаю, приезжал принц Майкл Кентский, большой поклонник ретротехники.

Александр Буланов: Многие были. Послы Великобритании и США, принц Кентский приезжал, через Ирбит специально проложили маршрут пробега на ретроавтомобилях "Пекин-Париж", а там среди гонщиков немало представителей знаменитых европейских фамилий. В очередной раз опять через наш город собираются проехать. Но мы не спрашиваем, какой страны ты принц, мы рады всем.

Еще два десятка лет назад на Ирбитском заводе выпускали до 130 тысяч мотоциклов в год, на предприятии трудились более 10 тысяч человек. Сейчас работает немногим больше ста, выпускают мотоциклы для зарубежных любителей тяжелой техники, всего - менее тысячи экземпляров в год. Российские потребители вряд ли потянут такие цены: модель "Соло" стоит от 308 тысяч рублей, "Турист" - 435 тысяч, "Ретро" еще дороже - 465 тысяч рублей по каталожным ценам.

Первый гражданский мотоцикл ИМЗ – М72М.

Урал единственный российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе Свердловской области в городе Ирбит. В подавляющем большинстве случаев эксплуатируется с коляской. Выпускаются модели мотоцикла Урал, как с приводом на колесо коляски, так и без него. Привод колеса коляски - отключаемый, бездифференциальный. Урал является дальнейшим развитием мотоцикла М-72, копии немецкого BMW R71.

В 2013 году выпускались следующие модели:

С коляской: «Урал-T», «Турист», «Патруль 2WD», «Gear-UP», «Ретро»

Одиночки (без коляски): «Ретро Соло» и «Соло sT»

Данные мотоциклы Урал оснащены четырёхтактным оппозитным двухцилиндровым двигателем объёмом 745 см³ мощностью 40 л.с., 4-ступенчатой КПП с задним ходом и карданным приводом заднего колеса.

На предприятии по производству мотоциклов Урал работает чуть больше ста человек. Для сравнения в советские годы рабочих было 10 000.

Строго говоря правильнее было бы называть Ural, чем Урал. Потому что большинство комплектующих в них импортные. Знатоки мототехники наверняка много значительно покачают головой когда увидят список брендов, которые поставляют компонент

Мотоцикл Урал во многой самый-самый и единственный в мире. Загибаем пальцы: единственный всесезонный, не боящийся мороза мотоцикл.

Единственный серийный мотоцикл Урал с коляской.

По трассе Урал спокойно идет 110 км/ч.

В цеху окраски работают в основном женщины. Мужики трудятся на сварке, резке и сборке. Один работяга может обслуживать по 10 станков. Работа неспешная, потому что норма — 5 мотоциклов в день. В советское время за каждым станком было по два рабочих.

В год предприятие выпускает около 1000 мотоциклов. 99% идут на экспорт. Работают по предоплате. Дилеры собирают заказы — через несколько недель, покупатель получает свой Урал. В России их покупают богатые люди, которых накрыла ностальгия.

В России «Урал» можно купить только в трех местах. В США дилер есть почти в каждом штате, в некоторых — по два. Мотоциклы ежегодно проходят жесткое тестирование в США и Европе, чтобы соответствовать экологическим нормам и нормам безопасности.

По большому счету есть только две модели «Урала». Они отличаются только внешним видом. Одна под ретро, другая посовременнее. Конструктив весь идентичен. Зато больше 60 вариантов раскраски.

Конструкции уже много лет. Да и по большому счету современный Урал — это лишь глубоко модернизированная версия прототипа мотоцикла BMW 40-х годов.

Даже на экспортных вариантах «Урал» пишется по-русски.

Покраска порошковая — тоже самое модная.

Завод пусть и в таком виде, но сохранили, бренд жив. А главное пользуется спросом, продиктованным не модой, а прагматикой. Урал — бескомпромиссный проходимец, при этом может везти груз до 150 кило (по паспорту, в реальности больше). Отличный выбор

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.