Газ 21 волга 1965 год. Советский автомобиль ГАЗ-М21 "Волга": описание, технические характеристики. Технические характеристики двигателя

В середине 50-х годов Горьковский автомобильный завод начал серийное производство автомобиля среднего класса ГАЗ-21 «Волга» с целью заменить к этому времени уже устаревшую «Победу». Изначально автомобиль именовали ГАЗ-М21 , так как завод носил имя Молотова, но после переименования завода от буквы «М» в имени отказались.

Первые попытки разработать автомобиль, который должен был сменить «Победу» были предприняты еще в 1948 году специалистами по заказу Министерства автомобильной промышленности. Они предложили собственный вариант рестайлинга серийного ГАЗ-М-20 , в результате получился автомобиль «НАМИ-Победа» , но в конечном итоге от этого варианта отказались.

Специалисты автозавода «ГАЗ» занялись разработкой нового автомобиля в 1951 году, первый гипсовый макет назвали ГАЗ-М21 «Победа-2», внешне он сильно напоминал представительский седан ГАЗ-М12 «ЗИМ» , но к тому времени он тоже начал устаревать и от подобного дизайна так же отказались. Однако некоторые технические решения все же были взяты у «Победы-2» например, вынесенный несколько вперед пассажирский салон, что в сочетании с уменьшением размерности колёс с 16 до 15" позволяло сделать его более просторным при той же колёсной базе. Было решено убрать все выступающие в салон арки задних колес. Кроме того по техническому заданию новый автомобиль должен был стать более современным, динамичным и комфортабельным, с новым двигателем и автоматической коробкой передач.

С 1952 года велась параллельная работа над двумя независимыми проектами под названием ГАЗ-М-21 «Звезда» дизайнера Джона Вильямса и ГАЗ-М-21 «Волга» Льва Еремеева (он же был дизайнером кузова «Чайки»). Макеты обоих машин были готовы в 1953 году, но от «Звезды» Вильямса отказались в пользу «Волги» Еремеева. Первый ходовой образец двадцать первой «Волги» был изготовлен в 1954 году вручную. В этом же году автомобиль с номерным знаком гв00-08 начал испытания.

В 1954 и 1955 году собрали ряд прототипов, которые отличались оформлением, на них устанавливали разные двигатели и коробки передач, на одни устанавливали 3-ступенчатую механическую коробку, на другие автоматическую гидромеханическую 3-ступенчатую. Эти прототипы имели полный набор хромированного декора - хромированную решетку радиатора, молдинги, окантовку лобового и заднего стекла, в серийном же производстве хромированные детали были дополнительной опцией.

По сравнению с предыдущими отечественными автомобилями двадцать первая «Волга» показала себя динамичным, скоростным и комфортабельным автомобилем, она была экономичнее своего предшественника ГАЗ-М-20, а по динамике превосходила ГАЗ-12, который был более высокого класса. «Волга» была приспособлена к отечественным дорожным условиям, а ее долговечность и практичность превосходила иностранные аналоги.

ГАЗ-М-21 можно условно разделить на три серии, однако заводом такое разделение не использовалось. К первой серии относят серийные образцы выпуска с 1956 по ноябрь 1958 года. Автомобили первой серии, выпущенные в 56 и 57 годах, оснащались модернизированным нижнеклапанным двигателем от «Победы» (ГАЗ-21Б) мощностью 65 лошадиных сил, так как новый двигатель, который планировался для «Волги» был еще не готов. Кстати этот же двигатель ставили на УАЗ-450 и экспортные модификации ГАЗ-69 .

Внешне автомобили «первой серии» можно отличить по хромированной решетке радиатора, в центре которой красуется звезда, точно такую же звезду имели некоторые прототипы, а на капоте красовался фирменный олень . Были отличия и в салоне, к примеру, панель приборов не была отделана кожзамом и т.п. Часть машин имела двухцветную окраску различного сочетания с тремя типами разделения цветов. Всего было выпущено около 30 тысяч экземпляров автомобилей так называемой «первой серии».

За более чем 14 лет производства конвейер завода покинули множество модификаций и опытных образцов двадцать первой «Волги». Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» экспортировалась в такие страны как Бельгия, Австрия, Финляндия, Швеция, Голландия, Кипр, Англия, Индонезия, Греция и страны Ближнего Востока. Экспортные модели отличались улучшенной отделкой. Выпускали «Волгу» и за рубежом, к примеру, бельгийская фирма S.A. Scaldia-Volga, совместно с предприятием Sobimpex N.V. выпускали на основе машинокомплектов, поступавших из СССР, дизельные версии ГАЗ-21 (М-21), причем варианты дизельных двигателей были различными, объемом от 1,6 до 2,3 литров и мощностью от 48 до 62 лошадиных сил. В 1968 году параллельно с ГАЗ-21 был начат выпуск новой модели «Волги» под индексом ГАЗ-24 , которая полностью заменила текущую модель в 1970 году.

Дизайн и конструкция

Новый автомобиль ГАЗ-21 «Волга» получил несущий трёхобъёмный кузов типа седан с более комфортабельным и просторным салоном. Новый цельноалюминиевый 4-цилиндровый двигатель, который почти в полтора раза превосходил по мощности двигатель «Победы». Тормозная система с разделенными гидроцилиндрами передних тормозных колодок и одним общим гидроцилиндром на задние колодки, трансмиссионный стояночный тормоз.

Позднее, после того как была закончена подготовка нового верхнеклапанного двигателя ЗМЗ-21 от старого двигателя «Волги» отказались. Новый двигатель объемом 2445 см3 развивал мощность 70 лошадиных сил, а максимальная скорость автомобиля составила 130 км/ч.

С начала 1959 года по 1962 год выпускали так называемую «вторую серию» . В рамках модернизации, у автомобиля увеличили передние колесные арки, из-за этого изменилась форма крыльев. Оформление передка напоминало передок одного из прототипов с 16-ю вертикальными прорезями решетки радиатора, за это ее прозвали акульей пастью, появился новый замок капота. Появились катафоты в стеклах задних фонарей, изменился фонарь номерного знака, верхняя часть панели приборов изначально стала флокированной, а позднее обтянута кожзамом. Приемник стал более богато оформлен. Фирменный олень на последних образцах «второй серии» был заменен травмобезопасной «каплей» . Были и другие малозаметные изменения.

К 1960 году произошла модернизация узлов и агрегатов. «Волга» получила новую современную проводку, теперь на массе был не «плюс» а «минус». Убрали централизованную смазку шасси, усилили кузов. Автомобилей «второй серии» было выпущено около 140 тысяч экземпляров.

Следующая модернизация автомобиля условно «третья серия» произошла в 1962 году, у автомобилей полностью изменилось внешнее оформление, очередной раз изменилась решетка радиатора, теперь она состояла из 37 вертикальных стоек (ее прозвали «китовый ус»). Бампера разделены на две половины и не имеют «клыков». С капота исчез фирменный олень и молдинг.

На «третью серию» ставили немного измененный двигатель ЗМЗ-21А, который развивал мощность 75 лошадиных сил. Рычажные амортизаторы заменили телескопическими, коробка передач осталась только механической, отделка салона осуществлялась новыми более долговечными материалами. Были и другие незначительные изменения. Выпуск двадцать первой волги продолжался до 15 июля 1970 года, последний автомобиль покинувший конвейер завода ГАЗ-21УС с улучшенным оформлением. Всего автомобилей «третьей серии» было выпущено около 447 тысяч, это была самая массовая версия седана ГАЗ-21 «Волга».

Модификации

Базовая модель седана образца 1956 года с 3-ступенчатой автоматической гидромеханической коробкой передач.

Автомобиль для службы такси. Выпуск автомобилей: «Первая серия» с 1957 по 1958 год, «вторая серия» с 1959 по 1962.

Тропический вариант модели ГАЗ-М-21А.

Базовый седан образца 1956 года с механической коробкой передач и гидроприводом сцепления.

Тропический (Южный) вариант предыдущей модификации.

Базовый седан модели 1957 года с нижнеклапанным «Победовским» двигателем.

Тропическая модификация модели М-21Г

Экспортный вариант модели образца 1957 года с механической коробкой передач.

Тропический вариант предыдущей модификации

Экспортный вариант модели образца 1957 года с автоматической гидромеханической коробкой переключения передач.

Южный вариант предыдущей модификации.

Базовый седан «второй серии» образца 1959 года. Годы выпуска, включая переходную модель с 1958 по 1962.

Экспортный вариант «второй серии».

Тропический вариант модели ГАЗ-М-21К

Машинокомплект для экспорта в Бельгию образца 1959 года.

Базовые седан «третьей серии» образца 1962 года.

ГАЗ-М-21М, ГАЗ-М-21МЮ

Экспортный вариант седана «третьей серии» образца 1962 года и его тропический вариант.

История выпуска
Автомобили М-21 "Волга" (с 1964 - ГАЗ-21) различных модификаций выпускались Горьковским Автомобильным Заводом с декабря 1956 года по июль 1970-го. За этот период автомобиль многократно модернизировался, в том числе менялись и элементы внешнего оформления.

Модификации делятся на три основных модельных ряда. В просторечии: "со звездой", "акулья пасть" и "китовый ус". На самом деле завод четыре раза изменял индекс базовой модели. Причем при начале производства новой модификации каждый раз выпускалось значительное количество так называемых "переходных" моделей. Например: в конце 1958-го выпускались "Волги" с индексом 21В, но с новым передним бампером, решеткой радиатора с вертикальными отверстиями и т.п.
Итак, начало серийного производства "Волги" датируется декабрем 1956-го года. Выпускались две модификации автомобиля: базовая модель общего назначения - М-21Б, и модификация для такси - М-21Г. Такси отличалась от базовой модели установленным вместо радиоприемника счетчиком, опознавательным зеленым фонарем и сиденьями, обитыми кожзаменителем типа текстовинит (базовая модель имела тканевую обивку с элементами автобима (тоже кожзаменитель), гамма обивки зависела от цвета кузова) .
На автомобили устанавливался модернизированный нижнеклапанный "победовский" двигатель, расточенный до 2432 куб. см. мощностью 65л.с. Главная передача была спирально-конической.
Еще одним характерным отличительным элементом автомобилей именно этих, первых выпусков была отделочная рамка заднего окна. Этот элемент устанавливался на все модификации до 3-го квартала 1958-го года.
Первые серийные "Волги" окрашивались нитроэмалью и производились из бельгийской стали.
В мае 1957 года на "Волгу" начали устанавливать новый верхнеклапанный двигатель, созданный специально для нее. Одновременно начали установку задних мостов с гипоидной главной передачей. С введением этих новшеств завод изменил индекс базовой модификации на М-21В. Такси получили индекс М-21А.
Тогда же начали производство модификации для экспорта с форсированным путем увеличения степени сжатия мотором. Ее индекс - М-21Д.
В 1958 году начато производство модификаций с автоматической трансмиссией. Базовая модель общего назначения имела индекс М-21. На модификацию для экспорта устанавливали форсированный двигатель, такая машина получила индекс М-21Е. К сожалению, производство "Волг" с АКПП было прекращено в этом же году по причине отсутствия в стране условий обеспечения должного ухода за "автоматом". Таких машин было выпущено около 700 штук.
С началом 1959 года автомобиль претерпел значительные внешние изменения. Была установлена новая облицовка радиатора с 16-ю вертикальными отверстиями, передний бампер и подфарники. На автомобили устанавливали панель приборов новой формы (динамик приемника выведен вперед) и радиоприемник уменьшенных габаритов. На задних крыльях установили резиновые фартуки - брызговики. На спинке переднего сиденья разместили мягкие поручни и пепельницу для задних пассажиров, а в задние фонари ввели светоотражающий элемент? катафот. Появился омыватель ветрового стекла, позже модернизированный.
Кроме внешних изменений на заводе применили грунтовку кузова методом погружения, что значительно повысило антикоррозийную стойкость машины.
Новые модели получили следующие индексы: базовая модификация - М-21И, модификация для экспорта - М-21К - отличалась от базовой форсированным мотором и хромированным поясным молдингом, проходящим по нижнему краю остекления кузова. Индекс такси не изменился - М-21А.
В 1960 году изменили полярность бортовой сети автомобиля: на кузов подается "минус" (вместо "плюса" на первых моделях). Начали установку телескопических амортизаторов вместо рычажных и фильтра тонкой очистки топлива. Устранили централизованную систему смазки шасси. На часть автомобилей вместо фильтров грубой и тонкой очистки стали устанавливать центробежный масляный фильтр. Впрочем, ввиду его ненадежности, вскоре вернулись к первоначальной схеме очистки масла.
В 1961 году на заводе стали устанавливать обшивку крыши с безгвоздевым креплением. Модернизировали переднее сиденье (со спинки убраны раскладные ножки).
При сборке кузовов начали применять цельноштампованные боковины. С их введением появилась возможность регулировки положения дверей в проемах.
В 1962 году проведено последнее внешнее обновление "Волги". Автомобили "третьей серии" отличались облицовкой радиатора с 36 узкими прорезями, бамперами, нижними декоративными накладками, заводским знаком, подфарниками, задними фонарями и фонарем освещения номерного знака. С капота убран накапотный орнамент - "олень" или "капля". В салоне применены новые обивочные материалы. Вместе с установкой новых бамперов спереди появились буксировочные крюки. Серьезной модернизации был подвергнут двигатель? его мощность выросла до 75 л.с. Усовершенствована передняя подвеска.
Базовая модификация получила индекс М-21Л. Также производились: М-21У с улучшенной отделкой; М-21Т - для такси (с 1963 года на нее устанавливают раздельные передние сиденья); экспортная модификация - М-21М. Последняя отличалась от базовой установленными хромированными окантовками лобового и заднего стекол, поясными накладками, накладками передних и задних крыльев и стилизованными надписями "Волга" на передних крыльях. На экспортные машины также устанавливались форсированные до 80-ти или 85-ти л.с. двигатели.
Начат выпуск модификации для экспорта в страны с левосторонним движением. Модель получила индекс М-21П. Отличия ее от 21М состояли в правом расположении органов управления.
Одновременно с началом выпуска "третьей серии" начато серийное производство легкового автомобиля на базе М-21 с кузовом типа "универсал". Базовая модель получила индекс М-22. Модификация "универсала" для экспорта имела индекс М-22М и отличалась от базовой набором декоративных хромированных элементов аналогично модели М-21М. Также на нее возможна была установка двигателей мощность 80 или 85 л.с.
Производилась модификация 22-й для использования в качестве санитарной машины - М-22Б. Салон разделили перегородкой на водительский и санитарный отсеки. В последнем устанавливались носилки, и располагалось два сидячих места. В водительском отсеке устанавливались раздельные сиденья; приемником модель не комплектовалась. Санитарная модификация, предназначенная для экспорта, получила обозначение М-22БМ.
В 1964 году завод произвел последнюю модернизацию "Волги". Внешне она при этом не изменилась. Автомобиль получил усиленные передние лонжероны, роликовые подшипники в ступицах передних колес. Было модернизировано переднее сиденье: понижена высота подушки и введена возможность регулировки наклона спинки. Установлен отопитель большей производительности, модернизированы стеклоочистители. Для улучшения температурного режима двигателя изменена конструкция помпы. На модификации с кузовом "универсал" усилены рессоры для увеличения грузоподъемности.
В обозначении модификаций "Волг" букву "М" заменили на "ГАЗ" - базовая модель обозначалась ГАЗ-21Р. Такси - ГАЗ-21Т.
На экспорт выпускались три модификации. ГАЗ-21УС отличалась от базовой комплектом хромированных элементов отделки, двигатель? стандартный, мощностью 75 л.с. На модификацию ГАЗ-21С устанавливался 80-сильный мотор, также она отличалась от 21УС наружным зеркалом заднего вида и хромированным козырьком на конце выхлопной трубы. Для стран с левосторонним движением выпускалась модификация ГАЗ-21Н, которая укомплектовывалась аналогично 21С, но имела установленный на полу рычаг КПП.
Базовая модификация с кузовом "универсал" получила индекс ГАЗ-22В. Экспортная - ГАЗ-22Г. Санитарная модель имела индекс ГАЗ-22Д, на нее усиленные рессоры не устанавливали.
15 июля 1970 года с заводского конвейера сошла последняя 21-я "Волга". Это была модификация ГАЗ-21УС цвета "антрацит". Всего за 13 с половиной лет было выпущено 638 875 автомобилей М (ГАЗ) - 21 и его модификаций.
Модификации
21Б Волга (1956-1957) такси
21Г Волга (1956-1957) базовая модель
21ГЮ Волга (1956-1957) базовая, для тропического климата
21 (1957-1958) модификация с акпп
21А Волга (1957-1958) такси
21АЮ Волга (1957-1958) такси, для тропического климата
21В Волга (1957-1958) базовая модель
21Д Волга (1957-1958) экспортная модификация
21ДЮ Волга (1957-1958) экспортная, для тропического климата
21Е Волга (1957-1958) экспортная модификация с акпп
21ЕЮ Волга (1957-1958) экспортная с акпп, для тропического климата
21А Волга (1959-1962) такси
21И Волга (1959-1962) базовая модель
21К Волга (1959-1962) экспортная модификация
21КЮ Волга (1959-1962) экспортная, для тропического климата
21КБ Волга (1960-1962) экспортная, с дизелем Perkins
21Л Волга (1962-1965) базовая модель
21М Волга (1962-1965) экспортная модификация
21МЮ Волга (1962-1965) экспортная, для тропического климата
21Н Волга (1962-1965) экспортная с правым рулем
21НЮ Волга (1962-1965) экспортная с правым рулем, для тропического климата
21Т Волга (1962-1965) такси
22 Волга (1962-1965) универсал, базовая модификация
22Б Волга (1962-1965) санитарная
22БК Волга (1962-1965) санитарная
22БКЮ Волга (1962-1965) санитарная, экспортная, для тропического климата
22БМ Волга (1962-1965) санитарная, экспортная
22БМЮ Волга (1962-1965) санитарная, экспортная, для тропического климата
22К Волга (1962-1965) экспортная модификация
22М Волга (1962-1965) экспортная модификация
22МЮ Волга (1962-1965) экспортная, для тропического климата
21П Волга (1965-1969) экспортная с правым рулем
21ПЕ Волга (1965-1969) экспортная с правым рулем и акпп
21Р Волга (1965-1970) базовая модель
21С Волга (1965-1970) экспортная модификация
21СЮ Волга (1965-1970) экспортная, для тропического климата
21Т Волга (1965-1970) такси
21ТС Волга (1965-1970) такси, экспортная модификация
21УС Волга (1965-1970) экспортная модификация
21Ф Волга (?) экспериментальная модификация
22В Волга (1965-1970) универсал, базовая модификация
22Г Волга (1965-1970) экспортная модификация
22ГЮ Волга (1965-1970) экспортная, для тропического климата
22Д Волга (1965-1970) санитарная
22Е Волга (1965-1970) экспортная модификация
22ЕЮ Волга (1965-1970) экспортная, для тропического климата
22Н Волга (1965-1970) экспортная, с правым рулем
22НЮ Волга (1965-1970) экспортная, с правым рулем, для тропического климата

До сих пор роскошно смотрится этот автомобиль – Волга ГАЗ 21. Прошли годы, даже, скорее, десятилетия, изменилось множество моделей авто на наших дорогах, активно и прочно пришли в нашу жизнь автомобили иностранного производства.

Классическая волга ГАЗ 21

И надо сказать, что случилось это совершенно закономерно, ибо так происходит везде. Но автомобиль много лет назад, воплощавший собой мощь, красоту, достаток и изящность, остался таким, же изящным, красивым, и всё также привлекает внимание прохожих на улице, проезжая мимо них.

Да, появилось множество авто, которые более мощны, технические характеристики, которых значительно превосходят это чудо советского автопрома. Да, расход топлива этой машиной совершенно не соответствует современным требованиям, связанным с повсеместной борьбой за энергосбережение, но мало кто из автолюбителей, подойдя к увиденному на улице автомобилю ГАЗ 21, или тем паче , не поймает себя на желании заботливо погладить его капот, прикоснуться к крыше или стойкам.


авто ГАЗ М21 1956 года выпуска

В самом начале пятидесятых годов советское автомобилестроение встало перед необходимостью создания такого автомобиля. Выпускавшаяся на тот момент «Победа» была достаточно качественным автомобилем. Но было принято решение расширить модельный ряд на советских автомобильных дорогах.

В качестве прообраза тогдашней новинки отечественного автопроизводства многие находили черты некоторых моделей «Шевроле» или фордовские разработки, но здесь вряд ли речь может идти о каком-либо плагиате.

В то время очень многие автопроизводители закупали образцы моделей конкурентов, разбирали их едва ли не по винтикам, изучая типы материала, пошедшего на изготовление тех или иных деталей.

Изучались типы соединений деталей, различные конструктивные решения, и так далее. По тому же пути пошёл и корпус советских автомобильных конструкторов.

Схема устройства 21 волги

Многие выпускавшиеся тогда автомобили имели выпуклые передние фары, хищно-агрессивный профиль капота, или рисунок решётки радиатора. Что-то мог повторять , что-то .

Выпускалась «двадцать первая», а на самом деле, первая модель «Волги» в течение четырнадцати лет, пережив много испытаний, модернизаций, изменений конструкции, типов кузова («седан», «универсал»). Начнём с истории.

История создания поистине легендарного советского автомобиля началась ещё в 1953 году, когда было принято решение о начале разработок такой модели автомобиля, которая во многом повторяет линии и общую канву американской тогдашней дизайнерской школы, но все, же ей удалось придать определённые аутентичные черты.

Волга газ 21 1953 года выпуска

Черты, которые позволяют говорить об оригинальности, о непохожести характеристик дизайна, особенностях конструкции, так отличавших нашу «Волгу». Известно, что в следующем 1954 году появились уже первые, пока ещё не серийные, а опытные, но уже вполне действующие образцы.

Их оборудовали тогда ещё тоже опытными двигателями с верхними клапанами и камерой сгорания в форме полусферы, а также характерной особенностью их было наличие цепного привода распределительного вала. Эксперименты с такой конструкцией дали негативные результаты и было принято решение в серийный выпуск их не отправлять.

Поначалу разрабатывались два проекта, один назывался ГАЗ М21 «Волга», другой – ГАЗ М21 «Звезда». Кстати, звезда, расположенная на решётке радиатора однобалочной конструкции долгое время была отличительным знаком и в честь неё называли саму модель автомобиля.

Радиаторная решетка ГАЗ 21 третьей серии

«Волга» с таким типом решётки называлась в народе «маршальской», или «жуковской». Первые годы своего существования автомобиль был обречён на постоянное сравнение с не менее легендарным авто «Победой».

Но «Волга» даже на испытаниях показала себя значительно лучше, она превосходила «Победу» в большинстве технических характеристик, она была более динамична, более маневренна и превзошла в экономичности потребления топлива.

Производство в те годы было ещё достаточно несовершенным, хотя прогресс в области автомобилестроения был, конечно, налицо, но путь от испытания новой модели авто до его поступления в серию, то есть, в серийный выпуск занимал годы.

Так первая серия автомобиля «Волга» была выпущена уже в 1956, то есть, спустя годы после начала конструкторских разработок.

Начало серийного производства

Но полученный результат достоин того, чтобы потратить некоторое время на описание конструкции нового (тогда ещё, нового) автомобиля. Во-первых, было разработано две , автоматическая и механическая. Обе коробки передач имели по три ступени. При этом, что характерно, у главной передачи на этой модели автомобиля конструкция была конусоидальной, это уже более поздние модели имели гипоидную главную передачу.

У тогдашнего автомобиля ГАЗ М 21 была задняя подвеска независимого типа и гидравлические амортизаторы рычажной конструкции. Также независимой была задняя подвеска, опиравшаяся на рессоры формой, напоминавшие полуэллипс.

Ну а что касается внешнего вида, то до сих пор, как любят шутить многие автомобилисты, главной , вздымающийся в передней части капота.
А от этой «главной детали» до переднего стекла шёл молдинг. Появилась вместо прежней «маршальской» новая решётка радиатора, так называемые «акульи зубы», где вертикальные широкие стойки перемежались отверстиями. Что добавляло общей конструкции особого колорита.

Особого внимания заслуживает салон автомобиля. При всей тогдашней советской склонности к гигантизму салон даже по тем временам, казался огромным. Вместительность всего авто до сих пор порождает легенды. Кстати, большие размеры, скажем, багажника являются безусловным плюсом, ибо современный обладатель ГАЗ 21 или те, у кого ещё сохранился ГАЗ М 21 могут считать себя счастливыми обладателями, если позволите, то полугрузовой модели автомобиля. Вес груза, который может перевести «Волга», сравним мало с каким другим легковым авто.

полугрузовая волга газ 21

Однако, вернёмся в салон нашей машины. Заднее сидение в ней никто сидением почти не называет, потому что – это, скорее, диван. При этом, передний диван пришлось разделить напополам, иначе просто, некуда было бы поместить рычаг передач.

Итак, началом серийного выпуска официально принято считать 1957 год.

Но хотя и начался серийный выпуск, но двигатель, которым укомплектовывали ГАЗ М 21, предшественника ГАЗ 21, был позаимствован у более ранних автомобилей, таких как «Победа» или «ЗИМ». Свой двигатель «Волга» всё-таки получила, но несколько позднее, и, в том, же году, и это был новый двигатель ЗМЗ – 21, произведённый на специально для этих целей построенном Заволжском моторном заводе. Что касается технических характеристик этого мотора, то у него был объём 2,4 литра и мощность семьдесят лошадиных сил.
Это был алюминиевый двигатель, верхнеклапанной конструкции, достаточно новаторский для своего времени.

Читайте также

Автомобиль Волга ГАЗ-М21

И, кстати, тогда же появилась серия ГАЗ М 21, которая была укомплектована автоматической коробкой переключения передач (три ступени) и жидкостным трансформатором. Но эта инновация была тогда обречена в СССР на неудачу, так как качество смазочных материалов было не просто на низком уровне, а совсем низким, то первые ГАЗ 21 с АКПП принесли своим обладателям больше неприятностей, чем удовольствия.

А уже с 1958 года выпуск автомобилей «Волга» с коробкой-автоматом был на неопределённый срок приостановлен и выпускались машины, укомплектованные исключительно механической КПП. В том же самом году произошло ещё немало экстраординарных событий.

автоматическая коробка передач газ 21

Кроме того, что СССР стал первой в мире страной, запустившей космический корабль, произошёл сейчас уже всеми на свете почти забытый, как явление, Фестиваль молодёжи и студентов в Москве. Это событие охарактеризовало собой знаменитую хрущёвскую «оттепель» и, как следствие этого явления, «Волга» вышла на международный авторынок.

В то время ещё не существовало никаких международных автосалонов, да и автовыставки были большой редкостью, но фурор, который произвела «Волга» ГАЗ 21 в европейских странах лучше всего описывают, прилипшие к советскому автомобилю прозвища, такие, как «танк на колёсах», или более элегантное «танк во фраке». К этому времени производство ГАЗ М 21 было прекращено, и в «серию» шла только «двадцать первая» «Волга» не снабжённая никакими дополнительными литерами в названии модели.

Эксплуатационные данные и технические характеристики Волги ГАЗ-21

Автомобиль ГАЗ 21 стал достойным приемником «Победы М-20» и продержался на конвейере почти 14 лет. За это время машина дважды подвергался модернизации, но даже первые серийные машины имели большую популярность и определенный успех.

Пример Волги ГАЗ 21 черного цвета

Популярности способствовали неприхотливость автомобиля и отличные технические характеристики. «Волга» успешно использовалась в такси и в качестве служебного автомобиля, также модель была доступна для частного использования. На технических и эксплуатационных характеристиках легендарного авто стоит заострить внимание.

Габариты ГАЗ 21

Нельзя сказать, что по меркам легковых автомобилей «Волга» ГАЗ 21 была компактной. Хотя машина и относилась к среднему классу, размеры у нее довольно внушительные. Модель седан имеет длину 4,77 м, ширину 1,8 м и высоту 1,62 м. Такие габариты позволяли салону быть достаточно просторным и комфортным, в нем легко размещалось пять человек, включая водителя. Расстояние между осями (колесная база) у «Волги» равняется 2,7 м. Кузов имеет 4 двери.

В производстве также значится ГАЗ 22 – версия легковой машины в кузове типа «универсал».

Так выглядит классическая волга Газ-22 с кузовом универсал

Эта модификация в серийном производстве появилась позднее, она выпускалась с 1962 года (ГАЗ 21 с 1956 года). По габаритам ГАЗ 22 немного длиннее (4,81 м), на задней части кузова предусмотрена пятая дверь (дверь багажника).

Дверь багажника состояла из двух половинок – верхней и нижней. Салон позволял перевозить уже 7 человек, и в нем помещалось три ряда сидений. Последний ряд складывался, и объем багажного отделения заметно увеличивался. Других принципиальных отличий ГАЗ 22 и ГАЗ 21 не было.

В отличие от предшественника «Победы», «Волга» имела хорошую обзорность за счет установленного панорамного лобового стекла. Колея передних колес 21-ой равна 1, 41м, задние колеса – колея 1, 42 м. ГАЗ21 обладает неплохим радиусом разворота, и в целом почти не отстает от современных автомобилей по этому показателю.

Оригинально покрашенная Волга 21

Эксплуатационные данные

Согласно руководству по эксплуатации автомобиля, ГАЗ 21 имеет следующие характеристики:


Безопасность автомобиля была не на самом высоком уровне. Виной тому было полное отсутствие ремней безопасности. К тому же рулевые тяги были так расположены, что при любом серьезном ударе жесткое рулевое управление в салоне смещалось назад, и шанс у водителя выжить был не очень большой.

Технические характеристики двигателя

В шестидесятые годы прошлого века конструктивно ЗМЗ 21 считался совершенным двигателем не только по советским меркам, но и в мировом значении.

Графики показывающие характеристики двигателя газ 21

Верхнее расположение клапаном и алюминиевый блок с головкой блока цилиндров имели далеко не все моторы тех лет.

ЗМЗ 21(ЗМЗ-21А) устанавливался на модели ГАЗ 21 с 1957 года и обладал следующими характеристиками:


Читайте также

Фигурка оленя на Волгу

Технические характеристики трансмиссии и сцепления

Модель автомашины ГАЗ 21 имеет задний привод колес (колесная формула 4х2). Первый модели «Волги» выпускались в двух вариантах – с трехступенчатой механической коробкой передач и с автоматической трехступенчатой КПП.

С автоматической КПП «Волга» производилась недолго, в Советском Союзе не хватало квалифицированных мастеров для обслуживания автоматической трансмиссии, не было в нужном объеме специального масла. К тому же, на 4-х цилиндровом двигателе получался слабый разгон автомобиля, максимальная скорость была меньше, чем с механической КПП.

ГАЗ выпустил в серийное производство около 1500–1700 машин с КПП автомат при общем количестве около 640 тысяч экземпляров «Волги 21». Существует мнение, что с АКПП выпущено всего 700 машин, но это не так.

Схема сцепления двадцать первой волги

Около 700 единиц было произведено в 1957 году, и примерно столько же в 1959. В 1958 году с конвейера сошло порядка сотни автомобилей с автоматической коробкой.

Механическая КПП досталась по наследству от ГАЗ М 20, только отличалась присутствием ручного тормоза, который устанавливался на задней части коробки (барабанного типа).

Так как МКПП изначально разрабатывалась для автомобиля ЗИМ 12, она имела достаточный запас по прочности.

К недостаткам конструкции можно отнести несинхронизированную первую передачу и ручное управление коробкой. Есть мнение, что на ГАЗ 21 устанавливалась 4-х ступенчатая «механика». Но завод не выпускал с конвейера автомобили в такой комплектации, разве что умельцы вносили изменения в конструкцию своими руками.

Переключатель передач, находившийся на рулевом управлении, имел длинные тяги.

Схема устройства переключения передач в Волге

Новые тяги вели себя нормально, но с увеличением пробега соединения в них изнашивались, и появлялись различные дефекты. Могло включиться сразу две передачи, могла передача «вылетать». При включении двух передач приходилось лезть под капот и переводить рычаги в нужное положение. Тяги часто требовали регулировки и смазки.

Сцепление на «Волге» также досталось от «Победы», но уже имело гидравлический привод, на ГАЗ М 20 был механическое включение. У нового сцепления были преимущества:

  • Легче стал выжим педали;
  • Перестала лететь грязь и вода в салон, так как была устранена прорезь вокруг педали, которая была необходима при механическом приводе.

Технические данные трансмиссии и сцепления:


Топливная система

Топливная система на ГАЗ 21 карбюраторного типа.

Так выглядит топливный насос двадцать первой Волги

Топливный бак располагался сзади под днищем кузова и имел вместимость 60 литров. Топливо по трубкам закачивалось бензиновым насосом в карбюратор, а из карбюратора оно распылялось во впускной коллектор двигателя. Бензонасос механического типа со стеклянной верхней частью. Прозрачная крышка имела свои удобства – было видно, поступает бензин в насос или нет. В дальнейшем от такой крышки отказались, они часто трескались.

Карбюратор на «Волге» были трех модификаций, марка менялась в зависимости от года выпуска. К первой партии причисляются автомобили 1956–58 годов выпуска, к второй серии ГАЗ 21 относятся машины до 1962 года. Третье поколение выпускалось с 1962 по 1970 год. Первоначально «Волги» комплектовались карбюратором марки К-22И, они устанавливались в основном на моделях первой и второй серии.

Пример карбюратора для Волги

В 1962–65 годах на машинах появился карбюратор К-105, а ближе к концу выпуска автомобиля «21» появилась модель устройства К124.

После прекращения серийного выпуска машины в запчастях шла модификация К-129, мало чем отличающаяся от К-124. Все карбюраторы тогда были еще однокамерными, а посадочное место в коллекторе для них было унифицированным. То есть, взаимозаменяемость устройств была полная.

Характеристики подвесок

Передняя подвеска «Волги» 21 пружинная, независимая. Поворотные кулаки имеют шкворневое соединение. На первых моделях машины верхние рычаги подвески служили еще и амортизаторами – к ним подводилась амортизаторная жидкость по резиновым шлангам. Но такая схема была весьма неудобной, и в дальнейшем стали устанавливаться более привычные для наших времен амортизаторы телескопического типа.
Передняя подвеска состояла из следующих частей:

  • Передняя несущая балка. Она являлась основой подвески, и к ней крепились все остальные детали;
  • Рычаги – два нижних и два верхних. Все рычаги составные, каждый из двух частей. К нижним рычагам крепится нижняя площадка под пружину, верхней площадкой является сама балка;
  • Пружины. Они обеспечивают плавность хода при движении автомобиля;
  • Шкворневая стойка. Соединяет между собой рычаги подвески. К ней крепится поворотный кулак. Стойки всего две, на каждое колесо по одной;
  • Поворотный кулак. Их тоже два – правый и левый, и между собой они не взаимозаменяемы;
  • Передняя ступица. По одной с каждого колеса, передние ступицы одинаковые, заменяемые между собой. В ступицы впрессовываются шпильки, а колеса прикручиваются гайками.

«Волга» это – ГАЗ-М21. Этот автомобиль выпускался с ленты завода в течение 14 лет, начиная с 1956 года. Проект на машину был готов еще в 51-ом году. Но, первая модель «Волги» немного устарела и имела некоторые минусы, о которых вслух говорили владельцы авто. Дизайн оставался прежним, усовершенствовались узлы механизмов. В итоге, переделали и дизайн машины. Она выглядела престижно и привлекала своим видом всех любителей машин.

Так выглядит ГАЗ-М21

В то время, когда выпускалась данная машина, дизайн был довольно-таки привлекательный для всего Советского Союза. Хотя, если посмотреть на неё, индивидуальных элементов в этом автомобиле нет. Но, даже при таком солидном виде, к 58-му году Волга потеряла свою индивидуальность, потому как на заводе ежегодно выпускались новые модификации, которые имели не только внутренние перемены, но и внешние.

Машина к тому времени стала выглядеть более официально и более строго. Поэтому, именно этой маркой заинтересовалось правительство Советского Союза. ГАЗ-М21 имел все необходимые внутренние данные для того, чтобы ездить по дорогам СССР. В салоне машины помещалось 6 человек. Сзади был поставлен огромный диван. Двигатель внутреннего сгорания был четырехцилиндровый, коробка переключения передач стояла автомат, взятый у американской фирмы Ford. Кузов автомобиля очень сильно напоминал машину «Победа».

Подвеска также была взята с этой марки машины, потому что она была сделана из металла, который трудно поддавался коррозии, и был сделан из высшей марки железа.


Так выглядит двигатель Газ 21

Предки машины

Первый автомобиль имел тёмно-красную окраску, как вишня. У него стояла коробка переключения передач автоматическая. Внешне автомобиль также очень сильно отличался-решеткой радиатора, бамперами, обтекаемостью кузова. Были некоторые элементы в салоне, которые отличали автомобиль от ГАЗ-М21. В 55-ом году машина получила другую решетку радиатора. В 56-ом году вышло 5 машин. Автомобиль испытывал вся очень долгое время. Для него были созданы самые экстремальные ситуации. В течение осени и зимы Волга прошла 29 000 км. Она проехала Украину, Россию, Беларусь и весь Кавказ. В итоге она появилась в Москве. При таком длинном пути были выявлены недостатки машины, некоторые минусы были сразу же исправлены, но остались и те, с которыми Волга проездила весь свой срок.

Читайте также

Регулировка клапанов ГАЗ 21

Первоначально в свет вышли 2 вида Волги. Они отличались и внешне и по «внутренней начинке». В итоге в серийное производство попала модель, которая не была похожа ни на один вид предшественников. Отличалась она, прежде всего, нанесением хрома на отдельные части кузова. Но и это потом стало дополнительной частью машины, за которую требуется доплачивать денежные единицы. Но всё равно внешний вид был уникален, чего только стоили задние двери.

Поколения

Есть 3 серии выпуска «ГАЗ-М21». В основном на всех сериях был похож дизайн машины. Отличия имеют водоотводники на крыше машины. Это было сделано для того, чтобы влага не могла попасть в салон автомобиля.

  • 1 серия. Выпускалась с 56-го года. Она закончилась в 58-ом году. Люди называли эту модель «Волга со звездой». В ней стоял силовой агрегат с машины «Победа». За 25 лет заводом было произведено 30 000 моделей автомобиля.

внешний вид первой серии ГАЗ-21М

  • 2 серия. 59-ый год. Волга претерпела некоторые изменения. В основном они коснулись дизайна. Фонари, приборная панель были другими. Был изменен кузов. В его чертах, возможно, было увидеть американские нотки. Но, с иностранными намеками вышло определенное количество машин. В основном это были с небольшими изменениями. За период производства 2 серии было выпущено 120 000 единиц автомобилей.

Вид Газ 21М второй серии

  • 3 серия. Были изменены бампера и добавлены детали в самом кузове. Решетка радиатора также выглядела по-иному. В итоге машину можно было назвать «лёгкой» из-за модификации кузова. Её часто сравнивали со знаменитой «Чайкой». Также поставили более мощный силовой агрегат. Он теперь был 75 л.с. Коробка передач была снята с производства и полностью заменена на механику.

Так выглядит Газ 21М третей серии

ГАЗ-М-21 -легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 (1957) по 1970 год. Заводской индекс модели - изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) - ГАЗ-21.

В 1951 году, главный конструктор завода Андрей Александрович Липгарт, не дожидаясь указаний сверху, начал работать над новой машиной. К этому времени ГАЗ-М20 уже морально устарела. Ведущим конструктором новой машины был назначен Владимир Соловьев, руководивший до этого группой проектирования задних мостов и карданных передач. Новым верхнеклапанным двигателем было поручено заниматься Гарри Эварту, создавшему до этого гидротрансформатор для ЗИМа. Внешним видом автомобиля предстояло заниматься - скульптору Льву Еремееву, работавшему в свое время над ЗИМом К тому времени, Еремеев, был самым опытным из новой команды, единственный кто работал в масштабе целого автомобиля. Имя новой машины было "Победа-М21". Липгарт не смог довести машину до конца. Его сослали простым инженером на Челябинский завод "УралЗИС".

Второе поколение Победы было доведено до натурального гипсового макета. Седан-трехобъемник с той же колесной базой, что и М20, «глухой» задней стойкой крыши, ЗИМовско-паккардовскими задними крыльями, полуприкрытыми арками колес и четырьмя хищными клыками на бампере. В этом проекте не было ничего нового. Он не имел ни собственного двигателя, ни трансмиссии. Дальше макета работа не пошла.

В 1953 году, к созданию М21 приступил ГАЗовский кузовщик, англичанин Джон Вильямс (настоящее имя Томас Ботинг). Начинал он макетчиком на заводе в Англии. Позже Ботинг попал в Испанию, где участвовал в боях за республику и оттуда, как заслуженный воин-интернационалист, попал в СССР, где и был направлен на ГАЗ в кузовное КБ. Среди его эскизов были и трехобъемные седаны с широкими панорамными стеклами, и двухобъемники с совсем уж авиационной каплевидной задней частью, и даже пятидверный хэчбек. До стадии гипсового макета дошел только седан двухобъемник. Хищная пасть спереди, покатый "победовский" задок, крылья, переходящие на американский манер в кили. Колесная база короче базы М20 на 50 см. Эта модель называлась М21 "Звезда". Ее вели параллельно с другой машиной, с которой она делила расчеты двигателя, трансмиссии, экономические показатели и модельный цех. С Машиной Льва Еремеева, которая в конце концов и получит название "Волга".

Так должен был выглядеть автомобиль ГАЗ-21 "Звезда" Джона Вильямса

В 1953 году Владимир Сергеевич Соловьев был назначен главным конструктором отделения ГАЗ занимающегося легковыми машинами. На место Соловьева на разработку машины М21 был поставлен Александр Невзоров. В ноябре Невзоров начал компоновать новую машину. Для нее готовится верхнеклапанный, полностью алюминиевый двигатель с литым коленвалом и мокрыми гильзами, объемом 2445 см 3 . Для машины готовили 2 коробки передач. Первая отечественная коробка автомат, предназначенная для моделей общего пользования и механическая коробка для варианта "такси". Кроме "автомата" были еще нововведения: передний диван, раскладывающийся за пару минут в относительно ровную и мягкую кровать и централизованную систему смазки (ЦСС - При нажатии на специальную педаль жидкое масло поступало из бачка по маслопроводам к 19-ти точкам смазки передней подвески и в шарниры рулевых тяг).

Первая опытная Волга, 1955год

Самый первый опытный экземпляр "Волги", вишнёво-красный, изготовили в марте 1955 года, имел механическую коробку передач. Еще два образца,синяя и белая, построенные в апреле, имели автоматическую коробку передач. К майским праздникам изготовить четвертый экземпляр не удалось. Четвёртый прототип, цвета слоновой кости с тёмной крышей, был построен в мае 1955 года. Позднее, он был передан на радиозавод в городе Муром для окончательной отладки предназначенного для «Волги» радиоприёмника модели А-9.

Кроме того, все машины имели небольшие внешние отличия, преимущественно отличались количеством прорезей в радиаторной решётке - от 10 до 16, оформлением светотехники, салона, и так далее

3 мая 1955 года на испытание пошли только 3 автомобиля. Частью испытаний был пробег Москва - Крым и обратно.

Журнал "Огонек" в июле писал: "В нескольких десятках километров от Симферополя, на территории совхоза "Путь к коммунизму", в густой чаще кустарников лежит глинистый заброшенный проселок. Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего песка. "Волга" должна пройти там, где проходила "Победа", и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу по проходимости".Следует сказать, что в автопробеге помимо Волг участвовали Победы, ЗИМы и «зарубежные аналоги». Особо радостно пресса смаковала факт, что во время автопробега развалился один из «спарринг-партнеров» Волги - англичанин Standard Vanguard.

Полевые испытания прошли успешно, впереди предстояли более ответственные - представление красавицы в Кремле. В Кремле новинку представили легендарному маршалу Георгию Жукову, министру обороны СССР и председателю Совета министров Николаю Булганину. Председатель комиссии Жуков, как человек военный и привыкший к строгости, не мог ничего не раскритиковать. Придраться было особо не к чему, поэтому он разругал «акулий оскал» облицовки радиатора. В то время она выглядела как решетка второго выпуска, то есть со штампованной решеткой с широкими вертикальными прорезями. И это полностью подтверждает ее самобытность. Дизайнерам и конструкторам дали две недели, и они очень удачно придумали, приделав к горизонтальным брусьям звезду, как на маршальских погонах. В 1955 году к звезде не могло быть никаких претензий!

Первая серия ГАЗ-21, "Волга со звездой"

Так на свет появилась первая модификация 21 Волги, именуемая в простонародье «Волга со звездой». Первые три серийные машины вышли с конвейера 10 октября 1956, но на поток сборка машин была поставлена только к декабрю.

Осенью и зимой 1956 года восемь «Волг» (видимо, три опытные 1954-55 годов и пять из опытно-промышленной серии 1956 года с наименованием М-21Г) прошли 29 тысяч километров по дорогам России, Прибалтики, Украины, Белоруссии и Кавказа.

В 1957 году 30 июня, Государственный завод имени Молотова становится Горьковским автомобильным заводом, автомобиль ЗИМ переименовывают в ГАЗ-12, а М21 становится ГАЗ-21.

До июня 1957 года машина комплектовалась модифицированным расточенным победовским нижнеклапанным двигателем мощностью 65 лошадиных сил. Всего было выпущено 1100 таких "промежуточных" машин в стандартном, тропическом варианте и в варианте "такси" и только с механической коробкой передач. Максимальная скорость этой модификации - 120 км/ч.

Производство полностью нового двигателя, ЗМЗ-21 - верхнеклапанного,с клиновидной камерой сгорания, с полноопорным коленчатым валом (причем, литым, а не кованым), головкой и блоком, отлитыми из алюминиевого сплава, гильзами цилиндров "мокрого" типа - началось в середине 1957 г. Он стал легче своего предшественника на 15 кг. Он существовал в двух версиях с разными степенями сжатия под разные сорта бензина (70 и 80 сил при 4000 об/мин).

Завод изготавливал Волги первого выпуска до конца 1958 года. Было изготовлено немного более 30000 машин. С первым выпуском практически ушла из серии и автоматическая коробка передач. Всего с автоматом было выпущено 700 машин.

В конце 1958 года завод приступил к производству Волги ГАЗ-21 второго выпуска. Она отличалась арками передних колес (стали чуть выше) и улучшенной отделкой. Кроме того было устранено множество "детских" болезней. Также была убрана облицовка радиатора со звездой. Ее место заняла решетка, повторяющая экспериментальный образец, с 16-ю вертикальными отверстиями.

ГАЗ-21 "второй выпуск"

Автомобили выпуска конца 1958 - самого начала 1959 года принято называть «переходными», а выпуск 1959-1962 годов - «второй серией» («вторым выпуском»).

Выставочная премьера Волги второй серии состоялась весной 1958 года на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе. К изумлению экспонентов, самая престижная награда выставки - "Гран-при" - досталась советским легковым автомобилям. Виновниками небывалого события в истории отечественного автопрома стали Волга с индексом М-21, Чайка и грузовик ГАЗ-52.

Со вторым выпуском на Волге появились омыватели лобового стекла с ножным насосом, катафоты на задних фонарях, обтянутая по верху кожзаменителем панель приборов с новым радиоприемником. В 1960 году решено было отказаться от централизованной системы смазки.

В 1960 году бельгийская фирма Scaldia организовала у себя сборку Волг из комплектов. В готовый седан (без двигателя) устанавливали дизель. Сначала это был Parkins 1.6л (48 л.с.), с 1963 года - Rover 2.3л (62 л.с.), с 1964 года Indenor-Peugeot 1.9л (58л.с.). За время сборки, до 1967 года, было собрано 167 дизельных машин, в основном для Бенилюкса и Северной Европы.

За время второго выпуска (до апреля 1962 года) было собрано 150 тысяч седанов. Позже, вместе с первозданной решеткой упразднили и маскот оленя, и окладистые бампера. Это и есть последний, третий выпуск.

ГАЗ-21 "третий выпуск"

Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки, а сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. На шоферском сленге она называлась "китовый ус". С облицовкой были интегрированы новые габаритные фонари, заходящие на боковину крыла. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки. На капот больше не устанавливали продольный молдинг и фигурку оленя, который был причиной серьезных травм при наездах на пешеходов, но чаще сам становился жертвой вандализма. Новая эмблема на капоте была позаимствована у "Чайки". С той лишь разницей, что ее хромированный оклад имел два горизонтальных крылышка. Изменениям подверглась и передняя подвеска - вместо рычажных амортизаторов (победовская схема) стали устанавливать телескопические. Подвеска стала жестче. Тканевая обивка потолка была заменена на моющуюся - из искусственной кожи.

В это время на заводе проходили испытания еще несколько машин. ГАЗ-21 "Полугрузовик", ГАЗ-22 "Универсал", ГАЗ-22А "Грузовой" фургон, ГАЗ-22Б "Санитарка", ГАЗ-23 "Спецавтомобиль" и модифицированный ГАЗ-21 с правым рулем. Все наименования тех лет.

ГАЗ-22 "Универсал"

5-местным универсал с разделенной по горизонтали задней дверью. При сложенном заднем диване автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы массой 400кг.

Праворульных седанов было выпущено около 100 штук. В основном для Индонезии, Кипра, Великобритании и Швеции, где до 1967 года было "английское" движение.

ГАЗ-23 была машина для спецслужб. Ее начали проектировать в 1959 году по заказу КГБ СССР группа конструкторов под руководством Б. Дехтяра. Машина оснащалась 160-сильным восьмицилиндровым двигателем от «Чайки» (на базе ЗМЗ-13) объёмом 5,53 литра с автоматической коробкой передач и гидроусилителем руля. Для маскировки два выпускных трубопровода были несимметрично сведены в один. Для компенсации тангажа кузова на переднюю ось от перегрузки под тяжелым мотором подгрузили еще и заднюю ось, уложив на дно багажника 100 килограммовый балласт. Задние амортизаторы оставили рычажными. Кузов автомобиля был серьёзно усилен, в частности имел усиленные наваркой дополнительных полос металла передние лонжероны и полностью оригинальную маску радиатора, отличающуюся по форме от ГАЗ-21. Масса автомобиля возросла более чем на 300 кг. Из-за жёсткого температурного режима, значительно модифицирована были система тормозов - автомобиль получил новые тормозные барабаны, изготовленные по оригинальной технологии, тормозные колодки повышенной износостойкости. Применялась оригинальная тормозная жидкость АСК на основе изоамилового спирта в смеси с касторовым маслом. Эта машина не значится ни в одном популярном каталоге. Автомобиль развивал скорость 170 км/ч, а разгон до «сотни» занимал 16 с (против 34 с у ГАЗ-21). С 1962 по 1970 год было выпущено 603 экземпляра ГАЗ-23.

В 1965 году на ГАЗ-21 ввели последнии мелкие изменения.

Три выпуска ГАЗ-21

Защита от коррозии и окраска

Учитывая суровые дорожные и климатические условия, господствовавшие на большей части территории СССР, кузов автомобиля подвергался очень хорошей, по меркам тех лет, защите от коррозии, а также сложному многоступенчатому процессу окраски.

Процесс антикоррозийной обработки назывался фосфатированием. Фосфатирование - процесс химической обработки стальных изделий путём образования на поверхности металла слоя нерастворимых в воде фосфорнокислых соединений. Фосфатирование производилось погружением кузова в сборе в шесть специальных ванн с растворами химикатов. Первая ванна содержала обезжиривающий раствор на основе едкого натра, остальные - фосфатирующий состав на основе монофосфата цинка с селитрой и углекислой медью. Обработка производилась при 60-80 градусах в течение 1,5 - 4 минут в каждой ванне с промежуточным опрыскиванием кузова теми же растворами из специальных форсунок.

В результате фосфатирования на поверхности кузова образовывалась плёнка фосфата от серого до тёмно-серого цвета, обладающая высокой прочностью и защитными свойствами. После фосфатирования кузова сразу грунтовались масляной грунтовкой путём окунания, что обеспечивало доступ грунта к недоступным при иных способах наненесения поверхностям.

После ручной шлифовки на внешние поверхности кузова наносили грунт-шпатлёвку марки ГФ-0182 жёлтого цвета (знаменитая «жёлтая шпатлёвка», хорошо знакомая тем, кто готовил кузова «Волг» к окраске - прочность этого слоя такова, что его нередко стараются сохранить при перекрашивании, не прибегая к зачистке поверхности до голого металла и не трогая заводское фосфатирование).

Затем вручную исправлялись всевозможные дефекты поверхности кузова при помощи различных шпатлёвок, затирок, уплотнительных паст и пластической массы ТПФ-37 (которая заменила использовавшееся ранее с теми же целями олово).

После этого на наружные поверхности наносился промежуточный слой серой шпатлёвки № 188 в целях увеличения толщины защитного слоя, и отправлялся в сушильную камеру, где все нанесённые слои сушили при температуре 130 градусов в течение 35 минут.

На подготовленном таким образом кузове наносили защитную мастику на днище, проводили окончательную шлифовку, контролируя качество поверхности при помощи резинового бруска (при скольжении своей гранью по поверхности кузова он должен был полностью снимать влагу и не оставлять после себя блестящих не шлифованных мест), удаляли остаток влаги сушкой в течение 10 минут при температуре 100-110 градусов. Последним этапом подготовки к окраске был тщательный осмотр и устранение найденных дефектов при помощи алкидно-стирольной шпатлёвки, сохнущей при комнатной температуре за 4-5 минут.

После этого кузов был полностью готов к окраске как нитро-, так и синтетическими эмалями. Следует иметь в виду, что здесь приведено описание технологического процесса на 1963 год; до и после этого момента в технологии могли иметься существенные отличия.

Подготовленный кузов окрашивался. До начала шестидесятых годов окраску всех кузовов производили нитроэмалями в 5 слоёв, а чёрных автомобилей - в 7 слоёв, с промежуточной сушкой полировкой каждого. Это давало покрытие с отличным блеском, высокой твёрдостью и удовлетворительной атмосферостойкостью.

В начале шестидесятых годов для большинства кузовов была введена синтетическая эмаль, которую наносили всего в два слоя - «проявительный» и основной, с сушкой каждого в термокамере при высокой температуре. Окрашивать же нитроэмалью стали только автомобили чёрного цвета для достижения высокой декоративности. По той же технологии красили и представительские модели автозавода.

Сложная, многоступенчатая технология окраски имела своей целью достичь высоких антикоррозионных свойств покрытия и увеличить срок службы автомобиля до перекраски или капитального ремонта. Результаты столь тщательного подхода видны до сих пор по хорошо сохранившимся экземплярам «Волг» в заводской краске.

Технические характеристики ГАЗ 21

Число мест 5 (4 и 1 на носилках для ГАЗ-21Д)
База, мм 2700
Габаритные размеры, мм:
- длина 4830
- ширина 1800
- высота (без нагрузки) 1620
Колея, мм:
- передних колес 1410
- задних колес 1420
Наименьший радиус поворота по колее наружного колеса, не более, м 6,3
Вес автомобиля (сухой), кг 1350 (1450 для ГАЗ-21Д)
Наибольшая скорость, км/ч 130 (120 для ГАЗ-21Д)
Расход топлива на 100 км (при движении по шоссе), л 11,5 (12,0 для ГАЗ-21Д)
ДВИГАТЕЛЬ
Тип Бензиновый, четырехтактный, карбюраторный
Расположение цилиндров Вертикальное, в один ряд
Число цилиндров 4
Рабочий объем, л 2,445
Диаметр цилиндров, мм 92
Ход поршня, мм 92
Наибольшая мощность (при соответствующей степени сжатия и октановом числе бензина) в л.с. - 75 при е=6,7 и октановом числе 72; 85 при 8=7,65 и октановом числе 80
Число оборотов коленчатого вала в минуту 4000
Наибольший крутящий момент, кГм 17 при 8=6,7; 18 при е=7,65
ТРАНСМИССИЯ
Сцепление Однодисковое, сухое с гидравлическим приводом
Коробка передач Механическая, трехступенчатая, с синхронизаторами между второй и третьей передачами
Передаточные числа:
- первая передача 3,115
- вторая передача 1,772
- третья передача 1,000
- задний ход 3,738
Карданная передача Открытого типа. Имеет два вала и три шарнира, а также промежуточную опору
Главная передача 4,55
Передаточное число главной передачи 4,55
Дифференциал Конический с двумя сателлитами
Полуоси Фланцевые, полуразгруженного типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска:
- передняя Независимая, на поперечных рычагах, с витыми цилиндрическими пружинами: смонтирована на отъемной поперечине
- задняя Рессорная, на листовых продольных полуэллиптических рессорах. Рессоры заключены в чехлы
Стабилизатор поперечной устойчивости Торсионного типа. Расположен впереди передней подвески
Амортизаторы Гидравлические, телескопического типа, двустороннего действия (4 шт.)
Шины Низкого давления, бескамерные или с камерами
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Рулевое управление Глобоидальный червяк с двойным роликом
Тормоза:
- ножные Колодочные, на все колеса; привод гидравлический
- ручной Центральный, барабанного типа; привод тросовый
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Система проводки Однопроводная; отрицательный полюс соединен с «массой»
Номинальное напряжение, В 12
Радиоприемник Трехдиапазонный, с кнопочной настройкой
КУЗОВ

Закрытый, несущий, цельнометаллический

Модификации

21

VI.57-58

Базовая модель первого вып. с автомат. КП,70л.с.
21А (первого выпуска) Такси на базе 21В
21АЮ (первого выпуска) Тропический вариант 21А
21А (второго выпуска) Такси на базе 21И (индексы не менялись)
21АЮ (второго выпуска) Тропический вариант 21А
21Б Такси на базе 21Г, опытно-промышленная партия
21В Базовая модель первого вып. с механич. КП, 70л.с.
21ВЮ Тропический вариант 21В
21Г Базовая модель опытно-промышленной партии с нижнеклапанным двигателем 65 л.с.
21ГЮ Тропический вариант 21Г
21Д Экспортный вариант 21В, 80 л.с.
21ДЮ Тропический вариант 21Д июнь
21Е Экспортный вариант 21. с автоматич. КП, 80 л.с.
21ЕЮ Тропический вариант 21Е
21И Базовая модель второго выпуска с механич. КП, 70 л.с.,
21К Экспортный вариант 21И, 80 л.с.
21КЮ Тропический вариант 21К
21КБ Машинокомплект 21К для сборки в Бельгии на предприятии Scaldia-Volga.
21Л Базовая модель третьего выпуска с механич. КП, 75 л.с.
21М Экспортный вариант 21Л
21МЮ Тропический вариант 21М
21Н Вариант 21М с правым управлением
21НЮ Тропический вариант 21Н
21П Вариант 21Р с правым управлением
21ПЕ Вариант 21П с автоматической КП
21Р Базовая модель третьего модернизирован. вып. 75 л.с.
21С Экспортный вариант 21Р с форсирован. до 85 л.с. двигателем
21СЮ Тропический вариант 21С, 85 л.с.
21Т Такси на базе 21Л
21ТС Такси на базе 21Р
21УС Экспортный вариант 21Р, 75 л.с.
21Ф Экспериментальная модель с форкамерным двигателем
21Э Вариант 21С с экранированным электрооборудованием
22 Универсал. Базовая модель 75 л.с.
22Б Карета скорой помощи 75 л.с.
22БК Форсированный до 85 л.с. вариант 22Б
22БКЮ Тропический вариант 22БК
22БМ Экспортный вариант 22Б (БК)
22БМЮ Тропический вариант 22БМ
22В Базовая модель
22Г Экспортный вариант 22. 75 л.с.
22ГЮ Тропический вариант 22Г
22Д Карета скорой помощи
22Е Экспортный вариант 22В 75 л.с.
22ЕЮ Тропический вариант 22Е
22К Форсированный до 85 л.с. вариант экспортного 22Г
22КЭ Вариант 22К с экранированным электрооборудованием
22М Форсированный до 85 л.с. вариант экспортного 22Е
22МЮ Тропический вариант 22М
22Н Экспортный вариант 22В с правым управлением
22НЮ Тропический вариант 22Н
23 Спецавтомобиль с двигателем V8 и автоматической КП
23А Спецавтомобиль с двигателем V8 и механической КП
23А1 Специально оборудованный вариант 23А
23Б Экспортный вариант 23

Интерьер

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.