Сергей рао. Сергей Федотов «сыграл квартетом»? Какие угрозы поступали вам

Семья бывшего главы Российского авторского общества (РАО) Сергея Федотова, в конце 2017 года условно-досрочно освобожденного от наказания по обвинению в мошенничестве, может вернуться в сферу управления авторскими правами. Его мать, бывший бухгалтер РАО Вера Федотова, стала гендиректором новой Евразийской организации интеллектуальной собственности (ЕВРОИС). Согласно сайту организации, она займется развитием блокчейн-платформы для управления правами на интеллектуальную собственность.


Семья бывшего главы РАО Сергея Федотова снова займется управлением авторскими правами, следует из данных сайта ЕВРОИС. Организация была зарегистрирована в ЕГРЮЛ в конце мая, ее гендиректором указана мать Сергея Федотова Вера, а единственным учредителем - Сергей Прохоров. Судя по данным Whois, сайт ЕВРОИС также был создан в конце мая и принадлежит госпоже Федотовой. В пятницу 20 июля сайт был в открытом доступе, но сейчас доступ к нему закрыт для неавторизованных пользователей. В ответ на запрос представитель сайта уточнила, что ресурс пока находится в разработке и информация на нем не является официальной.

На сайте указано, что ЕВРОИС - «коммерческая структура, созданная для содействия правообладателям стран-членов Евразийского экономического союза в реализации их прав на результаты интеллектуальной деятельности». В качестве основных направлений называются развитие цифровой блокчейн-платформы Orpheus Digital Platform и социальной сети Artvision. ЕВРОИС также планирует управлять правами на индивидуальной основе, консультировать в области авторского и смежного права и развивать некоммерческие культурные проекты. Orpheus Digital Platform позволяет управлять медиаконтентом и авторскими правами на него, сообщало ранее издание Computerworld. Созданием платформы занималась компания «Программные системы Атлансис», ее представители не ответили на запрос “Ъ”. Эта компания ранее разрабатывала для РАО Национальный мультимедийный архив, а адрес одного из ее офисов совпадает с адресом ЕВРОИС.

GR-директором ЕВРОИС сайт организации называет Ибрагима Ясуева, работавшего в начале 2000-х годов заместителем мэра Грозного. Главным бухгалтером организации указана бывшая владелица ООО «Энигма» Надежда Погибелева. «Энигма» участвовала в создании связанных с РАО российских версий журналов Hollywood Reporter и Billboard. Кроме того, на сайте ЕВРОИС есть информация о главе совета попечителей, им согласился стать поэт Андрей Дементьев, скончавшийся в конце июня, и секретаре совета - художнике-постановщике Борисе Краснове.

Сергей Федотов возглавлял РАО с 2004 года, в 2016 году был арестован по подозрению в мошенничестве, а в конце 2017 года освобожден условно-досрочно . Вместо него РАО возглавил соучредитель Первого музыкального издательства Максим Дмитриев. Нынешнее руководство РАО уже само развивает блокчейн-платформу в области авторских прав на базе организации IPChain, которую возглавляет председатель совета директоров РАО Андрей Кричевский.

Блокчейн-проектов по управлению авторскими правами сейчас множество, и монополии в этой области нет, отмечает омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. Она может возникнуть, если использование какой-либо платформы будет зафиксировано законодательно или, например, будет рекомендовано для своих пользователей тем же РАО. Однако пока каких-то преимуществ авторам такие проекты не гарантируют - по сути, это просто использование модных технологий, считает эксперт.

Елизавета Макарова

За мошенничество при продаже четырех нежилых помещений стоимостью 300 млн рублей он получил всего полтора года лишения свободы — весьма небольшой срок, которому могут позавидовать голодающие подростки, укравшие булку хлеба на рынке и попавшие на три года в тюрьму. Хотя и этот срок будут оспаривать адвокаты известного «копираста». Мягкий приговор можно объяснить тем, что Федотов полностью признал свою вину, а также заключил с прокуратурой соглашение о сотрудничестве. Это, в свою очередь, почти гарантированно предвещает новые судебные процессы.

Уголовное дело бывшего главы РАО Сергея Федотова, с учетом его раскаяния, признания вины и досудебного соглашения Мещанский райсуд Москвы рассмотрел за одно заседание. При этом оно проходило в закрытом режиме. Официально закрытость процесса была связана с оглашением на заседании информации, связанной с некой банковской тайной.

В оглашенной резолютивной части судья Елена Гудошникова признала Сергея Федотова виновным в мошенничестве и назначила ему наказание в виде одного года и шести месяцев колонии общего режима. Ранее в ходе прений сторон гособвинитель просил для бывшего главы РАО два года заключения, а защита — наказание, не связанное с лишением свободы.

Первоначально уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) в отношении Сергея Федотова возбудило следственное управление УВД по Центральному округу Москвы 17 июня 2016 года по результатам проверки, проведенной ФСБ и ГУЭБиПК МВД. 28 июня он был задержан по подозрению в мошенничестве, и в тот же день Таганский суд Москвы по ходатайству следствия арестовал топ-менеджера РАО.

Основанием для уголовного преследования бывшего главы РАО послужило заявление бывшего директора ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (управляет имуществом РАО) Максима Буданова. В обращении в правоохранительные органы господин Буданов сообщил, что РАО приобрело в 2007-2011 годах офисное здание на Шелепихинской набережной, два помещения в здании «Бейкер плаза» на Бутырском валу и еще одно помещение на Садово-Самотечной улице общей площадью 2 тыс. кв. м.

Использовать их в коммерческих целях общество по своему статусу не могло, а поэтому они не эксплуатировались. Однако в 2012 году РАО понадобились средства для создания электронной системы получения авторских отчислений, и тогда авторский совет РАО одобрил создание дочерней структуры СЭК, на баланс которой в качестве уставного капитала и были переведены все четыре помещения. В свою очередь, СЭК учредила фирмы «Медиаменеджмент», «Музыкальный Олимп» и управляющую компанию «Медиа менеджмент» и передала уже в их уставный капитал нежилые помещения. Поначалу предполагалось сдавать недвижимость в аренду, однако более выгодной руководству РАО показалась продажа объектов. В итоге, как считает заявитель, Сергей Федотов продал помещения третьим лицам, а деньги от сделки так и не поступили в казну РАО.

Следует отметить, что господин Федотов на протяжении следствия (а дело для дальнейшего расследования было передано из полиции в СКР) постоянно менял свою позицию — от полного признания вины до категоричного ее отрицания. В итоге следствие пришло к выводу, что он ввел в заблуждение членов совета РАО, которые приняли решение передать на баланс СЭК одно здание и три нежилых помещения, впоследствии проданные третьим лицам. Первоначально следствие насчитало нанесенный РАО ущерб на 500 млн рублей, однако на заключительной стадии он снизился до 300 млн рублей.

Ранее в РАО заявляли о полном отсутствии состава преступления в действиях Сергея Федотова, а глава Союза кинематографистов, президент Российского союза правообладателей Никита Михалков был готов ходатайствовать перед следствием о более мягкой для обвиняемого мере пресечения, считая, что тот не должен сидеть в СИЗО. Суд эти доводы не убедили.

По словам адвоката Сергея Федотова Александра Ильдуганова, его подзащитный остался недоволен приговором. «Возможно, мы будем его обжаловать, но решение еще не принято»,— заявил адвокат после судебного заседания, добавив, что подсудимый уже погасил ущерб на 170 млн рублей и намерен возместить его полностью. По словам господина Ильдуганова, для этого «мы предложили руководству РАО сделать это за счет недвижимости в Москве и Шотландии, но ответа пока не последовало». Невыплата ущерба может помешать господину Федотову воспользоваться правом на условно-досрочное освобождение. В любом случае, из обвиняемого он вскоре превратится в свидетеля обвинения, так как по показаниям, данным в рамках сделки, должно быть возбуждено уголовное дело. Сейчас, правда, еще не ясно, кто может быть его фигурантами.

Как ранее сообщало агентство «Руспрес», обыски в РАО могли послужить причиной вероятного бегства из страны его покровителя Никиты Михалкова, который не появился даже на открытии Московского международного кинофестиваля. Сам Михалков, как принято считать оказывает влияние на деятельность РАО и имеет общие деловые интересы с Федотовым, хотя формально он никак не связан с Российским обществом правообладателей.

Совершенно поразительная история как живет Сергей Федотов, генеральный директор Российского авторского общества. Помните Российское авторское общество, ну то, которое грудью встало на защиту прав обиженных артистов? Кошмарит кинотеатры за воспроизведение музыки в фильмах, облагает оброком кафешки и клянчит процент у импортеров техники. У него, разумеется, есть директор. Сергей Федотов. А вот у самого Сергея Федотова есть…

Яхта «Мон плезир» Сергея Федотова

Наверно у Сергея Федотова в РАО очень неплохо идут дела, раз он может позволить себе такую яхту.

Из отчета РАО можно узнать, что только с импортеров техники в 2013 году было собрано 3,4 млрд рублей, из которых 1,2 млрд РАО оставило себе на «ведение деятельности». РАО по уставу имеет право направлять на покрытие своих расходов до 35% выручки. За пять лет РАО направило на собственные нужды 15 миллиардов рублей.
Выводы делайте сами.

Главу РАО взяли по делу о хищении 500 млн руб. из средств авторского вознаграждения

Оригинал этого материала
© "Газета РБК" , 28.06.2016, Авторские полмиллиарда, Фото: РИА "Новости" , Иллюстрация: "Ведомости"

Полина Русяева, Илья Рождественский, Алена Сухаревская

Сергей Федотов
МВД возбудило уголовное дело в связи с мошенничеством в Российском авторском обществе. Возможный ущерб - более 500 млн руб. Утром 27 июня начались обыски в офисе и по месту жительства главы РАО Сергея Федотова .

Более 500 млн руб.

Обыски в Российском авторском обществе (РАО) проводятся по делу о мошенничестве, которое возбуждено по факту незаконного отчуждения имущества, следует из заявления официального представителя МВД Ирины Волк, поступившего в редакцию РБК. Оперативниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России совместно с сотрудниками ФСБ России выявлена мошенническая схема незаконного отчуждения в собственность третьих лиц имущества, принадлежащего РАО, нанесенный организации ущерб, по предварительной оценке, превышает 500 млн руб., сказано в сообщении.

По выявленному факту следственным управлением УВД по Центральному административному округу ГУ МВД России возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере), следует из заявления Волк. По местам работы и жительства подозреваемых проводятся обыски, изымаются предметы и документы, имеющие значение для расследования уголовного дела. Цель проводимых оперативно-разыскных мероприятий - установление участников схемы и дополнительных эпизодов их противоправной деятельности, уточняется в сообщении МВД. Ирина Волк не ответила на вопрос РБК, кто входит в число подозреваемых по уголовному делу.

Сегодня, 27 июня, стало известно о проведении следственных действий в офисе Российского авторского общества на улице Большая Бронная в Москве и в доме Федотова на Николиной горе. ​Примерно в 13:30 мск источники РБК сообщили, что глава РАО покинул дом и оперативные действия продолжатся по другому адресу. Около 15:00 Федотов в машине МВД прибыл к дому № 14 по Малой Бронной, передает корреспондент РБК с места событий. В этом доме находится квартира Федотова, следует из выписки Росреестра. Рядом с домом, пока Федотова везли с Николиной горы, дежурил автомобиль ГУЭБиПК.

[Life.Ru, 27.06.2016, "Следователи заинтересовались авторскими правами" : МВД провело обыски не только в Российском авторском обществе, но и дома у председателя совета директоров РАО Сергея Федотова (в элитном посёлке на Николиной горе), а также у его матери (Вера Федотова — первый зампредседателя совета директоров РАО) и у Светланы Темешовой — начальника управления обслуживания правообладателей РАО и одновременно гендиректора ЗАО "Сервисно-эксплуатационная компания" (СЭК). — Врезка К.ру]

Собеседник РБК в центральном аппарате МВД подтвердил, что обыски проводят сотрудники его ведомства. По его словам, оперативники из ГУЭБиПК и Следственного департамента МВД пришли 27 июня в офис РАО и домой к Федотову.​ Кроме того, рядом с офисом общества, где проходили следственные мероприятия, стоял автобус с отрядом особого назначения «Зубр» - подразделения, которое, согласно указу президента, вошло в состав национальной гвардии, сообщил корреспондент РБК с места событий.

Факт возбуждения уголовного дела по факту мошенничества РБК подтвердил адвокат Федотова Денис Балуев. Он уточнил, что дело было возбуждено 17 июня. По словам адвоката, Федотов пока не задержан, но такое решение может быть принято «в ближайшие сутки». По состоянию на 18:30 мск круг подозреваемых еще не был сформирован, уточнил Балуев. Адвокат подтвердил РБК также факт обысков на даче Федотова на Николиной горе. Следственные органы изъяли документацию, никаких отягчающих обстоятельств - оружия и наркотиков - при обысках не обнаружено, уточнил адвокат. Кроме того, из квартиры главы РАО правоохранители вывезли сейф, передает корреспондент РБК. [...]

[ИА "РБК", 28.06.2016, "Главу Российского авторского общества задержали после ночного допроса" : Сотрудники МВД задержали главу Российского авторского общества Сергея Федотова. […]
О задержании главы «Российского авторского общества» (РАО) Сергея Федотова РБК рассказал его адвокат Денис Балуев. Задержание произошло в 4 часа утра 28 июня - после допроса, который проходил в УВД Центрального административного округа (ЦАО) столицы и продолжался всю ночь, отметил адвокат.
Федотов пока находится в статусе подозреваемого по уголовному делу о мошенничестве, совершенном в особо крупном размере (по ч.4 ст.159 УК РФ). Во вторник, 28 июня, Таганский суд Москвы должен будет избрать меру пресечения для главы РАО, уточнил адвокат. Где в данный момент находится Федотов, адвокат не уточнил. - Врезка К.ру]

Чем еще занимался глава РАО
Недвижимость
В 2015 году Федотов купил замок в исторической области Хайленд в Шотландии за £1 млн (81 млн руб., следовало из документов из британского реестра о собственности. Замок представляет собой четырехэтажное здание, окруженное садом и частным участком земли площадью 35 акров (около 14 га). В замке четыре спальни, бальный зал, библиотека, кинотеатр, крыло для гостей с двумя спальнями и, согласно легенде, собственное привидение.
Федотов также приобрел несколько домов в Брайтоне (город на южном побережье Англии) и квартиры в центре Лондона, следовало из выписок из британского реестра. Общая стоимость имущества по цене сделок с ним более £8 млн. Самым дорогим его приобретением газета назвала квартиру в центре британской столицы, на Mansfield street, покупка которой обошлась ему в £5,7 млн. Как объяснял Федотов РБК, все покупки были связаны с девелоперским бизнесом, который он ведет с «весьма известными и уважаемыми людьми в мире бизнеса»
Музыка
По сведениям Forbes, Федотов как инвестор принимал участие в выпуске российской версии английского еженедельника о музыкальной индустрии Billboard и в реформировании ФГУП «Мелодия», которому принадлежат права более чем на 50 тыс. различных музыкальных произведений.

Имущественный вопрос

О том, что ГУЭБиПК начало проверку деятельности РАО, РБК писал в августе 2015 года. Органы проверяли «на предмет хищения средств авторского вознаграждения через приобретение и последующий вывод через подставные фирмы объектов недвижимости», следовало из документов, которые в РБК прислал анонимный источник. Возможный ущерб - около 0,5 млрд руб., говорилось в материалах.

Как следовало из документов, в 2007–2011 годах РАО приобрело четыре объекта недвижимости, общая площадь которых превышает 2 тыс. кв. м. Потом эти объекты были внесены в уставный капитал СЭК, которую в 2012 году учредило РАО. СЭК, в свою очередь, в 2013 году стала учредителем трех компаний (УК «Медиа М», «Музыкальный Олимп», «Медиа менеджмент») и внесла в уставный капитал каждой по одному объекту недвижимости. Позже эти помещения достались третьим лицам - компаниям «Сибирь-лизинг» и «Росавтотранс» и Эвелине Николаевне Оськиной. Факты смены собственников у всех объектов недвижимости РБК подтверждал выписками из баз данных, в частности - из Росреестра и ЕГРЮЛ.

Представитель РАО тогда подтверждал факт проверки, но отрицал недобросовестность действий. СЭК была учреждена в соответствии с решением авторского совета РАО (главный руководящий орган общества, состоящий из более чем 20 человек) для управления объектами недвижимости и осуществления коммерческой деятельности. По поводу этого решения проводилась проверка, были опрошены часть членов авторского совета, большинство из которых подтвердили принятое советом решение.

В связи с экономическим кризисом и ростом стоимости содержания помещений, переданных в управление СЭК, было принято решение «об их реализации и вложении вырученных средств в активы, которые позволят более эффективно обеспечить деятельность РАО», пояснял тогда представитель РАО. В какие именно активы, он не уточнял.

[ИА "РБК", 30.08.2015, "МВД начало проверку связанной с Михалковым фирмы из-за анонимного доноса" : Хореограф Наталья Касаткина, член Авторского совета РАО, подтвердила РБК, что в середине июля ее опрашивали в одном из отделений МВД (в каком именно, она уточнить не смогла). По словам Касаткиной, ей зачитали анонимное письмо, в котором были изложены данные о недвижимости, приобретенной РАО, в частности, в бизнес-центре Baker Plaza (это на Бутырском Валу). «Я ничего не помню об этих зданиях - это было в 2012 году, а сейчас 2015-й», - сказала она РБК. […]
Во время беседы Касаткиной, по ее словам, назвали имя анонимного автора письма, которое следователям удалось узнать. Но раскрыть это имя Касаткина отказалась: «Его знает вся страна. Но это обиженный человек, который хочет получить деньги за музыку, хотя его композиции не проигрывают по радио». - Врезка К.ру]

[ИА "РБК", 27.06.2016, "В Российское авторское общество пришли с обыском" : В ноябре 2015 года член авторского совета РАО, продюсер и композитор Игорь Матвиенко, выступая на заседании Совета по культуре при председателе Госдумы Федерального собрания России, рассказывал о том, что работа РАО застопорилась, счета организации заблокированы в связи с проверками «по фактам хищений». Он также утверждал, что всех членов авторского совета вызывают в правоохранительные органы давать показания и дело передается в прокуратуру. «Я даже себе представить не мог, что такие суммы могут выводиться, там речь идет о сумме порядка 1 млрд руб. Ситуация критическая, авторы сейчас вообще не получают деньги, потому что счета РАО арестованы», - заявлял композитор.
Представитель РАО тогда опровергал слова Матвиенко. «Организация функционирует в обычном режиме, банковские счета общества не заблокированы и не блокировались. Авторское вознаграждение собирается, распределяется и выплачивается правообладателям - физическим и юридическим лицам - в штатном режиме, без каких-либо перебоев», - заявлял представитель РАО в разговоре с РБК. Информация о «передаче дела в прокуратуру» и о «хищениях на миллиард» также является вымыслом, подобный факт компетентные органами не устанавливали, настаивал собеседник в РАО. «Распространенная информация подрывает деловую репутацию», - говорилось в официальном сообщении организации. - Врезка К.ру]

Источник РБК в правоохранительных органах сообщил РБК, что ГУЭБиПК фактически возобновило проверку, которая велась в 2015 году и была связана с возможным хищением средств в организации через СЭК. Адвокат Федотова Балуев подтвердил, что следствие проверяет деятельность РАО, связанную с СЭК. Следствие полагает, что авторский совет был введен в заблуждение касательно целей, по которым была учреждена фирма СЭК, пояснил он. Он заявил, что «абсолютно законное действие» по учреждению дочернего общества - СЭК и дальнейший перевод на него объектов недвижимости сейчас квалифицируется как хищение. При этом Балуев утверждает, что создание СЭК было необходимо, поскольку само РАО не может заниматься коммерческой деятельностью по юридическим аспектам.

["Известия", 28.06.2016, "Деньги правообладателей объявлены в розыск" : В октябре 2012 года РАО учредило дочернюю компанию ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (СЭК), которая, согласно данным kartoteka.ru, должна была управлять нежилым фондом, в том числе заниматься арендой и продажей автомобилей. Гендиректором фирмы был назначен Максим Буданов. В уставный капитал СЭК РАО внесло имущество общей стоимостью 557 млн рублей: 4 помещения и 13 автомобилей.
В августе 2013 года уже сама СЭК учредила компанию ЗАО «Управляющая компания «Медиа-М», основной деятельностью которой значилось также управление недвижимым имуществом. В уставный капитал было внесено имущество на сумму 132 млн: помещение в бизнес-центре «Бейкер Плаза» (Бутырский Вал, д. 68/70, стр. 1, общей площадью 343,2 кв. м). Компания была создана совместно с Сергеем Смольным, который стал гендиректором с долей чуть менее процента. В марте 2014 года новым гендиректором был назначен Николай Демин, который спустя некоторое время и подал заявление о ликвидации компании. За четыре месяца до закрытия фирмы, 13 января 2014 года, помещение в бизнес-центре «Бейкер Плаза» было продано компании ООО «Сибирь-Лизинг». Итоговая сумма сделки неизвестна.
В октябре 2013 года СЭК учредила еще одну компанию, которая должна была заниматься управлением недвижимым имуществом, - ЗАО «Медиа Менеджмент». Гендиректором и совладельцем стал Михаил Чернышев. В уставный капитал было внесено имущество на 118 млн рублей (помещение по адресу: 2-й Самотечный пер., д. 4, общей площадью 421,7 кв. м). В октябре помещение было продано частному лицу Эвелине Оськиной. В декабре 2014 года у компании сменился гендиректор - им стал Ратмир Мухаметдинов, а затем компания была ликвидирована.
В октябре 2014 года СЭК учредила третью компанию по управлению недвижимым имуществом - ЗАО «Управляющая компания «Музыкальный Олимп». Совладельцем и гендиректором стала Алена Матюшкина. В уставный капитал было внесено имущество на сумму 48 млн рублей (помещение в бизнес-центре «Бейкер Плаза» по адресу: Бутырский Вал, д. 68/70, стр. 4, 5, общей площадью 183,9 кв. м). В январе у компании сменился гендиректор - им стал Алексей Козлов. В апреле 2014 года помещение было продано Наталье Потылициной, которая чуть позже его перепродала. После перепродажи недвижимости в мае 2015 года ЗАО «УК «Музыкальный Олимп» было ликвидировано. - Врезка К.ру]

Шестеро собеседников РБК в авторском совете РАО сообщили, что в последние месяцы у правоохранительных органов не было вопросов ни к работе организации, ни к Федотову, ни к самим членам совета РАО. Они также подчеркнули, что считают Федотова порядочным человеком. Представители авторского совета РАО затруднились ответить на вопрос, с чем связано обострение ситуации вокруг общества и лично Федотова.

Остатки на счетах

Имущественные вопросы - не единственная претензия правоохранительных органов к деятельности РАО. В апреле 2016 года столичная прокуратура проверила деятельность РАО по обращению депутата Госдумы Сергея Обухова, рассказала РБК представитель надзорного ведомства Елена Россохина. Депутат в своем мартовском запросе просил добиться «прозрачности расходования собираемых средств обществами по коллективному управлению авторскими правами - РАО, Российского союза правообладателей (РСП) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС)», объяснял РБК Обухов. Это средства, которые общества собирают для выплаты вознаграждения обладателям авторских и смежных прав.

В конце апреля прокуратура Москвы ответила Обухову, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет, писал РБК. «Отсутствие мер прокурорского реагирования не означало, что нет нарушений закона. Чтобы дать этим нарушениям уголовно-правовую оценку, была инициирована процессуальная проверка, а материалы переданы в управление МВД по Центральному округу столицы», - отметила Россохина. По словам источника РБК в правоохранительных органах, из-за большого объема материалов проверка продлевалась, а затем дело было передано в ГУЭБиПК. «Нынешние обыски и дело о мошенничестве связаны с итогами проверки», - отметил источник РБК.

РАО - негосударственная некоммерческая организация, которая собирает в пользу авторов (композиторов и поэтов-песенников) отчисления с телеканалов, радиостанций, кафе и любых общественных заведений, где звучат музыкальные произведения. В 2008 году общество получило соответствующую государственную аккредитацию, в 2013 году ее продлили на десять лет. По итогам 2015 года РАО собрало около 4,5 млрд руб., из них правообладателям было перечислено 3,6 млрд руб., следовало из ответа прокуратуры Обухову. При этом РСП в 2015 году в виде вознаграждений перевел 1,5 млрд руб. из полученных 2,2 млрд руб., а ВОИС выплатила около 0,8 млрд руб. из собранного 1 млрд руб., говорилось в письме (копия есть у РБК).

Авторские организации
Кто защищает авторов
На сегодняшний день в России есть четыре организации, которые имеют аккредитацию от Минкультуры, позволяющую им собирать средства с пользователей и распределять эти деньги между правообладателями. В частности, Российское авторское общество (РАО) отчисляет деньги авторам музыки и текстов, Всероссийская организация по интеллектуальной собственности (ВОИС) распределяет средства между исполнителями и авторами фонограмм, Российский союз правообладателей (РСП) занимается сбором с производителей и импортеров бытовой техники 1% от стоимости в качестве вознаграждения за исполнение и копирование фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, и самая небольшая организация - Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС) - отчисляет деньги в пользу художников и скульпторов.
На данный момент организации еще не опубликовали отчеты по авторским отчислениям за 2015 год.
Объединяться не стали
В июне 2015-го стало известно, что курировать сборы отчислений в пользу правообладателей на рынке готовится новая структура: РАО и еще две из аккредитованных организаций - РСП и ВОИС - объявили о слиянии. По сути, все три организации и так управлялись одной командой: гендиректор РАО Сергей Федотов занимал аналогичную должность в РСП до декабря 2015 года. Затем гендиректором РСП стал

    Первый визит в Москву нового президента США затрагивал массу проблем двусторонних отношений, от безопасности и военного сотрудничества до ядерной энергетики и торговли сельскохозяйственной продукцией. Однако одна немаловажная тема как будто выпала из поля зрения политиков и комментаторов -- вопросы интеллектуальной собственности. На предыдущих встречах или в ходе подготовки к ним России традиционно ставили на вид недостаточную защиту американских правообладателей, имея в виду прежде всего крупные корпорации -- EMI, Sony BMG, UMG. Однако на встречах Обамы с Медведевым, Путиным, российским бизнесом и даже российской общественностью ни слова об авторских или смежных правах не было сказано. Как будто и нет такой проблемы между США и Россией.

    Можно было бы подумать, что американцы полностью удовлетворены новым российским законом -- частью четвертой ГК, а также неспешностью правительства в его исполнении. За полтора года была аккредитована лишь одна организация по коллективному управлению авторскими правами -- Российское авторское общество (РАО). Не выпущено постановление о порядке сбора и распределения компенсационных вознаграждений за использование произведений в личных целях. Однако повышенная активность американских лоббистов в начале 2009 года опровергает это предположение. Так, группа американских конгрессменов занесла Россию в список стран, якобы допустивших ущерб американским правообладателям. Международный альянс интеллектуальной собственности (IIPA), традиционно играющий роль «злого следователя», выпустил специальный доклад по России, в котором не только призвал привлечь к уголовной ответственности четыре организации по коллективному управлению, но и вновь пригрозил исключением России из Генеральной системы преференций (ГСП). Участие в ней позволяет российским компаниям беспошлинно продавать на территории США изделия из титана, удобрения и другие товары на сумму более полумиллиарда долларов (по данным за прошлый год). Собственно, как раз об этих вполне материальных товарах -- титановых деталях для «Боинга», куриных окорочках и тому подобной неинтеллектуальной собственности разговор между Обамой и его российскими собеседниками шел в Москве весьма активно. Возможно, кроме прочего, это означает, что у лоббистов транснациональных корпораций шоу-бизнеса почти не осталось рычагов для активного давления на Россию. Генеральная система преференций нужна прежде всего самой американской индустрии, чтобы получать сырье и комплектующие по низкой цене. С другой стороны, во вступлении России в ВТО заинтересованы далеко не все российские отрасли и предприятия. До сих пор именно допуск в ВТО был главным рычагом давления на Россию по многим вопросам, включая интеллектуальную собственность. Но весной этого года Россия дала сигнал всем партнерам -- вступление в ВТО по-прежнему остается нашей целью, но только с учетом создания Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Так что прежняя политика информационного давления в отношении России, похоже, провалилась. Пикантность ситуации еще и в том, что у России нет международных обязательств в отношении американских правообладателей. США хотя и были инициаторами Римской конвенции 1961 года, так к ней сами и не присоединились. Американским корпорациям выгоднее, когда остальной мир работает по строгим правилам, а для доступа на крупный американский рынок нужно выписать эксклюзивные условия. Но в отношениях с Россией у США не было даже такого особого двустороннего соглашения. Американцы хотели получить преференции на нашем рынке, вообще не связывая себя взаимными обязательствами. Это можно было сделать, например, продвинув дочернюю организацию западных «мейджоров» -- Российскую фонографическую ассоциацию (РФА) на позицию монопольной организации по коллективному управлению смежными правами, чтобы при отсутствии международно-правовых оснований перераспределять собранные средства в пользу западных корпораций. Одним из косвенных признаков провала прежней стратегии является нынешний упадок бывшей РФА, которая была вынуждена сменить не только организационно-правовую форму, но и название -- на «Равноправный фонографический альянс». Известно, что получить право на наименование «Российский» не является недоступной задачей. Неуспех в этом простом деле говорит либо о негативном отношении власти, либо об ослаблении с точки зрения управления. Этот процесс обозначился, в частности, после нераскрытого убийства руководителя РФА В. Ботнарюка, по мнению некоторых, скорее всего вследствие непрозрачных отношений с такими же организациями, понесшими аналогичные потери. После чего большая часть опытных менеджеров и участников РФА предпочла присоединиться к нынешнему конкуренту РФА -- вновь созданному обществу ВОИС. «Выпадение» темы интеллектуальной собственности во время визита Обамы в Москву может свидетельствовать не только о смене стратегии западных корпораций, но и о движении к некоторому компромиссу на новых, более приемлемых для России условиях. В этом случае интересы западных правообладателей по указанию российских властей могут отстаивать подконтрольные им аккредитованные организации. Возможным признаком движения к компромиссу, своего рода демонстрацией возможностей, стал недавний скандал, приуроченный Российским авторским обществом к гастролям группы Deep Purple. Один из районных судов Ростова-на-Дону по иску РАО обязал организаторов гастролей выплатить дополнительные суммы в пользу самих же музыкантов. Любые нормальные переговоры -- это всегда поиски компромисса, в ходе которых стороны в то же время отстаивают те позиции, которые им наиболее важны в данный момент. Возможно, частью такого компромисса станет анонсированная Центром частного права при президенте России концепция поправок в VI раздел Гражданского кодекса, в которой основное внимание уделяется вовсе не проблемам шоу-бизнеса, а интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий. Станислав Петров

    *** РФА как зеркало кризисного менеджмента Почему проблема авторских и смежных прав не вошла в повестку визита Обамы Нужно заметить, что автор или редакция сильно смягчили моменты, не самые приятные для западных фонографических корпораций и их общего филиала в Москве - РФА. Начнем с того, что как и во многих иных случаях западные компании не могут проконтролировать свои дочерние структуры в России, местный менеджмент которых, обретя высокие стандарты потребления, тут же теряет всякие стимулы и мотивации к освоению столь же высоких стандартов ведения дел. РФА можно назвать классическим случаем такого ускоренного загнивания локальной монополии на содержании. Нашумевшая история с убийством «по неосторожности» бывшего руководителя РФА Ботнарюка - тоже классический пример коллизии между формальными западными стандартами и неформальными российскими обычаями ведения дел. Квалификация «по неосторожности» здесь более чем уместна, поскольку РФА неосторожно вступила в соглашения и неформальные разделы добычи с местными хищниками - такими как РОУПИ или ФОСП, действовавшими строго по законам леса. Видимо в какой-то момент обязательства по неформальным сделкам вошли в противоречия с западными стандартами. После чего местные обычаи работы с контрагентами решительно побороли корпоративные стандарты. Никак не может РФА приблизиться и к западным стандартам по финансовой эффективности. В то время как западные правообладатели в лице IFPI и иных международных организаций по авторским и смежным правам требуют от российских властей ограничить расходы на коллективное управление правами минимальным процентом, их собственное детище РФА демонстрирует чудеса «эффективности», оставляя своим учредителям и иным правообладателям считанные проценты от собранных средств. И даже урезанные, но все же семизначные суммы не выплачиваются годами. Что касается актуальной для западных учредителей РФА борьбы с пиратством, то и здесь незадача. Их ведущий партнер в России, фактически контролирующий менеджеров РФА, - компания "Монолит" сама не раз обвинялась в пиратской деятельности. Известный исполнитель Андрей Разин даже утверждает, что отсудил у "Монолита" $850000 по этому основанию. Можно было бы подумать, что задержавшиеся в сетях РФА миллионы долларов идут на развитие и улучшение менеджмента. Но всего лишь два недавних эпизода четко говорят об обратном, фактически об отсутствии какого-либо квалифицированного менеджмента, имеющего иной опыт управления кроме «терок» и «разборок». Первый эпизод «эффективного менеджмента» связан с преобразованием организационно-правовой формы АНО (автономная некоммерческая организация) в НП (некоммерческое партнерство). Это обязательное требование нового закона, чтобы организация по коллективному управлению правами была основана на членстве. То есть либо общественная организация как РАО, или некоммерческое партнерство как РОУПИ, или просто ассоциация как сама РФА до 2002 года. Чтобы претендовать на аккредитацию по новому ГК (часть четвертая), АНО РФА нужно было перерегистрировать в одну из трех форм, и не потерять при этом правопреемство по договорам с крупными правообладателями. Но по первой части ГК АНО может быть либо ликвидировано без правопреемства, либо преобразовано, но только в фонд. Из не имеющей членства АНО никак не может выйти НП с членством, это противоречит закону при любой форме реорганизации - слияние, присоединение или разделению Не нужно быть очень уж опытным юристом, чтобы найти законное решение этого юридического ребуса. РФА нужно было всего лишь подать на саму себя в суд и сдаться, признать правоту истца - одного из учредителей. Достаточно было всего лишь подготовить документы, подтверждающие незаконность преобразования в 2002 году ассоциации в АНО. И тогда после восстановления действия прежнего устава даже в этой форме ассоциации можно законно аккредитоваться. Теперь же, после незаконного присоединения АНО «Российская фонографическая ассоциация» к НП «Равноправный фонографический альянс» потеряно все кроме аббревиатуры. Второй эпизод эффективного менеджмента - это видимое снижение имиджевого статуса РФА в результате потери наименования «Российская». Понятно, что дефицит времени и жалко денег на ускорение процессов, но все же экономить на прохождении через правительственную комиссию организации, претендующей на общероссийскую аккредитацию - это очень неудачный ход. Все равно, что расписаться в отсутствии необходимого влияния в федеральных коридорах власти, хотя учредителям, наверняка, доложили обратное - мол, и без этого все схвачено. Ни для государства, ни для западных соучредителей НП РФА нет никакого смысла играть далее в аккредитацию этой организации. Потому что даже если предположить чудо, и государство аккредитует незаконно учрежденное НП РФА, то немедленно после этого пойдут судебные иски со стороны конкурентов и бывших контрагентов -той же РОУПИ, направляемой из-за кулис небезызвестным Тагибовым Ахмедом. Поэтому аккредитация РФА выгодна сейчас только местным менеджерам этой организации, которые будут и дальше обосновывать ограниченность перечисленных правообладателям средств высокими затратами на судебные тяжбы и юридические маневры. В сложившихся условиях наиболее выгодной стратегией для соучредителей бывшей Российской фонографической ассоциации и для российского представительства IFPI - напрямую договориться с более солидной и управляемой конторой из числа оставшихся на правовом поле. Впрочем, и здесь выбор не богат, всего из двух - обладающей слишком богатым опытом РОУПИ и совсем новой организацией ВОИС. Несмотря на заявление о полной смене руководства, фактически ею продолжают руководить ставленники все того же Ахмеда Тагибова. А если учесть, что в специальном докладе Международного альянса интеллектуальной собственности (IIPA) по России РОУПИ прямо названа в числе четырех самозваных организаций, заслуживающих криминального преследования, то гипотетическая аккредитация РОУПИ даже по формальным признакам гарантирует международный скандал с вовлечением американских конгрессменов. И на этом уровне никакие заявления о смене менеджмента уже не помогут. По американским стандартам ответственности подлежат юридические лица в целом, со всей сомнительной предысторией. Так что, при предсказуемо безопасном выборе государства в пользу чистого от подозрений и юридических последствий ВОИС, выбор оптимальных стратегий у западных правообладателей не богат. Справка ИА "Руспрес": С некоторыми подробностями коррупционного бизнеса хозяев ВОИС и РАО Сергея Федотова (сын) и Веры Федотовой (мать) возможно ознакомится

С бывшего генерального директора организации Сергея Федотова, осужденного за особо крупное мошенничество.

Сергей Федотов в 2017 году был приговорен к 1,5 годам колонии общего режима за особо крупное мошенничество. Следствие и суд установили, что Федотов ввел в заблуждение членов совета РАО.

Федотов – человек, много лет занимающийся бизнесом. Разным. Если у него неправильные деньги – докажите это и подайте в суд.

Пара Михалков/Федотов на тот момент была известна авторством так называемого налога на Рунет. Вместе с главой Союза кинематографистов директор РАО предлагал ввести сбор с пользователей интернета за доступ к авторским произведениям. Российским журналистам уже после ареста Федотов сказал, что замок стоил не более 50 млн рублей:

Стоимость соответствует стоимости двух- трехкомнатной квартиры в центре Москвы. То, что замок в Шотландии у меня есть, я подтверждаю. Но эта недвижимость не имеет никакого отношения к данному уголовному делу.

После того, как Сергей Федотов был осужден, встал вопрос о возмещении им причиненного ущерба. Сначала он попробовал предложить РАО забрать замок в счет причитающейся суммы, но получил отказ. Тогда он выставил замок на продажу .

Что такое РАО

В России с 2007 года действует так называемая система коллективного управления авторскими правами. Сейчас четыре организации имеют аккредитацию от Минкультуры, которая позволяет им собирать средства с пользователей музыки, текстов, программ и других объектов авторского права и распределять эти деньги между правообладателями.

  • Российское авторское общество (РАО), старейшая из организаций, отчисляет деньги авторам музыки и текстов.
  • Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) распределяет средства между исполнителями и авторами фонограмм.
  • Российский союз правообладателей (РСП) собирает так называемый налог на болванки - 1% от стоимости техники с производителей и импортеров за исполнение и копирование фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
  • Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС) управляет правами в отношении изобразительного искусства и авторских рукописей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.