Организационно техническая схема комплексной стоа большой мощности. Станции технического обслуживания автомобилей - стоа. Система технического обслуживания автомобилей

СТОА «Городок», станция технического обслуживания, находится по адресу: Мурманская область, город Мурманск, Верхне-Ростинском шоссе 38. Заезд на территорию СТОА осуществляется с Верхне-Ростинским шоссе 38. Рядом со станцией технического обслуживания имеются асфальтированные места стоянки автомобилей, размеры которых позволяют водителям свободно маневрировать. Для удобства клиентов и для обслуживающего персонала парковка расположена напротив СТОА «Городок».

СТОА «Городок», как и большинство автосервисом города Мурманска, целью которой является качественно выполнением ремонтных работ или проведение профилактического техобслуживания автомобиля любого типа и модели от любого производителя.

СТОА «Городок» оказывает следующие услуги: ремонт и диагностика ходовой части автомобиля; ремонт и замена сцепления; ремонт тормозной системы; замена масла; ремонт двигателя; регулировка сход - развала; ремонт коробки передач; регулировка инжектора; ремонт и регулировка карбюратора; диагностика и устранение неполадок в электрической системе автомобиля.

На все виды оказываемых услуг имеются сертификаты соответствия.

Накопленный на СТОА «Городок» опыт позволяет предполагать, что развернутый на его территории пост по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей сможет быстро стать конкурентоспособным и приносить предприятию ощутимую прибыль.

На СТОА «Городок» работают специалисты разной квалификации. Среди них: производственные рабочие по ТО и ТР; служащие; административно-управленческий персонал.

Квалификация персонала высокая. Каждый из работников компетентен в своей области и постоянно расширяет круг своих знаний и навыков. Сотрудники проходят дополнительное обучение, занимаются самообразованием, повышают свою квалификацию.

При желании, клиент может пообщаться с персоналом, ремонтирующим его автомобиль - мастера ответят на все интересующие вопросы, касающиеся выполняемых работ, вежливо и в удобной для восприятия форме.

Режим работы СТОА «Городок»: ежедневно с 9:00 до 19:00. Обед с 13:00 - 14:00. Выходные: без выходных. В праздничные дни предприятие не работает. Телефон СТОА «Городок»: 8-815-22-61-067,8-951-29-78-401.

Прием клиентов осуществляется непосредственно на территории СТОА. По поводу выполнения работ, оплаты, стоимости услуг и другим организационным вопросам клиент должен обратиться к старшему мастеру. Цены зависят от сложности выполняемых работ.

При оформлении договора фиксируются регистрационный номер автомобиля, а также номер телефона его владельца на случай оперативной связи с клиентом, во время долгосрочного ремонта.

Нахождение клиента в ремонтной зоне неприемлемо, так как это может угрожать его безопасности. Оплата выполненных услуг производится после их выполнения.

Въезд и выезд автомобилей из боксов (постов ремонта) и с территории предприятия осуществляется с разрешения мастера и под руководством специалиста, осуществляющего ремонт, поскольку пространство для маневрирования на стоянке зачастую бывает сильно ограничено из-за скопления автомобилей, находящихся на ремонте или наоборот, ожидающих своей очереди.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Название, адрес и назначение.

Общество с ограниченной ответственностью «МУРАВЕЙ»

Предприятие расположено по адресу: г. Москва.

Основная задача предприятия – предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. Наряду с основным видом деятельности, предприятие занимается обслуживанием и ремонтом имеющихся на балансе транспортных средств, поставкой запасных частей и материалов, предоставляет услуги эвакуатора. Специфика работы предприятия такова, что ООО «МУРАВЕЙ» относится к станции технического обслуживания среднего класса.

Режим работы предприятия составляет 365 дней в году, т.е. предприятие работает по праздникам без выходных, рабочие предприятия имеют сменный график и в основном работают 2 дня через 2 дня.

Начало рабочего дня ООО «МУРАВЕЙ» в 10.00 конец рабочего дня в 22.00. В середине рабочего дня имеется часовой перерыв для отдыха. Таким образом, количество рабочих смен за день достигает 1,5.

Предприятие оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств любой марки. В предприятии обслуживаются как личные автомобили, так и автомобили, принадлежащие физическим и юридическим лицам г. Москвы.

Количественный и качественный состав обслуживаемых автомобилей.

В личном владении предприятия имеются следующие транспортные средства, они предназначены для доставки запасных частей и расходных материалов от поставщиков и со склада:

Таблица 2.1 –Автомобили на предприятии

1.3. Схема генерального плана предприятия.

Схема генерального плана предприятия ООО «Муравей» представлена на листе формата А-3.

Общая схема гаражного технологического процесса

Дирекция обычно исполняет следующие обязанности:

Стратегическое планирование; привлечение инвестиций; торговая политика; товарная политика; техническая политика; обеспечение рентабельности; повышение конкурентоспособности; расширение гаммы товаров и услуг; повышение репутации предприятия; привлечение и развитие кадров, формирование коллектива; управление качеством; логистика; управление предприятием в соответствии с задачами; разработка программ развития сервиса.



Функции службы организации техобслуживания:

Изучение конструктивных, эксплуатационных и ремонтных особенностей машин. Формирование технической информационной базы данных. Консультирование сотрудников всех служб по техническим вопросам. Сертификация услуг. Рассмотрение заявок на нестандартный тюнинг, разработка технологии и организация исполнения. Организация технического обслуживания и ремонта. Разработка и контроль технологии ремонта и обслуживания, предпродажной подготовки, установки дополнительного оборудования, тюнинга. Подготовка инструкций и технологических карт.

Характеристика производственно – технической службы СТОА

Функции ремонтного цеха:

Коммерческий ремонт и техническое обслуживание. Круглосуточный или срочный ремонт. Ремонт выездными бригадами. Ремонт агрегатов для текущих операций, для обменного фонда и продажи. Установка дополнительного оборудования по заказам клиентов, тюнинг. Установка декоративных элементов по заказам клиентов. Выполнение модификаций узлов по заказам клиентов. Коммерческая мойка. Коммерческий шиномонтаж. Эвакуация неисправных машин. Обслуживание и ремонт собственного парка техники. Ремонт собственного технологического оборудования. Гарантийный ремонт (по договору с продавцом техники): проверка претензий клиентов. Устранение недостатков по признанным претензиям.

Функции службы запасных частей:

Содержание собственного склада запасных частей, сопутствующих товаров, материалов для ремонта и обслуживания, отремонтированных агрегатов для продажи. Содержание магазина или торговой секции. Заказ, приемка поступивших товаров, проверка количества и качества. Подбор, упаковка и выдача товаров в цех и в магазин. Розничная торговля запасными частями и принадлежностями. Эффективное использование объема склада, оптимизация оборудования. Соблюдение системы хранения во избежание пересортицы, размещение товаров наиболее экономичным способом. Своевременная корректировка базы данных при изменении адресов хранения деталей. Обеспечение сохранности товаров от повреждений и хищений. Учет и контроль движения товаров.

При проектировании или реконструкции и организации производственной деятельности СТОА руководствуются Нормами технологического проектирования предприятий ОНТП-АТП-СТО.

Основные принципы планировочных решений станций обслуживания такие же, как и для АТП. Ниже приведены лишь некоторые особенности, применяемые при планировочных решениях, характерных для СТОА.

Несмотря на многообразие факторов, оказывающих различное влияние на планировку СТОА, имеется ряд общих положений и требований проектирования, которые следует учитывать при разработке проектов и их планировочных решений.

К ним относятся: расположение основных зон и производственных участков предприятия в одном здании без деления предприятия на мелкие помещения; стадийное развитие СТОА, предусматривающее ее расширение без значительных перестроек и нарушения функционирования; обеспечение удобства для клиентов путем соответствующего расположения помещений, которыми они пользуются.

При разработке генерального плана СТО аналогично АТП следует руководствоваться соответствующими главами строительных норм и правил (СНиП).

На территории СТОА может располагаться здание (навес) для постов самообслуживания.

В случае размещения в комплексе станции обслуживания АЗС необходимо учитывать в общей транспортной схеме генплана отдельный транспортный поток к АЗС со своей накопительной площадкой. При этом транспортный поток к АЗС не должен пересекать поток заезда и выезда автомобилей на станцию обслуживания.

В основе планировочного решения СТОА так же, как и для АТП, лежит схема технологического процесса (рис. 21.1) и требования, предъявляемые к противопожарным и санитарно-гигиеническим условиям к зонам, участкам и постам для ремонта кузовов с применением сварки.

На СТОА допускается размещать в одном помещении с постами ТО и ремонта участки моторный, агрегатный, механический, электротехнический и приборов питания.

Посты мойки автомобилей, расположенные в камерах, также допускается размешать в помещениях постов ТО и ремонта.

На небольших СТОА (с числом постов до 10) в помещениях постов ТО и ремонта допускается размещать окрасочную камеру и посты для ремонта кузовов с применением сварки. При этом указанные выше посты должны быть ограждены несгораемыми экранами высотой 1,8 м от пола и располагаться на расстоянии не менее 15 м от открытых проемов окрасочной камеры.

При проектировании окрасочных участков должны предусматриваться два помещения одно для окрасочных работ и другое для подготовки красок. На станциях обслуживания с числом постов до

Рис. 21.1.

10 для размещения окрасочного участка допускается предусматривать одно помещение.

Основным помещением на СТОА является зона ТО и ремонта, которая по характеру производственного процесса должна быть связана со всеми вспомогательными участками.

Посты в зоне ТО и ремонта в зависимости от мощности станции могут быть универсальными или специализированными по видам работ (смазочные, диагностические, ТО и т. д.).

На небольших городских и дорожных СТОА в основном применяют тупиковые универсальные посты.

На крупных станциях используют поточные линии для ТР наряду с универсальными постами, предусматриваются специализированные посты для замены агрегатов, перестановки колес и др.

В зонах ТО и ремонта необходимо предусматривать посты для срочного обслуживания.

Место ожидания - автомобилеместо, предназначенное для постановки автомобилей во время ожидания им приемки-выдачи, постановки на рабочий пост, ремонта снятого с него агрегата, узла, прибора.

Рабочий пост - автомобилеместо, оснащенное соответствующим технологическим оборудованием и предназначенное для выполнения технических воздействий, производимых непосредственно на автомобиле для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида. Это посты мойки, диагностики, технического обслуживания, текущего ремонта и окраски (табл. 21.1).

Таблица 21.1. Распределение рабочих постов типовых СТОА

Производственные

Количество постов

Диагностики

Ремонта кузова

* Выполняется на одном из постов ТО и ТР.

ф * Для работ малого объема - сварки, правки отдельных элементов кузова, подкраски.

Вспомогательный пост - автомобилеместо, на котором выполняются непосредственно на автомобиле технологически вспомогательные операции, необходимые для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида. Это посты: приемки - выдачи автомобилей; подготовки к окраске; сушки после окраски и мойки.

Геометрические размеры зон ТО, ремонта и хранения определяются по методике, указанной для АТП.

Практика эксплуатации СТОА выработала определенные планировочные решения исходя из специфики данных предприятия.

Это в первую очередь относится к помещениям, связанным с обслуживанием клиентуры. Так, диспетчерская обычно располагается рядом с участком приема и выдачи автомобилей, рядом с диспетчерской и участком приема и выдачи автомобилей - участок диагностики автомобилей, контора и касса.

Данный перечень структурных подразделений характерен не для всех типов СТОА, на станциях небольшого размера, например до 11 постов, некоторые виды работ объединены на одном участке. Ниже указывается назначение производственных участков и дается краткая характеристика выполняемых на них работ.

Участок приемки и выдачи автомобилей предназначен для выполнения следующих работ:

при приемке - внешнего осмотра автомобиля и проверки его комплектности, агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля, а также влияющих на безопасность движения, определения состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем, определения ориентировочного объема, стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов, согласования всех вопросов с владельцем автомобиля, оформления документов;

при выдаче - контроля выполненных работ, указанных в наряд-заказе, внешнего осмотра, проверки комплектности и сдачи автомобиля владельцу.

При приемке и выдаче автомобилей возможно и целесообразно использование диагностического оборудования. Организация технологического процесса зависит от производственной программы, площади и оборудования участка.

Участок уборочно-моечных работ предназначен для уборки салона кузова автомобиля, мойки двигателя автомобиля снизу и сверху, сушки и полировки кузова. Организация технологического процесса зависит от производственной программы, площади и оборудования участка.

Участок диагностики предназначен для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разборки. Диагностирование представляет собой технологический элемент ТО и ремонта, а также основной метод выполнения контрольных работ. Диагностика позволяет обеспечить высокую эксплуатационную надежность автомобилей, повысить производительность труда и снизить затраты на текущий ремонт, запасные части и материалы.

Количество постов на участке диагностики, оснащенность их оборудованием, компоновочная схема, а также специализация и кооперация их между собой, постами приемки-выдачи и постами регулировочных работ определяются объемом и характером производства, методом организации, а также задачами, которые должна решать диагностика на СТОА.

Участок ТО предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в технически исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экономичной их эксплуатации.

Независимо от вида ТО уборочно-моечные, крепежные, диагностические и регулировочные, смазочные и шинные работы осуществляют на рабочих постах, оснащенных соответствующим технологическим оборудованием, а комплексные или специализированные работы - в зависимости от объема производственной программы СТОА и метода организации. При родственной технологии работ ТО и ТР выполняются на одних и тех же постах различных производственных участков.

Участок смазочно-заправочных работ предназначен для смены масла и доливки его в двигатель и агрегаты трансмиссии, замены фильтров и смазки сочленений карданного вала, ходовой части, механизмов управления, подшипников ступиц колес, точек кузова в объеме ТО-1, ТО-2 или указанного в талонах СК. Отдельные виды смазочно-заправочных работ могут выполняться по заявкам владельцев. Например, смену масла в отдельных агрегатах и смазку определенных узлов автомобиля можно выполнять не только на специализированных, но и на других постах в зависимости от объема производственной программы.

Участок ТР предназначен для выполнения комплекса работ по агрегатам и узлам автомобиля, неисправность которых нельзя устранить путем регулировочных работ с целью восстановления их параметров и работоспособности.

В зависимости от характера и места производства работ ТР выполняют либо на рабочих постах, либо на специализированных участках (производственных отделениях) станции. К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосредственно на автомобиле, регулировочные и крепежные работы, устранение неисправностей тормозной и других систем, а также незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки. Рабочие посты участка ТР автомобилей оснащают необходимым оборудованием, подъемными устройствами, приспособлениями и инструментом. Ряд работ, например замена карбюраторов и свечей зажигания, по своему характеру не требует применения подъемников и может выполняться на напольных постах или соответствующих автомобиле-местах станции, оборудованных передвижными домкратами, приспособлениями и инструментом.

Работы, не подлежащие по своему характеру выполнению на рабочих постах ТР, осуществляют на специализированных участках: агрегатно-механическом - разборочно-сборочные, моечные, ремонтно-восстановительные и контрольные работы по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам, узлам и деталям, снятым с автомобиля, а также слесарно-механические работы с использованием токарно-винто-резных, сверлильных и других станков.

Аккумуляторном - подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных батарей, а также приготовление дистиллированной воды и электролита. Аккумуляторные батареи ремонтируют на специализированных или крупных СТОА в ремонтном отделении участка, где заменяют заливочную мастику и неисправные детали, отливают свинцовые детали батареи, наплавляют выводные клеммы, паяют перемычки и др.

Электротехническом - проверку и ремонт агрегатов и приборов электрооборудования, неисправность которых не могла быть устранена на постах ТР после очистки от пыли и грязи, осмотра и испытания на специальных установках; подлежащие ремонту агрегаты и приборы разбирают на узлы и детали, промывают и просушивают, дефектуют и в зависимости от технического состояния заменяют или ремонтируют, а также проверяют на соответствующем контрольном стенде или установке.

Карбюраторном - разборку карбюраторов с устранением обнаруженных дефектов, подбор жиклеров, проверку уровня топлива в поплавковой камере, а также ремонт и проверку работоспособности топливных насосов. Приборы, требующие ремонта, перед разборкой моют в специальной ванне, а после ремонта испытывают на стендах и установках.

Шиноремонтном - демонтаж и монтаж шин, ремонт камер, замену дисков, камер и покрышек, балансировку колес, в зависимости от типоразмеров СТОА. Шины очищают, демонтируют на стендах и дефектуют, ободья колес очищают от следов коррозии и окрашивают, камеры ремонтируют наложением заплат и вулканизируют.

После сборки колес осуществляют их статическую и динамическую балансировку на специальном стенде.

Обойном - ремонт сидений и спинок, замену и ремонт обивки потолка, а также изготовление утеплительных чехлов и обивки кузова, в зависимости от типоразмера СТОА. Для работы используют специальные швейные машины, верстаки для разборки подушек и сидений, столы и шаблоны для раскройки обивочных материалов, лари и стеллажи. Снятие и замену обивки кузова, а также сидений осуществляют на рабочих постах кузовного участка СТОА.

Кузовном - замену отдельных деталей кузова, а также жестяницкие, сварочные, медницкие и кузнечно-рессорные работы, изготовление необходимых для замены деталей кузова, правку и ремонт аварийных автомобилей на специальных стендах в зависимости от типоразмера СТОА. Жестяницкие работы включают ремонт крыльев, брызговиков, капотов, облицовку радиатора, дверей и других частей кузова. Арматурные работы включают ремонт замков, петель, стеклоподъемников, установку ручек, кронштейнов, вставку стекол и окантовок. Медницкие работы связаны с ремонтом радиаторов, топливных баков, топливо- и маслопроводов.

Окрасочном - окраску кузова и его деталей. В отделении подготовительных работ - снятие старой окраски, шпатлевку и шлифовку. Здесь же обычно подкрашивают небольшие участки кузова и его деталей. В окрасочном отделении наносят грунт и высушивают его, частично или полностью окрашивают кузов, а также наносят противошумную мастику и антикоррозийное покрытие. Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой, выполняют в специальных герметических камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, исключающей возможность образования в камерах взрывоопасных концентраций и проникновение из камер в помещение участка паров растворителя и тумана краски. Подготовку смесей, приготовление лаков и красок и разбавление растворителей, мойку пистолетов и краско-нагнетательных бачков и другие связанные с этими операциями процессы осуществляют в специальных вентилируемых помещениях краско-приготовительного отделения.

Помимо основных производственных участков, станции имеют склад запасных частей, клиентскую, административно-бытовые помещения, расположенные, как правило, на втором этаже и др. В зоне ТО и ТР, а также кузовном, окрасочном и других участках, кроме рабочих, предусмотрены вспомогательные посты и автомоби-леместа ожидания, на которых также при необходимости могут выполняться определенные виды работ.

Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей весьма разнообразны. Современные СТОА -- это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по специализации, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности.

В зависимости от расположения СТОА подразделяют на городские , в основном обслуживающие парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории, и дорожные , оказывающие техническую помощь автомобилям, находящимся в пути . Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТОА. Дорожные СТОА являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции обычно сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

По специализации предприятия автосервиса подразделяются на комплексные (универсальные), специализированные по видам работ и СТОА самообслуживания . Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсальные -- для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей или специализированные -- для обслуживания одной марки автомобиля. С увеличением парка легковых автомобилей и диверсификацией его структуры получают развитие специализированные СТОА по маркам автомобилей. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Алматы и Астана, Караганда. Такая же ситуация имеет место в Костанае. Например, ТОО «Intermotors» обслуживает и ремонтирует исключительно автомобили японского производства.

Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период).

СТОА подразделяются по уровню специализации :

  • - техническое обслуживание и ремонт автомобилей только иностранного производства;
  • - техническое обслуживание и ремонт автомобилей только отечественного производства (стран СНГ);
  • - техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечественного, так и иностранного производства. Причем на предприятиях автосервиса профилактические воздействия преобладают над ремонтными для автомобилей импортного производства и ремонтные над профилактическими -- для отечественных автомобилей.

Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными СТОА, оснащенными специальным оборудованием.

По видам работ СТОА подразделяются на диагностические , ремонта и регулировки тормозов , ремонта приборов питания и электрооборудования , ремонта автоматических коробок передач , ремонта кузовов , шиномонтажа , моечные и др. Например, в США узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25 % их общего числа.

По производственной мощности (исходя из числа производственных постов и участков) городские СТОА можно подразделить на малые , средние , большие и крупные .

Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов работ и располагаются в радиусе, не превышающем 10--15 км от потребителя.

Средние станции обслуживания, к числу которых относится и проектируемая, с числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, замена arpeгaтов, а также может производиться продажа автомобилей.

Большие станции обслуживания с числом постов более 30 выполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объеме. На этих СТОА могут находиться специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслуживанию могут применяться поточные линии. Как правило, на этих СТОА осуществляется продажа автомобилей.

По конкурентообразующим характеристикам рынок автосервисных услуг можно подразделить следующим образом.

Первая группа -- фирменные (дилерские) СТОА, которые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями -- авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологическое оборудование, оригинальные запасные части, широкий иыбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовленные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов, высокую репутацию и высокие цены.

Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персонала.

Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.

К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа.

К четвертой группе относятся автосервисы на производственно-технической базе автотранспортных и других предприятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.

К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По характеристикам они уступают предприятиям предыдущей группы.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Особенности организации работ на станции технического обслуживания автомобилей

Станции технического обслуживания автомобилей представ­ляют собой многофунк-циональные предприятия, которые выпол­няют широкий спектр работ и услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей. В номенклатуру услуг СТОА могут входить следую­щие виды работ:

Уборочно-моечные;

Предпродажная подготовка автомобилей;

Гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

Послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

Диагностирование технического состояния автомобилей, аг­регатов и узлов;

Противокоррозионная подготовка кузовов автомобилей;

Восстановительный ремонт автомобилей;

Капитальный ремонт агрегатов и узлов;

Продажа автомобилей, запасных частей, материалов и при­надлежностей;

Хранение автомобилей;

Техническая помощь на автодорогах;

Сервисное обслуживание водителей и пассажиров.
Потребителями услуг СТОА могут быть как физические, так и юридические лица, как правило, не имеющие собственной про­изводственной базы для выполнения заказываемых услуг или на­ходящиеся вдали от своей производственной базы.

Станции технического обслуживания автомобилей классифи­цируют в зависимости от их назначения, мощности, местораспо­ложения и специализации. По принципу назначения и размещения станции технического обслуживания подразделяют­ся на городские и дорожные.

Городские станции обслуживания предназначены для обслу­живания автомобилей физических и юридических лиц, располо­женных в черте города, дорожные станции - для оказания техни­ческой помощи автомобилям и сервисных услуг водителям и пас­сажирам, находящимся в пути.

По размерам и производственной мощности станции подразделяются на малые (до 5 рабочих постов); средние (от 6 до 15 постов); большие (более 15 рабочих постов).

По характеру выполняемых работ городские станции могут быть фирменными, спе-циализированными и универсальными. Фирмен­ные станции, как правило, создаются заводами-производителя­ми автомобилей для реализации и обслуживания своих автомоби­лей в данном городе или регионе. Специализированные станции обслуживают одну или несколько определенных марок автомоби­лей обычно по договору с заводами-изготовителями или выпол­няют отдельные виды работ. В последние годы вгородах России большое распространение получили небольшие (на два-три по­ста) станции, выполняющие отдельные виды работ, такие как мойка, замена масла, обслуживание и ремонт электрооборудова­ния, топливной аппаратуры, тормозной системы, аккумуляторов, шин и т.д. Такие станции строятся отдельно или при АЗС и отно­сятся к малым специализированным городским станциям. На уни­версальных станциях могут обслуживаться автомобили различных типов, марок и моделей. Универсальные станции могут быть со­зданы для обслуживания грузовых автомобилей и автобусов, для обслуживания легковых автомобилей или обслуживания всех ти­пов автомобилей.


Дорожные станции целесообразно создавать как универсаль­ные для устранения наиболее часто возникающих в пути неисправностей и выполнения обслуживании малой трудоемкости. До­рожные станции также могут быть созданы при кемпингах и мо­телях. Особое место среди дорожных станций в перспективе могут занять станции, обслуживающие междугородные и международные автоперевозки. Их целесообразно располагать на крупных меж­дугородных и международных автомагистралях на расстоянии, которое преодолевает автомобиль при полусменной работе (4... 6 ч). Такие станции могут выполнять следующие виды работ: мойка, заправка, хранение автомобилей, хранение и переработка грузов, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, сервисные услуги водителям и пассажирам (предоставление ночлега, пи­тания, торгового обслуживания и т.д.).

2 Схема технологического процесса станции обслуживания .

После мойки автомобиль поступает на участок приема и выдачи, где производится проверка агрегатов, узлов и деталей, как заявленных, так и не заявленных владельцем, осо­бенно влияющих на безопасность движения. Причины неисправностей и объемы работ для их устранения уточняются при диагностировании автомобиля. Объемы, сроки выполнения и стоимость работ вносятся в наряд-заказ, причем только те работы, на кото­рые согласен владелец. После приемки, продолжительность кото­рой в среднем составляет 20... 30 мин, автомобиль устанавливается на рабочий пост, а при его занятости - временно направляет­ся в зону ожидания или хранения.

После выполнения всех необходимых работ автомобиль воз­вращается на участок приема и выдачи, где совместно с владель­цем оценивается качество и соответствие выполненных работ на­ряду-заказу. При необходимости качество работ проверяется на участке диагностирования.

Схема технологического процесса СТОА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.