Что такое ДТП — определение, расшифровка аббревиатуры. Разберемся, что такое ДТП Термин дорожно транспортное происшествие

Основные понятия и термины дорожно транспортного происшествия (дтп) :

дорожно-транспортное происшествие

п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")

Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

ст. 2 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

Является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

п. 6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения

дорожно-транспортным происшествием (ДТП ) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

п. 2 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:
Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

п. 3 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

см. также - прил. № 6 к прил. № 2 "Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел", утв. приказом МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328 в ред. от 16 февраля 2009 года

Карточка учета дорожно-транспортного происшествия (Приложение 1)

Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел (Приложение 2)

Приложение 1 к Инструкции
- - Приложение 2 к Инструкции

Кодификатор субъектов РФ и других государств - Приложение 4 к Инструкции

Кодификатор федеральных дорог - Приложение 5 к Инструкции

Приложение 6 к Инструкции

Кодификатор типов транспортных средств - Приложение 8 к Инструкции

Кодификатор предприятий-изготовителей автомототранспортных средств - Приложение 9 к Инструкции

Кодификатор марок, моделей транспортных средств - Приложение 10 к Инструкции

Кодификатор форм собственности - Приложение 11 к Инструкции

Кодификатор организационно-правовых форм - Приложение 12 к Инструкции

Кодификатор министерств РФ - Приложение 13 к Инструкции

Формат передачи карточек учета ДТП на федеральный уровень - Приложение 14 к Инструкции

Изменения и дополнения, которые вносятся в нормативные акты МВД России - Приложение 4 к приказу МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

потерпевший

ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

потерпевший - лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства - участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном")

п. 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток;
(в ред. постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 859)

раненый - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения

п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года №647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий"

погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

пп. 4 и 5 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

примечание к ст. 12.24 КоАП РФ

Автомобиль давно перестал быть роскошью и стал средством передвижения для большого количества россиян. Но вместе с комфортом, к сожалению, значительно возросло и количество дорожно-транспортных происшествий.

Поэтому, чтобы правильно реагировать в случае необходимости, нужно знать не просто определение ДТП, но и его виды, причины, поведение участников и так далее. Об этом и пойдет речь в данной статье.

ДТП: определение

Разберемся сначала в базовых понятиях. Определение ДТП содержится в российском законодательстве. Конечно, сформулировать, что такое дорожно-транспортное происшествие, можно по-разному. Но смысл остается одним.

Дадим определение событие, произошедшее на дороге при движении ТС и с его непосредственным участием. В результате повреждаются транспортные средства или сооружения, грузы, здания, иные материальные объекты, а также страдают или гибнут люди.

Мы познакомились с тем, какое имеет ДТП определение. Если оно классифицируется как мелкое происшествие, его разрешено решать без сотрудников ГИБДД.

Виды

Классификация имеется в российском законодательстве. Основные виды ДТП следующие:

1. Столкновение.

2. Опрокидывание.

  • На стоящее ТС.
  • На препятствие.
  • На пешехода.
  • На велосипедиста.
  • На гужевой транспорт.

4. Падение пассажира во время движения ТС.

Законом предусматриваются также и другие виды ДТП и причины их возникновения. Если имело место дорожно-транспортное происшествие, которое нельзя квалифицировать по предыдущим пунктам, его относят к иному виду.

Участники

К этой категории относятся лица, которые принимали участие в дорожно-транспортном происшествии. Сюда могут быть отнесены не только водители автомобилей, но и пешеходы, велосипедисты и животные (последних классифицируют как препятствия).

К участникам относятся виновные лица, а также потерпевшие. С первым типом вопросов не возникает. А вот насчет потерпевших следует добавить, что, помимо того, что к ним относятся лица, пострадавшие в результате дорожно-транспортного происшествия, ими же могут стать и те, кто являлся пассажирами участника ДТП, признанного виновным. Потерпевший в результате травмы может быть отнесен к категории «раненый» или «погибший». Если из-за травм при аварии человек погиб в течении тридцати дней, он относится к категории «погибший», что, естественно, повлияет на ответственность виновного лица.

Схема

Задокументировать необходимо любое дорожно-транспортное происшествие. Одним из документов является карта-схема. Иными словами, это графическое изображение места ДТП.

В документе должны быть отображены:

  • план местности;
  • дорожная обстановка;
  • транспортное положение;
  • следы и материальные предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию.

Вся эта информация отображается на специальном бланке, где сотрудник ГИБДД обязан зафиксировать подробности.

При оформлении схемы привлекаются другие участники. Обязательно также присутствие понятых.

Нюансы

При участникам нужно быть очень внимательными. Особенно это касается потерпевших. В документе обязательно отражаются:

  • подписи должностного лица;
  • объективно составленная схема;
  • подписи понятых.

Если с составленной схемой участники не согласны, они должны написать об этом в пояснении и расписаться там. Далее можно обращаться к профессионалам, которые специализируются на таких делах. Они помогут принять правильное решение по этому вопросу и доказать вину.

Документы

К числу документов, которые оформляют сотрудники ГИБДД, относится протокол осмотра. Это один из главных документов. В его вводной части протоколируются факторы ДТП, место, время, погода, состояние дороги и водители, очевидцы, понятые.

В описательной части отображается:

  • состояние проезжей части;
  • координаты аварии;
  • повреждения ТС.

В конце квалифицируются виновные лица.

Описание и объяснения участников и очевидцев не выдаются. Если ДТП привело к тяжелым последствиям, то дополнительно должностные лица оформляют:

  • протокол осмотра и проверки транспортного средства;
  • акт медицинского освидетельствования участников;
  • выдаваемую участникам аварии, с которой они обращаются в страховую компанию.

Виновником также дается расписка о том, что он получил копию протокола об административном правонарушении.

Обстоятельства: время года и суток

Нередко бывает, что основные виды ДТП с легковым автомобилем происходят тогда, когда водитель не может их предотвратить. Такое случается, например, если обстоятельства связаны с погодными аномалиями или временем суток.

Где-то не стоял предупреждающий знак, в других местах не было освещения. Однако, несмотря на это, водитель остается всегда виновным в ДТП. Определение ПДД в этом случае гласит, что водитель обязан соблюдать скоростной режим, учитывая погодные условия, трафик, освещение и прочее.

В большинстве случаев сотрудник ГИБДД пишет, что водитель не справился с управлением и не составляет акт о том, какое дорожное покрытие было на месте происшествия. Между тем, следует знать, что ДПС несет ответственность за состояние дорог.

Как быть в этом случае? Следует добиться записи, что дорожное покрытие было в ненадлежащем состоянии или отсутствовали предупреждающие знаки. В объяснении указывают, что покрытие не соответствовало ГОСТу и дорожная служба не обеспечила надлежащее состояние дороги.

Этот факт должен быть указан и в схеме. Тогда через суд можно будет обжаловать виновность и подать иск о возмещении ущерба.

Если же ДТП произошло из-за того, что на дороге отсутствовало освещение, дело будет обстоять сложнее, так как у транспортного средства должны быть все технические средства освещения.

Правила поведения участников

В ПДД содержится много понятий, в том числе определение ДТП. В правилах также расписываются и действия участников, если они попали в аварию.

  • Во-первых, транспортное средство следует остановить. Уезжать нельзя, даже если ДТП было незначительным. Исключение может быть, только если водители сами договорились, составили схему и поехали оформлять случившееся.
  • Во-вторых, необходимо включить аварийку.
  • В-третьих, выставляют знак аварийной остановки.
  • В-четвертых, при необходимости принимают меры для оказания медицинской помощи. При этом вызывают скорую помощь, помогают самостоятельно, доставляют в лечебное учреждение на попутке или своем транспорте. В последнем случае после больницы следует вернуться на место происшествия.
  • В-пятых, зафиксировав местоположение, по возможности освобождают проезжую часть.
  • В-шестых, вызывают ГИБДД. При этом нельзя двигать предметы, имеющие отношение к ДТП.
  • Кроме этого, необходимо привлекать очевидцев. А когда будет составляться протокол, следите за тем, как он заполняется.

К сожалению, случаются ДТП, когда участником становится Он может быть как виновником аварии, так и лицом потерпевшим. Виновнику лучше не провоцировать ситуацию, а дождаться сотрудников ГИБДД. Дело по пьяному водителю обычно переносится в отдельное производство, но виновник не перестает им быть. В то время, когда пьяный водитель стал виновником аварии, также не следует провоцировать его, и стараться выполнить все правила, прописанные в ПДД. Пьянство является обстоятельством, ужесточающим ответственность. Пострадавшим тогда компенсация будет выплачена в увеличенном размере.

Провокации

На дороге случаются и провокации, то есть умышленные действия, способные привести к аварии. Вычислить их бывает сложно даже опытному водителю. В таких случаях жертву выслеживают и, используя опасные маневры, загоняют. В любом случае главное - соблюдать То есть необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, найти очевидцев и соблюдать спокойствие. А если случившееся было записано на видеорегистратор, это послужит в дальнейшем дополнительным преимуществом.

Типичными случаями провокаций могут быть, например, включение поворотника в одну сторону, а движение в противоположном направлении, или резкое торможение, или выезд на перекресток, когда движение активизировалось на другой стороне. Такие действия могут быть преднамеренными и непреднамеренными.

Провокации преднамеренного характера (или автоподставы) обычно имеют цель - получить деньги от водителя. Обычно на месте ДТП сразу пытаются у «виновной» стороны выудить средства без привлечения сотрудников ГИБДД и оказывают с этой целью психологическое давление. Лучше всего запереться в авто и общаться только через немного приспущенное стекло.

Единственно возможным вариантом признания провокатора в ДТП таковым является доказательство его вины через суд.

Штрафы

В Кодексе об административным правонарушениях предусмотрены штрафы за невыполнение пункта 2.5 ПДД, а также оставление места происшествия.

За скрытие с места происшествия можно лишиться прав или быть арестованным на 15 суток, а за езду без прав будут наложены серьезные штрафные санкции.

Бывает, правда, что водитель непредумышленно скрылся в места ДТП. Например, в салоне могла играть громко музыка, и он просто не услышал и не почувствовал произошедшего. Однако если дело будет заведено, то ему придется доказывать, что он уехал без злого умысла.

Возмещение ущерба и выплаты

Потерпевшая сторона в результате ДТП может ждать выплаты по ОСАГО и возмещения ущерба через суд. Если же заключен договор КАСКО, то может быть выплачена компенсация за повреждение транспортного средства.

В случае когда участник ДТП ОСАГО не имеет, действия будут несколько осложнены. Но и в этом случае в конце может быть вынесено неплохое определение.

ДТП является чрезвычайной ситуацией, в которой может оказаться каждый водитель. Незнание своих прав или неправомерные действия на дороге ведут к еще более серьезным последствиям.

Заключение

В статье мы рассмотрели, что такое ДТП (определение, классификация, причины). Конечно, всего объема проблемы охватить невозможно. Стоит лишь добавить, насколько важно знать ПДД.

Основные и их характеристика хоть и описаны в российском законодательстве, но не могут охватить всех нюансов, которые обычно сопровождает каждое происшествие. Только знание закона и своих прав и обязанностей, а также следование им обезопасит вас и ваших близких на дороге.

В автомобильных катастрофах ежегодно гибнут десятки тысяч людей. Подобные цифры много раз превышают количество погибших в авиакатастрофах и других ситуациях. Статистика имеет отрицательную динамику по ДТП, но результаты все же не утешительны.

Какие произошли изменения по сравнению с 2015 годом

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Сегодня достаточно часто возникают аварии со смертельных исходом на территории Российской Федерации. Причинны тому могут быть самые разные.

Причем согласно статистике наиболее часто всевозможные аварии имеют серьезные последствия не только в плане материального ущерба, но также вреда здоровью и жизни.

Именно по этой причине относительно недавно вновь был увеличен лимит выплат по . На 2019 год сумма таковая составляет порядка 500 тыс. рублей .

Динамика подобных происшествий на территории Российской Федерации изменяется в течение времени относительно незначительно. Тем не менее важно знать официальную статистику.

Особенно внимательно следует заранее разобраться с тем, как быть с получением страховых выплат при возникновении подобного рода дорожно-транспортных происшествий.

Сегодня получить информацию по поводу смертности на дорогах в нашей стране возможно будет из публичных источников.

Только за 2019 год на территории Российской Федерации зафиксировано порядка 126 тыс. дорожно-транспортных происшествий – в которых были зарегистрированы пострадавшие и погибшие.

При этом следует учесть, что в целом автомобильных аварий стало существенно меньше, чем было в прошлом году. В то же время суммарное количество погибших возросло достаточно существенно – на 16.6 тыс. человек.

Основными причинами гибли людей в ДТП, согласно официальной статистике, являются низкое качество дорожного полотна и вождение в состоянии опьянения – алкогольного или же иного.

Суммарное количество пострадавших, но оставшихся в живых и получивших серьезные травмы, осталось несколько снизилось, но в сравнении с другими странами остается чрезмерно высоким – 160 тыс. человек.

При этом относительно невысок процент смертности, связанной непосредственно с нарушением водителем правил дорожного движения. Данный показатель составляет всего 2.2% от общего числа ДТП со смертельным исходом.

Статистика за 2019 год по регионам России

Также необходимо обязательно учитывать, что количество аварий с разным исходом существенно различается в разных регионах. Соответственно, причины возникновения подобных ситуаций также различаются достаточно существенно.

За 2019 год существенно различается следующая статистика:

  • общая статистика ДТП;
  • смертей людей в ДТП;
  • с участием велосипедистов;
  • с участием мотоциклов;
  • с участием детей;
  • на перекрестках;
  • по вине пешеходов;
  • на переездах;
  • на личном транспорте;
  • на грузовом транспорте;
  • на общественном транспорте.

Общая статистика

Сегодня общая статистика дорожно-транспортных происшествий по различных регионам в целом не утешительна. Именно поэтому необходимо быть максимально осторожным на дорогах. Так как многие водители попросту не желают соблюдать правила дорожного движения.

Обычно именно в силу такого обстоятельства возникают всевозможные аварии, иные неприятные ситуации с участием автомобилистов.

За 2019 год общая статистика дорожно-транспортный происшествий по территории Российской Федерации выглядит следующим образом:

Несмотря на отрицательную динамику суммарное количество происшествий достаточно велико. В целом Россия по количество аварий среди других стран занимает одно из первых мест.

Смертей людей

Смертность в ДТП составляет по всей территории нашей страны более 16 тыс. человек. При этом существенно данный показатель различается в зависимости от региона.

За весь 2019 год по регионам погибли в дорожно-транспортных происшествиях по различным причинам следующее количество граждан:

В целом количество погибших в разных городах различается относительно не существенно. По большей части всевозможные аварии возникают именно по причине низкого качества дорожного полотна.

Также очень важным моментом является большое количество водителей, использующих свои транспортные средства в состоянии алкогольного опьянения.

С участием велосипедистов

С каждым годом на территории нашей страны становится все более популярным такой вид транспорта, как велосипед.

В связи с отсутствием в большом количестве городов обустроенной инфраструктуры для движения на велосипеде используется обычное дорожное полотно. Именно это является основной причиной возникновения ДТП с участием велосипедистов.

Соответственно, достаточно редко используются специальные приспособления, делающие движущиеся велосипеды более заметными на дорожном полотне.

Причины возникновения дорожных происшествий с участием велосипедистов различные. Нередко последние получают серьезные травмы или же попросту погибают.

Опять же большая часть таковых ситуаций имеет место по причине отсутствия специальных защитных щитков и шлемов.

Точная статистика, официальная по поводу ДТП с велосипедами на данный момент отсутствует. Основной причиной тому является именно ситуация со статусом данного средства передвижения.

Согласно нормативным документам велосипед не признается транспортным средством. Соответственно, отдельно от остальных ДТП происшествия с участием велосипеда никак не учитываются.

Согласно неофициальным данным статистика по ДТП с велосипедами выглядит следующим образом:

Обозначенные выше данные действительными являются для Москвы и области. Тем не менее указанные цифры могут существенно отличаться от реальных показателей.

С участием мотоциклов

Мотоспорт – один из самых опасных и экстремальных не сегодняшний день. Именно в силу опасности данного вида транспорта возникает большое количество ДТП с участием мотоциклов.

Причем чаще всего именно водитель двухколесного средства передвижения является инициатором аварий.

Обычно основной причиной является пренебрежение правилами дорожного движения, опасное вождение, а также неисправность мотоцикла.

Соответственно, количество смертей водителей мотоциклов существенно превышает аналогичный показатель, но водителей автомобилей.

Опять же согласно официальной статистике мотоциклисты попадают в смертельные ДТП в 29 раз чаще, чем водители автомобилей.

Тому есть достаточно простое объяснение – в случае управления обычной машиной водитель банально защищен кузовом. Также в большинстве случаев мотоцикл имеет возможность развить большую скорость.

В 2019 году было зафиксировано порядка 181 ДТП с участием мотоциклов. При этом данный показатель изменился по сравнению с предыдущим годом следующим образом:

С участием детей

Сегодня дети становятся участниками дорожно-транспортных происшествий не реже, чем взрослые. Особенно в период, когда имеет место обучение в школах.

Чаще всего ДТП происходят на пешеходных переходах – когда дети банально не соблюдают правила пересечения подобного рода мест.

За весь 2019 год статистика с участием детей выглядит следующим образом:

В целом количество пострадавших несовершеннолетних в дорожных авариях несколько уменьшилось. По большей части по причине прямого взаимодействия работников школ, ГИБДД.

Для несовершеннолетних проводятся специальные классные часы – на которых осуществляется просветительная работа.

На уроках ОБЖ учащиеся получают подробную информацию по поводу правильного поведения на дорогах, изучают правила дорожного движения.

На перекрестках

С точки зрения дорожной безопасности необходимо будет необходимо будет внимательно осуществлять проезд по пересечению равнозначных и неравнозначных дорог.

Так как именно в таких местах чаще всего возникают всевозможные сложные ситуации. Обычно причиной тому становится банальное не соблюдение правил дорожного движения.

Причем именно по ДТП по перекресткам имеется отдельная статистика. Ведется различная для разных городов Российской Федерации:

По вине пешеходов

Дорожно-транспортные происшествия по вине пешеходов также возникают достаточно часто. Причем причиной обычно становятся именно сами пешеходы.

Невнимательность водителей, нарушение таковыми правил дорожного движения случается несколько реже.

Причем опять же ведется отдельная статистика дорожных происшествий по причине наезда на пешеходов – по разным городам:

На переездах

Железнодорожные переезды – одно из самых проблемных мест на дороге. Существуют специальные правила пересечения подобного рода участков. Но нередко водители нарушают таковые.

Именно поэтому возникают различные дорожно-транспортные происшествия. Статистика для таковых опять же ведется отдельно – как и по поводу ДТП на перекрестках.

Сама статистика выглядит следующим образом:

На личном транспорте

Отдельно также ведется статистика по поводу дорожных происшествий, который имеют место в случае, если управляет таковым автомобилем собственник. Причем статистика таковая является неутешительной.

С каждым годом возникает все больше таковых ДТП. Причины тому самые различные. Чаще всего в аварии попадают водители, которые получили права относительно недавно.

Статистика аварийности на личном транспорте выглядит следующим образом:

На грузовом транспорте

Соответственно, опять же по городам существенно различаются таковые данные. В 2019 году имеется отрицательная динамика – количество ДТП с участием грузового транспорта существенно меньше.

Тем не менее, количество погибших и раненых стало не намного меньше:

На общественном транспорте

Отдельно стоит отметить факт ведения статистики по ДТП с участием общественного транспорта. Специфика использования такового транспорта имеет некоторые особенности.

В силу которых в дорожно-транспортные происшествия автобусы попадают относительно нечасто. Иначе дела обстоят с маршрутками.

Во многих городах именно они являются основным источником опасности на дороге:

Количество аварий по маркам автомобилей

Существенно различается количество дорожных происшествий в зависимости от марки автомобиля. Чаще всего в аварии попадают либо совсем старые машины, либо автомобили с мощными двигателями – владельцы которых часто превышают скорость.

Соответственно, причины возникновения ДТП полностью стандартны – несоблюдение правил дорожного движения и превышение скорости.

Статистика выглядит следующим образом:

Причины

Все основные причины дорожно-транспортных происшествий возможно будет разделить на две основные категории:

  • по причине неудовлетворительного качества дорожного покрытия;
  • по причине наличия пьяных водителей.

На данный момент статистика выглядит следующим образом:

Что предпринимается государством по снижению происшествий

Статистика ДТП в состоянии алкогольного опьянения имеет отрицательную динамику. Причиной тому является наличие большого количества мер, принятых государством.

К таковым относятся:

  • усилен контроль на дорогах со стороны органов правопорядка;
  • проводятся профилактические проверки водителей в дни праздников, а также перед ними, после таковых;
  • вводятся ограничения на продажу спиртных напитков в определенных местах, а также в определенное время суток;
  • ужесточается ответственность за вождение в нетрезвом виде.

С каждым годом количество «пьяных» ДТП, а также возникающих по иной причине уменьшается.

Но при этом стоит учитывать, что по сравнению с другим странами Россия существенно проигрывает именно в плане количества возникающих дорожно-транспортных происшествий.

Российское законодательство содержит много разных формулировок транспортных происшествий на дороге. Они несколько отличны в разных указах и законах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но смысл их в целом одинаков. Как в 2019 году определяется факт ДТП? Факт любого ДТП предполагает участие в нем транспортного средства. Но это не единственное условие.

Существует ряд иных обстоятельств, наличие каковых позволяет признать ДТП. Перечень их определен законодательно. Каково в 2019 году определение ДТП?

Важные моменты

Под ДТП понимается событие, произошедшее на дороге в процессе движения транспорта при его непосредственном участии.

Причем имеет место получение повреждений транспортом, зданиями, грузами или иными материальными ценностями либо нанесение вреда здоровью или жизни людей.

Говоря о ДТП, стоит обратиться и к понятию «участников ДТП». В законе определение данного термина отсутствует, но понять его можно исходя из логического толкования.

Формулировка примерно такая:

«Участник ДТП — субъект, какой в результате своего действия/бездействия принял участие в ДТП».

То есть помимо водителей участвовать в ДТП могут пешеходы, велосипедисты, а иногда и животные. Еще можно разделить участников ДТП на «виновных» и «потерпевших», поскольку событие происходит по чьей-то вине.

И если с виновником все более-менее ясно, им становится водитель, по чьей вине произошло ДТП, то с потерпевшими несколько сложнее.

В первую очередь потерпевшей стороной признается водитель другого ТС, участвовавшего в ДТП. Но также пострадать от аварии могут пассажиры, как «виновного», так и «потерпевшего» авто или пешеходы.

Что это такое

Понятие «дорожно-транспортного происшествия» приводится в п.1.2 ПДД, ратифицированных Правительством Российской Федерации в .

Здесь оное описано как событие, свершившееся в процессе передвижения ТС по дороге и с его участием, при каком ранены или погибли люди или же нанесен ущерб материальным ценностям.

Руководствуясь приведенным понятием можно определить основные признаки ДТП:

  1. Возникает ДТП только при движении ТС по дороге.
  2. В ДТП неизменно участие транспорта.
  3. В итоге происшествия нанесен материальный урон и/или имеются пострадавшие.

Тождественное определение присутствует и в «Правилах учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ», принятых руководителем Федеральной дорожной службы РФ 29.05.1998.

В частности, термин ДТП раскрывается в приложении №3 к данному документу. Стоит коснуться и ключевых моментов, какие позволяют определить ДТП, а именно:

Дорога По п.1.2 ПДД дорогой именуется обустроенная для движения транспорта полоса земли или поверхность специального сооружения. То есть событие, произошедшее вне дорожной территории, не может квалифицироваться как ДТП
Транспортное средство ТВ качестве оного принимается устройство, используемое для перевозки по дорогам грузов, людей и установленного оборудования. Очевидно, что понятие транспорта охватывает весьма широкий круг механизмов, как общего назначения, так и специализированного
Материальный ущерб Под таковым принимается повреждение или утрата имущества вследствие ДТП. Определение материального ущерба следует из

Значение имеет и количество участников происшествия. Если принимать во внимание дословное толкование ДТП, приведенное в различных нормативах, то в событии должно участвовать не менее двух субъектов.

Но в отдельных случаях возможно ДТП с участием только одного транспортного средства, если имел место ущерб имуществу или причинение вреда людям.

Основные причины

К основным факторам риска возникновения ДТП относятся такие обстоятельства как:

  • алкогольное или наркотическое опьянение;
  • превышение подобающей скорости движения;
  • игнорирование ремней безопасности;
  • эксплуатация неисправного ТС;
  • усталость водителя;
  • неблагоприятная погода;
  • плохое качество дорожного полотна;
  • отвлекающие водителя факторы (курение, разговоры по телефону, еда за рулем, разговоры с пассажирами и т.д.) и прочее.

Классификация видов

В п.3 приложения №3 к Правилам учета и анализа ДТП перечислены возможные виды происшествий.

Классификация такова:

Столкновение Предполагается, что движущиеся ТС столкнулись меж собой
Опрокидывание Эпизод, при каком движущийся транспорт повалился на сторону
Наезд на стоящее ТС Ситуация, когда движущийся транспорт наехал на стоящее ТС
Наезд на препятствие Происшествие, в каком движущееся ТС врезалось в неподвижный объект
Наезд на пешехода или велосипедиста Происшествие, при каком произошел наезд на указанных субъектов или они сами столкнулись с транспортом
Наезд на гужевой транспорт Ситуация с наездом ТС на повозки, транспортируемые животными
Падение пассажира Происшествие, при каком пассажир падает с движущегося ТС или внутри него за счет резкой смены скорости или траектории движения
Иные виды ДТП Сюда причисляют ситуации, какие не могут быть отнесены к перечисленным видам, но по своей сути являются происшествиями с участием движущихся ТС. В эту же категорию входя так называемые бесконтактные ДТП, когда по вине водителя из-за нарушения им ПДД причинен вред третьим лицам без наличия физического контакта

Действия при дорожно-транспортных происшествиях

Порядок действий участников ДТП строго регламентирован в п.2.5 ПДД. А именно действия водителя должны быть следующими:

Остановить транспортное средство, даже при незначительном столкновении Уезжать с места аварии нельзя, за исключением случаев, когда водители договорились меж собой, составили схему происшествия и отправились на пост ДПС для оформления
Включить аварийную сигнализацию
Выставить знак аварийной остановки Впереди и сзади автомобиля
Оказать первую помощь пострадавшим При этом можно вызвать скорую помощь по телефону, оказать нужную помощь самостоятельно, отправить пострадавшего в больницу на попутном ТС, доставить пострадавших самостоятельно на своем авто и вернуться на место аварии
Освободить проезжую часть Если это необходимо для обеспечения движения, но прежде зафиксировать положения всех значимых предметов и участвующих ТС
Вызвать ГИБДД И дождаться приезда сотрудников

Важно до приезда дорожного инспектора осуществить поиск и привлечение очевидцев, при наличии таковых. Если свидетели не могут ждать ДПС, то нужно записать их контактные данные.

Обязанности водителя в такой ситуации (должностных лиц)

В случае ДТП от водителей требуется строгое соблюдение утвержденного порядка действий.

После того как обеспечена сохранность положения ТС, выставлены аварийные знаки, оказана первая помощь пострадавшими, привлечены свидетели, остается только ждать.

Следует дождаться приезда сотрудников ГИБДД и совместно с ними оформить протокол.

Ни в коем случае не нужно выяснять отношения с другим водителем, выяснять степень вины и прочее. Это прерогатива уполномоченных органов.

После приезда ГИБДД следует написать письменную объяснительную, изложив ситуацию. Далее оформляют нужные документы.

Водителю желательно получить копии всех составленных документов, они могут понадобиться в будущем.

Что касается сотрудников ГИБДД, то они должны исполнить следующие действия:

Зафиксировать данные Участников ДТП, место, время, обстоятельства и вид происшествия, сведения о пострадавших, данные о причастных ТС и т.д.
Определить число пострадавших и зафиксировать данные о них Оценить степень тяжести травматизма людей и обеспечить оказание помощи
Проконтролировать установку Аварийных сигналов
Обеспечить сохранность Вещественных доказательств
Установить всех причастных к ДТП Водителей и иных лиц
Выявить свидетелей происшествия
При необходимости организовать движение транспорта В объезд или составить схему аварии и освободить проезжую часть
Выяснить приметы скрывшегося ТС Если факт сокрытия имеет место
Оформить необходимые документы

Документальное оформление

На месте ДТП сотрудниками ГИБДД составляются следующие документы:

Протокол осмотра места происшествия Вводная его часть содержит сведения о факторах аварии, месте и времени, погодных условиях, состоянии дороги, водителях, иных участниках, участвующих ТС, свидетелях. Описательная часть указывает на повреждения ТС и причиненный ущерб, состояние проезжей части, координаты аварии. Заключительная часть включает в себя информацию о квалификации действий виновных лиц
Схема ДТП Составляется с максимально точным измерением. Указывается положение автомобилей, места ударов, тормозной путь и прочие важные детали обстановки
Протокол осмотра и проверки ТС Фиксирует все видимые повреждения и неисправности
Акт медицинского освидетельствования участников ДТП Может составляться на месте или в лечебном учреждении в присутствии двух свидетелей
Объяснения От участников ДТП и свидетелей
Справка о ДТП

Виновнику аварии выдается копия протокола под расписку в получении обязательно, потерпевшей стороне копия протокола выдается по просьбе.

Все участники получают справку о ДТП, с которой можно обращаться за .

Все документы составляются в присутствии водителей и при их непосредственном участии. Водители вправе делать замечания и требовать занесения важных с их точки зрения данных.

Для того чтобы впоследствии получить страховку, водитель обязан заполнить бланк извещения о ДТП и передать его в страховую компанию в пятидневный срок после аварии.

Составление справки

Форма справки о ДТП утверждена . Оформляет ее сотрудник ГИБДД на месте происшествия и предоставляет заинтересованным лицам сразу после заполнения.

Если немедленная выдача справки невозможна, то выдается она в течение суток после заполнения в ГИБДД.

Без справки получить страховку можно лишь в случае заполнения извещения о ДТП и соблюдении определенных условий:

  • участие в происшествии двух участников с полисами ОСАГО;
  • отсутствие пострадавших;
  • отсутствие разногласий меж участниками ДТП.

Акт служебного расследования

Если ДТП произошло при участии подведомственного транспорта, то проводится служебное расследование руководителем предприятия, какому принадлежат ТС.

Целью такого расследования становится выявление нарушения учрежденных норм и правил и разработка мероприятий, препятствующих аварийности.

Сразу после получения сообщения о ДТП руководитель соответствующей организации выезжает на место аварии и проводит служебное расследование, взаимодействуя с органами следствия и дознания.

При служебном расследовании ДТП устанавливается:

  • обстоятельства происшествия;
  • последствия аварии;
  • нарушения, повлекшие происшествие;
  • виновные лица;
  • технические недостатки в работе ТС;
  • должностные лица.

При проведении служебного расследования надлежит:

  • оценить действия водителя, условия движения и дорожные условия и их влияние на возникновение происшествия;
  • характер и степень повреждений ТС и перевозимого груза;
  • получить письменные объяснения ответственных работников предприятия;
  • оказать содействие органам следствия и дознания;
  • повести совместную работу с техническими инспекторами по труду.

Результат служебного расследования оформляется актом в соответствии с порядком, утвержденным .

В документе указывается:

  • дата, время и точное место происшествия;
  • тип, марка, модель, номер ТС;
  • техническое состояние ТС до происшествия;
  • данные водителя, управлявшего транспортом;
  • состояние водителя (на основании врачебного заключения);
  • время происшествия относительно рабочего времени водителя;
  • цель поездки и вид перевозок;
  • использовано ли ТС по назначению и нет ли отклонений от маршрута;
  • вид ДТП;
  • условия видимости. Освещенность и дорожные условия;
  • характер и вид груза;
  • количество пострадавших;
  • общий материальный ущерб;
  • наличие причинной связи меж ДТП и нарушением требований к безопасности движения на предприятии.

К акту прилагается:

  • протокол осмотра места ДТП и ТС;
  • схема ДТП, объяснения должностных лиц;
  • приказы организации, касательно мероприятий по предупреждению ДТП.

Журнал учета

Все ДТП, связанные с движением транспорта конкретного предприятия должны учитываться, независимо от последствий и причин.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется инженером по безопасности движения либо работником, уполномоченным на то приказом руководителя.

Записи в журнал вносятся не позднее двух дней после происшествия. По итогам расследования дела записи могут корректироваться.

Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Любое юрлицо, являющееся владельцем транспорта, обязано вести .

Посредством анализа данных журнала и актов служебных расследований выявляются причины ДТП и разрабатываются мероприятия, направленные на предотвращение подобных происшествий на предприятии.

Какая применяется методика расследования

При расследовании ДТП все обстоятельства, подлежащие установлению, можно поделить на три группы:

Расследование заключает в себе несколько этапов:

В процессе расследования может потребоваться проведение дополнительных следственных действий – допроса очевидцев, авто-технической экспертизы, судебно-медицинской экспертизы пострадавших.

При необходимости проводятся следственные эксперименты, экспертиза дорожного покрытия, экспертиза используемых горюче-смазочных материалов.

Целью расследования становится определение не только виновной стороны, но и фактора, ставшего причиной происшествия.

Профилактика происшествий (план мероприятий по предупреждению)

Согласно ФЗ №196 от 10.12.1995 все ЮЛ и ИП обязаны обеспечивать условия безопасности дорожного движения и надлежащую квалификацию своих водителей и иных работников, обслуживающих транспорт.

Для этого разрабатывается и утверждается план, включающий в себя мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Как пример план мероприятий по ДТП на четвертый квартал 2019 года:

Требования к профессионализму водителей содержатся в .

Также 2.10.2001 Минтрансом утверждена Программа занятий с водителями транспортных организаций.

Согласно ей на предприятии ежегодно организуются занятия по определенному учебному плану. Данные занятия становятся неотъемлемой частью плана предупреждающих мероприятий.

Видео: возмещение ущерба при ДТП

Приказом руководителя утверждается план учебных занятий по двадцатичасовой программе по безопасности дорожного движения.

При этом изучаются:

  • типичные ДТП и их анализ;
  • требования к профессионализму водителя;
  • нормативное регулирование безопасного дорожного движения;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • условия перевозки пассажиров и грузов на опасных участках маршрута.

Обучение завершается проведением зачета на знание водителями правил БДД.

Весь учебный процесс фиксируется в журнале учета занятий по безопасности дорожного движения. Итоги зачета отображаются в личной карточке водителя.

При проверке предприятия такими органами как Ространснадзор или УГАДН обязательно проверяется Учебно-тематический план ежегодных занятий по БДД.

Какие причины обусловили рост

Все причины возникновения ДТП можно поделить на субъективные и объективные.

К причинам субъективного характера относятся:

  • нарушение ПДД;
  • нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ТС.

Объективные причины включают в себя:

  • недостатки планирования проезжей части;
  • плохая освещенность;
  • состояние дорожного полотна;
  • недостаточное наличие регулирующих средств и дорожных знаков;
  • технические неисправности ТС.

Чаще всего дорожно-транспортные происшествия происходят за счет несоблюдения ПДД.

Способствующими факторами становятся:

  • превышение скорости движения;
  • игнорирование безопасной дистанции меж ближайшими машинами;
  • обгон в зоне ограниченной видимости;
  • управление ТС в нетрезвом виде;
  • нарушение правил маневрирования.

Во многом рост ДТП обусловлен недостаточной осведомленностью водителей о возможных последствиях того или иного нарушения.

Также нужно отметить, что немалая часть автовладельцев весьма плохо знает правила дорожного движения.

На фоне того, что приобрести автомобиль сейчас не так уж и сложно, а для получения прав достаточно сдать основной минимум, и возникает сложная ситуация на дорогах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.