Как выходят из строя амортизаторы. Вот почему неисправные амортизаторы опасны. Чем опасен износ амортизаторов

Застучало? значит нужно вовремя найти, по источнику постороннего стука, неисправность в машине.

Источников постороннего стука, от износа деталей, в автомобиле много, и если удастся вовремя определить неисправность и заменить изношенную деталь, ремонт обойдётся гораздо дешевле. Но для многих новичков это не так то просто, и многие ездят до того момента, пока машина окончательно не встанет. Только вот возни с ремонтом будет уже намного больше и он уже обойдётся намного дороже. Чтобы не доводить до этого, нужно уметь определять хотя бы основные неисправности ходовой, которые описаны в этой статье.

О посторонних источниках шума в двигателе, я уже писал и желающие могут почитать, кликнув вот по . В этой же статье мы поговорим об основных неисправностях ходовой части автомобиля и стуках, которые издают изношенные детали ходовой. И попробуем разобраться в причинах стуков, которые могут возникнуть в передней подвеске и рулевом управлении автомобилей, которые имеют подвеску Мак-Ферсон. Это большинство иномарок и наши переднеприводные отечественные машины (ВАЗ 2108; 210,9 ; 2110 и т.п.). Хотя и заднеприводную классику тоже немного затронем (читайте ниже шаровые опоры).

Кстати, даже для ремонтников автосервиса, поиск настоящей причины стука в передней подвеске типа Мак-Ферсон, не так то прост. И часто грешат на вполне исправную амортизаторную стойку, но истинная причина стука совсем в другом. Наверное думают, что из-за своего сложного устройства, она ненадёжна и недолговечна. Но недолговечность ещё можно как то приписать отечественным машинам, но на иномарках эта деталь отрабатывает по полной, и причина стука чаще всего исходит от других элементов ходовой.

Вообще любой появившийся стук в подвеске машины, нужно немедленно найти и устранить, так как он служит тревожным сигналом для более серьёзных неисправностей. Но начнём всё по порядку.

Рулевое управление.

Дополнительно об устройстве и неисправностях рулевого управления, советую почитать вот в И начал я именно с рулевого управления потому, что стук рулевой рейки , очень часто путают со стуком стойки типа Мак Ферсон. И путают потому, что при движении автомобиля по мелким неровностям дороги, стук от рулевой рейки слышен только с одной стороны, то есть так же как и при неисправности амортизаторной стойки, и именно это и вводит в заблуждение многих новичков. Но ведь тряска ощущается и на самой «баранке» (рулевое колесо).

Основные причины стука в рулевом управлении — это увеличенный зазор в зацеплении рулевой рейки и шестерни, от износа зубьев этих деталей, ну или от износа опорных втулок рейки (часто эти втулки изготавливают не из бронзы, как раньше, а из какого то непонятного дерьма). Точно проверить, что износилось в этом узле, поможет простой приём: подёргайте рулевые тяги вниз-вверх, наблюдая в этот момент за движениями рейки. Если она неподвижно стоит, то всё хорошо, а если ходит вниз-вверх, то это значит изношенны её втулки. Ну а если рулевая рейка ещё и поворачивается, то это значит имеется увеличенный зазор между зубьями шестерни и рейки. Но это можно устранить регулировкой. Так же при этой проверке можно выявить и изношенные втулки крепления рулевых тяг к самой рейке.

Источник постороннего стука может исходить и от изношенного рулевого шарнира , и его тоже несложно проверить. Для этого усаживаем помощника за руль, и он должен энергично и без перехвата (не меняя скорости) вращать рулевое колесо вправо-влево. Вы же в это время должны прощупывать шарниры рулевых тяг, то есть возьмитесь рукой за шарнир так, чтобы держать в руке одновременно и корпус шарнира и его палец, или жёстко соединённые с ним части рулевого управления. При этой проверке, вы отчётливо почувствуете даже минимальный люфт в рулевом шарнире (конечно если он изношен).

Верхняя опора амортизаторной стойки.

Устройство верхней опоры можно рассмотреть на рисунке 1. Она состоит из резиновой опоры -депфера 2 и подшипника 3. Со временем, из-за потери упругости резины депфера, появляется приглушённый стук, при наезде на средние и крупные неровности дороги. Чтобы точно убедиться в причине стука, нужно замерить зазор между опорой 2 и ограничителем 1 (на автомобиле ВАЗ 2110 это сделать нельзя, так как инженерам захотелось закрыть этот узел). И если замеры покажут, что зазор превышает 1 сантиметр (10 мм), то резиновую опору (депфер) необходимо заменить. Следует учесть, что часто зазор бывает не равномерный по кругу (больше с одной стороны и меньше с другой). Значит выбираем среднее значение.

И всё таки от чего возникает этот стук, ведь соприкосновения металлических деталей при пробое не происходит? Но следует учитывать, что гидравлическая система амортизатора, не успевает погасить короткие и резкие перемещения поршня в цилиндре амортизаторной стойки. Для этого и существует резиновая опора, которая, пока не старая, обладает нужной упругостью. Если же энергоёмкость резины со временем снижается, то удары уже депфируются хуже и жёстче передаются на кузов машины, а металлический кузов на это отвечает гулом или стуком.

Стук от износа подшипника опоры . Этот стук практически так же проявляется, как и при потере упругости опоры -депфера, но он более звонкий и резкий. Но полностью оценить реальное состояние подшипника, можно лишь демонтировав стойку. И причём подшипник изнашивается неравномерно и в его дорожках качения появляется неравномерная выработка, и именно на том участке, где подшипник больше всего работает, то есть при прямолинейном движении машины. Исходя из этого, можно выявить неисправность подшипника, то есть если вы заметите, что стук появляется только при прямолинейном движении, а при прохождении поворота исчезает, значит причина стука именно подшипник опоры.

Ещё при проверке можно использовать вот такой приём. Попросите помощника раскачивать кузов машины вниз-вверх, а вы тем временем пощупайте рукой шток амортизаторной стойки. Стук изношенного подшипника опоры передастся на шток, а значит сравнивая стук при разных углах поворота колёс, можно выявить состояние подшипника (здесь так же — при ровных колёсах стук появится, а при повёрнутых колёсах стук исчезнет).

Так же советую проверить затяжку гайки верхней опоры, иногда она откручивается и появляется похожий стук.

Шаровые опоры.

Это распространённый источник стуков, но он чаще возникает не на переднеприводных машинах, а на классических (заднеприводных). Хотя и на переднеприводных автомобилях тоже встречается, но гораздо реже. При наезде даже на небольшие неровности, изношенный шаровый шарнир издаёт резкий стук. Самый простой способ диагностики известен многим: нужно потдомкратить машину и подёргать вывешенное переднее колесо (дёргаем в поперечном направлении). А новичкам, чтобы не спутать люфт в шаровой опоре с люфтом в ступичном подшипнике, советую попросить помощника зафиксировать колесо педалью тормоза, когда вы будете дёргать колесо при проверке. Шаровый шарнир с люфтом подлежит замене. Если люфта в шаровом шарнире вы не обнаружите, то обратите внимание на его резиновый пыльник. Если он порван, то шарнир с порванным пыльником долго не протянет (ведь пыль и грязь — это абразив).

Амортизаторная стойка.

Напомню ещё раз, что её часто обвиняют в чужих грехах, а ведь стоит она не дёшево. И причиной стуков этот узел бывает редко (примерно 10 — 15 процентов случаев). Но это довольно важная деталь машины и поэтому заслуживает подробного рассмотрения.

Даже не пустая (не вытекшая)амортизаторная стойка, но изрядно изношенная, вызывает хорошо слышимые стуки, или даже удары. А как это всё получается в поездке? Например колесо вашей машины попадает в яму, а усилие отбоя у изношенной стойки довольно маленькое, и такая стойка уже не может предотвратить (погасить) то, что пружина подвески, резко распрямляясь, выстреливает колесо машины вниз. А колесо или касается дна ямы, если она не глубокая, или повисает в воздухе и растягивает амортизаторную стойку до конца. В обоих случаях водитель слышит и чувствует сильный удар.

Существует несколько способов диагностики этой неисправности, и самый быстрый и простой — это резко надавить вниз руками на кузов машины. И если кузов при этом плавно поднимется в исходное состояние и остановится, то амортизаторная стойка в порядке.

Очень редко, но всё же бывает, что стойка стучит из-за неисправности внутри амортизатора, например открутилась гайка, которая удерживает поршень. Но обычно при более серьёзных дефектах стойки, появляются не стуки, а другие неисправности, которые можно проверить как описано выше. То есть усилие сопротивления действию пружины подвески падает, и кузов во время проверки (описанной выше), или при движении машины раскачивается. Неприятности очевидны: ухудшается устойчивость машины, нарушается надёжный контакт колёс с дорогой, ухудшается плавность хода и управляемость. В таком случае стойку необходимо заменить, или отремонтировать.

Очень часто выход из строя амортизатора происходит из-за небрежной эксплуатации автомобиля. Я имею в виду не гонки по плохим дорогам, которых у нас полно. Сбавлять скорость на неровностях — это и так понятно, речь о другом. Не следует забывать, что масло находится не только в таких важных агрегатах, как двигатель, коробка передач и задний мост. Оно есть ещё и в амортизаторах, и для нормальной работы амортизаторной стойки, масло должно иметь определённую вязкость, зависящую от температуры.

А какая температура бывает в морозное утро? И часто водители рвут с места, забывая о том, что в холодное время масло в амортизаторах имеет температуру окружающей среды, а при понижении температуры, вязкость его увеличивается. И в цилиндре амортизатора масло стоит колом, превратившись при минус 20 градусах мороза в гель. А теперь представьте какие нагрузки испытает амортизатор на плохой дороге, наполненный не жидкостью, а густой субстанцией, непрокачиваемой через отверстия или клапан поршня.

При запредельных нагрузках, которые во много раз превышают нормальные, в первую очередь ломаются самые тоненькие и хрупкие детали — дисковые пластинки клапанов амортизатора. Ну а чтобы не допустить этого, от водителя требуется всего лишь первые минуты ехать аккуратно, объезжая ямы и избегая резких ударов и толчков (особенно в сильный мороз). При постепенном прогреве масла, от работы поршня в амортизаторе (это можно почувствовать, ведь подвеска заработает мягче), можно смело прибавлять газ.

Учтите также и то, что если придётся ремонтировать аммортизатор, не вздумайте заливать более густое масло (якобы у более густого масла, меньше вероятность утечки через уплотнения). Результат может быть такой — поломка пластинчатых клапанов, так же как и при поездке по ямам с загустевшим от мороза масле (как описано выше). Да и с более густым маслом ухудшится управляемость и устойчивость машины.

Ведь более жёсткий амортизатор не гарантирует хорошей работы при больших нагрузках. К тому же возрастает усилие сжатия подвески, и соответственно увеличивается усилие на кузов машины, а это чревато появлению трещин на кузове, в районе крепления стойки. От более вязкого масла возрастает и усилие отбоя, что тоже не есть хорошо.

К более вязкому маслу, которое некоторые «кулибины» заливают в свои амортизаторы, стоит добавить морозик примерно градусов 20, больше не надо, и можно представить, как будет вести себя машина и что будет с подвеской. Не спорю, устанавливают жёсткие амортизаторы на спортивные машины, но они жёсткие не от масла, а изначально от своей конструкции, которая разрабатывается на специальном стенде, определяющем характеристики амортизаторов и предназначены они для спортивных машин, с усиленной подвеской и элементами кузова.

Иные источники стуков ходовой.

Источник стука может быть из-за поломки кронштейна стабилизатора поперечной устойчивости. Эта деталь представляет собой два сайлентблока (резинометаллических шарнира), которые развёрнуты относительно друг-друга на опредеённый градус и связаны между собой тягой из прутка или трубки. При эксплуатации по нашим дорогам, бывает даже, что эта деталь ломается в месте сварки шарнира к тяге. При этом отчётливо слышны стуки при движении по неровностям и в повороте. Выявить неисправность можно визуально, а если нет возможности увидеть, то следует просто подёргать рукой за конец тяги стабилизатора (удобнее это делать при вывернутых до конца передних колёсах). Если сварка цела, то советую так же проверить сами сайлентблоки (не разбиты ли резинометалические шарниры).

Стук от разбитых опор двигателя (подушек), проявляется при резкой подаче газа, резком торможении или просто при проезде сильных неровностей. Двигатель в такие моменты стучит по кузову, касаясь его поддоном картера, генератором или другой частью (в зависимости от конструкции автомобиля). Часто об этом источнике стука, многие новички не догадываются. Проверка проста: нужно открыть капот и надавив всем телом, подёргать двигатель руками.

Так же советую почитать статью — подвеска и её неисправности, статья находится . Там тоже описаны некоторые неисправности, от которых появляются стуки и посторонние шумы, исходящие из ходовой. А о ремонте подвески можно почитать .

В заключении статьи, хочу сказать, что источников шума в автомобиле достаточно много, и порой причины бывают очень незначительные и просто банальные. Например может в движении открутиться крепление расширительного бачка или бачка омывателя. И он болтается и стучит под капотом, ударяясь об кузов. Причин стука может быть много, и все не перечислить в одной статье. Но вот сразу отреагировать на стук и найти этот источник стука — это обязанность любого водителя. И я надеюсь эта статья поможет в этом, особенно новичкам; удачи всем!

Уважаемые автомобилисты! Прежде, чем мы с вами рассмотрим тему проверки амортизаторов, давайте напомним себе и тем, кто ещё не знает: что такое амортизаторы и почему они являются важной составной частью подвески наших авто.

К каким последствиям приводит неисправный амортизатор?

Амортизаторы (демпферы) – это устройства, которые служат для гашения колебаний во время движения авто (демпфирования) методом превращения механической энергии в тепловую. Амортизаторы действуют в комплексе с такими элементами подвески автомобиля, как: рессоры, пружины, торсионные валы, подушки и т.д.

Диагностика амортизаторов должна проводиться водителем систематически. Для чего, - спросите вы, ведь ТО пройдено, и все было нормально. К сожалению, как и всё в этом мире, амортизаторы имеют свойство выходить из строя. И чем быстрее водитель заметит неисправность амортизатора, тем меньше затем денег уйдет на восстановление последствий.

Самое главное, чтобы вы помнили, что систематическая проверка амортизаторов самостоятельно занимает пару минут, и может избавить вас от неприятностей с другими системами авто.

  • Неисправный амортизатор в комплексе с дисбалансом колеса (вы ведь понимаете, что идеального баланса просто не может быть) приводит к интенсивному и быстрому . Прибавьте сюда разбитые ступичные подшипники, уточните стоимость шины и подшипников – цифра вашему бюджету не понравится.
  • Неисправный амортизатор приводит к тому, что остальные детали подвески выходят из строя. Ведь подвеска рассчитана на работу всех элементов в комплексе. Например, через несколько тысяч км. из строя может выйти опорный подшипник стойки.
  • Исправность амортизатора напрямую действует на ресурс работы тормозной системы, в частности . Если вы не заинтересованы в проведении , то своевременная диагностика амортизаторов поможет отодвинуть эту процедуру.
  • Неисправный амортизатор – это , а значит, несколько лишних метров могут привести к аварии. И здесь считать, не пересчитать – свой ремонт кузова и … даже думать об этом не надо. А надо всего лишь вовремя проводить проверку амортизаторов.

Как проверить амортизаторы без диагностического стенда?

Многие автомобилисты с «умным» и задумчивым видом качают за крыло автомобиль. Другие автомобилисты, наблюдая эту картину, понимают, что происходит диагностика амортизаторов. Но, и те, и другие плохо представляют, что такая диагностика не даёт никаких результатов.

Дело в том, что кузов будет качаться только при навсегда умершем амортизаторе, а если он еще чуть «дышит» то такую диагностику амортизатор пройдет. Но, вам же это не нужно.

Наиболее проверенный способ диагностики амортизаторов – это глаза и уши водителя. Визуальным осмотром определяем подтеки масла (хотя сухость амортизатора – не всегда показатель его исправности). На слух вы определяете стук в подвеске. Если вы уверены в подвеске, то стук может издавать только амортизатор.

Есть субъективный тест, отвечающий на вопрос о том, как проверить амортизаторы – это испытания в движении при прохождении одного и того же поворота с одинаковой скоростью. Для этого нужно иметь определенный опыт вождения именно этого автомобиля. Если машину в повороте сносит, пора на авторынок за амортизаторами.

Проверка на стенде, естественно стоит каких-то денег. Ваших денег. Поэтому прежде, чем загонять авто на стенд выясните для себя:

  • Компьютер стенда может настраиваться на модель вашего авто или на аналогичную подвеску.
  • Как учитывается продолжительность жизни авто. Со временем меняется жесткость кузова, соответственно 10-ти летний автомобиль никак не подойдет под заводские нормы к амортизации. И стенд это покажет.
  • Перед проверкой необходимо проверить развал-схождение и давление в шинах.

Диагностика амортизаторов дело не простое, но она того стоит, так как от исправного амортизатора оказывается, зависит очень многое. В первую очередь исправность авто, и .

Результаты влияния амортизатора на показатели авто

Тормозной путь при скорости в 100 км/ч: до замены 51,5 м., после – 47,5 м.

Предельная скорость прохождения «эталонного» поворота до замены – 84 км/ч, после - 105 км/ч.

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

После того, как было принято решение менять амортизаторы следует знать некоторые правила выбора новых деталей. Их обязательно нужно проверить ещё до покупки, однако многие не знают, как это сделать. Нередко случаются неприятные ситуации, когда в красивой коробке оказывается откровенная подделка.

Первое, что нужно сделать – это провести визуальный осмотр, следует сравнить соответствие маркировок и определить явные признаки неисправностей. Следующий способ это измерение деталей на соответствие геометрическим параметрам. С помощью линейки проверяется длина штока в поднятом состоянии, измеряется величина хода и диаметр штока. Также важно проверить амортизаторы на работоспособность. Сделать это очень просто, достаточно сжать шток до упора вниз и вытянуть обратно. Шток должен перемещаться плавно, без рывков и посторонних звуков. Если нужно проверить двухтрубный амортизатор, то в таком случае нужно сначала его прокачать несколько раз и установить в вертикальное положение, амортизатор должен так простоять некоторое время.

Не стоит относиться к амортизаторам халатно, ведь от этого зависит безопасность на дороге. Если эти детали будут неисправны, автомобиль может стать попросту неуправляемым при прохождении поворотов и во время торможения. К тому же такие неисправности могут спровоцировать опрокидывание автомобиля.

Вот и делайте выводы. Удачи вам, любители своего автомобиля.

Особенность износа амортизаторов в том, что имеет целый ряд признаков, и многие водители «ждут» проявления только «своих», давно знакомых им примет, игнорируя другие.

Нюанс также в том, что старый амортизатор может хорошо работать в одних условиях и не исполнять своих функций в других.

Между тем значение амортизаторов для безопасности движения велико, ведь нештатно работающие стойки удлиняют тормозной путь, нарушают управляемость машины, приводят к заносам. Не говоря уже о том, что неисправные амортизаторы – это нарушенный комфорт и повышенная утомляемость водителя, вплоть до провокации профессиональных заболеваний. Итак, о необходимости скорой замены стоек сигнализируют сразу несколько особенностей поведения автомобиля – и их несложно заметить.

Пробои

Удары в подвеске при ходе колеса в крайнее верхнее и нижнее положения. Эти пробои возникают даже при неспешном движении по крупным неровностям или, например, при аккуратном съезде с бюрдюра – в отличие от «штатных» ударов, которые отмечают проезд крупных ям и бугров на высокой скорости.

Раскачка

Если после проезда лежачего полицейского передок или корма машины совершают несколько затухающих колебаний вверх-вниз – это повод проверить амортизаторы. Народный метод несложен. Нужно раскачать рукой, используя и вес тела, поочередно каждый угол кузова автомобиля. После прекращения воздействия на кузов он должен качнуться вверх-вниз не более одного раза. В противном случае соответствующий амортизатор должен попасть под подозрение, и нужно проверить его по другим пунктам приведенного здесь алгоритма.

Некомфортная работа подвески

Если при проезде мелких неровностей колеса отрабатывают их с повышенным шумом, может идти речь об износе клапанного узла амортизатора (или двух сразу). Речь не о металлическом шуме, вызванном механической поломкой амортизатора, а о более сильных ударах колес по краям ямы.

Потеки

Обильные следы жидкости на корпусе амортизатора – предвестник скорой замены стоек. Легкое «запотевание» допускается.

Быстрый и практически безошибочный вердикт относительно замены стоек может дать диагностика на специальном стенде, который по величине затуханий колебаний подвески определяет остаточную эффективность амортизаторов. Такие стенды есть сегодня на многих СТО.

Поломка амортизатора, профилактика поломок, диагностика

Амортизаторы - быстрая проверка

Необходимо регулярно проверять Ваши амортизаторы для обеспечения безопасности движения.

Пробег Вашего автомобиля более 80 000 километров и Вы ни разу не проверяли амортизаторы?

Передняя часть Вашего автомобиля «приседает» при прохождении крутых поворотов?

На протекторах имеются вытертые участки и Ваши шины изнашиваются слишком быстро?

Вы ощущаете дискомфорт при движении - машина стала менее управляемой, необходимы дополнительные усилия, чтобы удержать руль при повороте?

Вы стали чувствовать каждый бугорок и выбоину на дороге?

Шток и корпус амортизатора покрыт маслом?

На штоке есть глубокие царапины, канавки?

Ваша машина ведет себя неуверенно в любых дорожных условиях?

Если Вы ответили «да» хотя бы на один из этих вопросов, пожалуйста, немедленно проверьте Ваши амортизаторы.

Основные сведения

Амортизатор - достаточно сложная, с технической точки зрения, деталь автомобиля. Если диагностику большинства элементов подвески можно провести “с помощью монтировки”, то для определения неисправностей амортизаторов, а тем более выявления причин этих неисправностей, часто необходимо тестирование на специальных стендах.

Опыт крупных компаний-продавцов амортизаторов показывает, что основной причиной выхода амортизаторов из строя является их непрофессиональная установка или нарушение условий эксплуатации.

Практика показывает, что заводской брак в амортизаторах иностранного производства редко превышает 0,5%. Тем не менее, при возникновении дефекта амортизатора, даже в случае доказанной вины установщика, у потребителя обычно складывается негативный имидж и магазина, продавшего амортизаторы, и самой марки амортизаторов. Поэтому для позитивного имиджа своей компании очень важно стараться исключить возможность возникновения любых случаев преждевременного выхода амортизаторов из строя.

На рисунке представлена конструкция амортизатора. Возможные места возникновения дефектов в амортизаторах отмечены цифрами 1 - 6.

Наиболее распространенные дефекты амортизаторов:

1. Разрыв сальника штока амортизатора.

2. Внутренние повреждения амортизатора: разрушение, выход из строя или естественный износ клапанного узла или поршня.

3. Механическое повреждение амортизатора: трещина, вмятина в корпусе, искривление штока.

4. Разрушение амортизатора: облом штока, отрыв крепежной проушины, деградация или разрушение сайлентблоков.

5. Несоответствие свойств или деградация амортизаторной жидкости.

6. Отсутствие газа в амортизаторе.

Причины возникновения тех или иных дефектов могут быть различными. Например, разрыв сальника штока может быть вызван и нарушением технологии установки (повреждением хромового покрытия штока), и износом пыльника амортизатора (коррозия штока при попадании влаги).

Существует несколько способов оценки работоспособности амортизаторов. Они различны по сложности и, соответственно, предполагают разную степень точности диагностики. Обычно, чем проще сам метод, тем менее точные результаты он дает. В последующих разделах приведены наиболее распространенные способы диагностики амортизаторов, ранжированные по точности результата, указаны дефекты, которые можно установить с их помощью, и причины возникновения этих дефектов.

Диагностика по изменению устойчивости, управляемости и жесткости подвески автомобиля

Амортизатор, как и любая деталь автомобиля, подвержен износу. Со временем характеристики амортизатора постепенно ухудшаются, но водитель не всегда сразу замечает это, так как приспосабливает свой стиль вождения под возможности автомобиля. Данный метод диагностики предполагает субъективную оценку степени износа амортизаторов экспертом. Оценка производится по ухудшению эксплуатационных характеристик автомобиля.

Автомобили различных марок и моделей имеют и различные параметры устойчивости, управляемости, жесткости подвески, которые закладываются в них еще на этапе конструкторской разработки. Также и у каждого водителя собственный стиль вождения и свои представления о необходимой жесткости подвески. Поэтому данные понятия всегда относительны и в каждом конкретном случае носят индивидуальный характер.

Таким образом, предлагаемый метод диагностики, хотя и позволяет оценить основные проблемы, связанные с амортизаторами, является достаточно субъективным. Большинство производителей амортизаторов в своих рекомендациях по диагностике неисправностей этих деталей советуют при использовании данного метода сравнивать “поведение” автомобиля с неким образцом, тот есть с абсолютно идентичным автомобилем, оснащенным исправными амортизаторами. Естественно, на практике это далеко не всегда представляется возможным.

Ощущения при езде: Подвеска автомобиля слишком мягкая (машина неустойчива в повороте, “плавает” на дороге, либо машину раскачивает)

Возможные причины: Установлены амортизаторы, не соответствующие данному автомобилю, субъективные ощущения водителя, отсутствие амортизаторной жидкости в рабочей камере амортизатора, изношен клапанный узел амортизатора, внутренние повреждения амортизатора, оторвано крепление амортизатора

Ощущения при езде: Подвеска автомобиля слишком жесткая (автомобиль "прыгает" даже на мелких неровностях, неровности дороги передаются на кузов)

Возможные причины: Субъективные ощущения водителя, установлены несоответствующие амортизаторы или пружины, амортизатор “заклинило”, амортизатор "замерз"

Ощущения при езде: Стук в подвеске

Возможные причины: Люфт в крепежных узлах амортизатора, внутренний дефект амортизатора, дефект связан с другими элементами подвески, оторвано крепление амортизатора

Диагностика при помощи раскачивания стоящего на месте автомобиля

Данный метод заключается в раскачивании кузова стоящего автомобиля и оценке состояния амортизаторов по количеству колебательных движений кузова до момента полной остановки.

Данный метод позволяет определить только два “крайних” состояния амортизатора: либо амортизатор полностью вышел из строя (сломана проушина или шток, износился клапанный узел, отсутствует амортизаторная жидкость в рабочей камере), либо амортизатор “подклинивает” или “заклинило” полностью. Попытки определить степень износа амортизатора, в этом случае, обречены на провал, так как усилие, развиваемое амортизатором, зависит от скорости движения штока. Кроме того, в различных автомобилях, как уже отмечалось выше, конструктивно заложены разные параметры жесткости подвески. У некоторых моделей автомобилей подвеска изначально достаточно “мягкая”.

При движении автомобиля скорость движения штока амортизатора значительно выше, чем та, которую Вам удастся достичь при раскачивании авто. Поэтому и определить степень износа амортизатора в данном случае невозможно.

Обычно такой способ выявления причин неисправностей амортизаторов дополняется еще и визуальным методом их диагностики.

Следует учитывать, что существуют амортизатор с регрессивной и прогрессивной характеристиками гашения колебаний. Регрессивные хорошо гасят боковые(при прохождении поворотов) и продольные(при тор-можении) крены, и плохо поглощают мелкие дорожные неровности. Прогрессивные хорошо гасят мелкие неровности, но плохо себя чувствуют в поворотах и при торможении. Замена амортизаторов с регрессивной на амортизаторы, с прогрессивной характеристи-кой, может привести к повреждению элементов подвески автомобиля.

Проверка раскачиванием кузова малоэффективна из-за того, что шарниры подвески после длительной эксплуатации могут перемещаться с большим сопротивлением, которого будет достаточно для быстрого гашения раскачивания. И наоборот, амортизаторы с прогрессивной характеристикой, по причине малого сопротивления на небольших скоростях перемещения кузова, будут медленно гасить колебания даже в исправном состоянии.

Визуальный метод диагностики амортизаторов

Это наиболее распространенный метод, который, в совокупности с первыми двумя способами диагностики, позволяет, в большинстве случаев, выяснить истинные причины выхода амортизатора из строя. С помощью данного метода невозможно точно установить только причины повреждений и разрушений внутренних частей амортизатора. Важно знать, что одним из наиболее часто встречающихся дефектов внутренних частей амортизатора является их естественный износ.

При использовании визуального метода диагностики часто приходится снимать установленный на автомобиль амортизатор, что, как правило, влечет за собой значительные трудозатраты, а следовательно, и расходы. Необходимо отметить, что при работе амортизатора масляный “туман” на его корпусе и штоке, считается нормой. При этом капель и подтеков масла на корпусе или штоке быть не должно.

Дефект : Масло на корпусе и штоке амортизатора. Видны капли и подтеки

Причина: 1.Естественный износ уплотнения. 2. Коррозия штока амортизатора. Разрыв уплотнителя штока амортизатора - коррозия вызвана износом пыльника амортизатора и связана с попаданием воды и грязи на шток. 3. Царапины на штоке амортизатора. Разрыв уплотнителя штока амортизатора - Повреждение штока амортизатора в связи с нарушением технологии установки. 4. Протерто хромовое покрытие штока амортизатора. Разрыв уплотнителя штока амортизатора - Шток амортизатора работает на излом. Не соблюдена технология установки амортизатора или нарушена геометрия кузова автомобиля вследствие аварии или удара. 5. Корпус амортизатора обработан антикоррозийной мастикой - Износ уплотнителя амортизатора из-за перегрева амортизатора.

Действия: Замена амортизатора

Дефект : Оторвано крепление амортизатора

Причина: Усталостное разрушение амортизатора в связи с длительной эксплуатацией, экстремальная нагрузка на амортизатор (удар подвески)

Действия: Замена амортизатора

Дефект : Амортизатор не имеет подтеков и капель масла, но при движении автомобиля слишком “мягкий”

Причина: Износ, разрушение клапанов, естественный износ или экстремальные нагрузки (удар подвески)

Действия: Замена амортизатора

Дефект : Шток амортизатора погнут или сломан

Причина: 1. Сильное механическое воздействие на амортизатор - Сильное механическое воздействие на амортизатор. 2. Чрезмерное усилие при креплении штока амортизатора - Несоблюдение технологии монтажа. 3. Допущен перекос при установке амортизатора - Несоблюдение технологии монтажа или нарушение геометрии кузова

Действия: Замена амортизатора

Дефект : Механическое повреждение корпуса, вмятина на корпусе амортизатора

Причина: Сильное механическое воздействие на амортизатор - Попадание камня, нарушение геометрии кузова автомобиля в результате аварии

Действия: Замена амортизатора

Дефект : Амортизатор “заклинило”

Причина: 1.Амортизатор не имеет внешних дефектов - Амортизатор не имеет внешних дефектов. 2. Амортизатор "замерз" (в зимний период). Загустение амортизаторной жидкости - Результат попадания воды или применения некачественной амортизаторной жидкости

Действия: Замена амортизатора

Дефект : Не происходит автоматическое выдвижение штока газового амортизатора

Причина: Отсутствие газа в амортизаторе: результат повреждения уплотнения штока или естественный износ

Действия: Замена амортизатора

Дефект : Большой свободный ход штока амортизатора

Причина: Нехватка амортизаторной жидкости - Утечка амортизаторной жидкости через уплотнение штока

Действия: Замена амортизатора

Дефект : Стук в амортизаторе

Причина: 1.Внутренние повреждения - Экстремальные нагрузки. 2. Потертости картриджа в амортизаторной стойке - Картридж не был жестко закреплен к стойке. 3. Износ и разрушение резиновых втулок в крепежных проушинах амортизатора - Не соблюдены моменты затяжки при установке амортизаторов. Использованы амортизаторы, не подходящие к данному автомобилю. Естественный износ втулок

Действия: Замена втулок


Диагностика амортизаторов на “шок-тестере”

Шок-тестер - стенд для проверки амортизаторов, принцип работы которого заключается в том, что одна из осей автомобиля раскачивается с определенной частотой и амплитудой, после чего определяется скорость затухания колебаний. Данный метод позволяет определить степень износа амортизаторов относительно эталона. Таким эталоном служат заложенные в компьютер диагностического стенда значения величины затухания, соответствующие аналогичным значениям нового амортизатора, установленного на автомобиль на сборочном конвейере. “Минусом” этого метода является то, что стенд диагностирует не столько состояние амортизаторов, сколько общее состояние подвески автомобиля. Поэтому некоторые производители амортизаторов не признают результаты такого тестирования как диагностику амортизаторов.

Проверка амортизатора на диагностическом стенде

Это наиболее точный и наиболее дорогой способ диагностики амортизаторов. Он применяется, в основном, при экспертизе амортизатора для определения причин выхода его из строя, когда повреждения касаются внутреннего устройства. Максимальная точность диагностики при данном методе достигается тем, что тестируется именно амортизатор, а не вся подвеска, как при диагностике на “шок-тестере”.

Рассматриваемый метод состоит в том, что снятый с автомобиля амортизатор устанавливают на специальный диагностический стенд, где определяют его характеристики и сравнивают их с характеристиками, указанными в технической документации на данную модель амортизаторов. По несоответствию характеристик определяют причины выхода амортизатора из строя.

Такую услугу оказывают почти все российские представительства производителей амортизаторов. Но сроки прохождения процедуры диагностирования амортизатора на стенде могут составлять до трех месяцев. Это связано с тем, что такие тесты проводятся в лаборатории завода-изготовителя амортизаторов или в исследовательских центрах, которые в основном расположены за рубежом. Поэтому большинство представительств в спорных случаях обычно принимают решение в пользу клиента, чтобы избежать длительной процедуры пересылки амортизаторов на завод-изготовитель для диагностики.

Диагностика дефектов новых и только что установленных амортизаторов

Практика показывает, что подавляющее большинство дефектов амортизаторов проявляется уже при их установке или в первые дни эксплуатации. Поэтому необходимо иметь полное представление о специфических дефектах, возникающих при непрофессиональной установке и о возможных заводских дефектах амортизаторов.

Ниже представлены основные дефекты, которые могут возникать при установке новых амортизаторов, а также виды заводского брака.

Наблюдаемый дефект: Видны масляные капли или подтеки на корпусе и штоке нового амортизатора

Причина: Если после вытирания подтеки не возобновляются, то это консервационная смазка амортизатора

Действия: Амортизатор исправен

Наблюдаемый дефект: Видны масляные капли или подтеки на корпусе и штоке установленного амортизатора

Причина: На хромированном штоке амортизатора видны механические повреждения - следы несоблюдения технологии установки, приводящие к разрыву уплотнения штока, На хромированном штоке амортизатора видны потертости - допущен перекос при установке амортизатора, приведший к разрыву уплотнения, Заводской брак

Действия: Замена амортизатора

Наблюдаемый дефект: При установке новых амортизаторов появляется стук в подвеске

Причина: В связи с увеличением жесткости подвески, увеличивается нагрузка на все ее элементы

Действия: Диагностика подвески и замена вышедших из строя элементов

Причина: Недостаточные моменты затяжки крепежных узлов амортизатора

Действия: Проверка моментов затяжки. Замена, в случае разрушения, крепежных узлов амортизатора

Причина: Картридж недостаточно жестко закреплен внутри амортизаторной стойки

Действия: Разобрать стойку и собрать ее с соблюдением технологии монтажа

Причина: Не закреплен грязезащитный щиток

Действия: Снять амортизатор и провести монтаж с соблюдением технологии

Причина: Заводской брак

Действия: Замена амортизатора

Наблюдаемый дефект: При “прокачивании” нового амортизатора ощущается провал

Причина: Воздух в рабочем цилиндре амортизатора. Амортизатор хранился в горизонтальном положении

Действия: Амортизатор исправен. Проблема сама устранится после нескольких циклов отбоя/сжатия

Причина: Заводской брак

Действия: Замена амортизатора

Наблюдаемый дефект: Амортизатор слишком жесткий, мягкий или имеет слишком короткий ход.

Причина: Установлен амортизатор, не подходящий к данной модели автомобиля, установлен спортивный амортизатор.

Действия: Пользуйтесь услугами профессионалов при выборе амортизаторов

Наблюдаемый дефект: Облом штока при монтаже

Причина: Несоблюдение момента затяжки, рекомендованного в руководстве по ремонту

Действия: Замена амортизатора

Наблюдаемый дефект: Облом штока при эксплуатации

Причина: Перекос амортизатора при установке

Действия: Замена амортизатора

Автомобильные амортизаторы используются для гашения возвратно-поступательных нагрузок, которые возникают при разгоне, выполнении поворотов, торможении, при движении по неровностям дорог. На подавляющем большинстве современных авто, устанавливаются амортизаторы. Они бывают следующих типов:

  • Двухтрубные гидравлические.
  • Однотрубные газо-гидравлические с газом высокого давления.
  • Двухтрубные газо-гидравлические с газом низкого давления,

Амортизаторы сделаны принципиально одинаково и состоят из одинаковых компонентов.
При длительном использовании и без надлежащего ухода авто часто преподносит очень неприятные сюрпризы.

  • Неисправности и износ амортизатора, в следствии увеличение тормозного пути.
  • Износ элементов ходовой.
  • Снижение управляемости машины.

Статистика СТО: «…ресурс стандартного амортизатора в среднем составляет 60-80 тысяч км (в зависимости от манеры вождения и дорог)…»

Способы диагностика автомобильного амортизатора такие как визуальный осмотр, раскачка автомобиля, диагностика при езде, вибростенд и спец-стенд . Сегодня поговорим о неисправностях автомобильных амортизаторов.

Причины неполадок и ликвидация неисправности амортизатора.

Из амортизатора автомобиля вытекает жидкость.

  • Слишком много жидкости – обеспечить необходимое количество.
  • Слишком ослаблена гайка резервуара – просто подтянуть гайку.
  • Поврежден резервуар в области уплотнительного кольца – замена, либо ремонт резервуара.
  • Забоины на штоке и износ хромового покрытия – замена сальника и штока.
  • Повреждение уплотнительного кольца резервуара – полная замена кольца.
  • Повреждение, либо износ сальника штока – полная замена сальника.
  • Повреждение, либо растяжка гофр на сальнике резервуара – полная замена сальника.

Стук амортизатора во время езды

  • Вытекание жидкости из автомобильного амортизатора.
  • Использование без замены составляет больше 60 тысяч км — сделать ремонт, либо замену.
  • Попадание воздуха в наружный цилиндр — прокачка амортизатора, своими руками, либо на СТО.
  • Уменьшение плотности жидкости из-за потери качеств, при долгой работе или использовании масла, непредусмотренного инструкцией — заменой жидкости, на указанную в руководстве по использованию.
  • Ослабление затяжки гайки цилиндра — надо подтянуть гайку, проверить уровень жидкости и потребность замены.
  • В холодных условиях сделать замену гидравлической жидкости на морозостойкую, и не забывайте прогревать амортизаторы.
  • При установке новых автомобильных амортизаторов, причиной может быть установка на уже изношенные резиновые втулки, или же на неподходящие для этого типа амортизаторов.
  • Плохое сопротивление амортизатора автомобиля на прямом ходу (движение штока амортизатора вверх). Главная причина: негерметичность пропускного клапана, либо клапана отдачи, снижение жесткости пружины клапана сжатия, износ направляющей втулки, недостаточное количество жидкости из-за утечки, заусенцы на поршне или цилиндре, снижение вязкости и плотности жидкости. Для ликвидации неисправности надо разобрать клапана и заменить компоненты, пришедшие в полную негодность. Настроить уровень жидкости.

Плохое сопротивление амортизатора автомобиля на обратном ходу

  • Нет требуемого количества рабочей жидкости из-за утечки — выполнить замену деталей, а затем долить жидкость.
  • Приход в негодность дисков клапана сжатия, штока или направляющей втулки — выполнить замену элементов.
  • Негерметичность клапана сжатия — сделать замену, либо ремонт,
  • Рабочая жидкость засорена разными примесями — промыть все детали, а затем заменить жидкость.

Помните о том, что своевременное устранение неисправностей автомобильных амортизаторов позволит вам не допустить их разрушения, вывода из строя остальных деталей кузова и подвески, значительно снизить расходы на ремонт и главное, обеспечит безопасность движения вашей машины.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.