Значение слова «декаданс. Характерные особенности литературы декаданса Что значит декадентство

В очередной раз прослушивая любимую песню Агаты вдруг подумала, что понятие декаданс понимаю (простите за тавтологию) очень приблизительно. Начала лазить по инету, вот что примерно накопала:
Википедия говорит
Декадентство - [дэкадэ], -а; ср. [от франц. decadent - упадочный], Декаданс [дэ], -а; м. [франц. dekadence от лат. decadentia - падение] - 1. Упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II-IV вв. 2. Модернистское направление в искусстве к. XIX - н. XXвв, характеризующихся приверженностью неклассической эстетике, утончённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, натурализма и реализма. Провозглашенные ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложненному мироощущению современного человека.

Советская критическая мысль рассматривала декаденство как общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
Неинтересно.... Попрыгали дальше.
Сайт
Декаданс как он есть
Декаданс, а вернее декаденство (от фр. Decadence - упадок, разложение; от лат. Decadentia – в переводе падение) – часто встречаемое понятие в философии, истории, культуре, а так же в во всех видах творчества – музыка, поэзия, проза, картины. Декаденс своим упадническим настроением коснулся практически всего.

Декаданс – это не понятие, не стиль, а настроение. Отчаяние, когда уже ничего не надо, бессилие и разочарованность, как в мире, так и в себе. И именно это бессилие породило великие шедевры, что отнюдь не сделало счастливее их создателей. Они так и остались не понятыми, как общественностью, так и сами не поняли в чём цель их появления на свет. Многие закончили своё существование в больницах для душевнобольных, либо о объятиях алкоголизма.

Декаданс зародился в Европе в конце 19 века под влиянием революций, как протест общепризнанной «мещанской морали», как отвращение не только к жизни, но и отвращение к рамкам, традициям и устоям, но одновременно возводя в культ порочность и делая грех эстетичнее. Лишь в этом декаденты находили удовольствие – сделать эстетичным позор, и находить радость в смаковании чувств, только пережив отвращение к ним.

Непонимание и отторжение со стороны общества лишь усиливало удовольствие, стимулируя декадентов находить всё более изощрённые алтари для «лепестков роз, покрытых миазмами порока»
О как загнул... Интересно но сложно для понимания простого обывателя.
переворошив кучу информации, вынесла свой тезис, декаданс - это не просто красивое слово, бледные дамы в черных платьях и случайные связи. Это стиль жизни, окраска души если позволите. Довольно актуально в наши дни вы не находите? Упадок моральных сил. Отсутствие веры в людей, в себя. Полное разочарование. Встречала я таких людей которые сами того не зная являли собой отличный пример декаданса.
Да и я сама едва держусь на этой грани, между миром людей живущих с какой то ни на есть, но верой в душе. И тем, что не оставляет шансов выбраться из мрака.
Какой путь выберешь ты? Декаданс привлекателен. Но это омут, из которого мало кто выбирался живым.

ДЕКАДАНС - особое восприятие, чувствование окружающего мира, вылившееся в то или иное упадническое состояние и преобладающее в определенных общественных кругах. ДЕКАДЕНТСТВО - художественное направление в искусстве (на рубеже XIX-XX вв.), оказавшее непосредственное влияние и на литературу. В основе эстетики декадентства лежит особое мировидение и чувствование, опирающееся на сознательный уход от действительности, на настроение уныния, упадка, отчасти пессимизма, обращение к миру внутренних переживаний и представлений, а также к мотивам фантазийным, причудливым, неясным и т.п. К образцам литературы декадентства относят некоторые произведения таких авторов, как П. Верлен, Ш. Бодлер, Ф. Кафка, О. Уайльд и др.

Декадентство (Подопригора)

ДЕКАДЕНТСТВО [фр. decadence - разложение, упадок] - понятие исторической, историко-философской и историко-культурной традиций, используемое при описаниях циклических процессов жизни . Стало распространенным и получило определенную научную респектабельность после выхода в свет работы Монтескьё «Рассуждения о причинах величия и падения римлян».

Декаданс - слово французского происхождения. Обозначает упадок, распад, разложение укладов общества. Как понятие было введено в обиход историками Франции в XIX веке.

История образования

Изначально этим понятием обозначались события, происходившие в Римской империи в период II-IV веков. На фоне упадка экономики, формирования противоречий в социуме, снижения уровня нравственности и политических противоречий активно развиваются и процветают направления культуры и искусства.

Писатели, философы, художники и музыканты тех времен продвигают в массы оккультизм, мистику. За счет неудовлетворенности текущим положением в произведениях происходит идеализация старины, придание ей романтического оттенка. Даже стиль разговора в обществе возвращается к стилю старых времен.

Ярким примером произведений того времени становится «Золотой осел» Апулея. В произведении описаны приключения представителя знати на фоне колдовства, иронических реплик и безнравственного эротизма. Все это показывает, насколько хуже стали моральные принципы общества.

За счет того, что в творчестве появляется примесь мистического, можно смело отметить, что общество постаралось отрешиться от обыденности, политики и экономических проблем. В произведениях присутствует некая сила, которая исполняет желания человека, потворствует его низменным порывам.

Позже, в конце XIX века, подобные настроения поразили мастеров и философов Европы. Произошел новый упадок в общественных проявлениях, изменились политические веяния. В рядах творческого бомонда поселились апатия, чувствительность и болезненное восприятие происходящего. В произведениях появились сюжеты о смерти, вечной любви и красоте окружающего мира. Образы героев эпатажны: нескрываемый эротизм и чувственность, мистический взгляд на вещи, вера в символику.

К концу XIX века общество развивалось быстрыми темпами, в сознании людей появилось много информации, которую можно было применить на практике. Поэтому декаданс принял форму запутанных и завуалированных проявлений . Его уже нельзя назвать направлением искусства в полной мере — это настроение времени.

Проявление декаданса в искусстве

  • Литература в рамках декаданса включает в себя направления по типу неоромантизма, модерна и символизма. Произведения приняли пышные формы за счет возвышенных эпитетов, сравнительных оборотов и ярких образов. Стиль написания не имеет определенного характера: это и меланхолия, и агрессивное отношение, и ностальгия. На фоне общественного упадка, в стихах Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Поля Варлена, Артюра Рембо показан упадок божественного. Прозу декаданса стоит изучать на примере «Соломеи» Оскара Уайльда. В ней есть и эротика, и тревожность мыслей, и обращение к библейским мифам. В литературе, также известны Шарль де Монтескье, Виктор Гюго, Шарль Бодлер, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Николай Добролюбов.
  • Драматургия. Прослеживается стремление каждого человека к счастливой жизни, поиск пути в рамках бытия. Ярчайшее произведение тех времен — «Синяя птица» Мориса Матерлинка.
  • Живопись. Картины того времени нарисованы густыми красками, лица людей холодные, печальные. Здесь, как и в литературе, каждый художник самостоятельно выбирал стиль. Произведения отражали и мифические сюжеты, и библейские сцены и реалистичные события. Над своими произведениями в то время трудились Михаил Врубель, Ромейн Брукс, Данте Габриэль Россетти, Франс фон Штук.
  • Музыка. В период декаданса были пересмотрены мифы, сказки, баллады, легенды. В произведениях стало важным выразить настроение нового времени, степень изменения жизни, отречься от стандартов. Музыка для балета приобретает новые формы - она теперь делает акцент на костюмы, движения героев, декорации. Знамениты произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Дягилева, Иоганна Штрауса, Александра Бородина, Игоря Стравинского, Балилла Прателла, Луиджи Руссоло, Клода Дебюсси.

Декаданс современности

В наше время декаданс продолжают почитать и освещать для общества. В начале столетия в Санкт-Петербурге прозаик Маруся Климова и художник Тимур Новиков провели фестиваль искусств «Темные ночи» в стиле декаданс. Позже эту идею подхватили журналист Владимир Преображенский и группа «Бостонское чаепитие» и провели новый москвоский фестиваль .

Современный декаданс стремится к тому, чтобы стать отдельным направлением, «Куртуазным декадансом». Он представляет собой сообщество дизайнеров, музыкантов, танцоров, художников, погруженных в атмосферу эзотерики, мистицизма, изящества, аристократизма. Фактически, это интерпретация декаданса в стиле арт-хаус.

Декадентство

Декадентство

ДЕКАДЕНТСТВО («упадочничество», от французского «decadence» - упадок) - термин для обозначения лит-ого течения, появившегося во Франции в 80-х гг. XIX в. и в 90-х - 900-х возникшего в России, Германии и др. странах.
Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с Д. для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм». Из этих терминов - «модернизм» (от французского «moderne» - современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX в., а не на специфические его особенности (защиту этого термина см. у С. А. Венгерова, Этапы неоромантического движения). Ныне, наряду с Д., наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины равно обозначающими одно и то же явление. Однако следует, сохранив права гражданства каждого, их разграничить. «Символизм» как термин шире термина «Д.», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма (см.). Термин «символизм» - искусствоведческая категория - удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики Д. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (напр. импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от Д. (напр. борьба с Д. в русском символизме). Иногда термин Д. употреблялся в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин Д. применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь). Характерными чертами Д. обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
Примеры в изобилии доставляет эпоха упадка буржуазного капитализма, в древности - эпоха падения Римской империи и др.
Наиболее яркими представителями Д. на Западе являются: Ш. Бодлер, П. Верлен, Фр. Ницше, Метерлинк, Гюисманс, Пшибышевский и др. Группу русских декадентов так наз. «старшего поколения» в 80-х - 90-х гг. образуют такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов. Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского Д. и не вполне еще соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 80-х и начала 90-х гг. Русские декаденты учились у художников-декадентов той страны, где система капиталистических отношений уже клонилась к упадку, а буржуазия успела выделить своих писателей-упадочников. Вот почему «занесенное к нам с Запада, оно и у нас, - указывает Плеханов, - не перестает быть тем, чем было у себя дома: порождением бледной немочи, сопровождающей упадок класса, господствующего в Западной Европе».
После революции 1905 писатели-декаденты стали очень популярны, т. к. их творчество было созвучно упадочным настроениям тех социальных групп, которые отвернулись от революции.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Декаде́нтство

(от позднелат. decadentia – упадок), общее название культурных течений в кон. 19 – нач. 20 в. Для них были характерны, по отзывам критиков, кризисные, упадочные, пессимистические настроения, оппозиционность по отношению к традиционной культуре и «мещанской» морали, эстетизация греха и порока. Основные мотивы литературы декадентства – смерть, безнадёжность, ничем не ограниченная свобода личности, крайний индивидуализм, восхищение болезненной красотой. Лейтмотивы декадентства получили воплощение не только в литературе, но и в живописи, музыке и т. д. Впервые мотивы декадентства проявились во французской литературе, у поэтов-символистов. В Англии подобные настроения характерны для творчества прерафаэлитов . В рус. литературе к декадентству относят творчество символистов старшего поколения – стихи Д. С. Мережковского , З. Н. Гиппиус , Ф. К. Сологуба , рассказы и повести Л. Н. Андреева . Влияние декадентов испытали многие другие известные писатели (напр., О. Уайльд , М. Метерлинк , Г. Гофмансталь , Р. М. Рильке , В. Я. Брюсов , А. А. Блок ), начинавшие творить в эпоху декаданса.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Декадентство" в других словарях:

    ДЕКАДЕНТ, ДЕКАДЕНТСТВО Термин décadent появляется во французской литературе в конце 70 х в начале 80 х гг., когда около С. Маллармэ и П. Верлена смыкается кружок поэтов, вступивших в борьбу с парнасцами. «Это движение стало усиливаться в начале… … История слов

    - [фр. decadence Словарь иностранных слов русского языка

    Деградация, падение, декаданс, упадок, оскудение, упадочничество Словарь русских синонимов. декадентство см. упадок Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    - (франц. decadence, от позднелат. decadentia упадок), общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половина XIX начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Ряд черт … Художественная энциклопедия

    - (франц. decadence, от позднелат. decadentia упадок), общее наименование кризисных явлений бурж. культуры кон. 19 нач. 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Первоначально характеризовало… … Философская энциклопедия

    - (французское decadence, на средневековой латыни decadentia упадок), обозначение течения в литературе и искусстве конца 19 начала 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой мещанской морали, культом красоты как самодовлеющей ценности,… … Современная энциклопедия

    - (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia упадок) обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой мещанской морали, культом красоты как самодовлеющей ценности,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (франц. decadence разложение, упадок) понятие исторической, историко философской и историко культурной традиций, используемое при описаниях циклических процессов жизни цивилизаций. Стало распространенным и получило определенную научную… … Новейший философский словарь

    ДЕКАДЕНТСТВО, декадентства, мн: нет, ср. (от франц. decadent упадочный) (лит., иск.). Литературно художественное направление в конце 19 в. и начале 20 в., отличавшееся упадочничеством, крайним эстетизмом и индивидуализмом, предшествовавшее… … Толковый словарь Ушакова

    ДЕКАДЕНТСТВО, а, ср. В конце 19 нач. 20 в.: общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве, характеризующихся настроениями упадка, утончённым эстетизмом и индивидуализмом. | прил. декадентский, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Игорь Северянин. Сочинения в 5 томах (комплект из 5 книг) , Игорь Северянин. Игоря Северянина называли "королем поэтов", и в этом есть доля правды - царственной и величавой поступью его стихи вошли в золотой фонд серебряного века. В его стихахи тонкая лирика, и…

Что такое декаданс?

В Европе конца XIX — начала XX века буржуазная экономика все активней вытесняла феодально-крепостнический строй, что породило в обществе упаднические настроения. Особенно ярко они выразились в искусстве. Идеи этого искусства, как и многое другое, русские поэты позаимствовали у западных. Обозначенное французским словом "декаданс", то есть "упадок", это течение в России нашло немало почитателей.

Что такое декаданс: немного из истории понятия

Декадентство означает регресс в культуре, ее упадок. Изначально этот термин использовали для обозначения культурных явлений Римской империи во II-IV вв.

Кроме того, этот термин используется для обозначения направления в искусстве XIX-XX веков: в литературе, музыке, творческой мысли, самовыражении и т. д. Термин "декаданс" можно отнести к авторам конца XIX века, связанным с эстетизмом и символизмом и при этом сочетавшим в своем творчестве черты раннего романтизма.

Сама идея декадентства берет свое начало в XVIII веке (Монтескье), затем этим термином критики стали обозначать романтизм, давая ему тем самым негативную оценку. Чуть позднее появились авторы, которые стали характеризовать свое творчество словом "декаданс" с гордостью, считая его обычным прогрессом. Авторами-декадентами, например, можно считать Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Оскара Уайлда, Мориса Метерлинка и т. д.

Если определять развитие декаданса в истории, то его можно отнести к переходному периоду между романтизмом и модернизмом.

Признаки декаданса


Декаденты выступали против старых течений, искали новые, более гибкие формы, которые могли бы лучше передать сложное мировоззрение человека.

Декадентство в России

Желающий лучше понять, что такое декаданс на русской культурной почве, может познакомиться с творчеством поэтов-символистов К. Бальмонта и А. Блока. "Символизм" — это второе название декадентской школы в литературе того времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.