Оформление дтп по европротоколу. Порядок правильного заполнения европротокола при дтп, бланк и образец документа Если ущерб больше суммы по Европротоколу

С 1 марта 2009 года вступили в силу изменения к статье 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО), согласно которым владельцам транспортных средств при определенных условиях предоставлено право оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии самостоятельно, без участия уполномоченных на то сотрудников милиции (упрощенное оформление ДТП или Европейский протокол).

    Возможность оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников милиции может быть реализована при наличии одновременно следующих условий:
      1. В ДТП участвовало только два транспортных средства;
      2. Ответственность владельцев транспортных средств застрахована по договорам ОСАГО;
      3. В результате ДТП пострадало только имущество;
      4. Разногласия по поводу обстоятельств причинения вреда, а также по поводу перечня видимых повреждений транспортным средствам между участниками ДТП отсутствуют.

Таким образом, при соблюдении перечисленных условий водители имеют право оформить документы о ДТП без вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Обстоятельства происшествия водители должны зафиксировать в извещениях о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 2.6.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090)).

На первый взгляд все выглядит весьма заманчиво: наконец-то водители избавлены от многочасовых ожиданий прибытия сотрудников ГИБДД на место ДТП. Однако, на практике с реализацией Европротокола не так все просто.

Первая проблема – это заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии

Надлежащим образом оформленное извещение о ДТП необходимо для получения страхового возмещения (п. 7 ст. 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Часто задают вопрос, где взять европротокол?

Ответ содержится в пункте 7 статьи 11 Закона об ОСАГО: бланки извещений должен выдавать страховщик.

Бланки извещений о ДТП были утверждены Приказом МВД от 23.05 2008 года № 449. На сегодняшний день, а точнее с 1 апреля 2011 года согласно Приказу МВД от 01.04. 2011 года № 155 «Об утверждении бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии» действуют новые бланки извещений. При этом до 1 апреля 2012 года наряду с бланками извещений нового образца будет действовать и бланки извещения о ДТП, изготовленные ранее.

Проблема заключается в сложности оформления извещения. Малейшее отступление в порядке его заполнения может повлечь за собой отказ страховщика в выплате страхового возмещения.

При заполнении извещения особое внимание необходимо обратить на оформление схемы ДТП (п. 17 Извещения о дорожно-транспортном происшествии).

В настоящее время действуют «Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников милиции», утвержденные Решением Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Указанные Правила содержат схемы наиболее распространенных дорожно-транспортных происшествий с участием двух автотранспортных средств.

15 февраля 2012 года Президиумом РСА было утверждены Методические рекомендации по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции. Документ разъясняет, какие действия следует предпринять водителям, попавшим в ДТП, также в документы приведены общие рекомендации по заполнению Извещения о ДТП.

Внимание к правильному оформлению схемы дорожно-транспортного происшествия связано, прежде всего, с тем, что страховая компания именно по схеме, составленной участниками ДТП, будет определять виновного.

Одним из последствий применения европротокола является ограничение по размеру ущерба, подлежащему возмещению страховой компанией. Согласно п. 10 статьи 11 Закона об ОСАГО размер страховой выплаты при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии не может превышать 25 тысяч рублей. И здесь возникает еще одна проблема: как на «глаз» определить размер ущерба? Кроме этого, помимо видимых повреждений ведь могут быть и скрытые неисправности. По мнению ряда специалистов должно быть разработано справочное пособие, заглянув в которое можно было бы определить стоимости ремонта каждой детали на машинах разной ценовой категории. Поэтому, если, по мнению водителя, стоимость восстановительных работ явно превышает сумму в 25 тысяч рублей – необходимо дождаться сотрудников ГИБДД и оформить документы в обычном порядке.


Еще одной помехой на пути реализации упрощенного порядка оформления документов при ДТП без участия сотрудников ГИБДД, является наличие у виновника аварии полиса КАСКО. При наличии такого полиса вызов сотрудников ГИБДД на место дорожно-транспортного происшествия является обязательным, поскольку отсутствие справок от компетентных органов может привести к отказу со стороны страховой компании в выплате страхового возмещения (и в том случае, если соблюдены все условия, предусмотренные для европротокола).

Таким образом, несмотря на то, что изменения, внесенные в Закон об ОСАГО, казалось бы должны были облегчить жизнь автолюбителям, на самом деле вызвали ряд затруднений с их реализацией на практике. Поэтому, прежде, чем остановиться на выборе европротокола, необходимо быть твердо уверенным, что с составлением извещения о ДТП не возникнет проблем, а также в том, что сумма причиненного ущерба составляет менее 25 тысяч рублей. Указанные рекомендации позволят избежать судебных разбирательств со страховыми компаниями.

Обновлено 2018-09-26 Опубликовано 2012-09-30

сайт попытались разглядеть и показать подводные камни, которые могут встретиться тем, кто пожелал воспользоваться европротоколом.

Напомним, что европротокол стал действовать на территории РФ с 1 марта 2009 года, принятый в рамках поправок в «Закон об ОСАГО». Затем с 1 января 2013 года, когда вступили в действие очередные корректировки данного закона, была увеличена максимальная сумма выплат и по европротоколу, составляющая сегодня 50 тысяч рублей.

Для того чтобы воспользоваться европротоколом, необходимо соблюдение следующих условий: 1) в аварии должно участвовать не более двух транспортных средств; 2) вред здоровью водителей и пассажиров нанесено не было: 3) оба участника имеют действующий полис ОСАГО; 4) нет разногласий по поводу виновности в ДТП и размере причиненных повреждений; 5) размер ущерба не превышает 50 тысяч рублей. И в каждом пункте автовладельца может ждать подвох!

Больше двух не собираться

Начнем с самого очевидного, казалось бы, условия: «не более двух транспортных средств». Здесь понятие «два ТС» не равнозначно понятию «два участника движения». И автомобиль с грузовым прицепом, на который требуется отдельная регистрация с госномером и страховка, хоть и является «одним участником движения», но считается уже как два транспортных средства, поэтому европротокол здесь оказывается неприменим.

Также нельзя воспользоваться европротоколом в случае ДТП без непосредственного контакта между автомобилями либо тогда, когда такой контакт минимален. Типичный пример – один из автомобилей, пытаясь избежать столкновения, уклоняется от другого и врезается в столб. В этом случае придется вызывать ДПС.

Предъявите документы!

При желании воспользоваться европротоколом обоим водителям стоит повнимательнее просмотреть документы друг у друга, какое бы взаимопонимание и доверие между ними не возникло. Ибо, если полис ОСАГО одного из них будет просрочен, либо выписан на другое лицо, то выплаты от страховой компании не будет. Также в полном порядке должны быть документы на автомобиль и водительские права.

Особое внимание тем, чей автомобиль застрахован по КАСКО! Большинство страховых компаний для выплаты по этому полису требуют справку о ДТП, которую можно получить, только вызвав на место аварии ДПС. Поэтому европротоколом при страховании КАСКО воспользоваться будет нельзя. (Сейчас рассматривается возможность «расширения» действия европротокола и на застрахованных по КАСКО, но такой закон пока не принят.)

Скажем прямо

Самый важный и ответственный момент – заполнение бланка извещения о ДТП (выдается вместе с полисом). Здесь данные на каждый автомобиль и его владельца должны быть вписаны в полном объеме, также четко и полностью указаны полученные каждым автомобилем повреждения. Степень вины каждого участника обозначена прямо и без двусмысленностей. Например, если один из участников напишет фразу «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке будет отказано.

Бланк извещения не должен содержать никаких помарок и исправлений. Именно заполнение бланка извещения о ДТП (и по оценкам экспертов рынка, и по отзывам обычных автовладельцев) выступает главным «камнем преткновения» – как для тех, кто хотел воспользоваться европротоколом, но не решился, так и для тех, кто уже попробовал, но получил отказ в страховой выплате.

Презумпция виновности

Страховые компании смотрят на обращения по схеме европротокола весьма настороженно, изначально подозревая участников в сговоре и попытке мошенничества, хоть открыто и не признают этого. Такие утверждения делают и профильные эксперты, и показывает наш собственный мониторинг сетевых форумов, где автовладельцы сетуют, что страховщики «придираются к каждой запятой» в бланке извещения, стараясь под любым предлогом отказать в выплате. Есть, конечно, и положительные решения, но они в большинстве своем касаются небольших сумм порядка 5-10 тысяч, а там, где нужно платить больше, возникает сопротивление.

Стоит иметь в виду, что страховая компания может потребовать на осмотр автомобиль как самого обратившегося, так и второго участника ДТП, с чем могут возникнуть проблемы. Поэтому с большой осторожностью стоит использовать европротокол в случае ДТП с автомобилем из другого региона, особенно удаленного.

Ущерб замедленного действия

Сложным моментом оказывается и определение размера ущерба. Согласно правилам европротокола, свыше максимальной суммы в 50 тысяч рублей получить нельзя, даже если обнаружатся скрытые повреждения, сразу незамеченные владельцем. Например, простая царапина на диске при осмотре на СТО может «вылиться» в ремонт подвески с заменой деталей, соответственно, сильно увеличив сумму ремонта. Кстати, в таком случае невиновный участник ДТП (т.е. тот, кому полагается выплата по ОСАГО) может обратиться в суд и попытаться «отозвать» свою подпись, заявив, что «был в шоке», «подвергся уговорам и давлению» и т.п. И если суд пойдет навстречу, то недостающую сумму будет компенсировать уже не страховая компания, а ее станут взыскивать лично с виновного в ДТП. То же самое может произойти, если невиновный участник, подписавший европротокол, потом вдруг обнаружит у себя недомогания, вызванные ДТП. Если тот обратится в суд и это докажет, то компенсация вреда здоровью ляжет на виновного. При этом подать иск в суд на пересмотр европротокола возможно и в случае отказа от изначального признания своей вины. И в случае удовлетворения такого иска бывший «невиновный», получивший страховку, будет обязан как минимум вернуть полученную сумму страховой компании.

Таким образом, российский европротокол как был, так и остается по сей день «палкой о двух концах», которая может бить «по правому и виноватому»... И неудивительно, что число воспользовавшихся европротоколом, по разным оценкам, порядка 5-7% от общего количества заявителей на выплаты по ОСАГО. Европротокол у нас есть, и это хорошо и правильно, но пока наше общество, бизнес и право до него еще «не дозрели». И сейчас пользоваться европротоколом в России можно только, что называется, «на свой страх и риск».

В небольших авариях повреждения часто несоизмеримы со временем, которое нужно потратить на оформление ДТП. Решением стал европротокол, который заполняется на месте самими участниками инцидента без привлечения ГАИ. Здесь много плюсов: во-первых, не будет штрафа за создание аварии, во-вторых, на это уйдет не больше пятнадцати-двадцати минут, в-третьих, проезжающие водители не будут бросать на вас злобные взгляды - мол, тут создали пробку из-за царапины на бампере.

Сложностей тоже набирается прилично: то бланка нет, то максимально предусмотренной суммы потом не хватает для покрытия ущерба. Николай Гомин, директор аукциона «Автолот » по продаже разбитых автомобилей с КАСКО, объяснил все нюансы европротокола. К слову, сейчас максимальная сумма выплаты составляет 400 евро, идет обсуждение о поднятии лимита до 1000 евро . Увеличение порога до тысячи евро позволит оформлять без ГАИ аварии с более крупными повреждениями, что тоже будет экономить ваше время.

Первая проблема, с которой сталкиваются водители - отсутствие этого самого документа. Взять его можно в своей страховой компании, но при оформлении полиса «автогражданки» либо КАСКО обычно никто не вспоминает о европротоколе. При мелких авариях люди и рады бы оформить документ и быстро разъехаться по делам, однако бланка у них просто нет. Лучше взять у страховщика сразу несколько экземпляров. Они выдаются бесплатно, а лишними точно не будут. В этом мы убедились, когда составляли документ на импровизированное ДТП, сделав все правильно только с третьего раза (об этом читайте во второй части материала). Ни помарок, ни зачеркиваний не допускается . Поэтому важно, чтобы у вас всегда были с собой несколько экземпляров европротокола.

Придумываем ДТП. Случилась мелкая авария почти новых «бюджетников», популярных у белорусов: Nissan Almera на перекрестке задел Kia Rio , оба седана 2014 года выпуска. На Kia поцарапано крыло, у Nissan треснул бампер. Машины стоят на оживленном перекрестке - пр. Машерова и ул. Богдановича. Если оставить автомобили, минут за пятнадцать успеет собраться пробка. У вас есть выбор: либо ждать ГАИ, которое приедет к вам в течение некоторого времени, либо заполнить европротокол.

Можно составлять документ прямо на месте ДТП, не передвигая автомобили. Важно: сразу после ДТП все пассажиры должны отойти в безопасное место - на обочину или тротуар. Водитель должен выставить знак аварийной остановки. Знак нужно выставить не возле машины, а за 50-150 метров, в зависимости от интенсивности потока и скорости движения автомобилей. Иначе последствия могут оказаться гораздо хуже, чем помятая дверь или поцарапанное крыло. Вспомните, например, случай на МКАД в 2013 году, когда в сломавшийся Daewoo Matiz врезался МАЗ - в той аварии можно было обойтись без погибших, если бы водитель и пассажир неисправной легковушки перешли за ограждение кольцевой.

Главный нюанс - потерпевшей и виновной стороне необходимо сфотографировать место аварии с разных сторон. Нужно снять положение машин, дорожные знаки, несколько общих планов с ДТП, а также повреждения с близкого расстояния. На изображениях должно быть однозначно понятно, кто виновник аварии. Это обязательно нужно сделать до того, как убирать машины на обочину , чтобы не затруднять движение, и составлять европротокол. Может случиться так, что вы отъехали, а создавший аварию водитель мигом заявляет, что он невиновен и это вы нарушили ПДД. Фотографии будут доказательством вашей правоты. Для виновника также есть нюанс: потерпевший может на следующий день осознать, что ремонт обходится дороже 400 евро, пригнать автомобиль на место ДТП, вызвать ГАИ и сказать, что виновник съехал с места аварии. При этом виновник, на радостях и с мыслями «легко отделался», мог взять да и выбросить европротокол.

Возвращаемся к европротоколу. Необходимо сразу оценить полученный ущерб . Сделать это непросто - многие автовладельцы не знают (да и не должны знать), сколько стоит покраска элемента либо новая фара. В нашем примере автомобили почти новые и обслуживаются на официальных сервисах, поэтому звонок дилеру (на СТО) с вопросом о цене ремонта детали поможет определить сумму за восстановление повреждения. Следует узнать общую цифру: работы по снятию, покраске и установке элемента. Также уточните цвет машины - для разных оттенков стоимость работ может отличаться. Если автомобиль постарше, дилер не нужен - просто наберите любой сервис, занимающийся кузовным ремонтом. На всякий случай ищите сервис на сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию. Тогда у страховой компании не будет к вам лишних вопросов, если вы решите восстановить автомобиль на том или ином СТО.

Основной момент при звонке - нужно точно определить, хватит вам 400 евро или нет. Названная сумма близка к предельной и нет уверенности, что этих денег будет достаточно - лучше не рисковать и вызывать ГАИ. Укладываетесь в максимум европротокола - просто заполняете со вторым участником аварии бланк и разъезжаетесь.

Чуть другая ситуация - когда машина имеет КАСКО . При подаче документов в страховую компанию появляется нюанс. В полисах КАСКО есть пункт: «N обращений без вызова ГАИ». Обычно их два-три. Подача европротокола означает как раз такой случай. Если исчерпаете лимит, в дальнейшем сможете заявлять о повреждениях машины только с протоколом от сотрудников Госавтоинспекции. Некоторые страховые компании готовы платить за обращение без привлечения ГАИ не более 5% от суммы автомобиля. То есть даже если ваша машина застрахована по КАСКО, вы все равно получите не более пяти процентов от ее стоимости, потому как не вызывали ГАИ для составления документов о ДТП. В случае с «бюджетником», как Nissan Almera или Kia Rio , 5% - это порядка десяти миллионов рублей, что примерно равняется максимальной выплате по европротоколу. В страховую компанию обращается только владелец машины, который указан в техпаспорте, либо лицо, у которого есть генеральная доверенность. При себе нужно иметь заполненный европротокол, техпаспорт, страховой полис, медицинскую справку (при наличии КАСКО) и сертификат техосмотра.

Рассмотрим другую ситуацию: виновник аварии сдавал назад и фаркопом повредил бампер вашей машины. Тот отъезжает, пластик вдруг выпрямляется, остается только мелкая царапина. Больше повреждений, казалось бы, нет. Потерпевший приезжает на сервис, и ему говорят, что сломаны внутренние крепления. Четырехсот евро на ремонт никак не хватит. Если при этом был оформлен европротокол, страховая компания не выделит больше этой суммы. Придется доплачивать из своего кармана, либо подавать на виновника аварии регрессный иск, чтобы получить недостающую разницу. Также на виновника может подать регрессный иск страховая компания по системе КАСКО, если стоимость восстановительных работ составила более 400 евро. Бывает, что участники ДТП неправильно оценивают ущерб и думают, что легко отделались, а потом нужно начинать судебное разбирательство. Такое часто случается с новыми машинами: вроде бы просто фронтальная решетка треснула, а потом оказывается, что она меняется только в сборе с бампером, который стоит больше 400 евро. Правильно оценивайте ущерб , о чем мы писали выше. Это важно как для виновника, так и для потерпевшего в ДТП.

Виновнику аварии нужно хранить европротокол и фотографии с места ДТП три года . Потерпевшая сторона, видя, что сумма ремонта превышает лимит выплаты по европротоколу, может выбросить свой экземпляр документа и обратиться в ГАИ с заявлением об аварии, виновник которой скрылся. Если же у создавшего ДТП водителя есть заполненный европротокол, претензий от ГАИ к автомобилисту не будет. Срок ответственности по линии Госавтоинспекции - два месяца. Установленный срок исковой давности - три года, поэтому документ лучше держать его у себя все это время. При подаче на вас регрессного иска европротокол может быть хорошим аргументом: второй водитель согласился с повреждениями, и кто знает, вдруг «доломал» какой-то элемент ради большей выплаты.

Есть несколько других важных моментов. Когда люди получили травмы и это необходимо зафиксировать, следует обращаться к ГАИ для оформления ДТП. Попавшая в аварию машина зарегистрирована в другой стране - вновь без Госавтоинспекции не обойтись.

Получается, что европротокол - удобный и быстрый способ разобраться с мелкой аварией. Но почему регулярно встречаются ситуации, когда из-за едва заметной царапины перекрыты два ряда из трех и скапливаются огромные пробки? Основная причина - люди боятся, что не получат страховой выплаты. К тому же у многих нет с собой бланков. Сам документ двойной, но заполнять его нужно только один раз: на вторую страницу вся информация продавливается - поэтому, кстати, лучше писать с сильным нажимом. После заполнения европротокола нужно внимательно проверить все записанные данные - не только свои, но и второй стороны. В случае любых неточностей страховая компания не примет документ и, само собой, выплаты не последует.


«Лично с моим автомобилем случались мелкие ДТП дважды. И европротокол был испытан в действии. Это действительно удобно. В одном случае после того, как мы освободили полосы движения, врезавшийся в меня водитель сказал, что он невиновен. Спасли фотографии с места ДТП, которые были сделаны мною сразу же после аварии», - рассказывает Николай.

Мы предлагаем вам, уважаемые читатели, попробовать свои силы в заполнении европротокола. Смоделируйте мелкое ДТП - например, вы остановились на светофор, а позади идущая машина не успела и ударила бампер вашего авто. Распечатайте копию бланка и заполните его с коллегой, родственником или знакомым. Через несколько дней мы опубликуем продолжение статьи, которое будет посвящено правильному составлению европротокола - и тогда вы узнаете, сможете получить 400 евро страховки или нет. Возможно, в будущем это пригодится. Ведь, как известно, лучше помучаться на учениях и чувствовать себя уверенно во время боя.

Станислав Иванейко

Два года назад российским автовладельцам дали право при мелких авариях не вызывать сотрудников ГИБДД, а оформлять документы, необходимые для предоставления в страховую компанию, самостоятельно. Однако до сих пор этим правом воспользовались очень и очень немногие, люди предпочитают по-прежнему вызывать гаишников и часами стоять в ожидании на дороге, создавая пробки.

Сегодня оформление ДТП по европротоколу становится особенно актуальным в связи с сокращением милиции. О том, как правильно вести себя в случае небольшой аварии, говорили на «круглом столе», состоявшемся в редакции газеты «Комсомольская правда» с участием представителей ГИБДД и страховых компаний.

Начальник Центра автоматической фиксации УГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю Игорь Семенов привел несколько цифр: на сегодняшний день экипаж, заступающий на дежурство, тратит на оформление ДТП около 30% своего времени. С учетом прошедшего сокращения на оформление аварий будет уходить до 60% времени дежурства, соответственно, все это время инспектора не смогут вести профилактическую работу, предотвращать дорожно-транспортные происшествия, а ведь именно это является основной задачей госавтоинспекции. Дальше прогнозы пессимистичней некуда: участники ДТП будут значительно дольше стоять в ожидании инспекторов, те будут ездить с одного ДТП на другое, автомобилисты начнут привыкать к тому, что на улицах нет патрульных экипажей, которые могут остановить за нарушение правил, и в итоге мы получим правовой нигилизм на дороге, сходный с ситуацией 90-х годов.

Выход есть: оформление мелких аварий по европротоколу, без участия госавтоинспекции. Для этого обязательно должно быть соблюдено несколько условий: только два участника ДТП, оба имеют полисы ОСАГО, нет пострадавших, вред причинен только имуществу, сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей и главное - единое мнение по поводу виновника аварии.

Страховым компаниям рост количества аварий тоже невыгоден: чем их больше, тем больше выплат по полису ОСАГО. С другой стороны, при оформлении ДТП без участия милиции появляется большое поле для мошенничества. Страховщики указали несколько «слабых» моментов: в законе четко не прописано, когда участники аварии должны предоставить свои документы в страховую компанию. Если на момент ДТП у одного из них не было полиса

ОСАГО, он может быстренько его оформить и составить документы так, как будто авария произошла позже. Далее: на обязательный осмотр предоставляется только автомобиль потерпевшего, поэтому очень сложно точно установить механизм ДТП и определить виновника. А возможно, ДТП и вовсе не было: одна и та же машина с одними и теми же повреждениями может пройти по нескольким страховым компаниям, как пострадавшая в аварии с разными «виновниками», собрать по 10 - 15 тысяч рублей - уже достаточно крупная сумма. К сожалению, у нас в крае не ведется единая база по ДТП среди страховщиков, и выявить такое мошенничество не так уж просто. Другое дело, если авария зафиксирована в ГАИ - тут все четко: место, время, участники, виновники...

Впрочем, каждая уважающая себя страховая компания имеет достаточно серьезную службу собственной безопасности. В 2009 году, когда только появилась возможность оформлять ДТП без участия ГАИ, были попытки страховых мошенничеств, но их быстро пресекли. Сегодня ситуация осложняется тем, что граждане сами не хотят использовать право на оформление аварии без участия госавтоинспекции. Причин тому немало: вероятность, что полис второго участника аварии «липовый», что его компания обанкротилась, что в страховой компании по каким-либо причинам откажут в выплате... Вот и стоят автомобили, едва зацепившиеся бамперами, в ожидании гаишников, а остальные участники дорожного движения, потихоньку матерясь, пытаются их объехать.

Но все же основная причина того, что европротокол у нас не используется, - банальная неграмотность автомобилистов. В случае если вы стали участником мелкой аварии и соблюдены все условия, позволяющие оформить ДТП самостоятельно, страховщики рекомендуют не ждать сотрудников ГАИ, а сразу составить схему ДТП, после чего освободить проезжую часть и тут же на месте составить извещение о ДТП. Извещение - эта такая синенькая бумажечка, которая выдается вместе с полисом ОСАГО. Она становится основным документом, поэтому и заполнять ее надо тщательно, не должно быть пропущено ни одной строчки, должны стоять обе подписи - виновника и потерпевшего. Но сначала все же необходимо убедиться в подлинности полиса второго участника ДТП, позвонить по указанным в нем телефонам. Кстати, если полис действителен, но компания-страховщик разорилась и официально признана банкротом, тогда выплаты будут производиться через РСА - Российскую ассоциацию страховщиков.

Правда, ждать их в этом случае придется достаточно долго... После того как вы заполнили извещение, лучше всего обе машины пригнать в страховую компанию виновника или потерпевшего - неважно, какая окажется ближе. В принципе, этого должно быть достаточно для положительного решения о выплате.

Страховщики высказали несколько предложений, которые помогут им бороться с мошенниками: например, возможность получить помощь от милиции, в случае если авария произошла на перекрестке, оборудованном камерами; упрощение самой формы извещения о ДТП; установить жесткие сроки подачи документов о ДТП. В свою очередь, сотрудники ГИБДД готовы выходить в органы власти с предложениями об увеличении суммы выплат по европротоколу с 25 до 40 - 50 тысяч рублей; о введении в экзаменационные билеты по правилам дорожного движения вопросов по оформлению ДТП без участия ГАИ.

В одночасье новый для большинства автолюбителей механизм все равно не запустить. Сотрудник одной из страховых компаний рассказал о ситуации, когда сам попал в мелкую аварию, но второй участник отказался оформлять ее по европротоколу, и они вынуждены были стоять длительное время, перегородив проезжую часть, в ожидании сотрудников ДПС. Хотя можно было все сделать быстрее и проще. Вот именно это «быстрее и проще» должно стать очевидным для автомобилистов, наверное, только тогда они перестанут вызывать сотрудников ДПС из-за поцарапанного бампера.

Сегодня в больших городах население ежедневно сталкивается с проблемами огромных пробок на дорогах из-за того, что автомобили, которые попали в незначительные ДТП, должны часами ждать сотрудников ГАИ для оформления происшествия. Это создает массу неприятностей и водителям, и простым гражданам, которые вовремя не могут добраться на работу или домой. Частично разрешить проблему может введение в Украине европротокола. Европротокол поможет разгрузить дороги, так как водителям не придется долго ждать ГАИ на месте аварии, если она незначительна. Европротокол - это также возможность для потерпевшего в результате ДТП обратиться за возмещением убытка в свою страховую компанию, а не в компанию причинителя вреда, как это было ранее.

Фото: PHL По своей форме и сути европротокол - это всего лишь официальное сообщение о ДТП

По своей форме и сути европротокол - это всего лишь официальное сообщение о ДТП, составленное его участниками, которые застраховали свою ответственность на условиях ОСАГО, и подписанное каждым из них лично. Его появление в украинском правовом поле связано с приближением Евро-2012. Но, вопреки расхожему мнению, европротокол не исключает протоколов ГАИ, а только дополняет их. Другими словами, заполнять этот документ с нехитрыми вопросами на тему "каким образом вы попали в аварию?" придется вне зависимости от того, вызывается ли на место происшествия автоинспекция, или водители улаживают проблемы самостоятельно. Просто в последнем случае для страхового возмещения не придется ждать решения суда, платить штраф и контактировать с милицией.

Родоначальником европротокола является Франция. В течение последних 30 лет система распространилась на многие страны Европы. Правда, единого европейского законодательства на этот счет не существует. Каждая страна устанавливает свои правила и предельные суммы страхового возмещения. Единственное, что унифицировано, - сам бланк европротокола. Во всех странах, его признающих, бланки и вопросы совпадают. Разница лишь в том, что в Великобритании европротокол - на английском, в Испании - на испанском, в Украине будет на украинском языке и т.д.

Кстати, в соседней России, где европротокол появился раньше, используется французская модель. Во Франции водители-участники ДТП могут договариваться без вызова полиции в любом случае, если вред нанесен исключительно автомобилям. То есть, в аварии нет пострадавших и не повреждено имущество, находившееся в авто. В Бельгии, например, правила либеральнее: полицию можно не вызывать, даже если есть травмированные (но не погибшие).

Фото: PHL Европротокол составляется и подписывается на месте ДТП страхователем и пострадавшим

Европротокол составляется и подписывается на месте ДТП страхователем и пострадавшим, в нем должно быть изложено общее видение страхователя и пострадавшего относительно обстоятельств ДТП и схема этого происшествия.

У потерпевшего есть выбор: обратиться в страховую компанию виновного в ДТП или к своему страховщику. Если прямой страховщик откажет в прямом возмещении убытков, потерпевший будет иметь возможность обратиться в страховую компанию виновника. При этом, условия обращения в страховую компанию прямого страховщика оговорены законом об ОСАГО. Прямое урегулирование возможно, если вред причинен только имуществу, а ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств. Во всех иных случаях потерпевший должен по-прежнему обращаться в компанию виновного в ДТП.

Польза для ГАИ и водителей от введения европротокола будет обоюдная. Европротокол даст возможность потерпевшим в результате ДТП договориться о возмещении ущерба без участия представителей Госавтоинспекции, что позволит урегулировать происшествие в более короткий срок. В то же время, оформление ДТП без участия ГАИ позволит потерпевшим избежать административной ответственности, которая сейчас наступает практически во всех случаях.

По данным ГАИ, в 2009 г. зафиксировано 230 тысяч ДТП. Только 30 тысяч из них - это случаи с потерпевшими, которые требуют вмешательства со стороны государства. Оставшиеся 200 тысяч ДТП - это имущественные споры, которые могут урегулировать страховые компании.

Причин задержки с введением европротокола несколько. Первая - недостаточная популярность ОСАГО среди водителей, что исключало возможность полюбовного решения проблемы при ДТП. Вторая - сопротивление ГАИ. Хотя официально Госавтоинспекция всячески поддерживает идею урегулирования вопросов по мелким ДТП без своего участия, но неофициально это может повлечь за собой сокращение штата автоинспекции. Также снизятся показатели по штрафам, поступления за выдачу справок. Третья - неготовность украинских страховых компаний. С введением прямого урегулирования убытков страховой рынок должен быть готов к скачку убыточности по этому виду страхования. Страховые эксперты прогнозируют также увеличение количества случаев страхового мошенничества на рынке примерно на 10%. С введением европротокола страховым компаниям придется задуматься о возможностях оптимизировать расходы на ведение дел по ОСАГО. Одним из таких методов могло бы стать введение бездокументарного оборота полисов по ОСАГО. Это могло бы сэкономить страховщикам расходы на ОСАГО приблизительно на 25%. Но для этого нужно обеспечить безупречную работу централизованной базы данных МТСБУ.

Фото: PHL В России европротокол не прижился совсем

Однако, даже, если европротокол будет введен в Украине, неизвестно как он здесь приживется. В России, к примеру, он не прижился совсем. Во-первых, пока законопроект предусматривает, что сотрудники ГАИ не будут выезжать на место ДТП, если речь идет о причинении вреда исключительно транспортному средству. Если же в машине был портфель с важными документами и деньгами и пострадал, то без ГАИ по-прежнему не обойтись, ибо повреждение дополнительного имущества не учитывается при оформлении европротокола.

Во-вторых, вопреки закону, далеко не все транспортные средства до сих пор обеспечены полисами обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). К тому же, европротокол касается только возмещения вреда, нанесенного обеспеченным транспортным средством другим обеспеченным автомобилям в рамках ОСАГО.

Так что для Украины, несомненно, положительным моментом является то, что уменьшится количество заторов, так как участники ДТП не будут тратить время на ожидание приезда сотрудников ГАИ. Но есть и целый ряд отрицательных моментов. Например, у наших людей другая, по сравнению с гражданами Европы, ментальность, и потому неизбежно возрастет количество случаев мошенничества, при этом сводится на нет возможность страховых компаний реализовать свое право регресса, предусмотренное ст. 38 Закона Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.