Повышение цен на страховку автомобиля. Резкое подорожание осаго все равно будет, просто через год — эксперт. Когда менялись в последний раз

К примеру, для ответственного и аккуратного в вождении водителя при расчете цены полиса применяется максимальная 50%-ная скидка (коэффициент 0,5) за долголетнюю безаварийную эксплуатацию машины. Это совсем не означает, что конечную стоимость страхового полиса ОСАГО снизят на такой коэффициент. Поскольку в настоящее время полис ОСАГО относится к транспортному средству, в случае если водителя, которому положена максимальная скидка, нужно вписать в полис, где вписан владелец другого автомобиля, попавший в ДТП по своей вине, его максимальный коэффициент обязательно снизят.

Как было запланировано, с 1 января будущего 2017 года полис ОСАГО отвяжут от автомобиля и привяжут к конкретному водителю. Говоря другими словами, для всех водителей рассчитают их индивидуальный бонус-малус (КБМ), изменяемый по причине аварийности другого автомобиля и водителя.

2. Классы убыточности водителей (коэффициенты КБМ)

С нового 2017 года Российским союзом автостраховщиков для водителей будут введены 14 индивидуальных классов (класс убыточности «М» и 13 классов).

Например, для класса убыточности «М» применяется коэффициент 2,45. Для водителей, часто попадающих в ДТП из-за нарушения правил дорожного движения, будет присвоен соответствующий класс убыточности с коэффициентом 2,45. Такие водители смогут оформить полис в 2,5 раза дороже.

На данный момент классы убыточности применяют к автомобилю, а к водителям присвоен первый класс. За безаварийную езду водителям начисляется 5%-ная скидка. За год коэффициент бонус-малус может снизится на 0,05 процента. А максимальная скидка за десятилетнюю безаварийную езду составит 50 процентов (отсюда — коэффициент 0,50).

В случае попадания водителя по его вине в ДТП, независимо от предоставленной скидки, на следующий страховой период к нему применяется повышающая надбавка в размере коэффициента 1,55. Возвращение коэффициента бонус-малус до 1,0 возможно при управлении машиной без аварий на протяжении двух лет.

Кроме того, из-за привязанности коэффициента бонус-малус и к автомобилю, и к водителю, при страховании водителем — собственником автомобиля и внесении в полис других водителей для одного водителя могут применяться разные коэффициенты КБМ, зависящие от количества вписанных водителей и КБМ, применяемых к ним и автомобилю.

3. С 01.01.2017 года для всех водителей будет применяться личный КБМ при оформлении полиса ОСАГО, изменяемый ежегодно.

На данный момент коэффициент бонус-малус изменяют после оформления договора страхования на следующий срок. С отвязкой водителей от автомобилей, они получат более справедливый для них коэффициент КБМ. А еще с нового года страховым компаниям запретят самостоятельно производить расчет коэффициента бонус-малус. РСА будет подготовлена электронная онлайн система, рассчитывающая индивидуальный коэффициент КБМ всем водителям и передающая его страховым компаниям при заключении договора страхования.

Таким образом будут предупреждены злоупотребления, допускаемые страховыми компаниями при расчете цены полиса ОСАГО.

4. Вырастет ли скидка на полис ОСАГО с 01.01.2017 года?

Если водителя надо вписать в чужую страховку, рассчитываться будет не средний коэффициент, применяемый к двум страховкам, а намного справедливее. Когда водителю с коэффициентом 0,5 надо вписаться в страховой полис, он не теряет свой коэффициент и ему предстоит минимальный коэфициент.

Согласно данных РСА пятая часть водителей благодаря применению новой методики расчета с 01.01.17 получит скидку на окончательную стоимость полиса ОСАГО в 2-15% процентов.

5. Подорожает ли полис ОСАГО без ограничения количества допущенных к управлению водителей?

Однако, с применением новой системы расчета коэффициента бонус-малус с 01.01.17, отменив привязку стоимости полиса к автомобилю, ощутимо повысится стоимость страхового полиса ОСАГО без ограничения допущенных к управлению водителей. На данный момент при расчете стоимости такого полиса ОСАГО применяется коэффициент КБМ 1,80. Подорожание этого полиса ОСАГО коснется около 13,6% водителей.

6. Предусмотрен ли переходный период с введением новой системы для расчета коэффициента бонус-малус?

Российским союзом автостраховщиков после начала действия нового расчета коэффициента КБМ определены льготы для переходного периода. К примеру, водители, вписанные в несколько полисов ОСАГО, для которых применяется несколько коэффициентов бонус-малус, смогут воспользоваться минимальным КБМ (на данный момент страховыми компаниями в подобном случае применяется средний коэффициент бонус-малус.

7. Подорожает ли стоимость полиса для таксистов и юридических лиц?

Для юридических лиц с 01.01.17 при оформлении полиса ОСАГО будет применяться средний коэффициент по автопарку юридического лица. Естественно, компании с большим автопарком будут вынуждены увеличить расходы на ежегодное страхование.

Особенно некомфортны изменения для крупных таксомоторных парков, машины которых часто попадают в аварии по вине самих водителей. С нового года попадание хотя бы одного водителя в ДТП приведет к значительному подорожанию страховки в следующем календарном периоде.

8. Вырастет ли стоимость полиса ОСАГО при внесении в него водителя, по своей вине ранее попадавшего в ДТП?

Новые правила расчета цены полиса Осаго после 1 января 2017 года при внесении в полис нескольких водителей предусматривают его расчет по водителю с худшим коэффициентом КБМ. В процессе оформления полиса любой автовладелец должен внимательно изучить нововведения и ответственно отнестись к внесению в полис ОСАГО водителя, к которому применяется большой КБМ коэффициент. Из-за аварийности такого водителя значительно увеличится итоговая стоимость страхового полиса ОСАГО.

12:30 — REGNUM

Резкое повышение стоимости полиса ОСАГО все равно будет — просто через год, и подорожание заметят все, даже аккуратные водители, считает эксперт в области страхования, один из основателей портала Strahovkaru.ru Валерий Коляда .

Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на документ сообщила, что в финальных поправках Минфин готов разрешить страховщикам с 1 сентября 2019 г. по 1 сентября 2020 г. устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% ниже или выше базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020 г. — на 40% ниже или выше.

На необходимости либерализации страховщики настаивали давно. Поначалу предполагалось, что тарифный коридор будет расширен на 20% уже в сентябре этого года. Сильное общественное давление вынудило Минфин и ЦБ провести открытые парламентские слушания — они проходили в последнюю неделю сентября. По итогам слушаний, расширение тарифного коридора было отложено — минимум на год. Проводить его обещали поэтапно, чтобы избежать резкого повышения цен.

Сейчас очевидно, но резкое повышение все равно будет — просто через год — и не на 20%, а на сразу на 30%, а к 2020 — и вовсе до 40%. Конечно, либерализация предполагает расширение тарифов в обе стороны, но все понимают, что вряд ли кто-то из страховщиков захочет понизить базовую ставку.

РСА давно обращала внимание на необходимость либерализации. В настоящий момент ОСАГО — один из самых убыточных видов страхования для страховых компаний: размер выплат по страховым случаям часто значительно превышает размер страховых премий, полученных от водителей (не говоря уж о мошенничестве и деятельности автоюристов).

Нынешние тарифы и коэффициенты не учитывают такие важные показатели, как, например, стиль вождения. Получается, что аккуратные водители переплачивают, а лихачи из «токсичных» регионов платят наравне с ними.

Новые поправки должны исправить эту несправедливость. Вместо коэффициентов мощности и территории будут введены новые: коэффициент нарушения ПДД и коэффициент страховщика. Коэффициенты мощности и территории называют социальными — в нынешней системе они существуют, чтобы снизить цену ОСАГО для малообеспеченных водителей из бедных регионов.

С введением новых коэффициентов стоимость вырастет для неаккуратных водителей, а осторожным компании, возможно, наоборот будут давать скидку. Настаивая на расширении тарифного коридора на 20%, страховщики в голос заявляли: аккуратные водители не заметят подорожания — новые коэффициенты дадут им необходимую скидку.

Но с расширением коэффициента до 40% в это уже верится с трудом. Что уж и говорить о тех, кто хоть раз попадал в аварию или о новичках — те, кто за рулем недавно и имеет первую машину, они еще как почувствуют рост цен. По жителям небольших городов и отдаленных регионов отмена территориального коэффициента тоже больно ударит (даже несмотря на то, что его хотят отменить только к 2020 году).

Уже сейчас есть очень серьезная проблема: многие водители (даже аккуратные) отказываются от ОСАГО. Заплатить штраф в 800 рублей (или 400 со скидкой) проще, чем купить дорогостоящий полис. За 2017 год таких водителей было около 3 млн, согласно официальной статистике ГИБДД.

Поэтому увеличение штрафов на езду без ОСАГО выглядит следующей логичной мерой. Представители Минфина уже высказывали идею сделать штраф соразмерным цене полиса — тогда водителям будет проще купить полис.

Надо сказать, что представители РСА обращались к зарубежному опыту (в частности, Германии). Там после либерализации цены на полисы выросли, причем серьезно, но зато выросли размеры возмещения по страховым случаям.

Срок действия страхового договора на автомобиль установлен законодательными актами РФ. Водитель ТС вправе в зависимости от ситуации (продажа, постановка на учет и т.д.) купить полис страхования с ограниченным периодом использования ТС. Его цена будет отличаться от стоимости годовой страховки. Как рассчитывается цена краткосрочного полиса? На какой минимальный срок можно оформить ОСАГО? Что грозит водителю за управление ТС вне срока действия страхового полиса?

На какой срок можно оформить ОСАГО?

Срок действия договора обязательного автострахования установлен 10 статьей закона «Об ОСАГО». Пункт 1 этой статьи указывает, что действие ОСАГО составляет 12 месяцев, не считая нескольких исключительных случаев. К ним относится обязательная страховка транспортных средств, которые поставлены на учет в иностранных государствах - срок действия не может быть менее 5 дней и ОСАГО на ТС, следующие к месту регистрации или на техосмотр, в том числе повторный - срок действия не должен превышать 20 дней.

Статьей 16 того же закона предусмотрен минимальный срок ОСАГО для случаев использования транспортных средств в определенный сезон. Пункт 1 указывает, что физические лица, покупающие сезонную страховку, могут оформить ее на 3 месяца и более. Юридические лица, пользующиеся ограниченной страховкой в отношении снегоуборочных, поливочных и прочих специальных машин, могут использовать их минимум 6 месяцев в году.

Срок страхования и период использования ТС в страховом полисе

Срок действия страховки и период ее использования - два разных понятия. Если случай страхователя не относится к исключениям, указанным в статье 10 закона «Об ОСАГО», то срок, в течение которого действует договор, составляет 1 год. А срок использования может быть ограничен определенным временем, что страховщик в обязательном порядке указывает в страховом полисе и договоре при оформлении страховки. Управлять или использовать автомобиль в период, не указанный в этих документах, запрещено законом.

Пример оформления ОСАГО с ограничением

Договор обязательной «автогражданки» был заключен сроком на 12 месяцев - с 1.05.2018 по 30.04.2019 года. Период использования был установлен на 3 месяца - с 1.05.2018 года по 31.07.2018 года. Эксплуатировать автомобиль в месяцы, не предусмотренные ОСАГО, нельзя, поскольку ответственность водителя на это время не застрахована.

В случае, если автовладелец приобретает страховку с ограниченным сроком использования, он обязан предоставить страховой компании список всех водителей, которые имеют право управлять ТС. Если срок страхования ОСАГО необходимо продлить или нужно допустить к управлению авто еще одного или нескольких водителей, страхователь в силу п.3 ст.16 закона «Об ОСАГО» обязан сообщить в письменной форме об этих изменениях страховщику, а тот вправе требовать доплату за полис, пропорциональную увеличению риска.

Расчет стоимости ОСАГО на маленький срок

Минимальная страховка ОСАГО на автомобиль будет стоить дешевле, чем полис на весь срок, то есть на 12 месяцев. Для расчета цены полиса используется стандартная формула. Коэффициенты страховых тарифов, которые напрямую зависят от использования транспортного средства, установлены Указанием ЦБ РФ №3384-У от 19.09.2014. Коэффициенты представлены в следующей таблице:

Таблица - Стоимость полиса ОСАГО в зависимости от периода эксплуатации ТС

Период использования авто
Коэффициент страхового тарифа
Стоимость от годовой страховки, %
3 мес.
0,5
50
4 мес.
0,6
60
5 мес.
0,65
65
6 мес.
0,7
70
7 мес.
0,8
80
8 мес.
0,9
90
9 мес.
0,95
95
10, 11 мес., год
1
100

Источник: Указание ЦБ РФ №3384-У

Если целью покупки ограниченной страховки является экономия, то смысла оформлять ее на 9-10 месяцев нет. За ограниченную страховку водителю авто необходимо будет заплатить столько же, сколько и за годовую, но он потеряет право управлять машиной на несколько месяцев. Обоснованной же такая покупка будет, если ТС используется только несколько месяцев в году, в определенное время года и т.п.

Доплата за полис или как продлить период использования

В 16 статье закона «Об ОСАГО» и в Правилах ОСАГО указано, что страхователю необходимо уведомить страховщика о продлении срока страхования пока текущее действие ОСАГО не закончилось. Продление осуществляется путем подачи письменного заявления в адрес страховой компании. Страховщик внесет изменения в полис страхования только после того, как автовладелец заплатит дополнительную страховую премию. Размер дополнительного взноса равен сумме остатка страховой премии, рассчитанной на полный период страхования - 1 год. То есть, если ограниченный полис был оформлен на 3 месяца и страхователь оплатил 50% стоимости, то при продлении он должен будет оплатить оставшиеся 50% суммы.

Если владелец автомобиля придет к страховщику за продлением после истечения периода использования, то тот будет вправе отказать в продлении. Тогда придется оформлять новый полис по той же стоимости. То есть, если страховка была куплена на 6 месяцев и стоила 70% от полной стоимости и страхователь просрочил продление периода на 2 дня, то ему вновь придется оплатить 70% от цены годового полиса ОСАГО, а не 30% суммы как было бы, если бы не произошла задержка.

Кому выгодна страховка на несколько месяцев?

Оформление ограниченного полиса доступно любым физическим и юридическим лицам. Страховая компания при заключении договора не требует документов, подтверждающих использование транспортного средства в определенный сезон или время года. Минимальный срок оформления ОСАГО подойдет следующим категориям:

  • Юридическим лицам, занимающимся деятельностью, связанной с использованием транспортной техники в определенный сезон (снегоуборочные машины, сельскохозяйственные ТС и т.п.);
  • Физическим лицам, не использующим автомобили в зимнее время года;
  • Пенсионерам, использующим ТС только летом для поездок на дачи и т.п.;
  • Автовладельцам, которые планируют в ближайшее время продавать ТС.

Если на территорию РФ въезжает автомобиль, зарегистрированный в другом государстве, его владелец обязан застраховать свою ответственность на весь период пребывания в стране. Если этот срок составляет 5-15 дней, стоимость страховки обойдется ему в 20% от стоимости полного полиса. Если период составляет 16-30 дней, страховка будет стоить 30% и т.д. Минимальный срок ОСАГО для постановки на учет не должен превышать 20 дней, а стоимость такого полиса будет составлять 20%.

Штраф за управление ТС в период использования, не предусмотренный полисом ОСАГО

Инспектор ГИБДД, остановивший автовладельца в том месяце, который не предусмотрен полисом ОСАГО, выпишет ему штраф в размере 500 рублей как того требует пункт 1 статьи 12.37 КоАП РФ. Если документа, подтверждающего наличие обязательной «автогражданки» у водителя нет вообще, штраф будет выписан в размере 800 рублей.

Заключение

Обязательную страховку на авто можно оформить как на 12 месяцев, так и меньше, в случае использования ТС в определенный сезон. Период использования можно продлить, известив об этом страховую компанию и уплатив остаток стоимости годового полиса. Расчет цены осуществляется путем вычитания из размера годовой стоимости суммы уже уплаченной премии. За эксплуатацию авто в период, не указанный в полисе, автовладельцу будет грозить административная ответственность в виде штрафа в соответствии с нормами КоАП РФ.

В 2017 году не предвидится значительных изменений в правила дорожного движения. Однако это не означает, что для автомобилистов все останется по-старому. 2017 год сулит немало важных нововведений в самые разные аспекты жизни владельца автомобиля. постарался собрать в одном материале самые важные из них.

Анна Зайкова

Что будет точно

1 Доступный полис ОСАГО онлайн.

С 1 января каждая страховая компания обязана будет заключать полисы автогражданки в электронном виде. Более того, страховщиков будут штрафовать на 300 тыс. рублей за каждый сбой в работе системы, из-за которого клиент не сможет в течение получаса оформить полис. Общая длительность перерывов в работе сайта не может составлять более 4 часов в месяц.

Возможность купить полис ОСАГО онлайн появилась еще в 2015 году, однако продавать полисы через интернет было правом, а не обязанностью страховщиков. Долгое время такую услугу предоставляли лишь 14−17 компаний. Однако многие водители жаловались, что не могли воспользоваться этими сервисами из-за постоянных сбоев. В 2017 году таких проблем быть уже не должно. Подробнее о нововведении читайте в нашем .

2 Система ЭРА-ГЛОНАСС станет обязательной.

С 1 января все новые автомобили, которые поступают в продажу в нашей стране, должны быть оснащены российской системой экстренного реагирования при ДТП на базе «ЭРА-ГЛОНАСС».

Что это такое? В автомобиль встраивают терминал, который автоматически определяет местоположение транспортного средства и по мобильной связи передает в систему информацию о столкновении. Пакет данных помимо координат содержит время аварии, тяжесть последствий и VIN-номер транспортного средства. В легковых автомобилях система будет передавать данные автоматически, в коммерческом транспорте делать это придется вручную, нажав на терминале соответствующую кнопку.

По оценкам экспертов, на которых ссылается Минпромторг, ЭРА-ГЛОНАСС позволит ежегодно спасать около четырех тысяч человек за счет уменьшения времени реагирования на аварии до 30%.

Процедура сертификации автомобиля с ЭРА-ГЛОНАСС сложная и дорогостоящая. Поэтому некоторые производители посчитали невыгодным получать согласование для плохо продаваемых автомобилей. Это приведет к тому, что с рынка могут исчезнуть многие люксовые модели. А те, что останутся, из-за внедрения новой системы несколько .

В середине декабря 2016 года — а как быть с подержанными автомобилями, что ввозят в страну? Требование по ЭРА-ГЛОНАСС распространяются на все импортируемые машины, в том числе б/у. На днях в таможне дали разъяснения: ПТС на автомобили без устройства вызова экстренных оперативных служб выдавать не будут. Однако при наличии старого, но действующего свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства(выдается сроком на 3 года), оформленного до 1 января 2017 года, ПТС таможенники все же обещают оформить.

3 Жесткие требования для перевозчиков детей.

С 1 июля 2017 года транспортировать детей можно будет лишь на автобусах, которым не старше десяти лет. Кроме этого, автобус должен быть оборудован тахографом и системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

4 Гастарбайтеров отстранят от руля.

С 1 июня 2017 года водителям с иностранными правами нельзя будет заниматься коммерческими перевозками. Такое требование устанавливает изменение в закон «О безопасности дорожного движения».

5 Бумажный ПТС уйдет в историю

С 1 июля 2017 года в ГИБДД должны перестать выдавать бумажные паспорта транспортного средства(ПТС). С июля 2016 года их постепенно на электронные. Замена происходит автоматически. Идти и сдавать старый паспорт не надо: его как исторический документ можно будет оставить себе на память.

6 Замену водительских прав упростят.

С 1 февраля 2017 не обязательно будет ехать в ГИБДД, чтобы получить новые права при потере старых или окончания срока их действия. Эту услугу можно будет получить в многофункциональных центрах(МФЦ). Там же можно будет получить международные водительские права.

Михаил Хаустов

Будет с высокой долей вероятности

1 Натуральные выплаты по ОСАГО заменят ремонтом.

Соответствующий законопроект Госдума уже приняла в первом чтении и сейчас его дорабатывают. Предполагается, что автомобилист и страховая компания во время заключения договора согласовывают перечень СТО, на одной из которых в случае ДТП будут восстанавливать разбитую машину.

Натуральное возмещение собираются ввести только для зарегистрированных в РФ транспортных средств, принадлежащих физлицам. Центробанк предлагает оставить денежную выплату только в нескольких случаях:

  • когда автомобиль не подлежит восстановлению;
  • когда стоимость ремонта превышает страховую сумму по договору ОСАГО;
  • когда по вине страховщика не может быть должным образом организован ремонт;
  • если страховщик потерял лицензию ОСАГО(тогда выплачивать компенсацию будет Российский союз автостраховщиков);
  • если автомобиль находится на гарантии, которая при стороннем ремонте не может быть сохранена;
  • когда потерпевший попал в тяжелую жизненную ситуацию и ему важнее не ремонт, а деньги. Например, чтобы поправить здоровье после аварии.

Ремонт по ОСАГО должен занимать не более 30 дней(с момента выдачи направления на ремонт), без учета праздников и выходных. Плюс еще 5 рабочих дней, которые могут понадобиться на доставку транспортного средства к месту ремонта. Затягивание ремонта будет караться штрафом за каждый день просрочки.

2 Отменят льготный тариф «Платона» .

Минтранс готовится поднять ставку за проезд 12-тонных грузовиков по федеральным трассам с февраля 2017 года. Предполагается, что тогда ставка вырастет с нынешних 1,53 рубля до 2,61 рубля за километр, а с июня — до 3,06 рубля. Однако официально об этом еще не объявили.

Ужесточится и контроль за дальнобойщиками. Так, если сейчас в на территории Алтайского края установлена лишь одна рамками с камерами, с помощью которых выявляют не заплативших водителей, то в 2017 году их число до девяти.

Иван Кузьмин

3 Ощутимый рост цен на бензин.

Топливо дорожает каждый год, но темпами ниже инфляции. В 2017 году рост цен на нефтепродукты может быть более заметным. Эксперты называют три фактора, которые могут этому способствовать: планируемое увеличение топливных акцизов, рост налога на добычу полезных ископаемых(НДПИ) и стабильное повышение цен на нефть. По разным оценкам, бензин и дизтопливо на АЗС могут подняться в цене на 8−12%.

Центробанк объявил об очередном увеличении тарифов на страхование ОСАГО с 1 сентября 2018 года. Речь не идет о фиксированном увеличении тарифов, а о расширении так называемого «тарифного» коридора. Для автомобилей «Б» категории его минимальный порог составит 2476 рублей , а максимальный – 4942 рубля . При этом минимальный порог снизился почти на 1000 рублей, а максимальный вырос на 800 рублей по сравнению с прошлыми ставками в 3432 и 4118 рублей соответственно.

Но снижение минимальной цены отнюдь не повлечет удешевления или хотя бы сохранения на одном уровне стоимости полисом ОСАГО с 1 сентября 2018 года. Все страховщики по полной программе пользуются максимальными лимитами коридора, выставляя наиболее высокие страховые премии для оплаты.

Причина проста – и РСА, и отдельные страховые компании продолжат намекать об убытках и невыгодности страховой деятельности, всячески стараясь подтолкнуть государство к увеличению стоимости страхования. Новые тарифы ОСАГО — очередной тому пример.

Сколько будет стоить ОСАГО с 1 сентября 2018 года?

Реальный рост стоимости полисом ОСАГО с 1 сентября 2018 года стоит ожидать в пределах 20%, но меньше всего пострадают максимально-дешевые полисы для малолитражных автомобилей под управлением опытных водителей. Его стоимость не должна вырасти более чем на 500 рублей, а вот среднестатистический полис на легковой автомобиль от 100 до 150 л.с. для водителей с различным стажем обойдется от 5500 до 8000 рублей.

ВАЖНО: Тем не менее , что пока поднимать тарифы не планирует и такое изменение нужно согласовать законодательно.

Если вы еще не оформили страховку – самое время произвести

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.