Емкость рынка автомобильных запчастей бывших в употреблении. Анализ рынка автозапчастей. Анализ тормозных систем автомобилей

    В советскую эпоху большинство компаний, производящих автомобильные компоненты, входили в крупные производственные объединения. После преобразования в 1990-е гг. одни из них остались жестко связанными с производством комплектующих для сборочного конвейра, другие сконцентрировались на производстве запасных частей, а третьи так и не смогли приспособиться к новым реалиям рынка. В результате структура российского рынка пока что существенно отличается от мировой.

    Тенденции в мировой отрасли автомобильных компонентов, которым посвящена данная статья, будут показательны для определения направлений развития активно меняющегося российского рынка.

Мировой рынок автомобильных компонентов (800 млрд долл. в 2003 г.2) подразделяется на первичный (компоненты, используемые для производства автомобилей) и вторичный (запасные части). По данным НАПАК (Национальной Ассоциации производителей автомобильных компонентов), доля мирового первичного рынка автокомпонентов в 1998 г. составляла около 75%, а доля вторичного - около 25%.

Текущая структура российского рынка запасных частей существенно отличается от мировой - соответствующие значения первичного и вторичного рынка составляют 47% и 53% соответственно (см. рис. 1)3. Среди факторов, объясняющих отличие российской структуры рынка от общемировой, можно выделить следующие:

  • высокая доля дешевых российских моделей в автопарке;
  • низкое качество продукции отечественного автопрома, приводящее к преждевременным поломкам деталей и узлов отечественных автомобилей;
  • возрастная структура автомобильного парка страны, постоянно требующего ухода и ремонта;
  • невысокое качество автомобильных дорог по сравнению с развитыми странами;
  • высокая аварийность;
  • высокая наценка на запасные части как следствие высокого спроса и сравнительно низкой конкуренции (до последних лет);
  • неразвитый рынок запасных частей и, как следствие, наличие избыточных звеньев в каналах распределения.
И если вопрос о качестве дорог и аварийности не находится в пределах компетенции производителей автомобилей и запасных частей, то другие перечисленные факторы обусловлены сложившейся структурой отрасли.

Прежде чем рассматривать существующие тенденции отрасли, определимся с классификацией производителей автокомпонентов, которых условно можно распределить по четырем основным группам (по степени сложности производимого продукта и их участию в производственной цепочке - см. рис. 2):

  1. Собственно производители автомобилей. Практика производства деталей любого уровня сложности непосредственно производителем автомобиля все еще достаточно распространена.
  2. Поставщики первого уровня. От них автопроизводители получают готовые системы и модули для финальной сборки. Эти поставщики являются главнейшим каналом, по которому автопроизводители получают предсборочные компоненты и модули (двигатели, сиденья в сборе, комплекты кузовов, системы кондиционирования и т. д.).
  3. Поставщики второго уровня. Поставляют поставщикам первого уровня компоненты (например, поршневую группу для двигателя, раму сиденья или оконные комплекты).
  4. Поставщики третьего уровня. Производят простые детали и заготовки (литье, болты, проводку и т. д.).
Некоторые исследователи отмечают выделение в настоящее время из поставщиков первого уровня крупных мега-поставщиков (поставщиков-интеграторов).

Тенденции рынка автомобильных компонентов

Передача функций производства компонентов и модулей от автопроизводителей к специализированным компаниям

Начало вертикальной дезинтеграции в автомобильной индустрии традиционно объясняют действиями американских автопроизводителей в ответ на вызов японских автопроизводителей в 1980-е гг. с их передовыми принципами "бережливого производства" и "поставки точно в срок". В конце концов, General Motors и Ford выделили свои подразделения по производству компонентов (Delphi и Visteon соответственно) и начали внедрять гибкие производственные системы, основанные на бригадах, способных успешно разрешать возникающие проблемы. Одновременно к поставщикам перешла часть функций, а именно: НИОКР компонентов, дизайн и сборка систем и модулей (см. рис. 3).

Delphi и Visteon сегодня входят в число крупнейших поставщиков первого уровня. Прежние хозяева традиционно являются одними из основных их клиентов. Например, Delphi в 2001 г., при общем объеме производства более 26 млрд долл. поставила 67,6% своей продукции для GM и лишь 32,4% - другим компаниям.

Для повышения производительности, снижения себестоимости и повышения качества продукции автопроизводители и их поставщики были вынуждены внедрять зарекомендовавшие себя передовые производственные системы Страны восходящего солнца. Например, в настоящее время Delphi пожинает плоды внедрения принципов "бережливого производства" на практике4. Глобальная производственная система DMS (Delphi Manufacturing System) внесла вклад в повышение качества продукции, эффективности операций, повышения утилизации производственных площадей, сокращения производственного цикла и роста эффективности управления товарными запасами при одновременном сокращении потерь в цепочке ценности.

Консолидация отрасли поставщиков

Стремление сократить затраты продолжает стимулировать процесс консолидации мировой автомобильной промышленности. За последние десять лет в отрасли производителей автокомпонентов произошло 272 слияния. Объем сделок составил 19,5 млрд долл. (данные 2003 г.). Процесс слияний и поглощений поставщиков автомобильных компонентов будет продолжаться. Вызвано это тем, что потенциал сокращения издержек за счет консолидации владельцев брэндов исчерпан и прессинг экономии на масштабе переносится главным образом на поставщиков.

Из рис. 4 и 5 видно, что сокращение числа поставщиков автопроизводителей в последние 10-20 лет происходило одновременно с ростом объема мирового производства автомобильных компонентов. У глобальных автопроизводителей, таких как Ford и General Motors, число поставщиков компонентов сократилось за тот же период в четыре-пять раз.

Рост значимости готовых к сборке систем и модулей

Являясь связующим звеном между производителями отдельных компонентов и финальной сборкой автомобиля, поставщики первого уровня - наиболее значимые игроки в цепочке. Способность поставить на сборочный конвейер готовый модуль, требующий минимальных затрат на технологическую установку, обеспеченный гарантией и соответствующий требуемому уровню качества, крайне привлекательна для автопроизводителя. Дополнительно он экономит на издержках и сокращает весь производственный цикл.

При этом одни и те же модули и компоненты используются для различных моделей и платформ. Компании, наиболее подверженные модульным стратегиям, - PSA (Peugeot, Citroen), BMW и VW.

Рост расходов на НИОКР

Передача разработки деталей и модулей от производителей автомобилей поставщикам компонентов автоматически вызывает необходимость передачи исследований в этой области. Это приводит к перераспределению расходов. Около 3% от всех издержек автопроизводителя переходят к производителям компонентов.

Автопроизводители и их поставщики вынуждены удовлетворять растущие требования потребителей и законодателей по производству все более экономичных автомобилей с пониженным содержанием вредных выбросов в атмосферу. Данное обстоятельство становится исключительно важным. Строгие стандарты в США (Strict corporate average fuel и требования Управления по охране окружающей среды), а также европейские стандарты Евро-4 и Евро-5 вынуждают автопроизводителей фокусироваться на новых технологиях (включая доработку дизелей и проекты по гибридным двигателям), позволяющих производить автомобили, качество которых соответствует ужесточаемым правительственным требованиям.

Поставщики компонентов, соответствующих этим требованиям, обладают значительным конкурентным преимуществом, поскольку позволяют автопроизводителю сократить сроки разработки нового продукта.

Рост требований к поставщикам

Для поддержания объемов продаж и сохранения или увеличения доли на рынке многие автопроизводители продолжают снижать цены и выходить к потребителям с различными схемами финансирования. Эти действия приводят к уменьшению рентабельности автопроизводителей, готовых переложить решение проблемы на поставщиков. Для поддержания конкурентоспособности поставщики должны постоянно изыскивать направления для инноваций и сокращения издержек, чтобы ежегодно предлагать автопроизводителям более выгодные цены. Ценовое давление на поставщиков затрагивает все уровни вертикальной интеграции и различные рынки, включая и Россию. Например, ОАО "Автоагрегат" (г. Кинешма), являясь поставщиком первого уровня компании TRW, вынуждено соответствовать требованиям TRW по ежегодному снижению себестоимости/цены.

В числе традиционных требований автопроизводителей к поставщикам первого уровня (которые те, в свою очередь, предъявляют к поставщикам второго и третьего уровней), назовем следующие:

  • все поставки - "точно в срок";
  • ежегодное снижение себестоимости/цены (2-8% в год). К примеру, Toyota требует 25%-ного снижения цен каждые три года;
  • постоянное повышение качества;
  • способность самостоятельно производить исследовательские работы. В среднем компании тратят около 3% выручки на исследования.
Увеличение срока жизни автокомпонентов и повышение сроков гарантийных обязательств по новым автомобилям

Благодаря повышению качества продукции владельцам автомобилей реже приходится покупать запасные части. Вдобавок автопроизводители в среднем расширили объем гарантийных обязательств. Данное обстоятельство увеличило долю ремонтов автомобилей через дилерские авторизованные центры автопроизводителей по сравнению с неавторизованными. Согласно различным рейтингам надежности автомобилей (например, J. D. Power & Associates, ADAC-AutomarxX и др.) за последние годы для всех брэндов отмечалось постепенное сокращение среднего числа поломок на 100 автомобилей.

Увеличение доли неоригинальных запасных частей

Описанная в предыдущей статье тенденция по выносу производства компонентов из развитых в развивающиеся страны имеет продолжение. Зачастую компоненты, произведенные в развивающихся странах, перекладываются сегодня автопроизводителями в оригинальную упаковку и поставляются в дилерские сети как "оригинальные".

В апреле 2004 г. Еврокомиссия рассмотрела предложение о свободном обороте запчастей без сохранения авторского контроля.

В рамках нового положения понятие "оригинальные компоненты" будет расширено, вследствие чего автопроизводители смогут использовать компоненты любого поставщика, удовлетворяющие их спецификациям. Изменения в европейском законодательстве приведут к тому, что авторизованные СТО (станции технического обслуживания) получат возможность использовать автомобильные компоненты от любых производителей, если они соответствуют техническим требованиям. На сегодняшний день автопроизводители требуют, чтобы авторизованные СТО использовали лишь запасные части, поставляемые автопроизводителем.

В октябре 2003 г. консалтинговое агентство Roland Berger провело опрос 150 генеральных директоров автопроизводителей и производителей автокомпонентов. В результате опроса выяснилось, что активного прихода производителей автокомпонентов в Россию можно ожидать начиная с 2007 г. Этому также поспособствуют рост продаж новых иностранных автомобилей и развитие локальных сборочных производств: производители автомобилей будут заинтересованы в приходе "своих" поставщиков.

Главное следствие развития событий по такой схеме - многократное усиление конкурентной борьбы на рынке. На рост конкуренции повлияет и рост доли поставщиков неоригинальной продукции, например китайских производителей. При этом можно прогнозировать снижение наценки на запасные части, повышение требований к качеству продукции, изменение структуры рынка в целом и рост доли первичного рынка.

Очевидно, что существующий технологический разрыв в производстве и разработке автокомпонентов между российскими и зарубежными компаниями не может быть преодолен одним рывком, равно как нельзя произвести продукт высокого качества без смены всего производственного и управленческого процесса. Это особенно актуально для производителей сложных узлов и модулей. Одним из способов их успешного развития будет сотрудничество с мировыми лидерами в этой области, что потребует соответствия целому ряду критериев. Привлекательными партнерами будут являться независимые российские компании с прозрачной структурой издержек и управления, доказавшие конкурентоспособность на внутреннем рынке.

Это возможно при обособлении или выделении поставщиков всех уровней из структуры автопроизводителей, их существовании и развитии в качестве независимых компаний с собственной стратегией и возможностью поставлять продукцию не одному, а многим автопроизводителям на рынке. Поставка на рынок также позволит использовать эффект экономии на масштабе и снизить издержки при росте выпуска. Компании-производители автокомпонентов, не сумевшие вписаться в эту модель, будут обречены на вымирание. Может пострадать и автопроизводитель, не обеспечивший необходимый рост качества, операционной эффективности и перспективной "начинки" для создания новых автомобилей и не успевший вовремя перейти к использованию современных комплектующих.

Позитивный аспект, немаловажный для преобразования отрасли, - понимание проблем российскими компаниями-производителями автомобилей, которые уже используют продукцию иностранных производителей комплектующих и совместных предприятий. Дело за малым: опередить масштабные отраслевые перемены.

Вопрос успешного развития производителей автокомпонентов на рынке в значительной мере зависит от дистрибуции, но это уже тема отдельной статьи.

Примечание

  1. Данная статья - третья в серии публикаций о глобальных тенденциях в мировом автомобилестроении (см. Управление компанией. - 2004. - № 6, 7).
  2. Источник - Economist Intelligence Unit.
  3. В 2003 г. в России произведено автомобилей (в том числе иномарок) на сумму 5,54 млрд долл. (Интерфакс). Без средней розничной наценки дилеров (7%), оптовой наценки (2%) и валовой прибыли автопроизводителей (на примере АВТОВАЗа - 16%) получаем 4,26 млрд долл.
    При наличии в Российской Федерации легкового парка объемом чуть более 23 млн автомобилей, при затратах автовладельцами на запасные части не менее 200 долл. в год на каждый автомобиль (в соответствии со среднемировыми показателями) можно оценить емкость вторичного рынка запасных частей в 4,7 млрд долл.
    Примечание к рис. 1: по версии агентства ПАКК, в 2002 г. на долю первичного рынка приходилось 35%, на долю вторичного - 65%.
  4. Подобные системы повышения производительности к настоящему времени в большей или меньшей степени присутствуют у многих производителей. Некоторые принципы "бережливого производства" просматриваются в планируемых технологических процессах по сборке "Renault-Logan" на создававшемся вместе с Nissan "Автофрамосе", где будет функционировать система SPR (система производства Renault). Она, в частности, обязывает рабочих остановить конвейер, если обнаружится брак.

Согласно статистике, около 50% из 40 миллионов зарегистрированных транспортных средств в России произведены раньше 2005 года. Такое положение дел диктует значительный спрос на обслуживание и ремонт автомобилей — ведь техника, которой больше 10 лет, требует регулярного обслуживания и замены запчастей. Но данная теория подвергается сомнению из-за текущей экономической ситуации в России.

Результатом того, что часть потребителей делают выбор в пользу покупки подержанного автомобиля, стало резкое снижение продаж на рынке автозапчастей для новых авто — более 35 процентов. В связи с этим можно сделать вывод, что вместе с рынком вторичных автомобилей растет и рынок запчастей к ним.

По статистике за 2014 год спрос на запчасти для подержанных автомобилей вырос чуть больше чем на 2 процента, объем проданных запчастей составил 960 млн. единиц. Но в финансовом эквиваленте ситуация противоположная: выручка упала на 1%, что связано с девальвацией рубля.

Отчеты продаж за 2015 год еще не сформированы, но прогнозируется рост количества продаж до 2% при снижении суммы выручки на 3%. Выручка по теориям экспертов составит около 22 млрд $.

Запчасти для подвески автомобилей составляют одну десятую от общего количества проданных деталей — около 2,5 млрд. $. Смазочные материалы занимают третье место: их доля составила 8% и почти 2 млрд. $.

Дополнительно выделяются запчасти для тормозной системы и коробок передач: данные категории в сумме приносят до одного миллиарда $.

Стоит ли экономить?

Из-за ослабления рубля значительно снизилась покупательская способность потребителей. Из-за этого автолюбители стараются экономить на обслуживании авто: в лучшем случае экономия достигается за счет обращения напрямую к поставщикам деталей минуя посредника-магазина запчастей, а в худшем — откладывание обслуживания и ремонта своего авто до последнего. Данный вариант применим для почти половины владельцев автомобилей в России.

К тому же, стоимость услуг организаций, занимающихся официальным ремонтом и сервисным обслуживанием авто, возросла на 15%. Поэтому многие потребители чинят свои машины самостоятельно или обращаясь в кустарные мастерские.

Вырос спрос и на подержанные запчасти: их стоимость примерно в два раза ниже ценника на новые детали. Многие хозяева, автомобили которых не подлежат восстановлению, продают авто на запчасти.

В текущих экономических условиях нет ничего удивительного в том, что владельцы авто стараются сэкономить. Единственное, что важно помнить — при всем подорожании обслуживания не стоит доводить экономию до неразумных пределов.

Происхождение запасных частей

Китай является лидером среди производителей неоригинальных автозапчастей: они производят примерно треть всех товаров, продающихся на территории Европы. Но не только неоригинальными запчастями славится Китай: многие известные производители автомобилей перенесли производство деталей на территорию КНР. Это связано с дешевой рабочей силой и значительной экономией на логистических расходах.

Крупнейшие производители стремятся к тому, чтобы производить детали именно на территории той страны, где наблюдается повышенный спрос: это приводит к снижению стоимости на доставку запчастей и повышению их доступности для потребителя. Россия также является страной, где сосредоточено большое количество заводов, занимающихся производством запасных частей для автомобилей мировых лидеров автопроизводства.

Тем не менее в России очень высокий показатель нелегально ввезенных автозапчастей — больше 70%. В данное число входит контрабандная продукция, так и неоригинальные запчасти, производимые без лицензии. Даже в 2012 году больше 30% от всех проданных запчастей были нелегальными. И, если учесть, что предметом подделок зачастую являются расходные материалы, которые подвергаются периодической замене независимо от их качества, не стоит рассчитывать на снижение данного показателя. К тому же, выявление и контроль оборота поступающего на территорию РФ контрафакта весьма затруднен.

Контрафактные детали ниже в цене за счет использования при производстве материалов неудовлетворительного качества и отсутствия затрат на приобретение лицензии для производства запасных частей. Данная продукция продается на территории РФ через небольшие автосервисы и неофициальные магазины. При всей своей ценовой привлекательности выводы о качестве товара легко сделать исходя из его изначальной стоимости: розничная цена детали на рынке обычно оказывается в 2-3 раза выше, чем себестоимость, из-за большого количества посредников, участвующих в процессе поступления продукции на прилавок.

Каков итог?

Несмотря на то, что общее количество продаж на рынке запчастей растет, общая выручка от продажи продукции неуклонно падает. Изменение данной ситуации возможно только в случае роста покупательной способности граждан и укрепления рубля. Впрочем, данные факторы сильно связаны между собой.

Из этого можно сделать вывод, что ситуация схожа с ситуацией на рынке автомобилей, за исключением того, что при общем росте вторичного рынка, его финансовая емкость не торопится увеличиваться.

Маркетинговый отчет

«Рынок автомобильных компонентов

и запчастей в России»

В первом полугодии 2010 года аналитическое агентство «АВТОСТАТ» подготовило маркетинговый отчет «Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России». Помимо сбора и обработки информации , аналитики разработали собственный подход к оценке ёмкости рынка. Причем в текущем отчете по итогам 2009 года была серьезно усовершенствована методика с целью получения более детализированных данных. Для чего весь парк был разбит не только на отечественные и импортные марки, но и на четыре возрастные группы.

Расчет емкости был сделан по всем основным сегментам вторичного рынка после оценки ресурса запасных частей. Всего были просчитани десятки позиций запасных частей, которые были разделены на 18 групп. Итоговые расчеты представлены в отчете в натуральном выражении (штуках или комплектах) и денежном (USD) по каждой позиции , по группам запчастей и в целом по рынку за 4 года , включая прогноз на 2010 год. Обратите внимание, что расчеты велись по рынку компонентов и запчастей только для легковых автомобилей .

Отчет подготовлен методом кабинетного исследования. Основными источниками информации являются собственные базы данных и информация, полученная непосредственно в компаниях-участниках рынка. Структура подачи информации и расчетные методики разработаны специалистами аналитического агентства «АВТОСТАТ». Тем не менее все они базируются на основополагающих принципах расчетов емкости рынка , принятых в общемировой практике.


Этапы становления рынка автокомпонентов в России

Рынок автокомпонентов в России, как и вся автомобильная промышленность в целом, прошел путь развития, отличающийся от того пути, каким развивался этот рынок в Западной Европе. Его главной особенностью является существование в течение длительного времени в условиях плановой экономики.

Большая часть компонентов для сборки в этот период производилась либо на самих автомобильных заводах, либо на предприятиях, выпускавших весьма широкую номенклатуру изделий определенного профиля, например электротехнику или резинотехническиеизделия.

Во время перехода страны к рыночной экономике получил развитие и рынок автокомпонентов. В первую очередь эта тенденция коснулась вторичного рынка, то есть деталей и узлов, предназначенных для обслуживания и ремонта автомобилей. Предприятия, имевшие для этого технологические возможности и производственные мощности, наладили выпуск компонентов для вторичного рынка.

С дальнейшим ростом автомобильного рынка в России и принятием Правительством Постановления «О промышленной сборке» № 000 в стране открываются предприятия по производству иномарок.

мы находимся на пороге нового этапа развития отрасли. В апреле 2010 года была утверждена стратегия развития автопрома России на период до 2020 года, которая определила возможные сценарии развития как автомобильного производства, так и компонентной отрасли.

Раздел I. Общая характеристика рынка, тенденции и перспективы

В 2009 году на территории Российской Федерации было собрано около 595 тыс. легковых автомоби-лей, что почти на 60% меньше предыдущего го-да. В том числе сборка автомобилей зарубежных брендов составила чуть менее 279 тыс. автомобилей (53%-е падение по отношению к 2008 году). Н амного серьезнее рухнула программа производства легковых автомобилей отечественных марок – в количественном выражении было собрано 316,9 тыс. единиц против 879,1 годом ранее.

Крупнейшим производителем легковых автомобилей на территории России в 2009 году оставался АВТОВАЗ: предприятием было выпущено 294,7 тыс. автомобилей (63,2%). Если учесть, что общий объем сборки легковых автомобилей в стране не превысил отметкив 600 тыс. штук, становится очевидно: тольяттинский бренд обладает еще значимой позицией в автомобильной промышленности РФ.

В 2009 году в России было продано более 1 млн. 396 тыс. новых легковых автомобилей. Доля иномарок при этом уменьшилась и составила 72,9% (1,01 млн. шт.). Отечественные модели незначительно укрепили свои позиции – их доля увеличилась на 2,5 процента до 27,1%. Лидером рынка по-прежнему остается продукция марки LADA , продажи которой составили немногим более 354 тыс. шт., а рыночная доля - 25,3%. На другие российские марки с каждым годом приходится все меньшая часть рынка легковых машин: по итогам 2009 года эта цифра составила 1,7%.

Лидером среди иномарок остается Chevrolet с результатом 104,4 тыс. штук, ему принадлежит около 7,5% российского рынка новых легковых автомобилей. Успех марки в стране обусловлен популярностью дешевых украинских моделей Chevrolet Lanos, моделей корейского подразделения Chevrolet DAT (Chevrolet Lacetti и Aveo) и продукции СП «GM-АВТОВАЗ » (Chevrolet Niva). Н


Региональная структура парка

По состоянию на начало 2010 года, российский парк насчитывал 32,8 миллиона автомобилей, которые относятся к категории легковых. Отметим, что в это количество не попали модели, которые относятся к сегменту «легкой коммерческой техники» (LCV) (например, ИЖ-2717, Peugeot Partner или Volkswagen Transporter), которые принадлежат к категории «В» и учитывались в предыдущем отчете.

Анализируя марочную структуру парка, можно отметить, что суммарная доля автомобилей российских марок неуклонно снижается. Тем не менее на них приходится около 60% парка страны. По-прежнему большая часть парка (43,5%) приходится на долю тольяттинской марки LADA.

парка. Число иномарок в Р оссии из года в год неуклонно растет. Ориентируясь на структуру парка по состоянию на начало 2010 года, можно констатировать, что более 40 процентов легковых автомобилей, эксплуатируемых на территории России, носят на кузове иностранный лейбл. Общее количество иномарок к 2010 году увеличилось до 13,3 миллиона единиц.

Лидирующие позиции в иномарочном парке занимает японская Toyota (2,8 миллиона штук), на долю которой приходится 8,6% парка РФ.

Структура рынка и классификация участников

Индустрия производства автомобильных компонентов и запчастей в нашей стране начала формироваться параллельно с развитием автопрома.

Исторически так сложилось, что большая часть комплектующих изделий выпускалась самими автопроизводителями. Кроме того, в индустрии были задействованы предприятия, производившие широкую гамму продукции для разных секторов экономики, в том числе для автомобильной промышленности. При этом в условиях плановой экономики существовало четкое распределение – кто, кому и что должен поставлять.

В начале 90-х годов, после распада СССР, начали формироваться рыночные механизмы взаимодействия между предприятиями. Частьпоставщиков, оставшихся за пределами России или не выдержавших рыночной конкуренции, были вынуждены сократить объем поставок либо вообще уйти с рынка. Им на смену начали появляться новые игроки, более мобильные и технологически «продвинутые».

В то же время, ряд предприятий автокомпо-нентного сектора появились на свет благодаря начавшемуся в середине 90-х годов процессу «выноса» отдельных про-изводств за пределы сборочных заводов.

Концепция развития автопрома до 2020 года, разработанная Минпромторгом и утвержденная Правительством России в конце апреля 2010 года, предусматривает существенную модернизацию автокомпонент-ного сектора. Предполагается, что за ближайшие 10 лет в это направление будет инвестировано порядка 150 млрд. рублей.

Реструктуризация ландшафта российских поставщиков автокомпонентов по горизонтальной специализации предполагает их укрупнение и специализацию по категориям автокомпонентов с обеспечением поставок для нескольких автопроизводи-телей. При этом планируется, что в каждой категории автокомпонентов будут присутствовать 2 – 3 производителя, конкурирующих между собой.

Отличительные особенности российского рынка

Российский рынок автомобильных комплектующих и запасных частей имеет ряд отличительных особенностей от европейского или американского. Эти особенности связаны с историей формирования рынка, географией и климатом страны, а также с менталитетом участников рынка. Не последнюю роль здесь играет бедность большого числа реальных и потенциальных потребителей, но в то же время большое желание иметь собственное средство передвижения.

Хотя доля иномарок в российском парке постепенно увеличивается, в эксплуатации еще находится достаточно много старых российских моделей. Например, доля вазовской «классики» в российском парке легковых автомобилей составляет 22,3%, доля «Москвичей» - 4,4%, «Волг» - 4,8%, «ЗАЗ ов» - 2,6%, «УАЗ ов» - 1,6%.

Тенденции и перспективы рынка автокомпонентов

По итогам 2009 года общий объем производства автомобильной техники в Р оссии снизился на 59,8% и составил 722,4 тысячи единиц. Это самая низкая цифра производства автомобилей за последние 38 лет. В 2010 году рынок начинает восстанавливаться, и большинство сборочных предприятий покажет рост производства на величину не менее 15 процентов.

Основополагающим документом для развития как автопрома, так и компонентной отрасли на сегодняшний день является «Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Приказом Минпромторга Р оссии № 000 от 01.01.01 года. Один из блоков «Стратегии» отведен определению сценариев развития для сегмента производителей автокомпонентов.

В рамках развития автопрома по сценарию «Партнерство» должна произойти реализация следующих проектов компонентной отрасли: проекты по производству дифференциалов , ШРУС, опор, тяг, шарниров, модулей подвески, систем АБС, тормозных механизмов, рулевых систем, систем пассивной безопасности, каркасов и компонентов сидений, генераторов и стартеров, электромеханических приводов, переключателей и приборов, дверных панелей, климатических систем, систем охлаждения , электронных систем управления, выхлопных систем, прецизионных э/сварных труб и др.

Локализация сборки иномарок в России

На предприятиях промышленной сборки к 2012 году, как планируется, можно будет собирать 1,4 млн. автомобилей. Режим промсборки предполагает заключение соглашений автопроизводителей с Минэкономразвития сроком на семь лет для действующих предприятий и на восемь лет – для вновь создаваемых. В этом соглашении утверждаются перечень комплектующих, ввозимых беспошлинно или по минимальной ставке от 3 до 5% (вместо 5 – 20%), и график локализации.

Раздел II. Оценка емкости рынка автокомпонентов и запчастей в России

Методика расчета и основные параметры

Методика расчета емкости вторичного рынка компонентов и запчастей базируется на двух основных параметрах: эксплуатационном ресурсе деталей и обслуживаемом автомобильном парке.

Весь парк мы разбили на четыре возрастных группы. Первая группа «до 3 лет» объединяет автомобили, в подавляющем большинстве находящиеся на гарантийном обслуживании у дилера. В о вторую группу в возрасте 3 -10 лет вошли автомобили, у которых закончилась гарантия, но техническое состояние остается хорошим, а серьезные затраты на ремонт появляются ближе к концу периода. Велик риск отказа многих узлов у автомобилей в возрастелет. Н у а больше всех времени в ремонте проводят владельцы автомобилей старше 20 лет.

Каждой возрастной группе соответствует своя величина среднегодового пробега: для автомобилей до трех лет – 20 тыс. км, от 3 до10 лет – 18 тыс. км, от 10 до 20 лет – 15 тыс. км и автомобилей старше 20 лет – 10 тыс. км.

Характеристика и оценка емкости вторичного рынка

Согласно нашей оценке, общий объем вторичного рынка автомобильных компонентов и запчастей в Р оссии в 2009 году составил свыше 15 млрд. USD. Эта цифра меньше цифры предыдущего года по причине возросшего курса доллара, ведь при расчетах мы оперировали рублевой стоимостью с последующим пересчетом результата в доллары. По нашему прогнозу, рост емкости рынка в денежном выражении произойдет в текущем году на величину 19,5%. Причины две: рост парка и увеличение рублевых цен на запчасти, наблюдаемое в первом полугодии 2010 года. Происходит это на фоне курса доллара, уровень которого аналогичен прошлогоднему.

В данном отчете мы рассмотрели лишь несколько десятков наиболее ходовых позиций, разделив их на 18 товарных групп. В их состав включены основные запчасти, которые требуют регулярной замены и чей выход из строя не является единичными случаями и последствиями брака либо неправильной эксплуатации.

Каждой группе компонентов отводится отдельнся страница, на которой представлены краткое описние рынка для этого компонента, структура рынка, емкость рынка по годам и расчетная емкость вторичного рынка в соответствии с возрастной структурой парка.

Группы, представленные в отчете: Автомобильные шины; аккумуляторы; лицевые детали кузова; детали экстерьера. Автомобильные масла и смазочные материалы; фильтры; детали тормозной системы. Узлы и детали: подвески; рулевого управления; сцепления; трансмиссии; топливной системы; системы выпуска; системы зажигания; системы; ЭСУД; электрооборудования. Детали для капремонта двигателя; ремни приводные. В качестве примера данные со страницы по одной из групп.

Автомобильные аккумуляторы

Российский рынок аккумуляторных батарей для легковых автомобилей в 2009 году пережил не лучшие времена, и более всего пошатнулись позиции первичного рынка: все производители автомобилей значительно сократили программу производства.

Согласно нашим оценкам вторичного рынка, основанным на среднем ресурсе аккумуляторной батареи в 4 года (именно столько служит АКБ при правильном уходе и нежестких режимах эксплуатации), и активно эксплуатируемом парке в 26,8 миллиона автомобилей, ежегодная потребность российских автовладельцев в аккумуляторах оценивается в 5,8 миллиона единиц.

Эта цифра может колебаться в довольно широком диапазоне – сказывается сильная зависимость ресурса АКБ от климатических условий эксплуатации. Ч резвычайно холодная зима порождает всплеск продаж аккумуляторов, а теплая зима может продлить его срок службы на 2 - 3 года.

Раздел III Характеристика компаний-продавцов запасных частей

Запасные части для легковых автомобилей на российский рынок поставляются более чем сотней специализированных компаний. Мы не ставили задачу полного охвата этого сегмента рынка, представленные компании - наиболее крупные игроки в разных регионах России. В отчете представлено краткое описание 58 компаний – продавцов запчастей.

Раздел IV Характеристика производителей автомобильных компонентов и запчастей (профили)

В данном разделе представлены профили производителей автокомпонентов, в том числе 46 профилей иностранных производителей, присутствующих на российском рынке и 272 профиля российских компаний-производителей автокомпонентов.

Каждый профиль содержит краткое описание деятельности компании, в мире и в России(для иностранных), реквизиты головной компании и представительства в России (для иностранных компаний), информацию о руководителе, финансовые показатели и указание основного вида деятельности .

За дополнительной информацией и с вопросами вы можете обращаться в аналитическое агентство «Автостат» по электронной почте: *****@***ru, *****@***ru

В настоящее время в России наблюдается активный рост количества автомобилей и, в первую очередь - иномарок. Вследствие этого увеличивается спрос на автозапчасти, который официальные дилеры производителей автомобилей не в состоянии удовлетворить. Наиболее быстро растет розничный рынок автозапчастей в Москве, темпы роста составляют не менее 20% в год. В столице сегодня реализуется около пятой части от объема продаж автозапчастей в России. Примечательно, что рост российского рынка автозапчастей наблюдается на фоне снижения объёмов мирового рынка автокомпонентов, в первую очередь связанного с жёсткими экологическими требованиями (см. http://pro-consulting.com.ua/analiz/analiz_rus/avto/avtozapchasti/).

Емкость рынка автомобильных материалов, компонентов и запчастей в России по итогам 2007 года составила 32,7 млрд. долларов США (см. http://www.autostat.ru/issl.asp?n=8).
Рынок автомобильных запчастей подразделяется на первичный, включающий компоненты, используемые для производства автомобилей на конвейере, и вторичный – это запчасти для продажи через сервис и магазины. В России вторичный рынок автомобильных запчастей занимает приоритетное положение по отношению к первичному рынку, на его долю приходится 76% от общего объема рынка в стоимостном выражении (или 24,8 млрд. долларов США), доля первичного рынка составляет 24% от общего объема рынка (или 7,9 млрд. долларов США) (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Доли первичного и вторичного рынков на российском рынке автомобильных запчастей, % от объема в стоимостном выражении

На вторичном рынке автозапчастей приоритетную долю составляют запчасти для отечественных автомобилей - 58% от объема рынка в стоимостном выражении (или 14,4 млрд. долларов США), на долю запчастей для иномарок приходится 42% от объема вторичного рынка (или 10, 4 млрд. долларов США) (см. рисунок 2).

Среди различных товарных сегментов рынка автозапчастей наибольший процент в настоящее время составляет сегмент шин – 22%. Шины являются одновременно и товаром оптового рынка продукции промышленного назначения, и рынка потребительских товаров. Далее следует сегмент аккумуляторов – 5% (см. http://www.smartec.ru/news/?id=2505).
На российском рынке автомобильных запчастей действует около двух тысяч игроков, лидирующие позиции среди которых занимают отечественные производители. Однако одной из основных тенденций современного российского рынка автомобильный запчастей выступает изменение структуры автомобильной промышленности, приход на отечественный рынок иностранных производителей и, как следствие, рост спроса на более качественные компоненты. Сегодня российские производители автозапчастей действуют в условиях выраженной конкуренции, отечественные бренды активно вытесняются более качественной продукцией из Европы и более дешевыми автокомпонентами из Китая, Турции и Индии.
Одним из важных факторов роста конкуренции между участниками российского рынка автозапчастей является процесс унификации автомобильных компонентов, активно развивающийся в современной мировой автоиндустрии. Для снижения себестоимости разработки и производства автомобилей компании объединяются при проектировании новых моделей. В результате одни и те же модули и системы сегодня можно встретить на автомобилях совершенно разных систем и марок. Унификация компонентов позволяет производителям выходить на нужный объем производства отдельных узлов даже при достаточно небольших объемах выпуска конкретных моделей. Характеризует тенденцию унификации, в частности, пример создания в конце 90-х годов трех моделей минивэнов на одной платформе: Ford Galaxy, Seat Alambra и VW Sharan. Модульным стратегиям подвержены многие автопроизводители, среди них: PSA (Peugeot, Citroen), VW, Renault, Nissan, BMW и другие. В России тенденция унификации автокомпонентов только зарождается. Первые заходы были предприняты между АВТОВАЗом и «ИжАвто» благодаря Группе «СОК» (см. Маркетинговый отчет «Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России», подготовленный аналитическим агентством «Автостат», 2007 г.).

С распространением на российском рынке автозапчастей дешевой продукции из стран Азии связана актуальность проблемы ценового демпинга, что, в частности существенно затрудняет развитие отечественных производителей автомобильных компонентов. Проблема демпинга связана прежде всего с обострением ценовой конкуренции, основными факторами которого выступают присутствие на рынке значительного числа сходных или одинаковых товаров различных производителей, а также повышение осведомленности потребителей о ценовой ситуации на рынке, в частности, посредством распространения сети Интернет.
Демпинговые действия преимущественно проявляются среди автозапчастей невысокого уровня качества, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что среди продавцов и импортеров американских запчастей на российском рынке, как отмечают эксперты, проблема демпинга в настоящее время не имеет выраженного характера. Рынок американских запчастей по сравнению с 90-ми годами, стал гораздо более цивилизованным. Сегодня в рознице разброс цен на американские запчасти составляет от 3 до 10%.
Наиболее жесткая конкуренция наблюдается в секторе оптовой торговли, для которого в большей мере характерно и снижение цен. Продавцы, пытаясь привлечь клиентов, используют различные бонусы, отсрочки по платежам, вплоть до кредитования и консигнации. Наиболее сильно противостояние между импортёрами американских запчастей ощущается в нестоличных регионах, тогда как московский рынок уже поделен между основными игроками. Одной из основных тенденцией рынка является укрупнение компаний, являющихся его участниками и постепенный выход из игры малых фирм (см. http://www.triton-import.ru/smi_2006_rz_5.html).

Другой актуальной проблемой современного рынка автомобильных запчастей в России является проблема поддельной продукции. Результаты исследований свидетельствуют о том, что объемы продаж поддельных запчастей на российском рынке не уступают по величине рынку пиратской аудиопродукции. Доля незаконных автомобильных компонентов на рынке запчастей в России составляет от 30 до 90% в зависимости от наименования. А согласно сообщению финансовой газеты «Известия», каждая вторая автомобильная запчасть является поддельной. Ущерб от реализации контрафактной продукции весьма значителен, в денежном эквиваленте он составляет порядка 2 миллиардов долларов США в год. Примечательно, что преимущественную долю в объеме продаж поддельной продукции составляют запчасти к автомобилям отечественного производства. Контрафактные компоненты наносят значительный урон репутации автопроизводителей и поставщиков оригинальных запчастей. Как правило, чаще всего подделывают быстроизнашивающиеся детали. В их числе: подвески, рулевые тяги, штанги, тормозные колодки и естественно всевозможные машинные масла. Размах пиратской деятельности, по мнению оригинальных производителей запчастей, связан в первую очередь с отсутствием в России адекватной законодательной базы. По существующему на данный момент российскому законодательству практически невозможно привлечь недобросовестных производителей автомобильных деталей к уголовной ответственности (см. http://auto.nnov.ru/autonews/russia/?id=3239).

В контексте рассмотрения проблемы поддельных автозапчастей необходимо отметить, что в общемировой практике рынок запасных частей состоит из двух сегментов: рынка оригинальных запасных частей и рынка неоригинальных запасных частей. Оригинальные запчасти в классическом понимании имеют торговую марку автокомпании и должны продаваться исключительно через компанию. Оригинальные запасные части изготавливаются в строгом соответствии с предусмотренными характеристиками материалов под жестким контролем качества. Неоригинальные запчасти выпускают фирмы-имитаторы без гарантии соответствия техническим требованиям автозаводов.
Неоригинальные запчасти могут быть изготовлены с нарушением стандартов безопасности, надежности и долговечности. Цены на неоригинальные запчасти значительно ниже, а качество существенно хуже стандартов автокомпаний.
Однако необходимо отметить, что между двумя крайностями – оригинальными и неоригинальными запчастями, существует достаточно большой рынок запчастей-аналогов, которые по качеству достаточно близки к «оригиналу», а по цене значительно ниже. Это обусловлено тенденцией «молчаливого согласия» компаний-производителей автомобилей уступить часть объемов торговли запасными частями, изготовленными независимыми специализированными заводами, самим этим заводам. Кроме того, перенос производства компонентов в страны Юго-Восточного региона помог значительно снизить конечную цену изделий (см. Маркетинговый отчет «Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России», подготовленный аналитическим агентством «Автостат», 2007 г.).

Неоригинальные автозапчасти, представленные на российском рынке, условно можно разделить на две группы. Первая – это компоненты солидных зарубежных и отечественных производителей, не учтенные и не прошедшие таможенный контроль. Продукция такого рода в большинстве случаев опасности для здоровья автомобиля не представляет. Вторая группа – это контрафактные запчасти, произведенные в Китае и на территории других развивающихся стран. Именно эта низкокачественная продукция может стать угрозой для технического состояния автомобиля.
В сложившейся ситуации российские правоохранительные органы собираются серьезно взяться за автомобильные рынки, которые, как правило, являются пунктами реализации контрафактной продукции. В частности, журнал «Бизнес» сообщает о том, что вслед за мобильными телефонами и бытовой техникой таможня намерена активно бороться с «серым» импортом автомобильных запчастей. По оценкам участников рынка, в настоящее время на нем доминируют именно «серые» импортеры. Так, на долю «серого» импорта приходится более 70% от объема продаж запчастей к иномаркам в стоимостном выражении (или 1,8 млрд. долларов США) (см. рисунок 3).

Эксперты рынка автомобильных запчастей полагают, что если российские таможенники всерьез возьмутся за проблему «серого» импорта, доля официальных импортеров должна вырасти до 80-85%. Достижение данных показателей является минимальным для того, чтобы легальные импортеры могли конкурировать с «серым» и «черным» ввозом. Усиление таможенного контроля может способствовать повышению цен на запчасти для иномарок. Однако эксперты полагают, что крупные официальные импортеры запчастей, вероятно, будут готовы снизить цены, если смогут увеличить объемы продаж (см. http://www.logistpro.ru/news/602 ; http://www.avtomarket.ru/scripts/news/?id=14828).
Наряду с намерениями таможенных служб по борьбе с «серым» импортом автомобильных запчастей, контроль на рынке запчастей усиливают российские автопроизводители. Так, АВТОВАЗ с 2007 года планировал существенно увеличить объемы централизованных поставок запчастей, производимых изготовителями комплектующих, через собственную сервисно-сбытовую сеть. Соответствующие изменения были внесены в условия договоров с заводами-поставщиками комплектующих. Ожидается, что реализация запчастей внешнего производства через вазовскую торговую сеть позволит минимизировать риск получения дилерами контрафакта и избежать применения поддельных комплектующих при гарантийном и послегарантийном обслуживании автомобилей LADA (см. http://subscribe.ru/archive/tech.auto.lada/200703/21163305.html).
Характеризуя современную ситуацию в сфере потребления автомобильных запчастей на российском рынке необходимо отметить, что сегодня два основных сегмента рынка запчастей – сегменты запчастей к отечественным автомобилям и иномаркам – развиваются с разной степенью интенсивности. Рынок отечественных автозапчастей отличается стабильностью и балансом спроса и предложения, здесь практически не наблюдается дефицита автомобильных запчастей. В сегменте автозапчастей для иномарок наблюдается превышение спроса над предложением и дефицит товара.
Примечательно, что основная часть контрафактной и некачественной продукции представлена в сегменте запчастей к отечественным автомобилям, среди запчастей к иномаркам доля такой продукции существенно ниже. Однако в сегменте иностранных автозапчастей много запчастей, бывших в употреблении, они создают конкуренцию оригинальным автомобильным запчастям, поскольку стоят значительно дешевле, а качеством могут практически не уступать оригиналам. Применительно к запчастям для иномарок необходимо отметить, что спрос на бывшие в употреблении запчасти связан также с тем, что доставка оригинальных запчастей может занимать довольно значительное время – от недели до 2-3 недель, в зависимости от региона поставки. Для осуществления эффективной деятельности компаниям, реализующим запчасти на иностранные марки автомобилей, необходимо налаживать эффективную сеть поставок, обеспечивающую оперативность доставки автозапчастей под заказ.
В сегменте запчастей к иномаркам наиболее востребованными на российском рынке являются запчасти для японских автомобилей. Данный факт связан с популярностью относительно недорогих и качественных марок японских автомобилей. Наиболее популярными марками являются Honda, Mazda, Nissan и некоторые другие.
Розничные продажи автомобильных запчастей в России в настоящее время осуществляют более 7 тысяч сервисных центров по техническому обслуживанию автомобилей, при этом значительную часть розничного товарооборота продолжают удерживать рынки и небольшие магазины. Некоторые сервисные центры реализуют автозапчасти для отечественных автомобилей, другие - для иномарок. На российском рынке представлены и специализированные сервисы, которые занимаются заменой автозапчастей в грузовых автомобилях, поставляют только автозапчасти на японские автомобили, на американские или германские марки автомобилей, а также компании, которые реализуют одновременно автозапчасти оптом и в розницу, или по отдельности (см. http://www.spscompany.ru/rynok_zapchasti/).

В целом торговля автозапчастями и комплектация автосервиса необходимыми автозапчастями, аксессуарами и автохимией в настоящее время в России является выгодным бизнесом. Согласно результатам исследований, более 90% компаний, работающих в данном секторе, считают собственную рентабельность выше, чем при инвестировании аналогичных сумм в другие рынки (см. http://pro-consulting.com.ua/analiz/analiz_rus/avto/avtozapchasti/).
Однако в настоящее время на рынке автозапчастей наблюдается процесс специализации и укрупнения компаний, тенденция к поглощению крупными игроками более мелких конкурентов. Данный процесс связан с тем, что не многие компании могут себе позволить держать излишние оборотные средства «замороженными» на складах в необходимом ассортименте запасных частей и автотоваров. Вероятно, именно эти тенденции во многом будут характеризовать динамику российского рынка автомобильных запчастей в ближайшем будущем, и их необходимо принимать в расчет как действующим игрокам рынка, так и инвесторам в данный сектор автомобильной отрасли.

Основные выводы по итогам обзора:
Рынок автомобильных запчастей в России активно развивается. Емкость российского рынка автомобильных материалов, компонентов и запчастей по итогам 2007 года составила 32,7 млрд. долларов США.
На рынке автомобильных запчастей выделяются два основных сектора: первичный рынок, включающий компоненты, используемые для производства автомобилей на конвейере, и вторичный рынок, где представлены запчасти для продажи через сервис и магазины. В России на долю вторичного рынка автомобильных запчастей приходится 76% от общего объема рынка в стоимостном выражении (24,8 млрд. долларов США), доля первичного рынка составляет 24% от общего объема рынка (7,9 млрд. долларов США).
На рынке автомобильных запчастей в России действует около двух тысяч игроков, лидирующие позиции занимают отечественные производители. Однако сегодня российские производители автозапчастей действуют в условиях выраженной конкуренции - отечественные бренды активно вытесняются более качественной продукцией из Европы и более дешевыми автокомпонентами из Китая, Турции и Индии.
Одной из наиболее актуальных проблем современного рынка автомобильных запчастей в России является проблема поддельной продукции. Доля незаконных автомобильных компонентов на рынке запчастей в России составляет от 30 до 90%, в зависимости от наименования. Ущерб от реализации контрафактной продукции весьма значителен, в денежном эквиваленте он составляет порядка 2 миллиардов долларов США в год.
Российские правоохранительные органы намерены серьезно бороться с «серым» импортом автомобильных запчастей, в частности – усилить контроль автомобильных рынков, которые, как правило, являются пунктами реализации контрафактной продукции. Для создания условий, позволяющих легальным импортерам конкурировать с «серым» и «черным» импортом автозапчастей, доля официальных импортеров должна возрасти минимум до 80-85%.
На потребительском рынке автозапчастей сегменты запчастей к отечественным автомобилям и иномаркам развиваются с разной степенью интенсивности. Если рынок отечественных автозапчастей в целом характеризуется стабильностью и балансом спроса и предложения, то в сегменте автозапчастей для иномарок наблюдается активный рост спроса и существенное превышение спроса над предложением, дефицит товара.
В целом торговля автозапчастями и комплектация автосервиса необходимыми автозапчастями в России является выгодным бизнесом. Одними из основных тенденций, характеризующих рынок автозапчастей в ближайшем будущем, будут выступать тенденции специализации и укрупнения компаний, поглощения крупными игроками более мелких конкурентов.

Рынок автокомпонентов и запчастей в России для легковых автомобилей - 2013
Маркетинговый отчет

Издатель - АВТОСТАТ
Формат: PDF, 416 стр.

Представляем маркетинговый отчет "Рынок автокомпонентов и запчастей в России для легковых автомобилей", подготовленный аналитическим агентством "АВТОСТАТ" по итогам 2012 года.

Обращаем ваше внимание, что расчеты велись только по вторичному рынку компонентов и запчастей, но исключительно для легковых автомобилей. При этом необходимо заметить, что в основе нашей методики лежит численность и структура парка легковых автомобилей. Цифры расчета отражают реальную потребность рынка в запасных частях для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии в нормальных экономических условиях без учета временных и сезонных сдвигов спроса.

SpoilerTarget">Спойлер: Полное описание

Представляем маркетинговый отчет "Рынок автокомпонентов и запчастей в России для легковых автомобилей", подготовленный аналитическим агентством "АВТОСТАТ" по итогам 2012 года.

Обращаем ваше внимание, что расчеты велись только по вторичному рынку компонентов и запчастей, но исключительно для легковых автомобилей. При этом необходимо заметить, что в основе нашей методики лежит численность и структура парка легковых автомобилей. Цифры расчета отражают реальную потребность рынка в запасных частях для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии в нормальных экономических условиях без учета временных и сезонных сдвигов спроса. В отчете не учтены, например, обстоятельства, когда в целях экономии автовладельцы отодвигают сроки замены масла или ремонта неисправной детали, в условиях теплой зимы эксплуатируют автомобиль на "полуживых" аккумуляторах или ездят на изношенных шинах.

Построив прогноз парка, который сложится в России на конец текущего года, мы оценили также емкость рынка 2013 года. Расчет емкости был сделан по всем основным сегментам вторичного рынка после оценки ресурса запасных частей. Всего были просчитаны десятки позиций комплектующих, которые были разделены на различные группы. Итоговые расчеты представлены в отчете в натуральном выражении (штуках или комплектах) и денежном (USD) по каждой позиции, по группам запчастей и в целом по рынку за несколько лет, включая прогноз на 2013 год.

Данный отчет состоит из нескольких разделов. В первом разделе представлена общая характеристика рынка компонентов. Кроме того, приводятся и данные по производству и продажам легковых автомобилей в РФ, а также рассматривается как марочная, так и возрастная структура российского парка. Второй раздел, который является основным, содержит информацию по емкости вторичного рынка запасных частей, его региональной и марочной структуре. Особо отметим, что здесь весьма подробно представлена каждая группа компонентов в отдельности, с соответствующими параметрами и расчетами. В качестве отдельных разделов приводится информация, как о производителях компонентов, так и крупных компаниях, реализующих широкий ассортимент запасных частей для легковых автомобилей на территории РФ.

Маркетинговый отчет "Рынок автокомпонентов и запчастей в России для легковых автомобилей" подготовлен методом кабинетного исследования. Основными источниками информации являются собственные базы данных и информация, полученная непосредственно в компаниях-участниках рынка. Структура подачи информации и расчетные методики разработаны специалистами аналитического агентства "АВТОСТАТ". Тем не менее все они базируются на основополагающих принципах расчетов емкости рынка, принятых в общемировой практике. Данные, представленные в отчете, структурированы и собраны в таблицы, при необходимости проиллюстрированы графиками и диаграммами.


СОДЕРЖАНИЕ (краткое)
  1. Общая характеристика рынка, тенденции и перспективы
  2. Оценка ёмкости рынка автомобильных компонентов. Методика расчета и основные параметры
  3. Компании-продавцы запасных частей
  4. Профили производителей автокомпонентов

SpoilerTarget">Спойлер: Полное содержание

Общая характеристика рынка, тенденции и перспективы
Динамика и структура производства автомобилей
Динамика и структура авторынка
Марочная структура парка
Возрастная структура парка
Этапы становления рынка автокомпонентов в России
Тенденции и перспективы рынка автокомпонентов

Оценка ёмкости рынка автомобильных компонентов. Методика расчета и основные параметры
Характеристика и оценка ёмкости вторичного рынка запчастей
Региональная емкость вторичного рынка
Ёмкость вторичного рынка по брендам
Методика расчета и основные параметры
Автомобильные шины
Автомобильные аккумуляторы
Лицевые детали кузова. Детали экстерьера
Автомобильные масла и смазочные материалы
Автомобильные фильтры
Детали тормозной системы
Узлы и детали подвески
Узлы и детали рулевого управления
Узлы и детали сцепления
Узлы и детали трансмиссии
Узлы и детали топливной системы
Узлы и детали системы выпуска
Узлы и детали системы зажигания
Узлы и детали системы охлаждения
Узлы и детали ЭСУД
Узлы и детали электрооборудования
Детали для капремонта двигателя
Ремни приводные

Компании-продавцы запасных частей
Характеристики компаний

Профили производителей автокомпонентов:

  • Anvis Group
  • Asahi Glass Company Automotive
  • Atsumitec Co.
  • AUTOLIV INC
  • Bekaert
  • Benteler Automobiltechnik GmbH
  • BoryszewS.A.
  • Bosal
  • Bosch Group
  • Bridgestone Corporation
  • Brose Group
  • BRISK
  • Bulten
  • Chemetall GmbH
  • CIMOS d.d.
  • CLN S.p.A
  • Continental
  • Continental Matador Rubber
  • Coskunoz
  • Delphi Automotive Systems
  • DENSO Corporation
  • DuPont
  • DURA Automotive Systems
  • Edscha Holding GmbH
  • Eberspacher GmbH & Co. KG
  • FAURECIA
  • FEDERAL-MOGUL CORPORATION
  • Ficosa
  • Flaig + Hommel GmbH
  • FUCHS PETROLUB AG
  • Fuyao Glass Industry
  • Gates Corporation
  • Gestamp
  • Grupo Antolin
  • Halla Climat Control Corp.
  • Hayes Lemmerz
  • HELLA KG Hueck & Co.
  • Hi-Lex Corporation
  • HP Pelzer Group
  • Hyundai Mobis
  • Inergy
  • Johnson Controls
  • Johnson Matthey
  • Lear Corp.
  • Leoni
  • Magna International Inc.
  • Magneti Marelli
  • MAHLE Group
  • MANN+HUMMEL
  • Matador Holding Bulten
  • Mefro Wheels GmbH
  • MICHELIN
  • Mubea
  • NOKIAN TYRES
  • Omen High Pressure Die Casting
  • Optibelt Power Transmission
  • Orhan Holding A.§.
  • PAULSTRA Automotive
  • PILKINGTON
  • PIRELLI S.p.A.
  • PPG Industries
  • Prevent Group
  • Raviv ACS Ltd.
  • Saint-Gobain Sekurit
  • Sanoh Industrial
  • Schaeffler Group
  • Scherdel GmbH
  • Siemens VDO Automotive
  • Sisecam Group
  • Stadсo Holding Ltd.
  • Takata
  • Tenneco Automotive
  • TI Automotive
  • Toyota Boshoku Corporation
  • Toyota Tsusho Corporation
  • TPV GROUP
  • Tramico SAS
  • Trelleborg Automotive
  • TRW KFZ
  • VALEO
  • Visteon
  • Webasto
  • WITZENMANN GROUP
  • Yapp Automotive Parts Co.
  • YOKOHAMA RUSSIA
  • ZF FRIEDRICHSHAFEN AG
  • CBD (ООО "Феникс")
  • Авангард
  • Август
  • Авизол
  • Авто ЛТД
  • Автоагрегат (Ливны)
  • Автоарматура
  • Автомобильные системы
  • Авто-Радиатор
  • Автоконтакт (Ульяновск)
  • АвтоАудиоЦентр
  • АвтоВАЗагрегат
  • АвтоГидравлика
  • Авто-град
  • Автодеталь (Димитровград)
  • Автодеталь (Самара)
  • Автодеталь-Сервис
  • Автокомплект
  • АвтоКом
  • ГК Автокомпонент
  • Автоглушитель (Автоконтинент+)
  • АвтоМаркет
  • АвтоПластик
  • Автоприбор
  • Автоприбормаш
  • Арзамасское ПО Автопровод
  • АвтоЭм
  • АвтоСтарт
  • АвтоТрейд
  • АвтоТурбоСервис
  • Автоэлектроника
  • Автрамат
  • АВТЭЛ НПП
  • АКСИОМА №1
  • Аккумуляторные технологии
  • Алнас
  • Альметьевский завод Радиоприбор
  • Альфа Автоматив Техноложиз
  • АП Пластик
  • АСОМИ
  • Авто-Тор-Продакшн
  • АТЭ-1
  • Аутокомпонент Инжиниринг
  • Аутомотив лайтинг
  • Баксанский завод Автозапчасть
  • Баксс
  • Балаковорезинотехника
  • Балтрезинотехника
  • Батайское ПО Электросвет
  • Белебеевское предприятие Автодеталь
  • БелЗАН
  • Белкард
  • Белмаг
  • Би Питрон
  • БИГ Фильтр
  • Булгар-Синтез
  • ВАЗИНТЕРСЕРВИС
  • Валее-95
  • Веста
  • Вилюй
  • Витал (СП SEPRUS)
  • Восток-Амфибия
  • Волгатрансмаш
  • Волжский подшипниковый завод
  • ВПО Пpoгpecc
  • Волжскрезинотехника
  • Вэлконт
  • Геатех
  • Геркон-Авто
  • Группа компаний П.А.К.
  • Глазов. Электрон
  • Гранд Ри Ал
  • Дайдо Металл Русь
  • Дайформ
  • Дан-Ати
  • Дафми
  • Димитровградскии вентильный завод
  • Девон Рус
  • Дейвон Соллерс
  • Демфи
  • Димитровградский завод вкладышей
  • Димитровградский завод радиаторов
  • Донхи Рус
  • Детальстройконструкция
  • Дувон Рус
  • Еврокардан
  • ЕЗТАТИ
  • Завод Атлант
  • Завод Волна
  • Завод автомобильных катализаторов
  • Завод высокоточных деталей
  • Завод климатических систем
  • Завод Красная Этна
  • Завод МЕТАЛЛОКОМПЕНСАТОР
  • Завод Металлоформ
  • Завод радиоаппаратуры
  • Завод Электроприбор
  • Завод индустриальных покрытий
  • Заволжский моторный завод
  • ЗЭВС Авто
  • Интеркос-IV
  • ИПPOCC
  • ИСТОК и Курский завод Аккумулятор
  • Итэлма НПО
  • ГК Криста
  • Калужский завод телеграфной аппаратуры
  • Кварт
  • Квинта Декор
  • Кинельагропласт
  • КОНис
  • Кордиант
  • Курганмашзавод
  • Костромской завод Автокомпонентов (Мотордеталь)
  • Курская подшипниковая компания
  • КрасТЭМ
  • Калужский электромеханический завод
  • ЛайтТек плюс
  • Лидер
  • Литейно-механический завод СКАД
  • Лузар ТД
  • Лысковский электротехнический завод
  • МарКон
  • Мегалист-Таганрог
  • Мегалюм
  • Мегапейдж
  • Мегапласт
  • Металлопродукция
  • МЗАТЭ-2
  • Мобил ГазСервис
  • Мотор-Cyпep
  • Начало
  • Нефтемаслозавод
  • Нижнекамский завод низковольтного провода
  • УК Татнефть- нефтехим
  • Новавтопром
  • Новгородский автоагрегатный завод
  • Норма
  • НТЦМСП
  • Обнинскоргсинтез
  • Олимп Моторс
  • Орбита
  • Оренбургский радиатор
  • ОРЛЭКС
  • Орника
  • Освар
  • Электромеханический завод Пегас
  • Пермский пружинно-рессорный завод
  • Пластик
  • Подшипник-Интер
  • Полад
  • Политех
  • Концерн Прамо
  • ПРОМА колеса из легких сплавов
  • Пушкинский завод металлоизделий
  • ПЭС/СКК
  • Регион
  • Рекардо
  • Релейная компания
  • Риваль Россия
  • Рикор Электроникс
  • Росава
  • РосАЛит
  • РОССКАТавто
  • Рулевые системы
  • Сааргумми-Русланд
  • Салаватстекло
  • Салют-Фильтр
  • СамараАвтоПрибор
  • Самараавтожгут
  • Самарская кабельная компания
  • Самарская технологическая компания
  • Самарский завод клапанов
  • Самарский электромеханический завод
  • Саранский электроламповый завод
  • Сарапульский электрогенераторный завод
  • Саратовский подшипниковый завод
  • СЭПО-ЗЭМ
  • ПО Север
  • Сердобский машиностроительный завод
  • Серп и Mолот
  • СТАПРИ
  • Сигнал
  • Симбирский завод стеклоподёмников
  • Символ
  • ПКФ Сириус
  • СК-ПРОМАВТО
  • Смоленский завод радиодеталей
  • СОАТЭ
  • Соллерс-штамп
  • НПП СОТЕКС
  • СОЭЗ-Автодеталь
  • Стандартпласт
  • Стар (ПАО Инкар)
  • Ступинская металлургическая компания
  • СэчжонгРус
  • Татхимпласт
  • Теслафт
  • Технические системы
  • Техноформ
  • ТЗА (Тольяттинский завод автоагрегатов)
  • Тиссан
  • ТНК смазочные материалы
  • Тольятти Комплект Авто
  • Топливные системы
  • Тосол-Синтез
  • Точмаш
  • ТПВ РУС
  • Триал
  • Тросифоль
  • Тюменский аккумуляторный завод Автоагрегат (Кинешма)
  • Улпласт
  • Управление малой механизации
  • Урал-Автооборудование
  • УралАТИ
  • Уралэластотехника
  • Уфимское агрегатное ПО (УАПО)
  • УЭЛЗ-СВЕТ
  • Федерал-Могул Набережные Челны
  • Фенокс
  • Фобос-Авто
  • Фритекс
  • Цитрон
  • ЦСКАБ-Прогресс
  • Чайковский завод РТД
  • ЧЕТРА-КЗЧ
  • Челябинский кузнечно-прессовый завод
  • Череповецкий металлургический комбинат
  • Шанс-Плюс
  • Шатковский завод нормалей
  • Эдельвейс
  • ЭКОФИЛ
  • Электроисточник
  • Электром
  • Эталон-Ф
  • ЯзРТИ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.