Валерий страхов мои ближайшие экскурсии. Доктор едет, едет сквозь снежную равнину. Экскурсии, включенные в программу тура


Гуслицы не отыскать на карте. Село переименовано, разве только речка Гулица выдаст названием эти места. А вместе с тем эта обширная местность на востоке Подмосковья широко известна и за пределами области. В прошлом Гуслицкий край по праву именовали «Старообрядческой Палестиной». Край этот и сегодня населён преимущественно старообрядцами. Он довольно значительно отличается от остального Подмосковья. Конечно, и до сюда добрались многочисленные дачи, спутниковые тарелки и бесконечные торговые точки (хотя, стоит отметить, это направление далеко не самое популярное среди дачников), но и сегодня Гуслицы кажутся каким-то заповедным краем.

Недаром места эти называют подмосковной тайгой. Я даже не сразу понял, когда произошел этот переход, но в какой-то момент мне стало казаться, что едем мы по Архангельской области в сторону Каргополя. Автобус наш уперся в лесовоз и долго не мог его обойти, по бокам - непроглядный мрак елей и сосен, лес завален снегом... Но нет, мы в Подмосковье, каких-то сто километров от вечно шумной многомиллионной столицы.

В конце XVII века после стрелецких бунтов в Гуслицкие леса и болота бежали гонимые за старую веру царём стрельцы и бояре. Таким образом получается, что ревнители старой веры бежали не только в далекие края, как-то Сибирь, Север, Поволжье, но и относительно недалеко от столицы. Постепенно целый субрегион на востоке Подмосковья приобрёл ярко выраженные черты местного хозяйственного, этнографического и конфессионального своеобразия. Старообрядцы всегда ревностно хранили и поддерживали древние традиции. Культура старообрядческих Гуслиц стояла на очень высоком уровне. В гуслицких селениях лили медные образки и крестики, складни. Это литьё, называемое гуслицким, отличается большим разнообразием. В ряде деревень писали иконы. Во многих деревнях переписывали старинные книги, оформляя их заставки уникальной росписью, получившей название гуслицкой. Значительная часть здешних старообрядцев до середины ХХ столетия держалась неокружничества. В Гуслицах имелись также немногочисленные общины беглопоповцев-лужкан, поморцев, мокеевцев и некоторых других согласий. Последних неокружников, лужкан и мокеевцев до сих пор можно встретить в некоторых гуслицких деревнях.

Много с этим местом связано и различных занятных историй. Мне, например, очень запомнилась история про печатание здешними умельцами фальшивых денег. Ходят даже слухи, что в конце ХIХ столетия все фальшивки в Москве нарицали не иначе как «гуслицкими деньгами». Конечно, наиболее широко была развита эта деятельность после того, как в руки гусляков попали "наполеновские" станки для печатания фальшивых русских ассигнаций (попавшие в руки гуслякам после разгрома наполеоновских захватчиков), но по различным свидетельствам, промысел этот практиковался здесь и до этого. Причем развился он так хорошо, что по слухам прекратить все это безобразие смогла уже только советская власть.

В этом медвежьем углу на стыке трех губерний (Рязанская, Владимирская и Московская) гусляки сумели создать свой мир, во многом закрытый для посторонних. Важная особенность - здешние обитатели были все поголовно грамотными, что для России того времени было характерно далеко не для всех ее обитаталей.

Есть у этих краев и дурная слава. Гусляки и здешние края ассоциировались у людей и с разбоем, который здесь практиковался довольно активно и "успешно", и с иконописью по прорисям (трафарет), когда иконы состаривали и ее цена, соответственно, сильно возрастала, и с банальным конокрадством. Мне не хочется озвучивать чего-то наподобие,что гусляки-старообрядцы не видели ничего зазорного в обмане и мошенничестве по отношению к иноверцам, но такие мнения озвучиваются.

Конечно, не только об этом хочется рассказать, ведь в конце концов местные старообрядцы сделали этот край крупнейшим духовным центром, очень способствовали его экономическому росту. Многие становились видными купцами, так как умели жить расчетливо и бережливо, были лишены вредного светского влияния и были очень целеустремленными людьми. Постоянные преследования крепко сплотили дух гусляков, что хорошо было видно и по широкому распространению в этих краях фабрик и их успешного функционирования. Именно из старообрядчества вышли местные фабриканты и миллионеры (что типично вообще для многих мест компактного проживания староверов). В рогожском старообрядческом купечестве в Москве в 1930-х годах даже существовал целый круг богатых купцов-выходцев из Гуслиц и соседней Вохны. Благодаря текстильным фабрикам, основанным купцами-старообрядцами, уже в советское время выросли города Орехово-Зуево, Ликино-Дулёво, Куровское, Дрезна.

Сегодня многие обитатели этих мест относят к себе к старообрядцам, хотя иногда оказывается, что это скорее лишь причисление - тех, кто строго соблюдает все обряды на самом деле здесь осталось не так уж и много.

1. Первой точкой нашего путешествия стала Никольская церковь старообрядцев Белокриницкого согласия в Устьяново Орехово-Зуевского района Московской области. Построена в 1910-1916 гг. Нас любезно приняли в храме, где как раз недавно окончилась служба и готовились к крещению. Как нетрудно догадаться, поснимать внутри старообрядческих храмов не удалось. Да и надо ли...

2. Потом наш путь лежал в Ильинский Погост. В прошлом село называлась Гуслицы и именно оно считалось административным центром волости Гуслица.

4. Откровенно говоря, экспозиции позавидует и иной краеведческий музей. И уж точно на тему местного старообрядчества ничего похожего и более информативного больше нет (в егорьевском краеведческом музее этой теме уделено не особо много внимания).

6. Экспозиция музея посвящена истории Гуслиц начиная с времен Ивана Калиты и кончая советским временем. Много внимания уделено старообрядчеству.

7. В небольшом помещении представлены предметы из повседневного быта - прялка, кухонная утварь, старинные часы, атрибуты религиозного культа - иконы, кресты, складни, старообрядческие книги.

11. Знаменитое гуслинское письмо

13. Рукописи с крюковыми нотами

14. Те самые прориси, о которых рассказывалось выше.

18. Недалеко от храма, сельское кладбище с такими характерными для здешних краев крестами-голубцами.

19. Воскресенский храм (1840)

20. 22 мая 1816 г. начался «великий гуслицкий пожар», после которого уцелел только один Ильинский храм. В 1831 г. на доброхотные пожертвования был возведен каменный летний пятиглавый храм в честь Воскресения Христова. В 1840 г. закончены приделы во имя святителя Николая Чудотворца и пророка Божия Илии в трапезной, зимней части храма. Храм мог вместить 2000 человек. Его освятил святитель Филарет, митрополит Московский. В 1849 г. построили колокольню высотой свыше 70 метров.

21. А это уже Егорьевск. Мы оставили тихий край заснеженных голубых и зеленых домиков с резными наличниками. Валерий Страхов и его благодарные слушатели у Егорьевского историко-художественного музея. Это один из старейших Подмосковья. Если честно, музей очень впечатляет. И определенно на него стоит равняться остальным музеям и подтягиваться до его уровня. А планку они задали очень высокую. И это при том, что Егорьевск совсем не то место, куда едут толпы туристов.

23. В музее очень впечатляющие объемы материалов по краеведнию. И все это великолепно издано и оформлено.

24. Это же справедливо и для сувенирной продукции. Вроде бы Егорьевск и не назовешь туристической меккой, а такому сувенирному магазину позавидуют и иные города Золотого кольца.

26. Музей оснащен современными интерактивными технологиями, которые никого не оставят равнодушным. Экспозиционные залы, общей площадью полторы тысячи квадратных метров, построены в виде анфилады. В них представлены лучшие изделия промыслов и производств России XVIII-XIX вв.: золотное шитье, северная резная кость, художественный металл, резное и расписное дерево, стекло, фарфор, керамика Гжели и др.

27. Залы расписаны орнаментами, которые будто бы перешли в архитектурные формы со страниц рукописных старообрядческих книг местного гуслицкого письма. Очень оригинальна светоакустическая экспозиция «Феерия света» - тысячами разноцветных брызг рассыпаются по залу лучи, отраженные в гранях кубков и бокалов.

28. Местный «Биг-Бен» - башня фабрики Хлудовых (она же бывший ХБК «Вождь Пролетариата»). Одно из заметнейших сооружений города.

29. Часовня возле Казанской церкви

30. А вообще Егорьевск - самое настоящее открытие для меня. Не знаю, почему он так долго ускользал от меня, но этот бывший рязанский городок невероятно интересен и самобытен.

31. По краям он, конечно, застроен типовой советской застройкой и частным сектором, но побродить по его купеческому центру - самое настоящее удовольствие.

33. А вот сюда я убежал из замечательного музея. Сил терпеть просто не было. Комплекс зданий механико-электротехнического училища фантастически красив. На осмотр у меня было совсем немного времени и я шел вдоль старинной ограды с открытым ртом. В сером небе, эти заснеженные корпуса казались какими-то таинственными замками.

34. Музей под открытым небом.

38. А этот замок собственно сам Егорьевский технологический институт им.Н.М.Бардыгина, филиал МГТУ "Станкин". Архитектор И.Т. Барютин.

39. Даже сегодня все это выглядит фантастически красиво, хотя местами требует ремонта.

42. Троицкий-Мариинский монастырь.


43. Егорьевск уже довольно сильно отличается от приближенных к Москве подмосковных населенных пунктов. Здесь рисуют афиши. Прогуливающиеся по улице частенько здороваются (городок небольшой, все друг друга знают). В городе много всяких мест, где можно быстро перекусить какую-нибудь булочку или беляш. По улицам ходят мальчишки в летной форме. Атмосфера кажется очень расслабленной. Почти идиллия. Хотя здесь много парней одетых во все черное, треники и с лицами, не обещающими с заходом солнца ничего хорошего. А еще в городе заметно много гастрабайтеров. И все-таки Егорьевск меня сразил. Сюда бы по теплу.

44. Круглая Советская площадь, когда-то бывшая Соборной. Собора ествественно с таким переименованием не оставили для потомков.

48. Эти два красивейших дома тоже связаны с местным старообрядчеством. Крупнейшим старообрядческим благотворителем Егорьевска был купец Пётр Григорьевич Брёхов. Бреховы также были крупнейшими домовладельцами в городе. Им принадлежало 18 жилых домов и 2 отдельных торговых помещения. Сами они жили в доме, где сейчас находится УВД. Соседние здания также принадлежали им. Пётр Григорьевич Брехов передал свой дом под молитвенный для старообрядцев (Храм Святого Георгия). В 1906 году к ней была сооружена пристройка, поставлены главки и каменная многоярусная колокольня. На первом этаже своего дома он содержал приют для девочек 12-13 лет. Каждую воспитанницу по достижении 18-20 лет он выдавал замуж, награждая богатым приданым. Для своей больной жены он надстроил во дворе над одним из сараев рубленый из брёвен 2-ой этаж. Во дворе его дома стоял стол, на который каждое утро выкладывали 300 калачей и 150-200 штук монет по 3-5 копеек для бедных. В городе в те времена было много бездомных. Летом Брехов, выезжая на дачу, забирал их из города. Там он их сытно кормил, за что они собирали для него грибы и ягоды, которые возами поставлялись в город на продажу. К осени отъевшиеся и посвежевшие они возвращались в город и занимались своими прежними делами.

49. Рядом с ними Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца (Русская Православная старообрядческая Церковь). В настоящее время в храме великомученика Георгия ведутся реставрационные работы. Начато восстановление иконостаса. Предстоит восстановление разрушенной безбожниками колокольни. С 1998 г. при храме создана воскресная школа. Прихожанами храма являются как жители Егорьевска и его окрестностей, так и жители соседнего Воскресенского района, где много старообрядческих селений, но с 30-х годов нет ни одного храма. В храм Великомученика Георгия часто приезжают помолиться и старообрядцы-москвичи (Источник - www.egorievsk.ru/koi/pilgrim/george.html)

50. Церковь Святого благоверного князя Александра Невского. В 1897 г. в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в городе Егорьевске состоялось освящение новопостроенного храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. Инициатива возведения храма принадлежала егорьевскому городскому главе Н.М. Бардыгину.

51. В 1988 г. в храме советской властью был разрешен колокольный звон.

52. Прямо у храма старая территория обувной фабрики. Здесь я решил актуальную для нашей семьи проблему, у дочери не было зимней обуви. Забегая вперед отмечу, что из Егорьевска есть что привезти - помимо обуви, я увез местных сушек (славны в народе) и продукцию местного мясоперерабатывающего (где в Москве отыскать эти роскошные мюнхенские колбаски егорьевского производства - вот что меня тяготит)

53. Парковка у главного храма города

54. В 1939 г. храм был закрыт до Пасхи 1946 г, после чего богослужения возобновились. Таким образом, храм не был разграблен и внутри сохранилось прежнее убранство - очень, к слову, впечатляющее.

Боюсь, в своем рассказе я не избежал ни галопов по Европам, ни сумбура, ни, возможно, неточностей - не судите строго, это все от переполнения впечатлениями. Вот так вот можно переполниться за дневную поездку всего лишь в сотне километров от Москвы.

Приглашаем на эксклюзивную автобусную экскурсию по Москве с внутренним посещением храмов всех, кому интересна история России, кто хочет узнать больше о ее закрытых страницах, кто привык задавать себе вопросы и искать на них непростые ответы. История старообрядчества интерпретируется по-разному. Мы не будем настаивать на одностороннем подходе. Выводы каждый сможет сделать сам. Но, безусловно, Рогожское и Преображенское стоит того, чтобы их увидеть.

Экскурсия приоткроет перед нами покров таинственности, лежащий на этой теме. Прикоснувшись к сохранившимся памятникам давно минувших лет, мы обратимся к эпохальным темам русской истории. Была ли церковная реформа XVII века падением Третьего Рима - святой Руси? На этот важный вопрос мы постараемся найти ответ. Знаменитые исторические фигуры пройдут перед нашим взором: цари Алексей Михайлович и Петр I, патриарх Никон, протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Мощная духовная, созидательная сила, отличавшая движение приверженцев «старой веры», помогла им выстоять в тяжелых, неблагоприятных условиях и не только сохранить свою самобытность, но и занять достойное место в российском обществе. Старообрядцы явились первыми собирателями и хранителями русских древностей: рукописей, древней иконописи, знаменного «крюкового пения». Но не только хранителями седой старины были старообрядцы. Они стремились быть активными гражданами своего Отечества. Именно старообрядческий характер и уклад жизни выковал знаменитых купцов-миллионщиков: Кузнецовых, Морозовых, Рябушинских, Солдатенковых.

Программа сборной автобусной экскурсии "Под знаком старой веры"::
  • В 10:15 сбор группы у ст. м. «Площадь Ильича»
  • В 10:30 отправление группы в путешествие по истории старообрядческой Москвы продолжительностью 6 часов.
  • Путевая информация от гида во время автобусных переездов.
  • Экскурсионная программа по Рогожской Слободе:
    • Покровский собор с заходом внутрь
    • Храм Рождества Христова с заходом внутрь
    • Никольская единоверческая церковь (РПЦ) с заходом внутрь
    • Церковь-колокольня Воскресения Христова
    • Рогожское кладбище Природно-ландшафтный комплекс
  • Экскурсионная программа по Преображенскому кладбищу:
    • Церковь Воздвижения Креста Господня - храм старообрядцев федосеевского согласия
    • Храм успения Пресвятой Богородицы - храм старообрядцев поморского согласия с заходом внутрь
    • Часовня старообрядцев филипповского согласия (бывшая)
    • Преображенский некрополь

Переславль

Описание

По количеству монастырей и музеев на единицу площади Переславлю-Залесскому нет равных. Но, самое главное, здесь сохранилось очарование провинциальной красоты: древние городские валы, один из самых старых на Руси монастырей и целые кварталы старой исторической застройки. Наша экскурсия впервые предлагает познакомиться со всеми обителями Переславля и насладиться архитектурой и богатым историческим наследием древнего города.

Экскурсии, включенные в программу тура

· Горицкий монастырь;
· Федоровский монастырь;
· Свято-Троицкий Данилов монастырь;
· Никитский монастырь;
· Никольский монастырь

Внимание!

Экскурсия предполагает посещение действующих храмов. Дамам желательно быть одетыми в юбки и иметь при себе платки.

Программа тура

По количеству монастырей и музеев на единицу площади Переславлю-Залесскому нет равных. Но, самое главное, здесь сохранилось очарование провинциальной красоты: древние городские валы, один из самых старых на Руси монастырей и целые кварталы старой исторической застройки. Наша экскурсия впервые предлагает познакомиться со всеми обителями Переславля и насладиться архитектурой и богатым историческим наследием древнего города. Христианские обители возле знаменитого Плещеева озера считаются одними из самых древних русских монастырей. Один из них появился в начале XI века, а другой был выстроена на старом языческом капище. В наши дни в Переславле-Залесском можно посетить пять монастырей.
Горицкий монастырь. Приземистые оборонительные стены и башни делают монастырь похожим на массивную крепость. К тому же, стоит старинная обитель на возвышенности и видна отовсюду. Точная дата основания монастыря остается неизвестной. Однако, сохранились письменные свидетельства, что христианскую обитель поставили на месте языческого святилища, и произошло это не позже XIV века.
До наших дней в монастырском комплексе сохранились здания, построенные в XVI-XVII веках. Это – Святые ворота с возвышающимся над ними храмом святителя Николая, нарядные Проездные ворота в восточной части стены, и, конечно, величественный Успенский собор, устремившийся пятиглавием прямо к небу.
Музей-заповедник , расположенный в монастыре, по праву можно считать одним из самых крупных и богатейших музейных собраний страны . Однако, принято решение о восстановлении на монастырской территории действующей православной обители.

Федоровский монастырь. История обители, посвященной Федору Стратилату, насчитывает более семи веков. Она была основана в начале XIV века, как мужской монастырь. А с XVII века – это действующий женский монастырь, где в наши дни проживает 20 насельниц.
Федоровской обители была уготована особая судьба. Ей всегда покровительствовали русские государи: вначале Рюриковичи, а затем – Романовы. Царь Петр I привез сюда европейские ткацкие станки, и монашки прославились, как искусные мастерицы в изготовлении церковных облачений. А еще в этой обители работали самые лучшие в городе золотошвеи. В наши дни центральное место в монастырском комплексе занимает величественный Федоровский собор , построенный в середине XVI века. Рядом с ним стоит церковь Введения Богородицы во Храм (начало XVIII века). А на юге монастырской территории расположен храм Казанской иконы Божией Матери (XVIII век).

Свято-Троицкий Данилов монастырь. Более 500 лет назад в древнем русском городе появился странствующий инок Даниил. Он жил в Никитской и в Горицкой обителях, и постепенно прошел путь от простого монаха до архимандрита. Особая забота Даниила состояла в том, чтобы хоронить по христианским обычаям умерших странников, бездомных и нищих. Благодаря его стараниям, в самом начале XVI века в Переславле появился новый монастырь. Спустя сто лет, когда Россия переживала разорительные Смутные времена, обитель сильно пострадала. Наступавшие на город польско-литовские войска сожгли большую часть монастырских построек, а крестьян, работавших на эту обитель, убили. Однако, до конца XVII века монастырь не только восстановился, но и был заново отстроен в камне. Некоторые из тех первых каменных построек сохранились до наших дней. Это возведенный ростовскими мастерами величественный Троицкий собор . Внутри него можно увидеть настенную живопись, выполненную костромскими и ярославскими изографами в 1660-е годы. С восточной стороны от собора стоит Всехсвяткая церковь, появившаяся в монастыре 1680-е годы. А на юго-востоке обители возвышается удивительный по красоте храм Похвалы Божией Матери, возведенный в самом конце XVII века.

Никитский монастырь. Наиболее древнюю обитель возле легендарного Плещеева озера основали в самом начале XI века. Этот монастырь был в числе самых первых христианских сооружений, возведенных по указу князя Бориса Ростовского. В те времена назначение обители состояло в одном – максимально обращать в христианскую веру живших на берегу озера язычников. Монастырь получил посвящение в честь одного из самых почитаемых верующими святых - великомученика Никиты. Часто в истории одни события перекликаются с другими. Любопытно, что в XII веке при обители жил необычный целитель и юродивый – Никита Столпник. Сегодня в древнем монастыре можно увидеть красивый, монументальный Никитский собор , построенный еще во времена царя Иоанна IV Грозного. Над всей территорией возвышается стройная шатровая колокольня. В обители также сохранился храм, в котором останавливался во время первых визитов на Плещеево озеро молодой царь Петр I. Это церковь Благовещения. Весь комплекс монастырских зданий окружают белокаменные стены. Достаточно приглядеть к их башням и бойницам, чтобы понять, каким мощным было созданное вокруг обители укрепление. В возведении этих стен принимал участие царь Иоанн IV Грозный. По его распоряжению камни скрепляли специальным раствором, а основание стен выкладывали массивными валунами.
В наши дни внутри монастыря живет 15 насельников. Много паломников приходят к знаменитому целебному источнику святого Никиты, который находится примерно в 1 км от монастырских стен.

Никольский монастырь . Святитель Николай – один из самых почитаемых православных святых. Поэтому неудивительно, что в начале XIV века в городе построили посвященный ему монастырь. Основателем обители считается Дмитрий Прилуцкий. В первые века существования новую обитель ожидали большие испытания. Ни один раз она была полностью разграблена и сожжена ханскими набегами и военными отрядами Лжедмитрия. А в 60-е годы XVII века монастырская территория полностью опустела после эпидемии чумы, от которой умерли 9/10 всех жителей города. В конце XIX века мужскую обитель решением церковных властей преобразовали в женский монастырь. Монахини быстро взялись за дело, сумели отремонтировать старые постройки и возвели несколько новых зданий. Однако, обитель сильно пострадала во время активной борьбы советской власти с религией. В наши дни старинный монастырь активно возрождается и открыт как для паломников, так и для туристов.

Истринскую землю не случайно называют святой - с этими местами связана масса значительных исторических сюжетов, оставивших по себе память в сохранившихся храмах, усадьбах и монастырских постройках, из которых особое место занимают Новый Иерусалим со своими уникальными святынями и Корсунско-Торопецкая икона, находящаяся в храме Александра Невского на Княжьем озере.
Ново-Иерусалимский монастырь был заложен Патриархом Никоном в середине XVII в. как центр создаваемой им Русской Палестины, раскинувшейся на берегах реки Истры, переименованной в Иордан. В XVIII - XIX вв. монастырь становится одним из самых почитаемых в Центральной России. Патриарх Никон - фигура особая. Другого исторического деятеля, оставившего столь противоречивый и неоднозначный след в русской церковной истории до XX в. нет. Архитектурный ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря входит в золотой фонд русского зодчества, являя яркий пример стиля русского барокко.
Окрестности Истры и Ново-Иерусалимского монастыря изобилуют достопримечательностями. Не все они широко известны, но вместе, в созвучье с окружающей природой, создают неповторимый ландшафт «Русской Палестины».
У южных границ поселка Княжье Озеро находится действующий православный храм святого благоверного князя Александра Невского. История Корсунского образа Божией Матери уходит в седую древность. Согласно преданию, он был написан евангелистом Лукой и благословлен самой Пресвятой Богородицей. Эта икона принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой и прославилась подаваемыми через нее чудесными исцелениями. По милости Божией подлинник святого образа не разделил судьбу многих утраченных для России в прошлом веке святынь, а сохранился и находится сейчас в Александро-Невском храме на Княжьем Озере, куда к нему совершается многочисленное паломничество.
Село Дарна имеет многовековую историю. Известно, что еще в XV веке оно принадлежало роду Пушкиных, позже ее владельцами были бояре Полевы, Шаховские, Стрешневы, Чаадаевы. В 1658 г. Дарну купил Патриарх РНикон, приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 году здесь была построена деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. В 1895 году был построен большой трехпрестольный храм во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Проект церкви безвозмездно был выполнен архитектором С.В. Шервудом и являет собой яркий пример архитектуры неорусского стиля.
Главная гордость Павловской Слободы - пятиглавая Благовещенская церковь (1662 г.) с восстановленной трехъярусной шатровой колокольней. Храм был построен на дворе «дядьки» царя Алексея Михайловича Бориса Морозова и соединялся переходами с его палатами. Со временем хоромы обветшали и были снесены, а на церковь, стоящую на холме у берега Истры, открылся замечательной вид.
Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь) — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. До революции прославился высотой духовной жизни насельниц, его называли женская Оптина. В настоящее время прекрасно восстановлен.

Самые знаменитые монастыри Греции и России расположены на островах. Вы еще не побывали на Соловках и Валааме или на Афоне? Мы приглашаем Вас посетить подворья этих монастырей в Москве и тем самым прикоснуться к истории и духовной силе великих православных обителей.

Валаамский архипелаг - это особое место, где храмы и скиты безмолвно рассказывают о сокровенных подвигах подвижников русского православного духа, а каждое дерево, каждый кустик, выращенный в суровых северных условиях трудом многих поколений иноков, напоминают о небесах и райских садах. По преданию, апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян положил начало христианской вере на Валааме. Северным Афоном, «Честною и великою Лаврою» называли эту древнюю иноческую обитель, основанную в X в. преподобными Сергием и Германом, Валаамскими чудотворцами. Не раз Валаамский монастырь подвергался опустошениям и разорениям, не раз иноки его падали под острием меча, не раз пылали святые храмы. Но всякий раз, оправившись от ударов, он поднимался и расцветал. Валаамская обитель стала сокровищницей монашеского опыта, который ее насельники, святые основатели новых русских монастырей, несли не только в северные области, но и по всей России. В Москве на улице Тверская-Ямская, сохранился комплекс подворья Валаамского монастыря, построенный в 1901 г. Сегодня на подворье действуют два храма: верхний - в честь прпп. Сергия и Германа, и нижний - в честь святого благоверного князя Александра Невского. В верхнем храме находятся Валаамская икона Божией Матери (список), икона преподобных Сергия и Германа, икона праведной Анны, матери пресвятой Богородицы, написанная на Святой горе Афон, и другие святыни. В нижнем храме - икона блгв. кн. Александра Невского с частицей мощей.

Соловецкий монастырь - знаменитый мужской монастырь, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Возник в 1420—1430-е годы, отстроен в камне трудами св. Филиппа (Колычева), монастырь-крепость, игравший важнейшую роль в жизни поморского Севера и всей России. Особая страница в истории монастыря - его стояние за старую веру в 1669—1676 гг. В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Известно, что в XVI - XVIII веках подворье Соловецкого монастыря в Москве располагалось в Китай-городе. В 1992 г. монастырю был передан древний московский храм Рождества Богородицы и святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове - прекрасный образец архитектурыXVII в.Главная святыня храма - икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей.Особо чтимыми являются иконы Божией Матери «Державная» и «Неопалимая Купина».Особое местона территории подворья занимает Поклонный крест, установленный в память о тех, кто томился и погиб в Соловецком лагере особого назначения.

Святая гора Афон - крупнейшее в мире средоточие православного монашества, расположенное а Греции на полуострове Айон-Орос. В настоящее время Святая гора состоит из 20 монастырей, среди которых русский Свято-Пантелеимоновмонастырь. За всю свою долгую историю Афон сыграл важнейшую роль центра монашеской жизни для всего восточного христианства и до сих пор является уникальным местом, где не пресекалась преемственность монашеского делания. Русский Афон начинается в Москве на Афонском подворье, что в Гончарах. Центральным строением подворья Свято-Пантелеимонова монастыря является церковь Никиты Мученика за Яузой. Храм, построенный на высоком холме в 1595 г. на фундаменте более древнего сооружения, является одним из старейших сохранившихся храмов Москвы. В 1992 году церковь Никиты Мученика была передана Подворью Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. К 2000 г. был построен братский корпус с храмом Всех афонских святых, напоминающий уголок православной Греции. Среди святынь подворья - иконы, написанные лучшими иконописцами Святой горы, среди них икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.