Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский. Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский Восшествие на Киевскую кафедру

Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) был неутомимым борцом за Православие в сложной исторической обстановке на Украине и в Белоруссии в XVII в. (128).
Родился он 21 декабря 1596 г. в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила. Фамилия эта соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность (на современном румынском языке - movia).
Домашнее образование Петр Могила получил у учителей Львовского православного братства, организованного в 1586 г. для защиты и сохранения православной веры. Львов находился недалеко от молдавско-влахийских владений, и Львовское братство, нуждавшееся в средствах, нередко обращалось к единоверным молдавским господарям с просьбами о материальной помощи. После объявления Брестской унии в Польше и Литве (1596 г.) влияние католичества усилилось также в Молдавии и Валахии.
Для продолжения образования Петр Могила поступил в Польскую академию в Замостье, а затем обучался в различных учебных заведениях в Голландии и Париже. По возвращении из-за границы Петр Могила не смог обосноваться в родных местах в связи с трудной политической обстановкой. Он переехал в юго-западную Россию. Он часто посещал Киев, сблизился с митрополитом Киевским Иовом (Борецким), с которым он был дружен еще в годы своего учения. Частое общение с митрополитом Иовом окончательно сформировало взгляды Петра Могилы и указало путь его жизненной деятельности.
В 1625 г. Петр Могила был пострижен в монашество и был принят в братство Киево-Печерской Лавры. В апреле 1627 г. скончался архимандрит этой обители Захария (Копыстенский), и в том же году братия избрали настоятелем архимандрита Петра (Могилу). Должность настоятеля Киево-Печерской Лавры для архимандрита Петра (Могилы) давала возможность бороться с могущественными противниками, притеснявшими Православную Церковь и грозившими ей полной ликвидацией в пределах Речи Посполитой. Он был не единственным кандидатом в настоятели Киево-Печерской Лавры после кончины архимандрита Захарии (Копыстенского): местом настоятеля Лавры пытались овладеть униаты. Архимандрит Петр (Могила) понял, какую важность имеет Православие для украинского и белорусского населения Польско-Литовского государства, и решил отдать все свои силы защите Православия, став выразителем лучших надежд и национальных чаяний украинского и белорусского народов, вместе с тем оказав большую услугу и единоверной Москве.
В те годы Киево-Печерская Лавра пользовалась покровительством Московского государства. В 1628 г. особой грамотой царя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета на имя архимандрита Петра (Могилы) был гарантирован беспрепятственный проезд ее представителей в Россию каждые 5 лет для сбора доброхотных даяний русских верующих людей и вспомоществований от Русской Православной Церкви и русского правительства.
В тогдашней сложной обстановке архимандрит Петр (Могила) проявил себя искусным защитником Православия от униатского влияния. Известно, что ряд Соборов - Киевский (1627 г.), Гродекский (1628 г.) и Львовский (1629 г.) - были посвящены поискам попыток найти соглашение между униатами и православными. На этих Соборах архимандриту Петру (Могиле) пришлось доказывать на печальных примерах, что насильственные «соглашения» могут привести к обострению отношений между православными и римо-католиками.
В 1629 г. Патриарх Кирилл Лукарис наименовал архимандрита Петра (Могилу) Экзархом Константинопольского престола. Опытный в ведении весьма сложных дел, архимандрит Петр (Могила) при содействии православного дворянства добился для православных очень важных привилегий, несмотря на противодействие католического и униатского духовенства.
Архимандрит Петр (Могила) заботился о восстановлении древних церковно-архитектурных памятников, о сохранении древних исторических документов, собирал и переписывал их, особенно те, которые доказывали правоту Православия и несостоятельность воззрений его противников.
Киево-Печерская типография занимала ведущее место среди всех украинских и белорусских братских типографий, расширяясь и обогащаясь опытом, новыми шрифтами (польским, латинским) и техническими усовершенствованиями. За 5 с половиной лет после назначения настоятелем архимандрита Петра (Могилы) в лаврской друкарне (типографии) было напечатано 15 книг, написанных или переведенных самим архимандритом Петром (Могилой). В 1628 г. вышел сделанный им перевод с греческого книги по аскетике «Агапита диакона главизны поучительны»; в 1631 г. была напечатана «Триодь Цветная» с предисловием и объяснением церковных песнопений и историческим очерком о них; в том же году вышел сборник поучений архимандрита Петра (Могилы) под названием «Крест Христа Спасителя и каждого человека». Затем вышел «Литургиарион сиречь служебник», исправленный архимандритом Петром (Могилой) по греческим источникам и снабженный объяснениями литургии. В те годы архимандрит Петр (Могила) написал несколько канонов и церковных песнопений: канон к причащению священников, канон на исход души, канон о сотворении мира и другие. Все эти каноны написаны хорошим церковнославянским языком и отмечены печатью выдающегося поэтического дарования и глубокого понимания духа церковных песнопений.
После смерти митрополита Иова (Борецкого; 1631) на митрополичий престол был возведен епископ Перемышльский и Самборский Исайя (Копинский). Как и его предшественник, он был подлинно народным иерархом. Но вопрос о признании его и других иерархов, посвященных по просьбе Киевского братства для русского населения Польши Патриархом Иерусалимским Феофаном во время его приезда из Москвы на Украину в 1620/21 г., оставался неприемлемым для польского правительства, и православные поневоле должны были в этом вопросе отступить и выбрать новых архиереев. Митрополитом Киевским и Галицким был избран архимандрит Петр (Могила), известный своими трудами на благо Православия.
Польское правительство было вынуждено признать его митрополичье достоинство, потому что он был родственно связан с несколькими виднейшими польскими аристократическими семьями, представители которых занимали даже королевский трон. Кроме того, в молодости Петр (Могила) служил в польских войсках и имел военные заслуги.
В 1632 г. после 45 лет царствования умер польский король Сигизмунд III. На польский престол был избран его сын Владислав IV. Для православных наступило время некоторого облегчения их положения. Большая заслуга в этом принадлежала митрополиту Петру (Могиле), который был выбран депутатом от православных иерархов на сейм, избравший нового короля.
В грамоте короля Владислава IV, данной 12 марта 1633 г. Петру (Могиле), избранному на митрополичью Киевскую кафедру, было сказано, что король дает ему «митрополию Киевскую и Галицкую над всею Русью в Короне и Великом княжестве Литовском, в унии не будучою, при церкви святой Софии, в Киеве лежачою».
В начале апреля 1633 г. Петр (Могила) направил грамоты православному населению, приглашая его прибыть во Львов или прислать депутатов на предстоящее посвящение его в митрополита. Местом посвящения Петр (Могила) избрал Львов, а не Киев, чтобы не ставить в трудное положение митрополита Исайю (Копинского), не признанного польскими властями.
Вскоре после своего посвящения митрополит Петр (Могила) предпринял новые шаги по защите Православия. Благодаря его настоянию польское правительство признало древние права западнорусской Церкви. С 1635 г. (Варшавский сейм) западнорусская Православная Церковь и униатская Церковь в гражданском порядке были признаны как две Церкви, каждая со своей иерархией и со своим особым устройством. Таким образом, польское правительство юридически признало существование Православной Церкви в католическом государстве, и это составляло бесспорную и великую заслугу Петра (Могилы). Он добился юридической санкции на то, что было фактически совершено для защиты и охраны южнорусской Церкви его предшественником - митрополитом Иовом (Борецким).

Учреждение Академии

Со времени Люблинской унии (1569 г.) и особенно со времени церковной унии, объявленной в Бресте в 1596 г., в украинских и белорусских землях появились иезуиты, поставившие целью присоединение к Римско-Католической Церкви православных, как они выражались, «схизматиков». Наиболее дальновидные украинские и белорусские ревнители Православия сознавали неотложную необходимость для православных глубокого образования, поскольку из-за отсутствия православных школ местное население вынуждено было отдавать своих детей в римско-католические, иезуитские школы, где они нередко забывали веру отцов, постепенно теряли и национальную самобытность.
Ревнителями Православия были устроены школы в Остроге, Львове, Вильно и других городах, где были организованы братства, и эти школы служили в некотором смысле оплотом Православия. Но до митрополита Петра (Могилы) они не поднимались на ту высоту, какой требовала от них тогдашняя обстановка.
Важным событием в период правления митрополита Петра (Могилы) было основание Киевской Академии. В Киеве уже была школа, существовавшая с конца XVI в. при Братском Богоявленском храме. Но в ней велось только начальное обучение. Между тем иезуиты имели в Киеве коллегию, курс которой был довольно широк и включал как светские, так и богословские науки. Поэтому Петр (Могила), будучи еще архимандритом Киево-Печерской Лавры, устроил в Лавре школу, по методике подобную иезуитской коллегии. Став патриаршим экзархом, архимандрит Петр (Могила) отправил в Константинополь посольство, прося благословения Патриарха Кирилла Лукариса на открытие в Киеве «латинских и польских училищ». Затем он избрал способных к книжному научению монахов и отправил их на свои личные средства для обучения за границу.
Отправка за границу молодых людей (в числе которых был монах Иннокентий (Гизель), автор первого учебника по русской истории, так называемого «Синопсиса») была связана с намерением митрополита Петра (Могилы) открыть в Лавре высшую школу отдельно от братской школы и иметь для этого подготовленных наставников. Около митрополита Петра (Могилы) собрались и выдающиеся учителя других братских школ. Таковы Исайя Трофимович-Козловский и Сильвестр Коссов . Митрополит Петр (Могила) хотел построить новую школу в Киево-Печерской Лавре.
Первый учебный 1631/32 г. эта высшая школа «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» провела в Киево-Печерской Лавре в бывшем больничном корпусе, недалеко от Святых врат. Но затем было решено объединить эту школу с братским училищем и определить ей традиционное место - в Братском Богоявленском монастыре. Так в 1632 г. и начала свое существование будущая Киевская Духовная Академия. Она была открыта как коллегия. Есть сведения, что в марте 1633 г., когда королем Владиславом IV были утверждены права других православных училищ, митрополит Петр (Могила) добился у короля для Киевской коллегии права и названия Академии, но, к сожалению, тогда утвердить все это подписью не пожелал ни канцлер, ни подканцлер.
За первые 10-15 лет своей деятельности Киевская школа, реформированная митрополитом Петром (Могилой), поднялась так высоко, что превосходила лучшие униатские и римско-католические школы. Митрополит Петр (Могила) уже при жизни увидел добрые плоды, приносимые учрежденной им школой. Вышедшие из ее стен богословы свободно владели полемическими средствами для защиты православного вероучения, они стали писать на польском языке и пользоваться европейскими изданиями творений святых отцов Церкви, деяний Соборов, а также римско-католическими и протестантскими богословскими сочинениями. Со времени основания Киевской Академии начался новый период в истории богословского образования в юго-западной России.
Кроме Киевской коллегии, митрополитом Петром (Могилой) была основана школа в Виннице в качестве подготовительной к Киевской коллегии; вскоре она была перенесена в местечко Гойены Луцкого повета (уезда), где был основан мужской монастырь, подчиненный Киево-Братскому училищу.

* * *

Положение Православной Церкви в Польше при митрополите Петре (Могиле) значительно изменилось к лучшему. Софийский кафедральный собор в Киеве с приписанными к нему храмами, Выдубицкий, Михайловский и Пустынно-Николаевский монастыри и другие обители и храмы перешли в ведение православного митрополита, который принимал меры к восстановлению, обновлению и благоукрашению собора, храмов и монастырей. Восстановление запущенного и опустошенного Софийского собора, которым униаты владели 37 лет, началось с 1634 г. и продолжалось около 10 лет. Митрополит Петр (Могила) распорядился освободить из-под слоя земли Десятинную церковь, под развалинами которой были обретены мощи святого равноапостольного великого князя Владимира.
Для покрытия расходов митрополит Петр (Могила) обращался в Москву с просьбами о пожертвованиях и прибавлял, что «паче прошений своих» он просит устроить и в Москве такой монастырь, при котором была бы открыта школа, подобная Киевской коллегии, где бы «старцы и братия общежительного Киевского братского монастыря обучали детей греческой и славянской грамоте». Это, как сообщали его современники, было сделано в Москве в 1634 г., а в 1649 г. приближенный царя Алексия Михайловича боярин Феодор Михайлович Ртищев вызвал из Киева ученых иноков Киево-Печерской Лавры, учеников и воспитанников митрополита Петра (Могилы) - иеромонахов Епифания (Славинецкого), Арсения (Сатановского), Дамаскина (Птицкого) - и с их помощью открыл в устроенном им Андреевском монастыре школу для научения московских молодых людей греческому и латинскому языкам.
В 1685 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская Академия . Устроена она была по образцу Киево-Могилянской и явилась центром высшего и среднего духовного образования в России.
Киевская коллегия долгое время была образцом для устройства духовных училищ по всей России. Бытом, организационными формами она служила образцом для русских Духовных Семинарий в течение всего XVIII в., и в XIX в. не исчезло еще в русских духовных школах влияние ее традиций.

Вскоре выдвинулся православный киевский митрополит Петр Могила. Католики и униаты, как мы видели, сильно боролись с православием, между прочим, и пером; православным пришлось обороняться тем же оружием, писать и издавать книги против своих врагов. Это вызвало сильное умственное движение; для духовной борьбы нужны были просвещенные борцы, умеющие хорошо писать; нужны были и талантливые проповедники. Братства, стоявшие на страже православия, особенно способствовали умственному возрождению в православном мире: посылали даровитых молодых людей в западные университеты, заводили училища, типографии. Быстро увеличивалось число людей пишущих, читающих, думающих о высших умственных вопросах, и, несмотря на бедствия и гонения, в среде православных просвещение поднималось. Большую службу сослужили в этом деле братства; но они мало-помалу слабели в борьбе, и когда высший класс русский олатинился и ополячился, стали одно за другим исчезать. Одно только из них, киевское, имело иную судьбу. Киеву снова выпало на долю быть источником христианского просвещения.

Еще в 1594 г. братство киевской Богоявленской церкви завело школу. Двадцать лет она работала на пользу православия и просвещения; но тут ее постигло несчастие – она сгорела. В 1615 г. богатая женщина Анна Гулевичевна пожертвовала землю и несколько зданий для братства и школы, – она возобновилась и скоро достигла цветущего состояния.

Умственное движение в южной Руси получило особенную силу с той поры, как в нем принял участие Петр Могила.

Происходил он из очень знатного молдавского рода; учился, как говорят, в Париже, затем служил в военной польской службе. В 1625 году он постригся в Печерской лавре , когда Петру Могиле не было еще и 30 лет. Его образование, богатство и сильные связи обращали на него общее внимание, подавали надежду на то, что в нем православная церковь найдет сильного борца. Петр Могила скоро был избран архимандритом монастыря. Новый игумен с первых же шагов выказал необычайную деятельность на пользу монастыря, – подновил церковь, не жалел издержек на украшение ее и пещер, построил на свой счет при лавре богадельню для нищих и задумал завести при монастыре высшую школу. Чтобы приготовить для нее хороших учителей, он стал посылать, не жалея своих средств, молодых людей за границу. Но чрез несколько времени члены Богоявленского братства – дворяне и казацкие старшины – стали просить Петра Могилу, чтобы он не заводил новой школы, а обратил свои средства и силы на улучшение уже существующего братского училища на Подоле (нижняя часть города Киева). Могила согласился и признан был старшим братом, блюстителем и пожизненным опекуном киевского братства (в конце 1631 г.). Гетман от всего Запорожского войска обещал в случае нужды защищать оружием церковь, монастырь, богадельню и школу братства, а киевские дворяне обязались заботиться о содержании училища.

В начале 1632 года скончался король Сигизмунд III, заклятый враг православия, и у православных ожила надежда на лучшее будущее. На сейм, где должны были толковать о разных улучшениях в государстве, уполномочен был ехать от русского духовенства Петр Могила. Православные требовали уничтожения всяких стеснений и запретов относительно своей церкви. Вместе с просьбою дворян и духовных подали на сейм и казаки свое прошение. Оно было изложено в резких выражениях.

«При покойном короле, – писали казаки, – мы терпели неслыханные обиды... Униаты отстранили от городских должностей добродетельных мещан нашей веры и замутили сельский народ; дети остаются некрещеными; взрослые – невенчанными; умирающие отходят на тот свет без причащения. Пусть уния будет уничтожена; тогда мы будем со всем русским народом полагать жизнь за целость любезного отечества. Если же, сохрани Боже, и далее будет не иначе, мы будем искать других мер удовлетворения».

Эта угроза сильно раздражила поляков. Но все же сейм согласился исполнить многие просьбы православных: отдать им киевскую митрополию, львовское епископство, позволить братствам свободно распоряжаться школами. А Владислав, искавший содействия казаков и русских, ввиду неприязни Польши к Москве, дал православным от себя грамоту с обещанием еще больших прав и свобод... Православные дворяне и духовные лица, бывшие на сейме, порешили, вместо дряхлого и болезненного киевского митрополита Исайи, избрать Петра Могилу. Король утвердил этот выбор и дал Петру право преобразовать Киевское братское училище в высшую школу – коллегию.

С большою ревностью принялся новый митрополит приводить в порядок расстроенные дела православной церкви в Киеве. Церковь святой Софии , это "единственное украшение православного народа, глава и матерь всех церквей", как ее называл Петр Могила, была приведена в благолепный вид и освящена. Церковь святого Василия возобновлена; из развалин Десятинной церкви была воздвигнута новая каменная церковь; при работе был найден гроб св. Владимира. Возобновлена была также древняя церковь Спаса на Берестове.

Не одним внешним восстановлением святыни занялся Петр Могила; он стремился исцелить и внутренние язвы православной церкви.

"Наша церковь, – писал Могила позже в своем окружном послании, – оставаясь ненарушимою в догматах веры, сильно искажена в том, что касается обычаев, молитв и благочестивого жития. Многие православные, часто посещая богослужение иноверцев и слушая их проповеди, так заразились ересью, что трудно распознать, истинные ли они православные или только по имени. Другие же, не только светские, но и духовные, прямо покинули православие и перешли к разным богомерзким сектам. Духовный и монашеский сан пришел в нестроение, нерадивые настоятели не заботятся о порядке и совсем уклонились от примера древних отцов церкви..."

Вернуть русскую церковь к древнему благочестию – вот задача, какую поставил себе Могила.

Петр Могила издал Служебник, где было приложено объяснение литургии; затем Требник, подробный сборник богослужений, долгое время служивший руководством во всей России; велел напечатать "Краткий катехизис". В предисловии к нему сказано: "Книга эта публикуется не только для того, чтобы священники в своих приходах каждый день, в особенности в воскресенье и праздничные дни, читали и объясняли его своим прихожанам, но также, чтобы мирские люди, умеющие читать, преподавали одинаковым способом христианское учение, а также, чтобы в школах все учители заставляли своих учеников учить наизусть по этой книжечке". Изложен катехизис в вопросах и ответах и содержит в себе объяснение Символа веры по членам, молитвы Господней и заповедей. Книжка эта послужила образцом для позднейших катехизисов.

Понятно, какое важное значение имели все означенные книги: они объясняли православным смысл их веры и богослужения и придавали последнему определенность и устойчивость.

Не мог такой горячий ревнитель православия, как Петр Могила, не принять участия в полемике с католиками. Когда один из отступников от православия, перешедших сначала в унию, а потом в католичество, осмеял собор, созванный Могилою в 1642 г. для улучшения церковных дел, и затем в длинном сочинении изобразил недостатки православной церкви, то Петр Могила написал большое сочинение "Лифос", или "Камень", где он рассуждает о таинствах, обрядах, церковном уставе, главных отличиях восточной церкви от западной и о печальном состоянии православной церкви...

Но более всего Могила направил свои заботы на школу. Киевскую братскую школу он преобразовал в коллегию, устроил при братстве типографию и монастырь, где жили монахи, наставники школы; подарил коллегии свое собственное село, постоянно давал деньги на постройки, помогал учителям и ученикам, своим примером увлекая и других к пожертвованиям...

Петр Могила понимал вполне, что для спасения православия необходимы такие борцы, которые знаниями не уступали бы своим противникам – образованным католикам, – и целью его стало создать рассадник вполне просвещенных духовных лиц.

Управлением и всем строем коллегия Петра Могилы походила на иезуитские коллегии... Во главе заведения стоял "ректор"; он был вместе с тем игуменом братского монастыря и профессором богословия; помощником его был "префект". Кроме этих двух начальствующих лиц, выбирался на известный срок "суперинтендант", наблюдавший над поведением учеников. Некоторые из них, более благонравные, должны были ему помогать в этом деле. Часть учеников жила на счет коллегии в ее доме, так называемой бурсе.

Учебный курс в коллегии Петра Могилы распадался на две части, низшую и высшую. Низшая делилась на шесть ступеней, или классов: фара, или аналогия, здесь обучали чтению и письму на славянском, латинском и греческом языках; инфима – класс первоначальных сведений; затем следовали классы грамматики и синтаксимы, – в этих двух классах изучались грамматические правила трех вышеупомянутых языков, объяснялись и переводились разные сочинения, преподавались катехизис, арифметика и пение. В следующем классе – поэзии – обучали пиитике, т. е. правилам стихосложения, приучали учеников писать стихи, или, как называли тогда их, – вирши (versus). За классом поэзии шел класс риторики, науки, излагавшей правила красноречия; здесь ученики упражнялись в сочинении речей и рассуждений. Самыми высшими были два класса: философии и богословия. Курс первого продолжался два года, а второго – четыре... В последнем классе, кроме изучения разных богословских предметов, обращалось большое внимание на составление проповедей.

Направление преподавания в коллегии Петра Могилы было так называемое схоластическое: считали, что все знания, возможные для человека, заключаются в Святом писании и в сочинениях Аристотеля. Внимание наставников было обращено не на то, чтобы при помощи разнообразных сведений развить умственную пытливость учеников, пробудить в них желание доискиваться новых истин и знаний, а лишь на то, чтобы придать уму гибкость, сноровку, способность ловко доказывать данные истины. Такое направление господствовало в те времена как в иезуитских коллегиях, так и в большинстве западноевропейских школ и университетов.

Преподавание всех наук, кроме славянской грамматики и православного катехизиса, велось в коллегии Петра Могилы на латинском языке. Ученики обязаны были и между собой постоянно говорить по-латыни.

Заведены были даже нотаты, или листки, где записывалось имя того ученика, который, говоря по-латыни, ошибался или проговаривался нелатинским словом. Такой листок оставался у виновного до тех пор, пока ему не удавалось поймать на подобном же промахе своего товарища, которому он и передавал нотату. Плохо приходилось тому, у кого этот листок оставался на ночь, – его секли.

Такое предпочтение в коллегии Петра Могилы латинскому языку объясняется тем, что в те времена, как известно, он был общим языком науки, на нем писались сочинения, велись диспуты, а кроме того, он употреблялся на судах и сеймах.

Господство латинского языка в киевской коллегии чуть было не навлекло на нее большой беды. Пошла молва, что наставники коллегии, воспитанные за границей, хотят совратить юношество в латинство. И вот раз буйная толпа черни под предводительством казаков приступила к коллегии Могилы и грозила сжечь ее и перебить наставников. Насилу удалось образумить толпу.

«Мы, – писал потом один из наставников школы, – уже исповедовались и ожидали, что нами начнут кормить днепровских осетров, но, к счастью, Господь, видя нашу невинность, разогнал тучу предубеждений и осветил сердца наших соотечественников; они увидели в нас сынов православной церкви, и с тех пор жители Киева и других мест не только перестали нас ненавидеть, но стали отдавать к нам в большом числе своих детей...»

Обучение и воспитание было в коллегии Петра Могилы основано главным образом на соревновании. Рассаживались ученики в классе по успехам, – лучшие занимали переднюю скамью, называемую "сенатом". Из этих учеников выбирались старшие, которые должны были помогать учителю, спрашивая уроки у товарищей, наблюдая за поведением и пр. Очень часто велись диспуты и писались сочинения. На письменных работах ученики обыкновенно обозначали, какою стороною своего труда они думают превзойти товарищей: трудолюбием, правописанием или красивым почерком и пр. Иные из беднейших учеников коллегии Петра Могилы надписывали, что они желали бы получить за свой труд – хлеб, свечи, сапоги, рубаху и пр. Если работа с подобной надписью была хороша, то учитель в пользу писавшего взыскивает требуемое с учеников достаточных, но ленивых и малоуспешных. По субботам производилась расправа с ленивыми. Словом, весь строй школы был совершенно такой же, как у иезуитов.

Ученики коллегии Могилы немного выносили настоящих знаний; зато выходили способными и устно, и письменно оборонять православие, ловко опровергая доводы своих противников, ни в чем не уступая им. Этого и желал Петр Могила.

Враги православия крайне враждебно смотрели на коллегию, – старались, где могли, всячески вредить ей.

Петр Могила ничего не жалел на училище – свое детище. Восстановить в прежнем виде святыню и православные церкви, поднять духовенство и мирян просвещением – вот что было задачей всей жизни и деятельности знаменитого просветителя и ревнителя православия.

В своем духовном завещании Могила говорит:

"Видя, что упадок святого благочестия в народе русском происходит не от чего иного, как от совершенного недостатка образования и учения, я дал обет Богу моему – все мое имущество, доставшееся от родителей, и все, что ни оставалось бы здесь от доходов с порученных мне святых мест, с имений, на то назначенных, обращать частью на восстановление разрушенных храмов Божиих, от которых оставались плачевные развалины, частью на основание школ в Киеве".

Коллегии своей Петр Могила завещал довольно крупный капитал, всю свою библиотеку, четвертую часть своего серебра и некоторые ценные вещи.

ПЕТР МОГИЛА

Петр Могила - киевский митрополит (1596 - 1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601 - 1607), потом Молдавии (1607 - 1609). В 1612 г. Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзой, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. В Львовском братском училище Петр получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел вполне. Сначала он был военным, участвовал в хотинской битве; но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1627 г. он был избран Киево-Печерским архимандритом, номинально подчинявшимся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носившим титул "великого архимандрита". Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра Могилы и под его руководством состоялось (1628) осуждение "Апологии" Мелетия Смотрицкого (см. XIX, 24); тогда же определилась вражда между преемником Борецкого Исаией Копинским и П. Могилой. П. Могила, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при киевской лавре высшее училище "для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках" (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был П. Могила. Он выхлопотал признание легального существования православной церкви наряду с униатской; одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит киевский Исаия Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран П. Могила с сохранением лаврского архимандритства. "Деградование" Копинского и посвящение П. Могилы состоялось во Львове (1633) и было совершено львовским епископом, как экзархом константинопольского патриарха. Затем Петр Могила отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками - от лаврской братии и братской школы. После того как Исаия, не без борьбы, оставил свою кафедру, Петр приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого монастыря. Старинную церковь Св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трех Святителей, которую отдал братскому монастырю. В 1635 г. отрыты были и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей Петр Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец, обращался за помощью и к московскому царю. Особенное внимание обратил Петр Могила на киево-братскую, называемую Могилянской, школу; хлопоты о переименовании ее в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. Преподавательский персонал был при Петре Могиле на высоте своего призвания; профессора, раньше чем приступать к преподаванию, посылались для учения за границу. Много огорчений доставлял Петру Могиле киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич, всеми мерами преследовавший студентов школы, весьма часто вполне несправедливо. В бытность свою митрополитом Петр Могила издал, между прочим, следующие книги: "Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста" (1637; в 1616 г. это Евангелие в первый раз было издано на западнорусском литературном языке); "Аифологион, сиречь молитвы поучения душеполезные в душевную пользу спудеев" (1636); "Евхлогион, альбо молитвослов" (или требник; 1646). Петр Могила приготовил к изданию Катехизис для всех православных христиан; он подвергался обсуждению на киевском соборе 1640 г. и ясском 1643 г., был разослан для проверки и одобрения восточным патриархам, но напечатан был только в 1662 г., в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Петром Могилой было издано "Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан" (1645). Для изданной Петром Могилой книги Афанасия Кальнофойского "Teratupgema" (греч.) (1638) сам Петр доставил рассказы о чудесах печерских. В составлении резко-полемического сочинения "Lithos" (греч.) (см. Лифос, XVII, 856). Петр принимал большое участие. Из проповедей Петра Могилы известны две: "Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина" и "Слово на брак Януша Радзивилла". Записки Петра Могилы отчасти напечатаны в "Киевских Епархиальных Ведомостях" 1861 - 1862 годов. Наконец, Петром Могилой были задуманы две колоссальные работы: "Жития святых" (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII столетия. См. Голубев "П. Могила и его сподвижники" (т. I, до начала служения Петра Могилы в сане митрополита); Бантыш-Каменский "Историческое извещение об унии"; Крачковский "Очерки униатской жизни"; профессор Тарновский "П. Могила" ("Киевская Старина", 1882, ¦ 4); Левицкий "Уния и Петро Могила". И. Ж-цкий.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕТР МОГИЛА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕТР МОГИЛА
    киевский митрополит (1596—1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601—1607), потом Молдавии (1607—1609). В 1612 г. Могилам после поражения их …
  • ПЕТР МОГИЛА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? киевский митрополит (1596?1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601?1607), потом Молдавии (1607?1609). В 1612 г. Могилам после поражения …
  • МОГИЛА в Словаре воровского жаргона:
    - 1) место ночлега, 2) молчание, 3) следственный …
  • МОГИЛА в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если Вам снится свежая могила, то чей-то бесчестный поступок причинит Вам ужасное страдание, или этот сон предвещает грозящую Вам опасность.Сон …
  • ПЕТР в Библейском словаре:
    , Апостол — Симон, сын (потомок) Ионы (Иоан.1:42), рыбак из Вифсаиды (Иоан.1:44), живший с женой и тещей в Капернауме (Мат.8:14). …
  • МОГИЛА в Краткой биографической энциклопедии:
    Могила - молдавская дворянская фамилия, родоначальником которой одно предание считает Муция Сцеволу, другое - Пурига, герольда воеводы молдавского Стефана IV …
  • МОГИЛА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Пётр (1596-1647), политический и церковный деятель в Украине, просветитель. С 1627 архимандрит Киево-Печерской лавры; в 1632-47 митрополит Киевский и Галицкий. …
  • ПЕТР в Большом энциклопедическом словаре:
    древнерусский зодчий 12 в. Строитель Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (начат в …
  • ПЕТР СВЯТЫЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) св. мученик, за исповедание веры пострадал в Лампсаке, в Дециево гонение, в 250 г.; память 18 мая; 2) св. …
  • ПЕТР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    св. Апостол - один из виднейших учеников И. Христа, оказавший огромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом из Галилеи, рыбак …
  • ПЁТР в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПЁТР в Энциклопедическом словарике:
    (? - 1326), митрополит всея Руси (с 1308). Поддерживал московских князей в их борьбе за великое княжение владимирское. В 1324 …
  • МОГИЛА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Яма для погребения тела умершего, а также насыпь на месте погребения. Возложить венок на могилу. На …
  • ПЕТР
    ПЁТР "ЦАР́ЕВИЧ", см. Илейка Муромец …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР Р́АРЕШ (Реtru Rares), молд. господарь в 1527-38, 1541-46; проводил политику централизации, боролся против тур. ига, сторонник сближения с …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР ЛОМБ́АРДСКИЙ (Реtrus Lombardus) (ок. 1100-60), христ. богослов и философ, предст. схоластики, епископ Парижский (с 1159). Учился у П. Абеляра …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР ДОСТОПОЧТ́ЕННЫЙ (Petrus Venerabilis) (ок. 1092-1156), христ. учёный, писатель и церк. деятель, аббат Клюнийского мон. (с 1122). Провёл реформы в …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР ДАМИ́АНИ (Реtrus Damiani) (ок. 1007- 1072), церк. деятель, богослов, кардинал (с 1057); сформулировал положение о философии как служанке теологии. …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ПЁТР ВЕЛ́ИКИЙ", первый броненосец рос. ВМФ; в строю с 1877; прототип рос. эскадренных броненосцев. С нач. 20 в. учебно-арт. корабль, …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР АМЬ́ЕНСКИЙ, Пустынник (Petrus Eremita) (ок. 1050-1115), франц. монах, один из руководителей 1-го крестового похода. После взятия Иерусалима (1099) возвратился …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР II П́ЕТРОВИЧ НЕГОШ, см. Негош …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР I П́ЕТРОВИЧ НЕГОШ (1747-1830), правитель Черногории с 1781. Добился (1796) фактич. самостоятельности страны, издал в 1798 "Законник" (дополнен в …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР III Фёдорович (1728-62), рос. император (с 1761), нем. принц Карл Пётр Ульрих, сын герцога голштейн-готторпского Карла Фридриха и Анны …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР II (1715-30), рос. император (с 1727), сын царевича Алексея Петровича. Фактически правили гос-вом при нём А.Д. Меншиков, затем Долгоруковы. …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР I Великий (1672-1725), царь (с 1682), первый рос. император (с 1721). Мл. сын царя Алексея Михайловича от второго брака …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР, др.-рус. зодчий 12 в. Строитель монументального Георгиевского собора Юрьева мон. в Новгороде (начат в …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР (в миру Пётр Фёд. Полянский) (1862- 1937), митрополит Крутицкий. Местоблюститель патриаршего престола с 1925, в том же году арестован …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР (в миру Пётр Симеонович Могила) (1596-1647), митрополит Киевский и Галицкий с 1632. Архимандрит Киево-Печерской лавры (с 1627). Основал славяно-греко-лат. …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР (?-1326), рус. митрополит с 1308. Поддерживал моск. князей в их борьбе за великое княжение. В 1325 перевёл митрополичью кафедру …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР, в Новом Завете один из двенадцати апостолов. Первонач. имя Симон. Призванный Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем …
  • МОГИЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОЃИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА (МАТРОСА), памятник-символ в честь воинов, погибших в боях. Впервые сооружена в Париже (1921); в Москве мемориал Могила …
  • МОГИЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОЃИЛА П.С., см. Пётр Могила …
  • ПЕТР в Словаре Кольера:
    имя ряда европейских королей и императоров. См. также: ПЕТР: ИМПЕРАТОРЫ ПЕТР: …
  • МОГИЛА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    моги"ла, моги"лы, моги"лы, моги"л, моги"ле, моги"лам, моги"лу, моги"лы, моги"лой, моги"лою, моги"лами, моги"ле, …
  • ПЕТР
    Прорубил окно в …
  • ПЕТР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Райский …
  • МОГИЛА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. конец || вогнать в могилу, одной ногой в могиле, свести в могилу, сойти в могилу, стоять одной ногой в …
  • ПЕТР
    апостол, имя, …
  • МОГИЛА в словаре Синонимов русского языка:
    гибель, захоронение, каюк, кенотаф, могилка, погребение, смерть, …
  • МОГИЛА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Яма, вырываемая для погребения умершего. 2) а) Место погребения. б) Холм, насыпь на месте погребения. 3) а) …
  • МОГИЛА в Словаре русского языка Лопатина:
    мог`ила, …
  • ПЁТР
    Пётр, (Петрович, …
  • МОГИЛА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    могила, …
  • МОГИЛА в Орфографическом словаре:
    мог`ила, …

Петр Могила (1596-1648) - митрополит Киевский, основатель крупнейшего в Украине образовательного центра. Родился в Молдавии и был сыном молдавского воеводы Симеона Могилы, впоследствии хозяина Валахии и Молдавии. В 1600-х годах семья переехала на Западную Украину, где много сделали для укрепления православной веры. Петр получил блестящее образование: успешно закончив Львовскую братскую школу, уехал на учебу в Европу. Способный к науке юноша овладел не только богословскими, но и гуманитарными науками, в целом он свободно владел древними (латинским и греческим) и современными европейскими языками. По возвращении домой 24-летний Петру Могиле как сыну воеводы довелось идти на военную службу, во время которой в 1620 году принимает участие в сражениях под Цецорой, а также был участником грандиозной битвы под Хотином против турецких войск. В 1622 году он приехал в Киев и посетил Киево-Печерскую Лавру , которая произвела большое впечатление. В Киеве он знакомится с митрополитом Иовом (Борецким), после чего молодой княжич кардинально меняет свою жизнь: он отказывается от блестящей светской карьеры и в 1625 году принимает монашество в Лавре, а уже в 1627 году его выбрали архимандритом этого монастыря. Отец Петр пытался облегчить жизнь православных, поскольку положение Православной Церкви в католической Речи Посполитой было крайне сложным. Много трудов он также положил и для возрождения и Лавры, пытался вернуть все, что у нее отобрали за прошедшие тяжелые времена. Видя низкий уровень образованности украинского священства и православного общества в целом, Петр Могила стал совершенствовать украинское образовательное дело. С первых лет руководства Лаврой святитель сплотил вокруг себя образованных людей и 1631 году открыл на территории монастыря школу, где могли учиться более ста человек. Вскоре Лаврская школа объединяется с основанной Исайей (Копинским) Киево-Братской, действовавшей при Богоявленском монастыре на Подоле. Так был создан Киево-Могилянский коллегиум, который впоследствии стал знаменитой Киево-Могилянской Академии. Петр Могила в корне изменил систему образования в этом заведении - расширил список дисциплин, добавив богословские, философские и гуманитарные науки, пригласил лучших преподавателей и обеспечил материальную базу, отдав собственные вотчины. Все строительные работы и дальнейшее содержание преподавателей и студентов Петр Могила делал за свой счет. В Киево-Могилянском коллегиуме, ориентируясь на программу иезуитских коллегий, в то время предоставляли наиболее качественное образование и использовали лучшие достижения Запада на благо православной веры. В 1633 году архимандрита Петра избирают Киевским митрополитом. На древней кафедре киевских первоиерархов Петр Могила с новой силой развернул активную деятельность в церковной, образовательной, строительной отраслях и книгопечатании. Новый митрополит предъявлял к священству суровые, но справедливые требования, ведь понимал, что сила преобразований зависит от качества кадров - монахов, священников, епископов. Петр Могила развил и издательское дело. Так, в лаврской типографии начали печатать произведения святых отцов. Уникальна еще одна работа митрополита Петра – Требник, вышедший в 1646 году. Это, по сути, практическое пособие для священников по совершению треб и всех возможных чинов богослужения. Требник Петра Могилы стал первым таким изданием в восточнославянском православном мире, а затем получил распространение не только в пределах Речи Посполитой, но и во всей Восточной и Центральной Европе. Важной сферой активности митрополита была строительное дело. Он восстановил и украсил Софию Киевскую, стоявшую тогда полуразрушенной, провел раскопки Десятинной церкви, где нашел гроб с останками Киевского князя Владимира, и на том месте возвел небольшой храм. По его распоряжению были восстановлены церковь Спаса на Берестове, Михайловский храм Выдубицкого монастыря и ряд других. Во времена митрополита Могилы Киев утвердился как центр для всего православного населения не только Украины, но и Польши и Литвы. Умер святитель в возрасте 50-ти лет. Киевскому коллегиуму он оставил огромную по тем временам сумму 81000 злотых, а также всю богатейшую библиотеку.

Митрополита Петра Могилу похоронили в склепе Успенского собора Лавры. В 1941 году этот храм взорвали, а поскольку взрывчатка была заложена у самого гроба святителя, то его останки были полностью уничтожены, а сохранились только серебряные пластины с гербом рода Могил и эпитафией, обнаруженные археологами в 1982 году.

В 1996 году, по случаю 400-летия со дня рождения, Украинская Православная Церковь канонизировала митрополита Петра Могилу.

Памятник митрополиту Петру Могиле установлен на небольшой площади перед административным корпусом Киевской духовной академии в Лавре – КДА ведет свою историю от Киево-Братской школы и позже Киево-Могилянской академии, а соответственно здесь Петра Могилу также считают основателем. 2 июня 2007 года его освятил преемник на кафедре Киевских Первосвятителей - Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан).

Монумент создан при содействии семьи Засух и приурочен 15-летию Харьковского Архиерейского Собора (1992 г.).

Памятник представляет собой бронзовый бюст митрополита, установленный на каменный постамент. Петр Могила изображен в архиерейской богослужебной одежде, а в руках держит открытую созданную ним книгу – Требник.

Отметим, что памятник Петру Могиле также установлен на территории Межрегиональной академии управления персоналом, а памятная доска в честь иерарха-просветителя установлена на фасаде старого корпуса Киево-Могилянской Академии.

Адрес: улица Лаврская, 25

Бояр Могила (в современной румынской транскрипции - Мовилэ (Movilă)), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств . В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского , так-как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был в - годах господарем Валахии , а с года до своей кончины в году - господарем Молдавии . В году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою , занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу , где у них были сильные и богатые родственники.

Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный "великий архимандрит," был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) – последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским) , у Петра сложились менее доверительные отношения - по мнению некоторых историков, враждебные . Это противостояние, возможно, было обусловлено тем, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве, невзирая на уже существующую Киевское братское училище .

Архимандрит Петр положил много сил на основание нового высшего духовного училища при Лавре - первого в своем роде в восточнославянских землях. Он поставил учителями обученных за границей юношей, а также взял ученых из Львовского братства . Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, выделив для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище "для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках" открылось в году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской . Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь) , митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович) , письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство.

Восшествие на Киевскую кафедру

К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве , писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований. Когда пришёл сейм, на котором Владислав был 8 ноября года избран королём, были приняты новые условия узаконения Православия, по которым в первый раз после заключения Брестской унии в Речи Посполитой было на государственном уровне торжественно признано существование православной Киевской митрополии и четырех епархий. Одним из условий легализации Православной Церкви было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Тогда же на сейме митрополит Исаия был объявлен лишенным сана и православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу), с сохранением за ним лаврского архимандритства. Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством , в которой Владислав нуждался в поддержке православного русского населения Речи Посполитой , а прежняя православная иерархия, перенесшая тяготы гонений против Православия в Речи Посполитой, склонялась на сторону Русской Православной Церкви и Москвы . Кроме того архимандрит Петр поставил на вид православным делегатам сейма то что борьба с униатами теперь только разгорается, а дряхлый митрополит Исаия не сможет вести ее достаточно энергично.

Тут же на сейме, уже как избранный митрополит, Петр начал ходатайствовать о преобразовании устроенной им Братско-Богоявленской школы в академию. Римо-католическое и униатское духовенство, а также некоторые из знатнейших членов сейма решительно воспротивились этому. Но король не решился восстанавливать против себя православных и, по неотступному ходатайству Петра дал ему привилегию, где вместо академии училище было названо коллегией с пространным курсом богословия и философии.

Смещение митрополита Исаии было узаконено церковно тем, что Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарь) прислал избранному владыке Петру архипастырское благословение на митрополию . Однако, среди православных оставались и сторонники удалённого митрополита Исаии, которые винили Петра в личном честолюбии. Поэтому Петр устроил свою хиротонию не в Киеве , а во Львове . Здесь на Фоминой неделе 28 апреля года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого , а прежний митрополит Исаия был "деградован." Рукоположение возглавил Львовский епископ, пользуясь полномочиями экзарха Константинопольского патриарха. Затем новопоставленный митрополит отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками - от лаврской братии и братской школы. По въезде в Киев, ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру.

Киевский митрополит

По вступлении на митрополичий престол приступил к устроению Киевской коллегии, которая неизменно пользовалась его особым вниманием и получила в его честь название Могилянской. Она была вполне устроена и обеспечена, хотя и претерпевала притеснения киевского воеводы. Киево-Могилянская коллегия стала первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Чтобы противостать современной римо-католической учености на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южно-русской православной среде. Впоследствии митрополит завел еще и низшее училище в Виннице .

Вернул и восстановил ряд древних киевских святынь. Он возвратил захваченные ранее униатами Софийский собор и Выдубицкий монастырь . Восстановил и устроил храм Спаса на Берестове и храм трех Святителей - последний отдал Братскому монастырю . В году были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви , под развалинами которой обрели останки, отождествленные в то время как мощи равноапостольного князя Владимира . Близ руин митрополит Петр в том же году посадил липу. Средства для восстановления церквей и монастырей поступали из лавры, из личного имущества митрополита, из пожертвований благочестивых людей, из пожалований Московского царя.

Большое внимание обращал на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. Были значительно пересмотрены, пополнены и изданы Служебник , Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей. Божественные службы при митрополите стали совершаться особо торжественно и благолепно. Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде греческие молитвы и чинопоследования. В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение , в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых - великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка , введенная в Требник .

При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская , после того как святая явилась ему и упрекнула за маловерие и небрежение к ее мощам. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых , при нём был составлен Патерик Печерский .

Богослов

Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в году кальвинистского "Исповедания веры " под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича , который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника "Λίθος, или Камень ", а также в подготовке вероисповедного трактата - т.н. "Исповедания Петра Могилы " (см. подробнее).

Оценки и почитание

С именем митрополита Петра (Могилы) связан новый этап церковной истории Юго-Западной Руси. Его влияние оказалось решающим для Киевской митрополии , значительным для всей Русской Церкви , и заметным в истории Православной Церкви во всем мире. Главными памятниками его деятельности стали Киево-Могилянская коллегия и весь строй её учёности, всемирно оцененное "Православное исповедание веры ", обновленные славянские Требник и Служебник , возрожденные святыни Киева . Значительное внешнее упрочение положения Православной Церкви в Речи Посполитой и даже за ее пределами стало уже прижизненным плодом его трудов. Характерная хвалебная оценка принадлежит митрополиту Московскому Макарию (Булгакову) :

"Имя Петра Могилы - одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской , но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной , - превосходил своим просвещением, еще более - своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви. Для своей Малорусской Церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами и мужественно защищал ее в продолжение всего архипастырского служения; восстановил в ней многое, прежде ниспровергнутое или разрушенное врагами и положил в ней начало для лучшего порядка вещей. Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии , послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России. Всей православной Восточной Церкви - тем, что заботился составить "Православное Исповедание ", принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою " .

"Признаюсь искренно, что Могила мне очень не нравится по образу мыслей и некоторых дел, да и нет почти ничего у него собственного, а все, что названо его именем, принадлежит не ему. Потому мне очень не хотелось бы, чтобы дано было ему почетное место между учителями и просветителями Церкви. Папистический энтузиазм или фантазия не дают права на такое звание " .

Однако приятие и насаждение западных заимствований чаще рассматривается как неизбежный шаг великого борца за Православие, обусловленный необходимостью защитить себя на языке господствующей среды. По словам протоиерея Валентина Асмуса :

"Два задуманных Могилою колоссальных предприятия – издание исправленной славянской Библии и Житий Святых – [...] осуществились именно благодаря усилиям Могилы и иных с ним в деле поднятия русского богословского образования. Этот иерарх вел блистательную антиуниатскую реконкисту. Многое говорит о нем как о православном "эллинофиле". [ но] Оружейные фабрики культуры были в тот трудный момент только на Западе, и чтобы победить врага, надо было взять в руки это оружие и перенять у врага фабричное дело .

Даже такой жесткий критик т.н. "латинской псевдомарфозы" Православия как протоиерей Георгий Флоровский не решился однозначно осудить митрополита Петра, признавая при этом его центральную значимость. По словам Флоровского:

"Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем... Между тем, его историческое влияние было решающим. И обоснованно его именем обозначают целую эпоху в истории Западно-русской церкви и культуры... И в патриархи латино-униатская партия всегда выдвигала именно Могилу, вряд ли без его ведома. Рутский считал, что он вполне "расположен" к Унии. Действительно, догматических возражений против Рима у Могилы не было. Он лично был уже как бы в догматическом единомыслии с Римом. Потому так легко и свободно он и обращался с латинскими книгами. Именно то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее преданиe. Для него стоял только вопрос юрисдикции " .

На своём рабочем заседании 12-13 марта года Священный Синод Румынской Православной Церкви по представлению

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.