При аварийной посадке самолета следует. Аварийное расписание. Как не пострадать от железнодорожного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ
ЭКИПАЖУ САМОЛЕТА Ан-26 ПО ЭВАКУАЦИИ
ПАССАЖИРОВ ПОСЛЕ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ
НА СУШУ И НА ВОДУ

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Основной задачей экипажа в случае аварийной обстановки на борту самолета является обеспечение безопасности пассажиров при аварийной посадке и последующей эвакуации пассажиров из самолета, а в безлюдной местности создание условий для дальнейшего существования до получения внешней помощи.
1.2. Аварийная обстановка, угрожающая безопасности пассажиров и членов экипажа, может создаться внезапно на любом этапе полета, в том числе на рулении, взлете, посадке, а также и на стоянке.

2. ПОДГОТОВКА ПАССАЖИРОВ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ НА СУШУ И НА ВОДУ

Дополнительно к действиям, указанным в РЛЭ самолета Ан-26, выполните следующее:
2.1. Командир воздушного судна.
2.1.1. После принятия решения об аварийной посадке на сушу (на воду) дайте указание бортоператору подготовить пассажиров к аварийной посадке.
2.1.2. Перед посадкой дайте команду бортоператору: "Внимание, посадка!"
2.2. Бортоператор.
2.2.1. Получив указание командира воздушного судна, сообщите пассажирам о предстоящей аварийной посадке и порядке эвакуации из самолета через дверь (люки). Примите меры к недопущению паники среди пассажиров.
2.2.2. Текст информации для пассажиров бортоператора:
"Внимание! Самолет должен произвести аварийную посадку. Вы должны выполнить следующие требования по безопасности:
- снять очки, зубные протезы, вынуть из карманов авторучки, зажигалки и другие острые предметы;
- снять обувь на высоких каблуках;
- расстегнуть воротник, ослабить галстук, а также тесную и стягивающую одежду;
- надеть спасательный жилет и не надувать его в самолете (при посадке на воду);
- приготовить мягкие вещи для защиты головы от ударов при аварийной посадке;
- проверить застегнуты и затянуты ли привязные ремни.
По моей команде: "Внимание, посадка!" - вы должны:
- наклониться вперед, голову защитить мягкими вещами, положить голову на руки, которыми накрест обхватить колени;
- оставаться в этом положении до полной остановки самолета;
- после остановки самолета расстегнуть привязные ремни и эвакуироваться, следуя указаниям членов экипажа.
При эвакуации из самолета необходимо:
- сохранять спокойствие и выполнять все подаваемые команды;
- пользоваться только тем выходом, который будет указан".
2.2.3. Отберите необходимое количество физически крепких пассажиров из расчета по два человека на каждый аварийный выход в распоряжение членов экипажа и проинструктируйте их по правилам открытия аварийных выходов.
2.2.4. По команде командира воздушного судна: "Внимание, посадка!" - продублируйте команду пассажирам и проверьте выполнение ими требований по безопасности (п. 2.2.2.).
2.2.5. Не допускайте попыток открывания аварийных выходов в полете пассажирами.
2.2.6. Перед посадкой на воду подготовьте у входной двери к спуску на воду спасательные плоты, аварийные запасы и аварийную радиостанцию.
2.3. Бортмеханик.
По команде командира воздушного судна закрепите в открытом положении дверь из кабины экипажа для предотвращения ее заклинивания в закрытом положении при аварийной посадке

3. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ АВАРИИ НА СУШЕ

3.1. В случае возникновения аварийной обстановки во время взлета, посадки, руления, стоянки, когда нет времени для выполнения всех подготовительных операций, экипаж обязан немедленно принять все меры для эвакуации пассажиров из самолета.
3.2. Как только установлено, что обстановка на самолете аварийная, командир воздушного судна должен немедленно дать команду экипажу действовать по аварийному расписанию после аварийной посадки на сушу.

4. ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ

4.1. Вся предварительная подготовка пассажиров, их инструктаж и проверка принятых мер безопасности должны быть полностью закончены к моменту аварийной посадки на сушу (на воду).
4.2. Действия всех членов экипажа после остановки самолета на суше (на воде) основываются на аварийном расписании. Начало действий по аварийному расписанию - остановка самолета. Специальной команды для выполнения аварийных действий не ожидать.
4.3. Каждый член экипажа должен знать наизусть свои обязанности при действиях по аварийному расписанию.
4.4. Срочная эвакуация пассажиров в порядке, обусловленном аварийным расписанием, должна быть начата немедленно после аварийной посадки, независимо от последствий посадки (на воде после открытия аварийных выходов и подготовки плотов, при их наличии на борту, к приему людей).

5. АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ ПОСЛЕ АВАРИЙНОЙ
ПОСАДКИ НА СУШУ

5.1. Командир воздушного судна:
- руководит эвакуацией пассажиров и членов экипажа через аварийные выходы;
- покидает самолет последним, убедившись в эвакуации всех пассажиров и членов экипажа;
- отводит всех пассажиров и членов экипажа от самолета на расстояние не менее 100 м от ближайшей части самолета в безопасное место сбора.
5.2. Бортоператор:
- открывает входную дверь, расположенную на правом борту;
- помогает пассажирам эвакуироваться через входную дверь, после чего сам покидает самолет.
5.3. Второй пилот:
- помогает бортоператору в эвакуации пассажиров через дверь. В случае заклинивания входной двери эвакуирует пассажиров через аварийные люки по указанию командира воздушного судна;
- при эвакуации из самолета берет с собой аварийную радиостанцию и аварийный запас;
- после эвакуации пассажиров сам покидает самолет и отводит пассажиров на расстояние не менее 100 м от ближайшей части самолета в безопасное место сбора и оказывает нуждающимся первую медицинскую помощь.
5.4. Штурман:
- открывает аварийный люк на левом борту;
- помогает пассажирам эвакуироваться из самолета через этот аварийный люк, после чего сам покидает самолет.
5.5. Бортмеханик:
- открывает верхний аварийный люк в кабине экипажа и затем аварийный люк на правом борту;
- помогает пассажирам эвакуироваться из самолета через аварийный люк на правом борту;
- после эвакуации пассажиров сам покидает самолет и отводит пассажиров на расстояние не менее 100 м от самолета в безопасное место сбора и оказывает нуждающимся первую медицинскую помощь.

Примечание. После открытия рампы члены экипажа используют грузовой люк для эвакуации пассажиров

6. АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ ПОСЛЕ АВАРИЙНОЙ
ПОСАДКИ НА ВОДУ

6.1. Командир воздушного судна:
- с помощью членов экипажа оценивает положение самолета на воде и возможность открытия входной двери и аварийных люков с тем, чтобы исключить проникновение воды в самолет;
- подает команду: "Открыть аварийные выходы и привести в рабочее положение на воде плоты!";
- руководит эвакуацией пассажиров и членов экипажа в жилетах на воду (на плоты);
- после эвакуации всех пассажиров и членов экипажа сам покидает самолет в жилете на воду (на плот) и подает команду отвести плот (плоты) на 50--100 м от самолета. В случае невозможности открытия входной двери командир воздушного судна подает команду пустить плоты на воду и эвакуировать из самолета пассажиров и членов экипажа через аварийные люки, нижняя кромка которых будет расположена выше ватерлинии. В этом случае бортоператор, второй пилот, штурман, бортмеханик действуют у аварийных люков, указанных командиром воздушного судна, и осуществляют через эти выходы пуск на воду спасательных плотов и эвакуацию пассажиров.
6.2. Бортоператор:
- открывает входную дверь и приводит совместно со вторым пилотом и бортмехаником в рабочее положение надувные спасательные плоты;
- помогает пассажирам при эвакуации на воду (на плоты).
6.3. Второй пилот:
- через верхний аварийный люк в кабине экипажа оценивает положение за бортом самолета;
- совместно с бортоператором и бортмехаником спускает на воду спасательные плоты и приводит их в рабочее положение;
- помогает пассажирам и экипажу при посадке на плоты;
- оставляет на плоту место для себя и членов экипажа и после посадки всех пассажиров, эвакуируется на плот сам и отводит его на 60-100 м от самолета.
6.4. Штурман и бортмеханик:
- бортмеханик открывает верхний аварийный люк в кабине экипажа;
- помогает второму пилоту и бортоператору привести плоты в рабочее положение на воде и эвакуировать пассажиров на плоты через входную дверь на правом борту или через аварийные люки (штурман на левом борту, бортмеханик на правом борту);
- после посадки всех пассажиров на плоты эвакуируются на плоты сами и отводят их на 50-100 м от самолета.
При внезапной аварийной посадке на воду командир воздушного судна сообщает членам экипажа и пассажирам о необходимости взять спасательные жилеты, надеть их, но не надувать в самолете. После посадки и остановки самолета на воде командир воздушного судна организует немедленный спуск плотов на воду, приводнение в рабочее положение и эвакуацию на плоты пассажиров и членов экипажа.
При отсутствии полетов пассажиры и члены экипажа эвакуируются из самолета на воду в спасательных жилетах, которые необходимо привести в рабочее положение (надуть) при выходе из самолета на воду в момент прохода проема входной двери.
В надутом жилете в самолете затруднен проход к аварийным выходам, невозможен проход через бортовые аварийные люки, возможно повреждение жилета до спуска человека на воду.

(схема 60) помните, что на бор­ту наибольшую опасность пред­ставляет дым, а не огонь. Ды­шите только через хлопчатобу­мажные или шерстяные элементы одежды, по возможно­сти смоченные водой. Пробира­ясь к выходу, двигайтесь при­гнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите откры­тые участки тела от прямого воз­действия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи ко­торых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После вы­хода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут на­ходиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на под­готовку практически не бывает. В одном случае самолет может кос­нуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом - может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по коман­де командира экипажа или бортпроводницы (схема 61), т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные пло­ты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует за­бывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет дли­тельным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места по­гружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плаву­чий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.


36. Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпушенным и надутым трапом:

а) не останавливаясь, прыгнуть на трап и съехать вниз;

б) не останавливаясь, сесть на край трапа и съехать вниз;

в) перед трапом остановиться, сесть на него и съехать вниз. |

37. При аварийной посадке самолета необходимо:

а) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;

б) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сиденья, а голову зажать между коленями;

в) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть ее руками, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

38. Вы летите в самолете. Бортпроводница сообщила о загорании на борту и предстоящей вынужденной посадке. Ваши действия после вынужденной посад­ки при условии, что салон самолета задымлен, в некоторых местах виден огонь, проход к эвакуационному выходу не заблокирован:

а) немедленно наденете кислородную маску, защитите от ожогов тело и будете ждать спасателей;

б) защититесь от ожогов, закрыв открытые участки тела, пригнетесь и поползете к выходу на четвереньках, прикрыв рот и нос платком или элементами одежды, смоченными жидкостью; оказавшись за бортом, быстро отойдете от самолета;

в) попросите бортпроводницу принести бутылку с минеральной водой, по спин­кам кресел проберетесь к выходу, обливая себя водой на ходу, оказавшись за бортом, встанете около самолета на случай, если понадобится ваша помощь.

39. Самолет произвел вынужденную посадку на воду. Вам необходимо:

а) надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одеж­ду, идти к выходу для посадки в спасательный плот;

б) взять с собой спасательный жилет и теплую одежду, подойти к выходу, спус­титься в спасательный плот, надеть теплую одежду и спасательный жилет;

в) надеть и надуть спасательный жилет, взять запас продуктов, пройти в соседний салон и ждать помощи бортпроводницы.

40. При нарушении герметичности в салоне самолета необходимо:

а) пристегнуть ремень безопасности и, закрыв голову руками, наклониться вперед;

б) немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремень безопасности и приготовиться к быстрому снижению;

в) пристегнуть ремень безопасности, помочь пристегнуться соседям, надеть кислородную маску.

Случаются не очень часто. Шансы выжить при этом сильно зависят от причины, ее вызвавшей. Если действия экипажа координированы и четко следуют тому, чему их обучали, то тогда шансы резко повышаются. Многое зависит и от вас самих. Паниковать и плакать будет уже поздно. Нужно выполнять инструкции экипажа и постараться сохранять спокойствие.

В 1974 году американской авиакомпании Pan American не смог сесть в аэропорту Паго Паго, на Самоа, из-за плохих погодных условий. Самолет рухнул в джунглях и на борту начался пожар. Выжить смогли только 5 человек. Они выполняли указания стюардесс, поэтому и остались в живых. Это подчеркивает важность знания своих действий при экстренной посадке самолета.

Самое простое — слушать внимательно перед полетом информацию , которую рассказывают . Пассажиры обычно занимаются посторонними делами, когда они показывают, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами. Это неправильно. В случае аварийной посадки самолета на воду или на землю эти сведения могут спасти вам жизнь.

Обязательно ознакомьтесь с инструкциями, которые вкладывают в каждый кармашек кресла пассажиров. Это не займет много времени, но поможет понять, как вести себя в случае катастрофы.

Статистика доказывает, что шансов выжить больше у тех пассажиров, кто выбирает большие самолеты , не маленькие. Согласитесь, что лучше лететь на , чем на стареньком кукурузнике.

Информация, которую рассказывают стюардессы перед полетом, может спасти вам жизнь!

Выбор места внутри салона тоже влияет на ваши шансы на выживание. Если самолет терпит крушение, то, в большинстве случаев, сначала разрушается передний отсек, а затем задний. Такое может случится и с хвостом, и с крылом. Самое главное — чтобы ваше кресло находилось в 5 рядах от аварийного выхода . Тогда вы сможете быстро выбраться из салона, если самолет совершил аварийную посадку.

80% всех катастроф проходит в первые три минуты после взлета и последние 8 минут перед посадкой. В эти периоды надо пристегнуть ремень и не спать. Если вы любите снимать обувь на время полета, то обязательно наденьте ее обратно.

Теперь рассмотрим, что нужно делать при разгерметизации салона/пожаре на борту/посадке на воду или на землю.

При декомпрессии

Первое, что вы услышите при разгерметизации кабины, это оглушительный рев . По салону начнут летать незакрепленные вещи. Все вокруг будет, как в тумане. Вы почувствуете боль и шум в ушах. Может заболеть живот.

Сразу одевайте кислородную маску , которая автоматически выпадет сверху. Даже если это кажется вам эгоистичным, но вначале вам нужно ее одеть, а потом уже помогать одевать их своим близким, даже детям. Нехватка кислорода — это очень опасно. Вы можете очень быстро потерять сознание. Поэтому лучше позаботиться о себе, а потом уже помогать окружающим.

Разгерметизация очень опасна, так как вызывает нехватку кислорода.

Вторым вашим действием должно быть закрепление ремня безопасности . Экипаж будет направлять терпящий бедствие самолет на . Если катастрофа очень серьезная, то он будет попросту падать. Чтобы не выпасть из кресла, нужно застегнуть ремень.

При пожаре в салоне

Практически каждая пятая авиакатастрофа сопровождается пожаром на борту . Если такое произойдет, то снимите синтетическую одежду (колготки и т.д.). Она легко плавится. Вещи из материалов, которые плохо горят, лучше наоборот надеть.

Накиньте сверху плед или одеяло , если они есть под рукой. Дыхательные пути рекомендуется защитить с помощью смоченной в какой-либо жидкости тряпкой. Передвигаться по салону лучше на четвереньках .

Ползите через разбросанные по полу предметы или через кресла. Если за аварийным люком виден огонь или идет дым, то не открывайте их. Не теряйте надежду! И старайтесь выбраться из самолета . Помогайте другим людям.

При посадке на воду или землю

Если посмотреть видео аварийных посадок пассажирских самолетов, то можно заметить, что именно паника и путаные действия губят пассажиров .

Внимательно слушайте инструкции экипажа и выполняйте их. Пристегните ремни и опустите голову на уровень колен. Закройте ее ладонями или сцепленными сверху руками. Под живот подложите плед или сумку. Колени уприте в спинку кресла, расположенного впереди.

Снимите все металлические предметы с себя . Иначе медикам потом придется выковыривать их из вашего тела. Шарфы или платки тоже лучше снять . Зацепившись за что-нибудь, они могут вас задушить.

При аварийной посадке самолета необходимо оставаться на своем месте, пока он не остановится.

Все люди устремятся к выходам, через которые и входили. Не торопитесь идти за ними. В давке вы можете получить серьезные травмы.

При аварийной посадке самолета постарайтесь не паниковать, а действовать, согласно указаниям экипажа.

В самолете предусмотрены надувные трапы, по которым пассажиры съезжают вниз. Есть еще канаты с узлами.

Надувной трап — это два баллона с натянутым между ними дном . Один его конец крепится внутри салона, а другой упирается в землю. Не держитесь за боковые шнуры, когда будете спускаться. Женщинам лучше снять туфли на высоких каблуках, чтобы не испортить трап. Спустившись, сразу отходите, чтобы не мешать другим пассажирам.

При посадке на воду наденьте спасательный жилет . Он находится под креслом, надевается через голову. Специальными ремнями он надежно крепится.

В салоне есть специальные плоты. Их нужно спустить на воду и сесть в них. Чтобы привлечь внимание спасателей, надо воспользоваться свистком или фонарем.

А. После тщательного инструктажа пассажиров и если того требуют условия, необходимо снять крышки с люков аварийных выходов и сложить их на кухне или в уборных. При вынужденной посадке на воду не следует открывать выходов, которые могут оказаться ниже уровня воды после посадки самолета.

Б. В случае пожара на самолете аварийные выходы могут быть открыты только в строго указанное время.

B. Необходимость освобождения кабины от дыма в некоторых случаях определяет, какие выходы следует открывать.

Г. При невозможности открыть аварийный выход следует выбить окно аварийным топором.

Действия экипажа перед выходом из самолета

Если в кабине темно, то перед приземлением следует зажечь аварийное освещение.

Как только самолет остановится, нужно открыть соответствующие выходы и начинать эвакуацию пассажиров из самолета.

Радиопередатчик

Вследствие того, что при вынужденной посадке задняя часть самолета страдает от повреждений в меньшей степени, чем передняя, именно в хвостовой части самолета помещается аварийный радиопередатчик "Джибсон Гёрл" или другая портативная радиостанция, которая может быть использована людьми, не имеющими какой-либо радиоподготовки.

Если самолетная радиостанция не была повреждена при посадке, то можно воспользоваться ею для установления связи.

Если ребенок летит без предоставления ему отдельного места: держите ребенка на руках, плотно пристегнутого детским ремнем безопасности к плотно пристегнутому своему ремню безопасности. Своими руками создайте вокруг головы ребенка зону безопасности – защитное поле. Если ребенок сидит на отдельном кресле: покажите ему, как сгруппироваться - наклонить голову к коленям, а руками закрыть голову. Не берите ребенка на руки во время аварийной посадки – оставьте его в штатном кресле (если ребенок старше 5 лет), или в специальном детском кресле, предназначенном для перевозки детей в самолете, о котором я (если ребенку от 0 до 5 лет). В аварийной ситуации взрослый не сможет корректно удержать не только ребенка, но и свое тело (именно поэтому важно плотно затягивать ремень!). При ударе туловище взрослого пристегнутого человека начинает складываться вокруг ремня, как бы группируясь, в результате чего он головой упирается в спинку впереди стоящего кресла - именно поэтому спинки самолетных кресел делают складывающимися вперед при нажатии на них сзади. И в том числе поэтому, а не только для освобождения путей эвакуации при взлете и посадке, их просят привести в вертикальное положение и сложить откидные столики.

Во время аварийной посадки при пожаре, накиньте на себя и ребенка верхнюю одежду, наденьте головные уборы – следуя указаниям бортпроводников, пригнувшись, идите или ползите к выходу, закрыв собой ребенка.

При аварийной посадке на воду необходимо воспользоваться спасательным жилетом, который находится в большинстве случаев под сиденьем. Его необходимо надеть через голову и застегнуть так, как показывают на предполетном инструктаже. НЕЛЬЗЯ АКТИВИРОВАТЬ (НАДУВАТЬ) ЖИЛЕТ ДО ВЫХОДА ИЗ САМОЛЕТА!!! Это может затруднить эвакуацию! Эвакуация производится на плоскость крыла или на надувные трапы.

При спуске по надувному трапу следует избавиться от обуви на каблуках. Подойдя к аварийному выходу с младенцем на руках, следует, удерживая его примерно на уровне груди, сесть на трап и съехать по трапу вниз как с горки, прикрывая собой ребенка. Внизу нужно как можно быстрее освободить трап и отойти на безопасное расстояние. Взрослые дети эвакуируются по надувному трапу самостоятельно.

Находясь в воде, необходимо контролировать положение головы ребенка в надводном состоянии. Принять эмбриональную позу и прижать к себе ребенка для снижения теплопотери.

Эвакуация из самолета производится в зависимости от дислокации источника опасности и расположения аварийных выходов, пригодных для эвакуации в конкретной чрезвычайной ситуации. Правило «пассажиров с детьми - вперед» не действует. Нельзя открывать аварийный выход, если через иллюминатор в нем виден огонь или выход находится ниже уровня воды! В любом случае, сначала эвакуируются пассажиры, находящиеся ближе к выходу, а потом дальние. Попытка «обогнать» друг друга, попытка пассажиров с детьми быть «вне очереди» приведет к давке и возникновению паники. При движении внутри самолета держите ребенка перед собой, создавая руками и своим телом «периметр безопасности» вокруг него, защищая его тем самым от возможной давки (но это не должно мешать нормальной эвакуации других пассажиров).

Паника является, по сути, одним из поражающих факторов, так как затрудняет эвакуацию и работы по спасению. При возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо сохранить самообладание, сконцентрироваться на правильном и точном выполнении инструкций бортэкипажа. При возникновении панических настроений у людей рядом нужно постараться спокойным тоном их успокоить. Важно не допустить возникновения паники. Важно всеми силами погасить ее в самом начале, так как развивается паника лавинообразно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.