Преемственность доу и школы по фгос. Преемственность ДОУ и школы: план работы и условия. Каким должен быть выпускник детского сада

Ксения Попова
Методическая разработка «Преемственность между школой и ДОУ по ФГОС»

Преемственность детского сада и школы по ФГОС .

___ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве , от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению Учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям

Задачи . Развитие любознательности. Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи. Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе . Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы .

Формы осуществления преемственности :

экскурсии в школу ; посещение школьного музея ; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе .

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ; семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ; проведение диагностики по определению готовности детей к школе ; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ; педагогические и психологические наблюдения.

Ожидаемые результаты : портрет выпускника детского сада деятельный и активный, креативный, любознательный, инициативный, открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый. Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.

Вывод : Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы , построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы . Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач

Публикации по теме:

Методическая работа в ДОУ по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший.

Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.

Договор о сотрудничестве между дошкольной организацией и школой ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ между дошкольной организацией и школой Государственное дошкольное образовательное учреждение ГККП я/с «Айголек».

Мастер-класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» Мастер класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» «Быть готовым к школе – не значит уметь.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных.

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова.

Преемственность между ДОО и начальной школой

в условиях введения ФГОС

Процессы модернизации образования требуют переосмысления его содержания и реализации в контексте федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Сегодня очень важно, чтобы эти документы работали, и преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены во ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования .

ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования.

Есть необходимость на данном переходном этапе: конкретизировать целевые ориентиры в “Портрет выпускника ДОО”, сохранить накопленный опыт работы по преемственности ДОУ и школы для того, чтобы:

    уже в детском саду смогли прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними;

    начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности.

МБОУ СОШ с Чишма уже много лет сотрудничает с филиалом ДОУ. Целью нашей работы является создание условий для обеспечения легкой адаптации, эмоционального благополучия каждого ребенка к новому этапу жизни. На сегодняшний день уже сложились традиционные формы работы, способствующие формированию у педагогов значимости процесса развития ребенка, помогающие сохранить здоровье детей.

Это направление предусматривает сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей. С 2012 года МО воспитателей ДОУ объединилась с ШМО начальных классов. Работа включает совместное обсуждение мнений педагогов дошкольного учреждения и учителей начальной школы по проблемам развития и обучения воспитанников и учащихся, успешности школьной адаптации выпускников ДОУ - как результата преемственных связей. На заседаниях МО рассматриваются вопросы, связанные с повышением качества знаний, состоянием предметов, преподаваемых в начальной школе. Свое творческое мастерство члены МО повышают через открытые занятия. Занятия подготавливаются учителями и воспитателями по интересующим областям, происходит обсуждение увиденного, лучшие элементы методики, применяемые учителями и воспитателями, фиксируются всеми преподавателями и берутся на заметку в рамках одного из заседаний МО.

Традиционной формой подготовки будущих первоклассников к школе, являются занятия проводимые учителем начальных классов в период подготовки к прохождению ПМПК. Организация таких занятий решает ряд задач:

    облегчить естественный процесс знакомства со школой и создать благоприятную атмосферу, позволяющую будущим первоклассникам и учителю лучше понять друг друга.

    Развивать интерес к обучению в школе;

    В игровой форме познакомить детей с правилами работы на уроке, дать возможность получить новые впечатления.

    Выявить первичные знания будущих первоклассников, определение стартовых возможностей детей

    Дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.

Проводятся беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали ДОО. Организуются родительские собрания по вопросу подготовки детей к школе, знакомству с УМК «Планета знаний»

В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как хорошая.

Приложение

План работы по преемственности МБОУ СОШ с Чишма и филиала ДГ на 2015-2016уч.г.

Стратегическая идея:

    обеспечить высокий уровень развития личности;

Приоритетные направления для начальной школы:

    формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения;

Приоритетные направления для дошкольного учреждения:

    раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу;

Главная цель:

    реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.

Задачи детского сада и школы

    Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

    Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.

    Развивать мыслительную деятельность детей по математике в 1 классе и подготовительной группе.

    Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий работы.

План преемственности д/с и школы на 2015-2016 учебный год.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Методическая работа

День знаний;

Обсуждение плана совместной работы

Сентябрь

Завуч

Зам. по УВР

Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы.

Сентябрь

Зам. по УВР

Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника;

- Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа».

Октябрь

ноябрь

воспитатели

воспитатели

Подведение итогов адаптации первоклассников;

Анализ успеваемости первоклассников за учебный год;

январь-

май

зам. директора по УВР,

учителя

Составление списков будущих первоклассников

апрель-май

зам. директора по УВР

Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе:

Во второй половине года:

цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей.

Апрель

Зам. директора по УВР

Учителя нач. классов

Вос-ли. подг.гр.

Педагогические совещания.

Вопросы для обсуждения:

Актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации.

Январь

Руководитель ШМО начальных классов и воспитателей ДОУ

Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе.

Декабрь

Учитель физкультуры, воспитатели

Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2015 – 2016 г.

Май

Зам. зав. УВР

Работа с родителями

Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»

Родительское собрание для будущих первоклассников

Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником»

январь

Зам. директора по УВР

Воспитатели

Воспитатели

Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе

Январь

Вос-ли подг.гр.

Готовность детей к школьному обучению.

Апрель

Председатель ПМПк

Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов.

Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы»

М ай

Вос-ли подг.гр.

Работа с детьми

Экскурсия в школу на праздничную линейку.

Сентябрь

Воспитатели

Экскурсии в школу:

    Знакомство со спортивным залом;

    Знакомство с созданием школы;

    Знакомство с классами (кабинетами);

    Знакомство с библиотекой.

В течение года

Воспитатели

Подготовительные занятия с будущими первоклассниками

Ноябрь-декабрь

Учитель нач. классов

Взаимопосещение Новогодних утренников

Декабрь

Воспитатели

Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей»

Февраль

воспитатели

Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»

Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу»

ноябрь

апрель

Воспитатели,

уч. нач.классов

Участие первоклассников в празднике

«До свидания, детский сад»

май

учителя, воспитатели,

муз руководители

Преемственность ДОУ и школы - это особая, сложная связь. Она подразумевает переход от одной ступени образования к другой, который осуществляется с сохранением и последующим постепенным изменением содержания, методов, форм, а также технологий воспитания и обучения.

Специфика

Преемственность ДОУ и школы осуществляется по определённым принципам. Соблюдение их крайне важно, ведь речь идёт о процессе, направленном на сохранение у юных учащихся ценности детства и параллельное формирование фундаментальных личностных качеств.

В наше время вопросы, касающиеся данной темы, особенно актуальны. Поскольку к теперь предъявляются более современные, изменённые государственные требования (ФГОС). Им в обязательном порядке должна соответствовать преемственность между ДОУ и школой.

ФГОС современности акцентирует внимание не на интеллектуальной готовности детей к получению начального и среднего образования, а на личностной. Она определяется способностью ребёнка принять на себя новую для него роль ученика. Если он готов перейти на новую, качественно более высокую ступень своего развития, значит, у него уже сформировалась так называемая внутренняя позиция школьника. Определить наличие этого «стержня» просто. Если ребёнок испытывает сознательное желание учиться, узнавать нечто новое - он у него имеется.

Подготовка к школе

Это основная задача каждого ДОУ. Главной целью каждого учреждения, предоставляющего является подготовка их воспитанников к поступлению в школу. Педагоги обязаны обеспечить детей равными стартовыми возможностями для последующего обучения. Это прописано в ФГОС. Детский сад должен повлиять на начальное формирование личности ребёнка и дать ему навыки, которые помогут в дальнейшем со сравнительной легкостью осваивать школьные программы.

Это обычно достигается методом внедрения моделей дошкольного образования, которые по своей специфике очень схожи с программами, реализуемыми в 1-2 классах. И это не случайно. Ведь преемственность ДОУ и школы - это непрерывный процесс развития, обучения и воспитания ребёнка. Дети, придя из детского сада в первый класс, не должны почувствовать резкой смены так называемого микроклимата и предъявляемых к ним требований. Впрочем, воспитанники хороших ДОУ и их родители с такой проблемой не сталкиваются. Поскольку в современных детских задах преподаватели и занимаются формированием предпосылок учебной деятельности у детей.

Процесс развития

Рассматривая проблему, затрагивающую преемственность ДОУ и школы, нельзя не отметить вниманием и то, как именно осуществляется комплексная подготовка детей к их дальнейшему обучению.

Высококвалифицированные педагоги детского сада уделяют больше всего внимания развитию активности ребёнка и его интеллектуальному развитию. Используются преимущественно продуктивные методы обучения: знания не передаются в готовом виде, воспитанники осваивают их сами, в процессе организуемой преподавателем деятельности. Это не только учит их мыслить, размышлять и добывать информацию, но ещё и развивает коммуникативные способности. Умение общаться, строить диалог, высказывать свои догадки и обосновывать их - одни из важнейших

Также преподаватели ДОУ уделяют немало времени развитию внимания детей, памяти, наглядно-действенного, логического и образного мышления. В дальнейшем это поможет им легче освоить методы сравнения, анализа, обобщения и синтеза.

Помимо перечисленного, программа преемственности ДОУ и школы в обязательном порядке включает в себя занятия по формированию у детей мотивов обучения. На раннем этапе будущие ученики должны осознать, что учёба - это важное, общественно значимое дело. Преподаватель обязан помочь им убедиться в необходимости получения образования. Обычно это осуществляется пробуждением в них интереса к определённым предметам и к обретению знаний в целом. Это не только формирует желание детей пойти в школу, но ещё и развивает любознательность и умственную активность.

Сотрудничество учреждений

Преемственность ДОУ и школы в условиях ФГОС невозможна без сотрудничества образовательных учреждений. Обычно точки их соприкосновений опираются на три основных направления.

Первое заключается в согласовании задач и целей осуществления преемственности. Второе направление подразумевает отбор содержания образования для детей. Он в обязательном порядке учитывает принципы непрерывности обучения и психолого-педагогические условия их реализации в соответствии с ФГОС. Третий аспект, в свою очередь, заключается в обогащении организационных методов и форм образования как в ДОУ, так и в школе.

Эта взаимосвязь учреждений очень важна. Преемственность ДОУ и начальной школы может осуществляться в различных формах. Один их самых популярных способов заключается в проведении экскурсий для воспитанников детского сада. Будущие ученики получают возможность окунуться в школьную атмосферу, посидеть за партами, ознакомиться с библиотекой, спортивным и актовым залом, столовой, кабинетами труда. Но больше всего впечатлений и радости им приносит посещение «линеек» по случаю Дня Знаний.

Кроме этого, план преемственности ДОУ и школы подразумевает сотрудничество воспитателей и учителей. Педагогам полезно посещать открытые уроки друг друга. Ведь в их процессе устанавливаются не только аспекты преемственности, но ещё и определяются единые требования к выпускникам детского сада.

Цели

Главная задача преемственности заключается в реализации единой линии развития ребёнка. Начинается процесс в детском саду, после чего он продолжается в начальной школе.

Перед педагогами ДОУ стоит несколько основных задач. Им предстоит приобщить воспитанников к ценностям здорового образа жизни, а также обеспечить их эмоциональное благополучие, поспособствовав развитию его положительного самоощущения. Ещё учителя ДОУ обязаны развить у детей любознательность, инициативность, произвольность и способность к творческому самовыражению.

Также важно сделать максимально плодотворным процесс формирования знаний об окружающем мире и стимулирования игровой, познавательной и коммуникативной активности. И, конечно, воспитатели обязаны поспособствовать развитию компетентности в детях по отношению к себе, к миру и остальным людям. Уже на этапе дошкольного обучения будущие школьники должны познать основы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

В дальнейшем педагоги образовательного учреждения работают с детьми в этих же направлениях. В чём и проявляется преемственность ДОУ и начальной школы. Дети уже осознанно принимают ценности здорового образа жизни, начинают предпринимать первые попытки по регуляции своего поведения в соответствии с ними. Педагоги помогают реализовать их готовность активно взаимодействовать с окружающим миром, умение и желание учиться, совершенствоваться. Продолжается совершенствование и развитие таких качеств, как самостоятельность и инициативность. И всё это, конечно же, сопровождается предоставлением знаний по изучаемым предметам и установленной образовательной программе.

Другие методы реализации преемственности

Их, как уже было сказано выше, довольно много. Но если посетить семинар по преемственности ДОУ и школы, то можно понять, что лучшие формы её осуществления касаются работы с детьми. Помимо экскурсий в образовательное учреждение, помогает знакомство воспитанников с его учителями и учащимися. А ещё посещение детьми адаптационных курсов занятий, которые организуются при школе. Обычно их проводят психологи, логопеды, социальные работники, музыкальные руководители и т. д.

Ещё нередко устраиваются тематические выставки поделок и рисунков. Процесс их создания не только развивает творческие способности и воображение, но и вдохновляет воспитанников на фантазии об их школьном будущем. То же самое можно сказать об организации представлений и тематических сценок.

Также крайне важно Без него преемственность в работе ДОУ и школы не представляется возможной. Ведь именно родители знают особенности своего ребёнка, которые могут очень помочь воспитателям в процессе организации образовательного процесса. Именно поэтому проводятся собрания, в которых принимают участие родители, педагоги детского сада и учителя школы. Нередко организуются вечера вопросов и ответов, конференции, дни открытых дверей. Практикуется тестирование и анкетирование для родителей, помогающее изучить самочувствие семьи в преддверии школьного будущего их ребёнка.

Физическая подготовка

Это важнейший аспект, который включает в себя преемственность ДОУ и школы. ФГОС и 29-я статья «Конвенции о правах ребёнка» говорят о том, что образование детей обязано быть направлено на укрепление их здоровья и на развитие физических способностей в максимальном объёме. И это действительно важно. На сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения является одним из острых вопросов в обществе и государстве. Согласно статистике НИИ гигиены и охраны здоровья, за последние несколько лет количество физически полноценных детей уменьшилось в 5 раз.

В данном контексте принцип преемственности реализуется в создании среды, являющейся благоприятной для социально-психологического, эмоционального, умственного и физического развития здоровья. Одна из важнейших задач ДОУ заключается в развитии спортивных возможностей детей. Воспитанники, поступая в первый класс, обязаны обладать базовой физической подготовкой, а также уметь выполнять основные движения (лазать, прыгать, бегать, приседать и т. д.). Преподаватели должны привить детям элементарное представление о физкультурной деятельности. В противном случае воспитанникам после поступления в школу будет сложно справиться с требованиями спортивной программы.

Эмоциональное развитие

Без него также невозможна преемственность в работе ДОУ и школы. Всем известно, насколько важно эстетическое, этическое и культурное развитие. Без него невозможно становление нравственной, обладающей ценностями личности. С ранних лет дети должны получать представления о себе, своей семье и её важности, об обществе и государстве, природе и мире. Педагоги дошкольного образования должны ознакомить их с традициями, обычаями, праздниками. Важно донести до них смысл семейных обязанностей, а также таких понятий, как взаимоуважение, взаимопомощь, любовь, милосердие.

Также воспитатели должны поспособствовать развитию творческих способностей, которое будет активно продолжаться в школе. Обязательны занятия музыкой, хореографией, изобразительным искусством, поэзией. Именно в этих видах деятельности у ребёнка начинают проявляться собственные идеи и замыслы, которые он впоследствии реализует в рассказах, рисунках, движениях, песнях. К тому же творчество помогает проявить себя даже в возрасте 5-6 лет.

Проблемы

Выше были перечислены важнейшие условия преемственности ДОУ и школы. Также хотелось бы отметить вниманием некоторые проблемы, которые возникают в процессе осуществления упомянутой программы.

Главная из них заключается в предъявлении завышенных требований к детям. Воспитатели и родители желают их видеть читающими, умеющими решать задачи, составлять рассказы, рисовать, петь, танцевать и т. д. Стремление научить всему перечисленному превращает для малышей поход в детский сад в самую настоящую работу.

Более того, многие ДОУ в угоду родителям начинают следовать программе не дошкольного образования, а начального. Но так делают лишь непрофессионалы. Настоящие высококвалифицированные педагоги занимаются реализацией программы, соответствующей возрасту и развитию детей. И они способны донести до родителей необходимость этого. Детей надо учить тому, что те в состоянии усвоить в силу своего возраста и навыков. Только в этом случае будет польза.

Каким должен быть выпускник детского сада?

Об этом тоже стоит вкратце рассказать. Как уже можно было понять, преемственность со школой в ДОУ - процесс сложный и многогранный. Всё, что он в себя включает, направлено на развитие ребёнка. Неудивительно, что существует стандартный «портрет» выпускника детского сада.

Ребёнок, заканчивая дошкольную подготовку, должен быть физически и интеллектуально развитым. Он обязан обладать базовыми культурно-гигиеническими навыками и испытывать потребность в двигательной активности, являющуюся нормальной для этого возраста. Он должен проявлять любознательность, интересоваться неизвестным, задавать вопросы взрослым и любить экспериментировать.

Также ребёнок отличается эмоциональностью и отзывчивостью, умеет сопереживать, оценивает на своём уровне музыкальные и художественные произведения, интересуется миром природы и животными. И, конечно же, выпускник детского сада должен владеть средствами вербального и невербального общения. Построение диалогов не вызывает у него проблем, а ещё он умеет договариваться и взаимодействовать. Также он довольно уравновешен и умеет контролировать своё поведение.

Если ребёнок соответствует этому описанию - значит, он полностью готов к поступлению в школу, и привыкание к новой обстановке и режиму не вызовет у него особых проблем. Процесс адаптации, благодаря программе преемственности, пройдет гладко.

Ольга Абдуллаева
Механизм решения проблемы преемственности ДОУ и начальной школы в условиях ФГОС

Необходимость преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе.

Преемственность это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе .

Цель преемственности , это построение единой содержательной линии между детским садом и школой , обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.

Рассмотрим преемственность с позиции школы и с позиции детского сада.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы , формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе . Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста . Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Но несмотря на проводимую работу, на сегодняшний день перед нами стоят актуальные вопросы подготовки детей к школе с учетом ФГОС :

Разный уровень психического и физического здоровья детей;

Разный уровень знаний у детей; предпосылок формирования УУД;

Разная степень развития мотивов учения;

Разный уровень родительской и педагогической компетенции.

Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры :

1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и методах работы.

3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей .

Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия .

Существуют проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы

1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных учреждений, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент, но определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития, специфику предлагаемых программ, личностные качества учителя и многое другое.

В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определили его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы , затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении со взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.

Непосредственный контакт психологов детского сада и школы , встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу , помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно лицеев и гимназий) . Ведь не секрет, что часто на пороге начальной школы ребёнку предлагаются задания, нацеленные на выявление сформированности у него навыков счета, знания букв, геометрических фигур, на развитие логики, кругозора дошкольника . Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Приходится содержание дошкольного образования выстраивать в «школьной » логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике , вместо развития познавательных процессов. Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются такими занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию .

) Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности , формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.

Нельзя не сказать и о следующей проблеме , о которой всё больше говорят педагоги ДОУ.

3. Проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу . А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и дезаптации детей. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов :

1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности .

1. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности .

2. Проведение профилактических мероприятий («День открытых дверей» , «День Знаний» , совместные праздники и т. д.)

3. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей) .

5. Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе .

6. Координация деятельности ДОО и начальной школы :

Результаты итоговой диагностики воспитанников ДОУ необходимо передавать в школы , они должны учитываться при составлении рабочих программ учителей начальных классов .

На наш взгляд, целесообразно проведение единого мониторинга уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода, который отразит особенности развития детей в период перехода к новому виду деятельности – учению, и позволит осуществить внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых ДОУ и зафиксировать точку отчета в оценке динамики достижения обучащимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

Формы осуществления преемственности .

Работа с детьми :

Экскурсии в школу

Посещение школьной библиотеки , школьного музея

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Совместные праздники и соревнования.

Взаимодействие педагогов :

Совместные педагогические совет;

Семинары, мастер-классы, круглые столы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Проведение диагностики по определению готовности к школе .

Сотрудничество с родителями :

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»

Консультации с педагогами ДОУ и школы , в том числе и заочные, с использованием ИКТ

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование и тестирование родителей.

Выводы :

1. В настоящей ситуации развития системы образования с учетом ФГОС , преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании .

2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены , и требуют пристального внимания.

3. Один из аспектов преемственности , готовность ребенка к школьному обучению . Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни , он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.

4. Педагоги и школы , и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы . Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности .

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»

ПРОБЛЕМНАЯ ГРУППА

«Школа + детский сад»

ДОКЛАД

Преемственность

детского сада и начальной школы

в условиях реализации

Федерального государственного образовательного стандарта

Подготовила:

руководитель ПГ

учитель начальных классов

Меньшикова Т.М.

п. Янгель, 2016-17 уч. г.

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Слайд 2.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»

Л. С. Выготский

Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.

Слайд 3.

Дошкольное развитие и обучение детей, как и первые годы начального образования в школе - это важный период для ребенка, когда закладываются основы знаний.

Школа и детский сад делают все возможное, чтобы обучение детей было построено не только правильно, но и интересно.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Слайд 4.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования.

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход , который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 5.

Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы.

Пять образовательных областей , обозначенных в проекте ФГОС ДО имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы НОО.

Слайд 6.

Одна из важнейших задач - создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Дошкольное образование

Начальное образование

1

Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.

Предметные результаты

(знания, умения, навыки).

2

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др

3

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).

Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Слайд 7.

ОТЛИЧИЯ ФГОСов ДО и НОО

    Результаты освоения ООП ДО – целевые ориентиры, не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей.

    Разработка специальных вариантов стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена.

    Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень.

    Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке), метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке.

    Ведется разработка СФГОСов для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести нарушений).

Слайд 8.

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров
к универсальным учебным действиям (УУД)

Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей

Результаты освоения ООП НОО : личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

Освоение Программы в ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Слайд 9.

Слайд10.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.

Чтобы решить проблему преемственности образована ПГ «Школа + детский сад»

Работу по преемственности детского сада со школой будем осуществлять по трем основным направлениям:

методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);

работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

Слайд 17

Вывод:

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Слайд 18

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.
Выиграют от этого все, особенно дети.
Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Слайд 19

Ожидаемые результаты:

Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения.

Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению.

Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком.

Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей.

Мотивационная готовность детей к обучению в школе.

    Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.