Положу вражду между тобою женою. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Обличение их Богом

Из всех строчек первых трех глав книг Бытия это едва ли не самая потрясающая. Во-первых, она говорит о том, что жизнь обычного человека в плане духовном, здесь явное противопоставление, прахом будет питаться змей, а что будет не с прахом, то есть с другими детьми? Эти дети называются семенами женщины. Причем здесь стоит семя жены и в еврейском оригинале с большой буквы в мужском роде. Семя - он. Интересно. Значит, сын жены будет бороться с семенем твоим. Любой человек, прежде всего, будет бороться со злом, исходящим от семени, то есть являющийся семенем дьявола. То есть в духовном плане у обычного человека вся жизнь будет борьба со злобой, борьба с грехом. Вражда эта будет сопутствовать всей жизни человека. Фраза «а ты будешь жалить его в пяту» означает, что у каждого человека, даже у самого успешного воина, побеждающего в этой битве, будет ахиллесова пята, это однотипные слова ахиллесова пята и эта пята - слабинка. А если учесть, что пята это место, которым человек касается земли, чем он ходит по земле, то ясно, что слабым местом в любом случае, даже у благородного человека, будет то место, которым он касается земной жизни. А здесь большой простор. То есть все, что в этой земной жизни вынуждает человека действовать и жить, связанное с трудом, браком, путешествием, познанием - все, к чему будет прикасаться человек, ступая по земле, даст возможность змею ужалить. Семенами, мелкими змейками - детьми этого большого змея, которые кусают в слабое благочестивого человека. Эти пяты есть даже у святых людей, и даже у Христа эта пята есть, но так как Христос Господь Наш безгрешный, этой пятой является сама его жизнь. Она является единственным уязвимым местом, в которое смог ужалить Христа змей. А у грешных людей таких мест может быть и не пята, а целый организм. Значит, в русском тексте он, семя жены поразит змея в голову. Почему-то не семя мужа, а именно семя жены. Это место считается древнейшим пророчеством о пришествии Христа. И это место называется 3.15 Первоевангелие.

Вот, кстати, как надо наказывать людей: сначала произнести самое главное любящее и спасительное, а потом уже приступать к наказанию, вот что надо делать. Мы часто разгневано по-другому поступаем: сначала наказываем, отвергаем, а потом уже думаем, как спасти. В Библии наоборот сначала Господь ясно говорит о том, что он собирается спасти, а потом уже идет разговор о том, какое теперь тебе предстоит наказание, это очень характерно. Поразить змея в главу, значит, уничтожить дьявола в принципе, ну что хвост регенерирует, как мы знаем, а голова - это все. Значит, однажды будет тот, который будет семенем жены и поразит змея в главу. И это значит, что любой народ, произошедший от Адама, в памяти своей исторической хранит обетование о том, что однажды Господь придет и спасет мир, спасет человека, лучше так сказать.

Все мы помним слова Торы, которые христиане считают “первым пророчеством о Мессие” в Брейшит 3:15. Давайте рассмотрим их сейчас с вами внимательнее:
וְאֵיבָה אָשִׁית בֵּינְךָ וּבֵין הָאִשָּׁה וּבֵין זַרְעֲךָ וּבֵין זַרְעָהּ הוּא יְשׁוּפְךָ רֹאשׁ וְאַתָּה תְּשׁוּפֶנּוּ עָקֵב׃ ס
“Веэйва ашит бэйнэxа увэйн гаиша увэйн зар”аxа увэйн зар”аx у ишуфэxа рош вэата тешуфэну акэйв”
“и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” - говорит синодальный перевод в Бытие 3:15.
“и вражду положу между тобою и между женою, и между потомством твоим и потомством ее: оно будет язвить тебе голову, а ты будешь язвить ему пяту” - находим в переводе Сончино.

1 ВЕРСИИ ТОЛКОВАНИЙ:

Вы и без меня знаете сколько копий ломалось для того, чтобы осознать и передать значение этого проклятия. Начиная от самого примитивного - страх перед пресмыкающимися, заканчивая самым мифологическим, что чаще всего приходится слышать - будто данное проклятие это не проклятие вовсе, а пророчество. И пророчество это о приходе Мессии, а змей это не змей вовсе, а сатана.
Вот как говорит “Женевская Библия”: “Это обетование грядущего Спасителя и Искупителя Иисуса Христа. Именно Он окончательно освободит избранных Своих от рабства греха”, “Христос обетованное “семя” поразил змея в голову, змей же пытается “ужалить” искупленных Христом”
“Данный раздел — величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою” , говорит “Толковая Библия”.
Более “оригинальное” мнение находим там же, в “Толковой Библии”: “Многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст, Иероним и др.), основываясь на различных местах Священного Писания, относят данное указание не столько к Еве, сколько к той великой жене, которая больше всех других жен, олицетворила в себе «вражду» к царству сатаны, послужив тайне воплощения” . Т.е. найдя в разных книгах слово “жена/женщина”, православные толкователи совместили их вместе, и оказалось теперь что здесь речь не о Хаве, а о христианской церкви. “Контрольным выстрелом” они добавляют: “Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения.”
Как видим, христианские толкователи относительно этого стиха практически единогласно относят его к “духовным обетованиям”.

2 ЗНАЧЕНИЕ СТИХА:

Предлагаю к осмыслению следующий смысл данной истории, которая не противоречит общей канве повествования, и не вводит лишние сущности, как то “пророчество”, “сатану”, и т.п.
После известной истории в саду Эдена Всевышний обращает свою речь ко всем виновным сторонам.
Мы видим что проклятия, которые повлекло за собою происшествие, высказано тремя предложениями.
В то же время до этого, в первой главе Брейшит мы видели благословения, которые также трехкратные:
Брейшит 1:28 - И благословил их Б-г, и сказал им Б-г:
(a) плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю,
(b) и обладайте ею,
(c) и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Если мы сравним их друг с другом, то обнаружим что проклятия по сути своей являются ограничением благословений.
Так, если благословение относятся к власти над животным миром, власти над растительным миром и размножению, то проклятия уже ограничивают каждое из них.
Давайте рассмотрим их пристальнее.

а)
Благословение: “Плодитесь и размножайтесь”
Проклятие: Обращено оно к Хаве, потому как именно она непосредственно “ответственна” за рождение потомства. “Очень умножу скорбь твою при беременности твоей; со скорбью рожать будешь детей и к мужу твоему влечение твое, и он будет властвовать над тобою”
Другими словами, человек благословлен размножаться, но это сопряжено с трудностями, болезнью и болью. И даже зная о боли, о трудности, женщина имеет влечение, желание к размножению. Если с кошками/овечками/жирафами тут более менее понятно - они себе ходят-бродят, потом решают - “а не родить ли мне сейчас”, раз - и родила, то у человека это не так. Но тем не менее, генетическая память не приобрела отказ от размножения по причине дискомфорта и боли. Ведь все мы знаем что прыгать с третьего этажа нельзя - будет больно. Но зная что родить тоже больно, тем не менее наше благословение с проклятием действует.

b)
Благословение: “..и наполняйте землю, и обладайте ею…и сказал всесильный: вот я даю вам всякую траву семеноносную, которая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семеноносный, вам это будет в пищу.”
Проклятие: Произнесено оно мужчине(человеку), т.к. мужчина является главой семьи, на него возложены все функции, и женщина его “помощь”, которой он может делегировать некоторые полномочия. “Быт.3:17 а человеку сказал: за то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята из-за тебя земля; со скорбью будешь питаться от нее все дни жизни твоей. И тернии и волчец произрастит она тебе, и питаться будешь полевой травою. В поте лица твоего есть будешь хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят, ибо ты прах и в прах возвратишься. “
Вроде не избавлены мы от милости Всевышнего, и растет и трава семеносная, и дерево, яблоки да пшеница. Все же человек обязан потрудиться для того, чтобы добыть себе пропитание. Не может человек посеять пшеницу, и приходить потом из года в год собирать урожаи. На следующий же год на поле его будет пырей и репейники. А яблоню если не обрежешь, не удобришь да не привьешь - перестанет давать нормальный плод. Другими словами, для того чтобы получить благословение, человек обязан потрудиться, ограниченный проклятием.

c)
Благословение: “и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными и над всяким животным, пресмыкающимся по земле”
Проклятие: “Быт.3:14 и сказал Б-г Всесильный змею: за то, что ты сделал это, проклят ты более всякого скота и всякого зверя полевого! На чреве твоем ходить будешь и прах будешь есть все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между потомством твоим и потомством ее: оно будет язвить тебе голову, а ты будешь язвить ему пяту.”
Здесь много интересных тем для игры воображения: к примеру, имел ли до этого змей ноги, ел ли он сам плод “познания добра и зла”, за что потом был проклят есть прах вместо этого, что за “прах”, который он будет есть. А если змей был змеем и до этого, что за проклятие “ходить на чреве” если он и до этого на нем лазил? Что за “потомство” у змея, и почему именно пятку, а не в палец?
Мы можем лишь высказывать теории и спекулировать, не имея полной картины, и я бы хотел избежать этого. Будем говорить лишь о том, что видим и можем осмыслить в тексте, и о допущениях постараемся указывать конкретно, что это допущения.

Так как мы уже прежде определили, что три проклятия тождественны по своей природе трем благословениям, и провели параллели между первыми двумя, постараемся так же увидеть что в данном проклятии перекликается с ранним благословением.
Во-первых, обращает на себя внимание начало главы - “Змей же был хитрее ВСЕХ ЗВЕРЕЙ полевых”, а также начало проклятия “За то, что ты сделал это, проклят ты БОЛЕЕ ВСЯКОГО СКОТА И ВСЯКОГО ЗВЕРЯ полевого!”. Я выделил те слова в тексте, которые бросаются в глаза. Змея не видится в отрыве от остального животного мира. Змея - это не просто “змей был хитрым”, а “хитрее ЗВЕРЕЙ”. А также не просто “проклят ты”, но “проклят ты БОЛЕЕ ВСЯКОГО СКОТА”.
Другими словами змей в проклятии является частью животного мира. Он был хитрее остальных, но и проклят больше остальных. “Более всякого скота” дает нам понять, что и остальной скот ТАКЖЕ проклят за это происшествие.
Что же это за проклятие? Отныне животный мир находится во вражде с человеком. Если раньше, человек был венцом животного мира, живя с ним в гармонии, то теперь оба живут своими жизнями, и царем животных отныне провозглашен лев.

Иной смысл проклятия можно усмотреть в слове “тешуфену”, которое можно также понять как форму глагола ношеф(шипеть).
В оригинале мы видим игру слов ишуфэxа/тешуфэну одного и того же глагола “поражать”. Хотя тут возможна еще и иная игра слов: шипение(ношеф) змеи у ног(пяты) человека, которое тот издает, являет собою напоминание о том проклятии змеи которая ранее была выше всех животных, могла говорить, и соблазнять хитрыми словами, а теперь ползает у ног(на чреве) и может издать лишь шипение(тешуфену), и никакого звука издать не может. И как соблазнила своими словами человека, убив его, так теперь человек сможет убить, а змея не сможет и звука проронить. Хотя это лишь допущение, сродни мидрашу. Лично я не склонен считать, что текст говорит об этом, но как версию упомянул.
Мы видим, что вражда у человека не только со змеями. Также и остальной животный мир не живет в гармонии с человеком.
Данное проклятие формулируется в Торе как проклятие змея “БОЛЕЕ чем всякого скота”. Отсюда мы видим что “всякий скот” также был проклят “враждой потомков” и “поражением в голову”, но змея отдельно еще более их проклята - “лазанием на пузе” в грязи и мордой в пыли, “прахе”.

3 КТО ТАКОЙ “ОН”, КОТОРЫЙ БУДЕТ ЯЗВИТЬ?:

Проблема для читающих этот стих вызывает местоимение единственного числа мужского рода “он”. Кто такой этот “он”, который будет поражать, и кто такой второй “он”, который будет язвить? К примеру, в комментариях Лопухина даже указано “Заключением этой борьбы и будет тот духовный поединок, о котором говорится здесь, когда «Он» (autov — местоимение муж. рода), т. е. Великий Потомок, вступит в брань с самим змием или главным его исчадием — антихристом и поразит последнего на голову” . Право же, я не понимаю при чем тут греческое слово к еврейской Торе, ну да ладно.
Суть заключается в том, что слово (זַרְעֲךָ / זַרְעָהּ”зера/семя”), т.е. “потомство” в нашей цитате представленное словами “ЗАР”АXА увэйн ЗАР”АX”, это слово мужского рода единственного числа. К примеру, “еврейский НАРОД” ведь тоже не “они”, а “он”. Он - народ. Много людей, но “он”. В русском языке “семя” - среднего рода, потому если переводить “семя”, тогда “ОНО” должно поражать, а не “он”, как правильно переведено в большинстве переводов, хотя не во всех: NASB, NIB, RSV, ASV, BBE(bible in basic english), Darby, и “Благая весть” говорят “он”. Но при толкованиях комментаторы раз за разом вытаскивают наружу мужской род, и уже оттуда и рождаются различные толкования применительно к какому то единственному “семени”.
Итак, “семя” в иврите это “он”, мужского рода, но в русском “оно” - среднего.

4 ДИЛЕММА ИДЕАЛЬНОГО ТВОРЕНИЯ:

Человек, верящий в то, что Всевышний сотворил весь мир, и все что его наполняет, невольно сталкивается со следующей дилеммой: почему сотворенный мир не идеален. Ведь если его сотворил Идеальный Творец, то и Его творение также должно быть идеальным.
История трех благословений и трех проклятий призвана разъяснить эту дилемму: почему благословение человека заселить Землю, питаться от растительного мира и пользоваться благами животного мира имеет такие ограничения. Почему человеку, (само)провозглашенному царю животного мира, коровы сами не приручаются и не куры по утрам сами не приносят яйца. Почему на полях ячмень сам по себе не колосится, и леса не яблочно-манговые сами по себе. Почему надо приложить усилия, чтобы плодоносная земля таки дала плод. Почему размножение, которое вроде как в радость, в то же время болезненно, да и в те времена часто смертельно, тогда как какие то кролики, рожают чуть ли не на ходу?
Но почему именно эти вопросы поднимаются, а не, к примеру, почему не все люди могут идеально петь, почему так много дураков на свете, и почему есть некрасивые люди?
В этих трех благословениях заключен ответ на главный вопрос жизни “для чего я(человек) существую”. Ответ на этот вопрос как раз и описывает Тора этими тремя благословениями - произвести потомство и распоряжаться Землей, в лице животного и растительного мира.

5 ДВЕ ИСТОРИИ ТВОРЕНИЯ:

В повествовании Торы мы отчетливо видим две параллельные истории Творения. И учитывая то, что было сказано выше, мы можем увидеть, что первая история призвана показать творение идеального мира, а вторая описывает появление ограничений изначально идеального мира, в которых мы живем.

6 ГОВОРЯЩИЕ ЗМЕИ:

Одним из проклятий, как мы помним, была “вражда”. В данном случае вражда между потомками животных и потомками людей. Один из признаков “вражды” - непонимание друг друга. Вспомните, что описывает Тора относительно строителей Вавилонской башни - когда они перестали понимать один другого, у них возникла вражда, они перессорились.
Я считаю, что люди тогда могли ПОНИМАТЬ язык животных, змеи в том числе. После проклятия человек потерял способность понимать сущность животного мира и возможность общения с ними - это и есть вражда, одно из ее признаков.
Других говорящих животных Тора не упоминает по причине того, что они вообще в повествование не включены.

«…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15)

Давайте посмотрим, о чем говорит это место Писания, когда Бог, разгневавшись на змея, обольстившего Еву, проклинает его: «…за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей…» (Быт3:14). Это проклятие обращено к животному, как к сосуду , через который пришло искушение. В следующем стихе как бы продолжается проклятие змея, но теперь оно уже обращено не к животному, через которое подошло искушение, а к самому искусителю – древнему змею, имя которому дьявол. Это уже пророческие слова на все время существования земли о борьбе сатаны, то есть змея, и жены – вселенской церкви : «…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).

Это место Писания нельзя понимать буквально, как проклятие змея-животного и обращение к женщине и рожденному от нее потомству. Из этого стиха мы видим, что с самого начала развития человечества, Бог предвещает предстоящую войну между детьми, рожденными дьяволом – семенем змея – и детьми, рожденными от Бога – церковью – семенем жены .

Апостол Иоанн также говорит о том, что есть дети дьявола, и есть дети Божьи: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1Ин.3:9,10).

В одной из притч Иисуса Христа, мы также видим подтверждение того, что есть семя дьявола – это плевелы, которые он сеет среди пшеницы: «…когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13:25-30).

Человечество делится на три типа людей : дети, рожденные женой (семя жены); дети, рожденные дьяволом (семя змея), и «пустышки» – люди, рожденные плоть от плоти , сухие ветви, не приносящие плода, неспособные принести даже простого плода покаяния. Такие ветви отсекаются. Если рассматривать поле, как в притчах Иисуса Христа, то мы увидим, что среди пшеничных колосьев есть и одни, полные зерен и опустившиеся от тяжести, и другие, которые возвышаются над всеми остальными колосьями и торчат на своих длинных стеблях, потому что они пусты, в них нет зерен. Они хоть и не плевелы, но все же, в житницы собраны не будут, потому что пусты, бесплодны и подлежат сожжению в огне. Это – душевные, а не духовные люди, ничем, разве что видом, не отличающиеся от животных: «Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся» (2Пет.2:12). Сам Иисус говорил: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6) . Есть и те, которые посылаются с неба, как об этом говорит Сам Бог: «Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико» (Иов.38:21). Говорится также и обо всех тех, которые являются посланниками: «…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви…» (Еф.1:4). Так и в Самом Иисусе мы видим «...предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас…» (1Пет.1:20) . Итак, это – семя Бога, семя жены. А есть те, которые рождаются от хотения мужа. Они не являются посланниками.

Но и те, и другие, и третьи должны родиться свыше, от Духа. Шанс спасения предложен всем без исключения. Об этом говорит Иисус Христос: «…да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Что означают эти слова? То, что нам не дано право отвергать кого-либо и не свидетельствовать кому-либо, даже если мы видим, что он не относится к тем, кто, как Иов, «был уже тогда» , то есть к семени жены. Господь повелел Своему Солнцу восходить над всеми без исключения. А мы знаем, что Солнцем для нас является Иисус Христос, Который пострадал за всех без исключения. И дождь, посылаемый на праведных и неправедных, означает, что Дух Святой излился на землю на всякую тварь.

Те, кто послан с неба – семя жены, всегда имеют внутри себя призвание и стремление к тому, к чему предрасположена их внутренняя природа. Но и они должны родиться от Духа. Почему говорится «семя жены» ? Потому что заложенное Богом, зарожденное Им, должно родиться через жену. Даже Иисус, будучи зарожден от Бога, посланный с неба, должен был прежде родиться через жену (это – прообраз), а затем стать Христом: «…хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного…» (Евр.5:8,9) . Не все, рожденные от хотения мужа, обращаются к Богу.

Что касается слов о вражде между семенем жены и семенем змея, то эта вражда выражается в вечной войне между ними. Хотя семя змея и жалит, но ему позволительно жалить лишь в пяту, а власть поражать семя змея в голову дана нам – семени жены через Иисуса Христа, как мужа этой жены. Эта война хорошо раскрывается в Откровении, где говорится о войне Михаила Архангела и Его Ангелов с драконом и его ангелами: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк.12:6-11).

В 11-ом стихе раскрывается то, в чем состоит война, кто эти ангелы, кто сражается, и где эта война происходит. Все, совершенное на земле, отражается на небе. «…и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:19 ), – вот какая связь между небом и землей.

«Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк.12:11) . Здесь речь идет о людях – детях Божьих, борющихся с детьми дьявола. Не могут Ангелы не возлюбить «…души своей даже до смерти…» , потому что они бессмертны, а значит, речь идет о людях. И Кровь Иисуса дана нам, а не Ангелам, и свидетельство наших уст – наш труд.

Итак, это о нас говорится как об Ангелах, принадлежащих к воинству Михаила Архангела, и это – наша война, и каждая победа, и каждое поражение отражаются на небе. Вот о какой вражде говорится в Бытии, когда Бог, проклиная змея-дракона, говорил о силе поражать в голову, данной семени жены:

Все мы помним слова Торы, которые христиане считают “первым пророчеством о Мессие” в Брейшит 3:15. Давайте рассмотрим их сейчас с вами внимательнее:
וְאֵיבָה אָשִׁית בֵּינְךָ וּבֵין הָאִשָּׁה וּבֵין זַרְעֲךָ וּבֵין זַרְעָהּ הוּא יְשׁוּפְךָ רֹאשׁ וְאַתָּה תְּשׁוּפֶנּוּ עָקֵב׃ ס
“Веэйва ашит бэйнэxа увэйн гаиша увэйн зар”аxа увэйн зар”аx у ишуфэxа рош вэата тешуфэну акэйв”
“и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” - говорит синодальный перевод в Бытие 3:15.
“и вражду положу между тобою и между женою, и между потомством твоим и потомством ее: оно будет язвить тебе голову, а ты будешь язвить ему пяту” - находим в переводе Сончино.

1 ВЕРСИИ ТОЛКОВАНИЙ:

Вы и без меня знаете сколько копий ломалось для того, чтобы осознать и передать значение этого проклятия. Начиная от самого примитивного - страх перед пресмыкающимися, заканчивая самым мифологическим, что чаще всего приходится слышать - будто данное проклятие это не проклятие вовсе, а пророчество. И пророчество это о приходе Мессии, а змей это не змей вовсе, а сатана.
Вот как говорит “Женевская Библия”: “Это обетование грядущего Спасителя и Искупителя Иисуса Христа. Именно Он окончательно освободит избранных Своих от рабства греха”, “Христос обетованное “семя” поразил змея в голову, змей же пытается “ужалить” искупленных Христом”
“Данный раздел — величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою” , говорит “Толковая Библия”.
Более “оригинальное” мнение находим там же, в “Толковой Библии”: “Многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст, Иероним и др.), основываясь на различных местах Священного Писания, относят данное указание не столько к Еве, сколько к той великой жене, которая больше всех других жен, олицетворила в себе «вражду» к царству сатаны, послужив тайне воплощения” . Т.е. найдя в разных книгах слово “жена/женщина”, православные толкователи совместили их вместе, и оказалось теперь что здесь речь не о Хаве, а о христианской церкви. “Контрольным выстрелом” они добавляют: “Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения.”
Как видим, христианские толкователи относительно этого стиха практически единогласно относят его к “духовным обетованиям”.

2 ЗНАЧЕНИЕ СТИХА:

Предлагаю к осмыслению следующий смысл данной истории, которая не противоречит общей канве повествования, и не вводит лишние сущности, как то “пророчество”, “сатану”, и т.п.
После известной истории в саду Эдена Всевышний обращает свою речь ко всем виновным сторонам.
Мы видим что проклятия, которые повлекло за собою происшествие, высказано тремя предложениями.
В то же время до этого, в первой главе Брейшит мы видели благословения, которые также трехкратные:
Брейшит 1:28 - И благословил их Б-г, и сказал им Б-г:
(a) плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю,
(b) и обладайте ею,
(c) и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Если мы сравним их друг с другом, то обнаружим что проклятия по сути своей являются ограничением благословений.
Так, если благословение относятся к власти над животным миром, власти над растительным миром и размножению, то проклятия уже ограничивают каждое из них.
Давайте рассмотрим их пристальнее.

а)
Благословение: “Плодитесь и размножайтесь”
Проклятие: Обращено оно к Хаве, потому как именно она непосредственно “ответственна” за рождение потомства. “Очень умножу скорбь твою при беременности твоей; со скорбью рожать будешь детей и к мужу твоему влечение твое, и он будет властвовать над тобою”
Другими словами, человек благословлен размножаться, но это сопряжено с трудностями, болезнью и болью. И даже зная о боли, о трудности, женщина имеет влечение, желание к размножению. Если с кошками/овечками/жирафами тут более менее понятно - они себе ходят-бродят, потом решают - “а не родить ли мне сейчас”, раз - и родила, то у человека это не так. Но тем не менее, генетическая память не приобрела отказ от размножения по причине дискомфорта и боли. Ведь все мы знаем что прыгать с третьего этажа нельзя - будет больно. Но зная что родить тоже больно, тем не менее наше благословение с проклятием действует.

b)
Благословение: “..и наполняйте землю, и обладайте ею…и сказал всесильный: вот я даю вам всякую траву семеноносную, которая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семеноносный, вам это будет в пищу.”
Проклятие: Произнесено оно мужчине(человеку), т.к. мужчина является главой семьи, на него возложены все функции, и женщина его “помощь”, которой он может делегировать некоторые полномочия. “Быт.3:17 а человеку сказал: за то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята из-за тебя земля; со скорбью будешь питаться от нее все дни жизни твоей. И тернии и волчец произрастит она тебе, и питаться будешь полевой травою. В поте лица твоего есть будешь хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят, ибо ты прах и в прах возвратишься. “
Вроде не избавлены мы от милости Всевышнего, и растет и трава семеносная, и дерево, яблоки да пшеница. Все же человек обязан потрудиться для того, чтобы добыть себе пропитание. Не может человек посеять пшеницу, и приходить потом из года в год собирать урожаи. На следующий же год на поле его будет пырей и репейники. А яблоню если не обрежешь, не удобришь да не привьешь - перестанет давать нормальный плод. Другими словами, для того чтобы получить благословение, человек обязан потрудиться, ограниченный проклятием.

c)
Благословение: “и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными и над всяким животным, пресмыкающимся по земле”
Проклятие: “Быт.3:14 и сказал Б-г Всесильный змею: за то, что ты сделал это, проклят ты более всякого скота и всякого зверя полевого! На чреве твоем ходить будешь и прах будешь есть все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между потомством твоим и потомством ее: оно будет язвить тебе голову, а ты будешь язвить ему пяту.”
Здесь много интересных тем для игры воображения: к примеру, имел ли до этого змей ноги, ел ли он сам плод “познания добра и зла”, за что потом был проклят есть прах вместо этого, что за “прах”, который он будет есть. А если змей был змеем и до этого, что за проклятие “ходить на чреве” если он и до этого на нем лазил? Что за “потомство” у змея, и почему именно пятку, а не в палец?
Мы можем лишь высказывать теории и спекулировать, не имея полной картины, и я бы хотел избежать этого. Будем говорить лишь о том, что видим и можем осмыслить в тексте, и о допущениях постараемся указывать конкретно, что это допущения.

Так как мы уже прежде определили, что три проклятия тождественны по своей природе трем благословениям, и провели параллели между первыми двумя, постараемся так же увидеть что в данном проклятии перекликается с ранним благословением.
Во-первых, обращает на себя внимание начало главы - “Змей же был хитрее ВСЕХ ЗВЕРЕЙ полевых”, а также начало проклятия “За то, что ты сделал это, проклят ты БОЛЕЕ ВСЯКОГО СКОТА И ВСЯКОГО ЗВЕРЯ полевого!”. Я выделил те слова в тексте, которые бросаются в глаза. Змея не видится в отрыве от остального животного мира. Змея - это не просто “змей был хитрым”, а “хитрее ЗВЕРЕЙ”. А также не просто “проклят ты”, но “проклят ты БОЛЕЕ ВСЯКОГО СКОТА”.
Другими словами змей в проклятии является частью животного мира. Он был хитрее остальных, но и проклят больше остальных. “Более всякого скота” дает нам понять, что и остальной скот ТАКЖЕ проклят за это происшествие.
Что же это за проклятие? Отныне животный мир находится во вражде с человеком. Если раньше, человек был венцом животного мира, живя с ним в гармонии, то теперь оба живут своими жизнями, и царем животных отныне провозглашен лев.

Иной смысл проклятия можно усмотреть в слове “тешуфену”, которое можно также понять как форму глагола ношеф(шипеть).
В оригинале мы видим игру слов ишуфэxа/тешуфэну одного и того же глагола “поражать”. Хотя тут возможна еще и иная игра слов: шипение(ношеф) змеи у ног(пяты) человека, которое тот издает, являет собою напоминание о том проклятии змеи которая ранее была выше всех животных, могла говорить, и соблазнять хитрыми словами, а теперь ползает у ног(на чреве) и может издать лишь шипение(тешуфену), и никакого звука издать не может. И как соблазнила своими словами человека, убив его, так теперь человек сможет убить, а змея не сможет и звука проронить. Хотя это лишь допущение, сродни мидрашу. Лично я не склонен считать, что текст говорит об этом, но как версию упомянул.
Мы видим, что вражда у человека не только со змеями. Также и остальной животный мир не живет в гармонии с человеком.
Данное проклятие формулируется в Торе как проклятие змея “БОЛЕЕ чем всякого скота”. Отсюда мы видим что “всякий скот” также был проклят “враждой потомков” и “поражением в голову”, но змея отдельно еще более их проклята - “лазанием на пузе” в грязи и мордой в пыли, “прахе”.

3 КТО ТАКОЙ “ОН”, КОТОРЫЙ БУДЕТ ЯЗВИТЬ?:

Проблема для читающих этот стих вызывает местоимение единственного числа мужского рода “он”. Кто такой этот “он”, который будет поражать, и кто такой второй “он”, который будет язвить? К примеру, в комментариях Лопухина даже указано “Заключением этой борьбы и будет тот духовный поединок, о котором говорится здесь, когда «Он» (autov — местоимение муж. рода), т. е. Великий Потомок, вступит в брань с самим змием или главным его исчадием — антихристом и поразит последнего на голову” . Право же, я не понимаю при чем тут греческое слово к еврейской Торе, ну да ладно.
Суть заключается в том, что слово (זַרְעֲךָ / זַרְעָהּ”зера/семя”), т.е. “потомство” в нашей цитате представленное словами “ЗАР”АXА увэйн ЗАР”АX”, это слово мужского рода единственного числа. К примеру, “еврейский НАРОД” ведь тоже не “они”, а “он”. Он - народ. Много людей, но “он”. В русском языке “семя” - среднего рода, потому если переводить “семя”, тогда “ОНО” должно поражать, а не “он”, как правильно переведено в большинстве переводов, хотя не во всех: NASB, NIB, RSV, ASV, BBE(bible in basic english), Darby, и “Благая весть” говорят “он”. Но при толкованиях комментаторы раз за разом вытаскивают наружу мужской род, и уже оттуда и рождаются различные толкования применительно к какому то единственному “семени”.
Итак, “семя” в иврите это “он”, мужского рода, но в русском “оно” - среднего.

4 ДИЛЕММА ИДЕАЛЬНОГО ТВОРЕНИЯ:

Человек, верящий в то, что Всевышний сотворил весь мир, и все что его наполняет, невольно сталкивается со следующей дилеммой: почему сотворенный мир не идеален. Ведь если его сотворил Идеальный Творец, то и Его творение также должно быть идеальным.
История трех благословений и трех проклятий призвана разъяснить эту дилемму: почему благословение человека заселить Землю, питаться от растительного мира и пользоваться благами животного мира имеет такие ограничения. Почему человеку, (само)провозглашенному царю животного мира, коровы сами не приручаются и не куры по утрам сами не приносят яйца. Почему на полях ячмень сам по себе не колосится, и леса не яблочно-манговые сами по себе. Почему надо приложить усилия, чтобы плодоносная земля таки дала плод. Почему размножение, которое вроде как в радость, в то же время болезненно, да и в те времена часто смертельно, тогда как какие то кролики, рожают чуть ли не на ходу?
Но почему именно эти вопросы поднимаются, а не, к примеру, почему не все люди могут идеально петь, почему так много дураков на свете, и почему есть некрасивые люди?
В этих трех благословениях заключен ответ на главный вопрос жизни “для чего я(человек) существую”. Ответ на этот вопрос как раз и описывает Тора этими тремя благословениями - произвести потомство и распоряжаться Землей, в лице животного и растительного мира.

5 ДВЕ ИСТОРИИ ТВОРЕНИЯ:

В повествовании Торы мы отчетливо видим две параллельные истории Творения. И учитывая то, что было сказано выше, мы можем увидеть, что первая история призвана показать творение идеального мира, а вторая описывает появление ограничений изначально идеального мира, в которых мы живем.

6 ГОВОРЯЩИЕ ЗМЕИ:

Одним из проклятий, как мы помним, была “вражда”. В данном случае вражда между потомками животных и потомками людей. Один из признаков “вражды” - непонимание друг друга. Вспомните, что описывает Тора относительно строителей Вавилонской башни - когда они перестали понимать один другого, у них возникла вражда, они перессорились.
Я считаю, что люди тогда могли ПОНИМАТЬ язык животных, змеи в том числе. После проклятия человек потерял способность понимать сущность животного мира и возможность общения с ними - это и есть вражда, одно из ее признаков.
Других говорящих животных Тора не упоминает по причине того, что они вообще в повествование не включены.

Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, напр., по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости () и по наложенному на него наказанию – ползания по земле () – он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования – все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст, говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью (), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» (Иоанн Златоуст).

Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания, в которых диавол называется «человекоубийца от начала» (), первовиновником на земле зла (; ) и даже прямо «древним змием» ().

И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог:

Коварный змий обращается к жене, как слабейшему сосуду (; ), в справедливом расчете легче через нее достигнуть цели; к тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила ее уже от мужа и потому знала ее менее устойчиво и твердо.

не ешьте ни от какого дерева в раю?

Соблазнитель намеренно преувеличивает тяжесть заповеди, чтобы тем самым сбить жену с толку и поселить в ней нерасположение как к самой заповеди, так и к ее Основоположнику.

. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним,

В ответе Евы обращает на себя внимание недостаточно точная формулировка ею божественной заповеди (ср. ), именно, прибавка к ней слов: «и не прикасайтесь к ним» . В этом многие комментаторы усматривают как бы упрек Богу со стороны Евы за излишнюю суровость и трудность Его заповеди и глухое недовольство этим.

чтобы вам не умереть.

Случайный и внешний мотив для соблюдения заповеди () Ева поставляет здесь главным и даже единственным. «Из сего догадываться можно, – справедливо замечает и Филарет, – что мысль о строгости заповеди и о страхе смерти уже начинала затмевать в ней чистое чувствование любви и благоговения к Богу-Законодателю».

. И сказал змей жене: нет, не умрете,

Справедливо усматривая из ответа Евы, что в послушании Богу она сдерживается не столько внутренними и нравственными мотивами, чем чисто внешним чувством страха перед , диавол говорит уже чистую ложь: «нет, не умрете» , т. е. ваши опасения лишиться жизни, основанные на божественной угрозе, совершенно неосновательны и напрасны.

. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их,

и вы будете, как боги,

В еврейском тексте последнее слово выражено термином – Элогим (Elohim), которое служит одним из употребительных названий Бога. Но так как, по филологическому своему составу, это множественная форма и значит собственно «силы», «власти», «начальство», то LXX и перевели ее дословно, т. е. множественным числом «боги». Однако правильнее было бы удержать обычное библейское употребление, т. е. перевести словом «Бог»; ибо, во-первых, первые люди еще не знали других богов, кроме единого истинного Бога, а во-вторых, только при таком переводе и выдерживается то противоположение между Богом и людьми, которое дано в тексте (знал «Бог», что вы будете, как боги). Намек на это дерзновенное стремление сравняться с Богом в познании дают нам и некоторые другие места Священного Писания ().

знающие добро и зло:

– здесь так же, как и раньше (), берутся в смысле универсального познания, как бы крайнего его полюса.

Грехопадение прародителей.

. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание;

Когда диаволу удалось не только уничтожить в Еве страх смерти, но и пробудить в ней честолюбивые помыслы широкого познания и высокого могущества (как боги), то в душе ее, строго говоря, уже совершился процесс мысленного падения; оставалось только, чтобы это греховное настроение обнаружилось вовне, выразилось в преступном деянии. Тут на помощь искусителю пришло непосредственное впечатление от самого запрещенного древа, раздражающе повлиявшее на все ее чувства. В этом последнем, так картинно и глубоко-психологично изображенном в Библии, акте грехопадения Евы основательно находят все те три главных типа греха, которые Апостол Иоанн () различает, как похоть плоти (хорошо для пищи), похоть очес (приятно для глаз) и гордость житейская (вожделенно, потому что дает знание).

и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему,

Прельщенная соблазнительной речью диавола и окончательно отуманенная чувственным раздражением от древа, Ева срывает запрещенный плод и вкушает от него (). Павши сама, она спешит приобщить к своему поступку и мужа, делая это, по мнению большинства толковников, без особенного злого умысла, так как яд греха еще не успел проникнуть в ее душу и отравить спокойствие совести.

и он ел.

Если Еву в падении, до некоторой степени, извиняла ее сравнительная природная слабость, преувеличенно-формальное и чисто внешнее представление о заповеди, наконец, непосредственно-чувственное впечатление от древа, то Адам, получивший от самого Бога грозную заповедь и на самом себе испытавший столько проявлений божественной любви, не имел никаких смягчающих его вину обстоятельств, так что его есть чисто духовное преступление и тяжелее греха Евы (; ; ).

Обличение их Богом.

. И открылись глаза у них обоих,

Таким образом, предсказание искусителя сбылось, – но вместо чувства довольства и радости падение произвело лишь ощутительную скорбь и беспокойство.

и узнали они, что наги,

Поскольку раньше нагота служила синонимом детской невинности и чистоты первых людей (), постольку теперь мучительное ощущение ее стало победным знаком грубой чувственности и греха (; ). «Внешнее око, – по глубокомысленному выражению Оригена , – открылось после того, как закрылось духовное».

и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Такова, по свидетельству Библии, была первая одежда человечества; и это стоит в полном согласии как с универсальной традицией древности, так и с историей человеческой культуры.

Очевидно, здесь идет речь об одном из тех богоявлений, которыми характеризуется первобытная эпоха – время особенной близости и непосредственных сношений Бога с человеком. Что касается самого характера этого богоявления, то, судя по описанию, оно имело доступный внешним чувствам, следовательно, конкретный характер, что подтверждается также и всем последующим контекстом. В этом же, наконец, утверждают нас и аналогичные с данным, другие выражения Библии (; ; ; ; ; и др.).

во время прохлады дня;

или, по более близкому к еврейскому тексту переводу, – «в веянии, в вечере дня». Одни видят здесь указание на время богоявления – именно на вечернюю прохладу дня, другие – на образ его (), т. е. на любвеобильную готовность Господа простить падших прародителей в случае их искреннего раскаяния.

. Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

В ответе жены, хотя и не отрицается сам факт нарушения заповеди, но точно также слагается ответственность за него и переносится на другого. Это самооправдание падших прародителей – очень характерная черта всех упорных грешников, свидетельствующая об их нравственном огрубении. Сам факт прельщения жены змием удостоверяется в Священном Писании очень легко (; ).

Проклятие змия.

. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами и пред всеми зверями полевыми;

Так как в лице змия-искусителя соединялись, как мы видели, два отдельных существа – злой дух и естественный змий, то все это одновременно относится к ним обоим: к змию, как видимому орудию – прямо непосредственно, к диаволу же, как его невидимому деятелю, – опосредовано и путем аналогии. В частности, проклятие естественного змия, преимущественное по сравнению со всей остальной тварью, также подвергшейся работе истления (), есть как бы справедливое возмездие за его бывшее прежде превосходство над ней ().

ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

По мнению большинства авторитетных толковников, ползание змия на чреве не являлось каким-либо новым чудом, а составляло природное свойство; но прежде это свойство не имело никакого особенного значения, – теперь же оно становится символом унижения и презрения (; ) по чувству отвращения к его носителю. Ту же в сущности мысль заключают в себе и последующие слова текста – о снедении праха земли: они дают образное выражение той же самой идеи о пресмыкании змия, поскольку оно неизбежно ведет за собой вдыхание земной пыли и соприкосновение с различными ее нечистотами. В приложении же к диаволу эта последняя метафора указывает на унижение сатаны, уже низринутого с неба и тем самым как бы обреченного пресмыкаться по земле, питаясь здесь людскими пороками и злодеяниями, прямыми следствиями его же коварных внушений.

Первообетование Мессии.

. и вражду положу между тобою и между женою,

Данный раздел – величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою (; ), – эта вражда находит отражение даже в сфере высших духов (). «Первая в мире жена первая попала в сеть диавола, но она же своим раскаянием (имеется ввиду раскаяние всей последующей внерайской жизни) первая и потрясает его власть над собой» (Виссарион).

Многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст, Иероним и др.), основываясь на различных местах Священного Писания, относят данное указание не столько к Еве, сколько к той великой жене, которая больше всех других жен, олицетворила в себе «вражду» к царству сатаны, послужив тайне воплощения (; ; ; ; ). Взамен погибельной дружбы жены со змием, между ними полагается спасительная вражда. Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения.

и между семенем твоим и семенем ее;

Под семенем змия в ближайшем, буквальном смысле разумеется потомство естественного змия, т. е. все будущие особи этого рода, с которыми потомство жены, т. е. все вообще человечество, ведет исконную и ожесточенную войну; но в дальнейшем, определенном смысле путем этой аналогии символизируется потомство змия-искусителя, т. е. чада диавола по духу, которые на языке Священного Писания именуются то «порождениями ехидны» (), то «плевелами на Божьей ниве» (), то прямо «сынами погибели, противления, диавола» (; ).

Из среды этих чад диавола Священное Писание особенно выделяет одного «великого противника», «человека беззакония и сына погибели», т. е. антихриста (). В полной параллели с этим устанавливается и толкование семени жены: под ним точно также, прежде всего, разумеется все ее потомство – весь человеческий род; в дальнейшем, определяемом контекстом речи, смысле под ним разумеются благочестивые представители человечества, энергично боровшиеся с царившим на земле злом; наконец, из среды этого последнего Священное Писание дает основание выделить одного Великого Потомка, рождаемого от жены (; ), в качестве победоносного противника антихриста, главного виновника победы над змием.

оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту .

Сам процесс и характер вышеуказанной вражды наглядно изображается в художественной картине великой борьбы двух враждующих сторон, со смертельным исходом для одной из них (поражение в голову) и сравнительно незначительным уроном для другой (ужалении в пяту). Довольно близкие аналогии этому образу встречаются и в других местах Священного Писания ( и др.). Упоминание здесь о жене, о змие и их потомстве, о поражении в голову и ужаление в пяту – все это не более как художественные образы, но образы полные глубокого смысла: в них заключена идея борьбы между царством света, правды и добра и областью тьмы, лжи и всякого зла; эта высоко драматическая борьба, начавшись с момента грехопадения наших прародителей, проходит через всю мировую историю и имеет завершиться лишь в царстве славы полным торжеством добра, когда по слову Писания, будет Бог «все во всем» (; ср. ). Заключением этой борьбы и будет тот духовный поединок, о котором говорится здесь, когда «Он» (αὺτὸς – местоимение муж. рода), т. е. Великий Потомок, вступит в брань с самим змием или главным его исчадием – антихристом и поразит последнего на голову (; ).

Любопытно, что традиция язычества сохранила довольно прочную память об этом важном факте и на различных художественных памятниках запечатлела даже самую картину этой борьбы. Если это божественное обетование о победе над диаволом служит живым источником утешения и радости для нас, то каким же лучом животворной надежды было оно для падших прародителей, впервые услыхавших из уст самого Бога эту радостнейшую весть? Поэтому данное обетование вполне заслуженно именуется «первоевангелием», т. е. первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства диаволу.

Наказание прародителям.

. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;

В этих словах изрекается наказание жене, состоящее в том, что чадородие, величайший акт земной жизни человека, бывший предметом особенного божественного благословения (), превращается теперь в источник скорби и страданий. Впрочем, эти муки рождения не есть что-либо намеренно посылаемое теперь Богом в наказание жене, а составляют лишь естественное законное следствие общей дряблости физической природы падшего человека, утратившей вследствие падения нормальное равновесие духовных и физических сил и подпавшей болезням и смерти.

и к мужу твоему влечение твое,

В этих словах еще яснее выражается весь трагизм положения жены: несмотря на то, что жена при рождении будет испытывать величайшие муки, соединенные с опасностью для самой своей жизни, она не только не будет отвращаться от супружеского общения со своим мужем – этим невольным источником ее страданий, но будет еще более и еще сильнее, чем прежде, искать его.

и он будет господствовать над тобою.

Новая черта брачных отношений между мужем и женой, устанавливавшая факт полного господства первого над последней. Если и раньше жена, в качестве только помощницы мужа, ставилась в некоторую зависимость от него, то теперь, после того, как первая жена доказала неуменье пользоваться свободой, Бог определенным законом поставляет ее действие под верховный контроль мужа. Лучшей иллюстрацией этого служит вся история дохристианского мира, в особенности же древнего Востока с его униженно-рабским положением женщины. И только лишь в христианстве – религии искупления – жене снова возвращены ее утраченные в грехопадении права (; и др.).

. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него,

Приговор над последним виновником грехопадения – – предваряется выяснением его сугубой вины, именно указанием на то, как он, вместо отрезвляющего действия на жену, сам подпал ее соблазнительному влиянию.

проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

Лучшее объяснение этого факта мы находим в самом же Священном Писании, именно у пророка Исаии, где читаем: «земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» (

. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

в поте лица твоего будешь есть хлеб,

В этих двух стихах дается более подробное раскрытие предшествующей мысли об оскудении земного плодородия и о тяжести и непроизводительности человеческого труда. Этим божественным приговором все земное существование человека как бы превращается в сплошной трудовой подвиг и обрекается на скорби и страдания, как это гораздо яснее выражает славянский текст: «в печалях снеси тую вся дни живота своего» () (ср. ; ; и др.).

доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Ряд божественных наказаний заканчивается определением исполнения той угрозы, которая была возвещена на случай нарушения заповеди, т. е. провозглашением смерти. Этот закон разрушения и смерти, как видно из данного текста, а также и из ряда библейских параллелей (

; ; и др.). Да и по отношению к физической природе человека смерть, если ее можно считать наказанием за грехопадение, то не столько в положительном, сколько в отрицательном смысле слова, т. е. не как введение чего-либо совершенно нового и несоответствующего природе человека, а лишь как лишение, отнятие того, что составляло дар сверхъестественной благодати Божией, проводником и символом чего служило древо жизни, уничтожавшее действие физического разрушения в человеческом организме.

. И нарек Адам имя жене своей: Ева , ибо она стала матерью всех живущих.

До сих пор у нее, как видно из Писания, не было собственного имени, а она обозначалась лишь со стороны своего отношения к мужу словом «жена». Имя же, данное ей теперь, евр.: Хавва , означает «жизнь», или, собственно, «производительница жизни» (ζωογόνος – Симмаха). В том обстоятельстве, что даже в самый момент божественного приговора о смерти Адам не усомнился в непреложности божественного обетования о жене (и ее Семени), как восстановительнице жизни («Еве»), отцы Церкви справедливо видят доказательство сознательной, живой и горячей веры падших прародителей в обетованного Искупителя (Мессию).

Первые одежды.

. И сделал Господь Бог и жене его одежды кожаные и одел их.

В этой краткой библейской заметке, по мнению лучших экзегетов, дано молчаливое указание на божественное установление института жертвоприношений, чем прекрасно объясняется и связь контекста, через предположение чего восстанавливается и самая связь текста: как в предыдущем стихе наречение первой жене собственного имени имело ближайшее отношение к мессианской идее, так и заклание жертвенных животных символизировало собою ту же самую идею; кожи же этих жертвенных животных Господь и указал человеку употреблять в качестве одежды. Такова, по данным Библии, равно как и культурной истории человечества, вторая стадия развития в градации человеческих одежд.

Изгнание падших прародителей из рая

. И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Было бы слишком грубо и недостойно Бога видеть в этих Его словах лишь одну простую иронию над несчастными падшими прародителями. Посему, более правы те, кто усматривает в них сильную антитезу одному из раннейших стихов данного повествования, где говорилось о льстивом обещании искусителя дать людям равенство с Богом (). «Поскольку, – замечает блаженный Феодорит , – диавол говорит: «вы будете, как боги, знающие добро и зло» , преступившему же заповедь изречено смертное определение, то Бог всяческих изрек сие в укоризну, показывая лживость диавольского обещания». Таким образом, если здесь и есть некоторая ирония, то самих фактов, а не слов.

. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

Заключением всей райской истории служит факт изгнания падших прародителей из рая, с целью, главным образом, лишить их возможности пользования плодами древа жизни.

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Чтобы окончательно преградить людям доступ в рай, Бог поставляет одного из небожителей – «херувимов», в качестве стражи при входе в рай, и кроме того – посылает особый небесный огонь, выходивший из недр земли и сверкавший наподобие блестящего клинка у вращаемого меча.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.