Переделываем старую магнитолу на современный лад. Микросхема усилителя мощности автомагнитолы и практическое описание ее функционирования Замены унч на магнитоле

Усилитель из автомагнитолы самому

В силу некоторых причин многие автолюбители не торопятся избавляться от отслуживших свой срок старых автомагнитол. Их нисколько не смущает ни устаревший дизайн этого допотопного устройства, ни то, что его кассетоприёмник давно уже не использовался по назначению и настройки эквалайзера настолько примитивны, что чистота звучания регулируется лишь рукояткой громкости самой автомагнитолы.
В этом случае существует всего три причины стойкой любви владельца авто к своему «патефону»:

  • Сентиментальность;
  • Глухота;
  • Цена новой и хорошей автомагнитолы составляет значительную часть стоимости самого автомобиля.

Так как в первых двух причинах компетентны сугубо медицинские работники, то я предлагаю рассмотреть третий вариант, в котором выложена настоящая инструкция о том, как сделать своими руками усилитель звука из автомагнитолы, которую вы уже собирались выбрасывать.

Реанимация автомагнитолы - Способ первый

Итак, для того чтобы сделать из автомагнитолы усилитель нам необходимо задать себе два последних контрольных вопроса:

  • Устраивает ли меня (при наличии совести и желании спросить – моих пассажиров) выходная мощность и «полостность» магнитолы?
  • Достаточна ли чувствительность FM – тюнера?

Если в обоих случаях поставили «плюсики», то вас можно поздравить, вы только что по достоинству оценили внутреннее содержание данной музыкальной шкатулки, а именно:

  • Цифровой тюнер;
  • Блок управления звуком;
  • Стерео - Квадроусилитель.

Ну а теперь приступим к самому интересному - как сделать усилитель из автомагнитолы?
При решении данной дилеммы, благодаря современным технологиям и техническим характеристикам старого, но нужного, головного устройства мы существенно облегчим свою задачу, подключив к старой магнитоле цифровой источник звука . Ну а здесь у нас на выбор существует уже несколько вариантов.

Если ваша магнитола действительно старая, то это подразумевает отсутствие на ней таких нужных в данный момент выводов как AUX-IN и USB порт. В этом мы можем воспользоваться переходником Car Cassette Tape Adapter Transmitter for MP3.

Как можете наблюдать на фото, данный переходник выполнен технически и визуально как аналог обычной кассеты – 100,5*63,8-12,0 миллиметров. Согласен, впервые увидев данный девайс у вас, как минимум, возникло небольшое чувство удивления и усмешки, но подождите судить, вы сейчас поймете всю прелесть и гениальность данного устройства.
Принцип включения этого переходника заключается в том, что вы вставляете его как обычную кассету в «деку» автомагнитолы, его головка соприкасается с головкой проигрывателя и подключив через mini-jack источник звука (плеер, теле – смартфон, ноутбук и т. д.) мы получаем в колонках достаточно неплохой звук, по крайней мере, лучший чем на некоторых FM трансмиттерах.
В общем, все довольны – мы в том, что сэкономили приличную сумму на приобретении автомагнитолы(см.), магнитофон в том, что думает, что проигрывает настоящую кассету)))

Достоинства

Это:

  • Сама идея;
  • Цена;
  • Неплохое звучание;
  • Не претендует на розетку прикуривателя, что, согласитесь, очень важно!

Недостатки

  • Ненадежная компоновка (если не прилагать молоток с отверткой и не тянуть за кабель прослужит достаточно долго);
  • Опять торчащий кабель!!!
  • При проигрывании слышен звук работающего лентопротяжного механизма (устраняется либо прибавлением громкости, либо отключением самого механизма).

Способ второй

При неисправности или отсутствии кассетного лотка в вашей автомагнитоле (неужели такие встречаются?) альтернативным источником звука вполне может стать упомянутый выше FM-трансмиттер.

Для его полноценной работы вам потребуется вставить через USB порт флэш накопитель с музыкальными файлами или через AUX-IN подключить другой источник звучания, затем освободить для него место в прикуривателе и настроить свою автомагнитолу на одноименную с трансмиттером FM частоту.

Достоинства

  • Простота подключения и использования;
  • Обширные возможности подключения различных источников с музыкальными файлами.

Недостатки

  • Постоянно занятый штатный порт под питание прикуривателя;
  • При некачественном исполнении наличие посторонних шумов и периодических «глюков».

Способ третий

В данном способе я еще хотел бы рассказать об одном варианте как из автомагнитолы сделать усилитель для более современных устройств, таких как смартфоны, планшеты, ноутбуки и тому подобные имеющие в наличии Bluetooth адаптеры.

В этом случае нас выручит переходник WirelessBluetoothMusicReceiver, лишь бы у вашего головного устройства присутствовал порт AUX-IN. В противном же случае всегда можно воспользоваться иными переходниками, адаптерами и FM модуляторами способными имитировать дополнительные стереофонические аудиовходы усилителя мощности звуковой частоты.
Ну, если же вы относите себя к числу нормальных ребят, которые не боятся сложностей и всегда идут в обход то я могу вам предложить вариант не для ленивых в следующим способе.

Способ четвертый

Если вы читаете данный вариант о том, как из автомагнитолы сделать усилитель, то по умолчанию я принимаю, что вы как минимум способны:

  • Держаться за паяльник;
  • Смотреть в принципиальную микросхему;
  • Увидеть знакомые буковки в сопутствующей к автомагнитоле документации.

Внимание!
Как минимум нужно осознавать, что все действия происходят на ваш страх и риск, а так же что у вас должно быть представление хотя бы об основах теории электроники. Любой «тюнинг» внутренностей автомобильной магнитолы должен производиться вами в трезвом уме и в твердой памяти)))

  • Извлекаем «старушку» из штатного местоположения и отсоединяем все разъемы и провода:

Совет! Все последующие действия не для «возни на коленке», необходимо расположиться в нормальных условиях.

  • Демонтируя верхнюю крышку, мы можем наблюдать кассетный блок. Совершаем самый первый модерн – убираем помехи и шумы электромагнитного происхождения создаваемого электродвигателем лентопротяга, для чего отпаиваем плюсовой провод и изолируем его.
    Вырывать не стоит, вдруг, кому то захочется вернуть все назад?


Определяем место куда будем припаивать выхода AUX-IN:

  • Во-первых. Осматриваем провода, идущие от головки звукоснимателя, как правило, они припаяны к схеме предварительного усиления, сюда припаиваться не стоит;
  • Во-вторых. Выясняем, куда поступает с предварительного усиления усиленный сигнал, а входит он на кампаратор (микросхема отвечающая за переключение между кассетным блоком и FM тюнером);
  • В-третьих. Либо включая логику, либо с помощью Datasheet (техдокументации) микросхемы предусилителя находим выхода звуковых дорожек с него. В случае на фото это оказались пяточки под номерами FPM 1558 и FPM.

Проследив данные дорожки, которые соединяют выход предварительного усилителя с сигналом компаратора выясняем, где находится левый и правый звуковые каналы – дотронувшись отверткой до пятаков одного из каналов, в то время когда будет включена пустая аудиокассета, в динамиках прозвучит характерный треск . Припаиваем выхода аудиокабеля с AUX-IN к левому (InLeft) и правому (InRight) каналам. Третий вывод (InGND) припаивается к массе (корпусу) автомагнитолы.

К сожалению, данная инструкция не может вместить в себя все варианты припайки выхода AUX-IN к схемам всевозможных автомагнитол, но надеюсь, принцип вам всё-таки понятен. Тем более различного видео в интернете по данной тематике полным полно.
На этом предлагаю остановиться, так как эту тему можно продолжать и продолжать. Как говорится предела совершенству нет, есть лишь предел фантазии отдельно взятого индивида.

Микросхема усилителя мощности автомагнитолы

Микросхема усилителя мощности автомагнитолы была в 1998 году разработана всемирно известной компанией Филипс. Микросхема усилителя мощности автомагнитол предназначалась для усиления головного устройства.

Краткая рабочая характеристика микросхемы

Данные приводятся ниже:

  • оснащена встроенным преобразователем напряжения питания;
  • преобразователь напряжения при относительно малом напряжении позволяет создать выходную мощность в 70 Вт при нагрузке 4 Ом;
  • микросхема обладает выходной мощностью класса В и составляет около 18 Вт в случае напряжения в 14,4 В;
  • увеличить мощность питания внутренней схемы можно за счёт усиления включения преобразователя, который повышает выходное напряжение.

Примечание. Необходимо объективно понимать, что вольтдобавка функционирует далеко не всегда, а лишь, в случае, пересечения выходной мощностью определённой границы. И такой режим работы, получил название Н.

Микросхема содержит в себе также вывод MODE, который способен функционировать в трёх режимах, а именно:

  • активном режиме ON;
  • режиме ожидания STD-BY;
  • в тихом состоянии MUTE.

В своём функциональном активе микросхема содержит также специализированные интегрированные узлы защиты от:

  • возможного замыкания проводников расположенных на выходе;
  • замыкания спровоцированного пересечением провода питания с положительным зарядом и общего провода;
  • температурного перегрева в случае рабочей перегрузки.

В TDA микросхеме присутствует детектор фиксации динамических искажений, который включается автоматически в случае возникновения в выходном сигнале выходных доз искажения.
Это не имеет место быть при эффекте насыщения:

  • увеличивается напряжение входного сигнала, однако, выходной при этом не возрастает, продолжая находиться в пределах напряжения, которое создаёт усилитель питания.

Данная микросхема представлена пленочными конденсаторами, а именно:

  • С3 – 0,1 мкФ;
  • С4 – 2,2 мкФ;
  • С7 и С8 – 3300 мкФ.

Есть также Х2 клеммы, которые необходимы как для включения, так выключения усилителя.

Примечание. MODE вывод можно искусственно соединить REMOTE выходом на автомагнитоле, что в свою очередь, позволит создать возможность дистанционного управления. В этом случае, сразу после запуска автомагнитолы появится выходной сигнал с вольтажом 12, который собственно и приведёт в действие усилитель.

Микросхема TDA1562Q обладает также дополнительными клеммами Х3, которые можно при необходимости использовать в качестве индикатора аварийного состояния усилителя. Для этой цели достаточно к клеммам Х3 просто подключить светодиод.

Отличительные особенности микросхемы TDA для усилителя автомагнитолы

Вот они:

  • поскольку фланец микросхемы усилителя соединен непосредственно с общим проводом, то в изолирующей радиаторной прокладке необходимость отсутствует в случае, если местом прикрепления выступает радиатор.

Примечание. Обязательно необходимо крепления смазать специализированной теплопроводящей пастой, в противном случае, данная конструкция прослужит краткий промежуток времени.

  • дополнительно необходимо будет в обязательном порядке пролудить все силовые дорожки.

Моменты, на которые автомобилисты мало обращают внимание
Как правило, они такие:

  • необходимо всегда помнить, что со временем внутренняя проводка автомагнитолы(см.) и её дополнительных составных компонентов приходит в негодность, которая может обусловить перебои в работе усилителя;
  • крайне важно эффективно соотносить напряжение, создаваемое на входе с тем, которое должно получиться на выходе;
  • нужно в обязательном порядке внимательно ознакомиться с детально иллюстрированной схемой, которую с легкостью можно найти в интернете;
  • не менее значимым также моментом является исправная работа радиатора, который должен не просто функционировать, а эффективно функционировать в противном случае, произойдёт перегрев усилителя микросхемы и она просто выйдет из своего рабочего состояния.

Отличительные преимущества выбора микросхемы TDA от компании Филипс и недостатки

низкая рыночная стоимость незначительная технологическая устарелость
быстрота и легкость работы отсутствие современных функциональных возможностей
должная надежность и работы и необходимая степень функциональности трудность совмещения с автомагнитолами люксового класса
широкий спектр совместимости с автомагнитолами необходимость ежегодной проверки всех составляющих
доступность эксплуатационной инструкции в интернете
простота строения
возможность беспрерывного функционирования в бесперебойном режиме

Если говорить об объективных реалиях сегодня, то следует отметить, что микросхему TDA1562Q для усилителя автомагнитолы(см.) лучшего всего использовать для автомобилей национального производства, так как в этом случае, проблемы с совместимостью отсутствуют априори, чего нельзя сказать о современных иномарках.

Примечание. Иногда микросхема доставляется уже с заводским браком, поэтому прежде, чем её непосредственно приобрести, необходимо все наглядным образом внимательно досмотреть.

Как правило, обратить внимание надо на:

  • отсутствие каких-либо явных физических дефектов;
  • присутствие всех составляющих элементов, которые указанны в приложенной эксплуатационной схеме;
  • убедиться в возможности замены, если в этом возникнет необходимость и наличии у продавца гарантии на товар.

Видео обзор и фото – материалы помогут получить более подробную информацию. Проверка усилителя может быть проведена своими руками, благо инструкции сегодня можно найти практически повсюду. Цена усилителя TDA не очень высокая.

Печать

Сгоревший усилитель TDA 7377

Тема этой статьи навеяна довольно частым обращением в ремонт автомагнитол с неисправностью, отсутствие звука или большие искажения при воспроизведении. При этом модели все новые с USB проигрывателем, весьма популярные последнее время и микросхемой выходного каскада TDA7377 . Причина у всех в основном одна, сгорел усилитель в магнитоле.

Диагностика занимает немного времени и объясняя клиенту причину неисправности практически всегда получаешь вопрос, почему сгорел усилитель. А так как обращавшийся контингент молодой, то и причина почему сгорает усилитель одна — излишне накрученная громкость воспроизведения.

Ничего плохого в накрученной до конца громкости нет при условии, что схема составлена грамотно и учтены все нагрузки на элементы схемы. Я конечно не инженер, но в данном случае экономия производителя просто удивляет. Давайте посмотрим на схему включения TDA7377 в автомагнитолах (Erisson RU-1036 и Soundmax SM-CCR3033):

Теперь посмотрим на типовую схему включения TDA 7377 взятую из его даташита :

Сразу бросается в глаза, что производитель с экономил на двух конденсаторах и может схема была более надежной если бы имеющиеся конденсаторы были бы большей емкости с запасом по напряжению. Может ли может ли сгореть усилитель имея такие недостатки, да может.

Может так же случится, что сгорел один канал на усилителе или два при неисправности одного конденсатора. Это так же в конечном итоге приведет к перегреву и усилитель в магнитоле сгорит.

При ремонте и замене усилителя конденсаторы ставил большей емкости, а по желанию заказчика переделывал под четыре конденсатора или переключал в мостовую.

Я тоже, как и многие тут, стал обладателем данного автомобиля, все меня устраивает, но звук какой-то не такой, как будто в нагрузку работает, нет ни нормальных высоких, низкие тоже толком отсутствуют. Идет преобладание средних частот, что не дело для аудиотехники которая должна скрасить дорогу. При таком звуке обычно либо начинает болеть голова, либо от дороги устаешь еще больше. Поэтому наверно они не такие популярные, и наверно все стремятся их менять. Хотя многие пытаются исправить эту проблемой заменой акустики, из ходя из своего опыта это скорей следствие проблемы а не сама проблема!

Так вот, вместо того чтобы ставить акустику и мудрить что-то с заменой майфуна есть элементарный выход! Правда он дороговатый для кого-то, а для кого-то и нет.
И так, что потребуется — это замена задних динамиков на более мощные на ваш вкус и 4 омных, лучше проверять тестером чуть больше 4х ом допускается, меньше нет
Второе и самое главное. Это замена штатного усилителя автомагнитолы которая находится в ней, внутри, я в данный момент занимаюсь подбором микросхемы усилителя по датащитам.
В автомагнитоле, установлен китайский усилитель LA47201 -такая микросхема стоит в JVC KD-G425 и во многих других подобных майфунах, цена такой микросхемы в магазинах около LA47201- 245.60 руб.
Я проработал больше полутора лет в сервис-центре по ремонту автомагнитол. В JVC ставил микрухи с пионера и в пионер с JVC, сейчас подберу аналог и выложу информацию по замене.
Ну как и ожидалось, микросхема из ряда вон слабая, отсюда и такое отношение к динамикам, как пишет производитель рекомендуемое 8 ом, но может работать и с 4х омными
Можно поставить любую имеющуюся в наличии из: TDA7381-7386, TDA7560, TA8263-8268, TA8271-8277, TB2901-2906, LA47501-LA47515, LA4743 , и т.д. Единственное, обрати внимание на 1, 10, 16, 25 ноги, ну и моща у них разная — это взято с форума, писать долго (Имелось в виду, что микросхемы могут быть поддельные и распиновка у них может быть тоже разная)! цена у таких микросхем до 500 рублей
Я лишь добавлю, менял эту микросхему на Pal007, цена такой микросхемы у нас в Новосибирске от 900 до 2000 т р стоит во всех пионерах, отличие у самых дорогих моделей магнитол, лишь в линейном более качественном усилителе!

В данный момент заряжаю батарейки на фотик, выложу потом фотки для понимающих, остальным предупреждение, что вся проделанная работа по замене микросхемы усилителя, может при ошибки ее выпаивания и впаивания, повредить печатную плату и привести к к.з. (опять же рекомендую обратится к людям умеющим выпаивать такие микросхемы, чтоб не было в дальнейшем проблем))
Ну все, я переделал и о чудо такого звука, я на сваей SONY м9900 не слышал. Звук стал более мощный, низы даже со штатными колонками, прокачивать стал!!! Качество увеличилось в 100 раз, а не на 5 — 10 процентов, единственное не стоит с такой микросхемой слушать на полную, плохо для динамиков. А так, народ, вы даже не представляет как стало звучать! А если поставить новую акустику вместо штатных, вы точно будете приятно удивленны, да и при этом все остается на гарантии магнитола то штатная 🙂 Главное сделать все качественно, и спиртом убрать следы пайки. 🙂

Вот как и обещал, фото моих на сегодня модификаций с моим мафоном, я остался очень доволен!
И хотел сказать по поводу 25 ноги, где я отверткой показываю дорогу, которую выше обрезал, это сделано для того чтобы не было помех, при выключении зажигания наводки от моей сигнализации….!
Чтобы аккуратней вынуть стоящую микросхему, можно использовать отсос, либо аккуратно ее выломать, либо вырезать скальпелем, я выпаял на всякий случай, для экспериментов пригодится или как запаска будет.
Микросхему лучше ставить PAL007C она хорошо прокачивает низы, единственное чего стало не хватать, это высоких, но это решается просто установкой пищалок. Теперь при максимальной мощности звука, а именно 33 при басе на нуле, у динамиков нет искажений и провалов по мощности!
На более высоких басах он тоже неплохо работает, но динамиков тут уже чувствуется что не хватает.
Еще раз оговорюсь, при выборе акустики можно придти с цифровым тестером и замерить сопротивление акустики, которую хотите взять. Оно не должно быть ниже 4 ом! Это ход компаний, настоящая акустика чуть больше 4х Ом, это значит, что количество витков больше, нежели в тех где сопротивление ниже, а значит и диапазон воспроизводимых частот тоже сужается. Так что штатные динамики 8 Ом, имеют более высокий спектр воспроизводимых частот. Но только на Средних и Низких частотах, ВЧ — очень не хватает, но качество с такой переделкой просто не сравнить с тем что было вот и все!

Если будут вопросы с переделкой задавайте помогу чем смогу!






У владельцев автомобилей часто из строя выходят автомагнитолы, ну что же делать, выбрасывать жалко а ремонт в порой обходится в пол цены самой магнитолы, иногда и больше, а если автолюбитель чуть понимает в радиоэлектронике, то конечно уж не выбросит нерабочую магнитолу. Чаще всего проблемы магнитолы связаны с чтением компакт дисков, дисковод - самое хрупкое место магнитолы, а без него магнитола превращается в красивый радиоприемник.

Если купили новый магнитофон, не советую выбрасывать старый, поскольку в них стоят достаточно мощные и высококачественные усилительные микросхемы серии тда. Например в данном случае на магнитоле стоял 160 - ваттный усилитель мощности на микросхеме серии TDA7385.

Сейчас я вам расскажу как его использовать как отдельный звуковой усилитель низкой частоты который позволит получить добавочные 4 канала на 40 ватт каждый! У микросхемы идеальные звуковые параметры, качественное воспроизведение низких и средних частот.

Магнитолы в основном с электронным управлением, с режимами отключение звука и сна, также у них есть режим диагностики усилителя, который часто не используется. Если подать питание на отключенный магнитофон усилитель будет находится в спящем режиме, для того, чтобы выйти из такого режима нужно включить систему, но мы не будем включать и прямо на плате переделаем усилитель, чтобы он работал в отключенном состоянии.

Почему спросите вы. Дело в том, что если подать на вход магнитолы громкий звуковой сигнал процессор магнитолы воспримет его как опасный и отключит усилитель! Мы попытаемся обмануть процессорную систему, а для этого прошу внимание на схему усилителей серии TDA7384.... TDA7388, у всех одинаковая схема включения! Видим тут режим <> (режим отключения звука) и режим <> (режим сна).

Ножку MUTE не трогаем, а ножку режима ST-BY через резистор в 10 килоом подключаем к плюсу общего питания. Теперь если подать питание на усилитель (магнитолу) он уже будет находиться в режиме готовности.

Сзади магнитолы есть входы, на которых подаем звуковой сигнал, сигнал можно подать от другой магнитолы или скажем от мп3 плеера или мобильного телефона.

Регулируем громкость от того устройство которым подали сигнал на вход магнитолы.

В конечном итоге получаем мощный звуковой усилитель низкой частоты с отличным дизайном, можете также включить магнитолу и слушать радио, теперь процессор при большой громкости не сможет отключить систему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.