Известные монастыри европы 6 7 века. Средневековый монастырь Европы - центр формирования мировоззрения христианского мира. Крым: Инкерманский пещерный монастырь

В наше время, посмотрев на монастырское сооружение с их притягательностью и громадностью, не можешь поверить, что, когда-то на месте монастыря было пустое место. Средневековые монастыре в Европе строились на века и даже на тысячелетия. Если говорить о предназначении монастырей, то они являлись центрами развития философской мысли, просвещения и, следовательно, формирования общеевропейской христианской культуры.

История развития монастырей.

Появление монастырей в Европе связано с распространением христианской веры во всех европейских странах и княжествах. Сегодня известно, что монастырь являлся центром хозяйственной и культурной жизни Европы. В монастырях кипела жизнь в прямом значении этого слова. Многие ошибочно считают, что монастырь - это просто христианский храм, для проведения богослужения, населенные несколькими монахами или монахинями. На самом деле монастырь - это небольшой городок, в котором развиты необходимые виды хозяйствования, такие как земледелие, садоводство, скотоводство, дающие главным образом продукты питания, а также материал для изготовления одежды. Одежда, к слову говоря, изготавливались здесь же - на месте. Другими словами, монастырь был еще и центром развития ремесленной деятельности, дающей населению одежду, посуду, оружие и орудия труда.
Для понимания места монастырей в средневековой жизни Европы, следует сказать, что население тогда жило по Закону Божьему. Причем не важно был ли на самом деле человек верующий или нет. Верили все без исключения, те кто не верил и открыто об этом заявлял, обвинялся в еретических предубеждениях, преследовался церковью и мог быть казнен. Этот момент встречался довольно часто в средневековой Европе. Католическая церковь имела безграничный контроль над всей территорией, заселенной христианами. Даже европейские монархи не осмеливались дерзнуть против церкви, потому как за этим могло последовать отлучение со всеми вытекающими последствиями. Монастыри представляли густую сеть католического "надзора" за всем происходящим.
Монастырь представлял собой неприступную крепость, которая, в случае нападения, могла достаточно продолжительное время вести оборону своих рубежей, до подхода основных сил, чего не приходилось долго ждать. Толстыми стенами монастыри окружались именно для этого.
Все средневековые монастыри в Европе были богатейшими сооружениями. Выше говорилось, что все население было верующим, а, следовательно, должно было платить налог - десятину от урожая. Это приводило к непомерному обогащению монастырей, а также высших священнослужителей - аббатов, епископов, архиепископов. Монастыри утопали в роскоши. Неспроста в то время появлялись литературные произведения, порочащие жизнь и действия Папы Римского и его окружения. Конечно же, эта литература запрещалась, сжигалась, а авторы наказывались. Но, все-таки, некоторым замаскированным художественным трудам удалось выйти в "тираж" и дойти до наших дней. Одним из самых значимых произведений такого толка является "Гаргантюа и Пантагрюэль", написанное Франсуа Рабле.

Образование и воспитание.

Монастыри являлись центрами просвещения и воспитания молодежи средневековой Европы. После распространения христианства по всей Европе, было сокращено количество светских школ, впоследствии они вообще были запрещены так как в своей деятельности несли еретические суждения. С этого момента единственным местом образования и воспитания стали монастырские школы. Образование проводилось в разрезе 4-х дисциплин: астрономия, арифметика, грамматика и диалектика. Все обучение этим дисциплинам сводилось к противостоянию еретическим взглядам. Например, изучение арифметики заключалось не в том, чтобы научить детей основным действиям с числами, а усвоении религиозного толкования числовой последовательности. Вычислением даты церковных праздников занимались при изучении астрономии. Преподавание грамматики заключалось в правильном чтении и смысловом понимании Библии. Диалектика же объединяла все эти "науки" для того, чтобы научить воспитанников правильному ведению разговора с еретиками и искусству красноречивого спора с ними.
Всем известен факт того, что обучение проводилось на латинском языке. Трудность состояла в том, что в ежедневном общении этот язык не применялся, поэтому его плохо понимали не только воспитанники, но и часть высших духовников.
Обучение проводилось круглый год - в то время не было каникул, но это не значит, что дети не отдыхали. В христианской религии насчитывается огромное количество праздников, считавшихся в средневековой Европе выходными днями. В такие дни монастыри проводили богослужения, поэтому образовательный процесс останавливался.
Дисциплина была строгая. За каждую оплошность воспитанники наказывались, в большинстве случаев телесно. Этот процесс признавался полезным, так как считалось, что во время телесных наказаний из физического тела выгонялась "Дьявольская сущность" человеческого организма. Но все же случались и моменты веселья, когда детям разрешалось бегать, играть и веселиться.

Таким образом, монастыри Европы являлись центрами не только развития культуры, но и мировоззрения всего народа, населяющего европейский континент. Главенство церкви во всех вопросах было неоспоримым, а проводниками идей Папы являлись монастыри разбросанные по всей территории христианского мира.

Монастыри в средние века

Монастыри в Средние Века являли собой хорошо укрепленные церковные центры. Они выполняли роль крепостей, пунктов сбора церковных податей, распространения влияния церкви. Высокие стены защищали монахов и церковную собственность от разграбления во время нападения врагов и во время гражданских конфликтов.

Монастыри обогащали Церковь. Во-первых, им принадлежали обширные земельные угодья, с приписанными к ним крепостными крестьянами. До 40% крепостных в России принадлежали монастырям. И церковники их нещадно эксплуатировали. Быть крепостным при монастыре, считалось среди простых людей, одной из самых тяжелых участей, немногим отличавшейся от каторги. Поэтому на землях, принадлежавших монастырям, часто вспыхивали крестьянские бунты. Поэтому и во время октябрьской революции, крестьяне с радостью уничтожали монастыри и церковных эксплуататоров, вместе с церквями.

«…Наиболее разорительной для крестьян являлась барщина: работа на земле владельца отнимала время, необходимое для обработки собственного участка. В церковных и монастырских землях особенно активно распространялась эта форма повинностей. В 1590 г. патриарх Иов ввёл барщину на всех патриарших землях. Его примеру сразу последовал Троице-Сергиев монастырь. В 1591 г. крупнейший землевладелец - Иосифо-Волоцкий монастырь - перевёл всех крестьян на барщину: «И которые деревни на оброке были, и те ныне пахали на монастырь». Собственная крестьянская запашка неуклонно сокращалась. Статистика по хозяйственным книгам монастырей свидетельствует, что если в 50-60-е гг. в монастырских вотчинах центральных уездов средний размер участка на крестьянский двор был равен 8 четвертям, то к 1600 г. он снизился до 5 четвертей (к. и. н. А. Г. Маньков). Крестьяне отвечали восстаниями…»

«…Любопытна история волнений в Антониево-Сийском монастыре. Царь подарил монастырю 22 ранее независимых деревни. Крестьяне скоро почувствовали разницу между свободой и рабством. Для начала монастырские власти «учали с них имати насильством дань и оброк втрое»: вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и 4 деньги. «Да сверх дани и оброку на монастырские труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека», «да сверх того они, крестьяне, зделье делали» - пахали землю и косили сено на монастырь. Наконец, монахи «поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям», «а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали».

Но далеко не все крестьяне готовы были бежать со своей земли. В 1607 г. монастырский игумен подал царю челобитную:

«Монастырские крестьяне ему, игумену, учинились сильны, наших грамот не слушают, дани и оброку и третного хлеба им в монастырь не платят, как иные монастырские крестьяне платят, и монастырского изделия не делают, и ни в чем де его, игумена с братией не слушают, и в том ему, игумену чинят убытки великие».
У Шуйского и без того хватало проблем с Болотниковым и Лжедмитрием II, поэтому в 1609 г. монастырь принялся решать свои проблемы сам, организуя карательные экспедиции. Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все». Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали». Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем…»

Ещё в пятнадцатом веке, когда на Руси, случилась борьба в церковной среде между «нестяжателями» во главе с Нилом Сорским и «иосифлянами», сторонниками Иосифа Полоцкого, нестяжатель монах Вассиан Патрикеев так говорил о тогдашних монахах:

«Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами».

Во-вторых, по церковным законам, все имущество ушедших в монахи людей, переходило в собственность Церкви.
И в третьих, ушедшие в монастырь, сами превращались в бесплатные рабочие руки, безропотно служившие церковным властям, зарабатывали в церковную казну деньги. При этом, не требуя ничего для себя лично, довольствуясь скромной кельей и плохой едой.

Еще в средние века Русская православная церковь была «встроена» в государственную систему исполнения наказания. Нередко в монастыри под строгий надзор направляли обвиненных в ереси, богохульстве и других религиозных преступлениях. В монастыри нередко ссылали политических заключенных, как в Европе, так и в России.
Например, Петр Первый отправил свою жену Евдокию Лопухину в Покровский монастырь, через 11 лет после свадьбы.

Старейшие и наиболее известные монастырские тюрьмы находились в Соловецком и Спасо-Евфимьевском монастырях. В первый традиционно ссылали опасных государственных преступников, второй первоначально предназначался для содержания душевнобольных и пребывающих в ереси, но затем в него стали направлять и узников, обвиненных в государственных преступлениях.

Отдаленность Соловецкого монастыря от обжитых мест и труднодоступность сделали его идеальным местом заточения. Первоначально казематы располагались в крепостных стенах и башнях монастыря. Зачастую это были клетушки без окон, в них можно было стоять, согнувшись, или лежать на коротком топчане, поджав ноги. Интересно, что в 1786 г. архимандрит монастыря, где содержалось 16 узников (из них 15 - пожизненно), не знал о причине заключения семи. Указ о заключении таких лиц обычно был лаконичен - «за немаловажную вину к содержанию до кончины живота».

Среди узников монастыря были и священники, обвиненные в пьянстве и богохульстве, и различные сектанты, и бывшие офицеры, которые во хмелю нелестно отозвались о нравственных качествах очередной императрицы, и крупные сановники, замышлявшие государственный переворот, и «правдоискатели», написавшие жалобы на представителей власти. Пять лет по неизвестному обвинению провел в этой тюрьме французский дворянин де Турнель. Самый юный заключенный попал в тюрьму в 11-летнем возрасте по обвинению в убийстве, в заключении ему пришлось провести 15 лет.

Режим в монастырской тюрьме отличался крайней жестокостью. Власть игумена не только над узниками, но и над охранявшими их солдатами была практически бесконтрольна. В 1835 г. жалобы узников «просочились» за монастырские стены, на Соловки приехала ревизия, возглавляемая жандармским полковником Озерецковским. Даже жандарм, повидавший на своем веку всякого, вынужден был признать, что «многие арестанты несут наказания, весьма превышающие меры вины их». В результате ревизии трое узников были освобождены, 15 отправлены на военную службу, двое переведены из камер в кельи, один принят в послушники, а ослепший заключенный отправлен на «материк» в больницу.

"Тюремный уголок" - место, где, в основном, были сосредоточены камеры заключенных Соловецкого монастыря. Вдали видна Прядильная башня.

Но и после ревизии режим в тюрьме не был облегчен. Узников кормили скудно, им запрещали всякую связь с волей, не давали письменных принадлежностей и книг, кроме религиозных, а за нарушения правил поведения подвергали телесным наказаниям или сажали на цепь. Особенно жестоко обращались с теми, чьи религиозные убеждения не совпадали с официальным православием. Даже искреннее раскаяние и переход в православие таких узников не гарантировали им выход на свободу. Отдельные «пребывающие в ереси» узники проводили в этой тюрьме всю сознательную жизнь.

Как укрепленные центры, в которых находилось много образованных людей, монастыри становились очагами религиозной культуры. В них трудились монахи-переписчики религиозных книг, нужных для ведения служб. Ведь печатного станка еще не появилось, и каждая книга была написана вручную, нередко с богатым орнаментом.
Также монахи вели исторические хроники. Правда, их содержание часто менялось, в угоду власти, подделывалось и переписывалось.

Старейшие рукописи об истории России имеют монастырское происхождение, хотя оригиналов их не осталось, есть лишь «списки» - копии с них. Насколько они достоверны, ученые спорят до сих пор. В любом случае, другой письменной информации о происходившем в средние века, у нас нет.
Со временем наиболее старые и влиятельные церкви и монастыри в Средние Века преобразовались в полноценные учебные заведения.

Центральное место в средневековом монастыре занимала церковь, вокруг которой располагались хозяйственные и жилые постройки. Здесь была общая трапезная (столовая), спальня монахов, библиотека, хранилище книг и рукописей. В восточной части монастыря обычно располагался госпиталь, а на севере — помещения для гостей и паломников. Сюда за приютом мог обратиться любой путник, устав монастыря обязывал принять его. В западной и южной частях монастыря находились амбары, конюшни, хлев и птичий двор.

Монастыри современности во многом продолжают традиции средневековья.

На сегодняшний день выделяют три древних святыни, расположенные на территории Западной и Восточной Европы, притом что каждая из них имеет свою уникальную историю. И в первую очередь на звание самого старого монастыря Европы претендует монастырь Святого Афанасия, расположенный возле небольшой болгарской деревеньки Зеленый Луг.

Примечательно, что самый старый средневековый монастырь Европы, основание которого датируется 344 годом, выглядит вовсе не как величественное готическое сооружение, а как крошечная, но от этого не менее очаровательная белая церквушка мощенная красной черепичной крышей, актуальной для южных и восточных регионов Старого Света. Уникальность этого монастыря заключается не только в его древности, но и в целебных водах колодца, вырытого на его территории. Кроме того, в окружающих святыню скалах есть чудотворная ниша - скита, в которой некогда молился основатель монастыря Святой Афанасий и его последователи и сегодня любой паломник может не только воочию увидеть это прекрасное место, но и даже помолиться в нем.

К сожалению, за все годы своего существования древнейшая святыня не единожды подвергалась разрушению, а после того, как страсти утихали, отстраивалась вновь. К примеру, во время развития в стране коммунистических идей монастырь Святого Афанасия и вовсе был превращен в постоялый двор, со всеми вытекающими отсюда последствиями и только после восьмидесятых годов Двадцатого столетия все вернулось на круги своя и данное сооружение было полностью восстановлено и укрупнено, в результате чего ему довелось стать одним из самых больших монастырей Болгарии. На сегодняшний день эту древнейшую святыню может посетить любой турист абсолютно бесплатно, притом что двери монастыря открыты ежедневно с семи утра до семи вечера.

Второй претендент на звание "Самый древний монастырь в Европе" - шотландский монастырь Святого Маврикия, дата основания которого согласно летописям выпадает на четвертый век. История этой святыни также очень интересна, ведь она была воздвигнута на месте казни великого легионера Маврикия и его шеститысячного войска, которые пали смертью храбрых за отказ выполнять преступный приказ римского императора Максимиана убивать христиан. Чуть позже король Сигизмунд, воодушевленный геройским подвигом Маврикия, начал строительство одноименного монастыря, в котором ныне покоятся его мощи, как одного из святых мучеников. Примечательно, что в течение полутора тысяч лет монастырь не прекращал функционировать, а в 1998 его портал прошел реставрацию, в результате чего на него были нанесены сотни имен святых, умерших мученической смертью в разных точках земного шара. Есть на вратах базилики и имена русских мучеников и хотя православных паломников в швейцарском Сент-Морице не очень много их всегда очень радушно и тепло принимают в стенах монастыря Святого Маврикия.

Еще одной знаменитой древнейшей святыней на территории Западной Европы является монастырь Монтсеррат, расположенный на живописнейшем высокогорье из причудливых известняковых скал (высота составляет 725 метров над уровнем Средиземного моря) в испанской провинции Каталония. Первое упоминание об этом бенедиктинском монастыре дивной красоты датируется 880 годом, но не исключено, что он был основан гораздо раньше. На сегодняшний день этот монастырь является неофициальным центром для всего католического паломничества, правда, людей со всего мира оно привлекает не только своими святыми местами, но и живописнейшими пейзажами и богатой флорой природного комплекса, прилегающего к святыне, благодаря чему с 1987 года эта территория официально была объявлена Национальным парком провинции.

Очень развитой является и инфраструктура этой святыни, ведь помимо канатной дороги к монастырю Монтсеррат подведена и зубчатая железная дорога, пользующаяся большой популярностью у туристов. К сожалению, постройка претерпевала многочисленные изменения, ведь только войска Наполеона буквально испепелили этот собор, в результате чего от него остались одни только фрагменты романовского портала. И только в 1844 году каталонцы начали потихоньку восстанавливать Монтсеррат, используя его впоследствии как надежную опору и оплот уже во времена жесткой диктатуры Франко, запрещавшего использование родного языка и обычаи жителей провинции. Между тем, над воссозданием этого прекрасного монастыря трудились лучшие художники и скульпторы 20-21 веков, не жалея для этого ни сил, ни времени, ни средств (для внутренней отделки собора использовались самые дорогостоящие материалы).

Если же говорить о самом древнем монастыре мира, то на сегодняшний день им продолжает считаться знаменитый Монастырь Святой Екатерины в Египте (Синайский полуостров), основанный еще в четвертом веке, который включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Елизавета ЗОТОВА

Монастырские комплексы
Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен

В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые.

Возникновение монашества

Первые монашеские общины возникают еще в III веке в Сирии, Палестине и Египте. Но это были пока еще не монастыри в средневековом понимании этого слова, а скорее объединения монахов-отшельников (еремитов). Отшельничество - самая ранняя форма монашества. Само слово “монах” происходит от греческого “отшельник”. В Европе монашество появилось во второй половине IV в. Возникновение первых западных монастырей связано с именем св. Мартина Турского. Но до VI в. не существовало какого-либо единого свода правил, призванного регламентировать жизнь монашеской общины. Авторство первого устава принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.

В 530 г. св. Бенедикт основал монастырь на горе Кассино близ Неаполя. В Монте-Кассино он и создал свой знаменитый “Устав”, пользовавшийся непререкаемым авторитетом на протяжении последующих веков, вплоть до появления других монашеских орденов. (Впрочем, бенедиктинские монастыри продолжали довольно успешно существовать на протяжении всей эпохи Средневековья и существуют по сей день.)

Главным средством достижения святости жизни, согласно св. Бенедикту, был принцип монашеского общежития, основанный на добродетелях смирения и послушания. Устав закрепляет принцип единоначалия настоятеля монастыря (аббата). Аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Установлен строгий распорядок дня монаха, расписан суточный круг богослужений, порядок чтения молитв, отводится время для занятий и для физического труда.

Основная особенность монашеской жизни состоит в том, что у монаха нет ни одной свободной минуты, которую он мог бы посвятить вредной для души праздности или греховным мыслям. Распорядок дня монаха подчиняется ходу литургии часов (в строго определенное время осуществляется строго определенное богослужение). Устав также содержит предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Вступая в монашескую общину, монах приносил обет послушания, оседлости (он не имел права без специального разрешения аббата покидать стены монастыря) и конечно безбрачия, таким образом, отрекаясь от всего мирского.

Идеальный план монастыря

В Средние века предпринимались не только попытки регламентировать жизнь монашеской общины, но и создавать сами монастырские комплексы согласно единым правилам. Для этих целей в эпоху правления Карла Великого был разработан план “идеального монастыря”, утвержденный церковным собором (ок. 820), он хранился в библиотеке монастыря Санкт-Галлен (Швейцария). Предполагалось, что при строительстве данного монастырского комплекса будут четко следовать этому плану.

Этот план, рассчитанный на территорию размерами 500 на 700 футов (154,2 на 213, 4 м), включал в себя более пятидесяти построек различного назначения. Несомненно, центром монастырского комплекса был собор - трехнефная базилика с трансептом. В восточной части располагались хоры для монахов. Главный неф традиционно завершался алтарем. Несколько небольших алтарей располагались в боковых нефах и в западной части, однако они не образовывали единое пространство с главным нефом. Собор был спланирован с учетом хода именно монастырского богослужения, отличавшегося от месс, служившихся для мирян. Западный фасад церкви обрамляли две круглые башни, посвященные архангелам Гавриилу и Михаилу. Как архангелы являлись стражами Града Небесного, так и эти башни были каменными стражами аббатства. Первое, что представало перед взором вошедшего на территорию монастыря, был именно этот фасад собора с башнями.

Аббатство Фонтевро. Схема

К собору примыкают здания библиотеки и ризницы (сокровищницы). Справа от собора располагался закрытый дворик для прогулок монахов (в более поздние времена именно такой дворик - клуатр станет центром композиции монастырского комплекса). На плане указаны монашеские кельи, дом настоятеля, госпиталь, кухни, гостиницы для паломников и множество хозяйственных построек: пекарня, пивоварня, амбары, хлева и т.д. Предусмотрено также кладбище, совмещенное с фруктовым садом (такое решение должно было находить философское истолкование у обитателей монастыря).

Сомнительно, что существовали монастырские комплексы, построенные точно по данному плану. Даже Санкт-Галлен, в библиотеке которого хранился план, лишь приблизительно соответствовал первоначальному замыслу (до наших дней каролингские постройки этого аббатства, к сожалению, не сохранились). Но примерно по такому принципу строились монастыри на протяжении всей эпохи Средневековья.

Монастыри-крепости

Многие средневековые монастыри на первый взгляд больше напоминают хорошо укрепленные замки воинственных феодалов, чем обитель смиренных монахов. Это объяснялось многими причинами, в том числе и тем, что такие монастыри действительно могли играть роль крепости. Во время вражеских нападений в стенах монастыря скрывались жители города или окрестных деревень. Так или иначе, местом для строительства монастыря часто выбирались труднодоступные участки. Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы по возможности сократить доступ мирян в обитель.

На горе было построено и знаменитое аббатство, основанное св. Бенедиктом, - Монте-Кассино. Настоящей крепостью является аббатство Монт-Сан-Мишель. Основанное еще в VIII в., аббатство посвящено архангелу Михаилу и построено на скалистом острове, что делало его неприступным.

Клюнийцы и цистерцианцы

В XI–XII веках монастырская культура достигает небывалого расцвета. Строится множество новых монастырей, благосостояние которых иногда позволяет возводить такие архитектурные шедевры, как, например, знаменитый собор в аббатстве Клюни. Основанное в начале X в. бенедиктинские аббатство Клюни занимало особое положение, формально подчиняясь непосредственно папе. Клюни оказывало огромное влияние на духовную и политическую жизнь средневековой Европы. Его главный собор до появления готических соборов был самой большой церковной постройкой христианского мира. Это выдающееся произведение архитектуры было украшено поистине потрясающей каменной резьбой (портал, капители колонн). Роскошные интерьеры церкви Клюни III были призваны поражать воображение.

Полной противоположностью клюнийцам были аббатства новой монашеской конгрегации - цистерцианцев (от названия первого монастыря ордена - Цистерциум). Цистерцианцы резко отвергали даже всякий намек на роскошь, их устав отличался особой строгостью. Физический труд они считали основой монашеского служения, поэтому в цистерцианских рукописях мы часто встречаем изображения монахов за работой. Архитектура цистерцианских монастырей также отличалась лаконичностью. Резной каменный декор, например, был практически запрещен. Но строгость монастырской жизни вовсе не мешала цистерцианским монастырям наряду с бенедиктинскими активно участвовать в духовной и политической жизни Европы. Монастыри обоих орденов были настоящими очагами культуры: здесь писались научные трактаты, переводились и копировались античные и нередко арабские авторы, в их скрипториях создавались настоящие шедевры книжного искусства. При монастырях также существовали и школы для мирян.

План идеального монастыря. Ок. 820 г.

1. дом для свиты знатных гостей
2. хозяйственная постройка
3. дом для знатных гостей
4. внешняя школа
5. дом аббата
6. хозяйственная постройка
7. помещение для кровопускания
8. дом врача и аптека
9. травник
10. колокольня
11. привратник
12. наставник школы
13. скрипторий, библиотека
14. купальня и кухня
15. госпиталь
16. крытая галерея
17. вход в монастырь
18. помещение для приемов
19. хор
20. собор
21. дом для прислуги
22. овчарня
23. свинарник
24. хлев для коз
25. конюшня для кобыл
26. коровник
27. кухня
28. покои для паломников
29. погреб, кладовая
30. сад для прогулок монахов, крытая галерея
31. помещения для отопления, спальня (дормиторий)
32. сакристия
33. помещение для приготовления гостии и елея
34. крытая галерея
35. кухня
36. школа для послушников
37. конюшня
38. хлев для быков
39. бочарня
40. токарня
41. амбар
42. солодосушилка
43. кухня
44. трапезная
45. купальня
46. кладбище, фруктовый сад
47. пивоварня
48. пекарня
49. молотильня
50. мельница
51. различные мастерские
52. гумно
53. зернохранилище
54. дом садовника
55. огород
56. курятник, гусятник

20 февраля 395 года в Вифлееме был открыт первый в истории женский монастырь. К сожалению, до нашего времени он не сохранился, но до нас дошли другие столь же древние обители, о которых мы сегодня расскажем.

Поскольку монахи не любят мирской суеты (от нее-то они и уходят в горы, пустыни или за высокие неприступные стены), во многие обители посторонних не пускают ни при каких условиях. Поэтому речь пойдет о тех древнейших монастырях мира, которые открыты для паломников и простых туристов.

Немало страниц Библии посвящено полуострову Синай, ведь там, на вершине одноименной горы, Моисею были дарованы десять заповедей, нанесенные на Скрижали Завета. Немудрено, что эта часть Египта уже который век служит местом для паломничества и площадкой для археологических раскопок. Там, где по преданию явился к пророку Господь Бог и выросла Неопалимая купина, в 557 году появился один из старейших в мире христианских монастырей, названный в честь своей создательницы – святой Екатерины. 12 часовен, библиотеку, иконный зал, трапезную, ризницы и даже гостиницу скрывает монументальная обитель, укрепленная во времена императора Юстиниана. За века существования она обрастала все новыми строениями, не прекращая проводить службы и принимать верующих. Храм превратился в настоящий город в пустыне. Главенствует там архиепископ Синая – самой маленькой епархии мира. Из святынь, кроме Неопалимой Купины и часовни ее имени, хранящей древнюю мозаику Преображения, гостей монастыря ждет и колодец, вблизи которого Моисей встретил свою будущую спутницу – одну из дочерей Иосифа. Ни разу не разрушался святой храм: ему оказывали помощь даже пророк Мухаммед и арабские халифы, султаны Турции и Наполеон Бонапарт. Лишь осенью 2013 года из-за политических неурядиц в Египте монастырь святой Екатерины был временно закрыт. О том, когда сюда можно попасть, указано на http://www.sinaimonastery.com/ .

Уже пятнадцатый век существует в таинственном Тибете «Дом Господа» – великий монастырь Джоканг, где проходят посвящения Панчен-Ламы и Далай-Ламы. Легенда гласит, что именно в этом месте и родился тибетский буддизм. Первой ценностью, занесенной в храм, была древняя статуя, освященная лично Буддой Шакьямуни. Вокруг Джоканга выросла Лхаса, а с ней разросся и сам храм: внушительное четырехэтажное строение, украшенное колесом дхармы и золотыми ланями, перестраивалось в 17, 18 и 19 веках. Тяжелая доля выпала буддистской святыне: многое было разрушено в ходе монгольского вторжения, а в годы китайской культурной революции Джоканг использовался как хлев для свиней и военная база. К счастью, в 1980 году монастырь был отреставрирован и вскоре был занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Много сокровищ скрывается за его стенами: здесь хранится золотая урна, переданная в дар китайским императором Цяньлуном, роскошное издание «Трипитака», созданное из сандала, старинные тханки, относящиеся к 7-9 векам, и покрытые позолотой статуи родоначальников тибетского буддизма – царя Сронцзангамбо и его жен. Монастырь открыт для приверженцев любых религий: здесь проводятся культовые обряды всех школ буддизма и даже коренной религии Тибета бонпо. Узнать больше об истории Джоканга можно на страничке достопримечательности в ЮНЕСКО http://whc.unesco.org/en/list/707 .

Немного сведений сохранила история Свято-Спасского женского монастыря, расположенного близ села Костомарово в Воронежской области. Одна из легенд приписывает его постройку самому Андрею Первозванному, другая относится к 12 веку. Правда иль нет, но в почтенном возрасте уникального русского монастыря, высеченного прямо в скале, сомневаться не приходится. Многое здесь напоминает о Византии: 12 меловых столпов удерживают округлые своды храма, способного вместить до двух тысяч верующих, а его стены украшают прекрасные православные фрески. Длинный и низкий коридор ведет в пещеру Покаяния – чтобы попасть сюда, нужно склониться в поклоне. Лишь чудо спасло Свято-Спасский монастырь во времена правления Советов: последний монах, отец Петр, был расстрелян, а храм затоплен, дабы не отвлекать людей от строительства коммунизма. Но выжила русская Голгофа: в 1993 году здесь прошла первая после забытья служба. Храм был отреставрирован и превращен в женский монастырь, а об ужасных временах напоминает лишь чудотворная Костомаровская икона Божьей Матери, испещренная пулями. Те, кто побывал с Свято-Спасском монастыре, утверждают: это настоящее место силы, где сочетаются природная гармония и божественная чистота. Тем же, кто еще не добрался до российской Палестины, предстоит дорога на электричке из Воронежа в Россошь (выход на станции «Подгорное»), а затем на автобусе, следующем в село Костомарово.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.