Италия в конце XIX — начале XX века. Италия в начале XX века Италия в конце 20 21 века

Исследование социально-экономического развития Италии в 20 веке. Состояние промышленного производства и вступление в Общий рынок (ЕС). Изучение проблем, возникающих из-за разрыва уровня спроса и предложения. Рассмотрение "экономического чуда" в Италии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Промышленное развитие Италии началось в конце 19 в. Фашистская политика и мировой экономический кризис способствовали реструктуризации, но не расширению промышленности, и к концу Второй мировой войны почти половина трудоспособного населения была занята в сельском хозяйстве. Однако с 1950-х годов итальянская экономика претерпела сильные изменения, и к 1990-м годам обрабатывающая и горнодобывающая промышленность вместе со строительством давали уже ок. 33% ВВП, а непроизводственная сфера (включая торговлю, банковскую деятельность и управление) - еще 63%, в то время как доля сельского хозяйства сократилась до 4%.

В период с 1950 по 1964 объем промышленного производства почти удвоился. Готовые промышленные товары в качестве главных статей экспорта заменили полуфабрикаты, при этом возрос объем импорта сырья и средств производства. В период с 1963 по 1974 рост производства составлял 4,7% в год. В начале 1970-х годов Северная Италия превратилась в один из самых развитых промышленных районов Европы.

Вступление в т.н. Общий рынок (Европейское экономическое сообщество) в 1957 стало важным фактором увеличения объема итальянского экспорта.

В 1973-1974, когда цены на нефть повысились в четыре раза, это привело к значительному росту дефицита платежного баланса страны. Инфляция достигла 21,1% в 1980 и оставалась на уровне 9,9% в год на всем протяжении 1980-х годов. Тем не менее для этого десятилетия были характерны экономический рост, значительное увеличение объема экспорта, уменьшение торгового дефицита, значительные успехи малого бизнеса и появление прибылей у предприятий государственного сектора. В 1984-1992 ежегодный рост экономики составлял 2,5%, в то время как по размерам ВВП Италия удерживала третье место в Европе после Германии и Франции.

Несмотря на оживление итальянской экономики в 1980-е годы, основные структурные проблемы так и не были решены и проявились в 1990-х годах. Дефицит государственного сектора экономики Италии вырос с 84,6% от ВВП в 1985 до 103% в 1992. Чтобы удовлетворять условиям ЕС, сформулированным Маастрихтским соглашением 1991, правительство Италии пыталось уменьшить государственный долг и дефицит бюджета, но в 1992 долг все еще оставался на уровне 10,7% от ВВП (в 6 раз выше среднего показателя для стран Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР). Огромный государственный долг и постоянное превышение расходов над доходами в государственном секторе были главными причинами обесценивания итальянской лиры на 7% в сентябре 1992 и принятия итальянским правительством пакета экстренных финансовых и фискальных мер в 1992 и 1993.

Еще одна важная структурная проблема была связана с углублением разрыва между уровнями объема производства и благосостояния на Севере и Юге. После 1945 в южной части Италии произошли радикальные социальные и экономические изменения. Численность сельского населения в 1950-1960-е годы там уменьшилась вследствие его оттока в растущие промышленные города Северной Италии, в другие страны ЕС и США, тогда как доходы, уровень жизни, уровень образования и занятости повысились. Однако пропасть между Югом и Севером стала еще глубже, важными причинами отставания Юга были высокая концентрация населения в главных городах (особенно в Неаполе, Катании и Палермо) и ограниченные возможности трудоустройства, нехватка жилья, неблагоприятные условия для получения образования и социальной помощи.

Государственное планирование и экономическое развитие. После 1945 итальянское государство играло самую непосредственную роль в развитии экономики. В политическом отношении это было продиктовано необходимостью послевоенного восстановления экономики, уменьшения безработицы и зависимости от импорта, а также сокращением дисбаланса между Севером и Югом. Это обеспечивалось центральным экономическим планированием, практика которого сохранилась от режима Муссолини. В 1933 в ответ на мировой экономический кризис и угрозу краха итальянской банковской системы правительство Муссолини учредило Институт промышленной реконструкции (ИПР). Он приобрел значительную часть предприятий ведущих отраслей промышленности Италии, и к 1950-м годам государство полностью контролировало такие отрасли экономики, как металлургия, машиностроение, судостроение, химическая и цементная промышленность, воздушный и автомобильный транспорт, телекоммуникации и телевидение. Государственное нефтегазовое объединение ЭНИ, основанное Энрико Маттеи в 1950-х годах, занималось разработкой месторождений природного газа и нефти и имело филиалы во многих других отраслях производства. Государству принадлежали также холдинговые компании по производству электроэнергии, добыче минерального сырья и в сфере обрабатывающей промышленности. В 1950-х годах эти компании сыграли важную роль в трансформации экономики Италии, но к середине 1960-х годов они стали убыточными, и на фоне их экономических трудностей начался рост новых гигантов частного сектора, таких, как химическая компания "Монтэдисон" (от слияния "Монтекатини" и "Эдисон"). Однако различия между государственными и частными предприятиями не всегда были ясно выражены, и гиганты частного сектора в свою очередь попадали во все большую зависимость от государства. В течение 1980-х годов ИПР и ЭНИ подверглись реструктуризации соответственно при Романо Проди и Франко Ревильо.

Важным объектом вмешательства государства в послевоенную экономику Италии оставался Юг. Стратегии его развития разрабатывались государственным кредитно-финансовым учреждением "Касса Юга" и Ассоциацией развития Юга. В 1950-х годах эти организации сосредоточили свое внимание на создании инфраструктуры (дорог, электрификации, сельскохозяйственного кредита). Как строительство сети современных автомагистралей, так и государственные капиталовложения на Юге повысили уровень занятости (в основном в сфере услуг). Эта программа сопровождалась массовым оттоком населения из сельских местностей, что отчасти напоминало прежние сценарии миграции за границу, однако на этот раз значительная часть населения оседала в быстро развивавшихся промышленных центрах Севера. Как только темпы роста итальянской экономики в 1960-х годах замедлились, стратегия планирования на Юге была переориентирована на поощрение развития тяжелой промышленности. Суть идеи состояла в создании "полюсов тяготения промышленности" вокруг Неаполя, Таранто и Бриндизи, но эта стратегия оказалась неэффективной. На Юге в 1960-е годы были созданы только два крупных промышленных концерна: нефтехимические заводы "Монтэдисон" в Бриндизи и большой автомобильный завод "Фиат" близ Неаполя. Благодаря этой стратегии возникли многочисленные "храмы в пустыне" - такие, как металлургический завод в Джоя-Тауро в Калабрии, который был построен, но так и не введен в эксплуатацию. В 1980-е годы государственные инвестиции в экономику Юга возросли за счет различных программ роста благосостояния населения, тогда как огромные целевые средства, направленные сюда после землетрясений, разрушивших ряд районов зимой 1981-1982, были "откачаны" организованной преступностью. В 1980-е годы появились новые надежды, связанные с ростом малого предпринимательства в частном секторе в таких районах, как Апулия, Абруцци и Кампания, но и они оказались призрачными.

Несмотря на принятие следующих одна за другой инвестиционных программ, южная часть Апеннинского п-ова, Сицилия и Сардиния давали в конце 1970-х годов только 23% ВВП Италии. Неконтролируемый рост государственных расходов и ограничения, введенные с 1989 программой экономической конвергенции ЕС, потребовали радикального пересмотра программ государственного финансирования Юга. В конечном итоге будущее южных районов Италии так и не определено и во многом зависит от политической конъюнктуры.

Внутренний валовой продукт (ВВП) Италии, т.е. общий объем рыночных товаров и услуг, в 1991 (по данным последней переписи) оценивался в 976 млрд. долл. В расчете на душу населения ВВП составлял 16 896 долл. (во Франции - 18 227, в Германии - 19 500 долл.). В 1991 на долю личного потребления приходилось 62% ВВП, на долю государственного - 17%, а на инвестиции - почти 20%.

После Второй мировой войны государство стимулировало развитие экспортных отраслей промышленности. Это особенно касалось металлургии, машиностроения и химической промышленности. Новое оборудование и повышение эффективности производства содействовали заметному росту производства стали, которое за 1951-1980 возросло более чем в 8 раз. Значительные успехи были достигнуты в машиностроении, электротехнической и автомобильной промышленности (в последней доминировал концерн "Фиат" в Турине). Модернизация химической промышленности повлияла на расширение ассортимента ее продукции - от нефтепродуктов до красителей, синтетических волокон и пластмасс.

Хлопчатобумажная и шерстяная промышленность играла ведущую роль в начале 20 в., но после 1950 испытала спад по сравнению с основными, быстро растущими отраслями промышленности. С начала 1950-х годов быстро расширялось производство одежды. Обувь и одежда из Италии хлынули на иностранные рынки, итальянские дома моды успешно завоевывали рынки зарубежных стран.

Обрабатывающая промышленность - важнейший сектор экономики Италии. На ее долю приходится почти 25% национального дохода и основная часть поступлений от экспорта. В этом секторе сосредоточена пятая часть всех рабочих мест в стране.

Главной отраслью обрабатывающей промышленности является машиностроение. В Италии производятся офисное оборудование (калькуляторы, пишущие машинки и проч.), сельскохозяйственные машины (трактора), ткацкие станки, швейные машины, электронагревательное оборудование. Электромашиностроение включает производство телекоммуникационной аппаратуры, холодильников, стиральных машин и другой бытовой электротехники. Продукция машиностроения производится главным образом на Севере, в районе Милана, Турина, Генуи, Бергамо, Брешии и Флоренции. После Второй мировой войны ряд машиностроительных заводов был построен в окрестностях Неаполя и Бари.

Важное значение имеет автомобилестроение, выпускающее легковые и грузовые автомашины и мотороллеры. Предприятия отрасли сосредоточены в районе Турина, Милана, Брешии и Дезио. По производству легковых автомобилей (1627 тыс.) Италия в 1991 занимала шестое место в мире. В том же году было выпущено ок. 260 тыс. грузовых машин и автобусов.

В начале 1970-х годов Италия была крупным судостроителем. В 1974 судоверфи Италии спустили на воду торговые суда водоизмещением 1028 тыс. брутто-регистровых тонн. К концу того же десятилетия судостроение в Италии и многих других странах резко сократило объем производства. В период 1978-1980 итальянские верфи спустили на воду торговые суда общим водоизмещением 499 тыс. брутто-регистровых тонн (всего 166 тыс. т в год). В 1986-1992 были спущены на воду торговые суда общим водоизмещением 4438 тыс. брутто-регистровых тонн (в среднем по 634 тыс. т в год). Судостроение сосредоточено на северо-западном побережье страны, в основном в Генуе.

В структуре обрабатывающей промышленности Италии второе место по значению занимает текстильная и швейная промышленность, уступая только машиностроению (вместе с автомобилестроением и судостроением). Хлопчатобумажные ткани выпускаются в Галларате, Бусто-Арсицио, Леньяно, Бергамо и Брешии; шерстяные - в Бьелла, Виченца и Прато; шелковые - в Брешии, Тревизо и Комо. Льняное полотно производится в южной части Ломбардии и Кампании. Одежду шьют во Флоренции, Турине и Риме. Широко развито производство обуви.

Химическая промышленность, включая нефтехимию и производство синтетических волокон, дает ок. 1/7 общего объема продукции обрабатывающей промышленности. Эта отрасль значительно увеличила объем производства после открытия в Италии в конце 1940-х годов месторождений природного газа и нефти. К началу 1970-х годов Италия была одним из самых крупных производителей синтетических волокон и серной кислоты. Среди других важных видов химической продукции - искусственный аммиак, красители, фармацевтические препараты, фотоматериалы, пластмассы, синтетический каучук, удобрения и нефтехимические продукты. Они производятся в Генуе, Венеции, Милане, Равенне, Бриндизи, Феррандине и Джеле.

Металлургия - относительно новая отрасль промышленности Италии. Испытывая нехватку запасов угля и железной руды, Италия стала развивать металлургическую промышленность только после создания в 1952 Европейского объединения угля и стали. За период с 1959 по 1980 производство стали в Италии выросло на 292% (во Франции - на 56%, в Западной Германии - на 49%). По выплавке стали (28 млн. т) в 1992 Италия занимала шестое место в мире, опережая Канаду и Бразилию. Она также выпускает значительное количество алюминия, цинка, свинца, ртути и магния.

Предприятия пищевой промышленности, специализирующиеся, например, на производстве макарон (спагетти), продукции из томатов и производстве напитков, рассредоточены по всей территории страны. Мебель производится в Брианце, возле Милана. Бумагу и бумажные изделия выпускают в Ломбардии и Пьемонте. Всемирно известная кинопромышленность размещена в Риме. Объем производства цемента, имеющего большое значение для строительной индустрии Италии, составил 40,8 тыс. т в 1990.

Строительство стало быстро развиваться после Второй мировой войны. В 1990 в этой отрасли было занято 1,9 млн. человек. Были построены электростанции, автомобильные дороги и другие объекты (особенно на Юге). Итальянские строительные фирмы активно действовали за границей, в развивающихся странах; уже в 1960-х годах итальянские фирмы построили пять крупнейших плотин в Африке.

С 1950 по 1960 общее потребление энергии выросло на 176%, почти целиком за счет использования местных ресурсов газа и импортируемой нефти. Уголь, который в 1950 обеспечивал почти половину потребностей энергетики, в 1960 в структуре энергопотреблении составлял только 20%. Быстрый рост энергопотребления, главным образом на базе использования импортируемой нефти, продолжался до 1973-1974, когда цены на нефть выросли в четыре раза. С 1960 по 1974 энергопотребление выросло на 232%, а потребление нефти на 374%. К 1974 доля нефти в электроэнергетике Италии достигла 75%. В конце 1970-х годов рост энергопотребления прекратился. Потребление нефти сократилось на 4%, а потребление газа выросло на 35%. В 1978 доля нефти в производстве электроэнергии Италии составила 71%, газа - 19% (в 1974 - 14%), угля - 6%; 4% давали гидроэнергетика и атомная энергетика. С 1980 по 1990 энергопотребление увеличилось на 11%. В 1990 структура энергобаланса была следующей: нефть - 61%, газ - 25%, уголь - 9%, гидро- и геотермальная энергия - 5%.

В 1990 в Италии было произведено 216,9 млрд. кВт/ч электроэнергии. Около 82% давали тепловые электростанции, работавшие на жидком топливе (в основном на нефти), 16% - гидроэлектростанции и 2% - геотермальные электростанции. Атомные электростанции, производившие в 1987 ок. 1% объема электроэнергии Италии, в 1988-1990 после массовых протестов населения были выведены из эксплуатации. На референдуме 1987 население проголосовало против строительства новых атомных электростанций.

Типы сельского хозяйства в Италии сильно варьируют в зависимости от географических условий. Самые продуктивные сельскохозяйственные земли находятся на плодородной равнине в бассейне р.По на Севере, где преобладает интенсивное неспециализированное земледелие с большой долей крупных хозяйств. Эта территория является также главным поставщиком молочной продукции в Италии. Ломбардия, на северо-востоке равнины, - единственный район страны, где животноводство преобладает над земледелием. На юге равнины область Эмилия-Романья имеет более диверсифицированную систему земледелия и является важным районом плодоводства и зернового хозяйства, там развито и животноводство. Восточный Пьемонт и западная Венеция отличаются высокой продуктивностью сельского хозяйства и славятся своими винами.

Центральные районы Италии - Тоскана, Умбрия и Марке - тоже характеризуются неспециализированным земледелием с выращиванием оливковых деревьев, зерновых культур, винограда и домашнего скота. Природные условия здесь не столь благоприятны, как на Севере, поскольку преобладает холмистый и горный рельеф. До 1960 здесь была широко распространена испольная система земледелия (медзадрия). Поскольку земледелие на склонах стало неэффективным, произошел массовый отток сельского населения в города.

На Юге специализация сельского хозяйства весьма разнообразна. Плодородные прибрежные земли заняты садами, в которых выращивают фрукты, оливки и миндаль, и виноградниками. Во внутренних районах преобладают малоплодородные почвы, и там можно выращивать лишь некоторые сорта зерновых и разводить овец. Нехватка воды остается главной проблемой Юга, здесь развитие сельского хозяйства целиком зависит от орошения.

В 1990 в Италии насчитывалось 2940 тыс. крестьянских хозяйств, а площадь обрабатываемой земли составляла 22,6 млн. га. Лишь 4% хозяйств можно было отнести к разряду крупных. В хозяйствах работали сами землевладельцы и члены их семей (всего ок. 2 млн. человек); средняя площадь земельного надела составляла 5,4 га. Кроме того, многие итальянцы, занятые в других сферах деятельности, получали дополнительные доходы или продовольствие для собственного потребления с небольших земельных участков площадью менее 1 га.

После принятия в 1950 законов о земельной реформе число крупных хозяйств сократилось (особенно на Юге) за счет перераспределения земли между крестьянами. Однако число мелких хозяйств в 1960-1970-х годах тоже уменьшилось, так как сельское хозяйство Италии модернизировалось за счет внедрения дорогостоящих сельскохозяйственных машин, оказавшихся недоступными для многих крестьян. В период с 1960 по 1978 количество тракторов в Италии выросло почти в четыре раза.

Основные сельскохозяйственные культуры. Зерновые являются основными продовольственными культурами. Итальянские фермы поставляют ок. 2/3 зерна, потребляемого на внутреннем рынке. Главная зерновая культура - пшеница, выращиваемая по всей стране. В 1992 было получено 8,9 млн. т пшеницы. Половину ее урожая собирают на Севере, где, несомненно, самая высокая урожайность этой культуры. Кукуруза и рис тоже выращиваются на Севере. Прочие важные зерновые культуры - овес и ячмень.

Большое значение, особенно на Юге, имеет выращивание таких типичных средиземноморских культур, как маслины, виноград, цитрусовые и миндаль. Италия - один из крупнейших в мире производителей оливкового масла и вин, и эти виды продукции, наряду с томатами, фруктами и ранними овощами (такими, как горох и фасоль), занимают важное место в экспорте.

Основные технические культуры - сахарная свекла (в основном в области Венеция), табак (в основном на Юге), соя, конопля, хлопчатник и лен.

В 1992 Италия была третьим по величине в Западной Европе производителем мяса, но, несмотря на это, ей приходится импортировать почти треть потребляемой в стране говядины и телятины.

Крупный рогатый скот выращивается на Севере, в основном на больших молочных фермах в долине р.По. Некоторые выносливые альпийские породы крупного рогатого скота стали разводить в холмистых районах Юга, где раньше выращивали овец и коз.

Планы развития сельского хозяйства. В 1960-х годах правительства Италии поощряли механизацию хозяйств, техническое обучение, кооперативную переработку и сбыт продукции, охрану почв, ирригацию и лесовозобновление. Многие из этих программ субсидировались ЕС в 1970-е годы. Однако общая аграрная политика ЕС состояла главным образом в том, чтобы установить систему цен, при которой гораздо больше средств тратилось на поддержание цен на такие виды продукции, производимые североевропейскими странами, как молоко и говядина, а не на фрукты, овощи, вино, весьма важные для экономики Италии.

Леса и редколесья занимают 6,8 млн. га, или пятую часть территории Италии, но лесное хозяйство не имеет большого значения для экономики этой страны. Ежегодно в среднем вырубается 8,5 млн. куб.м древесины. Основные лесные районы - горные и холмистые районы Альп и Апеннин (включая районы Сила и Аспромонте в Калабрии). Хвойные породы - пихта и сосна - произрастают в более возвышенных районах, тогда как в нижних частях склонов преобладают широколиственные породы - бук и дуб.

Рыбное хозяйство. Несмотря на большую протяженность берегов, в Италии улов рыбы невелик, в среднем 543 тыс. т в год, т.е. почти 3/5 уровня улова во Франции. Рыбная промышленность размещена локально и располагает небольшими предприятиями.

Природный газ, добываемый в долине р.По и на Юге, является главным минеральным топливным ресурсом Италии. Разведанные запасы газа оцениваются в 300 млрд. куб.м. В 1990 было добыто 17 млрд. куб.м газа. Запасы нефти весьма невелики и располагаются главным образом в Сицилии и на Юге. Разведанные запасы нефти - 91 млн. т, а добыча в 1990 составила 4,6 млн. т. Некоторое количество каменного и бурого угля добывается на Сицилии. Италия обеспечивает себя бокситами, свинцом и цинком и производит некоторое количество ртути и мрамора на экспорт.

Внутренняя торговля и услуги. Доля внутренней торговли, финансов и других услуг в ВВП является самой высокой по сравнению с другими секторами экономики. Многие люди, бросившие свои крестьянские хозяйства в 1950-1960-х годах, нашли работу в магазинах или занялись мелким предпринимательством. Структура внутренней торговли в эти годы значительно изменилась. Возникла сеть крупных магазинов и супермаркетов, хотя они менее распространены в Италии по сравнению с другими странами Западной Европы. Эти магазины имеют филиалы в большинстве провинциальных центров, включая такие южные города, как Козенца и Потенца. Потребители стали покупать недорогую одежду в больших магазинах вместо того, чтобы заказывать ее у портных. В 1980-е годы в сфере услуг и малом бизнесе отмечались быстрые темпы роста, интеграция и специализация.

Протяженность сети итальянских железных дорог Италии в 1991 составляла ок. 19,6 тыс. км, половина из них была электрифицирована. Еще в 1960-е годы пути и оборудование на всех главных линиях были модернизированы, значительная часть устаревшего подвижного состава списана, а паровозы заменены тепловозами и электровозами. Скоростные поезда между Римом и такими центрами, как Милан, Генуя, Венеция и Неаполь, принадлежат к числу лучших в Европе.

К началу 1970-х годов Италия имела одну из самых развитых (после Западной Германии) автодорожных систем в Европе. Автомобильная дорога высшего класса "Автострада Солнца" соединяет Милан и Неаполь с ответвлениями в Бари и через Салерно в Калабрию и Сицилию. Число автомобилей значительно возросло в 1960-е годы; в 1989 в стране насчитывалось 26,3 млн. легковых автомобилей, примерно в 10 раз больше, чем в 1960, и 2,1 млн. грузовых автомобилей и автобусов.

Воздушный транспорт также является важным средством передвижения на территории Апеннинского п-ова. Самолеты широко используются для связи с островами. Наряду с крупными международными аэропортами в Риме, Милане и Неаполе существует много небольших аэропортов на материке и островах. Главная авиакомпания Италии - "Альиталия".

Торговый флот Италии состоит из 1,5 тыс. судов и занимает 10-е место в мире. В составе морского флота имеются пассажирские суда первого класса, курсирующие по Атлантической и Дальневосточной линиям, грузовые пароходы, рыбопромысловые суда и паромы. Более 2/5 общего водоизмещения флота приходится на долю танкеров. Функционируют паромные переправы между материком и Сицилией и Сардинией. Самые крупные порты страны - Генуя, Триест, Неаполь.

Внешняя торговля и платежи. Промышленность Италии сильно зависит от внешней торговли. В начале 1990-х годов экспортные товары составляли 18% от ее ВВП.

С конца 1950-х годов Италия стала экспортировать готовое оборудование, особенно продукцию машиностроения, металлы и химическую продукцию. Такие товары в конце 1960-х - начале 1970-х составляли почти половину поступлений от экспорта. Ведущие статьи экспорта - легковые и грузовые автомобили. Другие, более традиционные экспортные товары - ткани, одежда и обувь.

Экономика Италии в значительной степени зависит от иностранного сырья и нефти. Нефть и нефтепродукты в 1979 составляли почти 1/4 затрат Италии на импорт. Другие виды сырья, включая металлолом и металлическую руду, текстильные волокна, составляли еще 13% расходов на импорт.

Главными торговыми партнерами в 1970-х годах являлись Западная Германия, Франция и США. В конце 1970-х годов страны ЕЭС покупали половину экспорта Италии и давали почти половину ее импорта (в стоимостном выражении). В середине 1970-х годов новыми важными торговыми партнерами Италии стали Саудовская Аравия, Ливия, Ирак и Иран. В конце 1970-х годов Италия постепенно увеличила объем экспорта в Саудовскую Аравию и Ливию.

В середине 1970-х годов одной из самых сложных экономических проблем стала проблема платежного дефицита в балансе внешней торговли. До 1957 Италия имела постоянный платежный дефицит, главным образом из-за того, что тратила больше средств на импорт, чем зарабатывала на экспорте. Развитие промышленности позволило Италии увеличить экспорт, и в конце 1960-х - начале 1970-х годов положение с платежами улучшилось.

Однако в 1973-1974 мировые цены на нефть выросли в четыре раза, а так как Италия сильно зависела от иностранной нефти, она была вынуждена тратить огромные деньги на закупки топлива. В 1974 затраты на импорт нефти в Италию составляли 10,2 млрд. долл. (в 1972 - 2,6 млрд. долл.), и Италия имела общий дефицит платежного баланса 7,8 млрд. долл. К 1978 благодаря подъему итальянской экономики впервые после 1972 установился благоприятный торговый баланс. Однако положение Италии в мировом экономическом сообществе оставалось шатким. В 1980 вновь возник дефицит, когда от экспорта Италия заработала 77,7 млрд. долл., тогда как импорт, включая затраты на перевозку и страховку, обошелся в 99,5 млрд. долл.

В 1980-х - начале 1990-х годов главными торговыми партнерами были Германия, Франция, США и Великобритания, а основными статьями импорта - продукция машиностроения, автомобили, нефтепродукты, сырая нефть, чугун и сталь, химические продукты. В экспорте преобладали продукция машиностроения, автомобили, оргтехника, массовая бытовая электротехника, оборудование, трубы, ткани, одежда, обувь. Италия постоянно тратила больше денег на импорт, чем зарабатывала от экспортных продаж; ее торговый дефицит в 1988 составлял 9,5 млрд. долл., в 1989 - 12,5 млрд. долл., в 1990 - 11,8 млрд. и в 1991 - 12,9 млрд. долл. Однако 1993 год закончился с положительным сальдо.

Денежная единица Италии -лира, выпускаемая в обращение Итальянским банком. В течение многих лет вплоть до середины 1970-х годов 100 лир стоили 0,16 долл. Затем огромный дефицит платежного баланса и быстрая инфляция привели к тому, что стоимость 100 лир упала почти до 0,12 долл. Новое снижение стоимости началось в конце 1980-1981 - до 0,08 долл. за 100 лир. Спад продолжался в начале и середине 1980-х годов, так что в 1985 100 лир стоили 0,06 долл. Но в конце 1980-х годов стоимость лиры по отношению к доллару возросла, и в 1989 100 лир стоили 0,07, а в 1990 - 0,08 долл. Вслед за девальвацией и выходом из Европейской валютной системы в сентябре 1992 стоимость лиры упала на 25% по отношению к основным мировым валютам. В 1994 100 лир стоили 0,06 долл. После вступления Италии в Европейский валютный союз в 1999 планируется постепенный вывод лиры из обращения и замена ее к 2002 на евро - общую валюту 11 стран ЕС.

Тремя главными коммерческими банками общегосударственного значения являются "Банка Коммерчале Итальяна" (Итальянский Коммерческий банк, Милан), "Кредито Итальяно" (Итальянский Кредит, Милан) и "Банка ди Рома" (Римский банк). Все они были реорганизованы в 1934-1936 в ходе обширной операции по спасению отечественной промышленности, осуществлявшейся Институтом реконструкции промышленности. Банки отдавали все свои активы (кроме краткосрочных кредитов) этому Институту, который с тех пор владел контрольными пакетами банков. Действуют также почти 1100 других банков, которые различаются по размеру - от таких крупных концернов, как "Банка Национале дель Лаворо", "Банко ди Наполи" и "Банко ди Сицилия", до небольших кооперативных "народных банков".

В течение 1950-1980-х годов большие кредиты направлялись в промышленность и сельское хозяйство, а также на развитие отсталых районов, в частности Юга. Для этого были созданы специальные учреждения, дававшие среднесрочные- и долгосрочные займы промышленности, и кредитные институты для финансирования планов государственного развития.

Государственный бюджет имел постоянный дефицит с 1950-х по 1970-е годы. В 1960-х годах он немного уменьшился благодаря поступлению доходов от более высоких налогов. В 1967 дефицит составлял лишь 170 млн. долл. Но в начале 1970-х годов он вновь вырос. В 1979 общие государственные расходы составляли 110,9 млрд. долл., а поступления - лишь 75,1 млрд. долл. В 1990 общие государственные расходы составляли 446,8 млрд., а поступления в бюджет - 342,3 млрд. долл. Целью всех правительств с 1992 было сокращение государственного долга и расходов. Государству удалось сбалансировать расходные и доходные статьи бюджета благодаря введению жесткой и непопулярной системы налогов.

Налоги подоходный и на недвижимость в 1990 составили 45% поступлений в государственный бюджет. Подоходный налог - ступенчато прогрессивный, весьма высокий для категории средних и высоких доходов. Главная цель нового законодательства, действующего с 1992, - воспрепятствовать уклонению от уплаты налогов. Налоги на бизнес и пошлины в 1990 составили 23% поступлений в бюджет. Таможенные и пограничные сборы дали 9%, а от государственных монополий было получено 2%. Главными статьями государственных расходов в 1990 являлись погашение государственного долга, социальное обеспечение и здравоохранение, образование, общественные работы и оборона.

Итальянское "экономическое чудо"

С начала 50-х гг. Италия вступила в период быстрого индустриального развития, обгоняя по темпам среднегодового прироста промышленной продукции все западноевропейские страны, а в мировом масштабе уступая лишь Японии. За 1950 - 1963 гг. общий объем ее промышленного производства вырос втрое. Особенно высокими темпами развивались некоторые специализированные отрасли химической промышленности (переработка нефти и газа и производство синтетического волокна за 1953 - 1962 гг. дали прирост продукции в 28 раз, производство пластмасс - в 10 раз) и точное машиностроение. Менее чем за полтора десятилетия Италия из страны среднего уровня промышленного развития превратилась в высокоразвитую в промышленном отношении страну. Этот рывок был совершен благодаря крупным капиталовложениям в ключевые отрасли производства, позволившим коренным образом обновить их. Капиталовложения такого масштаба оказались под силу прежде всего наиболее мощным, занимавшим командные позиции в соответствующих отраслях компаниям, которые осуществляли их как за счет собственных средств, так и с помощью доставшихся преимущественно им кредитов по "плану Маршалла" (35% этих кредитов получил лишь автомобильный концерн ФИАТ, 40% - несколько компаний, господствовавших в электроэнергетике и т.д.-). Тому, что ведущие корпорации выступили застрельщиками широкой модернизации производства, способствовала уверенность в будущем демократического строя в Италии, вернувшаяся к "капитанам индустрии" после разрыва антифашистского единства. Для перевооружения промышленности использовались и рычаги государственного вмешательства в экономику. Сохранился и продолжал играть важную роль в долгосрочном кредитовании промышленности созданный и при фашизме государственный финансовый институт ИРИ. С открытием в* Италии запасов нефти была учреждена государственная компания ЭНИ (Национальное управление жидкого топлива), целиком взявшая в свои руки новую отрасль промышленности - нефтехимическую. Государственные капиталовложения составили в 1952 - 1953 гг. 41% всех народнохозяйственных инвестиций, а в 1959 г. только на долю ИРИ и ЭНИ приходилось 30% их общей массы.

Промышленный прогресс в Италии стимулировался ее участием в процессе экономической интеграции стран Западной Европы. Став в 1957 г. членом ЕЭС, Италия должна была подтягиваться к уровню своих более сильных партнеров, иначе ей грозило поражение в конкурентной борьбе с ними на общеевропейском рынке.

Интенсивное развитие промышленности вызвало массовую миграцию в город сельского населения, особенно из южных областей. Правительственная аграрная реформа не привела к созданию на Юге сколько-нибудь значительного слоя жизнеспособных крестьянских хозяйств, так как большинство распределенных по реформе наделов было мелкими (2-4 га), а их владельцы оказались под бременем тяжелых выкупных платежей и задолженности комитетам по проведению реформы. Немало крестьян, недавно получивших землю, забрасывали свои наделы и переселялись в город. Всего на протяжении 1950 - 1960 гг. из деревни ушло 1,8 млн. человек. Доля занятых в сельском хозяйстве, составлявшая в 1952 г. 39,6% самодеятельного населения, спустя 10 лет снизилась до 26,2%. Но далеко не всем, кто покинул деревню, удалось найти работу в городе Постоянно располагая огромным резервом рабочих рук, итальянские предпринимателя имели возможность удерживать заработную плату в промышленности на уровне более низком, чем в других странах ЕЭС, и за счет этого сокращать издержки производства и усиливать конкурентоспособность своих товаров.

Сделав за годы "экономического чуда" скачок вперед в своем экономическом развитии, Италия по-прежнему оставалась страной острых социальных проблем. Усиление промышленного потенциала Севера происходило при продолжающемся отставании аграрного Юга. На Юге в этот период возникали лишь отдельные островки промышленности, размещение которых отвечало не потребностям самой южно-итальянской экономики, а интересам экономики Севера. Доля Юга в создании национального дохода сократилась с 23,5% в 1951 г. до 20,3% в 1962 г. В индустриальных районах Севера массовый приток переселенцев с Юга приводил к бурному и беспорядочному разрастанию городов и их предместий, порождал острую нужду в жилье. В 1951 - 1961 гг. в условиях благоприятной экономической конъюнктуры средний почасовой заработок промышленных рабочих вырос на 20%, но такой рост зарплаты не соответствовал увеличению затрат их физической и нервной энергии в результате широкого внедрения поточно-конвейерного производства.

До второй мировой войны по темпам роста и уровню промышленного производства Италия заметно отставала от других главных капиталистических стран. Причины такого отставания заключались в слабости сырьевой базы, узости внутреннего рынка. С середины 50-х и в 60-х годах произошел подъем промышленного производства. Аграрно-индустриальная страна стала индустриально-аграрной. Большую роль в этом сыграло активное вмешательство государства в экономику. После войны государство стало собственником железных дорог, средств связи, большой части металлургических заводов и многих других предприятий. Оно предоставляет различные льготы и дает кредиты частным промышленным компаниям. Итальянские монополии усиливают свои позиции путем слияния и установления связей с транснациональными компаниями. Особенно большое участие в промышленности Италии принимает капитал США, Германии и Швейцарии. На основе новейших технических достижений обновились крупные предприятия машиностроения и химической промышленности и ряда других отраслей, построены новые современные заводы. Однако наряду с крупными современными заводами для Италии характерно наличие множества мелких слабомеханизированных предприятий.

Отставание сельского хозяйства в Италии значительно большее, чем в других капиталистических станах. Это объясняется тем, что в системе землевладения и землепользования в Италии сохранились более сильные пережитки феодальных отношений; все еще значительная доля сельскохозяйственного производства приходится на мелкие, раздробленные хозяйства крестьян с отсталой агротехникой.

Характерная особенность размещения хозяйства - резкая территориальная диспропорция между Северной и Южной Италией. Еще до политического объединения страны в 70-х гг. XIX в. в Северной Италии существовали богатые торговые республики с разнообразными связями, с большими центрами ремесленного и фабричного производства. Теперь Северная Италия не уступает по уровню экономического развития крупнейшим странам Европы, тогда как Южная Италия близка к таким менее развитым государствам, как Греция и Португалия. Проводимая государством региональная политика не в состоянии ликвидировать эту диспропорцию. На размещение производства все большее влияние оказывает экологический фактор, особенно на Севере.

Становление и развитие фашизма в Италии (1918-1929 гг.), основные предпосылки и причины его возникновения. Особенности установления фашистской диктатуры. Социально-экономическая политика Италии, европейский вектор внешнеполитического курса государства.

дипломная работа , добавлен 17.04.2015

Сущность общественно-политической обстановки, экономического развития Италии после кризиса, ее правовое и государственное объединение. Характеристика этапов революции, демократическое движение в Центральной Италии и Венеции, борьба за независимость.

реферат , добавлен 24.10.2010

Приход фашистов к власти в Италии. История, предпосылки и причины возникновения фашизма. Особенности политической системы фашисткой Италии. Формирование институтов государственной власти. Социально-экономическая политика фашистского правительства.

дипломная работа , добавлен 14.06.2017

Вывод Италии из войны и захват её территории. Потери союзных войск. Высадка в Сицилии и материковой Италии. Продвижение к Риму. Высадка союзников в Нормандии. Последнее союзное наступление на фронте. Итальянский Партизанский Комитет Освобождения.

презентация , добавлен 20.05.2015

Характеристика экономического развития Италии в XVIII-XIX вв. Тяжелый груз средневекового наследия. Основные направления социального движения. Государственный строй и особенности внешней и внутренней политики страны. Процесс объединения Италии.

презентация , добавлен 16.12.2013

Анализ социально-экономической и политической ситуации в Италии после Первой Мировой войны. Предпосылки возникновения фашизма. Проблемы неофашизма, особенности его проявления и развития. Левый экстремизм и Правое движение. "Стратегия напряженности".

дипломная работа , добавлен 09.10.2013

Анализ социально-экономических, политических предпосылок фашизма. Приход фашистской партии к власти в Италии и Германии. Этапы карьеры А. Гитлера. Противостояние Гитлера с основателями НСДАП. Установление абсолютной власти фюрера во всех слоях общества.

курсовая работа , добавлен 24.03.2012

Социально-политическая обстановка в Италии начала ХХ в. Предпосылки зарождения фашизма и создание первых фашистских организаций. Особенности государственного устройства фашистской Италии. Политический режим и репрессивный аппарат гитлеровской Германии.

К началу XX века, когда колониальный раздел мира был уже фактически завершен, Италия вступила в стадию империализма. Слабый в военном и экономическом отношении итальянский империализм стремился лавировать между соперничавшими на мировой арене странами и блоками, использовать существующие между ними противоречия для осуществления своих целей. Продолжая формально оставаться участницей Тройственного союза, Италия взяла курс на сближение с Англией, Францией и Россией.

В 1911 году Италия начала войну с Турцией, в результате которой захватила области Триполитания и Киренаика в Северной Африке, а также острова Додеканес в Эгейском море. Это позволило Италии значительно укрепить свои стратегические позиции в средиземноморском регионе. Лидер итальянской Либеральной партии Джованни Джолитти (1842 – 1928), возглавлявший правительство страны (с небольшими перерывами) с 1903 по 1914 год, провел ряд реформ, направленных на укрепление экономики Италии.

28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево прозвучали выстрелы, перевернувшие привычное течение жизни Европы. Убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда привело к началу Первой мировой войны. В кровопролитных сражениях только первого года погибло более 2 миллионов человек. Пока миллионы солдат умирали на фронтах, правительства воюющих стран вели сложную дипломатическую борьбу за Италию. На чьей стороне она вступит в войну? Италия же, верная своей тактике, до поры до времени вела выжидательную политику. Соратники по Тройственному союзу в случае своей победы могли предложить Италии колонии в Африке и некоторые компенсации за счет Франции. Антанта обещала вожделенные территории на Балканах, где вековым противником Италии была Австро‑Венгрия. После долгих колебаний итальянское правительство во главе с Антонио Саландра(1853 – 1931) решило поддержать Антанту, тем более что Италии были обещаны поставки вооружения и многомиллионные кредиты. 25 мая 1915 года Италия официально объявила войну Австро‑Венгрии.

Формально итальянскую армию возглавлял король Виктор Эммануил III, но фактически все руководство военными операциями осуществлял начальник Генерального штаба граф Луиджи Кадорна. Уверенная в победе итальянская армия обрушилась на противника сразу на нескольких фронтах: на реке Изонцо, в Карнийских и Кадорских Альпах. Основные события развернулись на реке Изонцо, где за шесть месяцев произошло четыре крупных сражения. Итог оказался плачевным для Италии – 280 000 убитых и раненых. В следующем, 1916 году противоборствующие стороны вели изнурительные позиционные бои на Изонцо без какой‑либо надежды на победу. На другом фронте в июне этого же года австрийские войска нанесли итальянской армии тяжелое поражение близ Трентино. И только благодаря наступлению русской армии в Галиции итальянцам удалось стабилизировать свой фронт. На протяжении 1917 года итальянская армия, которая более чем вдвое превосходила австрийскую, упорно, но безуспешно штурмовала ее позиции на реке Изонцо. Тайно сосредоточив резервы и получив поддержку от немцев, 24 октября австро‑германская объединенная группировка совершенно неожиданно для итальянцев обрушилась на их позиции у населенного пункта Капоретто. И хотя кровопролитное сражение длилось до 9 ноября, все решилось в первые три дня. Итальянцы бежали, это было не просто поражение – это была катастрофа.

Война продолжалась еще год и закончилась победой Антанты. Но для Италии это была пиррова победа. Потери страны были огромны – 462 000 убитых и еще около 1 миллиона раненых.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сравните экономическое развитие Англии и Германии в к. 19 в. Охарактеризуйте политическую систему Франции и Англии Почему в к. 19 в. Идет процесс реформ, улучшающих положение населения. Назовите партии, действовавшие в Англии и Франции Дайте характеристику внешней политики Франции

Италия в к.19 – н. 20 в 19.11.2010

Эконо-мичес-кое развитие Полити-ческая система, реформы Партии, рабочее движе-ние Внешняя полити-ка

Экономическое развитие Италия – бедная страна. Не имела тяжелой промышленности В деревне господствовали феодальные отношения Север Италии - капиталистические отношения в деревне, Юг – латифундии Идет обезземеливание и разорение крестьян Главные отрасли экономики – производство зерна, оливок, винограда ит.п. , скотоводство. Особенность Италии – активное вмешательство государства в экономическую жизнь В н. ХХ века - появляются монополии

Политическая система, реформы Италия – конституционная монархия Законодательная власть – король Эммануил II и Избирательное право – мужчины с 25 лет, умеющие писать и читать, + имущественный ценз. Исполнительная власть – король парламент СЕНАТ (назначается королем) ПАЛАТА ДЕПУТАТОВ (избиралась 2% населения)

Политическая система, реформы 1903 – 1914 гг. – эра Джолитти Развитие торговли и частного предпринимательства Укрепил государственный бюджет, уменьшил внешний долг Разрешены профсоюзы и стачки Запрещен ночной труд женщин и подростков Отменен имущественный и образовательный цензы

Партии, рабочее движение В результате нищеты в Италии часто возникали крестьянские восстания. 1892 г. – создана ИСП - итальянская социалистическая партия (Филиппе Турати)

Внешняя политика ЦЕЛЬ: колониальные захваты, превращение Италии в империю 80е гг. – захваты в северо-восточной Африке (Эритрея, Сомали) 1895 г. – война с Эфиопией – Италия потерпела поражение. Был взят курс на мирное проникновение в страны Восточного Средиземноморья Италия присоединилась к Тройственному союзу в 1882 г. В то же время Италия заключала соглашения со странами Антанты. 1911 г. – захват Триполи и Киренаики

Домашнее задание Параграф 22, Повторить все страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по отечественной истории 9 класс по учебнику А. А. Данилов, Г. К. Косулина, История России 20 – начало 21 века. «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX ве...

Методическая разработка бинарного урока. Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века.Арсеньев В.К. Жизнь и творчество.

Тема: Методическая разработка бинарного урока по истории и литературе. Тема по истории: Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века. Тема по литерату...

Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс

Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....

Одновременно с выборами в Учредительное собрание 2 июня 1946 года состоялся референдум, по результатам которого Италия была объявлена республикой 13 июня (это решение поддержали 54,3 % голосовавших). Учредительное собрание в течение полутора лет работало над республиканской конституцией. 27 декабря 1947 года она была одобрена 453 голосами против 62 и вступила в силу 1 января 1948 года.

Итальянская внутренняя политика в значительной мере зависела от противостояния между СССР и США. Политические партии, за исключением коммунистов, представляли собой объединения более мелких групп, каждая из которых в свою очередь имела своего руководителя, аппарат, идеологическую базу, собственные источники финансирования и прессу. В рамках каждой партии группы боролись между собой за власть, а также за обеспечение финансирования и создания рабочих мест для своих членов, за симпатии крупных компаний. Именно поэтому большинство итальянских правительств были недолговечными: средняя продолжительность пребывания у власти составила 11 месяцев. В условиях пропорциональной избирательной системы правительства «перетряхивались», чтобы предоставить посты представителям различных противоборствующих группировок.

Во внешней политике итальянские кабинеты проявляли большую инициативу, параллельно придерживаясь линий европеизма и атлантизма. Италия участвовала в создании НАТО и стала членом альянса со дня его основания — 4 апреля 1949 года. В 1951 году Италия участвовала в учреждении Европейского объединения угля и стали, в 1957 году правительство во главе с Антонио Сеньи активно участвовало в переговорах о создании Европейского общего рынка, которые привели к подписанию соответствующих договоров 25 марта в Риме.

В 1970-х годах в Италии были сильная инфляция и высокий уровень безработицы, главной причиной чего послужило резкое повышение цен на нефть. Ситуация осложнялась тем, что в конце 1960-х годов профсоюзам в результате массовых волнений были сделаны существенные уступки. Кабинеты министров сменяли друг друга, однако были не в состоянии преодолеть экономический кризис, коррупцию и преступность.

В стране активизировались правые и левые экстремисты: так, группировка «Красные бригады» в 1978 году похитила и убила христианско-демократического лидера Альдо Моро (по официальной версии). В 1978-1979 годах правительство приняло жёсткие законы против терроризма и предоставило особые полномочия спецслужбам. «Красные бригады» оказались в изоляции, их террористическая сеть была обнаружена и ликвидирована. Одновременно была раскрыта тайная организация правых экстремистов «П-2» (связанная с секретными службами Италии). Парламентские расследования не установили целей этой организации, однако не вызывал сомнений подрывной и антидемократический характер её деятельности. В целом в 1981-1982 годах террористическая угроза была устранена.

Для 1980-х годов были характерны высокие темпы экономического роста Италии, сокращение инфляции и снижение дефицита государственного бюджета. Однако положение на юге страны было значительно хуже, чем на севере: безработица на юге к 1990 году составляла около 20 %, при этом сохранялась масштабная коррупция. Мафия занималась рэкетом частных компаний, обладала значительным влиянием на власти всех уровней, а также контролировала большую часть мирового рынка героина. Именно потоки «нарколир» в итальянские банки и на рынок государственных облигаций способствовали сокращению дефицита госбюджета.

Распад СССР имел для Италии серьёзные внутриполитические последствия: на протяжении всего послевоенного периода в Италии действовала крупнейшая компартия Западной Европы. В 1991 году Итальянская коммунистическая партия была переименована в Демократическую партию левых сил, однако политическое влияние бывшие коммунисты окончательно утратили. На противоположном, правом фланге образовалась Лига Севера, отстаивавшая идеи сепаратизма, в частности отделения богатого севера страны.

Мафия продолжала действовать безнаказанно: в 1992 году были убиты христианский демократ Сальваторе Лима, известный борец с мафией судья Джованни Фальконе, а также прокурор Паоло Борселлино. Правительство и парламент предприняли серию контрмер, направленных на усиление борьбы с организованной преступностью. Расследование преступлений мафии было поручено специально созданному центральному ведомству со штатом более 3 тысяч сотрудников, также был назначен прокурор с особыми полномочиями. В конце 1992 — начале 1993 года удалось арестовать некоторых лидеров преступных организаций (мафии, каморры), включая главного руководителя сицилийской мафии Сальваторе Риина, которого суд позднее приговорил к 15 пожизненным срокам тюремного заключения. Всего по уголовным делам, связанным с деятельностью мафии, проходило около 22 тысяч человек. На аресты мафия пыталась отвечать терактами: в мае и июле 1993 года прогремели взрывы во Флоренции, Милане и Риме.

В 1993 году в рамках операции «Чистые руки» под следствием оказались несколько тысяч представителей высших эшелонов власти, финансовых и промышленных кругов. Дела были заведены против двух бывших премьер-министров Джулио Андреотти и Беттино Кракси, семи экс-министров, более 400 бывших парламентариев, глав полиции, мэров шести крупных городов. В результате коррупционных скандалов существенно упало доверие населения к политической элите. Активно звучали требования введения мажоритарной системы для парламентских выборов и прямого избрания мэров на местном уровне. По итогам референдума, проведённого в апреле 1993 года, избиратели высказались за мажоритарную систему на выборах в сенат (граждане надеялись взять под контроль партийные аппараты, голосуя за конкретного кандидата) и другие реформы. В августе 1993 году парламентом был утверждён новый порядок выборов, согласно которому 75 % мест в обеих палатах парламента должны были распределяться на основе мажоритарного принципа, остальные 25 % — в результате голосования по партийным спискам. Реформа избирательной системы и коррупционные скандалы изменили политический ландшафт Италии.

Перегруппировка политических сил продолжалась вплоть до 1996 года, когда выделились два блока — правый «Полюс свободы» и левоцентристский «Оливковое дерево». По итогам выборов, прошедших в том же году, коалиция была сформирована на базе «Оливкового дерева». Лига Севера после успеха на местных выборах в Северной Италии взяла курс на отделение северных областей. Однако действия Лиги не получили массовой поддержки. Центральные власти предостерегли сепаратистов от непродуманных шагов, предложив вместе с тем собственный проект конституционной реформы: он предполагал усиление исполнительной власти, децентрализацию государства и введение «полупрезидентской» системы, при которой глава государства избирается напрямую населением, имеет право распустить парламент, а также располагает дополнительными полномочиями в сфере внешней и оборонной политики. Кроме того, предлагалось расширить компетенции местных, провинциальных и региональных органов. Однако в конституционных референдумах 1999 и 2000 годов приняло участие менее 50 % избирателей, и они были объявлены недействительными.

Популярность «Оливкового дерева» падала. Парламент по настоянию правых партий был распущен, состоялись досрочные выборы. Однако Карло Адзелио Чампи, занявший пост президента Италии в мае 1999 года, поручил сформировать правительство левоцентристскому кандидату Джулиано Амато. Правительство Амато не достигло значимых результатов, в том числе из-за провала референдума 2000 года. Неявку населения на плебисцит спровоцировали призывы партии «Вперёд, Италия» Сильвио Берлускони и других партий правого толка бойкотировать голосование. В случае если бы референдум удался, они лишились бы всех шансов на успех при окончательном отказе от пропорциональной системы и изменении системы финансирования партий.

В начале 2001 года социально-экономические результаты, достигнутые левым центром, оценивались многими как негативные: не оправдались ожидания относительно уровня экономического роста, сокращения разрыва между северными и южными районами страны, показатель безработицы превышал 10 %. В мае 2001 года на парламентских выборах блок «Оливковое дерево» потерпел поражение.

Новое правительство сформировали правые партии, объединённые в блок «Дом свобод» во главе с Сильвио Берлускони. Смена власти, однако, не изменила в значительной степени экономический курс. По отношению к Берлускони и его кабинету правящие круги европейских стран проявляли скептицизм, связанный с отдельными, часто находившимися вне рамок политической корректности высказываниями премьера и членов его правительства. В то же время благодаря поддержке Италией военной операции США против Ирака, начавшейся весной 2003 года, улучшились отношения Рима и Вашингтона.

Отношения внутри правой коалиции не были гладкими по причине разного отношения партий к судебному иммунитету для высших должностных лиц государства. При этом Объединённые христианские демократы едва не покинули правящую коалицию, чем могли спровоцировать досрочные парламентские выборы.

Берлускони возглавлял правительство Италии рекордный для послевоенной истории страны срок (с 11 июня 2001 года по 17 мая 2006 года). Однако тенденция к падению рейтинга правой коалиции сохранилась в 2004-2005 годах, а Романо Проди, в 2004 году оставивший пост главы Европейской комиссии, становился для Берлускони всё более опасным соперником. На региональных выборах 3-4 апреля 2005 года коалиция Берлускони «Дом свобод» проиграла в 11 из 13 областей. Получив контроль над областями, левоцентристский блок изменил в свою пользу расклад политических сил перед всеобщими парламентскими выборами 2006 года, которые выиграл с небольшим преимуществом по отношению к «Дому свобод». Берлускони отказывался признать поражение до тех пор, пока решение в пользу Проди не вынес Кассационный суд Италии. По итогам всеобщих выборов левый центр завоевал преимущество как в палате депутатов, так и в сенате республики.

15 мая 2006 года, после ухода Карло Адзелио Чампи, новым президентом Италии стал избранный на этот пост 10 апреля Джорджо Наполитано. Несмотря на своё коммунистическое прошлое, Наполитано явился компромиссной фигурой для левого и правого крыла политического спектра страны (перед выдвижением Наполитано «Дом свобод» отверг кандидатуру д’Алемы, предложенную левоцентристской коалицией). Чампи покинул президентское кресло до завершения политического кризиса, связанного с итогами парламентских выборов. Предложение сформировать правительство Романо Проди поступило уже от Наполитано. Кабинет левоцентристской коалиции приступил к исполнению своих обязанностей 17 мая 2006 года, получив вотум доверия обеих палат парламента.

Проди заявил о выводе итальянского воинского контингента из Ирака. 25-26 июня 2006 года в стране состоялся референдум о поправках в конституцию, предложенных правоцентристской коалицией ещё до ухода в оппозицию. Данные поправки предусматривали сокращение числа парламентариев примерно на 200 человек, расширение полномочий премьер-министра (например, предоставление ему права роспуска парламента), деволюцию властных полномочий в пользу областей (то есть, по сути, движение Италии от формально унитарного государства к федеративному) и пр. Население страны отвергло инициативу правого центра: за реформы высказались 38,7 % избирателей, против — 61,3 %; явка составила 53,7 % при пороге в 50 %, что является свидетельством роста активности населения после провала предыдущих конституционных референдумов.

В сфере внутренней политики Проди начал предпринимать меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов, а также увеличил налог на прибыль. Эти шаги, как и стремление оптимизировать структуру государственных финансов, обусловили падение популярности главы правительства. В октябре 2007 года мэр Рима Вальтер Вельтрони учредил новую Демократическую партию, которая вобрала в себя практически все партии, состоявшие в коалиции Романо Проди. Глава оппозиции Сильвио Берлускони в свою очередь основал партию «Народ за свободу».

В январе 2008 года в стране разразился правительственный кризис, и премьер-министр Италии Романо Проди подал в отставку. Причиной отставки стало то, что итальянский сенат проголосовал против доверия возглавляемому Проди правительству. Вынесение на голосование вопроса о доверии правительству было связано с выходом партии ушедшего в отставку министра юстиции Клементе Мастеллы «Союз демократов за Европу» из правящей коалиции. Ранее Мастелла подал в отставку с поста министра юстиции. Это произошло после того, как по решению судебных органов в области Кампания на юге Италии по обвинению в коррупции были арестованы руководители партии.

Президент республики Джорджо Наполитано принял отставку Проди, назначил досрочные парламентские выборы и поручил Р. Проди исполнять обязанности главы кабинета вплоть до формирования нового состава правительства и его одобрения обеими палатами национального парламента. Основными вопросами в ходе предвыборной кампании 2008 года стали экономика (замедление экономического роста по причине роста укрепления евро, низкая производительность), иммиграция и внешняя политика. Берлускони пообещал избирателям снизить налоги, увеличить пенсии, выдворить из страны нелегальных иммигрантов, решить проблемы авиакомпании «Алиталия», находившейся на грани банкротства, а также улучшить демографическую ситуацию, направив средства на стимулирование рождаемости. Вельтрони в своей кампании делал акцент на том, что обществу следует отвергнуть «старое» поколение политиков (которое олицетворяет Берлускони), а также пообещал гражданам улучшение системы соцобеспечения и пошаговое (по 1 %) снижение налога на прибыль в течение трёх лет. В области внешней политики правые допускали сохранение и даже увеличение численности итальянского воинского контингента в Афганистане, тогда как левые выступали против подобных планов.

На досрочных выборах в апреле 2008 года возглавляемая Берлускони правоцентристская коалиция «Народ за свободу» получила в Палате депутатов 340 (46,8 %) из 617 мест, в то время как его главный соперник — левоцентристская коалиция — получила лишь 239 мест (37,5 %). На выборах в верхнюю палату национального парламента — Сенат — коалиция Берлускони получила 171 место (47,32 %) против 130 (38,01 %) у левоцентристов. Таким образом, Берлускони в третий раз возглавил кабинет министров Италии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.