Электронный голосовой феномен. Феномен электронных голосов: Свидетельства «за» и «против. Призраки зловредные и заботливые


В январе 2005 года на экраны Великобритании вышел фильм «Белый шум», посвященный пока еще мало изученному явлению - так называемому феномену электронных гoлосов, или EVP. Он заключается в том, что иногда по радио среди шипения, которое называют «белым шумом», можно услышать голоса и звуки непонятного происхождения. Иногда сигналы неизвестной природы в виде странных призрачных лиц появляются и на экране телевизора. В фильме Майкл Китон играет Джонатана Риверса, чья жена Линда умерла при загадочных обстоятельствах. Вскоре Джонатан знакомится с человеком, который заявляет, что может получать послания от мертвых, в том числе от Линды. Безутешный вдовец просит связать его с умершей женой и вскоре сталкивается с EVP.


Этим феноменом давно заинтересовались известные ученые. 30 октября 1920 года в очередном выпуске научного журнала Scientific American знаменитый изобретатель Томас Эдисон писал: «Если личность или то, что мы называем душой, продолжает жить после смерти, то естественно предположить, что она хотела бы общаться с теми, кого оставила здесь, на земле. Я думаю, что можно создать инструмент, который запишет потусторонние послания». Некоторые биографы Эдисона считают, что он пытался создать подобный прибор, хотя свидетельств этому нет. Маркони и Тесла также высказывали серьезный интерес к созданию технологии, позволяющей контактировать с миром духов.

Впервые о феномене EVP заговорили в 30-х годах ХХ века. Тогда шведские и норвежские военные пилоты во время тренировочных полетов слышали неидентифицированные голоса по радио. Об этом писали в газетах.

В 1930 году в лондонском Вигмор Холле сотни людей стали свидетелями необычного явления. Представление еще не началось. На сцене стоял микрофон, около которого никого не было. Неожиданно из громкоговорителей, установленных в разных концах зала, соединенных проводами с микрофоном, послышалось несколько громких голосов, говорящих на разных языках. Звукоинженеры, которые обслуживали мероприятие, позднее не смогли объяснить случившееся.

В 1949 году в Манчестере на Международном конгрессе организации спиритуалистов голландский инженер Зваан продемонстрировал созданный им прибор, способный улавливать и воспроизводить голоса умерших людей.

В 1952 году в Милане два католических священника устанавливали в церкви громкоговоритель, чтобы все прихожане могли хорошо слышать мессу. Неожиданно в громкоговорителе Раздалось шипение, а затем оттуда послышалось: "Я всегда с тобой и помогу тебе!" Оба свидетеля необычного явления узнали голос недавно скончавшегося отца одного из священников.

В 1959 году продюсер документальных фильмов Фридрих Юргенсон записывал в лесу голоса птиц. Он был поражён, обнаружив, что на запись голосов птиц наложилась другая запись. Какой-то человек рассуждал со знанием дела о повадках пернатых. Юргенсон решил, что каким-то образом записал радиопередачу, посвященную птицам. Но когда он через несколько недель прослушал ту же запись, голоса орнитолога там уже не было. Вместо этого Юргенсона звал взволнованный голос его матери: «Фридель, мой маленький Фридель, ты слышишь меня?!» Фриделем мать называла Юргенсона в детстве.



После этого продюсеру удалось записать еще несколько неизвестных голосов, которые говорили на разных языках. Юргенсон работал над проблемой вместе с доктором Хансом Бендером, главой отдела парапсихологии из Фрейбургского университета.

В 1965 году доктор Константин Родив, известный психолог и ученик Карла Юнга, встретился с Юргенсоном и, убедившись в существовании EVP, увлекся изучением этого явления. Родив привлек к работе физиков и инженеров-электронщиков и создал свой приемник, в котором основным элементом является чистый кристалл. Приемник бйл назван гониометром. С помощью гониометра Родив записал тысячи потусторонних голосов и в 1968 году выпустил отчет о своих исследованиях, переведенный на несколько языков.

В те же годы американский бизнесмен Джордж Мик спонсировал аналогичный проект в США. Инженер Билл 0"Нейл, ранее работавший в НАСА, сконструировал прибор для связи с миром духов, названный спирикомом. В 1981 году 0"Нейл умер при странных обстоятельствах, а спириком пропал.

К тому времени EVP заинтриговал людей по всему миру. В Британии два исследователя, Джордж Боннер и Реймонд Касс, экспериментируя с катушечным магнитофоном, заставили «белый шум» действовать в качестве носителя голосов. Боннер спрашивал в микрофон: «Кто-нибудь слышит меня?» Через минуту на магнитофонной ленте появлялся ответ: «Да!» Боннер и Касс записали несколько десятков тысяч потусторонних голосов в течение 22 лет.

Несмотря на большое количество экспериментальных результатов, никто из исследователей до сих пор не смог объяснить EVP. Позднее это понятие было расширено, и появился нёвый термин - иструментальная транскоммуникация, который включает в себя также потусторонние телефонные звонки, призрачные записи на видеомагнитофонах и таинственные сообщения на персональных компьютерах. В 1982 году в Великобритании появилось общество энтузиастов этих феноменов - Ассоциация инструментальной транскоммуникации. Лидером общества является Юдит Чисхолм. Ее увлечение EVP началось с весьма курьезного случая.

В 1999 году она купила магнитофон и обнаружила, что он не воспроизводит имеющиеся у нее музыкальные записи. От досады Юдит выругалась: «Эти недоумки в магазине продали мне некачественный товар!» Неожиданно магнитофон, где беззвучно крутилась пленка с записанной музыкой, ожил и произнес: «Не следует возвращать магнитофон в магазин». Мисс Чисхолм с удивлением узнала голос своего сослуживца и друга, который умер несколько лет назад. «Джек, это ты?» - тихо осмелилась спросить Юдит. - «Я, малышка. Я помогу тебе», - раздалось из магнитофона.

С тех пор стоило Эдит включить магнитофон, как «они» начинали разговаривать с ней или между собой. «Они» - потусторонние голоса. Некоторые Юдит узнавала - это были ее умершие родственники и знакомые. Некоторые голоса не могла узнать, другие говорили на иностранных языках. Иногда связь была двухсторонней, и Юдит могла общаться с почившими друзьями. Порой они не отвечали на вопросы, словно не слышали ее, или разговаривали между собой.

В фонотеке мисс Чисхолм имеется около тысячи записей голосов духов. Юдит часто ездит по миру и выступает на семинарах, устраиваемых паранормальными обществами разных стран. Ее замечательный магнитофон всегда при ней. Мисс Чисхолм и другие энтузиасты феномена электронных голосов пытаются привлечь к своим исследованиям специалистов - физиков, инженеров, психологов. Цель - разгадка феномена инструментальной транскоммуникации и создание универсального прибора, с помощью которого любой желающий мог бы связаться со своими умершими близкими.

Но вот что странно, каждое третье послание оттуда несёт в себе угрозу или агрессию.

Как получить сообщение оттуда?

Исследователи отдают предпочтение так называемому радиометоду - на сегодняшний день, по их мнению, он самый эффективный. Сделать нужно следующее: включив магнитофон на запись, соединить его кабелем с радиоприемником. И поставить напротив микрофон. Громкость приемника надо отрегулировать так, чтобы задаваемые вами вопросы были ясно различимы на фоне белого шума или радиотрансляций.

Смысл использования радиоприeмника для записи заключается в том, что партнерам на ТОЙ стороне становятся доступными частоты. Но неизвестно, какую конкретно они выберут. Поэтому можно настроиться на белый шум, то есть на частоту, на которой никто из живых не вещает. Из динамика будут доноситься шипение, свист, скрежет. Но их генерируют электромагнитные поля, способствующие контакту. На этом шумовом фоне и должны проявиться голоса.

Связисты рекомендуют такой метод новичкам, чей слух еще недостаточно натренирован. Далее можно настроиться и на определенную длину волны, где есть передачи. Какую? Тут каждый решает сам - по интуиции, что ли. Но, по словам Игоря и Артема, оттуда не раз просили применять для общения два частотных диапазона на коротких волнах: 31 метр (10 МГц) и 41 метр (7 МГц). Они назвали эти диапазоны частотными окнами, дающими им больше свободы проникновения в мир живых.

Используя радиометод, необходимо сохранять критический настрой, - предупреждает Артем Валерьевич. - Прослушивание записи - процесс достаточно трудоемкий. И слушающий может легко впасть в заблуждение из-за того факта, что несколько радиопередач, особенно на коротких волнах, накладываются одна на другую. Голоса оттуда, принятые при помощи радио, являются по большей части трансформациями уже существующих обрывков фраз, и это означает, что собеседники на ДРУГОЙ стороне используют произносимую речь в качестве сырого материала для формирования сообщений. Вообще, чтобы избежать произвольных интерпретаций сказанного, не имеющих ничего общего с паранормальными голосами, не следует использовать радиопередачи на родном языке.

Живые так не говорят

Есть проблема, - соглашается Артем Валерьевич. - Но, во-первых, как правило, содержание сообщений из загробного мира имеет самое непосредственное отношение либо к сути вопроса, заданного экспериментатором, либо к самому экспериментатору. Во-вторых, подлинные духовные голоса имеют ряд специфических характеристик - не похожи на речь живого человека хотя бы ритмом и тембром. С опытом их распознание становится не столь уж сложной задачей. В дальнейшем полученные голоса можно перезаписать отдельно на другую магнитную ленту либо на компьютерный диск в виде звукового файла, чтобы облегчить их изучение.

В большинстве случаев голоса слышны только при последующем прослушивании магнитной ленты, хотя в мировой практике встречаются яркие примеры транскоммуникации в форме непосредственных диалогов через принимающую радиоаппаратуру. Если выбран конкретный собеседник на ТОЙ стороне, необходимо спокойно сосредоточиться и мысленно позвать его. После этого, когда магнитофон включен, вслух задать первый вопрос. Подождать секунд тридцать и задать следующий. Закончив сеанс, пленку перематывают и внимательно прослушивают. Лучше - с помощью хороших наушников. И несколько раз, особенно вслушиваясь в промежутки между заданными вопросами. Ответы чаще всего - отдельные слова или короткие предложения, произнесенные быстро, - за доли или за несколько секунд. Или, наоборот, настолько медленно, что кажутся ничего не значащим рокотом. Громкость бывает разная, равно как и разборчивость. Иногда от голоса чьей-нибудь души закладывает уши.

Продвинутые специалисты часто обрабатывают записи - замедляют или ускоряют воспроизведение. И фильтруют от лишних шумов.

О чем рассказывают покойники?

Как выяснилось, человек, попадая на небеса, становится очень немногословным и философски настроенным. Это доказывают лишь несколько свежих высказываний, записанных Игорем и Артемом.

На вопрос: Является ли аборт преступлением, а если да, то почему? - последовал ответ: Мы же ждем. В свете известных духовных знаний это можно истолковать так: души ждут очередного переселения. И если женщины будут убивать своих детей, то свободным душам не в кого будет вселяться.

Во время одного из сеансов по радио фоном звучала песня, исполняемая мужским голосом на английском языке. Неожиданно в том месте, где должен был быть припев, вмешавшийся женский голос спел по-русски: Здесь красивее!

В ответ на вопрос, сохраняются ли физические размеры людей и животных, которые им были присущи в физическом теле, был получен ответ: Мы подобны волнам.

Доносится длинный монолог, из которого понятны только начало и конец: Бессмертный человек! (начало)… Выбирай свою Истину! (в конце).

Ангелы-хранители знают о тебе! - это о пропавшем без вести человеке.

Мертвые очень разные - глубокий мужской голос на фоне музыки.

У нас есть дети.

А самой красивой и оптимистичной, которую я услышала, была, как ни странно, фраза: Мы ждем вас.

Куда ж мы от вас денемся-то…

Тысячелетиями человек стремился к общению с запредельным. Он хотел узнать, что находится за чертой - окончательный конец или новое начало? Всегда хотелось утешить себя, что все так быстро не порвется. Что родные и близкие люди вовсе не умерли, а ушли жить в другой мир. Что есть все-таки смысл в жизни. И единственной ниточкой, связывающей этот и тот мир, пока остаются спиритические сеансы, над которыми до сих пор смеются скептики.


Электронный голосовой феномен (англ. Electronic Voice Phenomenon, EVP) - спонтанное или намеренно вызванное проявление на записывающей и передающей аппаратуре (магнитофон, радио, телевизор, телефон, специально сконструированное оборудование) голосов из неизвестных разумных источников, часто отождествляющих себя с уже умершими людьми. Иногда называется просто «Белый шум», что не совсем верно.
EVP - это Electronic Voice Phenomenon (Феномен Электронного Голоса). Суть феномена в том, что якобы умершие люди, точнее то что после них остается (эктоплазма, "душа" или что-то иное), способны взаимодействовать с электрическими колебаниями и электрическими полями и общаться с нами через электронные приборы, напрямую записывая себя на диктофоны, кассеты и даже проецируя себя на экран выключенного телевизора. В инете есть примеры таких записей с посторонними голосами, которые обработаны и усилены. На подделку это настолько не похоже, что у меня до сих пор волосы на затылке шевелятся. Если у вас нервы не крепкие, лучше не слушайте. Спать потом не будете. Есть и просто отвлеченные фразы, есть и прямое общение, когда человек с диктофоном задает в пустоту вопрос, а при воспроизведении получает ответ.
Первым ученым, заинтересовавшимся данным вопросом, стал знаменитый изобретатель Томac Эдисон. Он работал над устройством, которое позволило бы человеку наладить связь с умершими людьми: «Если наша личность переживает смерть, тогда строго логично и научно будет допустить, что она сохраняет память, интеллект, другие способности и знания, приобретенные на этой Земле. Поэтому… если мы сможем разработать инструмент настолько чувствительный, чтобы на него могла воздействовать личность, выжившая после смерти, такой инструмент, будучи доступным, должен записать что-нибудь». Однако не осталось никаких свидетельств, что Эдисону удалось осуществить задуманное.
По большому счету, про так называемый феномен электронных голосов в нашей стране до недавнего времени знали лишь небольшие группы энтузиастов. Чаще всего это были практикующие оккультисты всех мастей и, как это ни покажется странным, радикальные музыканты. Но, после того как пару лет назад на широкие экраны вышел фильм ужасов Джеффри Сакса "Белый шум", ситуация в корне переменилась. Мало кто из видевших эту картину не попробовал применить на практике приведенные в ленте инструкции по общению с мертвецами.

Но начну с самых истоков. Для тех, кто фильм до сих пор не смотрел.

Герой "Белого шума", преуспевающий архитектор Джон Риверс, счастлив в браке, и все у него просто преотлично. Но вот его жена, Анна, неожиданно гибнет. И некий ученый сообщает Джону, что его жена выходит с ним на связь через ненастроенный телевизор. Оказывается, что ученый вовсе не сумасшедший: Риверс вплотную знакомится с ФЭГ - феноменом электронных голосов.

Они используют технику живых.

Согласно ФЭГ, умершие посылают на теле-, радио- и компьютерных частотах (обычно называемых "белым шумом") сигналы, которые могут получать и интерпретировать люди, продолжающие жить в реальном мире.

ФЭГ изучали многочисленные ассоциации, члены которых живут практически во всех развитых странах. Согласно этим исследованиям, тысячи (!) людей ежедневно записывают доказательства своих контактов с умершими. Кроме того, они утверждают, что не только ловят голоса в "белом шуме" телевизоров и радиоприемников. Даже изображения людей, которым принадлежат эти лишенные тел голоса, регулярно запечатлеваются на фотографиях с помощью процесса, известного как "видео- или фотографическое трансцендентальное общение через аппаратные средства".

К слову, Американская ассоциация по изучению ФЭГ (AAEVP) существует с 1982 года. Эту некоммерческую образовательную организацию учредила исследовательница Сара Эстеп, после смерти сына ушедшая с головой в неоднозначную сферу на грани духовного и материального и премного преуспевшая в ее познании. Для всех сторонников ФЭГ Сара олицетворяет "продвинутого" ясновидящего, вооруженного технологиями и оборудованием.

Научная основа.

Один из самых известных исследователей феномена - это шведский кинодокументалист Фридрих Юргенсон, который однажды совершенно случайно записал на магнитофонную ленту голоса своих покойных родственников. Сподвижником и последователем Юргенсона стал латвийский психолог Константин Раудив. Вместе они провели массу опытов, и Раудив вскоре понял, что наилучшие результаты можно получить в том случае, когда во время записи ФЭГ присутствуют какие-то несущие волны и фоновые шумы. По его мнению, собеседники из иного мира каким-то образом используют это звуковое, так сказать, сырье, весь этот мусор, преобразуя его в звуки собственного голоса. Как? А вот это знают только они, которые с той стороны.

В процессе экспериментов было установлено, что "голоса" на пленках звучат, как быстро вибрирующий сигнал. Кажется, будто бы "говорящий" монотонно, без ударений произносит слова, а сам при этом подвергается сильнейшей тряске. Кроме того, во всех записях речь звучит значительно быстрее, чем обычно, но паузы между словами остаются такими же, как и при нормальном разговоре. Несмотря на искажения голос говорящего легко идентифицируется людьми, знавшими этого человека ранее.
По качеству звучания исследователи разделили записанные голоса на три класса. Голоса класса А прекрасно слышны, хорошо различимы и легко узнаваемы. Подобные голоса являются самым громким сигналом в записи. Если в записи слышна сильная вибрация, а окончания слов "съедаются", то голос относят к классу В. Такой голос временами затухает и вновь появляется через некоторое время. Самыми плохими считаются записи голосов класса С: сигнал очень слабый, он едва улавливается слухом.

Долгое время само существование ФЭГ либо игнорировалось официальной наукой, либо сводилось просто к документальной фиксации результатов. Однако в 2004 году группой ученых в составе д-ра Анабелы Кардозо, проф. радиофизики Неапольского университета Марио Феста, проф. Дэвида Фонтаны и инженера Паоло Преси был опубликован специальный отчёт. В нем описываются детали эксперимента, в ходе которого было впервые получены объективные научные доказательства наличия ЭГФ, а также его типичные характеристики, коренным образом отличающиеся от характеристик случайных радиотрансляций.

Белый шум — стационарный шум, со спектральными составляющими, которые равномерно распределяются по всему диапазону существующих частот. В природе белым шумом, может быть, например монотонный шум водопада. В бытовых условиях – шум фена, блендера, вентилятора и т.д. Белым шумом может быть также звук радио или телевизора на пустой частоте.

Интересовался феноменом электронного голоса известный ученый Томас Эдисон. Он даже выдвинул свою гипотезу, согласно которой, сознание человека, покидая тело после смерти, переходит в другое, неизвестное науке измерение, и оттуда с помощью белого шума оно может связываться с живыми. Эдисон считал, что для фиксации феномена электронного голоса, необходимо создать устройство, которое бы фиксировало минимальные частотные колебания…

Спустя сорок лет, шведский сценарист документальных фильмов документальных фильмов Фридрих Юргенсон смог подтвердить теорию Томаса Эдисона. В 1959 году он записывал в лесу на магнитную пленку пение птиц. Во время прослушивания записи Юргенсон услышал посторонние звуки, а если точнее хриплый мужской голос, который говорил на норвежском языке.

Юргенсон утверждает, что во время записи пения птиц рядом с ним никого не было. Тогда он решил, что его магнитофон случайно перехватил норвежскую радиопередачу. Юргенсон немного владел норвежским языком, проведя маленькое расследование, он выяснил, что в тот день ни на одной из норвежских станций не было радиопередач с таким текстом.

С того момента Юргенсон начал проводить эксперименты с белым шумом. В скором времени, он предоставил доказательства того, что смог связаться с давно умершей матерью. Спустя время Юргенсону начал помогать латвийский ученый-психолог Константин Раудив.

Голоса на записи могут звучать на любом языке, а по стилю речи можно определить к какой эпохе принадлежит голос. Чаще всего можно услышать несколько коротких фраз, а иногда и целые послания. Это могут быть, как угрозы, так и откровения умершего человека. Как правило, энтузиасты, услышав угрозы в свой адрес, тут же забывают о белом шуме. Известно три случая, когда исследователям поступали угрозы от мертвых: все трое покончили жизнь самоубийством.

Исследователи утверждают, что чем больше мы пытаемся изучить этот феномен, тем больше нами интересуются «активные души», которые хотят нам что-либо поведать.

Большинство скажет, что этого на самом деле быть не может, но даже ученые говорят, что доля истины в этом есть. Это не голоса из случайно пойманных радиостанций, так как в момент воспроизведения электронного голоса, у звука очень высокая частота, а сам голос, по словам очевидцев экспериментов, звучит сверхъестественно и необычно.

По мнению многих ученых, услышать голос с того света и начать контактировать с давно умершими родственниками, может каждый из нас. Достаточно для этого лишь нужно иметь устройство, умеющее записывать радио эфир. А потом, настроится на нужную частоту, как в прямом, так и в переносном смысле.

Феномен электронного голоса (сокращённо ФЭГ) – это появление на аудиозаписях шумов, напоминающих человеческий голос. Те, кто верит в сверхъестественное, считают эти звуки голосами призраков, которые пытаются связаться с живыми. Вот десять особенно интригующих историй о людях, которые утверждают, что разговаривали с мёртвыми...

10. Фридрих Юргенсон

В 1959 году мужчина по имени Фридрих Юргенсон был обычным орнитологом, наблюдавшим за птицами. Он хотел записать песни ночных птиц, чтобы включить записи в документальный фильм. Фридрих установил свой магнитофон и поставил его на запись. Когда он вернулся и прослушал кассету, он услышал странный, искажённый голос. Он был уверен, что голос принадлежал его мёртвой матери, которая обращалась к нему и называла его детским прозвищем «Фрейдель». Это шокировало Фридриха и подтолкнуло к продолжению исследований. Он начал записывать тысячи разных звуков, и подобные странные звуки появлялись всё снова и снова. Их стали называть «электронными голосами».

Юргенсон опубликовал книгу о своих открытиях под названием «Мой друг по ту сторону», и у него появилось много последователей-любителей. Они стали охотиться за призрачными голосами, чтобы попытаться установить контакт с мёртвыми.

9. Константин Раудив

В 1969 году доктор Константин Раудив утверждал, что он записал голоса известных мёртвых политических лидеров, таких как Гитлер, Сталин и Муссолини. Он сделал более 72 тысяч записей. Все они были сделаны в комнатах, полностью изолированных от внешних звуков, но, тем не менее, доктору удалось записать голоса «призраков». На фоне его записей можно услышать едва заметные звуки, похожие на чьи-то голоса.

Раудив хотел, чтобы весь мир узнал о ФЭГ. Эмигрировавший в 1944 году из Латвии и проживавший в Германии, Раудив в 1971 году издал в Англии свою книгу, получившую название «Прорыв». Если вам интересно ознакомиться с его исследованиями, вся книга доступна для чтения в Интернете.

Когда доктор Раудив умер, все записи достались его издателю. Все они записаны на разных языках. На одной из записей сеанса с призраками можно услышать очень громкий разговор по-русски. Большая часть того, что говорят «призраки» на этих записях, лишена всякого смысла. Например, голос «призрака», похожий на голос Адольфа Гитлера, говорит: «Ты здесь девушка. Иначе тебя выгонят».

Раудив был настолько уверен, что нашёл научные доказательства существования загробной жизни, что он даже представил свои выводы в Ватикан. Папа Пий XII был в восторге от этого исследования, утверждая, что «этот эксперимент, возможно, станет краеугольным камнем построения новых научных исследований, которые впоследствии укрепят веру людей».

8. Сара Эстеп

В 80-е годы Сара Эстеп прочитала работы Раудива и Юргенсона и пришла к убеждению, что ФЭГ – это реальность. Сара была настолько увлечена этими экспериментами, что основала Американскую ассоциацию феномена электронного голоса. К 2000 году она имела более 25000 записей. Она утверждает, что говорила с призраками, со сверхъестественными существами из другого измерения и с инопланетянами. Сара говорит, что самое важное из всего, что она когда-либо слышала, было утверждение: «Ваша душа непобедима».

Одной из наиболее противоречивых записей, которые сделала Сара, был, по-видимому, голос покойного доктора Константина Раудива, который, как она утверждает, позвонил ей по телефону. Его голос низкий и серьёзный, но он отчётливо слышен. Как ни странно, он посчитал, что нужно повторять снова и снова: «Это говорит Константин Раудив». Основное отличие работ Эстеп от Раудива и Юргенсона состоит в том, что её записи содержат целые предложения и фразы, а не небольшие отрывочные слова на фоне шума.

7. Марчелло Баччи

Мужчина по имени Марчелло Баччи был владельцем небольшого магазинчика бытовой техники в итальянском городе Гросетто. Он слышал об опытах Фридриха Юргенсона по общению с загробной жизнью с помощью ФЭГ и обратился к нему с предложением начать совместную работу. Однажды они услышали сообщения от призраков по радио. Они даже задавали вопросы голосам, и те отвечали.

Баччи ушёл из своего магазина и решил посвятить свою жизнь исследованиям ФЭГ. Вместе с другими исследователями он основал Психофонический центр Гросетто и стал приглашать людей в свой дом, чтобы они могли наблюдать за его общением с призраками. Он искренне верил, что если люди будут убеждены в существовании загробной жизни, они будут добрее друг к другу на Земле.

Баччи стал героем нескольких документальных фильмов про ФЭГ, в том числе того, который был назван в его честь: «Марчелло Баччи – контактёр с радиоголосом». В фильме одна женщина утверждает, что она действительно верит, что у Баччи есть дар. Она говорит, что узнала голос своего мёртвого сына, вплоть до того, как он произносил свои фразы. Общение с умершим сыном помогло ей справиться со своим горем.

6. Большой круг

Смерть ребёнка – одна из самых больших трагедий, которые могут случиться в жизни человека. Многим родителям преодолеть скорбь помогает вера, что душа их ребёнка всё ещё продолжает существовать на Небесах. Группа родителей собралась вместе, чтобы сформировать организацию под названием «Большой круг». Все члены организации участвуют в сеансах ФЭГ. Они не говорят, что их дети скончались, они говорят, что их души просто «перешли» в загробную жизнь. Эта группа и сейчас проводит встречи лицом к лицу, и у них есть онлайн-форум для оказания поддержки скорбящим родителям.

Некоторые из записей, например те, где, предположительно, звучит голос призрака девушки по имени Кэти, действительно похожи на запись голоса молодой девушки. Однако многие сообщения состоят из невнятного бормотания или вообще не похожи на человеческий голос. Если бы это было словами, то такие голоса можно было бы назвать только потусторонними и демоническими. Некоторые из этих «голосов» довольно пугающие и абсолютно не похожи на голос ребёнка. Однако многие матери продолжают взволнованно слушать записи, стараясь уловить всё, что хоть как-то напоминает слова. К сожалению, сообщения редко содержат полные предложения или вообще имеют хоть какой-то смысл.

5. Джордж Мик и Билл О"Нил

Двое мужчин – Джордж Мик и Билл О"Нил – заявили, что они общаются с мёртвыми с помощью аппарата, который они назвали Spiricom. Билл О"Нил разговаривал с «призраком» человека, которого, по его утверждению, звали доктор Джордж Джеффрис Мюллер. Голос, который отвечал, звучал как механический. Он прекрасно реагировал на всё, что мог сказать Билл. Если прослушать запись, то можно заметить, что когда говорит Билл, его слова как будто повторяются эхом с голосом робота. Это говорит о том, что источник второго голоса тоже был в комнате. Двое мужчин поделились своими схемами с другими исследователями. Но, в отличие от тех проявлений ФЭГ, которые были обнаружены с помощью записей, эксперимент со Spiricom никому не удалось повторить, даже когда люди собрали свои собственные аппараты.

В 80-е годы многие исследователи ФЭГ полагали, что Spiricom был мистификацией. Совсем не случайно, что и партнёра Билла, и этого призрака звали Джордж, поэтому в течение 20 часов записи никогда не было ошибок в именах. Если бы кто-то захотел попытаться поговорить со своими родственниками, как это сделал О"Нил, он предлагал продать свой аппарат за 10 тысяч долларов. Сегодня, с учётом инфляции, это составило бы больше 26 тысяч долларов.

4. Моник Симонет

В 1979 году француженка по имени Моник Симонет основала Французскую ассоциацию ФЭГ. Группа выросла до 1700 человек, и все они пытались установить контакт с умершими близкими. Частично секрет успеха Моник по привлечению людей в группу заключался в том, что она посвящала много времени обучению других, как можно сделать записи ФЭГ, не выходя из дома, с помощью простого магнитофона.

Голоса «призраков» на разных записях говорят на разных языках – в зависимости от того, кто с ними общается. Теоретически это объясняют тем, что призраки в загробной жизни, по-видимому, продолжают учиться и развиваются как духовные существа, и частью этого становится многоязычие. Симонет могла говорить с призраками по-французски даже в тех случаях, когда человек, с которым она пыталась связаться, никогда при жизни не говорил по-французски. Многие люди считали, что в реальности эта способность к языкам больше похожа на «звуковой аналог» теста Роршаха или какие-то местные радиопомехи.

3. Джали Райт и Монет Ламертина

Почти все современные сеансы с призраками шоу-звёзд в настоящее время включают в себя различные формы ФЭГ. Один из способов гарантировано запугать сомневающегося – взять магнитофон в заброшенный дом или здание, «вызвать» призраков и воспроизвести заранее записанные шумы. Подавляющее большинство людей не знают, что этот феномен наблюдается почти в 100% случаев, и поэтому они пользуются таким способом, чтобы убедить людей, что в доме присутствуют призраки.

В Колумбии, штат Мэриленд, две женщины, экстрасенсы-профессионалки по имени Джали Райт и Монет Ламбертина, заявляют, что они регулярно записывают голоса призраков. В интервью, данном газете «Балтимор сан» в 2016 году, они заявили, что сначала мысленно общаются с призраком и ждут «знака», чтобы начать запись. Они записывают свои разговоры и слушают всё, что похоже на голос третьего человека. Они произносят слова, которые, как они утверждают, они слышат, и просят клиента прослушать те же самые слова на записи.

Когда интервьюер спросил Райт, как она относится к скептикам, та, по сути, ответила, что её поразительные экстрасенсорные возможности не доступны пониманию простых смертных: «Являясь медиумом, я не могу чётко объяснить, каким образом я с ними общаюсь». Райт и Ламертина предоставляют платные сеансы посетителям, которые хотят пообщаться со своими умершими близкими с помощью ФЭГ. Или, если это сформулировать немного по-другому, они используют чужую скорбь для получения собственной прибыли. Класс!

2. Стив Хафф

Мужчина по имени Стив Хафф утверждает, что разговаривает с мертвецами с помощью сделанной на заказ рации, которую он называет Wonder Box. Он выкладывает записи сеансов на своём канале YouTube. Хафф утверждает, что общается с мёртвыми знаменитостями. На одном из своих самых популярных видео он заявляет, что говорил с покойным Робином Уильямсом и смог различить его фразу: «Чёрт, должно быть, я ошибался».

Определённую часть размещённого в Интернете составляет откровенная чушь, но многие люди не возражают против этого, если вымысел интересен и страшен. Однако Хафф, похоже, относится к этому очень серьёзно и зарабатывает на тех, кто готов поверить в его сеансы. Хафф утверждает, что для того, чтобы вступить в контакт с мёртвыми, нужно использовать его специально сконструированный Wonder Box. Один из них он продал на eBay за 5000 долларов. В видеороликах, где он использует Wonder Box, звучит механический голос, очень похожий на голос из Spiricom, созданный Миком и О"Нилом. Тем не менее, эти видео до смешного наивны, ведь ничто не мешает вставить в ролик «голоса» во время процесса его редактирования.

1. Дэн Драсин

Дэн Драсин – фотограф и кинорежиссёр, живущий неподалёку от Нью-Йорка. В своей жизни Дэн полностью очарован всем, что имеет отношение к паранормальному, но особенно его интересуют успехи исследователей ФЭГ. Дэн снял документальный фильм под названием Calling Earth («Земля зовёт»), в котором собраны интервью исследователей и записи предполагаемых голосов призраков.

Драсин утверждает, что помимо общения с мёртвыми, существуют и вещие сны у детей. Он также читает лекции о событиях после смерти и других сверхъестественных явлениях, связанных с существованием загробной жизни. Поскольку у него есть опыт в кинопроизводстве и монтаже видео, он даже обзванивает авторов некоторых видеороликов о паранормальных явлениях, в том числе об инопланетных кругах на полях, чтобы убедиться в их достоверности.

Прим. УфоКома: Мы продолжаем публиковать материалы, посвященные феномену электронного голоса (ФЭГ), известного на западе как Electronic Voice Phenomena (EVP). Само обсуждение этого вопроса и выработка критериев, позволяющих с легкостью идентифицировать электронные и вполне обычные голоса не ставит своей целью убедительно доказать существование «загробного мира». В первую очередь был интересен поиск легких методик, позволяющих отличить подлинные случаи полтергейста от мнимых. Так как феномен электронного голоса часто сопровождает полтергейстные события, то нахождение доступных любому исследователю путей анализа запечатленных на цифровых или пленочных носителях голосов автоматически будет являться критерием достоверности того или иного случая полтергейста. Существенно продвинуться в этом вопросе помогли записи, попавшие в распоряжение «Космопоиска» из достоверных источников.

Итак, почти целое десятилетие минуло с момента наших первых, смелых экспериментов по регистрации Феномена Электронных Голосов, увы, в тот раз безрезультатной, как вы можете понять из опытов, описанных мной в первой части материала. С постепенным распространением статьи в мировой сети, на призыв прислать свой материал, откликнулись десятки людей, и к нам на анализ стали поступать образцы с записями различных «аудиоаномалий», посторонних шумов и голосов, иногда совершенно бытовых и/или неверно истолкованных, а иной раз исключительно интересных. Конечно, не обошлось и без шутников, которые весьма изощренно и настойчиво пытались дурачить нас своими «сенсациями».

Однако, самая большая проблема, стоящая перед нами, была в ряде фундаментальных методологических недочетов, решить которые мы не могли.

Разумеется, поскольку все рассматриваемые записи были сделаны в условиях, которые не поддавались объективной проверке, с безжалостным скепсисом 99% всего поступившего материала при малейших сомнениях попросту отбраковывалось, и вот почему.

Разумеется, что для объективного доказательства присутствия на записи чего-то необычного требовалось собрать и обработать как минимум серию объективных записей, заведомо исключающих подделку или предварительную обработку. Иными словами, записей, сделанных если не нами самими, то хотя бы людьми, заслуживающими абсолютного доверия. Затем по результатам исследований этих материалов требовалось сравнивать особенности объективно достоверных записей с поступающими к нам на анализ.

Пришлось звать на помощь всех опытных коллег с «КОСМОПОИСКа», и вновь образованный сектор по изучению полтергейста стал поставлять первые записи загадочных голосов, анализ которых составил наши первые наблюдения и обобщения. Тем не менее, даже материалы, полученные из источников внушающих исключительное доверие, оставляли тень сильных сомнений, и, откровенно говоря, такая сложная ситуация сохранялась до того момента, пока однажды совершенно непреднамеренно запись с ФЭГ посчастливилось сделать и нам самим. Дело тут же сдвинулось с мертвой точки.

Итак, если обобщить все рассматриваемые нами случаи получения записей с ФЭГ, то можно с уверенностью сказать, что данный феномен спорадически регистрируется на абсолютно любых технических средствах, обладающих программными или аппаратными возможностями записи звука. Сюда входят как самые обычные диктофоны, так и мобильные телефоны, включая видеокамеры и фотокамеры с функцией записи видео (со звуком). В данном обзоре я намеренно обойду стороной различные радиоприставки, которые «черпают» голоса из радиоэфира. О них речь пойдет в других главах, и пока это предмет грядущих опытов.

Рассматривая различные схемы и способы получения записей, отдельно следует отметить, что во всех случаях получения записей ФЭГ присутствующие физически при записи аудиодорожки индивиды (люди) утверждают, что ничего из (впоследствии обнаруженных на записи) посторонних голосов в процессе самой записи, они категорически не слышали. А в иных случаях записи с «голосами» были сделаны в помещении, где находился всего один человек.

Итак, в качестве небольших, но характерных примеров к этой статье я представляю вам две записи. Фрагмент первой, сделан двумя подростками на фотокамеру в режиме видеосъемки (между собой разговаривают на Латышском языке). На записи, присутствуют четыре посторонних женских голоса, говорящих на четырех разных языках. Первый голос спрашивает на немецком «Warum?» (почему?), затем второй голос на латышском языке повторяет «es jautāju kapēc?» (я спрашиваю почему?). Затем третий голос произносит «Эйло. Эйло» (язык не определен, возможно, португальский или один из скандинавских) и, наконец, завершает фрагмент повторение на Греческом «Δεῖμος …Δεῖμος !» (Ужас. Ужас!..).

Если предыдущий пример, для вас не совсем убедителен, то рекомендую к ознакомлению следующий фрагмент, так же с примером посторонних голосов ФЭГ.

Обстоятельства записи этого материала относятся к событиям расследования случая полтергейста в одном из городов России. Так называемый «носитель» полтергейста дает блиц интервью исследовательской группе, повествуя об обстоятельствах дела, дабы не делать это в «неспокойной» квартире. Отмечу, что запись на диктофон производилась в уютном кафе. Нас же с вами интересует только тот факт, что запись была фактически испорчена необъяснимым наложением голоса неизвестной пожилой женщины, густо осыпающей присутствующих проклятиями (речь при этом не всегда четко опознаваема). Судя по издаваемым звукам, поведение «третьего присутствующего» было тяжело не заметить (а записать отдельно и подавно). При этом очевидно, что люди на записи продолжают вести ровный разговор, не обращая никакого внимания на истерическое кряхтение кликуши.

Предполагаю, что кто-то их вас сейчас произнес «брехня!». Вот специально для вас позволю себе напомнить, что десять лет назад я так же зарубил тему с ФЭГ, как мне тогда казалось, не оставив камня на камне от теории К. Раудива. Сегодня мне очевидно, что тогда я всего лишь попал в «тупиковый» рукав теории и при отсутствии ясного представления о феномене допустил ряд существенных ошибок, и сосредоточился на изучении дробного шума. Тем не менее, и сторонникам инструментальной транскоммуникации я хочу напомнить, что я по-прежнему остаюсь ярым противником учений о загробном мире и верю исключительно в силу знания и физику.

Никаких объективных данных о том, что мы имеем дело именно с умершими людьми, лично мне получить пока не удалось. Свое объяснение этого феномена я детально изложу в следующей главе, посвященной рассмотрению теории ФЭГ. Полагаю, что мои выводы будут весьма оригинальны и, увы, объясняться куда более просто, чем было принято считать до сих пор.

Ну а теперь усаживайтесь поудобнее, я перехожу к техническому анализу и постараюсь доступно рассказать, что же общее у этих (и остальных записей) и чем «таинственные голоса» уж очень отличаются от обычных человеческих.

Итак, чтобы не топить читателя в болоте специальных терминов и формул, позволю себе традиционный краткий экскурс, посвященный механизму звукообразования, который подарила нам эволюция. Говоря сухим языком, голосовая система млекопитающих (и человека в том числе) представляет собой механическую систему из двух сцепленных источников колебаний. В случае если синхронизация частотных колебаний связок идентична, то голосовой аппарат производит гармонический звук, не содержащий нелинейностей. Иные кратные соотношения образуют субгармоники, а рассинхронизация частоты вызывает «голосовой шум», сопровождаемый коротким сцеплением голосовых связок.

Проще говоря, голосовые связки человека парные и колеблются отдельно, соответственно источников звуковых колебаний на самом деле не один, а два, однако колеблются обе голосовые связки синхронно в силу их физиологической эластичности и воздействия механических сил Бернулли, вызывающих их циклическое «слипание». В случае если давление воздуха будет нарастать, вызывая неравномерное натяжение связок, в конце концов, возникнут условия, при которых они будут соприкасаться через раз. Тогда одна из связок будет колебаться в два раза медленнее, чем другая, при этом число колебаний одной будет по-прежнему соответствовать основной частоте, а второй - вдвое меньшей. При этом между гармониками появятся дополнительные субгармонические полосы с интервалом в одну вторую основной частоты. Это фундаментальное правило очень понадобиться нам, чтобы понять природу голоса, издаваемого речевым аппаратом человека, и голосов, имеющих весьма неопределенную природу (ФЭГ).

Таким образом, я хочу акцентировать ваше внимание, на то, что, несмотря на всю уникальность тембра голоса каждого из нас, речевой аппарат человека устроен в точности с условиями теории колебаний, которая гласит, что средняя частота суммарного тона равна полусумме частот складываемых колебаний: f = (f1+f2)/2.

Впоследствии именно эта «математика» пригодится нам в анализе материала. Добавлю, что в отдельных случаях могут встречаться и так называемые «сайдбенды» и нелинейности, но в данном случае в контексте человеческой речи мы их обойдем стороной.

Еще одним важным физиологическим компонентом, который нам будет необходимо рассмотреть в своем анализе, станет так называемый «голосовой шум», в основе которого лежит такое физическое явление как детерминированный хаос. Возникает он в ситуации, когда колебания голосовых связок по каким-то причинам рассинхронизированы и хаотичны (например, человек болен ларингитом). Тем не менее, очевидно, что при каждом цикле движений они продолжают системно взаимодействовать и колебаться вокруг некой усредненной частоты. Это явление порождает очень специфический признак, выражающийся в размазанности спектра частот.

Теперь рассмотрим только что изложенное на конкретном примере, в качестве которого я взял достаточно «чистое» и четкое немецкое слово «warum» из первого образца ФЭГ. Для того, чтобы сравнение было для вас более наглядным, в правой части иллюстрации я привожу то же самое слово «варум», произнесенное в той же тональности и интонации с максимальным подобием к (ФЭГ) оригиналу (кстати, записанное через стандартный емкостной микрофон, обладающий теми же характеристиками, что и тот, через который записывался оригинал с ФЭГ).

"Почему" с записи ФЭГ и произнесенное человеком

Внимательно посмотрите на правую часть иллюстрации, обозначенную «произнесенное человеком». Обратите внимание на «слоистость» спектрограммы, повторяющей контуры основных гармоник (три горизонтальные полосы в центре, образующие суммарный тон). Если присмотреться к картинке, то вы увидите, что расстояния между слоями этого «пирога» лежат в строгой закономерности с описанным выше правилом гармонического и субгармонического распределения (сайдбенды и субгармоники в виде горизонтальных полосок, располагаются на одинаковом расстоянии вверх и вниз от основной частоты, а величина шага между ними равна образующей их модулирующей частоте). Вне зависимости от интонации, пола и физиологических особенностей речевого аппарата спектрограмма человеческой речи будет выглядеть именно таким образом. Отмечу, что в соответствии с уникальными особенностями каждого из нас в спектрограмме может меняться частота основного тона (у мужчин она ниже, у женщин выше), но при этом практически никогда не будет нарушена кратность гармоник и субгармоник, которые будут лишь сдвигаться в динамическом диапазоне, относительно основной частоты.

Еще один важный момент: это присутствие в образце человеческой записи «голосового шума» в начале первого и последнего слога. Связанно это с физиологическими причинами, вследствие того, что, начиная и заканчивая слово, давление воздуха, действующее на голосовые связки, рефлекторно не высокое и лишь ко второму слогу достигает своего максимума. Это и вызывает коротковременную рассинхронизацию связок, и, как следствие, очень «грязный» спектр в начале и в конце слова. В целом, в этом примере мы видим как физические, так и физиологические признаки типичной человеческой речи с очень присущими ей биоакустическими нелинейными явлениями (хрипота, влияние физиологических резонаторов – хрящей, костей, полостей и т.д.). Теперь, давайте рассмотрим образец с ФЭГ на левой половине спектрограммы…

Первое что бросается в глаза, это почти полное отсутствие признаков «голосового шума», спектр основных гармоник ровный и хорошо модулированный. Начало и конец слова ровное по уровню и выглядят так, как будто в звукопроизношении не задействованы легкие (либо слово вырвано из контекста, произнесенного на «одном дыхании»). В качестве сравнительного примера рассмотрите правую часть иллюстрации с голосом человека. При этом можно заметить, что все слово «warum?» в ФЭГ оригинале, несмотря на хорошо переданный тембр и интонацию, состоит всего из трех основных гармоник и двух побочных сайдбендов.

Вот в этом месте мне бы хотелось добавить некоторое обобщение, сделанное на основе анализа двух десятков материалов, вызывающих доверие и находящихся в нашем распоряжении. Общий вывод по результатам можно охарактеризовать следующим образом.

Все исследованные материалы с посторонними голосами на записи подчиняются весьма интересной закономерности, которая выражается в очевидном нарушении стройного гармонического ряда, чего не наблюдается в записях голосов, физически присутствующих в момент записи. Наглядно рассмотрим этот вывод.


На иллюстрации показан частотный анализ, построенный на основе ряда усредненных статистических значений записей женских голосов с ФЭГ и сравнительных образцов, взятых с женских голосов (физических персон), записанных отдельно для сравнения. Как мы можем видеть, распределение гармоник (обертонов) голосов ФЭГ наглядно отличается от схожих параметров с «человеческой речью». Общеизвестно, что средний тон женского голоса находится в диапазоне около 210 Гц, это прекрасно видно на графике. Поскольку речевой аппарат человека – устройство механическое и весьма ограниченное, соответственно, оно подчиняется общеизвестным законам физики, но…

Женский голос с ФЭГ (красная кривая), как можно заметить, совершенно не соответствует общепринятой картине. Самое странное в этой закономерности, это то, что в 97% проанализированных нами записей ФЭГ расположение обертонов (гармоник) находится в определенном порядке, всегда нарушающем обычную закономерность, представленную рядом Фурье, то есть стройным гармоническим рядом, где частота колебания любого обертона всегда кратна частоте основного звука . Вероятно, впервые нам удалось математически выявить все нелинейности феномена электронных голосов в диапазоне от 6-5156 Гц. Примечательно, что голоса ФЭГ, как выяснилось, в 8 из 10 случаев женские и могут иметь от 3 до 18 гармоник, несущие частоты которых практически всегда постоянны (для женских голосов). Осталось констатировать, что теперь мы имеем нечто технически осязаемое для продолжения работ в этом направлении. Нами уже созданы программные фильтры, позволяющие оперативно «прогонять» материал и вести эффективное исследование феномена.

В рамках этого материала я воздержусь от публикации выявленного нами частотного ряда ФЭГ. Сделаю я это исключительно в целях недопущения утечки наработанных признаков ФЭГ, которыми немедленно воспользуются как любители технических розыгрышей, так и отъявленные фальсификаторы. Все неопубликованные результаты доступны в рамках специального отчета, опубликованного мной для исследователей полтергейстных явлений. Также с более расширенным докладом и примерами можно ознакомится на семинарах, проводимых «Европа-Космопоиск» (Английское подразделение).

И прежде чем приступить к рассмотрению следующей главы, в которой я постараюсь построить достаточно обоснованную гипотезу природы «посторонних голосов», я обращусь к читателям – присылайте ваши материалы на анализ! Ящик [email protected]. Ничего не конвертируйте самостоятельно, шлите в таком виде как есть или выбирайте фрагменты ФЭГ с максимально возможным качеством оцифровки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.