Электронные средства выполняют свою гуманистическую функцию. Функции культуры в жизни человека и общества. Практическая ориентация философии. Моральная функция

Культура выполняет следующие функции:

  • o преобразующая (освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека);
  • o защитная - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения, экологическая зашита и т.п.). Причем необходимость одного вида зашиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической защиты, создания правовых норм охраны природы;
  • o коммуникативная: человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Культура определяет конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей;
  • o познавательная: любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе;
  • o информационная: накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса; в современную эпоху объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация "информационного взрыва" потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий;
  • o нормативная: любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно выделить юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические, нравственные нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа;
  • o гуманистическая функция - формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, развития его способностей, умений, его физических и духовных качеств);
  • o ценностная функция - культура как формирование ценностей, идеалов, культурных норм. Культурная жизнь людей невозможна без ценностей, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. Ценности - общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения. Каждая культура имеет свое уникальное ценностное ядро, воплощающее ее специфику, положение в мире, а также накопленный исторический опыт. Благодаря этому ядру обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый облик. Именно за счет трансформации своих ценностей культура поддерживает непрерывность своего существования;
  • o семиотическая, или знаковая (греч. - "знак"), функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знакомую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Языком культуры называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. В частности, литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами;

гедонистическая функция заключается в том, что культура может доставлять удовольствие человеку: например, наслаждение музыкой, литературой и пр.

Особое внимание следует обратить на то, что каждый элемент культуры (наука, искусство, мораль, право, экономика и др.) может выполнять несколько различных функций. Так, мораль, регулируя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство, наряду с художественно-эстетической, играет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится основой построения религиозных систем. В экономической культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои "моральные заповеди".

Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Наряду с функциональным, существует и феноменологическое описание культуры, которое признает самостоятельную ценность как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Гуманистическая функция
Рубрика (тематическая категория) История

Познавательная функция

Функции культуры

Вопр.
Размещено на реф.рф
Структура и функции культуры

Культуру можно структурировать по различным принципам. Один из них был уже найден в XVIII-XIX веках Гердером и братьями Якобом и Вильгельмом Гримм. Собирая народные песни и сказки, они обратили внимание на характерные отличия, которые каждый из европейских народов вносит в свое творчество, и сделали заключение, что по этим отличительным чертам можно выделять культуру Греции или Рима, немецкую или французскую культуру. В XIX веке Данилевский ввел в науку понятие “культурно-исторический тип”, выделив в мировой истории 10 типов культуры, базирующихся на религиозной, художественной, политической и социально-экономической основах. Данилевский рассмотрел такие типы культуры, как египетский, иранский, индийский, китайский, древнегреческий и другие, описал особенности каждого типа и наметил основные тенденции его развития. При этом он не ставил целью рассмотрение многочисленных связей и отношений между различными элементами культуры внутри всœей системы, выяснение ее структуры, нахождение общих элементов, входящих в любую культуру.

Традиционно принято делить системную целостность культуры на два вида - материальную и духовную культуры, при этом каждый из них также делится на определœенные подвиды, обладающие своей спецификой и в то же время несущие в себе всœе качественные характеристики целого.

Адаптивная функция (конспект)

Каждый человек, как и каждое поколение, приходит в мир, находящийся на определœенном уровне развития культуры. Чтобы жить в данном мире, человеку необходимы всœе культурные завоевания, достигнутые обществом. Οʜᴎ адаптируют человека в мире, приспосабливают его к действительности, помогая ему осуществлять свою жизнедеятельность. Культура предлагает каждому систему действий, которые связывают его с окружающей действительностью, пути и способы решения встающих перед ним проблем.

Культура, как носитель и транслятор социального типа памяти (конспект)

Культура, как хранитель особенностей и ментальных черт этноса (конспект)

Мировоззренческая – способствует выработке определœен.мировоззрения (конспект)

Любая деятельность человека становится источником познания. В обществе существуют формы сохранения знания: морал ь хранит знания о человеческих отношениях; искусство и религия делают попытки дать системное знание о мире;наука рассматривает сущностные стороны и связи мира. Культура позволяет успешно осваивать эти формы знания в любой сфере деятельности.

Коммуникативная функция .

коммуникацию понимают как общение-общение между поколениями, народами, эпохами во времени и пространстве. Именно культура делает такое общение возможным и продуктивным. Культура сохраняет в себе формы и способы общения и передача информации, предлагает определœенные традиции, накопленный опыт, нормативы, идеалы и другое.

Регулятивная функция (конспект)

Механизм регулирования отношений между людьми в виде определœенных норм, традиций, обычаев.

Главным объектом и субъектом любой культуры является человек. Культура не существует вне человека, аналогично тому, как и человек - вне культуры.Каждое общество может предложить только два вида организации отношений между людьми: индивидуализацию и социализацию.

В индивидуализации высок интерес к каждой отдельной личности, общество имеет потребность в том, чтобы было как можно больше неповторимых, своеобразных людей, активно способствующих общественному прогрессу. Социализация здесь главное место отводятся обществу. социализация создает царство стандарта͵ инициатива не чересчур одобряема, а часто и наказуема.

Гуманистическая функция - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Гуманистическая функция" 2017, 2018.

План

Введение

1. Мировоззренческие функции философии

1.1 Гуманистическая функция

1.2 Социально-аксиологическая функция

1.3 Культурно-воспитательная функция

1.4 Объяснительно-информационная функция

2. Методологические функции философии

2.1 Эвристическая функция

2.2 Координирующая функция

2.3 Интегрирующая функция

2.4 Логико-гносеологическая функция

Заключение

Литература

Введение

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), - имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир - человек».

Ответ на этот вопрос – основные функции философии, заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.

Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

1. Мировоззренческие функции философии

Основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.

1.1 Гуманистическая функция

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция. Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться со временем.

Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, - свидетельствует Н.А. Бердяев, - меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ B.C. Соловьев, размышляя над ростом числа самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин. Бывают случаи, когда и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Причина этого явления, по B.C. Соловьеву, в том, что человеку жить не из чего, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний.

На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В. С. Соловьев проанализировал это положение человека в разные исторические эпохи и показал роль философии в его духовном освобождении. Итак, на вопрос «Что же делала философия?», В. С. Соловьев отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества... Она делает человека вполне человеком... Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности. Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, великим и для всего мира полезным».

К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Одним, из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни. Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведет к умиранию в нем духовного начала. Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения - и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало для человека второй натурой. Ведя разговоры с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы, в конечном счете, деградируем - В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, находятся: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно-научного знания, растущее влияние этой безликости на личность человека и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили себе и мировоззрение, философию, и последняя все больше становится лишенной этического начала. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности и тоже негативно действует на философию.

Таково существо гуманистической функции философии. Я обратилась к соответствующим рассуждениям по этому вопросу трех выдающихся философов: B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и А. Швейцера не случайно: все они - представители гуманистической линии в философии, лучше других, как мне кажется, представляющие, в чем заключается, или должно заключаться, гуманистическое предназначение философии.

Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности в духе гуманизма, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования. Собственно, философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым античным афоризмом о Человеке как мере всех вещей. Античные философы, философы эпохи Возрождения, французские материалисты XVIII века, Маркс и Энгельс, экзистенциалисты - все они имеют в фокусе своего мировоззрения человека как чувствующее, мыслящее и творящее существо. Каждый из классиков философии, каждое направление, развивая учение о человеке, проявляли новую, важную грань.

Это наследие предстает, как попытка всесторонне решить проблему человека в окружающем его мире. Три исчерпывающих вопроса об этом Иммануил Кант сформулировал в своей <174>Критике чистого разума<175> как:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

Кант утверждал, что в этих вопросах объединяются "все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)".

Несколько слов об общекультурной функции философии. Сегодня философия является важнейшим элементом культуры человечества, способным саккомулировать весь мировой багаж знаний и тем или иным образом повлиять на любую из отраслей культуры. Никогда не считался культурным человек, философски не "подкованный", а человек, занимающийся философией "профессионально" - личность совершенно особенная. О нем говорит Кант в "Логике": " .Философия есть идея совершенной мудрости, указывающей нам последние цели человеческого разума. Философ должен определить:

1) источник человеческого знания

2) объем возможного и полезного применения всякого знания и,

3) границы разума

Философу требуются главным образом две вещи: культура таланта и умение, чтобы применять их к всевозможным целям. То и другое должно соединяться, ибо без знаний никогда нельзя стать философом, но также и одни знания никогда не создают философов, если целесообразие всех знаний и навыков не образует единства и не возникает сознание соответствия этого единства высшим целям человеческого разума." В "Критике чистого разума" Кант продолжает: " .и философ есть не виртуоз разума (Vernunftkunstler), а законодатель человеческого разума.".

Фридрих Ницше видит задачу настоящего философа в следующем: "Этим исследователям надлежит сделать ясным, доступным обсуждению, удобопонятным, сподручным, все случившееся и оцененное, надлежит сократить все длинное, даже само "время" и одолеть все прошедшее. Это колоссальная и в высшей степени удивительная задача.подлинные же философы суть повелители и даже законодатели, они говорят "так должно быть!", они-то и определяют "куда?" и "зачем?" человека."

Один из основных вопросов философии - смысложизненный (каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека?), возникал и формировался неравномерно, в ходе истории философии "выдвигаясь" и уходя с переднего плана. В истории философии встречались различные варианты решения смысложизненного вопроса, вплоть до самых "необычных" - от проповеди эгоизма и культа человека и кончая оправданием самоубийства. Стоит учесть, что смысложизненный вопрос находится в фокусе не только философии, но и других форм общественного сознания- морали, религии, искусства. В некотором отношении (благодаря своей чувственности и образности) они способны оказывать на человека большее воздействие, нежели логически мыслящая философия, но при этом у философии остается существенное преимущество: в отличие, например, от религии, она более "приземлена", стремится обнаружить смысл жизни человека на выходя за рамки его земного существования.

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват...

«Философ, - отмечал А. Шопенгауэр, никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

В мировой философии четко просматриваются две тенденции: ее сближают либо с наукой, либо с искусством. О первой мы уже говорили, а представителями второй тенденции являются Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Ф. Й. Шеллинг, Хайдеггер, экзистенциалисты: Камю, Ясперс, постмодернисты: М.Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лиотар.

Итак, речь пойдет о чувственно-эстетической ориентации философии.

Греческое слово «эстетикос» буквально означает чувственный, чувствующий.

Почему довольно внушительный ряд философов придерживается не научной, а чувственно-эстетической ориентации?

Шеллинг, к примеру, считал, что идеалы философии может реализовать лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Философия не довольствуется понятийным постижением мира, она еще стремится к возвышенному. В этом смысле искусство ей более сродни, чем наука.

В основании философии лежит не рациональное мировоззрение, а мироощущение, подъем к наивысшему, где претит забвение иррационального, и всякая попытка предпочесть понятие чувству.

Сравнение философии с искусством рельефно выявило гуманистическую функцию философии, ее предельно внимательное отношение к человеку. Философия существует не иначе как во имя человека.

Однако, пока не выявлена действенность философии, ее ориентацию на практику, вопрос «что делать?» все еще остается без ответа.

Практическая ориентация философии. Моральная функция

Философии.

Сфера этики и морали – это в первую очередь представления людей о добре и зле, добродетелях и пороках, должном и недолжном, ценностях и идеалах. В традиции философии, которая пошла от Аристотеля и И. Канта, принято считать этику практической философией.

Этика возникает там, где философия входит в непосредственный контакт с практической деятельностью людей.

С тем же энтузиазмом, с каким ведется поиск истины научной философией, а эстетикой – возвышенного и прекрасного, практическая философия заинтересована в достижении добра. Подлинная философия – это всегда поиск добра, сотворение нравственного человека.

Под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на достижение цели.

Философ-теоретик стремится к достижению истины и к избавлению от заблуждений. Он по своему практичен, но в сфере мысли.

Философа-эстетика в качестве цели манит возвышенное и прекрасное, и он действует, и он практичен в чувственно-эмоциональной сфере.

Философ-этик в качестве цели избирает идеалы добра и поэтому он изначально действенен и практичен.

Таким образом, философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. В этом как раз и реализуется практический потенциал философии.

Философия вплетена в практическую деятельность человека, а это означает, что она – разновидность этой деятельности.

Назначение философии.

Мы рассмотрели научную, чувственно-эстетическую и этическую философии. Во всех трех случаях имело место абстрагирование от целостности философии, которые недопустимо абсолютизировать, иначе философия отождествлялась бы соответственно с наукой, искусством и практическим действием. Философия ориентируется на идеалы науки, искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии специфическое своеобразие.

Как заметил Шеллинг, философия имеет дело не только с истиной и не исключительно с нравственностью и прекрасным, а с тем, что их всех объединяет.

Итак, философия есть целое. Но в качестве учения о бытии она выступает как онтология (греч. Он – сущее, логос – учение, понятие, мысль, слово).

Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества, техники – приводит соответственно к философии природы, философии человека или антропологии(греч. Антропос – человек), философии общества или социальной философии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.