Автомобильно дорожное происшествие. Классификация, виды и отличия дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Не подлежат учету происшествия

Многие полагают, что под ДТП понимается происшествие, в котором есть несколько участников, среди которых есть люди или автомобили, но это не так. Например, водители, чьи автомобили застрахованы по КАСКО, прекрасно знают, что оформлять факт ДТП им приходится, практически, в любом случае – например, если задели дерево или столб, это квалифицируется как ДТП.

В ПДД, в п.п. 2.18 «Общие положения», указано, дорожно-транспортное происшествие – происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

В практике было много случаев, когда водитель, например, слегка задевал пешехода зеркалом и после взаимных обвинений и споров участники прощались друг с другом. Водитель, убедившись в том, что претензий со стороны лица, которого он задел зеркалом, нет, может продолжить движение. Однако должны быть факты, подтверждающие отсутствие претензий, а именно – отсутствие ранений или иных травм у вышеуказанного лица. Только в этом случае факт ДТП не будет установлен.

Если же гражданин захочет отомстить водителю, он попросту обратится с заявлением в милицию. При этом одного заявления об оставлении водителем с места ДТП будет недостаточно, ведь в ПДД дано четкое указание на повреждения или травмы, которые должен был получить гражданин, поэтому одним из доказательств будет являться медицинское заключение о нанесении вреда здоровью.

Оставлением места ДТП не будет являться:

— в случае необходимости доставки пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения на транспортном средстве, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие. ПДД регламентирует такую возможность, однако предписывает предварительно зафиксировать в присутствии очевидцев положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию.

Формально оставлением места ДТП является отсутствие гражданина в момент оформления происшествия сотрудниками милиции. Если водитель уехал или ушел с места ДТП, но явился к моменту оформления, это не будет являться нарушением. При всем при этом правила дорожного движения в п.п. 31.4 обязывают участников ДТП ожидать прибытия сотрудников ГАИ, но не накладывают обязанность, которая заключается в том, чтобы дождаться сотрудников, также не указывают на временной промежуток ожидания.

В то же самое время, между словами «ожидать» и «дождаться» существует принципиальная разница. Для ее установления обратимся к толковому словарю Ожегова.

— Понятие «ожидать»: быть где-нибудь, рассчитывая на появление, прибытие кого-нибудь или чего-нибудь. Таким образом, правилами установлено только одно требование – ожидать и это требование не конкретизировано.

— Понятие «дождаться»: пробыть до появления кого-нибудь или чего-нибудь ожидаемого. И это понятие, как мы видим, является более конкретным.

Как расценивать поведение водителя, который уехал с места ДТП, но затем вернулся? Оставлением места ДТП этот факт назвать нельзя, и действие данного участника ДТП не попадает под квалификацию по части 4 ст. 18.17 КоАП.

Если второй участник предпочел не вызывать ГАИ и рассчитался с Вами на месте – обменяйтесь расписками. Расписки должны содержать следующий текст: в результате того, что таким-то водителям показалось, что автомобили получили повреждения в результате возможного ДТП, водители осмотрели свои автомобили и не обнаружили на них следы, указывающие на факт совершения ДТП, в связи с чем продолжили движение. Необходимости в вызове ДПС не имелось. Стороны претензий друг к другу не имеют.

Рассмотрим пример:
Водитель скрылся с места ДТП: на парковке был зацеплен стоящий рядом автомобиль и водитель, понадеявшись на то, что данного события никто не видел, уехал. Когда ГАИ по свидетельским показаниям нашли и вызвали данного водителя, он договорился о добровольной компенсации лицу, которому его действиями был причинен ущерб. Таким образом, исчерпан только конфликт между двумя гражданами, ведь дело об административном правонарушении уже возбуждено и забрать свое заявление о совершении ДТП гражданин не может. Гражданина привлекли за факт административного правонарушения, выраженного в оставлении места ДТП.

Можно попасть и на автоподставу . На парковках и стоянках возле супермаркетов, а иногда, в зависимости от повреждения, и на дороге к Вам может подойти человек, который будет утверждать, что некоторое время назад он видел, как Вы повредили своим бампером или иной частью автомобиля его транспортное средство. Могут найтись и свидетели. Разумеется, водитель, будучи абсолютно уверенным в том, что никаких повреждений он не наносил, тем более, что на его автомобиле нет никаких следов, разворачивается и уезжает.

Данное обстоятельство является основанием для второго водителя вызвать сотрудников ДПС, после чего все разворачивается по уже известной схеме. В суде, спустя время, доказать то, что действительно не Вами было совершено дорожно-транспортное происшествие, будет крайне сложно, ведь определить степень виновности, установить первичные повреждения должны были именно прибывшие сотрудники ДПС, которых водитель не дождался. В последующем, конечно же, в результате сравнения двух автомобилей будет определяться степень вероятности нанесения установленных повреждений именно Вашим автомобилем, однако определяющего значения данный факт иметь не будет.

Если Вы все же намерены покинуть место ДТП , сделайте несколько десятков фотографий, которые могли бы подтверждать тот факт, что Вы к этим повреждениям никакого отношения не имеете! В таком случае помогут фотографии, указывающие на повреждения второго автомобиля – наличие пыли, грязи, дополнительных царапин, возможно, выступившей ржавчины (если вам предлагается оплатить повреждение, причиненное несколько недель назад), важен и в целом внешний вид автомобиля. На Вашем автомобиле также нужно зафиксировать возможные царапины на тех его частях, которыми могло быть нанесено повреждение, обратить внимание на ту же пыль и грязь.

Дорожно-транспортное происшествие представляет собой не только разной сложности столкновение транспортных средств.

Под подобным требованием понимается огромное количество иных, не менее опасных ситуаций.

Каждый водитель должен знать, что такое ДТП определение в ПДД, ознакомиться с перечнем распространенных инцидентов, которые можно отнести к аварийным ситуациям. Это поможет правильно реагировать их.

Изучая определение ДТП в правилах дорожного движения, можно отметить, что аббревиатура ДТП характеризуется, как дорожно-транспортное происшествие.

Из данного термина всегда следует определенная аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному, двум или более транспортным средствам.

Недостаточно знать, все про ДТП что это такое расшифровка. Стоит ознакомиться с критериями их классификации.

Несмотря на подобное понятие, нет возможности понять, какая именно ситуация может быть расценена, как дорожно транспортное происшествие. Определение стоит изучить более подробно.

Важно знать не только, что означает данное понятие, но также что под ним подразумевается. В современном Федеральном законодательстве, а также в правилах учета дорожных авариях дается некоторое определенное ДТП.

По сути, это некоторое событие, которое случилось в процессе передвижения транспортного средства и повлекло за собой вред здоровью или жизни людей, а также принявших участие в аварии автомобилей, грузов и разных недвижимых объектов.

ДТП – это особое нарушение ПДД или несоблюдение общепринятых принципов эксплуатации средства передвижения, что повлекло определенный ущерб.

В качестве административного нарушения в 2019 году рассматривается урон легкой, а также средней тяжести. В более тяжелых случаях и ситуациях аварийная ситуация будет проходить уже по уголовному содержанию.

Видео: Что такое ДТП?

К ДТП относятся разные обязательства, связанные с дорожными происшествиями . Довольно часто они характеризуются, как длительные, трудоемкие и запутанные.

Причина в том, что далеко не всегда получается выполнить все с первого раза, оценить, может быть отнесена или нет определенная ситуация к категории ДТП.

При выяснении вопроса, какое из событий может быть отнесено к ДТП, потребуется принимать во внимание основное определение понятия. После этого становится ясно, что нельзя отнести к дорожным авариям.

В первую очередь это такие ситуации, где автомобиль не принимал непосредственного участия. Также к ДТП не могут быть отнесены ситуации, при которых автомобили находились в статичном состоянии, а также если не был причинен ущерб автомобилю или иным участникам движения.

Необходимо понимать, что является ДТП, что нет . Это поможет в определенной ситуации защитить свои права.

Дать определение участникам ДТП относительно несложно. Сделать это можно и самостоятельно. Прежде всего, это лица, которые в той или иной степени были задействованы в аварийной ситуации. Это лица, которые напрямую относятся к категории виновников ДТП или потерпевших.

Согласно ПДД, среди основных категорий участников ДТП можно выделить следующие:

ДТП может возникнуть, как с одним участником, когда водитель столкнулся в неодушевленным препятствием, а также с несколькими, вплоть до десятка или даже сотни. Это есть ответ на вопрос, что такое обоюдка.

Стоит обратить внимание, что для возникновения ДТП существуют определенные причины. Среди них можно отметить все возможные факторы риска, имеющие отношение к действиям участника движения или к воздействиям внешней среды.

Практически анализ основной массы ДТП показал, что очень часто аварийные ситуации происходят по причине некорректных действий водителей. ДТП разной сложности возникают при нарушении водителем ПДД.

Что касается основания для нарушения ПДД, то здесь может быть несколько факторов:

  • усталость и физическое недомогание водителя;
  • факторы, которые снимают акцент внимания водителя с трассы – телефон, например;
  • неблагоприятные условия погоды;
  • некачественное дорожное покрытие;
  • алкогольное опьянение.

Причин, которые могут повлечь за собой нарушение ПДД, существует достаточно много, но среди самыми распространенными считается употребление участниками движения наркотиков и алкоголя.

Основные виды ДТП

Согласно установленных в настоящее время правил дорожного движения, выделяется несколько основных категорий и признаки ДТП. Вот как выглядит классификация ДТП:

Существуют также иные варианты и виды ДТП. Это разнообразные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под какую категорию из перечисленных выше.

Это могут быть разнообразные формы наезда на колесо, которое отпало от иного средства передвижения или иной предмет.

Существует иная форма классификации дорожных происшествий. Изучив данную информацию, можно понять, что такое учетное ДТП, например.

На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что законом установлена детальная профессиональная классификация аварийных ситуаций. Соответственно и виды производимого анализа также могут быть разными.

В процессе производимого анализа применяется обычно ситуационная, статистическая, корреляционная, а также вероятностная методики. Практически во всех случаях задействуется дорожно-техническая и юридическая экспертизы.

В обязательном порядке принимаются во внимание современные технологические, социокультурные моменты, а также удельные и абсолютные индивидуальные показатели.

Грамотно проведенный анализ ДТП позволяет понять каждую отдельную ситуацию, а также основные причины ее возникновения.

Полученные в результате информационные данные используются для выработки правильных превентивных мер, которые в последствии могут быть направлены на снижение количества происшествий на трассах в каждом отдельном населенном пункте и во всей стране в целом.

Заключение

Результат аварийного происшествия будет напрямую зависеть от грамотного поведения всех участников ДТП.

Это прямо касается пострадавшей стороны, так как именно ей приходится принимать прямое участие в процессе защиты своих прямых гражданских прав.

При появлении аварийной ситуации нужно предпринять определенные действия . В первую очередь требуется проанализировать общее состояние пострадавших, а также автомобилей.

В обязательном порядке вызывается сотрудник ГИБДД и берется под контроль процесс возмещения морального и материального ущерба.

Знать об основных видах ДТП должен каждый водитель, только в этом случае у него может появиться шанс на полное восстановление прав и возмещение ущерба.

Вас заинтересует:


Один комментарий

    Ты постановление правительства номер 1090, пункт 2.6.1 читал вобще???

    Если не пострадали люди и повреждено тоьько имущество, то инспекторов вобще можно не вызывать. Учи законы, двоечник.

Дорожно-транспортные происшествия уже давно не являются редкостью. Эти катастрофы случаются ежедневно на проезжих частях городов, на федеральных и городских трассах. Зачастую дорожно-транспортные происшествия влекут непоправимые последствия.

Общая классификация

Дорожно-транспортное происшествие возникает в процессе перемещения автомобилей. Классифицируются эти аварии по разным признакам. К ним, например, относят:

  • Тяжесть последствий.
  • Место дорожно-транспортного происшествия.
  • Вид аварии и так далее.

В зависимости от тяжести последствий аварии подразделяются на катастрофы с:

  • Материальным ущербом.
  • Телесными повреждениями людей.
  • Смертельным исходом.

Дорожно-транспортное происшествие может быть:


В результате дорожно-транспортного происшествия могут иметь место не только механические повреждения автомобиля, но и гибель людей.

Характеристика

Столкновением называют такое дорожно-транспортное происшествие, при котором автомобили, перемещаясь по трассе, врезались друг в друга либо в подвижной состав на ж/д.

Опрокидыванием считается такая авария, в процессе которой машина, потеряв устойчивость, перевернулась. К данной категории не относится катастрофа, возникшая при наезде на неподвижный предмет или столкновении автомобилей.

Машина может наехать на человека, который движется на велосипеде. Также гражданин может врезаться в автомобиль при перемещении на двухколесном транспортном средстве. Эти аварии, соответственно, называются наездами на велосипедистов.

Гражданин может перемещаться самостоятельно. Например, переходить дорогу в неположенном (или положенном) месте. В этом случае также возможно столкновение с автомобилем. Такую аварию расценивают как наезд на пешехода.

Автомобиль может столкнуться со стоящей машиной. В таком случае авария характеризуется как наезд на неподвижное транспортное средство.

На трассах часто случаются столкновения с животными. Такое дорожно-транспортное происшествие, при котором автомобиль наехал на птицу, дикое или домашнее животное (кроме гужевого средства), расценивается как наезд на них.

Столкновение также может произойти с повозкой или упряжкой. В этом случае говорят о наезде на гужевой транспорт.

Прочие аварии

К этой категории относят катастрофы, не перечисленные выше. В частности, может произойти сход трамвая с рельсов, падение транспортируемого груза, отбрасывание колесом машины предмета на человека, другой автомобиль, животное. Наезд может быть совершен на лицо, которое не переходит проезжую часть, или на препятствие, появившееся внезапно. Падение пассажира с движущегося автомобиля или непосредственно внутри салона вследствие резкого изменения траектории либо скорости перемещения и прочие случаи также относятся к ДТП.

Тяжесть последствий

Если произошло дорожно-транспортное происшествие, то оно неизменно влечет за собой материальный ущерб. Он может складываться, к примеру, из стоимости восстановительных (ремонтных) работ, которые необходимы для устранения механических повреждений. Повреждения могут быть не только, собственно, на самом автомобиле, но и на дорожных конструкциях и прочих сооружениях. Также материальный ущерб может включать в себя затраты на исполнение правоохранительными органами своих функций, оказание первой помощи, потери, возникшие вследствие перекрытия проезжей части и так далее.

Вред здоровью и жизни

Как показывает сводка дорожно-транспортных происшествий, достаточно часты телесные повреждения пешеходов или граждан, не переходящих проезжую часть. Характер причиненного здоровью вреда устанавливает судмедэкспертиза. Специалисты также оценивают причины телесных повреждений, гибели, связь между ними.

До 14 сентября 2001 года данная процедура регламентировалась Правилами судмедэкспертизы. Они являлись приложением к Приказу Минздрава от 10.12.1996 года, который был впоследствии отменен. 22 апреля 2005-го в действие вступил федеральный закон, который внес изменения в статью 12.24 КоАП. Он расширил действия ее положений на случаи причинения вреда средней тяжести (ранее регламентировался только легкий ущерб здоровью). Вместе с этим ФЗ внес следующие определения:

  • Легкий вред расценивается в качестве кратковременного расстройства состояния здоровья или стойкой незначительной утраты общей трудоспособности.
  • Средняя тяжесть характеризуется длительным нарушением, не представляющим опасность для жизни. Также к этой категории относят состояния стойкой нетрудоспособности менее чем на треть.

Квалифицирующие критерии для определения вреда здоровью

  • Опасность для жизни и здоровья.
  • Продолжительность расстройства состояния.
  • Стойкая утрата трудоспособности.
  • Потеря какого-нибудь органа или прекращение его деятельности.
  • Прерывание беременности.
  • Психическое расстройство.
  • Потеря слуха, речи, зрения.

Для установления тяжести ущерба для здоровья будет достаточно наличия какого-либо одного признака. В случае установления нескольких указанных выше квалифицирующих факторов степень тяжести ущерба здоровью будет оцениваться по наиболее явному.

Причины дорожно-транспортных происшествий

Более чем в 85% ДТП возникают вследствие нарушения ПДД как автомобилистами, так и пешеходами. На долю водителей при этом приходится порядка 70-75% всех аварий. Такие показатели указывают на достаточно низкий уровень культуры в области обеспечения безопасности движения основных его участников – пешехода и автомобилиста. Также негативное влияние на состояние статистики по ДТП оказывает и существенное отставание темпов реконструкции и строительства эксплуатируемых трасс от показателя количества автомобилей.

Доля ДТП, возникших вследствие неудовлетворительного состояния дорог, составляет около 29%. Кроме того, в связи с быстрым увеличением числа автомобилей повысилось количество неопытных, новых водителей. В связи с этим увеличилась и плотность движения на дорогах федерального, городского значения. К такому резкому повышению интенсивности не были готовы ни пешеходы, ни сами автомобилисты.

Сводка дорожно-транспортных происшествий

Ежегодно в мире при ДТП гибнет порядка 300 000 человек, а более 10 миллионов граждан получают травмы, увечья и иные телесные повреждения. В 2008 году в России погибло порядка 36 000 человек, ранеными при ДТП оказались около 190 000. В целом, по статистике материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает в несколько раз вред от катастроф на железной дороге, несчастных случаев, пожаров. Для России зафиксировано следующее распределение по видам ДТП в процентах (в среднем за год):


Особой тяжестью отличаются наезды на граждан, опрокидывания и столкновения автомобилей. В таких авариях в среднем из ста пострадавших умирает 16. Самую большую опасность составляют столкновения машин и наезды на пешеходов. По статистике на их долю приходится около 70% от всего числа ДТП.

В заключение

Первое происшествие на дороге было зафиксировано еще в 1896 году – спустя всего 10 лет после того, как был изобретен автомобиль. В 1899 году зарегистрирована первая смерть человека при происшествии на дороге. С того момента количество ДТП неуклонно увеличивается. Безусловно, такая ситуация вызывает определенную тревогу. Все цивилизованные государства в мире работают над вопросом повышения безопасности на дорогах.

В этих целях улучшается качество покрытий, проводится разъяснительная работа с участниками – пешеходами и водителями. Тем не менее приостановить увеличение числа ДТП до настоящего времени не удалось. Особую опасность представляют машины для детей. В последнее время значительно увеличилось количество происшествий на дорогах с их участием. Как правило, в больницы дети поступают с различными телесными повреждениями: от ушибов до переломов. Нередки и смерти несовершеннолетних в ДТП. В этой связи необходимо предпринимать соответствующие меры, проводить работу не только с детьми, но и с их родителями, поскольку именно с них несовершеннолетние участники дорожного движения берут пример.

Автомобиль давно перестал быть роскошью и стал средством передвижения для большого количества россиян. Но вместе с комфортом, к сожалению, значительно возросло и количество дорожно-транспортных происшествий.

Поэтому, чтобы правильно реагировать в случае необходимости, нужно знать не просто определение ДТП, но и его виды, причины, поведение участников и так далее. Об этом и пойдет речь в данной статье.

ДТП: определение

Разберемся сначала в базовых понятиях. Определение ДТП содержится в российском законодательстве. Конечно, сформулировать, что такое дорожно-транспортное происшествие, можно по-разному. Но смысл остается одним.

Дадим определение событие, произошедшее на дороге при движении ТС и с его непосредственным участием. В результате повреждаются транспортные средства или сооружения, грузы, здания, иные материальные объекты, а также страдают или гибнут люди.

Мы познакомились с тем, какое имеет ДТП определение. Если оно классифицируется как мелкое происшествие, его разрешено решать без сотрудников ГИБДД.

Виды

Классификация имеется в российском законодательстве. Основные виды ДТП следующие:

1. Столкновение.

2. Опрокидывание.

  • На стоящее ТС.
  • На препятствие.
  • На пешехода.
  • На велосипедиста.
  • На гужевой транспорт.

4. Падение пассажира во время движения ТС.

Законом предусматриваются также и другие виды ДТП и причины их возникновения. Если имело место дорожно-транспортное происшествие, которое нельзя квалифицировать по предыдущим пунктам, его относят к иному виду.

Участники

К этой категории относятся лица, которые принимали участие в дорожно-транспортном происшествии. Сюда могут быть отнесены не только водители автомобилей, но и пешеходы, велосипедисты и животные (последних классифицируют как препятствия).

К участникам относятся виновные лица, а также потерпевшие. С первым типом вопросов не возникает. А вот насчет потерпевших следует добавить, что, помимо того, что к ним относятся лица, пострадавшие в результате дорожно-транспортного происшествия, ими же могут стать и те, кто являлся пассажирами участника ДТП, признанного виновным. Потерпевший в результате травмы может быть отнесен к категории «раненый» или «погибший». Если из-за травм при аварии человек погиб в течении тридцати дней, он относится к категории «погибший», что, естественно, повлияет на ответственность виновного лица.

Схема

Задокументировать необходимо любое дорожно-транспортное происшествие. Одним из документов является карта-схема. Иными словами, это графическое изображение места ДТП.

В документе должны быть отображены:

  • план местности;
  • дорожная обстановка;
  • транспортное положение;
  • следы и материальные предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию.

Вся эта информация отображается на специальном бланке, где сотрудник ГИБДД обязан зафиксировать подробности.

При оформлении схемы привлекаются другие участники. Обязательно также присутствие понятых.

Нюансы

При участникам нужно быть очень внимательными. Особенно это касается потерпевших. В документе обязательно отражаются:

  • подписи должностного лица;
  • объективно составленная схема;
  • подписи понятых.

Если с составленной схемой участники не согласны, они должны написать об этом в пояснении и расписаться там. Далее можно обращаться к профессионалам, которые специализируются на таких делах. Они помогут принять правильное решение по этому вопросу и доказать вину.

Документы

К числу документов, которые оформляют сотрудники ГИБДД, относится протокол осмотра. Это один из главных документов. В его вводной части протоколируются факторы ДТП, место, время, погода, состояние дороги и водители, очевидцы, понятые.

В описательной части отображается:

  • состояние проезжей части;
  • координаты аварии;
  • повреждения ТС.

В конце квалифицируются виновные лица.

Описание и объяснения участников и очевидцев не выдаются. Если ДТП привело к тяжелым последствиям, то дополнительно должностные лица оформляют:

  • протокол осмотра и проверки транспортного средства;
  • акт медицинского освидетельствования участников;
  • выдаваемую участникам аварии, с которой они обращаются в страховую компанию.

Виновником также дается расписка о том, что он получил копию протокола об административном правонарушении.

Обстоятельства: время года и суток

Нередко бывает, что основные виды ДТП с легковым автомобилем происходят тогда, когда водитель не может их предотвратить. Такое случается, например, если обстоятельства связаны с погодными аномалиями или временем суток.

Где-то не стоял предупреждающий знак, в других местах не было освещения. Однако, несмотря на это, водитель остается всегда виновным в ДТП. Определение ПДД в этом случае гласит, что водитель обязан соблюдать скоростной режим, учитывая погодные условия, трафик, освещение и прочее.

В большинстве случаев сотрудник ГИБДД пишет, что водитель не справился с управлением и не составляет акт о том, какое дорожное покрытие было на месте происшествия. Между тем, следует знать, что ДПС несет ответственность за состояние дорог.

Как быть в этом случае? Следует добиться записи, что дорожное покрытие было в ненадлежащем состоянии или отсутствовали предупреждающие знаки. В объяснении указывают, что покрытие не соответствовало ГОСТу и дорожная служба не обеспечила надлежащее состояние дороги.

Этот факт должен быть указан и в схеме. Тогда через суд можно будет обжаловать виновность и подать иск о возмещении ущерба.

Если же ДТП произошло из-за того, что на дороге отсутствовало освещение, дело будет обстоять сложнее, так как у транспортного средства должны быть все технические средства освещения.

Правила поведения участников

В ПДД содержится много понятий, в том числе определение ДТП. В правилах также расписываются и действия участников, если они попали в аварию.

  • Во-первых, транспортное средство следует остановить. Уезжать нельзя, даже если ДТП было незначительным. Исключение может быть, только если водители сами договорились, составили схему и поехали оформлять случившееся.
  • Во-вторых, необходимо включить аварийку.
  • В-третьих, выставляют знак аварийной остановки.
  • В-четвертых, при необходимости принимают меры для оказания медицинской помощи. При этом вызывают скорую помощь, помогают самостоятельно, доставляют в лечебное учреждение на попутке или своем транспорте. В последнем случае после больницы следует вернуться на место происшествия.
  • В-пятых, зафиксировав местоположение, по возможности освобождают проезжую часть.
  • В-шестых, вызывают ГИБДД. При этом нельзя двигать предметы, имеющие отношение к ДТП.
  • Кроме этого, необходимо привлекать очевидцев. А когда будет составляться протокол, следите за тем, как он заполняется.

К сожалению, случаются ДТП, когда участником становится Он может быть как виновником аварии, так и лицом потерпевшим. Виновнику лучше не провоцировать ситуацию, а дождаться сотрудников ГИБДД. Дело по пьяному водителю обычно переносится в отдельное производство, но виновник не перестает им быть. В то время, когда пьяный водитель стал виновником аварии, также не следует провоцировать его, и стараться выполнить все правила, прописанные в ПДД. Пьянство является обстоятельством, ужесточающим ответственность. Пострадавшим тогда компенсация будет выплачена в увеличенном размере.

Провокации

На дороге случаются и провокации, то есть умышленные действия, способные привести к аварии. Вычислить их бывает сложно даже опытному водителю. В таких случаях жертву выслеживают и, используя опасные маневры, загоняют. В любом случае главное - соблюдать То есть необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, найти очевидцев и соблюдать спокойствие. А если случившееся было записано на видеорегистратор, это послужит в дальнейшем дополнительным преимуществом.

Типичными случаями провокаций могут быть, например, включение поворотника в одну сторону, а движение в противоположном направлении, или резкое торможение, или выезд на перекресток, когда движение активизировалось на другой стороне. Такие действия могут быть преднамеренными и непреднамеренными.

Провокации преднамеренного характера (или автоподставы) обычно имеют цель - получить деньги от водителя. Обычно на месте ДТП сразу пытаются у «виновной» стороны выудить средства без привлечения сотрудников ГИБДД и оказывают с этой целью психологическое давление. Лучше всего запереться в авто и общаться только через немного приспущенное стекло.

Единственно возможным вариантом признания провокатора в ДТП таковым является доказательство его вины через суд.

Штрафы

В Кодексе об административным правонарушениях предусмотрены штрафы за невыполнение пункта 2.5 ПДД, а также оставление места происшествия.

За скрытие с места происшествия можно лишиться прав или быть арестованным на 15 суток, а за езду без прав будут наложены серьезные штрафные санкции.

Бывает, правда, что водитель непредумышленно скрылся в места ДТП. Например, в салоне могла играть громко музыка, и он просто не услышал и не почувствовал произошедшего. Однако если дело будет заведено, то ему придется доказывать, что он уехал без злого умысла.

Возмещение ущерба и выплаты

Потерпевшая сторона в результате ДТП может ждать выплаты по ОСАГО и возмещения ущерба через суд. Если же заключен договор КАСКО, то может быть выплачена компенсация за повреждение транспортного средства.

В случае когда участник ДТП ОСАГО не имеет, действия будут несколько осложнены. Но и в этом случае в конце может быть вынесено неплохое определение.

ДТП является чрезвычайной ситуацией, в которой может оказаться каждый водитель. Незнание своих прав или неправомерные действия на дороге ведут к еще более серьезным последствиям.

Заключение

В статье мы рассмотрели, что такое ДТП (определение, классификация, причины). Конечно, всего объема проблемы охватить невозможно. Стоит лишь добавить, насколько важно знать ПДД.

Основные и их характеристика хоть и описаны в российском законодательстве, но не могут охватить всех нюансов, которые обычно сопровождает каждое происшествие. Только знание закона и своих прав и обязанностей, а также следование им обезопасит вас и ваших близких на дороге.

Время чтения: 6 минут

Дорожно-транспортное происшествие - это не только столкновение автомобилей. Под данным термином понимаются и многие другие ситуации. Зная точный перечень инцидентов, относящихся к авариям, вы сможете правильно на них реагировать. А это принципиально важно для грамотного решения проблемы. О том, что такое ДТП, о его видах и причинах возникновения, читайте далее.

Определение понятия

Расшифровка аббревиатуры ДТП звучит следующим образом: «дорожно-транспортное происшествие». Из термина следует, что это всегда некая аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному или нескольким транспортным средствам (ТС). При этом понятие не дает возможности понять, какую именно ситуацию можно расценивать как ДТП. А потому полезно знать не только, как расшифровывается ДТП, но и что данный термин под собой подразумевает.

В соответствующем федеральном законе, в Правилах дорожного движения (ПДД), а также в Правилах ОСАГО, Правилах учета дорожно-транспортных происшествий и в КоАП детально написано о том, что считается ДТП по закону. Подробнее рассмотрим определения, которые приводятся в этих официальных документах.

В федеральном законе и Правилах учета дорожных аварий дается следующее определение ДТП: это некое событие, случившееся в процессе движения транспортного средства и повлекшее причинение и/или , целостности других транспортных средств, грузов, недвижимых объектов.

В тексте ПДД расшифровка термина ДТП аналогична.

А вот Кодекс об административных правонарушениях дает несколько отличающуюся трактовку. Понятие ДТП в КоАП- это нарушение ПДД либо же несоблюдение требований к принципам эксплуатации данного транспортного средства, что и повлекло причинение ущерба здоровью других людей. Причем в административном порядке рассматривается только урон легкой или средней тяжести. В остальных случаях сведения о ДТП уже будут передаваться специалистам по уголовной практике.

Что именно относится к ДТП

Разбирательства, связанные с дорожными происшествиями, часто бывают трудоемкими, длительными и запутанными. А все потому, что далеко не всегда удается с первого раза оценить, является ли конкретная ситуация ДТП или нет.

Разбираясь в том, какое событие считается ДТП, в первую очередь необходимо исходить из самого определения понятия. В итоге становится понятно, что нельзя считать дорожной аварией ситуацию, когда:

  • транспортное средство не участвовало в нем.
  • ТС были статичными.
  • не был причинен ущерб ни транспорту, ни другим участникам движения.
  • Нужно уметь правильно оценивать, что является ДТП, а что нет, чтобы иметь возможность в сложившейся ситуации должным образом защитить свои права. Например, к дорожному происшествию можно отнести травму пассажира автомобиля, полученную вследствие резкого изменения скорости или траектории движения ТС. Согласитесь, мало кто из граждан, пострадавших таким образом от лихачества водителей маршрутных такси, знает об этом.

    Определение участникам ДТП несложно дать и самостоятельно: ими считаются те участники движения, которые были в той или иной степени задействованы в аварии. То есть лица, относящиеся либо к категории виновников случившегося, либо к группе пострадавших.

    Еще лучше понять, кто считается участником ДТП, позволят Правила дорожного движения, в которых дается определение понятию «участник дорожного движения». Согласно ПДД, это некое лицо, которое принимает участие в движении в качестве пешехода, водителя транспортного средства или его пассажира:

    • Водитель. Это тот, кто управляет транспортным средством. А также к этой категории граждан относят погонщиков скота, ведущих стадо по проезжей части. Водителем считается и инструктор по вождению, сидящий рядом со своим подопечным, который управляет машиной.
    • Пассажир. Им считается не только то лицо, которое находится в ТС вместе с водителем, но и то, которое заходит или выходит из авто. То есть участник ДТП - это, например, человек, который выходил из автобуса и пострадал из-за того, что водитель слишком рано закрыл двери и начал движение.
    • Пешеход. Это человек, который движется вне ТС по дороге или по расположенной вблизи нее пешеходной зоне. К пешеходам причисляются, в том числе, те, кто ведет за собой велосипед, мотоцикл или иное аналогичное транспортное средство. Те, кто едут на коньках, самокате или аналогичном приспособлении. Также пешеходами считаются лица, ведущие детскую или инвалидную коляску. Лица, управляющие инвалидной коляской, не оснащенной мотором.
    • В зависимости от ситуации может произойти как ДТП с одним участником (водитель врезался в столб), так и авария с несколькими десятками или даже сотнями сторон.

      Причины ДТП

      В первую очередь стоит сказать о том, что можно отнести к причинам ДТП. К ним причисляются все те факторы риска, которые имеют отношение либо непосредственно к действиям одного из участников движения, либо к внешнему воздействию среды.

      При этом анализ причин возникновения ДТП, который регулярно проводится статистическими службами и научно-исследовательскими центрами, показывает, что чаще всего происшествия на дорогах происходят все же из-за некорректных действий водителей. В большинстве случаев они просто нарушают тем или иным образом Правила дорожного движения, что неминуемо приводит к авариям различной степени тяжести.

      Принято выделять основные причины и условия возникновения ДТП, фактически выстраивающие ту негативную статистику дорожных происшествий, о которой мы сейчас говорим. Из года в год количественные показатели несколько меняются - то в большую, то в меньшую сторону, но качественные критерии остаются все же примерно одинаковыми. Это позволяет говорить об устоявшихся негативных тенденциях, с которыми и пытаются бороться на законодательном и исполнительном уровнях.

      Так, главные причины возникновения ДТП в России в 2019 году остались такими же, как и в прошлые несколько лет:

      • нарушение ПДД;
      • физическая усталость автомобилиста;
      • факторы, снимающие акцент внимания водителя с дороги (например, телефоны);
      • негативные погодные условия;
      • проблемное покрытие дороги;

      Виды ДТП

      В соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, принято выделять несколько категорий дорожных аварий.

      Виды ДТП и их краткие характеристики:

      • Столкновение. Может быть столкновение двух движущихся транспортных средств или столкновение автомобиля с другим, который резко затормозил (перед препятствием, светофором). Также это может быть столкновение одно или нескольких машин с движущимся ж/д составом.
      • Опрокидывание. Речь идет про опрокидывание по той или иной причине именно движущегося транспортного средства.
      • Наезд на ТС, находящееся в статичном положении. Например, наезд на автомобиль, стоящий на обочине дороги, на ТС, припарковавшееся во дворе.
      • Падение пассажира в процессе движения ТС. Это может быть падение человека из салона транспортного средства на проезжую/пешеходную часть или же падение прямо в салоне по причине слишком резкого маневра водителя, резкого снижения скорости.
      • Наезд на некое недвижимое препятствие. Это может быть что угодно - дорожный знак, опора моста, столб, ограждение, дерево, объект недвижимости.
      • Наезд на пешехода. Сюда входят, в том числе, ситуации, при которых пешеход страдает от грузов, перевозимых транспортом. Например, когда человек получил травму от выпавшей из машины доски, кирпича, ящика с продуктами.
      • Наезд на гужевой транспорт, на животное. Это наезд на животных, передвигающихся в упряжке и/или на повозки, которые они передвигают.
      • Наезд на велосипедиста. Имеется в виду ситуация, когда ТС совершило наезд на человека, управляющего велосипедом, то есть также находящегося в движении.
      • Иной вид ДТП. Это различные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под одну из перечисленных категорий. Например, наезд на колесо, отлетевшее от другого автомобиля. Или наезд на некий крупный предмет, выпавший из другого авто.

      Кроме этого, выделяют еще такие виды ДТП на автомобильном транспорте, как:

      • . Ситуация, когда водитель ТС стал виновником аварии, но при этом сам не столкнулся ни с одним из других участников движения. Например, если водитель авто выехал на встречную полосу, что вызвало резкое изменение траектории движения и последующие столкновения других машин.
      • Учетное дорожное происшествие. Для того чтобы понять, что такое учетное ДТП, нужно обратиться к Правилам учета происшествий и вспомнить, что в статистической отчетности указываются ДТП, в которых получили травмы легкой, средней или тяжелой степени или погибли люди. То есть именно такие случаи является учетными. Если в аварии люди не пострадали, она учету не подлежит.
      • Скрытое происшествие на дороге. Далеко не каждый знает, что такое скрытое ДТП. Но здесь все предельно просто, так как расшифровка понятия следует уже из самого термина. Это такие ДТП, при которых виновник случившегося без объективных на то причин и с целью сокрытия своей причастности к аварии.

      Как видите, существует весьма детальная классификация ДТП, и виды анализа ДТП поэтому также применяются самые разнообразные. Так, используется ситуационная и корреляционная, статистическая и вероятностная методики. Задействуются юридическая и . Учитываются социокультурные и технологические факторы, абсолютные и удельные показатели.

      В целом можно говорить про анализ единичных ДТП, призванный понять характер каждой отдельной аварийной ситуации и причины ее возникновения. А также про анализ дорожных происшествий как массового явления. Именно он позволяет выявить основные виды ДТП и причины их возникновения. Полученные данные затем применяются для выработки грамотных превентивных мер, необходимых для снижения количества происшествий на дорогах как в каждом отдельном населенном пункте, регионе РФ, так и по всей стране в целом.

      Что делать при ДТП

      Во многом исход аварийного происшествия будет зависеть от грамотного поведения сторон конфликта. В особенности это касается пострадавшей стороны, ведь именно ей в большинстве случаев приходится принимать непосредственное участие в защите своих гражданских прав.

      Если говорить предельно кратко, то схема действий примерно такая:

      • Проанализировать состояние пострадавших в аварии лиц и/или машин.
      • Взять под контроль процесс возмещения материального, морального вреда со стороны виновника случившегося.

      На деле же каждый из этих пунктов можно расписать на несколько десятков чрезвычайно важных подпунктов. Знать о каждом из них должен любой водитель, потому что только в этом случае у него есть шанс на полноценное восполнение ущерба.

      Что такое ДТП: Видео

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.