Роль односоставных предложений в художественной и разговорной речи. Конспект урока «Односоставные предложения. Роль односоставных предложений в речи Какую роль играют односоставные предложения

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроке русского языка по теме «Односоставные предложения.

Роль односоставных предложений в речи»

Васюта Ирина Васильевна, МАОУ СОШ № 4, учитель русского языка и литературы, Новый Уренгой, ЯНАО

Предмет (направленность) урок

Возраст детей 13-14 лет

Место проведения класс

Цели:

1. Сформировать умения отличать односоставные предложения от двусоставных, различать односоставные предложения по их значению, структурным особенностям, определять их роль в речи.

2. Развивать умения составлять тексты с употреблением односоставных предложений, использовать односоставные предложения в разных стилях речи, пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Ход урока.

На уроках русского языка мы продолжаем изучать простые односоставные предложения, их состав, стилистические функции на примерах художественных текстов русской литературы, а также созданных самостоятельно.

    Мотивация. Задания на постановку личных целей ученика.

Обучающимся предлагается анкета. «Для чего я изучаю эту тему, каких результатов я должен достичь».

Я изучаю тему для того, чтобы:

    получить хорошую отметку;

    научиться конструировать односоставные предложения;

    написать красивое сочинение;

    выполнить исследовательскую работу по одному из видов односоставных предложений;

    понравиться учителю;

    научиться понимать художественный текст и роль односоставных предложений в нём;

    своей творческой/ исследовательской работой призвать одноклассников уважать и бережно относиться к русскому словесному искусству;

    проверить хорошо ли я могу делать такие творческие работы;

    свой вариант ответа.

2.Актуализация знаний.

2.1.Блиц-опрос («да», «нет»)

    Определённо-личные предложения – это двусоставные предложения?

    Это односоставные предложения?

    Необходимо ли в них подлежащее?

    Могли бы местоимения 3 лица быть подлежащими в неопределенно-личных предложениях?

    Могли бы местоимения 1,2 лица быть в них подлежащими?

    Связаны ли понятия безличные глаголы и безличные предложения ?

    Можно ли восстановить подлежащее в безличных предложениях?

2.2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.

В тихой дреме под навесом слышу шепот сосняка.

К какому стилю принадлежат предложения?

Какова их тема?

Чем они отличаются друг от друга?

    Объявление темы урока.

    Работа с текстом.

Осень.

Прелестная поздняя осень. С утра слегка морозит. Но днем солнце берет свое. Идешь по причудливому пестрому ковру из разноцветных листьев, смотришь на бегущие по небу облака и думаешь, думаешь…

      Комплексный анализ текста.

    Назовите тему текста.

    К какому стилю он принадлежит?

    Объясните написание орфограмм.

    Какие предложения по наличию главных членов в грамматической основе употреблены?

      Трансформируйте текст, добавив в грамматическую основу второй главный член.

Какой текст звучит лаконичнее? Образнее? Почему?

    Работа в группах. Исследование заданных текстов.

Цель употребления.

Внимание в определенно-личных местоимениях сосредоточено на действии; они часто употребляются в художественной литературе, публицистике, разговорной речи. Употребление определенно- личных предложений в речи, устной и письменной, делает ее живой, непринужденной, динамичной, эмоциональной. Неопределенно-личные предложения позволяют сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. С их помощью выражается только проявление человеческой деятельности. В этом отношении они противостоят безличным предложениям, выражающим действие стихийных сил. Безличные предложения передают состояние природы, состояние человека, выражение желаний, предположения, приказа, состояние окружающей среды.

Таким образом, односоставные предложения делятся на несколько видов по наличию главного члена в грамматической основе, по стилистическим и смысловым функциям. Чтобы правильно употреблять односоставные предложения в речи, необходимо более подробно изучить виды односоставных предложений.

Задание для группы № 1.

5.1.Сравните разные редакции отрывка из поэмы «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Сделайте вывод о том, какой синтаксической конструкции отдает предпочтение автор? Как вы полагаете, почему? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

Черновой вариант

Кому жизнь, кому смерть, кому слава.

На рассвете началась переправа.

Берег тот был, как печка, крутой,

И, угрюмый, зубчатый, Лес чернел высоко над водой,

Лес чужой, непочатый.

А под ними лежал берег правый, —

Снег укатанный, втоптанный в грязь, Вровень с кромкою льда.

Переправа

В шесть часов началась.

Окончательная редакция

Переправа, переправа…

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромки льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, —

Ни приметы, ни следа…

Задание для группы № 2.

Проведите опыт. Возьмите два одинаковых комнатных растения, поливайте их на протяжении всего опыта. Одно растение поставьте на подоконник, а – другое в темное место. Через несколько дней вы увидите, что у второго растения листья пожелтели.

Сделайте вывод из опыта.

(из учебника биологии)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

Задание для группы № 3.

      Проанализируйте текст. Какие предложения чаще всего в нем употребляются? Почему? С какой целью? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

За лето небольшую сельскую школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они стали такими чистыми, свеженькими, без единого пятнышка. Поменяли наличники на окнах, сделали новое крылечко. Теперь ее называют теремком.

(по Н. Носову)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

Задание для группы № 4.

      Проанализируйте текст. Какие предложения чаще всего в нем употребляются? Почему? С какой целью? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

Вечереет. Ветра уж нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Теперь и пахарям можно отдохнуть. Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.

Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты все еще идешь за плугом по неглубокой борозде.

(по В. Закруткину)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

    Проверка исследовательской работы групп.

Обучающиеся осуществляют взаимопроверку заданий, выполненных каждой группой на интерактивной доске, делают выводы об использовании односоставных предложений в различных стилях речи.

    Выполнение творческого задания.

Сочинение – миниатюра. (Предлагаются темы по выбору)

Наш город под Новый год.

Мне нездоровится…

Первый снег! Сколько чувств вызывает он!

Правила перехода проезжей части дороги.

    Заслушивание и рецензирование работ обучающихся.

    Рефлексия.

Продиагностируйте личное приращение с помощью рефлексии

Заполни таблицу

Задание

Вопрос

Ответ да/нет/ не совсем

Почему?

Вернись к списку ответов на вопрос «Для чего мне изучать тему?». Прочитай еще раз выбранные тобой ответы.

Твоя работа на уроке помогла достичь того, что заявлено в этих ответах?

Вспомни перечень того, чему планировал научиться.

Удалось этому научиться?

Удалось нужную найти информацию?

Вспомни, как шла работа над темой.

Работа над темой велась строго по составленному плану?

Вспомни момент представления творческой работы

Какие чувства и эмоции были у тебя в этот момент?

Ответ

    Домашнее задание.

Выполнить исследовательскую работу по одной из тем (по выбору):

    Использование односоставных предложений в эпистолярном жанре (Анализ письма Тряпичкина Хлестакову (Н.В. Гоголь. «Ревизор», действие 5-е, явление VIII) ;

    Использование односоставных предложений в разговорной речи (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», гл. «Сирота»);

    Проанализировать использование односоставных предложений в учебнике геометрии.

Односоставные предложения - предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет . В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения.

Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными в зависимости от того, поясняется ли главный член дополнительными словами или нет. Односоставные предложения бывают двух видов: глагольные и субстантивные.

Глагольное односоставное предложение. Отличительная особенность глагольных односоставных предложений – бессубъектность: в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?; За окном поют; Его не проведешь; Ему было весело; Здесь не пройти. Глагольные односоставные предложения подразделяются на:

    определенно-личные;

    неопределенно-личные;

    обобщенно-личные;

    безличные;

Определённо-личные предложения - односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин);

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, подставив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы .

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например:

На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь);

По улицам слона водили… (И. Крылов);

И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря… (В. Высоцкий);

Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин).

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости ; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу ; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут ; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые. В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели. В соседнем классе шумят. В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев) ; Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое обозначает действие, которое выполняет широкий, обобщённый круг лиц.

Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении стоит в той же форме, что и в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях. Ярким примером являются пословицы.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело - гуляй смело.

Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.(Пауст.)

Обобщённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само действие, а не лиц, которые его производят. Обобщённо-личные предложения – предложения, в которых действие вне времен, относится к любому, всякому лицу, к группе лиц. Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах.

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, то есть действие, о котором говорится в предложении, относится ко всем лицам вообще.

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния.

Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу ); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно ); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью ); состояние дел (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты ) и т. д. По выражению Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

По школьной классификации, к безличным также относят инфинитивные предложения (то есть предложения с главным членом-сказуемым, выраженным независимым инфинитивом).

Главный член может быть выражен:

Формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает! Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

Формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапогами отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

Словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода не было , а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - не будет ): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв).

Сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

Кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

Инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин).

Субстантивное односоставное предложение. Главный член выражен формой существительного. Субстантивные предложения являются не просто безглагольными, в них действие даже не предполагается. В зависимости от смысла субстантивные предложения разделяют на:

    номинативные;

    генитивные.

    назывные.

Номинативные предложения утверждают бытие предмета в настоящем времени: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А.А.).

Генитивные предложения , кроме бытийности и настоящего времени, имеют значение избыточности, усиленное эмоциональной окраской. Генитивные предложения могут быть распространенными: Злато, злато, сколько через тебя зла-то! (Островский А.Н.)

Назывные – это один из типов односоставных предложений, форма главного члена в которых имеет сходство в выражении с подлежащим.

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи: "Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную . Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее.

Типы назывных предложений

Назывные бытийные констатируют факт существования предмета. Подлежащее выражено именительным падежом любой именной части речи: Мама, каша, кошка, ложка, книжка, яркая обложка…

Назывные указательные указывают на предмет. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются указательные частицы ВОТ или ВОН: Вот вам софа, раскиньтесь на покой (Гр.).

Оценочно-назывные оценивают предмет с точки зрения говорящего. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются различные экспрессивно–эмоциональные частицы: Ну и ночка! Вот тебе, бабушка и Юрьев день.

Желательно-назывные выражают сильное желание чего-либо. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются частицы ТОЛЬКО БЫ, ЛИШЬ БЫ, ЕСЛИ БЫ: Только бы не контрольная.

Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры вследствие пропуска тех или иных формально необходимых членов (главных или второстепенных), которые и без называния ясны из контекста или обстановки.

Неполнота грамматической структуры таких предложений не мешает им служить целям общения, поскольку пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений.

В этом отношении неполные предложения отличаются от предложений недосказанных, являющихся прерванными по тем или иным причинам высказываниями, например: Хотя погоди, Калинина, а что, если... Нет, так это не получится... (Б. Пол.); - Я ж, мамаша. Разве я... Люди ж говорят, что она... (Б. Пол.).

Соотнесенность с полными предложениями обнаруживается наличием в таких предложениях слов, сохраняющих грамматические функции и формы, свойственные им в соответствующих полных предложениях. Именно они указывают на «пустующие» позиции опущенных членов предложения. Неполные предложения особенно употребительны в разговорных стилях языка, они широко используются в художественной литературе как при передаче диалога, так и в описании.

Типы неполных предложений . Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные. Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении (если оно сложное).

Среди контекстуальных предложений выделяются:

    Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам). Отсутствие подлежащего:

- Постой, ты кто же? - удивился Куров.

- Ростислав Соколов , - отрекомендовался мальчик и даже поклонился при этом (Б. Пол.).

Отсутствие сказуемого:

- Ты бросил жену, Микола?

- Нет, она меня (Шол.).

Отсутствие и подлежащего и сказуемого:

- Булочник Коновалов здесь работает?

- Здесь! - ответил я ей (М. Г.).

Отсутствие сказуемого и обстоятельства: Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же - к людям, к обществу (Т.).

Отсутствие сказуемого и дополнения: Кто его ждал? Пустая, неуютная комната (Б. Пол.).

Отсутствие второстепенного члена предложения (дополнения, обстоятельства) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену: Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои (С. Бар.).

    Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью.

- Ну, где ж твои Ближние Мельницы? - А это тебе что? Скажешь, не мельницы? - Где? - Что значит, «где»? Тут. - Где же тут? - Где мы идем (Кат.). В последнем предложении не названа главная часть.

    Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения.

В сложносочиненном предложении: В одной руке он держал удочку, а в другой - кукан с рыбешкой (Сол.). Во второй части сложного предложения не названы главные члены, имеющиеся в первой части.

В сложноподчиненном предложении: Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову , увидел, как ведущий самолет, нелепо завалившись на крыло, оделся черным дымом и стал косо падать (Шол.). В придаточной части предложения когда поднял голову не названо подлежащее, общее с главной частью.

В бессоюзном сложном предложении: Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору - пешком, а под гору - так с трусцой (Сол.). В пояснительной части сложного предложения не названо сказуемое, упомянутое в поясняемой части.

Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой. Например: Как-то, за полночь, он постучался в дверь к Журавушке. Она откинула крючок... - Можно? - спросил он дрогнувшим голосом (М. Алексеев).

Изредка где-то ухало. Судя по всему, не близко.

- Утихомирились , - миролюбиво сказал мой сосед (С. Бар.). Пока я ждал своей очереди, за моей спиной начали прокручивать печатные машины. На них сегодня работали одни женщины.

- Я за вами! - предупредил я и побежал к своей машине (С. Бар.).

Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи , представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, наряду со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной.

Среди диалогических предложений различаются предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим, причем реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу, чем последующие. Например:

- На перевязку иди.

- Убьют...

- Ползком.

- Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).

Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса. Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

- Что у вас в узле, орлы?

- Раки, - ответил неохотно высокий.

- Ого! Где вы их достали?

- Возле плотины (Шол.).

Могут быть ответами на вопрос, требующий подтверждения или отрицания сказанного:

- У тебя баба есть?

- Никак нет.

- А матка?

- Есть (Нов.-Пр.).

Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

- Чего не пробовали - удить или любить?

- Первое (М. Г.).

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:

- Чем же вы жить-то будете?

- А голова-то, а руки-то на что? (М. Г.).

- Скажи, Степан, вы женились по любви? - спросила Маша.

- Какая у нас в деревне любовь? - ответил Степан и усмехнулся (Ч.).

На протяжении всего исследования я пытался показать роль односоставных предложений в разговорной и письменной речи. Значимость таких предложений велика, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая тексту лаконичность, эмоциональность, краткость, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений. Обобщенно-личные предложения подчеркивают общность всех людей в мире в целом, так как объединяют их как равных, обращаясь к ним с поучениями, пословицами, афоризмами. Самыми распространенными являются безличные предложения, без которых мы просто не можем выразить свои мысли, чувства. Такие предложения ярко характеризуют состояние природы или человека, описывают пейзаж понятно и просто, конкретно, лаконично указывают на то, что есть или чего нет. Назывные предложения помогают довести замысел автора до самой глубины нашей души, выделяя какие-то конкретные объекты из окружающей картины, именно при помощи них мы представляем действие в виде кинофильма со сменяющимися кадрами. Без односоставных предложений речь была бы слишком скучна, проста и некрасива. А они придают образность, выразительность и эмоциональность, что помогает понять замысел автора в книгах или в разговоре.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по русскому языку «Употребление односоставных предложений в речи»

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… К.Д. Ушинский

Цель: показать все богатство и могущество русского языка на примере односоставных предложений Задачи: научиться работать с дополнительной литературой, со справочным материалом не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике выражать свои собственные идеи в удобной для меня творчески продуманной форме наглядно видеть, что дают языку такие важные односоставные предложения

План работы: Исследование «Роль односоставных предложений в речи» Сценарий эпизода фильма по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Представление картины В.Серова «Девочка с персиками»

Исследование «Употребление односоставных предложений в речи» В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть. Без четверти четыре. Четыре. Ждем. Половина пятого… Пять… Тишина… Шесть, семь… Светает. Н.Некрасов Все предложения в этом тексте односоставные. По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: с главным членом – сказуемым, с главным членом – подлежащим.

Определенно-личные предложения Определенно-личными называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения (иду, идешь, идем, идете; пойду, пойдешь, пойдем, пойдемте; иди, идите). Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определенно указывают на подлежащее (я, ты, мы, вы), то подлежащее необязательно. Например: Бесконечная Россия Что вьешься, ласточка, к окну, Словно вечность на земле! Что, вольная, поешь? Едешь, едешь, едешь, едешь, А.А. Дельвиг Дни и версты нипочем! Люблю грозу в начале мая… П.А.Вяземский Ф.И.Тютчев Употребление определенно-личных односоставных предложений придает повествованию большую динамичность, энергичность, яркость, точность, делает его более лаконичным, тогда как предложения с местоимениями являют собой «речь более вялую, спокойную, но ничем не более ясную».

Неопределенно-личные предложения Неопределенно – личными называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В одно тихое, теплое утро в больницу принесли письмо. (А. П. Чехов) Что новенького в газетах пишут? (М.А.Шолохов) Потом его в степи без чувств нашли. (М.Ю. Лермонтов) На берегу разожгли костер, начали варить уху, затянули песню. Возле этой осинки летом стог поставили. (М.Пришвин) В неопределенно-личных предложениях внимание сосредоточивается на факте, событии, действии. Действующее лицо остается либо необозначенным, либо оно неопределенно или неизвестно, и потому указание на него невозможно. В любом случае предложение лишено грамматического подлежащего. В неопределенно-личных предложениях действия автора не так важны, как то, что происходит в окружающем мире. Сведения о действующем лице (или лицах) мы можем понять только из контекста или из ситуации.

Обобщенно-личные предложения Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения без подлежащего с таким сказуемым-глаголом, который называет действие, имеющее отношение к любому лицу. Этот тип предложений носит обобщенный характер. Такое значение передается формами глагола 2-го лица единственного или множественного числа. Обобщенно-личные предложения типичны для пословиц, афоризмов, для повествования с обобщенным смыслом. Особенностью является действие, происходящее в любое время без каких-либо ограничений. Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица). Слезами горю не поможешь (пословица). В лес дров не возят (пословица) Обобщенно-личные предложения употребляются, когда автор хочет подчеркнуть закономерную картину с медленной сменой действий. Также они отражают чувства мысли автора, его мнение к окружающему миру. Читатель сопереживает вместе с героем, так как полностью стал участником действий произведения благодаря употреблению обобщенно-личных предложений.

Безличные предложения Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Утром долго не светало. (А. Платонов) И в роще не слышно теперь соловья! (И.И. Козлов) Под вечер подморозило. Безличные предложения передают состояние природы (явления), физическое, внутреннее состояние человека (знобит, нездоровится). В таких предложениях не нужно подлежащее, оно даже не подразумевается. На главном месте стоит только глагол, выражающий состояние, явление. Очень часто такие предложения встречаются в разговорной речи для того, чтобы придать беседе просторечие, особенно при употреблении инфинитива, который несет эмоциональную окраску. Поэтому такие безличные предложения часто встречаются в лозунгах, в публицистической речи, чтобы придать тексту точность, лаконичность и побудить к активному действию. Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями.

Назывные предложения Назывные предложения – это безглагольные односоставные предложения, у которых главный член выражен существительным. Например: Лес. Палатка. Плеск речной волны. (Яшин) Дым костра. Сырых шинелей груда. (Сурков) Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? В.А.Жуковский Назывные предложения употребляются в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках, статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и ярко рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку. Умелый подбор существительных у автора помогает четко представить нарисованный словами пейзаж. Например, перечисление мелькающих перед глазами предметов дает возможность представить картину как бы в движении, напоминающую быстро сменяющие друг друга кинокадры.

Заключение: На протяжении всего исследования я пытался показать роль односоставных предложений в разговорной и письменной речи. Значимость таких предложений велика, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая тексту лаконичность, эмоциональность, краткость, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений. Обобщенно-личные предложения подчеркивают общность всех людей в мире в целом, так как объединяют их как равных, обращаясь к ним с поучениями, пословицами, афоризмами. Самыми распространенными являются безличные предложения, без которых мы просто не можем выразить свои мысли, чувства. Такие предложения ярко характеризуют состояние природы или человека, описывают пейзаж понятно и просто, конкретно, лаконично указывают на то, что есть или чего нет. Назывные предложения помогают довести замысел автора до самой глубины нашей души, выделяя какие-то конкретные объекты из окружающей картины, именно при помощи них мы представляем действие в виде кинофильма со сменяющимися кадрами. Без односоставных предложений речь была бы слишком скучна, проста и некрасива. А они придают образность, выразительность и эмоциональность, что помогает понять замысел автора в книгах или в разговоре.

Сценарий эпизода фильма по главе из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Глава II Вожатый 1 действие Дорога. Едет кибитка сквозь густой туман, в темноте ничего не было видно. Снег повсюду. На облучке сидит Савельич, изредка покрякивая. Гринев. Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся. Савельич. Эх, батюшка Петр Андреич! Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме. Беда да и только!.. Как покажусь я на глаза господам? что скажут они, как узнают, что дитя пьет и играет. Печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто снегом. Солнце на закате. Кибитка ехала по узкой дороге, проложенной крестьянскими санями…

« Девочка с персиками»… Известная картина В.Серова… Веселое, радостное настроение … Яркое, светлое утро … Завтрак … Абрамцево. Местечко под Москвой. Художник в гостях у Саввы Ивановича Мамонтова, человека богатого, глубоко понимавшего и любившего искусство. Хозяин дома выслушал причину приезда живописца и дал совет: рисуй Верушку, доченьку мою. Девочка была непоседой. Она никогда не желала позировать, то есть долго сидеть в одном положении. - Попробуй, - уверял Савва Иванович, - у тебя получится. Верушка, веселая, светящаяся влетела в комнату, рассказывая быстро, торопясь какую-то забавную историю. Она сидела напротив Серова. Свежее румяное лицо. Загорелые руки. Черные глаза-угольки. Девочка намиг перестала разговаривать, только смотрела на художника. В таком состоянии Серов и изобразил ее.

Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении односоставных предложений в восьмом классе. Я считаю, что в своем проекте показал роль односоставных предложений в разговорной речи и в произведениях писателей и поэтов, придавая им образность, эмоциональность и выразительность.

Учитель

Понятие об односоставных предложениях. Группы односоставных предложений по способу выражения главного члена. Роль односоставных предложений в речи.

Цели: дать понятие об односоставных предложениях; о группах односоставных предложений по способу выражения главного члена;

Слайд 1. Орфографическая разминка.

Пр..ступить к занятиям, пр..ступить закон, пр..сечь разговоры, пр..восходить, пр..бить, пр..глушить, пр..вокзальный, пр..высить скорость, пр..светлый образ, пр..окский, пр..неприятный, пр..рываемый, пр..вязанный, пр..дать форму, пр..бывать в унынии, пр..брежный, поезд пр..бывает, пр..городный, пр..клеить, пр..сесть, пр..града, пр..дел желаний, пр..дел храма, пр..данья старины, пр..уменьшить, пр..образовать, радиопр.. ё мник.

Слайд 2. Самопроверка

Приступить к занятиям, преступить закон, пресечь разговоры, превосходить, прибить, приглушить, привокзальный, превысить скорость, пресветлый образ, приокский, пренеприятный, прерываемый, привязанный, придать форму, пребывать в унынии, прибрежный, поезд прибывает, пригородный, приклеить, присесть, преграда, предел желаний, придел храма, преданья старины, приуменьшить, преобразовать, радиопри ё мник.

Слайд 3 Найдите грамматическую основу в предложениях . /Предложения двусоставные./

- В чём особенность предложений справа? Вывод: Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными.

Слайды 4-5 Тема урока и цели.

- Итак, перед нами односоставные предложения.

1. Люблю грозу в начале мая…

2. Мне сказали о вашей просьбе.

3. Мне не спится.

4. Весна.

- Посмотрите, чем отличаются первые три предложения от четвёртого. /В 1-м – 3-м предложениях главный член – сказуемое, а в 4-м - подлежащее/

Вывод: По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы:

1) с главным членом в форме сказуемого;

2) с главным членом в форме подлежащего.

Слайд 7 Понятие об односоставных предложениях §212

- Второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. Почему? /возврат к слайду 6/ Односоставные предложения так же хорошо справляются с обязанностью сообщать, как и двусоставные. Как мы видим, мысль, выраженная односоставным предложением, тоже полноценная, не усечённая. Запись в тетради «Стилистика русского языка » §212 /последний абзац/

Слайд 9 Разминка!

Слайд 10 САМОПРОВЕРКА!

Слайд 11 Определённо-личные предложения. §213

- Чем может быть выражено сказуемое в О-Л предложениях?

1. Люблю безмолвие полношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. / глаг., 1-е л., ед. ч., наст. вр./

2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? /глаг., 2-е л., наст. вр./

3.Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья . /глаг., 1-е л., буд. вр./

4. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии . /глаг., 1-е л., мн. ч., буд. вр./

5. Уходи, зима седая!

6. Звени, звени, златая Русь , Повелит накл.

Волнуйся, неу ё мный ветер!

7. Напиши мне письмецо!

Чтение и комментарий §213.

- Всё же в чём же превосходство О-Л предложений? §213./чтение и комментарий/

Итак, как мы видим, второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Хочу обратить ваше внимание на то, что этот вид предложений часто используется в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. В русском языке предложения с обращением часто не имеют подлежащего, являясь О-Л. сфера использования О-Л предложений обширна /разговорная речь, публицистика, научный и официально-деловой стили речи/ запись в тетради «Стилистика»

Слайд 13. Работа с текстом.

Прочитайте текст.

Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.

Содержи тело в чистоте. Часто мойся, чисти зубы и ногти.

Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить с друзь ями и родителями и выслушивать их.

Научись говорить «Нет». Если тебя просят сделать что-то, от чего ты чувствуешь себя неловко, говори «Нет».

К какому стилю речи относится данный текст? Какие виды предложений в нем использованы?

Слайд 14 Обобщённое значение О-Л предложений

Лес густой, зеленый и полон шорохов, писков. Но вот вхожу в него я - и мигом все прячется, настораживается: человек пришел в лес! Знаю, что из всех лесных тайничков следят за мной чьи-то встревожен­ные глаза. Ружье у охотника не для добрых знакомств!

Теперь хочешь увидеть - стань невидим; хочешь услышать - стань неслышим; хочешь понять - замри.

Не бери в лес ружье... (По Н. Сладкову.)

От какого лица ведётся рассказ? /от 1-го лица/

Какая форма глагола указывает на это?/ Глаголы 1-го лица, изъявит накл., наст времени./

В каком лице стоят глаголы во втором абзаце? /В форме 2-го лица, ед. ч., изъявит. накл./

Как вы думаете, с какой целью автор это делает?/Очень часто предложения такого типа используются для передачи значения обобщённого лица, т. е действие относится к любому лицу: это не исключает указания на автора, но усиливает выразительные возможности текста./ §213 /последний абзац/

Как вы думаете, случайно ли использование в первой части второго предложения обратного порядка слов? Связано ли это со значением обобщения? /Да, писатель как бы говорит не о себе, а о человеке вообще, человеке с ружьём, появление которого в лесу заставляет насторожиться его обитателей. Ср.: Но вот я вхожу в лес… - при таком порядке слов в предложении исчезает значение обобщения. / ВЫВОД: О-Л предложения используются в текстах для передачи значения обобщённого лица, а также порядок слов /инверсия/ может вносить в предложение значение обобщения. /См. Практика № 000 с.86, устно/

ВОПРОСЫ: 1. Истолкуйте термин определённо-личные. 2. Кто является деятелем в О-Л предложениях? 3. Какую роль играет окончание сказуемого в О-Л предложениях? 4. Чем может быть выражено сказуемое в О-Л предложениях? 5. Какое значение могут иметь О-Л предложения? 6. Каковы стилистические особенности О-Л предложений?

Слайд 15 Неопределённо-личные предложения. §214

Найдите в предложениях 1-2 сказуемое-глагол, определите, в какой грамматической форме он употреблён. Формы 3-го лица мн. ч. настоящего времени и мн. ч. прошедшего времени не указывают на какое-либо определённое лицо: они, кто именно? Нашли – мы, вы, они? Здесь не важно лицо, совершающее действие, а важно само действие.

1. Ведут ко мне коня.

2. Потом его в степи

без чувств нашли.

(М. Лермонтов.)

/ Открыть правую верхнюю часть/ §214

Слайд 17 Закрепление

От него ждали чуда. Вокруг него ходили так, как будто это пришелец с другой планеты. Считали: по разуму человеку он уступает лишь самую малость. Полагали, что он пытается с нами заговорить и дело за тем лишь, чтобы понять его необычные звуки. О дельфинах написаны десятки книг, горы статей. (В. Песков.)

1. Как мыслятся действующие лица в предложениях этого отрывка?

2. Можем ли мы сказать определённо, кто именно проявил внимание к дельфинам?

ВЫВОД: в этих предложениях всё внимание сосредоточено на действии, а сам производитель действия не назван, т. к. это совсем неважно, кто производил эти действия, деятель мыслится неопределённо.

Слайд 18 Обобщённое значение Н-Л предложений

А теперь определите грамматическую форму сказуемых в предложениях 1-2. / 3-е лицо настоящего времени./ В этих примерах формы сказуемых вновь не подразумевают определённого лица, но они обращены ко всем, имеют переносное значение./ открыть правую часть. §214 /последний абзац/

1. Цыплят по осени считают.

(Пословица.)

2. От добра добра не ищут

(Пословица.)

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая ропот колёс непрестанный,

Глядя задумчиво в небо высокое.

Использует приём, позволяющий ему передать свои чувства, переживания, не выставляя их напоказ, а как бы облекая в форму обобщения, перенося эти переживания на всех, в том числе на слушателя. Запись в тетради «Стилистика»

ВОПРОСЫ: 1. Истолкуйте термин неопределённо-личные. 2. Кто является деятелем в Н-Л предложениях? Чем может быть выражено сказуемое в Н-Л предложениях? 5. Какое значение могут иметь Н-Л предложения? 6. Каковы стилистические особенности Н-Л предложений?

Слайд 19 Определите вид предложения

1. За правое дело стой смело. /Пословица./

2. Сижу за столом у открытого окна. /В. Бианки./

3. Сегодня с утра начали жать рожь. /В. Бианки./

4. Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской…/М. Лермонтов./

5. Меня приняли в баскетбольную команду…/Н. Носов./

6. Одной рукой и узла не развяжешь. /Пословица./

7. Брошу в море сети частые, белый парус подыму. /В. Брюсов./

8. Скажешь, когда закончишь уборку комнаты.

9. Бездонную бочку водой не наполнишь. /Пословица./

10. К кому-то принесли от мастера ларец. /И. Крылов./

Слайд 20 Безличные предложения

Слайд 21 Безличные предложения §215 Переход на слайд 22 безличные глаголы.

Глаголы обычно обозначают действие лица или предмета, поэтому грамматическая основа предложения состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого.

Однако в русском языке есть группа глаголов, которые обозначают действие без деятеля (без действующего лица или предмета), поэтому такие глаголы называются безличными:

Ветром унесло лодку.

Слайд 23 Определите способ выражения сказуемого в безличных предложениях.

Светает (состояние природы). Безличный глагол

Приятно пахнет чер ё мухой (состояние среды).Личный глагол в безличном значении

Мне не спится (состояние человека). Возвратный глагол в безличном значении

Быть грозе! (неизбежность). Инфинитив

В лесу тихо (состояние природы). Слово состояния

Мне грустно (состояние человека). Слово состояния

Сильнее кошки зверя нет (отсутствие чего-либо). Неизменяемая глагольная форма нет

Слайд 24. Определите способ выражения сказуемого

1. Больше всего мне (не) хотелось сейчас расспросов. 2. Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь. 3. Нам (не)просто смотреть друг другу в глаза. 4. Нет дороги н.. впер ё д и н.. назад. 5. Вальдшнепа н..где не видно. 6. Сердца жаркого (не)залить вином, думу ч ё рную (не)запотчевать. 7. Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н, нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов. 8. Савельича со мною (не) было.

Слайд 25. Алгоритм

Опираясь на данный алгоритм, назовите виды односоставных предложений.

Алгоритм определения вида простого предложения:

1. Выделить главные члены предложения.

2. Установить: двусоставное или односоставное.

3. Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.

4. Если подлежащим – это назывное предложение.

5. Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель.

6. Если подразумевается – выяснить: определённо или неопределённо-личное.

7. Если нет – это безличное предложение.

Ночь. Читаю книгу. Рассвело. В дверь постучались.

Слайд 26. Обобщение.

Слайд 27. Переделайте односоставные предложения в двусоставные:

1. Зима.

2. Лес. Поляна. Безлюдье.

3. В школе готовятся к празднику.

4. В доме ожидают гостей.

5. В лесу шумело.

6. В трубе свистело, гудело, ухало.

7. Не бери в лес ружь ё .

8. Познай самого себя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.