Презентация, доклад Что такое ОНР? Характеристика детей, имеющих общее недоразвитие речи IV уровень развития речи




Принято выделять 4 уровня речевого развития при ОНР. I уровень речевого развития I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существи­ тельными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами.


II уровню речевого развития Переход ко II уровню речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю). Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол-столы; поет-поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.


III уровень речевого развития III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с", еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля). Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» - Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).


IV уровень речевого развития IV уровень речевого развития характеризуется незначительными изменениями всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р"], [Л - Л"], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т" - Ц - С - С"] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь; перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт; элизии (сокращение гласных при стечении); парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист; в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист; добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи». Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте. Все это прослеживается в сравнении с нормой, т.о. четвертый уровень определяется в зависимости от соотношения нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости.

Характеристика детей с ОНРОНР – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с
нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается
позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм,
дефекты произношения и фонемообразования.
Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение
всех компонентов речевой деятельности.
Системный подход к анализу речевых нарушений у детей представлен в
работах Р.Е. Левиной.
ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия
речевых средств общения до развернутой речи с элементами
фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Все
многообразие речевого недоразвития Р.Е. Левина свела к трем уровням
речевого развития. Каждый уровень характеризуется определенным
соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений,
задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от
одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых
возможностей.

Овладение системой родного языка

Норма 4,5-5 лет
Правильное
воспроизведение
многосложных слов
(т.е. сформированы
ССС, ФВ)
ФОНЕМАТИКА
Полно и связно излагает
свои мысли
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Владеет 4-5 тыс. слов
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Произносит все звуки
родного языка
правильно
ФОНЕТИКА
Соединяет слова во
фразы, строит
развернутые
предложения
ЛЕКСИКОГРАММАТИЧЕСКИЙ
СТРОЙ

Овладение системой родного языка ОНР III уровня (5 лет)

ФОНЕТИКА
Неверное
ФОНЕМАТИКА
произношение 1.Не различают на слух и в произношении
многих звуков близкие по звучанию мягкие-твердые,
(до 10 и более) звонкие-глухие, а также звуки: С-Ш, З-Ж,
ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.
2.Искажают ССС и звуконаполняемость
(питатифа; атагафия; голопед).
3.Не могут воспроизвести ряд слов или звуковых
(слоговых) сочетаний, близких по звучанию
(бык-бак-бок; па-ба-па; та-кта).
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ Наличие
аграмматизма:
- неправильное употребление предлогов («Платок
лежит кармане»; Кошка вылезла под кровати);
- нарушения в согласовании различных частей речи
(Заботился о ёжика; Наблюдали за обезьяны);
- нарушения в построении предложений
(Шёл Петя грибы лес собирать; Почему что ёжик
кололся, почему что девочка и плачет).
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Владеет 2,5-3 тыс. слов;
много вербальных
замен; незнание менее
употребительных словпредметов (земляника,
затылок, кабина),
глаголов, выражающих
уточненность действий
(лакает, откусывает,
жует - ест),
приставочных глаголов
(подошел, пришел,
вышел), относит.
прилагательных
(вишневый, песчаный),
антонимов (храбрый –
трусливый, густойжидкий) и пр.
Отсутствие четкости, последовательности изложения, отрывочность
суждений, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не причинно-следственные
взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего – самост. и творч. рассказывание.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

СВЯЗНАЯ_РЕЧЬ Отсутствие четкости, последовательности изложения, отрывочность суждений, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не

причинно-следственные
взаимоотношения
действующих
лиц.
Труднее всего – самостоятельное и творческое рассказывание.
Отсутствие чувства рифмы и ритма мешает заучиванию стихов.
Пример рассказа по картинке
Дети фипили фнигака. Дети катавифа на
фанки. Дети катавифа ив гойки.
Питатинифа повала детёф дефкий фат.

Овладение системой родного языка ОНР II уровня (5 лет)

ФОНЕТИКА
НЗП (до 20 и более).
Характерны: замены звуков и
смешения (П-Т-К, С-Т),
нарушено произношение
мягких согл. зв.: ПЬ-МЬ-БЬ;
ТЬ-ДЬ-НЬ перед гласными А,
О, У+ произношение
свистящих, шипящих,
аффрикат.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Ограничен качественно и
количественно. Есть след. ЛГ
разряды слов: сущ, гл.,
прилаг., нареч., мест.,
некоторые предлоги и союзы.
Дети не знают многих слов
(названий цвета предмета, его
формы, размера), заменяют
слова близкими по смыслу.
ФОНЕМАТИКА
1.Не различают на слух и в произношении не
только близкие по звучанию, но и далекие звуки:
(дупа - рука; морашки - ромашки; биледат виноград) и т.п.
2.Грубо искажают ССС (перестановки, замены,
уподобления) и звуконаполняемость (алёти;
сковородка; дёти; гада; биледат; ликаза).
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Наличие резко выраженного аграмматизма:
- Начинают употреблять некоторые предлоги, но
смешивают их по значению или опускают (Я была
лелька - Я был на елке);
- нарушения в согласовании прилагательных и
числительных с сущ. (асинь адас - красный карандаш;
- да пека – две печки);
- смешивают падежные окончания (Катался гокам катается на горке);
- ошибаются в употреблении мн.ч. сущ. (да памидка- две
пирамидки), в употреблении числа и рода глаголов
(Коля питяля - Коля писал).
Дети часто употребляют сущ. в Им.п., а глаголы в инфинитиве или форме 3 лица ед. и мн. ч. наст. вр.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Появляется фразовая речь, искаженная в фонетическом и грамматическом отношении,
могут ответить на вопросы по картинке на близкую им тему, используя простые предл.,

СВЯЗНАЯ_РЕЧЬ (ОНР II уровень)

Пример рассказа по картинке
Бася … котю. Она … фате.
Бася кос зиля ходива.
Собака … школа. Она … портфель.
Собака кость взяла, ходила.

Сравнение текстов рассказов

III уровень ОНР
Дети фипили фнигака.
Дети катавифа на фанки.
Дети катавифа ив гойки.
Питатинифа повала детёф
дефкий фат.
II уровень ОНР
Бася … котю.
Она … фате.
Бася кос зиля ходива.

III уровень ОНР
водопроводчик – датавотик
фотография – атагафия
магнитофон – матафон
воспитательница - питатифа
II уровень ОНР
самолёты – алёти
троллейбус – алебись
трамвай – талань
обезьянки – мизяки
огурец – дулесь
виноград – биледат
голова – гада
гвозди – дёти
стрекоза – ликаза
сковорода - левоська

Овладение системой родного языка ОНР I уровня (4,5 - 5 лет)

ОТСУТСТВУЮТ СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
(в то время, когда у нормально развивающихся детей речь уже полностью сформирована!)
1.Отдельные многозначные аналоги слов, часто звукоподражательного плана:
собака, коза, баран, корова – АВА; машина, корабль, ракета, велосипед – ТУ-ТУ
упасть, спуститься, сесть, лечь – ПА; есть, пить, откусывать, жевать – АМ и т.п.
Речевая подражательность детей реализуется лишь в звуковых комплексах,
состоящих их 2-3 плохо артикулируемых звуков раннего онтогенеза (отсутствуют
звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных). ЗП
характеризуется неопределенностью: дверь - теф, вефь, веть. Произношение отдельных
звуков лишено постоянной артикуляции.
2. Небольшое количество нечетко произносимых обиходных слов (искажена
ритмико-слоговая структура слова).
Пассивный словарь шире активного, но ограничен по сравнению с нормально
развивающимися детьми. На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как
грамматические формы детьми не учитываются.
3. Характерно отсутствие грамматических связей слов между собой и
морфологических элементов для передачи грамматических отношений.
Дети не понимают значений грамматических изменений слова
(формы ед. и мн. числа сущ.; пр.вр. глаголов, формы ж. и м. рода; не понимают
значения предлогов).
4. Речь понятна лишь в конкретной ситуации!
5. Дети широко используют паралингвистические средства общения.

Образцы произношения слов детьми

III уровень ОНР
водопроводчик – датавотик
фотография – атагафия
магнитофон – матафон
воспитательница - питатифа
I уровень ОНР
петух -уту
киска - тита
воробей - ки
II уровень ОНР
самолёты – алёти
троллейбус – алебись
трамвай – талань
обезьянки – мизяки
огурец – дулесь
виноград – биледат
голова – гада
гвозди – дёти
стрекоза – ликаза
сковорода - левоська

Речевые особенности + недостаточная сформированности процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (неречевые психические процессы)

1. Нарушены внимание и память (особенно слуховые).
2. Нарушены пальцевая и артикуляционная моторика.
3. Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Можно говорить о незрелости высших психических функций.
Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с
речевой функцией, что затрудняет определение первичного и
вторичного нарушения, т.е. что является причиной, а что –
следствием:
I – нарушения словесно-логического мышления и внимания
II – ОНР
ИЛИ
I – ОНР
II – нарушения словесно-логического мышления и внимания

Нарушения внимания и памяти

Проявления:
1. Трудно устанавливают порядок расположения даже 4-х предметов
после их перестановки.
2. Не замечают неточностей в рисунках-шутках.
3. Не всегда выделяют предметы по заданному признаку (Покажи
только красные квадраты; Хлопни в ладоши, если будет названа
одежда; Собери в коробочку все предметы, сделанные из дерева или
металла).
4. Трудно сосредоточить и удержать внимание на словесном материале
вне наглядной ситуации (поэтому в полном объеме не воспринимают
пространственные, длинные инструкции, неконкретные,
продолжительные оценки их деятельности).
5. В большей степени затрагивают произвольную деятельность.
Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне
(МУЛЬТИКИ, ПОДАРКИ) происходит значительно лучше.

Нарушения артикуляционной моторики

Проявления:
1. Ограниченность, неточность
или слабость движений подвижных органов артикуляции
– языка, мягкого неба, губ и нижней челюсти. () Артикуляция всех
звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные
органы образуют с неподвижными (тв. нёбом и зубами) смычки и
щели между собой.
2. Естественно, нарушения артикуляции звуков приводят к их
дефектному произношению (НЗП),
а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

Нарушения мелкой моторики пальцев рук

1.
2.
Пальцы малоподвижны.
Движения пальцев рук отличаются неточностью или
несогласованностью.
Даже пятилетние дети держат ложку в кулаке;
с трудом правильно берут карандаш, кисточку;
не могут застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки.
Связь пальцевой и артикуляционной моторики была подтверждена в
конце 20 века исследователями Института физиологии детей и
подростков АПН РФ
(А.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина).

Недостаточная сформированность словесно-логического мышления

Проявления:
1. Испытывают затруднения при классификации предметов,
обобщении явлений и признаков (поэтому с трудом решают
математические задачки, не в состоянии отгадать несложные
загадки).
«Мебель – это стол, шкаф, телевизор, настольная лампа. ПОЧЕМУ?
У нас в комнате есть»
1. Суждения детей бедны, отрывочны, логически не связаны друг с
другом.
«Зимой дома тепло, тому что нет снега»
«Автобус едет быстрее велосипеда – он больше»

Характерологические (личностные) особенности детей с ОНР

На занятиях:
у одних – быстрая утомляемость, отвлекаемость; дети вертятся,
разговаривают, не воспринимают учебный материал.
Другие – ведут себя тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или
отвечают невпопад, задания не воспринимают.
В процессе общения между собой:
у некоторых детей - повышенная возбудимость (они слишком
подвижны, трудно управляемы);
другие – вялые, апатичные (не проявляют интереса к играм, к чтению
им книжек воспитателем).
Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством
страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению
негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости.

Наличие сложного симптомокомплекса у детей с ОНР

Проявления:
1. Системное нарушение речи, которое характеризуется нарушениями ЗП,
ФВ, ССС, ограниченностью словарного запаса, несформированностью
грамматического строя речи и связной речи.
2. Незрелость высших психических функций (внимания, восприятия,
памяти, мышления).
3. Наличие характерологических особенностей (тихие, спокойные,
чрезмерно подвижные, непослушные, впечатлительные, легко ранимые,
проявляющие негативизм и др.).
ВЫВОД
Успешная логопедическая работа возможна только при наличии
комплексного МПП подхода, который выражается в следующем:
- медикаментозное лечение и психотерапия;
- логопедическое воздействие специалистов;
- максимальная помощь родителей и воспитателей;
- нейропсихологическая направленность коррекционной работы, учитывающая
весь симптомокомплекс имеющейся у детей недостаточности.

Логопедические заключения
(дошкольный возраст)
ОНР I уровня, на фоне моторной алалии.
ОНР I уровня, на фоне моторной алалии, с синдромом дизартрии.
(младший школьный возраст, N)
Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью
фонетико-фонематической и (или) лексико-грамматической стороны
речи.
(младший школьный возраст, интеллектуальные нарушения)
Несформированность языковых средств общения на фонетикофонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием
недоразвития смысловой стороны речи.

ОНР I уровня

Основные задачи:
Формирование мотивационной основы речевой деятельности
Воспитание речевой и психической продуктивной активности
ребёнка
Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
Формирование активного словаря, доступного пониманию и
воспроизведению
Формирование первоначального навыка общения в различных
ситуациях (поддержание элементарного диалога)
Совершенствование неречевых процессов.
Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи,
неправильное произношение допустимо.
Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с
ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

ОНР I уровня

Направления работы:
Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам
«Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные».
Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос
(после знакомства с предметом: «Покажи, где..?»)
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий,
которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем
связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные
грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.
Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать
знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание
до предикативного уровня
Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения
различных невербальных (без использования слов) заданий:
Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);
Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года;
Понятие об основных цветах;
Понятие о форме;
Слуховое внимание и восприятие (Где спрятался колокольчик?);
Совершенствование памяти (Чего не стало?);
Мыслительные операции (Четвертый лишний, Разрезные картинки,
Доски Сегена);

ОНР I уровня

Активизация речевого подражания начинается с подражания
действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать
потешки, пальчиковую гимнастику, двигательно-речевые
миниатюры.
Формирование доступного активного словаря. Вызываются
звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же
возможности комбинировать слова во фразу.
Результат: расширение кругозора и представлений об
окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне
диалог, первые попытки комбинирования слов, владение
элементарным активным словарем.

ОНР II уровня

Основные задачи:
1. Формирование фразовой речи на основе усвоения
грамматических категорий и расширения словаря
2. Усвоение различных синтаксических моделей
3. Совершенствование неречевых процессов (профилактика ЗПР)
4. В конце второго этапа – совершенствование произносительной
стороны речи.
Направления работы:
1. Расширение понимания чужой речи, расширение активного словаря,
формирование навыка строить двухсловное предложение. Работа над
пониманием чужой речи предполагает узнавание предметов по их
описанию, функции.
На доступном словаре сначала в пассиве, а затем в активе начинается
разграничение форм единственного и множественного числа
существительных, а затем и глаголов (дай мяч/мячи).
Акцент в работе делается на формирование у ребенка предложения из
двух слов. Центром предложения является сначала глагол в
повелительном наклонении. Дети учатся давать команды игрушкам, маме,
другим детям. Акцент делается на ударное окончание (ляля, сидИ/идИ).
Когда ребенок успешно использует 8-10 глаголов, к основе наращивают
звук [т] (ляля, сиди! – ляля сидит). Появление фразы рассматривается как
речевой криз.

ОНР II уровня

Направления работы:
2.
Далее идет целенаправленная работа над двусоставным предложением и
усвоением элементарных грамматических форм. На этом этапе не прекращается
работа над импрессивной речью – детей учат отличать слава, близкие по
звучанию (Покажи, где несут, а где везут?). Продолжается наращивание
активного словаря по лексическим темам – разучиваются одно-, дву- и даже
трехсложные слова (используется прием отстукивания, отхлопывания,
дережирования слов).
Начинается работа над совершенствованием органов артикуляции, речевого
дыхания. По возможности уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза.
Начинается распространение простого предложения при помощи вопросноответной формы общения с ребенком. Используются вопросы косвенных
падежей. Сначала одни вопрос к разным картинка: Что пьет мама? Что пьет
папа? Что пьет девочка?далее разные вопросы: Кого кормит мальчик? Чем
мама режет хлеб? Обязательно включается противопоставление падежных
форм: Мальчик ест суп / думает о супе / облился супом. Первоначально мы
обращаем внимание на окончания. По мере овладения системой флексий
начинаем уделять внимание предлогам. Постепенно объем предложения
расширяется до 5-7 слов, что происходит за счет включения уже отработанных
словосочетаний. (У меня нарисовано много грибов)
Когда словарь ребенка достигнет 200-300 слов, можно начинать постановку
звуков и их автоматизацию. Параллельно ведется работа над
совершенствованием слоговой структуры трехсложных слов.

ОНР II уровня

Направления работы:
3. Предложение с однородными членами начинается с работы
над обобщающими понятиями: В саду растут фрукты: яблоки,
груши, сливы. Составление загадок описаний,

Cлайд 1

Cлайд 2

Содержание коррекционной работы направленно на обеспечение коррекции общего недоразвития речи воспитанников. Основная цель непосредственно-образовательной деятельности в группах для детей с общим недоразвитием речи – это коррекция и компенсация психо-речевых недостатков, интеграция детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Cлайд 3

Содержание коррекционной работы в ДОУ обеспечивается выполнением следующих мероприятий: Выявление особых образовательных потребностей детей с общим недоразвитием речи, обусловленных недостатками речевого и психического развития. Всестороннее обследование речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и социального окружения. Данное обследование проводится логопедом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателем. Так же анализируются сведения, полученные при сборе анамнестических данных, анкетировании родителей. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Cлайд 4

В процессе обследования выявляется объём речевых навыков у детей с нарушением речи, сопоставляется с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяется соотношение речевого дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности. Анализируется взаимодействие между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Логопедическое обследование проводится в сентябре, январе и мае. Данные логопедического обследования заносятся в речевые карты. На основе первичной диагностики строились: планирование учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми; постановка коррекционных целей и задач на учебный год; создание в группе коррекционно-развивающей среды; организация подгрупповой и индивидуальной работы в группе; комплектование подгрупп; определение временной нагрузки на каждого ребёнка.

Cлайд 5

В МДОУ д/с комбинированного вида функционирует пять логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи. Коррекционная работа включает время, отведённое на непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и т.д.) с квалифицированной коррекцией общего недоразвития речи. Образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией общего недоразвития речи детей осуществляется: - в ходе режимных моментов; - самостоятельной деятельности детей; - во время взаимодействия с семьями детей по реализации основной образовательной программы.

Cлайд 6

Образовательная коррекционная работа строится на основе программ: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Сведения о коррекционных программах, используемых в работе с детьми с нарушениями речи Наименование программы Автор Цель Возраст детей Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС: 2006. Н.В. Нищева Выравнивание речевого и психо-физиологического развития детей с общим недоразвитием речи. Младшая группа (3-4 лет) Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (3-5 лет) М.П. 1984 Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Устранение и компенсация дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи. Средняя группа (4-5 лет) Подготовка детей с ОНР в условиях специального детского сада М. 1993 Альфа Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Воспитание, развитие, коррекция и компенсация речевых нарушений, подготовка детей ОНР к школе Старшая группа (5-6 лет) Подготовка детей с ОНР в условиях специального детского сада М. 1993 Альфа Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Воспитание, развитие, коррекция и компенсация речевых нарушений, подготовка детей ОНР к школе Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Cлайд 7

По результатам обследования логопедом заполняются индивидуальные планы коррекционной работы, а при наличии вторичной задержки психического развития, обусловленной недоразвитием речи – индивидуальные программы, которые заполняются совместно логопедом, психологом, воспитателями, инструктором по физической культуре и старшей медицинской сестрой в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Cлайд 8

Коррекционная работа учителей-логопедов, воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре строится на следующих принципах: - этиопатогенетический принцип, учитывающий этиологию и механизмы речевого нарушения; - принцип системности и учёта структуры речевого нарушения, - принцип комплексности; - раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; - развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме) - взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка; - дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого дефекта; - принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; - принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи; - принцип формирования элементарного осознания явлений языка; - принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Cлайд 9

Cлайд 10

Выполнение задач по коррекции речевых нарушений, нарушений слуха и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объёме коммуникативную функцию, обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции недостатков развития, тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей. Заведующий детским садом производит зачисление детей в логопедические группы, направляет воспитанников логопедических групп в Городской психолого-медико-педагогический центр. Старший воспитатель обеспечивает организацию воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ, обеспечивает организацию специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с ОВЗ, обеспечивает повышение профессиональной компетенции специалистов, а так же организует взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и различными социальными партнёрами. Учитель-логопед проводит работу по коррекции речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности (коммуникативной, коррекционной и восприятия художественной литературы), совместной деятельности педагога с ребёнком с ОВЗ, при оречевлении режимных моментов. Воспитатель, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель планируют свои занятия в соответствии с рекомендациями, полученными от логопеда или дефектолога и исходя из общего тематического планирования.

Cлайд 11

Воспитатель развивает мелкую моторику воспитанников во время конструирования, рисования, лепки и аппликации, общую моторику – во время прогулок; закрепляет речевые навыки во время режимных моментах, при выполнении заданий логопеда во второй половине дня. Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, постановке правильного дыхания, развитию координации речи и движения. Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма мелодики речевых и неречевых звуков, развитие слухового восприятия, развитие силы голоса. Педагог-психолог осуществляет руководство работой по сенсорному развитию и развитию психических функций, способствует адаптации и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада. Старшая медицинская сестра обеспечивает медицинское сопровождение развития ребёнка с ОВЗ, а так же разрабатывает комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий. Родители воспитанников взаимодействуют с педагогами по вопросам реализации основной общеобразовательной программы и вопросам коррекции речевых и слухоречевых нарушений.

Уровни ОНР. 1 уровень речь отсутствует совсем; 2 уровень формируется фразовая речь, ребёнок говорит несложные слова; 3 уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. 4 уровень характеризуется нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Характеристика детей ОНР 3 уровень. Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия (огурчик, помидор, капуста - ребенок показывает и называет, но назвать одним словом "овощи" не может), характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой. - В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме - неправильное употребление суффиксов, при счете - ошибки в окончаниях слов. - Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение. У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи, в таких случаях важно при диагностике уточнить сохранность или нарушенность фонематического восприятия. Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.

Слайд 5 из презентации «Работа логопедического пункта»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Работа логопедического пункта.pptx» можно в zip-архиве размером 269 КБ.

Скачать презентацию

Логопед

«Логопедия» - Масленица. Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. Упражнения с су-джоком. Направления работы логопеда. Подготовка к празднику. Официальные документы. Взаимодействие логопеда с сотрудниками школы, родителями и учащимися. ЛОГОПЕДиЯ. Цели и задачи. «Осень». Логопедические заключения на детей, зачисленных в логопедическую группу.

«Логопедическая работа с детьми» - Логопедическое сопровождение. Логопедическое сопровождение (результаты логопедического обследования уч-ся). Психолого – педагогическое изучение ребенка. Организация самостоятельной работы. Результаты логопедического обследования уч-ся. Отслеживание динамики развития ребенка. Второе направление - коррекционно – развивающее.

«Логопед работа» - Работа по коррекции звукопроизношения. Задача логопеда: формирование первичных речевых навыков у детей-логопатов. Невозможность взаимопосещения занятий логопеда и воспитателей в разновозрастных речевых группах. Задача воспитателя: закрепление уже в определенной степени сформированных речевых навыков.

«Логопедические программы для детей» - Программа для детей 3-6 лет. Устойчивый интерес к занятиям. Воображение. Восприятие. Основные игры и упражнения курсов программы. Прощание. Оказание комплексной психолого-логопедической помощи. Высшие психические функции. Структура программы. Играй. Основная часть. Алгоритм образовательной деятельности.

«Логопедическое обследование» - Обследование словарного запаса. Обследование подвижности. Проверка состояния слуха. Обследование чтения. Речевой анамнез. Обследование мелкой моторики. Исследование звукового состава слова. Обследование фонематического восприятия. Обследование письма. Анкетные данные. Обследование слоговой структуры слова.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЧТО ТАКОЕ ОНР? Подготовила учитель-логопед Пакшина О.Н.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Причины появления ОНР: - внутриутробная гипоксия - резус-конфликт - родовые травмы, асфиксии - черепно-мозговые травмы, частые инфекции (в раннем возрасте) - неблагоприятная речевая среда - дефицит внимания и общения

Основные признаки ОНР позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам) - скудный словарный запас - аграмматизмы - дефекты произношения - экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли

Психические особенности детей с ОНР - неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления; - неумение вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой; -быстрая утомляемость, отвлекаемость, повышенная истощаемость, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий; - малая активность, пассивность в общении.

Состояние двигательной сферы - общая психо-соматическая ослабленность; отставание в развитии двигательной сферы: движения плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены; трудности при выполнении движений по словесной инструкции; недостаточная координация движений во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной; изменение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры, затруднение в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченные возможности произвольных движений; недостаточная координация пальцев рук, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Уровни речевого развития I уровень - характеризуется отсутствием речи (т.е. « безречевые дети». Такие дети пользуются “ лепетными ” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “ би-би ” может означать самолет, самосвал, пароход. III уровень - характеризуется неточным знанием и употреблением многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов; характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, при построении предложений. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме; не различаются на слух и в произношении близкие звуки, искажается звуковая структура и звуковой состав слов. Связное речевое высказывание отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. II уровень - кроме жестов и “ лепетных ” слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова; появляется фразовая речь (фразы искажены в фонетическом и грамматическом отношении); остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно. IV уровень – дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. Ошибки встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

Направления коррекционной работы с дошкольниками с ОНР Развитие речевого аппарата, звуковой и интонационной культуры речи Развитие фонетико-фонематических процессов Обогащение и уточнение словаря Совершенствование грамматического строя речи Развитие связной диалогической и монологической речи Развитие тонкой моторики рук Развитие психических процессов Массаж языка; Артикуляционные упражнения; Дыхательные упражнения, направ - ленные на усиление и удлинение воздушной струи; Знакомство со звуками русского языка, представление о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных; Представление об органах артикуляции, их участии в произнесении тех или иных звуков; Уточнение и воспроизведение правильных способов произнесения звуков; различение, воспро - изведение и варьиро - вание интонацией. Определение акустических характеристик звука; Составление схемы слова, подбор слов к готовой схеме; Узнавание звука в звуковом ряду, в словах; п одсчёт повторяющихся звуков в словах; Выделение звуков в начале и в конце слов, определение положения заданного звука в слове, подбор слов на заданный звук; Соотнесение количества слогов с количеством гласных звуков; подсчёт и отхлопывание слогов в словах; Подбор слов на заданный слог. Тематические беседы с целью расширения объёма словаря; Т ематические игры; Р азъяснение ребенком значения слов и применение слов в контексте предложения, загадки или стихотворения; К лассификация слов (или картинок) по тематическим группам; С оставление словосочетаний, предложений и рассказов по опорным словам или картинкам. Р азличение частей речи на существитель ные, прилагательные, глаголы, предлоги; Игры на изменение существительных и прилагательных по родам, числам и падежам; П одбор однокоренных слов; И зменение глаголов по временам, лицам; Представление о предлогах, различение простых предлогов между собой, простых и сложных предлогов; С огласование слов в словосочетаниях; Составление и распространение предложений. Р азвёрнутые ответы на вопросы, участие в беседах, формулирование вопросов в контексте бытовых и игровых ситуаций, бесед, обсуждений; Рассказы по вопросам взрослого о себе, о каком-либо предмете, животном, явлении; Участие в коллективном рассказе или пересказе; Самостоятельные пересказы и рассказы по опорным картинкам, серии картинок, схеме, сюжетной картине. Пальчиковая гимнастика, самостоятельный массаж рук; И гры со вкладышами, конструкторы, нанизывание предметов, шнуровки и проч.; Обведение рисунков по контуру, дорисовка деталей рисунков, штриховка и закрашивание крупных и мелких деталей рисунка; Обводка и печатание букв в прописи. Определение намеренных ошибок в речи взрослого с целью развития речевого внимания и восприятия; Словотворчество; Игры с рисунками на развитие внимания, мышления, памяти (сходство, различия, группирование и проч.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.