Предмет и природа философского знания кратко. Особенности и структура философского знания (кратко). Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука

Логика и философия

Основные типы мировоззрения: Миф это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания которая характеризуется символическим фантастическо-образным целостным представлением о природе обществе и человеке.

Тема 1: Специфика и сущность философского знания.

План темы:

1. Мировоззрение. Основные типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Осевое время – время возникновение философии. Карл Ясперс.

3. Философия и наука.

4. Предмет философии.

5. Структура философского знания.

6. Функции философии.

7. Основной вопрос философии. Фридрих Энгельс.

У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

Два уровня мировоззрения:

1. Жизненно-практический – навыки, обычаи, традиции, опыт

2. Теоретический – наука и философия

Основные типы мировоззрения:

Миф – это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке.

Основные вопросы, на которые миф пытается дать ответ:

1. происхождение Вселенной, земли и человека;

2. объяснение природных явлений;

3. жизнь, судьба, деятельность и смерть человека;

4. взаимоотношение человека и богов;

5. вопросы чести, долга, нравственности.

Миф возник как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека.

Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

С мифом и мифологией тесно связана религия. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви.

Религия – это основанное на вере в сверхъестественное мировоззрение, включающее в себя систему догм, чувств, направленных на иллюзорные предметы, и обрядовых действий, реализующих определенные духовные потребности человека.

Функции религии:

1. мировоззренческая

2. объединительная

3. культурологическая

4. нравственно-воспитательная.

Анализируя эпоху зарождения философии и науки, Карл Ясперс ввел понятие осевого времени , подразумевая под этим эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению окружающего мира и места человека в нем. Осевое время (800 – 200 гг. до н.э.) – поворотная точка в мировой истории, когда одновременно в Китае, Индии и на Западе жили и творили Конфуций и Лао-цзы (Китай), в Индии возникли Упанишады. Жил Будда. В Иране проповедовал Заратустра, в Палестине – Илия, Исайя, Иеремия. В Греции – это время Гомера, Парменида. Гераклита, Платона. Аристотеля, Софокла, Фукидида, Архимеда. “Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, - заключает Ясперс, - сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели”.

Философия является особой формой общественного сознания, от мифологии и религии философия отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

Термин “философия” впервые ввел в обиход Пифагор (6 в. до н.э.), понимая под ним “любовь к мудрости”. Философия – “любомудрие”, философ – “любомудр”. Мудрец же по его мнению лишь Бог, человек может лишь стремиться к мудрости. Затем Платон стал интерпретировать его как любовь к “мудрости-истине”.

Философия – это специфическая форма духовной культуры, связанная с постижением умозрением сущности мира и человека, его места в этом мире, отношения к миру и смысла жизни.

Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического:

1. рационально – основано на знании, а не на вере или вымысле;

2. рефлексивно – обращает мысль на саму себя;

3. логично – имеет внутреннее единство и систему;

4. опирается на четкие понятия и категории.

Философия тесным образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в которой переплетаются рациональное и эмоциональное, жизненно-практический опыт и научное знание, рассудок и предрассудки, мифология и религия. Философия же, выделяя всеобщее и необходимое, присущее миру как целому., проникает в его глубинное начало, ставит вечные вопросы бытия.

Философия и наука:

1. Философия-мудрость – стремление человека к поиску смысла жизни, часто интуитивным путем, бессистемна (Сократ, Платон, Паскаль, Монтень, Ницше, Хомяков, Чаадаев, Бердяев, Соловьев, Толстой, Достоевский). Философствование.

Ницше – философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективный мир.

2. Философия-наука – рациональность, объективность, системность, методичность (Аристотель, Декарт, Бэкон, Кант, Гегель).

Предмет философии:

1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще (“преднаука”). Предмет нерасчлененной науки – вся действительность. Философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

2) Традиционное – связано с именем Аристотеля, который трактует философию как науку наук. Философия – это учение о всеобщем, безраздельно господствующая и руководящая наука.

Иммануил Кант (18 век):

Философия должна ответить на 4 вопроса:

Что я могу знать? Что я должен делать?

На что я могу надеяться? Что такое человек?

Гегель (19 в.): Философия – “царица наук”, которая одна имеет право на истину в последней инстанции.

Томас Манн (20 век) – “Доктор Фаустус”:

“Философия – царица наук. Среди них она занимает приблизительно такое же место, как орган среди музыкальных инструментов, она их обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет результат исследования во всех областях науки, тем самым создавая картину мира, всеобъемлющий и основополагающий синтез, определяющий смысл жизни и место человека в космосе”.

3) Современное – складывалось по мере накопления специальных знаний, выработки конкретных приемов исследований и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Происходит обособление отдельных наук: астрономии, физики, медицины, математики, химии и т.д.

Сегодня: существует символическое древо познания, ствол которого – философия, а кроны частные науки.

Структура философского знания:

Онтология – учение о бытии и его сущности; Гносеология – учение о познании.

Социальная философия – учение об обществе.

История философии – зарождение, становление и развитие философской мысли.

Логика – учение о мышлении, его законах и формах; Этика – учение о морали; Эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве.

Философская антропология – учение о человеке.

Аксиология – учение о ценностях.

Прикладная философия (культуры, религии, науки, образования, истории и т.д.).

Определенный круг проблем философии связан с ее функциями, главными из которых являются:

Функции философии:

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая – способствует осмыслению человеком своей собственной жизни, осознанию своего места в природе и обществе, выбору нравственных ориентиров. Помогает человеку стать человеком.

Центральная мировоззренческая проблема - вопрос об отношении человека к миру , к бытию или сознания к материи, духа к природе, психического к физическому, идеального к материальному. Этот вопрос был четко сформулирован в работе Ф.Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической философии” (1886) и назван основным вопросом философии.

В зависимости от решения основного вопроса философии – что является первичным, определяющим – материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? – философы делятся на материалистов (“линия Демокрита”), признающих первичным материю, существующих вне и независимо от сознания, а сознание производным от материи (Эпикур, Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин) и идеалистов (“линия Платона”) , считающих, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее.

Различают две разновидности идеализма: объективный идеализм признает основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало, мировой дух, внечеловеческий разум, мировою волю (Платон, Лейбниц, Гегель) и субъективный, который считает первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли).

Не всякое философское учение можно отнести к материализму или к идеализму. Существуют дуалистические философские системы или дуализм (лат. duo – два). Дуализм признает материальное и духовное двумя независимыми началами (Декарт).

2. Познавательная (гносеологическая) – тесно связана с основным вопросом философии, составляет его вторую сторону.

Позваниваем ли мир – в состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о нем составлять верное отражение действительности?

Большинство философов считают, что человек в состоянии раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее верную картину мира. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Эмпиризм – источник знания – опыт, основанный на чувственном познании. Рационализм – источник знания – разум, абстрактное мышление.

Существуют течения, представители которых отстаивают идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, неспособности человеческого разума постичь суть бытия.

Иррационализм – рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция, откровение.

Скептики – познание мира ограничено возможностями человека, агностики – суть вещей человек познать не в силах.

Отношение “мир-человек” теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта.

Проблема истина и ее критериев.

3. Методологическая – выработка основных способов познания окружающей действительности и человека.

Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, софистика, эклектика, феноменология, герменевтика.

Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. Первый из этих взглядов получил название метафизического, а второй диалектического.

Метафизика – способ мышления противоположный диалектическому:

1) истина понимается как нечто конечное, застывшее, а не как процесс

2) все стороны познаваемого мира абсолютны

3) признается развитие, но не саморазвитие; признаются изменения предметов, процессов количественно, но не качественно

4) все объекты рассматриваются вне связи друг другом.

4. Аксиологическая (в переводе с греч. axios - ценный) – обосновывает ценностные нормы и идеалы, способствует формированию у человека представлений об оценках и нормах бытия, разрабатывает нравственных понятия Истины, Добра и Красоты.

5. Социальная – философия анализирует общественное развитие, выявляет его общие и специфические закономерности.

6. Критическая – философия формирует способность подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, не принимать на веру, а искать рациональные доказательства.

7. Прогностическа я – на основе имеющихся философских знаний об окружающем мире попытаться спрогнозировать тенденции развития человека природы и общества

Литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Изд.3-е. – М., 2001.

Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия; Канке В.А. Философия. М., 1997.

Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб., 2001.

Миголатьев Л.А. Философия. М., 2001; Пивоев В.М. История философии. – СПб., 2002; Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. – М., 2002.

Солопов Е.Ф. Философия: Учебное пособие. М., 2003.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М., 2004.

Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск, 1994.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М., 2000-2001.

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1972.

Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. – М., 1997-2001.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28469. Предприятие в условиях рыночной экономики, основные при 69.5 KB
Предприятие в условиях рыночной экономики основные признаки определяющие предприятие характеристика отдельных типов предприятий туристской индустрии. При характеристике рынка туризма необходимо учитывать что основным предметом куплипродажи являются услуги. Принятие самостоятельных решений связанных со стратегией тактикой созданием структур управления предприятием. Можно выделить следующие предприятия в туриндустрии: 1.
28470. 73.5 KB
Гостиницы объединяются с целью ускорения процесса бронирования и сокращения общих расходов. Подтверждение и аннуляция бронирования: письмо подтверждающее бронирование номера содержит намерения обеих сторон предоставить или воспользоваться услугами гостиницы. Эти № заносятся в информационную систему гостиницы во избежание несоответствий связанных с бронированием или отмены бронирования. В некоторых гостиницах форму №1Г заполняют сами администраторы на основании паспорта дополнительный сервис гостиницы.
28471. Метод найменшої вартості побудови початкового опорного плану 17.79 KB
Для даної задачі такою є клітинка А2В2 в яку записується найменше з чисел 220 230. У звуженому полі клітинок вибирається найменша вартість в клітинці А2В1 в яку записується min 10 150 =10. В цю клітинку записується min 280300=280 проставляється прочерк в А3В3 і біля запасів А1 записується залишок в 20 од. Далі заповнюється клітинка А1B4 з найменшою вартістю числом min 20 200=20 виставляються прочерки в клітинках А1В1 А1В2 і записується залишок потреб В4 в розмірі 180 од.
28472. Метод потенціалів побудови оптимального плану 20.81 KB
Метод потенціалів побудови оптимального плану Побудова системи потенціалів. Сформулюємо критерій оптимальності Канторовича опорного плану ТЗ:Опорний планоптимальний тоді і тільки тоді коли для цього плану існує система чиселпотенціалів u1u2.Іншими словами для оптимальності опорного плану необхідно і достатнє існування такої системи потенціалів що для заповнених клітинок виконується система рівнянь а для вільних клітинок виконується система нерівностей де К1 К2 множини пар індексів і та j які визначають...
28473. Матриці та дії над ними 25.77 KB
Матрицею або m × nматрицею називається прямокутна таблиця m × n чисел розташованих вт рядках і n стовпцях: де а.Матриця називається прямокутною якщо m ≠ n і квадратною якщо m = n. В останньому випадку число n називається її порядком.Нульовою нульматрицею називається матриця О псі елемент якої нулі.
28474. Визначники та їх властивості 23.28 KB
Введемо в розгляд нове поняття визначник квадратної матриці порядка n .Для цього попередньо покажемо як шукаються визначники І 3 порядків тобто визначники квадратних матриць 1 3 порядків.Визначник першого порядку це сам елемент аll:Визначником другого порядку називається число В 1 добуток елементів основної діагоналі береться із знаком а побічної діагоналі із знаком.Обчислення визначників порядку n ≥ 4 можна звести як покажемо нижче до знаходження визначників...
28475. Обернена матриця 17.08 KB
Оберненою до даної квадратної матриці А називається така матриця А1 що А1А =АА11=Е. Для кожної невиродженої квадратної матриці існує єдина обернена. Можна довести що А1 = А 1 де А приєднана до А матриця тобто матриця того ж порядку елементами якої є алгебраїчні доповнення відповідних елементів матриці А" транспонованої до А. Визначник дає інформацію про виродженість чи невиродженість тільки квадратної матриці.
28477. Предмет математичного програмування 11.64 KB
Для будьякої технікоекономічної задачі кожного рівня наприклад керування роботою підприємства характерними є багатоваріантність вибору тих чи інших рішень а також наявність того чи іншого критерію доцільності прийняття чи відкидання рішень наприклад мінімізація собівартості максимізація прибутку то що. При розв"язуванні будьякої задачі економічного змісту із застосуванням методів математичного програмування необхідно: 1 побудувати математичну модель задачі і проаналізувати її адекватність економічній задачі; 2 з допомогою...

В отличие от мифологии и религии, которые опираются на веру в сверхъестественное и обращаются к чувствам, сердцу человека, философия апеллирует к разуму. Она стремится объяснить смысл происходящего, постичь внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения суть событий. За чувственно воспринимаемым многообразием предметов и явлений окружающего мира философия пытается обнаружить невидимую, постигаемую лишь разумом сущность, которая отражает общий порядок вещей, устойчивую связь всех явлений действительности, их подлинные причины и основания.
Философия подвергает рационализации складывающиеся в культуре образы мира и человека, ее базовые универсалии. Истина в философии устанавливается и доказывается на основе логических рассуждений. Она понятийно осваивает действительность, использует рациональные (логико-гносеологические) критерии для обоснования высказываемых идей и положений. Благодаря этому философия преодолевает чувственно-эмоциональную конкретность, образность религии и мифа, наглядность и синкретизм мифологического мышления, а также метафоричность языка, присущего предшествующим типам мировоззрения.
Философия является исторически первой формой теоретического мышления. Философское познание следует логической необходимости: если исходные посылки истинны, а процесс рассуждения является последовательным и непротиворечивым, то достоверное знание может быть выведено чисто мыслительным путем, без обращения к опыту.
Таким образом, философия является рационально-теоретическим типом мировоззрения, представляет собой особую форму познания мира, которая вырабатывает систему знаний о фундаментальных основаниях и принципах, законах бытия природы, общества, человека, о наиболее общих, существенных характеристиках его мышления, поведения и деятельности.
Что характерно для философии как особого типа мировоззрения?
Известный философ XX века, Х. Ортега-и-Гассет, в своих лекциях о природе и сущности философии неоднократно отмечал, что философскому мировоззрению присущ универсализм. Каждый фрагмент действительности рассматривается в его связи с другими. Философские категории диалектически взаимосвязаны, составляют целостную систему. Каждое философское понятие вырабатывается с учетом целого в отличие от понятий частных наук, где фрагменты исследуемой реальности рассматривается обособленно. Философское мировоззрение стремится к полному и универсальному знанию, все части которого внутренне связаны и образуют логически непротиворечивую систему.
Философия, являясь основной потребностью человеческого разума, ориентирована на поиск целого как такового. Она возводит мир до полноты всего, что только можно помыслить. Это обусловлено стремлением разума обнаружить конфликт и преодолеть его в некотором новом единстве. Важнейшие философские проблемы связаны с осознанием противоречивой природы тех или иных аспектов действительности, прежде всего, противоречия между бытием и небытием. «Таким предстает перед нами мир: он не самодостаточен, не служит основанием для собственного бытия, а кричит о том, чего ему недостает, провозглашает свое не-бытие, вынуждает нас философствовать; ведь философствовать – значит искать целостность мира, превращать его в Универсум, придавая ему завершенность и создавая из части целое, в котором он мог бы спокойно разместиться», – пишет об универсализме философии испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гассет.[i] Философия превращает стремление охватить умом мироздание в логический и методологический принцип своего развития. При этом в отличие от мифологии или религии, философия мыслит противоположности посредством понятий, а не чувственно-конкретных или мистико-символических образов.
Философскому мировоззрению присущ также крайний интеллектуальный героизм, поскольку философия отказывается опираться на любые известные ей истины, а стремится самостоятельно обосновывать свои принципы и положения. Такая особенность философии опирается на радикальную автономию философского мышления. Это придает данному типу мировоззрения известную парадоксальность, поскольку оно подвергает методическому сомнению даже самые очевидные, с точки зрения обыденного сознания, истины.
Таким образом, в отличие от мифологического и религиозного, философское мировоззрение рефлексивно. Философская рефлексия Оно критически переосмысливает весь накопленный человечеством опыт, основания доминирующей в культуре иерархии ценностей, стремится к рациональному обоснованию своих основоположений. Авторитет традиции, убедительность оратора, сила образного, эмоционального, литературно-художественного воздействия на читателя не могут рассматриваться в философии как аргументы в пользу принятия или отвержения философской концепции, оценки ее как истинной или ложной.
Рациональность философского знания предполагает, что рассуждение философа должно быть непредвзятым и непротиворечивым, его выводы – доступны для всех здравомыслящих людей. Развитие философских знаний осуществляется посредством имманентной критики фундаментальных принципов философского исследования. При этом критическому анализу в философии подвергаются не только содержание философских концепций, идей и положений, но также метод достижения результата, способ, которым они получены.
Рефлексивность философии, стремление к осознанию собственных предпосылок является необходимым условием ее исторической динамики. Это требует постоянной переформулировки философских проблем, столкновения различных подходов, развития рациональных дискуссий по исследуемому предмету. Будучи антидогматическим типом мировоззрения, критико-рефлексивной формой мышления, философия существует во множестве школ и направлений, внутренне предполагает плюрализм и альтернативность исследовательских позиций.
Для понимания природы философского познания, его специфики, необходимо провести сравнительный анализ философии с другими формообразованиями культуры. Прежде всего, это относится к сложным и неоднозначным отношениям философии с наукой.
Философию довольно часто определяют как науку о наиболее общих основаниях и принципах бытия и познания, о всеобщих закономерностях развития природы, общества и мышления. В то же время в философской литературе постоянно обсуждается проблема взаимосвязи философии и науки, возможности или невозможности их отождествления. Для того чтобы определить границы данных понятий, попытаемся выделить общие и особенные характеристики философского и научного познания.
Уже в рамках античной культуры были выделены важнейшие характеристики философии, обусловливающие ее внутреннее родство и сходство с наукой. Это – теоретический характер знания; его логико-понятийная форма; доказательность, всеобщность и необходимость; способность объяснять и обеспечивать понимание; его внутреннее единство и систематическая целостность; достоверность и объективность, позволяющие отличать это знание от субъективных мнений, индивидуальных оценок и предпочтений людей, а также от вероятностных и ненадежных суждений опыта.
Наука, которая предполагает следование строгой логике фактов, точность научного знания, проверку всякого научного положения опытным или наблюдаемым путем, логичность и непротиворечивость выводов, возможность определения ошибки, наличие специальных, тщательно выверенных методов исследования, соответствующих изучаемому предмету, объективность результатов познания, первоначально заимствует культуру рационального мышления у философии. Она вошла в науку вместе с характерным для философского познания стремлением охватить умом и воспроизвести в строгой логике понятий и числовых отношений внутреннюю гармонию мироздания.
Однако в недрах античной культуры вызревало представление и о внутренних отличиях философии и науки, которые стали предметом рефлексии только в новое и новейшее время. Эти отличия касаются ценностных регулятивов философского и научного познания, а также предметного поля философии и науки.
Философию древние греки мыслили как самую достойную и свободную из всех наук, поскольку она существует не ради какой-либо пользы, а ради знания, истины, ценной самой по себе. Отождествляя истину с благом, античные мыслители полагали, что необходимым условием благоденствия человека является познание скрытой гармонии космоса, обретение прочного, неизменного, достоверного знания о сущности вещей и явлений. И когда в новоевропейской культуре развитие науки тесно связали с достижениями технического прогресса и становлением материального фундамента индустриальной цивилизации, отличие инструменталистской, функционально-прагматической направленности научного познания и умозрительной ориентации классической философии стало очевидным.
Основным регулятивом философского поиска является истина, без чего, как полагали представители классической философской традиции, недостижимы ни благо, ни счастье человечества. Наука же ориентирована не столько на достижение истинного знания, сколько на открытие новых горизонтов познания, получение новой, достоверной информации о тех областях действительности, которые ранее не становились объектом научного анализа. При этом ценность научного поиска во многом определяется полезностью, практической применимостью и эффективностью новых научных знаний.
Философия не может принести практическую пользу как непосредственный результат философского исследования. Полезность философии определяется опосредованно, благодаря ее влиянию на рост научного знания. Систематизируя добываемые наукой факты, критически выверяя методологию научного поиска, анализируя язык, идеалы и нормы научного исследования, вырабатывая теоретические модели неисследованных областей реальности, она способствует генерации новых идей в научном познании, расширению границ непознанного, способствуя развитию науки, а следовательно, технико-технологическому прогрессу цивилизации.
Отношения между наукой и философией в истории культуры осложнялись постоянным и неизбежным расширением областей познания, принадлежащих ведению науки. «Наука неуклонно, постоянно захватывает области, которые долгие века служили уделом только философии или религии; – отмечает известный русский мыслитель, знаменитый естествоиспытатель В.И. Вернадский, – она встречается там с готовыми и укоренившимися построениями и обобщениями, не выдерживающими критики и проверки научными методами искания».

Федеральное агентство по образованию

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального образования

Ростовский Государственный Экономический Университет «РИНХ»

Филиал в п. Матвеев Курган

"Специфика философского знания"

Дисциплина: "Философия"

п. Матвеев Курган


Введение

1. Предмет философии

1.1 Истоки возникновения науки

1.2 Основные функции

2. Специфика философского знания

Заключение

Список литературы


Введение

Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии. С развитием общества знания накапливались и начинали отделяться от философии, науки о человеке выделились последними. В настоящее время идёт разделение наук (например: из генетики выделяется такая самостоятельная наука, как генная инженерия), в то же время идёт и обратный процесс – интеграция наук (например: биофизика, биохимия), происходит объединение философии с математикой, медициной и т.д. Самые серьёзные открытия делаются на стыке различных наук.

К середине XIX века сложилась ситуация, когда перед философией в острой форме возникает вопрос о том, что же остаётся на долю самой философии. Если отвечать на этот вопрос одним словом, то это – мышление. Мышление, его происхождение, его сущность, его истинные формы, его приёмы, способы и методы.

В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда – смысл и цель философии.


Предмет философии

Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости, а с древнеиндийского – видение истины.

Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия в своём зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию.

Возникновение философии в VI до нашей эры означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости. Мудрость – это познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни. Философ стремился познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Поэтому важнейшей в философии становится проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей, стремление открыть первопричину, которая всё порождает и всем управляет в мире. Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначала, вечного и неизменного бытия.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

Существует много понятий «философии». Приведём некоторые из них:

Философия – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём.

Философия – это различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге.

Философия – это совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

Философия – это теория, всякое теоретическое знание.

Философия – это особая форма общественного сознания, которая действует наряду с другими формами общественного сознания: религией, искусством, моралью, наукой и т.д.

Философия – это какие-то туманные, беспредметные, оторванные от жизни рассуждения.

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

В чём же своеобразие философии? Во-первых, она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и её предельным основанием. В-третьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем.

Философия всегда включала в себя рассмотрение так называемых мировоззренческих вопросов: как устроен мир? Имеет ли он начало и конец? Какое место занимает человек в мире? Предназначение человека. Что такое истина? Достижима ли она? Есть ли Бог? В чём заключается смысл и цель жизни? Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением? Что нас ожидает в будущем? Мимо этих и подобных вопросов не может пройти ни один человек. Философия всегда помогала людям искать ответы на эти вопросы, выполняя при этом мировоззренческую функцию.

Предмет философии нельзя свести только к этим вопросам. Так как на все эти вопросы, кроме философии отвечают и религия, и мифология. Мифология отвечает на эти вопросы на основе фантазии, вымыслов. Религия, опираясь на веру. Философия в отличие от религии и мифологии ищет ответы на эти вопросы, опираясь на данные науки.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют 4 основных раздела:

1. Онтология (учение о бытие);

2. Гносеология (учение о познании);

3. Человек;

4. Общество.

В рамках данных четырёх основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

сущность бытия;

происхождение бытия;

материя, её формы;

сознание, его происхождение и природа;

взаимоотношение материи и сознания;

бессознательное;

человек, его сущность и существование;

душа, духовный мир человека;

общество;

общество и человек;

природа и общество;

духовная сфера жизни общества;

материально-экономическая сфера жизни общества;

социальная сфера общества;

общественно-экономические формации, цивилизации;

перспективы человека, общества;

экология, проблемы выживания;

особенности познания;

влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

ограниченность и безграничность познания;

движение;

диалектика и её законы.

1.1 Истоки возникновения философии

Истоками философии являются мифология и религия.

«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира, многие мифы посвящены космическим темам, т. к. люди пытались ответить на вопрос о происхождении и устройстве мира, о мировой гармонии, о превращении хаоса в космос, а также любая мифология описывает гибель мира в будущем и его последующее возрождение.

Мифология – это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В древности мифология являлась формой духовной культуры, которая объединяла в себе зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды и искусство. Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач, однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Древнеиндийская философия представлена ведами, в которых глубже просматривается вопрос о происхождении человека. В это время в ведах рассказывается, что Вселенная заполняется человечеством, которому предопределена карма, на весь период существования.

В Древнем Китае была образована философская школа – Даосская. Даосизм – это учение о пути, которое отстаивали в этой школе. Философы считали, что всё находится в пути, в движении, в изменении. Всё непостоянно и конечно. Человек должен следовать установленному порядку, тогда он будет бессмертен.

Особенности мифологии:

1. Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, одушевлялись и очеловечивались: космос и все природные силы.

2. Отсутствует разграничение мира и человека, мысли и эмоции, это было целостное миропонимание.

Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск истины.

Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Пожалуй, ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.

Философия - "любовь к мудрости" - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.

Для греческого философа Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривал в философии не обнаружение окончательной истины, а лишь любовь к мудрости и к нравственной жизни. Аристотель видел корень философии в удивлении, а предмет ее - в исследовании "первых начал и причин". Одновременно философия помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не ради пользы, "эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя" Аристотель. Соч. В 4-х тт. T.I. M., 1975. С.69. .

Рядом с уверенностью в высоком предназначении философии, с убежденностью в ее привилегированном положении в духовной жизни общества всегда существовало сомнение в ее возможностях; центр философских размышлений переносился то в сферу науки, то в область нравственности; порой философия оказывалась неотличима от поэзии.

Немецкий ученый и философ, В.Вундт (1832-1920), считал, что "философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщие употребляемые наукою методы и предпосылки познания к их принципам" Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С.29. . В XX веке философию все чаще выводят за границы науки, за границы познания мира вообще. "Не в мире, а в человеке философия должна искать внутреннюю связь своих познаний", - писал немецкий философ, представитель "философии жизни" В.Дильтей Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах. // Новые идеи в философии. Спб, 1989. С.122-123. .

Французский философ-экзистенциалист А.Камю рассматривает философию как форму решения человеком своих глубоко личных проблем: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на Фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно" Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.24. . Многие философы сближают философию с искусством. Испанский философ М.Унамуно (1864-1936) писал: "...философия значительно ближе к поэзии, чем к науке. Все философские системы, задуманные как предельное обобщение конечных результатов частных наук за тот или иной период времени, были гораздо менее содержательны и жизнеспособны, чем системы, в которых выразилась во всей своей полноте духовная страсть их автора" Унамуно М.де. О трагическом чувстве жизни. М., 1996. С.26. .

Такой широкий диапазон оценок статуса философии - от способности проникновения в первоначала мира до индивидуального самовыражения - свидетельствует о ее глубокой связи с основными формами человеческой духовной деятельности - с наукой, искусством, нравственностью, религией.

Цель работы -рассмотреть природу и специфику философского знания.

1. С оотношение философии и науки

Основная форма человеческого познания - наука - в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.

У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений относительно усиливающегося значения науки. Однако они представить не могли такого массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневную жизнь человека, которое приходится осмысливать сегодня. И такое осмысление целесообразно начать с рассмотрения социальных функций науки.

Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, представляя собой важную сторону развития самой науки.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию, компетентности в отличие от менее надежного, а то и просто легковесного мнения. Такое разграничение имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности. Значимо ли оно и для философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус истины, или же такие притязания беспочвенны?

Вспомним, что истинное знание, наука, как и философия, родилось в Древней Греции (математика, раннее научно-техническое знание, начала научной астрономии). Временем бурного развития естествознания, появления все новых наук о природе и обществе стала затем эпоха раннего капитализма (XVI-XVIII века), как и античность, отмеченная глубокой трансформацией и расцветом культуры. В XVII веке статус зрелой научно-теоретической области получила механика, составившая затем базу всей классической физики. Дальнейшее развитие наук пошло нарастающими темпами. Наука стала важнейшим фактором научно-технического прогресса, цивилизации. Ее социальный престиж высок и в современном мире. А что можно в этом отношении сказать о философии?

Сопоставление познавательных возможностей философии и конкретных наук, выяснение места философии в системе человеческих знаний имеет в европейской культуре давние традиции. Философия и наука выросли здесь из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Обращение к истории познания позволяет установить их связь, взаимовлияние, конечно, тоже подверженное историческим изменениям. В соотношении философии и специального научного знания условно различают три основных исторических периода:

Ш совокупное знание древних, обращенное к самым разным предметам и именовавшееся "философия". Наряду со всевозможными конкретными наблюдениями, выводами практики, начатками наук оно охватывало и обобщенные размышления людей о мире и о себе, которым в будущем предстояло развиться в философию уже в специальном смысле этого слова. Первичное знание заключало в себе одновременно пранауку и прафилософию. По мере развития той и другой в процессе формирования собственно науки и философии постепенно уточнялась их специфика, четче определялось родство и различие познавательных функций;

Ш специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от совокупного знания (так называемой "философии"). Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII-XVIII веках. Новые разделы знания возникают и в наше время и будут, надо думать, формироваться также в последующие периоды истории. Причем рождение каждой новой дисциплины в какой-то мере повторяет черты исторического перехода от донаучного, протонаучного, первично-философского изучения предмета к конкретно-научному;

Ш формирование теоретических разделов ряда наук; их нарастающая интеграция, синтез. В рамках первых двух периодов конкретно-научное знание, за исключением сравнительно небольшой его части, носило опытный, описательный характер.

Кропотливо накапливался материал для последующих обобщений, но при этом ощущался "дефицит" теоретической мысли, умения видеть связи различных явлений, их единство, общие закономерности, тенденции развития. Такого рода задачи в значительной мере падали на долю философов, которые должны были умозрительно, нередко наугад "выстраивать" общую картину природы (натурфилософия), общества (философия истории) и даже "мира в целом". Дело это, понятно, не простое, потому неудивительно, что гениальные догадки причудливо сочетались с фантазией, вымыслом. При всем том философская мысль выполняла важную миссию формирования и развития общего миропонимания.

Начавшийся в XIX веке третий период переходит затем в XX век. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя. А попытки философов решать эти задачи прежними способами оказываются все более наивными, безуспешными. Все яснее сознается, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с ней, на основе обобщения конкретно-научных знаний и иных форм опыта.

Первую попытку обрисовать круг задач философии перед лицом уже возникших и вновь формирующихся конкретных наук в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию в собственном смысле слова ("первую философию") как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия Антология мировой философии: Античность. - М., 2001. . Ее теоретическая мощь представлялась ему несоизмеримой с возможностями частных наук. Философия вызывала восхищение Аристотеля, знавшего толк и в специальных науках. Он называл эту область знания "госпожой наук", считая, что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против.

В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое отставание многих специальных дисциплин от философской мысли по уровню теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Аристотелевский подход надолго утвердился в сознании философов. Гегель, следуя той же традиции, наделил философию титулами "королева наук" или "наука наук" Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994. . Отголоски таких представлений можно услышать еще и сегодня.

Вместе с тем в XIX веке, а еще резче в XX веке - на новом уровне развития знаний - зазвучали противоположные суждения: о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма (от слов "позитивный", "положительный"). Его приверженцы возвеличивали и признавали научным только конкретное знание, приносящее практическую пользу. Познавательные же возможности философии, ее истинность, научность были поставлены под сомнение. Одним словом, "королева" была развенчана в "служанки". Был сформулирован вывод о том, что философия - это "суррогат" науки, имеющий какое-то право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, мучившие умы в течение многих столетий.

Среди философов такие взгляды, как правило, не популярны. Но они привлекают любителей философии из конкретных областей знаний и практиков, уверенных в том, что запутанные, не поддающиеся решению философские проблемы подвластны специальным методам науки. При этом в адрес "соперницы"- философии выдвигаются примерно такие упреки: у нее нет ни одной собственной предметной области, все они со временем попали в ведение конкретных наук; у нее нет экспериментальных средств и вообще надежных опытных данных, фактов, нет четких способов отличить истинное от ложного, иначе споры не растягивались бы на века. Кроме того, в философии все расплывчато, неконкретно, наконец, неочевидно ее воздействие на решение практических задач.

Между тем приведенные доводы далеко не безупречны. Изучение вопроса убеждает в том, что такой подход, его называют сциентизмом (от лат. scientia - наука), связан с неоправданной переоценкой интеллектуальной мощи и социальной миссии науки (которая, бесспорно, велика), с видением только положительных ее сторон и функций, ошибочным представлением о науке как о якобы универсальном духовном факторе человеческой жизни, истории. Этот подход продиктован еще и непониманием специфики философского знания - особых задач философии, не сводимых лишь к научно-познавательным. К тому же с позиций философского интеллекта, мудрости, защиты гуманизма, нравственных ценностей осуществляется острая критика культа конкретно-научного знания (его технико-экономических эффектов и др.), бездушной и опасной для судеб человечества сциентистской и техницистской ориентации. Как видим, вопрос о познавательной ценности философии - в сравнении с наукой - был поставлен довольно резко: королева наук или их служанка? А как реально обстоит дело с научностью (ненаучностью) философского мировоззрения?

История философии знакомит нас с многообразием философских учений, принадлежащих прошлому и настоящему. Однако далеко не все они претендуют и могут претендовать на статус научности. Немало таких философских учений, которые вообще не связывают себя с наукой, а ориентированы на религию, искусство, здравый смысл и т.д. Например, такие философы, как Кьеркегор, Бергсон, Хайдеггер, Сартр, Витгенштейн, Бубер и др., вряд ли согласились бы, чтобы их именовали учеными, считали людьми науки. Самосознание философов в XX веке выросло настолько, что большинство из них прекрасно чувствовали и понимали принципиальное различие между занятиями наукой и философией.

Научно-философским мировоззрением , пожалуй, можно называть такую систему познания мира и места в нем человека, которая ориентирована именно на науку, опирается на нее, корректируется и развивается вместе с ней и порой сама оказывает на ее развитие активное влияние. Нередко считают, что данному понятию в наибольшей степени отвечают учения философского материализма, по сути родственного естествознанию и другим видам знания, которые опираются на опытное наблюдение и эксперимент. От эпохи к эпохе, в зависимости от уровня развития и характера научных знаний, материализм менял свои формы. Ведь материализм - это по сути не что иное, как стремление понять мир таким, каким он существует реально, без фантастических искажений (такова же, в принципе, установка науки).

Но мир, как он есть, - это не только совокупность "вещей" (частиц, клеток, кристаллов, организмов и др.), но и совокупность "процессов", сложных взаимосвязей, изменений, развития. Определенным вкладом в материалистическое миропонимание стало его распространение на общественную жизнь, на человеческую историю (Маркс). Развитие материализма и влияние научных знаний на философскую мысль этим, естественно, не закончилось, оно продолжается и в наши дни. Изменяя свою форму с каждой крупной эпохой в развитии науки, материалистические учения, со своей стороны, оказывали заметное воздействие на развитие науки. Один из убедительных примеров такого воздействия - влияние атомистического учения древнегреческих философов (Демокрит и другие) на формирование научной атомистики.

Вместе с тем наука испытывает продуктивное влияние и творческих прозрений великих идеалистов. Так, идеи развития (мысль о стремлении к совершенству) вошли в естествознание сначала в идеалистической форме. И лишь позже они получили материалистическое переистолкование.

Идеализм ориентирован на мысль, на идеализированный "мир" чистых, абстрактных сущностей, то есть таких объектов, без которых просто немыслима наука - математика, теоретическое естествознание и др. Вот почему "трансцендентальный идеализм" Декарта, Канта, Гуссерля, ориентированный на математику и теоретическое знание вообще, - не менее научен, чем материалистические концепции природы того же Декарта, того же Канта, Гольбаха и др. Ведь теории - это "мозг" науки. Без теорий эмпирические исследования тел, веществ, существ, сообществ и всякой иной "материи" еще только готовятся стать наукой. Чтобы нормально действовать и мыслить, человеку нужны две руки, два глаза, два полушария мозга, чувства и разум, разум и эмоции, знания и ценности и множество "полярных понятий", которыми нужно тонко владеть. Таким же образом устроено и такое человеческое дело, как наука с ее опытом, теорией и всем прочим. Следует ли удивляться, что реально в науке (да и в самой жизни людей) успешно действуют, сочетаются, дополняют друг друга материализм и идеализм - две, казалось бы, несовместимые мироориентации.

Вокруг проблемы научности философского мировоззрения продолжаются горячие споры. По всей видимости, корректно поставить и решить ее возможно лишь на основе культурно-исторического подхода к философии. Что же выявляет такой подход? Он свидетельствует о том, что философия и наука рождаются, живут и развиваются в лоне уже сложившихся, исторически конкретных типов культуры, испытывая воздействие различных их компонентов. Вместе с тем обе они оказывают заметное влияние друг на друга и на весь комплекс культуры. Причем характер и формы этого влияния имеют историческую природу, меняют свой вид в различные эпохи. Понять функции философии и науки, их родство и различие можно лишь на базе обобщения их реального статуса, роли в различные периоды истории. Функции философии в системе культуры позволяют уяснить те ее задачи, которые родственны науке, а также те, которые носят иной, особый характер, определяя важную общественно-историческую миссию философской мудрости, в том числе ее способность влиять на развитие и жизнь науки.

2. О собенности философского знания

Понять специфику философского знания можно, только освоив значительный массив философских учений, имея свой, личный опыт философствования. Но вступить на дорогу философии невозможно, не имея предварительного, "рабочего" определения философии. В самом общем смысле философия - это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира.

Долгое время в отечественной философской литературе бытовало представление о существовании среди множества философских концепций одной-единственной "истинной" философии, которую можно назвать научной. В данном случае российские теоретики оказались выразителями той крайне влиятельной традиции в подходе к философии, которая начала угасать уже в XIX веке. Она выражалась в попытках представить философию либо как науку, раскрывающую общие принципы мироздания, причины появления человека и его сущность, перспективы эволюции всего существующего, либо как универсальную теорию познания, определяющую источник и критерий истинности познания, регламентирующую возможности познания, постулирующую методы познания.

В марксистской отечественной традиции оба этих образа философии были слиты воедино и представлены как единство мировоззренческой и методологической функций философии: философия является системой общих воззрений на мир и одновременно дает в руки ученому эффективный инструмент познания мира.

Классическим примером отождествления философии с универсальной наукой о мироздании является "Философия природы" Гегеля. Гегель, исходя из своего образа мира как проекции развивающейся абсолютной идеи, считал, что его философия может диктовать свои выводы специальным наукам, оценивать их достижения, а в ряде случаев и полностью их заменять. Так, он отрицал идеи эволюции в биологии, не согласующиеся с его пониманием развития, отвергал атомизм, критиковал оптику, заново ввел древнее учение о четырех земных элементах (вода, воздух, огонь, земля).

Другие философы не пытались подменять философией весь уже сложившийся массив естественных, точных и гуманитарных наук. Философия, с их точки зрения, может стать координатором, посредником между различными областями научного знания, формой обобщения результатов научного исследования. Эта точка зрения была характерна для философов-позитивистов - О.Конта, Г.Спенсера, В.Вундта и др.

Марксизм стремился избежать как философской самонадеянности Гегеля в его взаимоотношениях со специальными науками, так и узости позитивистского подхода, отводящего философии лишь вспомогательную роль в познании мира. С точки зрения В.И.Ленина, вопрос об атомах и электронах есть вопрос, касающийся только физического знания. Философию же интересует вопрос об источнике и методах физического знания. Однако выяснить источник познания невозможно без общего представления о первооснове мира, механизмах изменений и их направленности. Поэтому Ф.Энгельс хотя и ограничил претензии философии в качестве "науки наук", но все же определил ее как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. В основе этого определения лежит представление о тождестве бытия и мышления. Мышление развивается по тем же общим законам, что и окружающий мир, поскольку оно само продукт эволюции материи. Изучив доступные человеческому познанию всеобщие формы мышления, мы тем самым получим ключ, метод к "мировой схематике".

Однако уже в XIX веке "ясный как солнце" образ философии как общей системы знаний о мире и одновременно как универсального метода познания померк. Значительный вклад в дело разрушения столь монолитного образа философии внес И.Кант. Позднее, уже в XX веке, другой философ, испанец Х.Ортега-и-Гассет, назвал всю философию прошлого утопичной. Разрыв между человеком, человеческим миром и природой, который не может быть преодолен с помощью философии, И.Кант выразил в известном, достаточно поэтически звучащем высказывании: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне" Кант И. Соч. В 6 тт. Т.4. 4.1. М., 1965. С.439-500. . Кант отказался от наивного тождества бытия и мышления, он увидел пропасть, лежащую между человеком и миром, осознал трагизм попыток ее преодоления. Уверенность в способности философии найти общие законы природы и мышления для Канта и его более поздних последователей есть лишь проявление непостижимой способности человека выдавать желаемое за действительное, мифологизировать свой жизненный мир.

Исходные положения философских концепций формулируются с помощью предельно общих понятий, поэтому их истинность нельзя доказать.

Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения философии в решении своих проблем. Одновременное существование множества философских систем, направлений также ставит под сомнение возможность говорить о философии как о науке, подобной другим наукам. Тем самым рушатся претензии философии на право выдвигать общие принципы для построения специально-научных теорий, указывать наукам направления исследования, а порой даже и предвосхищать их выводы. Эти необоснованные претензии, долгое время присущие философии, можно назвать натурфилософским стилем мышления или односторонним онтологизмом (онтология - учение о бытии).

Существует и другая форма упрощенного понимания специфики философского знания - односторонний методологизм, сведение всего своеобразия философии к функции, не свойственной исключительно философии. Философия в качестве "всеобщей" науки лишается права на существование, но продолжает функционировать в качестве особой аналитической деятельности, в качестве регулятора научного познания, фактически - в качестве логики и методологии науки. Такая философия отвечает только на вопрос "как познавать?", но не пытается узнать, каков источник познания, его место в человеческой жизни. Другими словами, философия, будучи сведена только к учению о методе познания, к функции регулятора познания, функции "прояснения понятий", лишается своей специфики и становится не отличимой от специальных разработок методов научного познания.

3. П роблема основного вопроса философии

Для понимания специфики философии большое значение имеет понимание ее "основного вопроса", особенности соотношения предмета и основного вопроса. В любой науке ее основной вопрос в основном совпадает с предметом. В философии дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопросы, которые он считает основными для себя и для всей философии. Для Ф.Бэкона главным был вопрос о расширении могущества человека над природой, для Гельвеция - вопрос о сущности счастья, для Руссо - вопрос о причинах социального неравенства, для Канта - вопрос о сущности человека, для Камю - вопрос о смысле жизни. Ф.Энгельс в своей работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" сформулировал основной вопрос по-иному. "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.282. .

Существует ли связь между приведенной формулировкой Энгельса и иными подходами к пониманию основного вопроса философии? На первый взгляд, взаимодействие материи и сознания и стремление выяснить смысл жизни, или суть человеческого счастья, далеки друг от друга. Однако, чтобы ответить, например, на три знаменитых кантовских основных вопроса "что я могу знать?", "что я должен делать?", "на что я могу надеяться?", необходимо понять человеческую природу, суть человеческих потребностей, границы его возможностей, его отношение к двум наиболее общим "родам бытия" - к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбежную смерть, и к царству духа - царству свободы, области реализации всех человеческих возможностей, носителей гармонии, целесообразности, бессмертия.

Решить свои "человеческие", жизненные проблемы человек как носитель философского разума может двумя способами: либо признать приоритет одной из сторон мировоззренческого противостояния, либо искать точки их объединения.

Основной вопрос философии, следовательно, это ценностно-смысловая доминанта философии как "жизненного разума". Основной вопрос философии раскрывает смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы - "быть или не быть".

Основной вопрос философии не совпадает полностью с предметом философии. Предмет философии - это исследования всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках, основной вопрос показывает, какой стороной это всеобщее как бы "повернуто" к человеку.

Основной вопрос как бы выдает тайну философии, позволяет за бесстрастием абстракций увидеть лицо страдающего и мыслящего человека, позволяет ощутить его заветное желание "быть". Понятие "человек" не совпадает с понятием "идеальное", человек - это единство материального и идеального, тела и духа. "Мир" не совпадает с понятием "материя". Мир - это целостность, противостоящая человеку, являющаяся условием его существования, объектом его деятельности, в нем присутствуют "идеальные формы" человеческой деятельности, теории, произведения искусства. Основной вопрос выявляет основной разлад во взаимоотношениях человека с миром, скрытую исходную оппозицию, которую человек стремится преодолеть.

Вопросы о счастье, о могуществе науки и о сущности человека также задают основной поисковый импульс философии. Но только осознание безнадежности раскола мира на материальное и идеальное позволяет увидеть, в чем философия видит путь к счастью, где искать сущность человека. Основной вопрос философии как бы стоит на страже "чистоты" философии, не позволяет ей раствориться в других формах духовной деятельности, поскольку он формулируется в предельно общих понятиях. Тем самым основной вопрос задает рамки философского исследования.

Обращение к основному вопросу философии помогает глубже понять отличие философии от религиозного сознания. Для религиозного человека вопрос о связи материального и идеального, тела и духа решен: высший смысл человеческой жизни - достижение синтеза этих двух начал, который уже осуществлен в Боге - Абсолютном Бытии. Если философия задается вопросом "как возможно такое единство", то религиозный человек делает достижение этого единства своей практической задачей.

Ф.Энгельс в своем определении уловил только один аспект основного вопроса философии. Он обратил внимание на различия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа: либо мир един в его материальности, либо основой единства мира оказывается идеальное начало, в какой-то момент "отпустившее" от себя природу. Однако Энгельс не обратил внимания на ценностный аспект основного вопроса философии, на выраженную в нем потребность в преодолении раздвоенности мира на материю и дух. В философии XX века на первый план выходит именно этот, ценностный аспект основного вопроса, в котором выражена безусловная значимость (ценность) возможности слияния материального и идеального в жизни человека. "Полнота жизни" (синтез материи и духа) - источник человеческой свободы, творчества, общения.

Основной вопрос не только определяет направленность философского исследования и его рамки, но в самом общем виде задает и структуру философского исследования. Взаимосвязь материального и идеального можно рассматривать как отношение генетическое, связь по происхождению. В этом случае мы можем говорить об онтологии, учении о бытии, о материи как проекции абсолютного духа, или же о сознании как всеобщем свойстве высокоорганизованной материи, или же о тождестве мышления и бытия. Взаимосвязь материи и духа можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных начал. Тогда мы имеем гносеологию - учение о познании, или же праксиологию, если речь идет о практическом аспекте взаимодействия материального и идеального.

Основной вопрос философии, также как и сама философия, эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира.

4. П роблемы философии

К проблемам философии можно отнести вопрос о первоначалах бытия, о возможности достижения истины в их познании, о сущности добра, красоты и справедливости, о происхождении и назначении человека. «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеться?» Кант И. Соч. В 6 тт. Т.4. 4.1. М., 1965. С.439-500. - таковы краеугольные вопросы философии по мысли великого немецкого философа И.Канта.

Центральной же проблемой, вокруг которой концентрируются все другие вечные проблемы философии, есть вопрос о смысле индивидуального существования, ибо именно знание смысла собственной жизни делает человека мудрецом - хозяином собственной судьбы и разумным участником жизни мирового целого.

При этом истинный мудрец понимает, что вечные проблемы бытия - на то и вечные, что не имеют исчерпывающих, раз и навсегда данных решений. Чем глубже и тоньше данный ответ, тем больше новых вопросов ставит он перед свободной и творческой человеческой мыслью. Стремление к мудрости, любовь к самому процессу ее обретения - пожалуй, именно это является главным делом жизни мудреца-философа, который - в отличие от самодовольного глупца - знает о своем незнании, а потому и не утрачивает воли к бесконечному совершенствованию. «Ученое незнание» - вот еще одно возможное определение философии, если воспользоваться выражением мыслителя эпохи Возрождения Николая Кузанского.

Последовательно размышляя над вечными проблемами, философ-мудрец формирует «мировоззрение». Мировоззрение есть система взглядов на мир, на человека и, самое главное, на отношение человека к миру. Отсюда не будет ошибкой дать еще одно определение философии, которое было особенно популярно у русских философов (С.Л.Франк, П.А.Флоренский и т.д.): философия есть учение о цельном мировоззрении.

"Вечность" философской проблематики объясняется предельным характером философских вопросов, тем, что они касаются наиболее общих проблем бытия и человеческого существования и "мигрируют" из эпохи в эпоху, получая то или иное решение, в зависимости от социокультурной ситуации и личности философа. "Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации" Дубровский Д.И. О специфике философской проблематики // Вопросы философии. 1984. № 11. С. 63. . Философия в целом выступает как вневременной диалог мыслителей всех эпох и воззрений, в котором сталкиваются разнообразнейшие точки зрения и синтезируются в едином общечеловеческом мыслительном процессе противоположные концепции. В рамках этого общего диалога происходит возвращение к "старым" проблемам и открытие новых.

Утверждение Сократа: "Я знаю только то, что ничего не знаю" - это гносеологическая установка, отражающая сущность философского отношения к миру, силу и одновременно слабость философии, даже определенный трагизм ее положения. Философ стремится ответить на глобальные вопросы, осознавая, что для полного ответа знаний принципиально недостаточно. "От философии неотделимо требование занимать теоретическую позицию при рассмотрении любой проблемы - не обязательно решать ее, но тогда убедительно доказывать невозможность ее решения. Этим философия отличается от других наук. Когда последние сталкиваются с неразрешимой проблемой, они просто отказываются от ее рассмотрения. Философия, напротив, с самого начала допускает возможность того, что мир сам по себе - неразрешимая проблема".

То, что философ должен ставить проблемы и давать ответы на них, осознавая всю неполноту и относительность таких ответов, открывает огромные возможности для философии как особой творческой деятельности, не знающей границ своего исследования.

Заключение

В заключение подведем некоторые итоги:

Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

Философское знание является целостным выражением отношения человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремится к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

Философские знания являются ценностными, и это сближает их с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора.

Многие философы видели предназначение философии в том, как человеку жить, во что верить, каким правилам, нормам следовать. В этом случае образ философии начинает двоиться. Философия как наука о мире в целом, или о способах познания мира, или о социальных источниках и социальных функциях человеческих идей - это знание о существующем, о мире, обществе, познании, человеке как они есть.

С писок использованной литературы

1. Антология мировой философии: Античность. - М., 2001.

2. Аристотель. Соч. В 4-х тт. T.I. M., 1975. С.69.

3. Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С.29.

4. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994.

5. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах. // Новые идеи в философии. Спб, 1989. С.122-123.

6. Дубровский Д.И. О специфике философской проблематики // Вопросы философии. 1984. № 11. С. 63.

7. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.24.

8. Кант И. Соч. В 6 тт. Т.4. 4.1. М., 1965. С.439-500.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.282.

10. Унамуно М.де. О трагическом чувстве жизни. М., 1996. С.26.

Подобные документы

    Понятие философии, ее основные разделы, круг изучаемых вопросов и отличия от всех других наук. Мифология и религия как истоки возникновения философии. Характеристика основных функций философии. Основная специфика и особенности философского знания.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания: понятие, структура; анализ исторических форм. Предмет философии: эволюционные изменения, социальные функции, роль в культуре общества. Философия и наука, специфика философского знания.

    реферат , добавлен 16.01.2012

    Понятие и структура мировоззрения, его основные исторические типы (миф, религия, философия). Исторические изменения предмета философии. Характеристика социальных функций философии. Соотношение философии и современной науки. Специфика философского знания.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2013

    Специфика философского знания и его функции. Основные разделы философии. Проблема бытия в русской религиозной философии. "Сознательное" и "бессознательное" - соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Теория Фрейда.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Специфика философского знания. Направления развития западной философии. Смысл понятия "бытие". Античное и средневековое понимание сознания. Природа и сущность человека. Факторы девиантного поведения. Естественнонаучные и гуманитарные методы познания.

    методичка , добавлен 11.12.2011

    Специфика философского знания. Проблемы философии на современном этапе. Поиски сущности человека в истории философской мысли. Элементы антропоцентризма и гуманизма в философии Сократа, Платона и Аристотеля. Философские аспекты происхождения человека.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    Исследование взглядов И. Канта на достоверность научного знания и познавательные способности человека ("Критика чистого разума"). Понятие "вещи в себе", положенное Кантом в основу своего агностицизма - конечной непознаваемости объективной реальности.

    реферат , добавлен 26.11.2009

    Специфика философского знания, функции философии. Основные типы, формы бытия и законы, принципы диалектики, сознание и бытие. Познавательные способности человека, истина и заблуждение. Происхождение, сущность человека. Ценности, смысл человеческой жизни.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2010

    Понятие общества знания и его место в контексте философских проблем. Мировоззрение, безопасность и устойчивость общества знания. Его построение в условиях новой европейской экономики. Роль философии как ценностно-осмысляющего способа освоения реальности.

    контрольная работа , добавлен 05.08.2013

    Понятие и структура мировоззрения. Философия и наука. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия. Бытие материальное и идеальное. Специфика философского знания. Бытие природы, общества и человека. Социальные функции философии.

Ф. – любовь к мудрости.

Функции философии:

1) Мировоззренческая: система жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей.

2) Гносеологическая: законы развития познавательной деятельности, формы движения мышления к истине.

3) Интегративная: постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры.

4) Критическая: анализ путей познания и действия людей.

5) Ценностно-регулятивная: соотнесение целей и путей познания и действия и социально-этической оценки.

6) Методологическая: общий метод познания, требования к мыслящему субъекту.

Ф. – система самых общих взглядов на мир, место в нем чел., выяснение разнообразных форм отношения чел. к миру. На основе осмысления природы: онтология (сущность бытия мира), ф. природы, теория развития. На основе осмысления общества и его истории: социология, соц. ф., ф. истории, ф. культуры. На основе осмысления чел.: ф. антропология, антропософия (смысл появления чел. в мире). На основе изучения дух. жизни чел.: гносеология, логика (формы мышления), этика (мораль), эстетика (природа искусства), ф. религии и др.

Объект ф. – реальность, сущ. независимо от самого чел. Предмет ф. – характ-ки действит-ти, обладающие свойством бесконечности и всеобщности.

2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, опред. самое общее видение, понимание мира, места в нем чел., жизненные позиции, программы поведения, действия людей. 3 компонента: мироощущение (образная картина мира), мировосприятие (эмоц. и оценочная картина), миропонимание (совокупность абстракт. понятий и суждений о мире).

Мифология – осмысление и представление мира и чел. в фантастич. образах и сюжетах. Универсальный тип м. первобытных обществ. Неспособность провести различие между естественным и сверхестеств. Слабое развитие абстрактных понятий. Эмоц. хар-р первичного сознания. Чувственно-образная форма постижение действит-ти.

Религия – форма м., объясняющая мир чел. через связь со сверъестеств. существами и выступающее как средство общения чел. с ними. Время формир-я: переход от первобыт. строя к рабовлад. обществу. Преодоление неразделимости чел. и природы. Раздвоение мира на духовное и телесное. Вера – главное средство постижения бытия. Главное – достижение единения с Богом.

Философия – альтернатива мифологии и религии, исторически возникшая и первая форма систематизир. теоретич. мышления. Опора на научные знания. Стремление ставить и решать абсолют. проблемы чел. бытия. Предельно широкий уровень обобщения.

Наука – систематич. объединение объективно достоверных сведений о явлениях природы и жизни чел.

3. Философия Древнего Востока.

Индия. II тыс. до н.э. Литер. памятник – «Веды» (знание). Это предфил. источники (гимны, молитвы). «Упанишады» - диалог мудреца со своим учеником. Зарождаются идеи о ф. как своеобразной области знаний. Это самые ранние из извест. фил. произведений. Проблемы: первооснова мира, сущность чел., его место в окр. среде. Толкование противоречиво. Главенств. роль в объяснение первопричины явлений мира отводится дух. началу – брахман (вселенский Бог), атман (инд. психич. бытие). Познание и приобретенное знание – 2 уровня: низшее (только окр. действит-ть) и высшее (истина). Йогические упр-я. Сложность чел. психики (сознание, воля, память, дыхание - взаимосвязаны). Высшее блаженство для чел. – полное отстранение от всех мирских забот (не чувств. удовольствия, а спокойное состояние души). Впервые ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Попытка с помощью нравств. принципов (дхармы) скорректировать поведение чел. Роль «Упанишад» в истории всех инд. ф. чрезвычайно велика. Буддизм – религиозно-фил. учение (VI-V вв. до н.э.). Этико-практич. направленность. Центр. проблема – проблема бытия личности. Стержень содержания – проповедь Будды о 4 благородных истинах. Освобождение – уничтожение желаний. Принцип среднего пути: избегать крайностей. Нет понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного.

Китай. Один из самых ранних литер. памятников – «И цзин» («Книга перемен»). Осущ. переход от дофил., миф. представлений к фил. мышлению. Виднейшие философы Др. Китая – Лаоцзы и Конфуций. Лаоцзы – книга "Дао дэ цзин". Основы даосизма – первой фил. системы Китая. Фил. взгляды противоречивы. Центр. значение – понятие «дао». Это естеств. путь всех вещей, а также вечное, неизменное, непознаваемое начало, нематер. дух. основа всех вещей. Идеал знания – созерцательное. Конфуций – конфуцианство. Основ. понятия – «жэнь» (человеколюбие) и «ли» (почтительность). «Жэнь»: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». По своей природе люди сходны между собой. Судьба предопределяет сущность чел. Главные темы: нравств. принципы, соц. отношения, проблемы госуд. управления.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.