Понятие налога и сбора. Отличие налога от сбора Самые первые виды налогов

Налог - обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами власти с юридических или физических лиц, с целью финансирования деятельности государства или муниципальных образований. Выполняют одновременно несколько функций: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную.

В зависимости от методов расчета и форм оплаты, различают такие виды налогов:
- прямые и косвенные;
- аккордные и подоходные;
- прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Виды налогов предпринимательской деятельности

Юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность, платят такие виды налогов:
- налог на добавленную стоимость - НДС;
- акцизы на некоторые виды товаров и услуг;
- налог на прибыль предприятий;
- налог на доходы от капитала;
- государственные пошлины;
- налоги и сборы за право добычи полезных ископаемых или право пользования природными ресурсами;
- экологический налог;
- лицензионные сборы;
- налог на имущество организаций;
- дорожный налог;
- транспортный налог;
- налог с продаж.
- налог на игорный бизнес.
- земельный налог.
- налог на рекламу.

Виды налогов физических лиц

Физические лица должны платить такие виды налогов:
- налог на доходы физических лиц;
- пенсионные социальные вычеты;
- имущественные вычеты;
- таможенные пошлина и сборы;
- налог на недвижимость;
- земельный налог;
- транспортный налог;
- налог на имущество физических лиц.
- налог на наследование или дарение.

Некоторые категории граждан (инвалиды, участники Великой Отечественной войны, пенсионеры и другие) имеют льготы по уплате отдельных налогов и даже могут полностью освобождаться от выплат. Исчисление налогов производят налоговые органы, отправляющие налогоплательщикам платежные извещения ежегодно в срок до 1 августа.

Классификация налогов

Налогоплательщики РФ обязаны платить различные типы налогов. Существует несколько категорий таких платежей:
1. С точки зрения бухгалтерского учета налоги подразделяются на:
- относимые на издержки производства и обращения;
- включаемые в продажную цену товаров, работ и услуг;
- относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);
- налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
2. В зависимости от уровней органов власти, взимающих платежи, различают такие виды налогов:
- федеральные;
- региональные;
- местные.

Отдельные виды налогов

Отдельные виды налогов касаются большинства физических и юридических лиц. Среди основных можно выделить:
- налог на доходы физических лиц. В налогооблагаемую базу входят все доходы налогоплательщика, получаемые в любой форме - денежной или натуральной. Ставка налога составляет 13%. Для отдельных видов доходов применяется ставка 35% (выигрыши, страховые выплаты и другие) или 30% (дивиденды, доходы нерезидентов РФ). Некоторые виды доходов не подлежат обложению этим налогом (пенсии, алименты, материальная помощь и прочие).
- налог на добавленную стоимость. Плательщики НДС - предприятия и организации всех форм собственности, имеющие статус юридического лица, и индивидуальные предприниматели, занимающиеся деятельностью без образования юридического лица, при условии получения дохода более 1 млн. руб. в год. Существует законодательно утвержденный перечень продукции и услуг, освобождаемых от налога. Размер налога - 20% от стоимости товаров и услуг.

Совет от Сравни.ру: В налоговое законодательство часто вносятся изменения, поправки, дополнения. Для своевременной и точной уплаты налогов, грамотного составления налоговой декларации, оптимизации выплачиваемых сумм, стоит обратиться за консультацией к опытному юристу.

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.

Уровень установления

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

Способ изъятия

Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

  • стоимость самой продукции;
  • акциз на алкогольную продукцию;

Сумму уплачиваемого покупателем НДС при розничной покупке часто можно увидеть в кассовом чеке.

Субъект налогообложения

В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы :

  1. Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
  2. Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
  3. Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.

Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги.

В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения (общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так далее.

По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

Источник уплаты

По источнику уплаты налоги делятся на:

  1. Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
  2. Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
  3. Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».

Объект налогообложения


Методы исчисления

Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим.

На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

  • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
  • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
  • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.

Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

  1. Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
  2. Ступенчатые налоги : ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.

Кто считает взимаемую сумму

По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

  1. Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
  2. Налог на имущество , а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).

Налоговая служба ежегодно рассчитывает сумму налога и рассылает налогоплательщикам уведомления о необходимости уплатить кадастровые налоги. Напротив, декларационные налоги рассчитываются на основе данных, которые предоставлены самим налогоплательщиком. Например, если гражданин перепродаёт недавно купленную квартиру, то он обязан самостоятельно составить декларацию о доходах, выслать её налоговикам и уплатить соответствующую сумму налога.

По порядку зачисления в бюджет

Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым .

Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно.

На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

По порядку ведения

По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД).

Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени.

Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы,

О том, что такое налог, обязательно рассказывают и в курсе школьной программы, и в университете, особенно студентам, проходящим образование по программе экономической направленности. Впрочем, с налогами сталкивается каждый современный человек, поэтому знать, что это такое, в чем суть явления, какова польза и откуда вообще эта беда свалилась на нашу голову, будет полезно и интересно.

Современность и современные явления

Конечно, нельзя сказать, что оплата налогов существует только в наше время. Само это явление довольно старое, но столь массовый интерес в давние времена оно не привлекало, воспринимаясь чем-то более очевидным, нежели это кажется современному человеку. Наши соотечественники (как и жители любой другой страны) ежедневно сталкиваются с необходимостью уплаты установленных пошлин, но далеко не всякий может четко и внятно объяснить, что под термином «налог» следует понимать, зачем он нужен и какую пользу приносит - кроме, конечно, шуток об утекающих из казны деньгах.

Налог в официальном понимании этого слова - такой платеж, выраженный в денежном эквиваленте и установленный госвластью, который подлежит уплате. В равной степени Федеральная служба налогов ждет перечислений и от юрлиц, и от простых граждан страны. В настоящее время под рассматриваемым термином принято понимать такую безвозмездную уплату, которая не связана с обязательствами страны перед гражданами по оказанию услуг. Специальные законы регламентируют, какие именно налоги должны платить ООО, ИП и другие предприятия. Всякий человек, решивший начать свое дело, будет рассчитываться с государством, в котором он зарегистрирован и ведет свою деятельность, будь это хоть маленькая компания, состоящая из одного человека, хоть огромный холдинг, действующий на территории нескольких держав. Расчеты ведутся из общего числа полученной фирмой выручки, положенные суммы перечисляются четыре раза в год.

Функциональная нагрузка экономического явления

Суть налогов - в трех функциях:

  • фискальная;
  • регулирование;
  • контроль.

А если поподробнее?

Рассматривая, что такое налог, особенное внимание следует уделить фискальной функции этого явления. Под термином принято понимать финобеспечение державы. Это позволяет власти исполнять возложенные на нее функции, обеспечивая население медициной, услугами образовательной системы. На отчисления по налоговой системе содержат армию и иные образования, благодаря которым защищена целостность державы, оказывают помощь нуждающимся в этом социальным группам. Фискальная налоговая функция дает возможность пополнения бюджета. Одновременно с этим юрлица, граждане лишаются некоторого процента своих доходов - он используется для поддержания работоспособности государственного аппарата.

Суть налогов - в регулировании госзадач, связанных с экономической политикой и финансовыми аспектами. Для этого применяют наиболее эффективные налоговые механизмы. Одновременно с этим система налогообложения позволяет на федеральном уровне контролировать деятельность отдельных лиц, предприятий, сообществ, учреждений. В любой момент властвующие структуры могут получить информацию о том, откуда приходят финансы некоторому лицу, куда они расходуются. В идеале это должно поддерживать экономическую стабильность, помогать соблюдать установленные законами правовые нормы.

Дополнительная функциональность

Рассматривая, что такое налог, для общего понимания ситуации необходимо уделить внимание и дополнительной функциональности системы пошлин на государственном уровне. С одной стороны, через налогообложение стимулируется деятельность всех лиц в пределах страны, а также осуществляется распределение финансовых масс. Налоги имеют функцию воспроизведения денежных масс и некоторые более мелкие, локальные.

В настоящее время можно узнать налоги, положенные к уплате, в ответственном за это отделении госинстанции, а также на сайте специальной службы. В разных странах введены различные системы налогообложения и методы расчета величин, которые необходимо заплатить. Были изобретены различные формы, есть принципиальные отличия в применении правил налогообложения к разным группам лиц. Общий объем правил, требований, условий формирует собой налоговую федеральную систему.

Законы и правила

Базовая терминология, устанавливающая в пределах нашей державы, что такое налог, представлена в соответствующем кодексе, а именно в восьмой статье. Именно тут указано, что принято понимать под термином: такой платеж, который обязателен к перечислению, строго индивидуален. При этом некоторые финансовые массы отчуждаются в пользу державы у лиц, которым они принадлежат в соответствии с собственническими правами или на основании хозведения, оперативного управления.

Налоги расходуются на обеспечение жизнеспособности муниципальных учреждений. Кроме того, деятельность государства финансируется именно из этого источника. Сбор довольно своеобразный, уплата его показывает, что налогоплательщик выполнил возложенные на него обязательства относительно учреждений, управленческих структур, иных инстанций. Дополнительно система налогообложения включает льготы по налогам, лицензионные оформления и предоставление прав от собственника в адрес федералов.

Действительные в нашей державе сборы

Все взыскания, которые включены в рассматриваемую систему, перечислены в НК. В настоящее время справедливы:

  • взимаемая таможней пошлина;
  • сборы, обусловленные пользованием объектами, принадлежащими к животному миру, иным природным ресурсам;
  • федеральные, региональные, местные сборы, связанные с оформлениями лицензий.

Почему это важно?

Казалось бы, зачем платить, к примеру, подоходный налог? Экономисты, аналитики сходятся во мнении, что система налогообложения - действительно важный элемент жизни любого современного государства, так как ее посредством можно контролировать всех экономических агентов. Это помогает держать деятельность предприятий в пределах страны в фокусе внимания, быть в курсе того, какие именно особенности позволяют вести предпринимательство активнее, а что, наоборот, препятствует предприятиям, частным лицам.

У любого государства в силу самой сути этого формирования есть право принуждения по уплате, на основании чего возникает задолженность по налогам, если некий гражданин или юрлицо не желает исполнять предусмотренные для него финансовые обязательства по официальным таксам. В такой ситуации у властей есть право забрать положенное в свой адрес через специальную процедуру изъятия, предполагающую задействование возможностей правоохранительной системы. Таким образом власть получает в свое распоряжение довольно крупные суммы, ведь кроме непосредственно налогообложения должникам придется столкнуться еще и со штрафными санкциями, пени.

Понятие шире, чем кажется

Как следует из действующего законодательства, налогообложение позволяет государству получать суммы на постоянной основе за счет возможностей принуждать тех, кто находится во власти соответствующей организационной структуры, территориального объединения. За то, какой налог в какой величине взимается с подвластных лиц, отвечают специальные органы. Они имеют соответствующие полномочия, декларированные законодательством. В нормативных документах также прописано, на какие потребности можно направлять полученные таким образом средства.

Как видно из законодательства, налог - это не только такой платеж, у которого соответствующее слово присутствует в наименовании, но и любой другой, который взимается в пользу казны. В частности, таможенные пошлины не имеют в своем наименовании слова «налог», тем не менее принадлежат к этой же категории, равно как и суммы, которые уплачивают запрашивающие лицензию на некоторую деятельность лица. Все те суммы, которые регулярно поступают во внебюджетные фонды, если таковые находятся во владении державы, также входят в систему налогообложения наравне с более привычными нам налогами на имущество, землю и прочими.

Налоги: влияние на общество

Как известно, при нехватке денег в бюджете первое, что может сделать власть - поднять налоги. Например, не так давно в нашей стране общественность столкнулась с увеличением земельного налога. Метод, конечно, хорош, но не универсален, зачастую не подходит. Дело в том, что налоги оказывают очень сильное влияние на сообщество. Чем они выше, тем меньше мотивации заниматься выбранным направлением деятельности у каждого отдельного участника системы. Более того, излишнее бремя пошлин провоцирует избегать уплаты положенного по закону. Конечно, нарушать закон мало кому нравится, но иные просто не видят альтернативного пути, как можно выжить в сложной обстановке.

Фактически в такой ситуации экономический агент или перебирается в «тень», или старается переложить с себя обязательства на кого-нибудь еще, используя лазейки в законе. Иные, кстати говоря, не находя таких путей для себя, систематически нарушают сроки налогов. Конечно, это приводит к штрафам, но и их уплату затягивают до невозможности, надеясь, что «само пройдет». Многие задействованные в области реализации товаров, услуг, активно повышают стоимость продукции, тем самым перекладывая обязательства налогообложения на покупателей. В любом из вариантов неразумное изменение налоговых ставок государством приводит к категорически негативным процессам: ослабеванию экономики, уменьшению предприятий, несоблюдению законов, сокращению покупательской способности населения.

Последствия: к чему быть готовым?

Если государство проводит не самую эффективную и разумную налоговую политику, есть вероятность столкнуться с разнообразными сложностями в сфере экономической жизни общества. К примеру, многие предприятия, оказавшись в тяжелых условиях, снижают производительность, что сокращает не только их прибыль, но и поступления в бюджет. При повышении такс у компании нет заинтересованности в сохранении прежних объемов, так как затраты при этом будут неоправданно большими. Особенно понижается объем товаров при введении акцизов и других программ, применимых к каждой отдельной позиции. Одновременно растет цена на изделие. В то же время налог на прибыль не позволяет предприятию оказаться слишком уж в плюсе. Возложение его на покупателя путем повышения розничной цены тоже не приводит к хорошему результату: люди приобретают позиции из этой категории в намного меньшем количестве, чем раньше, если это не товары первой необходимости.

Государство может пойти другим путем: например, увеличить ставки налогообложения, применимые к заработной плате. В такой ситуации многие работники не предлагают свой труд предприятиям, а сохраняют время свободным для себя. В иной ситуации повышения получаемых на руки сумм добиваются, увеличивая длительности смен. Словом, общественность, столкнувшись с ужесточением налогового бремени, активно ищет пути выхода из ситуации с минимальными потерями для своих интересов, а не государственных.

Другие варианты

Если ввести повышение налога применительно к капиталу, как результат можно вскоре наблюдать отток финансовых сумм из этой области. Обусловлено это понижением эффективности вращения денежных масс - инвесторы ищут другие, более результативные, продуктивные, выгодные для себя пути. Если ввести дополнительный налог применительно к какому-либо рынку, это может спровоцировать экономический перекос, чаще всего негативный, приводящий к существенным потерям инвестированных в эту область денег. Ну и, конечно, в условиях, когда нововведение оказалось сильным ударом для предприятий, государству не стоит ждать, что будут соблюдены сроки налогов: вынужденные уплачивать положенные по закону суммы лица будут тщательно избегать исполнения обязательств и откладывать их на будущее, пока это возможно.

В редких случаях изменение политики налогообложения может спровоцировать положительную корректировку экономической ситуации на федеральном уровне. Например, некоторые виды предпринимательской активности могут спровоцировать отрицательные факторы, влияющие на экономику или общественность. Налогообложение такого рода деятельности приводит к стабилизации ситуации.

Классификация: объекты

Налоги бывают косвенными и прямыми. Первые введены на разнообразные ресурсы, разновидности предпринимательской активности, оказание услуг, товары. К этой группе принадлежат акцизы, пошлины, НДС, уплачиваемый за продажи взнос и ряд других. Прямые - положенные напрямую к уплате гражданами, юрлицами. Классический пример - на прибыль, подоходный, имущественный налоги.

В норме косвенные, прямые таксы должны уравновешивать друг друга. Косвенные - это фискальные, прямые призваны регулировать экономические отношения в обществе. Фискальная составляющая помогает наполнять бюджет державы, регулирующая делает возможным применение механизма налогообложения с целью регулировки воспроизведения, накопления финкапитала.

Некоторые особенности вопроса

Влияние прямых налогов наиболее ощутимо при анализе ставок, льгот, связанных с этой сферой взимания пошлин. Чтобы корректно регулировать область налогообложения, государство должно четко представлять, каковы корпоративные интересы, общегосударственные, уметь находить баланс между ними.

Налогообложение позволяет сформировать подходящие условия для активного роста конкретной целевой области. Именно так стимулируются инновационные разработки, инвестиционная деятельность или число мест, предоставляемых работодателями для населения. Правильный подход помогает скорректировать структуру спроса и предложения, сделать более эффективным производственный процесс на уровне державы. Налог помогает скорректировать соотношение производственных издержек и цены на продукт.

Классификация: субъекты

Выделяют налоги:

  • местные;
  • центральные.

В нашей стране введена на практике система из трех уровней:

  • федеральное налогообложение, устанавливаемое федправительством (суммы перечисляются в федбюджет);
  • региональное, регулируемое на уровне субъектов;
  • местное, устанавливаемое самоуправленцами.

Особенности использования

Принято делить налоги на две крупные категории:

  • немаркированные;
  • маркированные.

Под маркировкой принято понимать такой процесс связывания направления, куда деньги расходуются, и налогообложения. Маркировка всегда предполагает четкое формулирование цели, соответствие поступлений и трат. К категории маркированных принадлежат суммы, направленные в ПФ РФ, дорожный фонд и иные сходные образования. Прочее налогообложение, не удовлетворяющее описанным параметрам, считается немаркированным. Его основное преимущество - гибкость, позволяющая правительству реализовывать политику, соответствующую наблюдаемым в текущий момент экономическим условиям в стране. Финансовые накопления можно направлять на те или иные задачи, признанные госорганами приоритетными в настоящий момент времени.

Классификация: какие еще деления есть?

Современная экономика рассматривает все виды налогов как принадлежащие к одной из трех категорий:

  • прогрессивные;
  • регрессивные;
  • пропорциональные.

Классический представитель первой группы - подоходная такса, которая увеличивается, если растет прибыль. Введена прогрессивная шкала, по которой производится расчет положенных к уплате в адрес бюджета сумм. Регрессивный - это такой вид платежа, который в большей степени доминирует среди прибыли небогатых слоев, а в качестве расчета берут единицы продукта. Чем меньше доход, тем большие отчисления придется передать в бюджет (в процентах от общей суммы) в виде положенных к уплате пошлин.

Налоги и сборы : неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, бизнес процессов, да и вообще жизни любого человека. Налоги и сборы являются основным способом пополнения бюджета страны и ее регионов. Невыполнение налоговых обязательств может повлечь за собой штрафные санкции со стороны государства. Поэтому базовые знания о налоговой системе просто необходимы каждому, тем более предпринимателю. Далее рассмотрим: какие налоги и сборы применяются в РФ, их классификацию и виды, а также специальные налоговые режимы.

В целях правильного расчета налогов, ведения бухгалтерского учета и отчетности, вы можете воспользоваться от наших партнеров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы:
— лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);
— лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.
налоговая ставка: 9%,13% ,15%,30%,35%

Налог на прибыль организаций

Это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.
Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения.
Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25. Налогового кодекса РФ.
Плательщики:
— Все российские юридические лица (ООО, АО, ПАО и пр.)
— Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ
— Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора
— Иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения
налоговая ставка :
2% в федеральный бюджет (3% в 2017 — 2020 годах); 0% для отдельных категорий налогоплательщиков.
18% в бюджет субъекта РФ (17 % в 2017 — 2020 годах). Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5% (12,5 % в 2017 — 2020 годах).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Сумма НДС, которую налогоплательщик-продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций.
Плательщиками НДС признаются:
организации (в том числе некоммерческие)
предприниматели
налоговая ставка: (0%, 10%, 20% )

Акцизы

Налогоплательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):
-организации;
-индивидуальные предприниматели;
-лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Организации и иные лица, указанные в статье 179 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции (с подакцизными товарами), подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
Смотри .

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия — стандарту организации.
Плательщики: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами
Налоговым Кодексом определено, что указанные лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по отдельному основанию - в качестве налогоплательщика НДПИ.

Водный налог

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» .

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Налог на имущество организаций

Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ.
Налоговую ставку порядок и сроки уплаты налога определяют законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в пределах, установленных указанной главой НК РФ, .
Налоговые ставки не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Транспортный налог

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).
Организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно . Физическим лицам сумма налога, подлежащая уплате исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налог на игорный бизнес

Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр. Согласно действующему законодательству, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит обязательному лицензированию. Такая лицензия действует бессрочно.

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Торговый сбор

Устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества (статьи 411, 412 главы 33 Налогового Кодекса Российской Федерации — далее НК РФ).
К объектам осуществления торговли относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, а также объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков (статья 413 НК РФ).
Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Земельный налог

Порядок налогообложения земельных участков в Российской Федерации определен гл. 31 НК РФ. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога признаются физические лица и организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя): не более 0,3% и 1,5%.

Налог на имущество физических лиц

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество. Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, в которых в качестве налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1% , 2%, 0,5%

ОТРАСЛЕВЫЕ НАЛОГОВЫЕ СБОРЫ И ПЛАТЕЖИ

Сборы за пользование объектами животного мира

Объектами обложения признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) в соответствии с установленным перечнем, – при изъятии их из среды обитания.
Плательщики: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 333.3 НК РФ ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира отдельно.

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов

Объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с установленным перечнем, – изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в том числе объекты, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.
Плательщики: физические лица, индивидуальные предприниматели и организации, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Ставки сбора установлены в рублях за 1 тонну разрешенного к вылову объекта в зависимости от бассейна, в котором разрешен вылов объектов водных биологических ресурсов.

Регулярные платежи за пользование недрами

Совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования недрами:
— Разовые платежи уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии).
— Сбор за участие в конкурсе (аукционе) уплачивается при регистрации заявки.
— Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ.
Подробнее см. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ


При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.
ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ).

Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:

Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно

Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.
В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.