Что делать со свечой после чистого четверга. Пусть время ваших перемен работает на вас! Смесь благочестия и суеверий

Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним. Все знают, что непременно следует это сделать, но о причинах, по которым совершается этот обряд, знает не каждый. Страстная свеча после вечерней службы в четверг, что с ней делают. Для чего нужна, и какую пользу можно получить.

Пасхальные обычаи и обряды очень многообразны. Многие из них происходят из дохристианских времен, и были одними из главных праздников наших предков. Позднее они весьма органично вошли в христианский праздник и сохранились до сих пор.

Традицию зажигать свечи в храмах появилась в России еще в ветхозаветные времена и пришла из Византии. Светильники служили символом водительства Божия, зажигали их вечером пред Господом в период священослужения. Закон Божий есть светильник человеку в его жизни.

Со временем сформировались правила возжигания свечей в храмах. Изначально свечу зажигали перед выносом Евангелия, а под час самого чтения принято было зажечь все свечи.

После зажжённые свечи стали ставить перед гробами мучеников, священными предметами, и иконами.

Такая традиция существует и в наши дни. Многие даже не задумываются зачем ставят свечу, что это значит такие действия.

Свеча- символ молитвы, зажигают ее перед иконой в знак устремления к Богу. Сам же воск, из которого и делают церковные свечи, и есть символом раскаянья в своих грехах. Готовностью к послушанию перед Богом.

Сами свечи не стоит ставить бездумно у всех святынь церкви, стоит осознать, ощутить любовь в сердце перед тем, кому ставиться свеча. Купленная в церкви свеча это символ веры.

Страстная свеча после вечерней службы в чистый четверг

Четверговая свеча (четвережная, страстная, страшная свеча, огонь евангельский) – свеча, которая наделена необычными свойствами. Свеча зажжённая в Чистый четверг, на вечернем богослужении в период чтения 12 Евангелий, состоящая из вечера четверга и утрени Великой Пятницы.

Знак горячей любви верующего к самому Спасителю.

Огонек такой свечи считают святым, и ее после службы стараются принести домой, горящей. Существует примета, кто сможет донести горящую свечу до дома весь год будет счастливым а нет, с человеком будет беда.

Свечу окружали фонариком желтого или красного цвета в надежде укрыть от ветра.

В доме первым делом зажигали лампаду, и ставили крестик копотью от свечи крестик на двери, "чтобы не угасла благодать Господня в доме". Для защиты всего своего хозяйства и семьи, очищая от нечисти, обходили с зажжённой свечей все уголки своего двора.

Магическую силу свечам, зажженным во время церковных служб как в четверг, в пятницу при выносе плащаницы, и на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи).

Огарком от такой свечи поджигали печь, зажигали перед иконами в доме.

Страстной свечой благословляли молодых, зажигали когда болели, или защищали от молнии, ее давали для облегчения страданий в тяжелых родах. Такой огарок зажигали даже когда умирал человек.

В деревнях для сохранения поголовья скота с четверговой свечой провожали в поле.

Некоторые считали, что с помощью этой свечи показывается цвет папоротника в Иванову ночь.

Стоит помнить, что церковь против всех магических свойств, и все это скорее суеверие. По учению Православной Церкви исцеление приходит благодаря обращению к Богу, и принятии воли его, а не магическим действиям.

И сегодня я приоткрываю таинственную дверь в кухню приготовления четверговой соли.

Четверговая (четвережная) соль

Она бывает разной. Знахари для разных целей используют четверговую соль, приготовленную разными способами. Обычно в заговорах и описаниях ритуалов сказано, какая соль нужна.

Соль обычно берется обыкновенная поваренная не йодированная, не морская и без каких-либо добавок (типа селена, чеснока и т.п., чего сейчас навалом). Будьте внимательны. Раньше толкли и затем просеивали каменную соль. Но это связано было не с ее особыми свойствами, а с тем, что мелкой поваренной соли у обычных крестьян просто не было.

Вся соль готовится до обеда в четверг. После обеда она ссыпается в мешочек и убирается.

1. пережженная соль – соль прокаливают в печи или духовке (в крайнем случае – на чугунной сковороде на плите) с квасным суслом, черным (лучше бородинским) хлебом или различными целебными травами. Сусло тщательно отжимается, хлеб мочится, разминается и так же тщательно отжимается. Добавки должны полностью перегореть до состояния золы. Эта соль используется знахарями исключительно в целительских практиках – надо знать, где и как. Магических свойств соли эти добавки не прибавляют.

НЕЛЬЗЯ использовать квасное сусло из магазина (только свое, от домашнего хлебного кваса), нежелательно использовать аптечные сборы – травы лучше собирать самим, нельзя пережигать соль в микроволновке и на тефлоновых сковородках (только на чугунных или в глиняных горшках) можно в крайнем случае – на противне.

Духовка должна быть чистой.

2. Соль «с трех дворов (домов) » – надо в чистый четверг до обеда попросить соли (по горсти) с трех домов (квартир). Соль ссыпать в одну емкость и перемешать.

3. Соль «домашняя» – каждый из домочадцев перед обедом зачерпывает горсть соли и ссыпает в общую посуду. Если домочадцев нет – хозяин сам ссыпает в посуду три горсти.

4. Классическая «четверговая» соль – «по умолчанию». Готовится так: вечером в среду соль прокаливается в печи (духовке) или на крайний случай – на плите в чугунной посуде не менее часа при максимальной температуре. Как уже упоминалось тефлон – категорически нельзя. Нет чугунной – насыпьте на противень.

Духовка должна быть чистой.

До рассвета в четверг (или в среду ночью – когда полностью остынет) необходимо ее пересыпать в глиняную, деревянную или фарфоровую (стеклянную) посуду и поставить на обеденный стол. В металлической посуде ставить нельзя. Стол должен быть чистым, на нем не должно ничего стоять, кроме соли. Стол предварительно застелите чистой матерчатой скатертью. Или хотя бы постелите чистую выглаженную салфетку. Завтрак накрываете как обычно (вокруг «солонки»). Еду можно присолить этой солью. Но поев, сразу убираете стол и моете посуду. Стол должен быть чистым и красивым! Обед так же накрываете вокруг солонки.

ОСТОРОЖНО – не окунайте никакую еду и пальцы в соль! (именно это сделал Иуда на тайной вечере) – берите соль специальной ложечкой или кончиком ножа. Если хотите что-то макать – отсыпьте соль в свою тарелку. Кстати, именно отсюда пошло важное правило этикета – не макать еду и пальцы в солонку! Постарайтесь ему следовать не только в Чистый четверг, но и в остальное время. После обеда (или ужина – но до захода солнца) соль пересыпается в мешочек и убирается. Потом ее можно использовать в многочисленных магических ритуалах.

5. И, наконец – «освященная» четверговая соль – прокаленную как в п.4. соль надо пересыпать в мешочек и отстоять с ней от начала и до конца службу в Чистый четверг. Эта соль обладает чудодейственными целительными свойствами – ее можно и без всяких ритуалов и заговоров сыпать в еду и питье больным, использовать для «наведения» красоты, купать с ней детей (достаточно нескольких крупинок на ванну). Но использовать такую соль в некоторых ритуалах (связанных с черной магией) нельзя.

6. Можно самим освятить соль , для этого зажечь большую церковную свечу (она будет «четверговой» и прочитать канон службы на Великий Четверг и молитву «Боже, Спаситель наш, явившийся через пророка Елисея в Иерихоне и так посредством соли сделавший здоровой вредную воду! Ты Сам благослови и эту соль и сделай ее приношением радости. Ибо ты – Бог наш и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и вовеки веков. Аминь. Аминь. Аминь». Используется так же как и в п. 5.

7. Для изготовления вам понадобится пачка каменной поваренной соли и 12 ложек ржаной муки. А также: чугунная сковородка с толстым дном, деревянная ложка и чистый полотняный мешок. Соль и муку следует насыпать в сковородку и поставить ее на огонь. Когда вы это сделаете, то обязательно скажите вслух (три раза): Чистый Четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время . Затем вы должны прокалить соль вместе с мукой, пока мука полностью не почернеет. В эту соль также можно добавлять защитные травы и специи. При этом нужно мешать муку с солью деревянной ложкой обязательно по часовой стрелке. Готовую соль оставляете на плите до полуночи, а затем пересыпаете в мешочек, который крепко‑накрепко завязываете.

Над готовой солью зажигается восковая свеча и три раза читается следующая молитва:

Боже, Спаситель наш, явившийся через пророка Елисея в Иерихоне, и так посредством соли сделавший здоровою вредную воду! Ты Сам благослови и эту соль, и сделай ее приношением радости. Ибо ты - Бог наш, и тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

После этого мешочек с солью прячете в надежное место и пользуетесь ею весь год до следующего чистого четверга.

Для чего применяем соль:

- добавляем чуть-чуть в еду или питье больному человеку или животному;

- очищаем дом посыпая углы несколькими кристалликами этой соли;

- снимаем недуги и магические воздействия: для этого в святую воду добавляем чуть-чуть «четверговой соли» и выпиваем с молитвой:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

- также щепотку соли можно положить в маленький полотняный мешочек и всегда носить с собой, как сильный оберег.

Четверговый хлеб

Раньше верили, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски «четвергового» хлеба считались имеющими целительную силу, их тщательно собирали и хранили, чтобы использовать во время болезни или для защиты от «порчи» или «сглаза». Кусочки “четвережного” хлеба давали и заболевшему скоту. Часто под «четверговым хлебом» имелась в виду заздравная просфора, которую подавали в церкви в Великий четверг, и которая также считалась наделенной особыми целительными свойствами.

Сейчас, наверное, мало кто сам печет хлеб, но счастливым обладателям хлебопечки советую поставить хлеб так, что бы он испекся ДО ОБЕДА в четверг. Этот хлеб подать на стол к обеду, а из оставшегося – нарезать и высушить маленькие сухарики. Они так же используются для лечения. Кроме того считается, что если раскрошить и бросить такие сухарики в пашню – будет хороший урожай и не будет сорняков. У кого нет хлебопечки – попробуйте купить готовый хлеб утром в четверг и так же подать его к обеду, а оставшийся – посушить на сухарики.

Четверговая свеча и Четверговый огонь (Священный огонь)

Так называется свеча, с которой стояли в Великий четверг в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий и старались принести домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Те, кто достойно провел этот особый день: причастился утром, выстоял вечернюю службу, донес до дома евангельский огонек, испытывают особую благодать.

Огонек затепленной от свечи лампады, стараются сохранить в доме до Пасхи.

Раньше в каждом доме у верующих на божнице постоянно горела лампадка. И ее гасили раз в году перед походом на службу в Чистый четверг для того, что бы принести из церкви зажженный там огонь и запалить от него лампадку снова. Когда гасили лампадку – ее тщательно мыли. И пока ходили на службу – она успевала высохнуть и была снова готова к использованию. Кстати в этот день обязательно мыли и протирали все иконы в доме.

Это было очень красивое зрелище – из церкви все выходят, прикрывая зажженные свечки, и растекаются по домам множеством мерцающих искорок.

Что бы донести свечу можно использовать обрезанную пластиковую бутылку.

Чтобы защитить семью и хозяйство от сглаза и нечистой силы, с «четверговой свечой» обходили дом и двор и чертили копотью от этой свечи кресты на потолочных балках, дверях и окнах. Затем «четверговую свечу» хранили дома. Ее использовали в особых случаях, например, давали в руки умирающим. Ее зажигали также во время летних гроз и бурь, считая, что так можно уберечь дом от разрушения .

Книга “Обряды на Чистый Четверг”

Народные традиции и обряды в Великий четверг

С Великим четвергом связано множество народных традиций. Большинство обрядов по своей сути восходят к дохристианским ритуалам начала нового годового цикла. Многие из них нацелены на очищение - наряду с душой перед Пасхой было необходимо очистить тело и окружающее пространство.

Четверговая свеча (четвережная, страстяная, страшная свеча, огонь евангельский) - свеча, наделявшаяся магическими свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на всенощной, состоящей из вечери четверга и утрени Великой пятницы, во время чтения 12 Евангелий. В народе огонек этой свечи считался святым.
По окончанию службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечку иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, "чтобы не угасла благодать Господня в доме". Со свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.

Наибольшая магическая сила приписывалась свече, которую зажигали во время церковной службы не только в четверг, но и в пятницу при выносе плащаницы, а также на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи). Огарок свечи хранили весь год, на следующий Великий четверг от него поджигали утром дрова в печи. Его зажигали перед иконами утром в день первого выгона скота. Страстной свечой благословляли молодых, зажигали ее во время пожара и больших гроз, чтобы уберечь дом от молнии, при тяжелых родах или во время болезни ее давали в руки страдающему от боли, чтобы облегчить мучения. С этой же целью больного поили водой, которой обливали огарок свечи. Но если никакие средства не помогали, и больной умирал, огарок свечи зажигали, когда душа начинала отлетать.

В Пермской губ., чтобы уберечь скот от несчастий и получить от него хороший приплод, с огарком четверговой свечи его провожали в Егорьев день первый раз на пастбище. В некоторых местах крестьяне верили, что в Иванову ночь с огарком этой свечи можно раздобыть цветок папоротника и шапку-невидимку, при помощи которых можно стать богатым. Воду, которой обливали свечу, использовали и как приворотное средство. Если муж не любил жену или жена мужа, пермские крестьяне советовали напоить его или ее этой водой.

Вытирание огня - ритуал добывания путем трения "нового", или "деревянного", "живого", огня. Проводился в Чистый четверг и в Ильинскую пятницу. В домашних печах и на божницах гасили прежний огонь и зажигали новый добытый трением. При падеже скота нередко входил в единый обряд с ритуалом Прогона скота через тоннель. Включал в себя два момента: обновление огня в селении; новый огонь должен быть добыт древним способом, из максимально сухой древесины (или считавшейся таковой), символизировал всеобщее обновление и таким образом уничтожение прежнего состояния, наполненного смертельной угрозой.

Перед началом добывания нового огня во всем селении хозяевами домов загашивался прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могли оставаться только огни в церкви). Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек; так, в Енисейской губ., Уржумской вол. в станочке вращали с помощью небольшого лука, березовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра (Макаренко А.А., 1897, с.250 - 253). Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже - береза, сосна. Предпочтение дуба восходит, по-видимому, к славянским представлениям о дубе как священном дереве, способном символизировать мироздание и опосредствующем связь людей с языческими божествами и миром умерших, примыкает к этому подразумеваемому значению и липа (именно липа "Исколена" вырастает из колена убитой девицы - Зеленин Д.К).

Добытый живой огонь разносили по дворам - зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель костры, зажженные именно от вытертого огня, имели решающее катартическое действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия - ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя. В некоторых губерниях: Новгородской, Енисейской - ритуал мог проводиться в качестве календарного, соответственно, в Ильинскую пятницу, Чистый четверг, с профилактической целью ограждения скота от болезней. Обряд вытирания огня в Чистый четверг, с последующим возжиганием костра и проходом через него "с женами своими и с чады своими" зафиксирован в середине XVI в. в Стоглаве и осужден как "волхвование".

Четверговый хлеб ("четвережный хлеб", "четверговый житник") - специально испеченный или освященный хлеб или просфора, атрибут празднования Чистого четверга, наделявшийся магическими свойствами. Традиция печения и употребления обрядового хлеба перед началом сельскохозяйственных работ, в том числе в Великий четверг, предшествующий Пасхе, уходит корнями в языческую эпоху, но позднее в народе закрепилось исключительно христианское ее объяснение. Церковь связывает особую роль хлеба в этот день с памятью о благословении хлебов Христом на Тайной вечери, через которое получил начало обряд Евхаристии (Причащения).

Многие крестьяне заказывали в четверг на Страстной неделе в церкви заздравные службы и получали просфоры, которым приписывалась такая же сила как благовещенским. Кроме церковных, были в ходу светские просфоры, которые пекли сами хозяйки, в церкви их не освящали. Во Владимирской губ. крестьяне верили, что в этот день Бог благословляет хлеб, который подается к обеду, поэтому его куски и даже крошки, оставшиеся на столе, тщательно собирали и хранили. Хлеб, иногда предварительно размочив в воде, съедали при разных недомоганиях или, когда на душе становилось тяжело, что считали одним из признаков порчи или сглаза; давали крошки или кусочки "четвережного" хлеба и заболевшему скоту. В других местах считали, что целебные свойства приобретает хлеб, простоявший рядом с солью на божнице ночь на Великий четверг.

В Тюменском у. Тобольской губ. в Страстную среду вечером хозяйка, помолившись перед образами, кадила перед иконами ладаном и ставила на божницу хлеб, соль в солонке и немного золы. В четверг утром до восхода солнца хлеб резали на куски, солили и съедали. В других местах его подавали к столу вместе с солью после обедни - литургии или вечерней церковной службы, но съедали не весь, выделяя долю лошадям, коровам, овцам и т.д. Крестьяне верили, что благодаря этому хлебу, Бог лучше сохранит в течение года и людей, и скот. В Архангельской губ. кислый ячменный хлеб, который хозяйки пекли в четверг, назывался "четверговый житник". В день праздника его клали на божницу, где он лежал до Егорьева дня. Выгоняя первый раз скот пастись, хозяева снимали его с божницы, резали на куски и складывали их в решето, туда же помещали солонку с "четверговой солью", иконку и брали горящую свечу. С этими предметами во дворе три раза обходили вокруг скотины, а затем скармливали ей хлеб, подавая его на заслонке и предварительно посолив четверговой солью.

Четверговая соль (четвережная соль) - соль, "изготовляемая" в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг, наделявшаяся особой магической силой. Обычай обрядового использования соли очень древний, дошедший с праславянских времен, когда за любой солью признавали возможность отпугивать вредоносные силы, защищать человека. Еще в "Стоглаве", сборнике постановлений церковного собора 16 в., рассказывалось об обычае использования четверговой соли: "Некоторые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут, до седьмого четверга по Велице дни тако держат и ту соль дают на врачевание людям" (Макаренко А.А. 1993. С. 102).

Известны разные способы приготовления "четверговой" соли. Иногда достаточно было освятить ее в этот день в церкви или в ночь со среды на четверг оставить хлеб и соль на столе в переднем углу или на божнице. У русских Пермской губ. накануне четверга соль в солонке (вместе с четверговым хлебом) ставили в решето, наполненное зерном. Помолившись, хозяева оставляли решето на лавке под иконами до первого дня Пасхи, после чего, считалось, что все предметы приобрели необходимые волшебные качества. В Забайкалье аналогичными свойствами наделялась соль, простоявшая в бочонке всю ночь под Чистый четверг на одном из столбов забора.


Приготовление «Четверговой (Черной) соли». Афонский монастырь.

Чаще соль пережигали на огне, который, по народным представлениям, сам обладал очистительной способностью. Для этого ее мочили, смешивали с квасной гущей или с хлебным мякишем, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый лапоть и ставили в печь на самый жар или закапывали в пепел, иногда оставляя там до субботы или утра воскресенья. В некоторых селах Енисейской губ., чтобы придать огню большую очистительную силу, в печь закладывали "воскресные" дрова, которые в течение Великого Поста заготовляла хозяйка, откладывая по одному полену каждое воскресенье, или разводили в печи "деревянный" огонь, т.е. добытый при помощи трения. Полученную массу толкли в ступке, просеивали, а затем хранили "четверговую" соль весь год на божнице за иконами. Во время пасхальной трапезы ею солили освященные яйца, которыми разговлялись после заутрени.

Она считалась универсальным лекарством. При сглазе и различных недугах крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили шепотку в поилке. В Сургутском крае ее употребляли следующим образом: ковшик с водой, в которую бросали щепотку соли, ставили непременно на заслонку или на шесток печи, к которому походил желающий излечится и умывал лицо. Оставшуюся в ковше воду наотмашь (назад от себя) выливали в печь. В Сибири пережженную и смешанную с золой четверговую соль добавляли в зерно перед посевом, а ее раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов. Полученная в Чистый четверг соль считалась также сильным обережным средством. Ее зашивали в ладанку и носили на груди, брали с собой, отправляясь в дальний путь или на войну. Завернутую в узелок щепотку соли клали за пазуху, выгоняя в первый раз скотину в стадо.

Верес - можжевельник, собираемый в Чистый Четверг, игравший важную роль в предпасхальных очистительных, апотропейных (защитных) и профилактических обрядах, использовавшийся для окуривания, реже окропления, домохозяйства, людей и скота. За можжевельником (вересом) было принято ходить рано утром. В Новгородской губ. крестьяне верили, что с восходом солнца верес становится святым, объясняя это, говорили: "Спаситель от врагов под вересом прятался" или "Христос под вересинкой". Кое-где, чтобы верес имел наибольшую магическую силу, знающие люди советовали выходить из дома, не умываясь и не помолившись, а прежде, чем войти в лес, обязательно произнести заговор: "Царь лесовой и царица лесовая, дайте мне на доброе здоровье, на плод и род". В некоторых местах существовал обычай кричать или петь в лесу во время сбора можжевельника. Считалось, что от этого голос будет громче и лучше.


Верес поджигали в избе на сковороде или печной заслонке и окуривали пахучим дымом дом, двор, хозяйственные постройки, чтобы изгнать нечисть. Затем, положив заслонку на пол посредине избы, все домашние перешагивали или перепрыгивали через нее, чтобы не болеть и избавиться от грехов. В некоторых местах Новгородской губ. с этой же целью намоченной веточкой вереса кропили во всех комнатах в доме, посуду и утварь, а также всех членов семьи.

Несколько веток вереса затыкали за матицы и косяки дверей в избе и в хлеву, чтобы спасти хозяйство от порчи и разных несчастий, например, бури или попадания молнии. Кое-где верили, что эти ветки помогут домашним и скотине не заблудится в лесу и спасут их от нападения зверя. Можжевельником парили молочные крынки, чтобы были хорошие, жирные сливки. Его хранили весь год и использовали как предохранительное, лечебное и очистительное средство при отеле у коров, коз. В последнем случае можжевеловым дымом окуривали скотину и особенно ее вымя, только после этого разрешалось пить молоко. В некоторых местах пастух в день первого выгона скота на Егория (Егорьев день) обходил стадо с плошкой, в которой тлел верес. Им также окуривали кадки, собираясь солить в них огурцы или квасить капусту. В случае похорон вересом окуривали гроб, прежде чем положить в него покойника, и избу после выноса тела.

Текст- ethnomuseum.ru Холодная В.Г., Островский А.Б.

Значимой приметой в Чистый четверг считается четверговая соль.

Четверговая соль приготовление и применение

Готовят ее из простой соли или освящая в церкви, или ложа на всю ночь возле образа Иисуса Христа и горящей лампады.

После эту соль не едят, как обычную, а ссыпают в мешочек и хранят для особо важных случаев. Также ее используют, как оберег. Для этого соль насыпают в маленький мешочек и носят на шее. Соль тоже обладает свойством удерживать информацию. Чаще ее используют для наведения порчи, для вызывания различных ссор.

Четверговая соль делает только добро. Если в доме намечается скандал, ее можно (буквально щепотку) бросить в воду и вымыть этой водой полы. Очень хорошо солить этой солью пасхальные яйца, особенно то, которое съедается первым после окончания поста.

Считается, что тогда человек будет удачлив весь год, во всяком случае крупных неприятностей с ним точно не произойдет.

Четверговую соль можно (буквально чуть-чуть) насыпать под порог своего дома. Считается, что она может защитить от проникновения в дом негативной энергии.

Четверговая свеча на удачу

Еще одной очень важной приметой является четверговая свеча. Ее приносят горящей из церкви, поджигают от нее лампаду или другую свечу. После с принесенной обходят весь дом, начиная от дальних комнат, доходят до порога и тушат.

Кто живет в частном доме, и у кого есть домашние животные, желательно обойти с этой свечой и помещения для скота.

Огарок свечи не выбрасывают, а хранят весь год. Использовать ее можно только если кто-то заболеет или случится какое-то несчастье. Просто так поджигать ее, если в доме отключили свет нельзя.

Четверговая свеча и целебная вода

Считается, если эту свечу положить на некоторое время в воду, то вода тоже станет целебной. Такую воду давали пить больным, ею умывались девушки, чтобы лицо приобрело особой привлекательности и поскорее нашелся жених.

Такая вода могла помочь, когда в семье происходило охлаждение чувств. Если муж и жена выпивали такой водицы, между ними вновь вспыхивала любовь.

Только злого с помощью этой воды делать нельзя, например, привораживать чужого мужа. Такой поступок будет воспринят, как кощунство над памятью Христовой.

В этой примете нет никакой мистики. Огонь всегда обладал очищающей силой. А воск и вода - это такие материалы, которые очень хорошо записывают и передают информацию. Недаром и вода и воск используются магами и заклинателями.

Принесенная из церкви свеча несет на себе информацию добра, которое делал Иисус для всех нас и его безграничной к нам любви.

Ритуал на удачу и счастье

Этот ритуал можно делать в разные дни, но особую силу он имеет в Чистый Четверг, следующую за ним пятницу и субботу. Для его проведения нужно, чтобы никто не мешал. Обычно его выполняют вечером, когда все повседневные хлопоты уже закончились.

Нужно поставить на стол четверговую свечу, зажечь и некоторое время смотреть на пламя, думая о себе, о своих поступках за последнее время. Кому трудно думать про себя честно, может поставить рядом образ (иконку) Христа. Тогда получается лучше.

Это действие гораздо сильнее, чем исповедь, потому что в мысленном разговоре участвуют только двое - Вы и Бог. Больше никто вас не слышит и поэтому кривить душой нет смысла.

Затем нужно взять чистый лист бумаги и абсолютно честно написать, что в Вас самих, какие Ваши поступки мешают Вам стать счастливыми, мешают Вашему успеху и так далее. Писать нужно именно о Ваших просчетах и ошибках, а не о том, что кто-то Вас не замечает или недооценивает. Писать пожелания и просьбы на этом листе нельзя.

Когда Вы напишете все, что плохого в себе вспомните, сожгите этот лист на пламени четверговой свечи, думая о том, что все написанное должно из Вас уйти. Куда Вы выбросите пепел, нет разницы, главное, чтобы грязи не осталось.

Этот ритуал очень действенный, он помогает очень во многом, и улучшить отношения в семье, и достичь успехов на работе. Главное его условие - не кривить душой и не забывать, перед кем Вы исповедуетесь.

Смесь благочестия и суеверий

Четверговая свеча (четвережная, страстяная, страшная свеча, огонь евангельский) - свеча, наделявшаяся особыми свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на вечернем богослужении, состоящем из вечери четверга и утрени Великой Пятницы, во время чтения 12 Евангелий. Православная церковь видит в ней знак горячей любви верующих к Спасителю.

В народе огонек этой свечи считался святым. По окончанию службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечку иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, "чтобы не угасла благодать Господня в доме". Со свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.
Наибольшая магическая сила приписывалась свече, которую зажигали во время церковной службы не только в четверг, но и в пятницу при выносе плащаницы, а также на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи). Огарок свечи хранили весь год, на следующий Великий Четверг от него поджигали утром дрова в печи. Его зажигали перед иконами утром в день первого выгона скота. Страстной свечой благословляли молодых, зажигали ее во время пожара и больших гроз, чтобы уберечь дом от молнии, при тяжелых родах или во время болезни ее давали в руки страдающему от боли, чтобы облегчить мучения. С этой же целью больного поили водой, которой обливали огарок свечи. Но если никакие средства не помогали, и больной умирал, огарок свечи зажигали, когда душа начинала отлетать.

В Пермской губернии, чтобы уберечь скот от несчастий и получить от него хороший приплод, с огарком четверговой свечи его провожали в Егорьев день первый раз на пастбище. В некоторых местах крестьяне верили, что в Иванову ночь с огарком этой свечи можно раздобыть цветок папоротника и шапку-невидимку, при помощи которых можно стать богатым. Воду, которой обливали свечу, использовали и как приворотное средство. Если муж не любил жену или жена мужа, пермские крестьяне советовали напоить его или ее этой водой.

Холодная Вера Георгиевна
Этнографический музей

Следует понимать, что приписывание четверговой свече магических свойств является суеверием и идет вразрез с учением Православной Церкви, согласно которому помощь и исцеление подается не посредством неких магических действий, а по молитве и обращению к Богу, с готовностью принять Его волю, какова бы она ни была.

В то же время благочестивый обычай относиться с особым трепетом к огню свечи, горевшей при чтенииДвенадцати Страстных Евангелий, приносить его домой и возжигать от него домашние лампады не содержит в себе ничего дурного.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.